Научная статья на тему 'Педагогическая технология как способ профилактики утомления учащихся'

Педагогическая технология как способ профилактики утомления учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-ND
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / STUDENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА / EDUCATIONAL LOADING / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / FUNCTIONAL STATE OF THE ORGANISM / УТОМЛЕНИЕ / FATIGUE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / SAVING HEALTH / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова Марина Альбертовна, Лашнева И.П., Березина Н.О.

В статье приведены результаты гигиенической экспертизы инновационной педагогической технологии «ИнтеллекТ». На основе сравнительного анализа показаны возможности снижения утомительного влияния учебной нагрузки при реализации образовательной технологии, способствующей повышению функциональных возможностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова Марина Альбертовна, Лашнева И.П., Березина Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AS A WAY OF PREVENTION OF FATIGUE OF STUDENTS

The article presents the results of the hygienic examination of innovative pedagogical technology «Intellect». On the basis of comparative analysis of the possibilities of reducing the fatigues of the influence of the teaching load in the implementation of educational technology, to enhance the functional capabilities of the students.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология как способ профилактики утомления учащихся»

10

ЗНиСО МАРТ №3 (228)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, И.П. Лашнева, Н.О. Березина

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AS A WAY OF PREVENTION OF FATIGUE OF STUDENTS

M.I. Stepanova, Z.I. Sazanjuc, M.A. Polenova, I.P. Lashneva, N.O. Berezina НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, г. Москва

В статье приведены результаты гигиенической экспертизы инновационной педагогической технологии «ИнтеллекТ». На основе сравнительного анализа показаны возможности снижения утомительного влияния учебной нагрузки при реализации образовательной технологии, способствующей повышению функциональных возможностей учащихся.

Ключевые слова: школьники, образовательная нагрузка, функциональное состояние организма, утомление, здоровьесбережение, педагогические технологии. The article presents the results of the hygienic examination of innovative pedagogical technology «Intellect». On the basis of comparative analysis of the possibilities of reducing the fatigues of the influence of the teaching load in the implementation of educational technology, to enhance the functional capabilities of the students. Keywords: students, educational loading, the functional state of the organism, fatigue, saving health, pedagogical technologies.

Большая вариативность современного школьного обучения диктует необходимость гигиенической оценки педагогических инноваций. В соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополу-

чии населения» (1999 г.) образовательная деятельность относится к разряду потенциально опасных для здоровья. В связи с этим программы, методы и режимы обучения требуют санитарно-эпидемиологической экспертизы

МАРТ №3 (228)

11

для установления их адекватности возрастным и функциональным возможностям детей и безопасности для их здоровья.

Как показывают результаты научных исследований последних лет, в снижении утомительного влияния большой образовательной нагрузки на школьников важную роль играют педагогические технологии [1; 2; 3]. В соответствии с повышенными требованиями современного школьного образования особое значение приобретают педагогические приемы и методы, предполагающие целенаправленное развитие у школьников умственных функций, формирующих когнитивный процесс и технологию усвоения учебного материала. Одним из примеров решения этой проблемы может служить инновационная образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ), которая способствует повышению эффективности учебной деятельности путем развития познавательных способностей учащихся.

Цель данного исследования — установление здоровьесберегающего потенциала ОТИ. Динамические двухлетние исследования по изучению влияния школьного обучения с использованием ОТИ на организм учащихся 1—10-х классов (270 школьников) проводились на фоне образовательной нагрузки, превышающей гигиенические регламенты от 3 до 7 ч в неделю. Группу контроля составили 170 учащихся одной из школ г. Москва, в которой объем образовательной нагрузки в процессе обучения также превышал рекомендуемые показатели. Помимо этого, в качестве контроля были использованы популя-ционные показатели функционального состояния организма (ФСО) московских школьников, обучавшихся традиционно.

В работе применялся комплекс физиолого-гигиенических и статистических методов исследования. Динамика функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) учащихся и их психофизиологические реакции на учебную нагрузку оценивались с помощью общепринятых в гигиене детей и подростков методик [5].

В ходе гигиенической оценки данной педагогической инновации было установлено, что реализация ОТИ проводилась на уроках с помощью специальных заданий, направленных на тренинг когнитивных функций учащихся, в первую очередь, их предметно-речевых умений и навыков (чтения, говорения, письма и восприятия на слух) и психических качеств (памяти, внимания, воображения и мышления).

Результаты изучения влияния ОТИ на ФСО учащихся показали, что даже на фоне повышенной образовательной нагрузки школьники практически всех возрастов выполняли корректурные задания с большей скоростью, чем их сверстники из контрольной группы (р < 0,01—0,001), в связи с чем выявленные особенности умственной работоспособности (УР) можно рассматривать как результат целенаправленного тренинга когнитивных способностей учащихся. Вместе с тем, показатели точности корректурной пробы, которые у младших школьников были выше, а у учащихся 5—11-х классов наоборот — ниже, (по сравнению с данными их сверстников из группы контроля) не позволяют сделать столь однозначный вывод. Лучшие количественные показатели выполнения корректурных тестов по сравнению с традиционно обучающимися школьниками свидетельствуют, что ОТИ в целом позитивно влияет на психическое развитие учащихся, но при этом, согласно имеющимся данным, способствует развитию определенных когнитивных функций, тогда как гибкость и оперативность принятия целенаправленных решений развиваются у школьников под влиянием ОТИ недостаточно [4].

По данным гигиенической оценки также было установлено, что ОТИ, способствуя повышению познавательных способностей учащихся, позволяет им осваивать повышенные учебные нагрузки без кумуляции утомления, о чем свидетельствует тот факт, что сниженная в конце учебного дня работоспособность восстанавливалась уже к началу учебных занятий следующего дня. На это указывали устойчивые и высокие исходные значения интегрального показателя работоспособности (ИПР) учащихся 1—10-х классов как в начале, так и в конце учебного года, превышающие 1,0 усл. ед.

Не менее информативным оказался и сравнительный анализ показателей, характеризующих утомительное влияние обучения на фоне ОТИ в сочетании с повышенной образовательной нагрузкой с показателями контрольной группы (см. табл. 1). Для сравнения были выбраны учащиеся школы, где образовательная нагрузка также превышала предельно допустимую в основном за счет включения ежедневно меняющихся двигательно-активных занятий (плавание, спортивные игры, занятия в тренажерном зале, ритмика и т. д.). Как следует из представленных данных, первые два года обучения с использованием ОТИ

12

ЗНиСО МАРТ №3 (228)

сопровождались существенно более высокими показателями утомления школьников, чем в контроле (61,3—54,0 % и 27,3—25,3 % соответственно, р < 0,05), что, несомненно, связано с негативным влиянием повышенного объема образовательной нагрузки. Однако, по мере увеличения школьного стажа и, соответственно, продолжительности систематического использования ОТИ, показатели утомления учащихся становились достоверно ниже, чем в контрольной группе, а с середины второй ступени обучения и вплоть до 10-го класса (за исключением восьмиклассников) указанные различия исчезали. Повышение устойчивости к развитию утомления можно рассматривать как результат накопления эффекта реализации ОТИ: развитие познавательных способностей школьников, обеспечивающее снижение физиологической стоимости обучения.

Вместе с тем следует отметить, что в сравниваемых группах значения показателей выраженного утомления в большинстве случаев превышают условную популяционную норму (не более 30 %). Это свидетельствует о том, что реализуемые как в одной, так и в другой школе педагогические подходы не позволяют в полной мере устранить негативное влияние повышенных образовательных нагрузок, что подтверждает необходимость комплексного подхода для эффективного решения вопросов оптимизации обучения школьников. В качестве аргументации этого положения можно привести показатели УР учащихся 7-х классов, обучавшихся с использованием ОТИ. Если в ходе первой серии исследований (начало учебного года) перемены между уроками проводились традиционно, то во второй (конец учебного года) на 4-й перемене для учащихся были организованы ежедневные подвижные игры на свежем воздухе. В первом случае ИПР в конце учебного дня составил 0,5 усл. ед., а распространенность случаев сильного и выраженного утомления достигала 62,2 ± 7,2 %, тогда как на фоне двигательно-активных перемен те же показатели, несмотря на завершение учебного года, были достоверно лучше: 1,50 усл. ед. и 22,9 ± 6,1 %.

Полученные результаты позволяют заключить, что гигиеническая оптимизация учебного процесса в школе может быть достигнута за счет использования образовательной технологии «ИнтеллекТ» как способствующей развитию когнитивных функций учащихся. Это подтверждается данными нашего исследова-

Таблица 1. Распространенность показателей

мльного и выраженного утомления учащихся (%)

Классы ОТИ Контроль

1 61,3 ± 4,71 27,3 ± 3,1*

2 54,0 ± 4,5 25,3 ± 3,1*

4 35,6 ± 5,0 54,0 ± 3,5*

5 43,9 ± 4,0 56,9 ± 3,5*

6 34,4 ± 4,9 45,2± 3,5

7 41,9 ± 5,5 45,1 ± 3,5

8 32,9 ± 5,4 46,3 ± 3,5

9 36,1 ± 5,2 35,7 ± 3,4

10 35,4 ± 5,4 25,9 ± 3,1

Примечание: * - различия достоверны, p < 0,05

ния. Для эффективного решения вопросов снижения утомительности учебного процесса в ходе школьного обучения необходим комплексный подход, который предполагает не только повышение функциональных возможностей учащихся, но и оптимизацию условий обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. Лич-ностно-ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения. М.: Пробел-2000. 2006. 436 с.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН. 2009. 240 с.

3. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Поленова М.А. Современные проблемы школьного обучения: пути гигиенической оптимизации //Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 30—33.

4. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Храмцов П.И. Психогигиеническая оценка современных образовательных технологий //Материалы Всерос. научно-практ. конф. с межд. участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения». Москва, 2009. С. 439—441.

5. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров / Под ред. Г.Н. Сердюковской. М., 1987. 91 с.

Контактная информация:

Поленова Марина Альбертовна, тел.:8 (495) 917-10-60, e-mail: m.polenova@mail.ru

Conact information:

Polenova Marina Albertovna, phone: 8 (495) 917-10-60, e-mail: m.polenova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.