Научная статья на тему 'Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия становления'

Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия становления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
541
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРАКТИКИ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ОБЩНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / PRACTICES OF HEALTH SAVING / FAMILY / PARENT COMMUNITY / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / HYGIENE PRACTICES / SPORT PRACTICES / PROPHYLACTIC PRACTICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонова Н. Л.

В статье рассматриваются противоречия становления практик здоровьесбережения дошкольников в системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Выделены санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические практики и особенности их формирования в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practices of preschooler’s health saving: problems and contradictions formation

This article discusses the contradictions in formation of practices of preschooler’s health saving in the relations between family and preschool educational institutions. Hygiene, sport and prophylactic practices and features of their formations were highlighted.

Текст научной работы на тему «Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия становления»

дискуссия

журнал научных публикаций

Н. Л. Антонова, канд. социол. наук, доцент,

кафедра теории и истории социологии,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

[email protected]

ПРАКТИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ*

Проблему формирования и развития здоровьесберегающих практик следует отнести к одной из базовых практик современной жизнедеятельности индивидов, социальных групп. Здоровье становится предметом особого социологического осмысления. В поле исследовательского внимания оказываются различные его аспекты: социальная обусловленность, место в структуре ценностей, факторы, способствующие формированию и развитию, а также практики индивидов и групп, ориентированные на сохранение и поддержание здоровья, включенные в образ жизни.

Основной целью исследования автора стал анализ противоречий формирования практик здоровьесбере-жения дошкольников в системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения**. Состояние здоровья детей вызывает

Состояние здоровья детей вызывает сегодня наибольшие опасения. К школьному периоду дети собирают «целый букет» заболеваний.

сегодня наибольшие опасения. К школьному периоду дети собирают «целый букет» заболеваний. «В структуре хронической заболеваемости лидирующие позиции зани-

мают болезни костно-мышечной системы (23,3 %), болезни глаза и придаточного аппарата (17 %), пищеварительной системы (12,9 %)»1. Заболевания отчасти выступают следствием слабого развития здоровьесбере-гающих практик, формируемых в дошкольном возрасте. Кроме того, как отмечают Н. А. Головина и С. Н. Малафеева, исследуя младших школьников: «Нет достаточно сформированной внутренней мотивации к здоровому образу жизни, учащиеся не видят причинно-следственных связей между своим поведением и собственным развитием и здоровьем»2. Автор полагает, что изучение здоровьесберегающих практик дошкольников позволит раскрыть основные проблемы и противоречия в их становлении, а также определить возможные направления дальнейшего совершенствования.

Здоровьесберегаю-щие практики — это устойчивые и воспроизводимые действия и взаимодействия акторов (детей), направленные на сохранение и укрепление здоровья, становление здорового об-

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 11-13-66007а/У.

** Исследование было проведено весной 2012 г. в г. Екатеринбурге. В ходе исследования автор опросил родителей дошкольников (N=120), педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений (N=14), провел беседы с детьми подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений Чка-ловского района г. Екатеринбурга.

№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

раза жизни. В концептуальной модели исследования они представляют собой систему санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и физкультурно-оздоровительных практик, особенности каждой из которых раскроем ниже.

Санитарно-гигиенические практики. В ходе исследования были выделены две базовые составляющие санитарно-гигиенических практик: режим дня и личная гигиена. Полученные материалы свидетельствуют, что в структуре свободного времяпрепровождения семьи отсутствуют здоровьесберегающие практики, и дети вынуждены либо включаться в деятельность родителей (просмотр телевизора, посещение магазинов, кафе), либо формировать собственную систему действий (компьютерные игры). В ходе беседы дети прокомментировали режим дня в выходные и праздничные дни в семье следующим образом: «... в выходные весь день за компьютером играю» (мальчик, 6 лет) «... смотрю телевизор допоздна» (девочка, 5 лет), «... хожу с мамой и папой в кафе, ем картошку фри с кока-колой....» (мальчик, 6 лет).

Родители не включают в свой образ жизни совместные действия с детьми, направленные на укрепление и развитие их здоровья. Привычная «детсадовская» структура образа жизни дошкольников в семье меняется, что влечет за собой противоречия в усвоении моделей здоровьесберега-ющих практик. Если в дошкольном образовательном учреждении существует утвержденный распорядок дня, а одной из базовых его функций выступает сохранение и развитие здоровья ребенка, то в семье режим дня нарушается, а здоровье ребенка вызывает опасения родителей лишь в случае болезни.

Основным элементом личной гигиены является уход за телом. Опрошенные автором родители были единодушны, утверждая, что дети соблюдают личную гигиену, при этом все респонденты заметили, что у ребенка имеется собственное спальное место, личное полотенце и столовые предметы (чашка, тарелка). Кроме того, 95 % родителей отмечают, что ребенок моет руки перед едой, после возвращения с улицы/посещения туалета; 90 % — умывается и чистит

65 % родителей в случае заболевания ребенка используют самолечение, и лишь третья часть идет с ребенком на прием к врачу.

зубы дважды в день; 55 % — самостоятельно переодевается в домашнюю одежду после прихода с улицы; 35 % — прибирается в комнате; 5 % — пользуется носовым платком.

Дети-дошкольники в силу возрастных особенностей (наблюдательность, любознательность, потребность в самостоятельных действиях) достаточно быстро и легко способны принять и воспроизвести нормы личной гигиены в повседневных практиках. Эти особенности ребенка активно используются педагогами в дошкольных образовательных учреждениях. К числу способов трансляции и закрепления гигиенических навыков педагогическая общность отнесла как систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, так и обучение и показ, а также различные упражнения, направленные на выполнение гигиенических действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр. Как отмечает один из педагогов: «В играх мы не только учим детей правильно одеваться, но, и показываем алгоритм — очередность одевания тех или иных предметов одежды» (женщина, стаж работы 22 года).

Результаты исследования, таким образом, показывают, что ребенок успешно осваивает и воспроизводит практики ухода за телом, но практика соблюдения режима дня как рационального суточного режима в семье нарушается.

Лечебно-профилактические практики. Наибольшая часть родителей использует пассивный инструмент профилактической направленности — прием витаминов (60 %). Данный механизм не требует значительных усилий и действий со стороны индивидов, этот способ достаточно прост в использовании. Единственный ресурс, который требуется, небольшие финансовые средства.

Рациональное регулярное питание способствует развитию и жизнедеятельности человеческого организма, улучшению здоровья и профилактике заболеваний. Только каждый третий родитель отметил, что использует этот инструмент в своей повседневной практике. Высокая занятость, увеличивающиеся нагрузки на организм человека, возрастающий темп жизни становятся

дискуссия

журнал научных публикаций

препятствиями для рационального регулярного питания. Чашка кофе утром, обед «на ходу» и обильный плотный ужин поздним вечером — это, пожалуй, образец режима и структуры питания современного работающего индивида. Пример родителей становится основой для подражания и для ребенка. Иллюстрацией к данному факту может выступить высказывание заведующей одного из дошкольных образовательных учреждений: «Дети не умеют есть овощи, в семье их не употребляют в пищу, поэтому в детском саду они категорически отказываются их кушать» (женщина, стаж работы 35 лет).

Посещение врачей выступает для родителей настоящей проблемой. Это связано с организацией приема и доступностью медицинской помощи в поликлинических учреждениях, включенных в систему обязательного медицинского страхования (трудности с получением талона на прием и очереди к врачу и при получении процедур, обследовании). Отсюда вполне разумным выглядит желание обратиться к практикам самолечения либо вообще отказаться от лечения по принципу «само пройдет». Результаты опроса показали, что 65 % родителей в случае заболевания ребенка используют самолечение, и лишь третья часть идет с ребенком на прием к врачу. Автор полагает, что несмотря на проблемы и трудности в системе медицинского обслуживания, актуализация практики самолечения может привести к осложнениям и дальнейшим неблагоприятным последствиям для организма. Родители воспроизводят модель практики самолечения, используемую для улучшения собственного здоровья, и в отношении своих детей. Дети в играх транслируют подобные практики, как отметил один из педагогов: «... играют в дочки-матери: "Заболела? Сейчас пойду в аптеку и куплю лекарство". Мама не предлагает сходить к врачу, а сразу идет и покупает лекарство» (женщина, стаж работы 10 лет).

По мнению детей, родители и ближайшие родственники проявляют заботу о здоровье следующим образом: «Мама меряет (измеряет) температуру, покупает лекарства» (девочка, 6 лет), «Бабушка говорит мне полоскать горло» (девочка, 6 лет),

Взрослые посещают фитнес-центры, занимаются плаванием

и т. п., не привлекая детей к данным видам деятельности.

«Когда я болею, папа покупает мне сок» (мальчик, 5 лет). Беседы с детьми показали, что основные мероприятия, которые проводят родители, касаются не профилактики заболеваний, а лечения. Что касается дошкольного образовательного учреждения, то педагогами и специалистами в ходе интервью был представлен широкий спектр практик лечебно-профилактического толка: витаминизация блюд, кислородные коктейли, соляная шахта, закаливание, осмотр специалистами и др. В этой связи интересен взгляд детской общности. Дошкольники отмечают: «в детском саду мне дают полезную пищу. » (мальчик, 6 лет), «... еще дают витамины, ... ставят прививки» (девочка, 6 лет), «... мы ходим заниматься в бассейн» (мальчик, 5 лет), «... у нас есть соляная шахта — очень полезная для здоровья» (мальчик 6 лет). Дети довольно четко и внятно обозначают круг профилактических мероприятий, проводимых в образовательном учреждении, при этом практически все участники бесед выделяют работу медперсонала: «у нас есть медсестра, если кто-то заболел, то сразу ведут к ней» (мальчик, 6 лет), «. утром в группу приходит врач (медсестра) проверять» (мальчик, 6 лет).

Таким образом, профилактические мероприятия в отношении здоровья характерны как для дошкольного образовательного учреждения, так и для семьи. Однако родительская общность отдает предпочтение скорее практике самолечения, нежели получению квалифицированной медицинской помощи в случае заболевания, что и воспроизводится в игровой деятельности ребенка.

Физкультурно-оздоровительные практики. Занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении проходят 2-3 раза в неделю. Педагоги отметили, что в детских учреждениях, как правило, имеется собственный оборудованный зал для таких занятий. Они проходят в игровой форме с музыкальным сопровождением. Для старшей и подготовительной групп используются эстафеты с преодолением препятствий. Наряду с физкультурными занятиями проводятся утренняя гимнастика в группах, в перерывах между учебными занятиями — физкультурные пятиминутки.

№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Воспроизводятся ли подобные практики в семье? Результаты опроса родительской общности показывают, что родители не включают детей в собственные физкуль-турно-оздоровитель-ные практики. Речь идет о том, что взрослые посещают фитнес-центры, занимаются плаванием и т. п., не привлекая детей к данным видам дея-

Действия семьи как основного агента социализации зачастую противоречат нормам здоровье-сбережения, закладываемым в детском учреждении.

взаимодействия педагогического коллектива с семьей, но отметил дефицит времени для участия в них. В целом, физкультурно-оздоровительные практики пока не являются ведущим видом деятельности в структуре образа жизни семьи.

Таким образом, исследовательские материалы позволяют выделить следующие противо-

тельности. Ребенок за пределами дошкольного образовательного учреждения оказывается в ситуации эксклюзии из системы физкультурно-оздоровительной деятельности.

Вместе с тем, родители отмечают, что в свободное время играют с детьми. 45 % родителей играют со своими детьми в интеллектуальные игры, каждый четвертый — в настольные игры. Отмеченные виды игр можно охарактеризовать как пассивные, не требующие от ребенка физической активности. Сюжетно-ролевые игры также не требуют от дошкольника серьезных физических нагрузок, в отличие от подвижных игр, в которые играют с детьми лишь 5 % опрошенных родителей. Каждый десятый родитель не принимает участие в играх со своим ребенком. Инициатором игр, как правило, выступает сам ребенок, лишь 15 % опрошенных отметили себя в качестве организатора игровой деятельности.

Одним из механизмов решения проблемы выступают совместные мероприятия с родителями, проводимые педагогами дошкольных образовательных учреждений, в которых родительская общность принимает деятельное участие. Родители, став не зрителями, а участниками мероприятий, повышают уровень грамотности и информированности в области физического развития и воспитания собственных детей. Кроме того, совместные мероприятия ведут к гармонизации детско-родительских отношений, эмоционально-тактильному сближению. В ходе опроса педагоги отметили такие совместные мероприятия, как «веселые старты», «прогулки и подвижные игры на природе», «детские олимпийские игры (летние и зимние)», «папа, мама и я — спортивная семья». Что касается родителей, то каждый четвертый опрошенный признал наличие совместных мероприятий в системе способов

речия становления практик здоровьесбере-жения дошкольников. Во-первых, режим дня, характерный для дошкольного образовательного учреждения, нарушается в семье. Во-вторых, физкультурно-оздоровительные практики не являются ведущими в структуре свободного времяпрепровождения семьи. В-третьих, семья обращается к практикам самолечения, которые замещают посещение врача. Опасность в данном случае заключается в воспроизводстве дошкольниками данной практики в будущей жизнедеятельности. В целом, дошкольное образовательное учреждение, формируя и транслируя здоро-вьесберегающие практики, может «работать вхолостую», поскольку действия семьи как основного агента социализации зачастую противоречат нормам здоровьесбережения, закладываемым в детском учреждении.

Одним из путей решения существующих проблем может стать включение инновационных способов взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. К числу таких способов отнесем открытые занятия с детьми с участием родителей в игровой форме, открытый родительский университет, выставки, вернисажи работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии. Как показал опрос, данные способы пока еще не стали основными в системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, лидирующие позиции остаются за родительскими собраниями и консультациями. ^

1. Ануфриева Е. В. и др. Состояние здоровья школьников и современные программы развития системы школьного здравоохранения в регионе // Здравоохранение сегодня. 2012. Т. 3. С. 17.

2. Головина Н. А., Малафеева С. Н. Здоровьеформи-рующий подход к учащимся младших классов в процессе обучения в школе // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.