дискуссия
журнал научных публикаций
Н. Л. Антонова, канд. социол. наук, доцент,
кафедра теории и истории социологии,
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
ПРАКТИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ*
Проблему формирования и развития здоровьесберегающих практик следует отнести к одной из базовых практик современной жизнедеятельности индивидов, социальных групп. Здоровье становится предметом особого социологического осмысления. В поле исследовательского внимания оказываются различные его аспекты: социальная обусловленность, место в структуре ценностей, факторы, способствующие формированию и развитию, а также практики индивидов и групп, ориентированные на сохранение и поддержание здоровья, включенные в образ жизни.
Основной целью исследования автора стал анализ противоречий формирования практик здоровьесбере-жения дошкольников в системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения**. Состояние здоровья детей вызывает
Состояние здоровья детей вызывает сегодня наибольшие опасения. К школьному периоду дети собирают «целый букет» заболеваний.
сегодня наибольшие опасения. К школьному периоду дети собирают «целый букет» заболеваний. «В структуре хронической заболеваемости лидирующие позиции зани-
мают болезни костно-мышечной системы (23,3 %), болезни глаза и придаточного аппарата (17 %), пищеварительной системы (12,9 %)»1. Заболевания отчасти выступают следствием слабого развития здоровьесбере-гающих практик, формируемых в дошкольном возрасте. Кроме того, как отмечают Н. А. Головина и С. Н. Малафеева, исследуя младших школьников: «Нет достаточно сформированной внутренней мотивации к здоровому образу жизни, учащиеся не видят причинно-следственных связей между своим поведением и собственным развитием и здоровьем»2. Автор полагает, что изучение здоровьесберегающих практик дошкольников позволит раскрыть основные проблемы и противоречия в их становлении, а также определить возможные направления дальнейшего совершенствования.
Здоровьесберегаю-щие практики — это устойчивые и воспроизводимые действия и взаимодействия акторов (детей), направленные на сохранение и укрепление здоровья, становление здорового об-
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 11-13-66007а/У.
** Исследование было проведено весной 2012 г. в г. Екатеринбурге. В ходе исследования автор опросил родителей дошкольников (N=120), педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений (N=14), провел беседы с детьми подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений Чка-ловского района г. Екатеринбурга.
№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
раза жизни. В концептуальной модели исследования они представляют собой систему санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и физкультурно-оздоровительных практик, особенности каждой из которых раскроем ниже.
Санитарно-гигиенические практики. В ходе исследования были выделены две базовые составляющие санитарно-гигиенических практик: режим дня и личная гигиена. Полученные материалы свидетельствуют, что в структуре свободного времяпрепровождения семьи отсутствуют здоровьесберегающие практики, и дети вынуждены либо включаться в деятельность родителей (просмотр телевизора, посещение магазинов, кафе), либо формировать собственную систему действий (компьютерные игры). В ходе беседы дети прокомментировали режим дня в выходные и праздничные дни в семье следующим образом: «... в выходные весь день за компьютером играю» (мальчик, 6 лет) «... смотрю телевизор допоздна» (девочка, 5 лет), «... хожу с мамой и папой в кафе, ем картошку фри с кока-колой....» (мальчик, 6 лет).
Родители не включают в свой образ жизни совместные действия с детьми, направленные на укрепление и развитие их здоровья. Привычная «детсадовская» структура образа жизни дошкольников в семье меняется, что влечет за собой противоречия в усвоении моделей здоровьесберега-ющих практик. Если в дошкольном образовательном учреждении существует утвержденный распорядок дня, а одной из базовых его функций выступает сохранение и развитие здоровья ребенка, то в семье режим дня нарушается, а здоровье ребенка вызывает опасения родителей лишь в случае болезни.
Основным элементом личной гигиены является уход за телом. Опрошенные автором родители были единодушны, утверждая, что дети соблюдают личную гигиену, при этом все респонденты заметили, что у ребенка имеется собственное спальное место, личное полотенце и столовые предметы (чашка, тарелка). Кроме того, 95 % родителей отмечают, что ребенок моет руки перед едой, после возвращения с улицы/посещения туалета; 90 % — умывается и чистит
65 % родителей в случае заболевания ребенка используют самолечение, и лишь третья часть идет с ребенком на прием к врачу.
зубы дважды в день; 55 % — самостоятельно переодевается в домашнюю одежду после прихода с улицы; 35 % — прибирается в комнате; 5 % — пользуется носовым платком.
Дети-дошкольники в силу возрастных особенностей (наблюдательность, любознательность, потребность в самостоятельных действиях) достаточно быстро и легко способны принять и воспроизвести нормы личной гигиены в повседневных практиках. Эти особенности ребенка активно используются педагогами в дошкольных образовательных учреждениях. К числу способов трансляции и закрепления гигиенических навыков педагогическая общность отнесла как систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, так и обучение и показ, а также различные упражнения, направленные на выполнение гигиенических действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр. Как отмечает один из педагогов: «В играх мы не только учим детей правильно одеваться, но, и показываем алгоритм — очередность одевания тех или иных предметов одежды» (женщина, стаж работы 22 года).
Результаты исследования, таким образом, показывают, что ребенок успешно осваивает и воспроизводит практики ухода за телом, но практика соблюдения режима дня как рационального суточного режима в семье нарушается.
Лечебно-профилактические практики. Наибольшая часть родителей использует пассивный инструмент профилактической направленности — прием витаминов (60 %). Данный механизм не требует значительных усилий и действий со стороны индивидов, этот способ достаточно прост в использовании. Единственный ресурс, который требуется, небольшие финансовые средства.
Рациональное регулярное питание способствует развитию и жизнедеятельности человеческого организма, улучшению здоровья и профилактике заболеваний. Только каждый третий родитель отметил, что использует этот инструмент в своей повседневной практике. Высокая занятость, увеличивающиеся нагрузки на организм человека, возрастающий темп жизни становятся
дискуссия
журнал научных публикаций
препятствиями для рационального регулярного питания. Чашка кофе утром, обед «на ходу» и обильный плотный ужин поздним вечером — это, пожалуй, образец режима и структуры питания современного работающего индивида. Пример родителей становится основой для подражания и для ребенка. Иллюстрацией к данному факту может выступить высказывание заведующей одного из дошкольных образовательных учреждений: «Дети не умеют есть овощи, в семье их не употребляют в пищу, поэтому в детском саду они категорически отказываются их кушать» (женщина, стаж работы 35 лет).
Посещение врачей выступает для родителей настоящей проблемой. Это связано с организацией приема и доступностью медицинской помощи в поликлинических учреждениях, включенных в систему обязательного медицинского страхования (трудности с получением талона на прием и очереди к врачу и при получении процедур, обследовании). Отсюда вполне разумным выглядит желание обратиться к практикам самолечения либо вообще отказаться от лечения по принципу «само пройдет». Результаты опроса показали, что 65 % родителей в случае заболевания ребенка используют самолечение, и лишь третья часть идет с ребенком на прием к врачу. Автор полагает, что несмотря на проблемы и трудности в системе медицинского обслуживания, актуализация практики самолечения может привести к осложнениям и дальнейшим неблагоприятным последствиям для организма. Родители воспроизводят модель практики самолечения, используемую для улучшения собственного здоровья, и в отношении своих детей. Дети в играх транслируют подобные практики, как отметил один из педагогов: «... играют в дочки-матери: "Заболела? Сейчас пойду в аптеку и куплю лекарство". Мама не предлагает сходить к врачу, а сразу идет и покупает лекарство» (женщина, стаж работы 10 лет).
По мнению детей, родители и ближайшие родственники проявляют заботу о здоровье следующим образом: «Мама меряет (измеряет) температуру, покупает лекарства» (девочка, 6 лет), «Бабушка говорит мне полоскать горло» (девочка, 6 лет),
Взрослые посещают фитнес-центры, занимаются плаванием
и т. п., не привлекая детей к данным видам деятельности.
«Когда я болею, папа покупает мне сок» (мальчик, 5 лет). Беседы с детьми показали, что основные мероприятия, которые проводят родители, касаются не профилактики заболеваний, а лечения. Что касается дошкольного образовательного учреждения, то педагогами и специалистами в ходе интервью был представлен широкий спектр практик лечебно-профилактического толка: витаминизация блюд, кислородные коктейли, соляная шахта, закаливание, осмотр специалистами и др. В этой связи интересен взгляд детской общности. Дошкольники отмечают: «в детском саду мне дают полезную пищу. » (мальчик, 6 лет), «... еще дают витамины, ... ставят прививки» (девочка, 6 лет), «... мы ходим заниматься в бассейн» (мальчик, 5 лет), «... у нас есть соляная шахта — очень полезная для здоровья» (мальчик 6 лет). Дети довольно четко и внятно обозначают круг профилактических мероприятий, проводимых в образовательном учреждении, при этом практически все участники бесед выделяют работу медперсонала: «у нас есть медсестра, если кто-то заболел, то сразу ведут к ней» (мальчик, 6 лет), «. утром в группу приходит врач (медсестра) проверять» (мальчик, 6 лет).
Таким образом, профилактические мероприятия в отношении здоровья характерны как для дошкольного образовательного учреждения, так и для семьи. Однако родительская общность отдает предпочтение скорее практике самолечения, нежели получению квалифицированной медицинской помощи в случае заболевания, что и воспроизводится в игровой деятельности ребенка.
Физкультурно-оздоровительные практики. Занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении проходят 2-3 раза в неделю. Педагоги отметили, что в детских учреждениях, как правило, имеется собственный оборудованный зал для таких занятий. Они проходят в игровой форме с музыкальным сопровождением. Для старшей и подготовительной групп используются эстафеты с преодолением препятствий. Наряду с физкультурными занятиями проводятся утренняя гимнастика в группах, в перерывах между учебными занятиями — физкультурные пятиминутки.
№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Воспроизводятся ли подобные практики в семье? Результаты опроса родительской общности показывают, что родители не включают детей в собственные физкуль-турно-оздоровитель-ные практики. Речь идет о том, что взрослые посещают фитнес-центры, занимаются плаванием и т. п., не привлекая детей к данным видам дея-
Действия семьи как основного агента социализации зачастую противоречат нормам здоровье-сбережения, закладываемым в детском учреждении.
взаимодействия педагогического коллектива с семьей, но отметил дефицит времени для участия в них. В целом, физкультурно-оздоровительные практики пока не являются ведущим видом деятельности в структуре образа жизни семьи.
Таким образом, исследовательские материалы позволяют выделить следующие противо-
тельности. Ребенок за пределами дошкольного образовательного учреждения оказывается в ситуации эксклюзии из системы физкультурно-оздоровительной деятельности.
Вместе с тем, родители отмечают, что в свободное время играют с детьми. 45 % родителей играют со своими детьми в интеллектуальные игры, каждый четвертый — в настольные игры. Отмеченные виды игр можно охарактеризовать как пассивные, не требующие от ребенка физической активности. Сюжетно-ролевые игры также не требуют от дошкольника серьезных физических нагрузок, в отличие от подвижных игр, в которые играют с детьми лишь 5 % опрошенных родителей. Каждый десятый родитель не принимает участие в играх со своим ребенком. Инициатором игр, как правило, выступает сам ребенок, лишь 15 % опрошенных отметили себя в качестве организатора игровой деятельности.
Одним из механизмов решения проблемы выступают совместные мероприятия с родителями, проводимые педагогами дошкольных образовательных учреждений, в которых родительская общность принимает деятельное участие. Родители, став не зрителями, а участниками мероприятий, повышают уровень грамотности и информированности в области физического развития и воспитания собственных детей. Кроме того, совместные мероприятия ведут к гармонизации детско-родительских отношений, эмоционально-тактильному сближению. В ходе опроса педагоги отметили такие совместные мероприятия, как «веселые старты», «прогулки и подвижные игры на природе», «детские олимпийские игры (летние и зимние)», «папа, мама и я — спортивная семья». Что касается родителей, то каждый четвертый опрошенный признал наличие совместных мероприятий в системе способов
речия становления практик здоровьесбере-жения дошкольников. Во-первых, режим дня, характерный для дошкольного образовательного учреждения, нарушается в семье. Во-вторых, физкультурно-оздоровительные практики не являются ведущими в структуре свободного времяпрепровождения семьи. В-третьих, семья обращается к практикам самолечения, которые замещают посещение врача. Опасность в данном случае заключается в воспроизводстве дошкольниками данной практики в будущей жизнедеятельности. В целом, дошкольное образовательное учреждение, формируя и транслируя здоро-вьесберегающие практики, может «работать вхолостую», поскольку действия семьи как основного агента социализации зачастую противоречат нормам здоровьесбережения, закладываемым в детском учреждении.
Одним из путей решения существующих проблем может стать включение инновационных способов взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. К числу таких способов отнесем открытые занятия с детьми с участием родителей в игровой форме, открытый родительский университет, выставки, вернисажи работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии. Как показал опрос, данные способы пока еще не стали основными в системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, лидирующие позиции остаются за родительскими собраниями и консультациями. ^
1. Ануфриева Е. В. и др. Состояние здоровья школьников и современные программы развития системы школьного здравоохранения в регионе // Здравоохранение сегодня. 2012. Т. 3. С. 17.
2. Головина Н. А., Малафеева С. Н. Здоровьеформи-рующий подход к учащимся младших классов в процессе обучения в школе // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 146.