Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ В ШКОЛАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ В ШКОЛАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author touches upon hygienic requirements relative to school day routine and to conditions necessary to ensure its proper organization in prolonged day schools. This new type of an educational institution has been established in compliance with the division of CC CPSU and the Council of Ministers with the aim of improving social edu cation and providing aid to individual families in realizing this goal. The article throws light on hygienic requirements for auxiliary premises of prolonged day schools and on their size, for the school lot and its arrangement in accordance with the existing specially adjusted school buildings and with those under design. The new designs of buildings intended for prolonged day schools should meet all these specific requirements.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ В ШКОЛАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»

3. Импульсный и стабильный шум с уровнем силы 70—75 дб не вызывает каких-нибудь существенных изменений со стороны изученных функций организма. Отмечаемые при этом реакции организма при воздействии данного параметра силы шума были значительно менее выраженными и возвращались к своей исходной величине до наблюдения быстрее, чем при воздействии шума 80—85 и 95—100 дб. Это, возможно, следует учитывать при обосновании дальнейших мероприятий по уменьшению вредного действия шума различного характера на организм.

ЛИТЕРАТУРА

Красногорский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. М., 1954, т. 1, стр. 227. — Навроцкий В. К., С меля н-ский 3. Б. Тезисы докл. 13-й Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционнстов. М., 1956, кн. 1, стр. 30. — Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М.—Л., 1936. — Славин И. И. Производственный шум и борьба с ним. М., 1955. — Шапшев К. Н. Вопросы городского шума и борьба с ним. Л., 1939. — Williams Ch. R., Am. Industr. Hyg. Ass Quart., 1956, v. 17, p. 319.

Поступила 15/IV 1960 r.

THE EFFECT OF PULSATING AND STABLE NOISE ON THE BODY UNDER EXPERIMENTAL CONDITIONS

O. P. Shepelin, assistant

The effect exerted by pulsating and stable high-frequency and medium-frequency noise at a level of 70 to 75, of 80 to 85 and of 95 to 100 decibles on blood pressure, vascular reaction, chronaxy, auditory and vestibular analyzers and salivation has been studied in 7 persons in a special sound- and vibration- proof chamber. The pulsating noise was found to produce a more harmful effect on the investigated functions than the stable one. A noise of 70 to 75 decibles did not cause any considerable changes in the body; the latter fact should be taken into consideration in working out hygienic noiste standards.

Ъ -йг -й-

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ В ШКОЛАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

М. В. Антропова

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены

АПН РСФСР

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ с продленным днем»1 в городах, рабочих поселках и сельской местности без увеличения сменности занятий в школах будут развертываться учебно-воспитательные учреждения с продленным днем, охватывающие учащихся 1—8-х классов.

Создание школ с продленным днем параллельно с расширением сети школ-интернатов направлено на дальнейшее улучшение общественного воспитания и усиление помощи семье. Школы с продленным днем, как и школы-интернаты, обеспечивая высокий уровень общественного воспитания и общего политехнического образования, призваны также содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей. Поэтому в них без всяких помех должны широко проводиться оздоровительные мероприятия среди всех учащихся и особенно среди детей, имеющих ослабленное здоровье.

1 «Правда» № 73 от 13 марта 1960 г.

В школах с продленным днем дети будут находиться с 8 часов — 8 часов 30 минут до 18 часов 30 минут — 19 часов, т. е. 10—11 часов. Это охватывает почти целиком все время бодрствования учащихся 1—2-х классов и около 70% времени бодрствования учащихся старших классов. В связи с этим школа становится полностью ответственной за правильную организацию различных видов деятельности и отдыха детей, а также за обеспечение достаточного и полноценного их питания.

Правильная организация режима дня детей в школе будет крайне затруднительной при отсутствии необходимых условий: численно ограниченного коллектива учащихся, достаточных по составу и площади основных и вспомогательных помещений, а также их удобного расположения, рационального оборудования и благоустроенного усадебного участка. Опыт работы школ-интернатов, особенно размещенных в приспособленных, а не в специально построенных зданиях, показывает, что большой коллектив воспитанников является существенной помехой в проведении воспитательной работы, оздоровительных мероприятий и четкой организации режима дня и отдельных его элементов. Это позволяет выдвинуть требование, чтобы школы с продленным днем были только односменными с одним-двумя, но не более чем с тремя параллельными классами.

Одномоментное осуществление всеми учащимися отдельных элементов режима дня — приема пищи, сна, активного отдыха на воздухе — потребует непомерно большой площади общешкольных помещений и усадебного участка. Поэтому режим дня необходимо будет организовать так, чтобы общешкольные помещения (столовая, актовый и гимнастический зал, веранды, кабинеты и лаборатории), а также пришкольный участок можно было использовать поочередно разными классами. Это вполне осуществимо, поскольку возрастные особенности детей, в частности особенности высшей нервной деятельности, диктуют именно дифференцированное построение режима дня в 1—2-х, 3—4-х и 5—8-х классах. Исходными для такого построения являются гигиенические нормативы: продолжительность учебных и неучебных занятий и отдыха учащихся младших и средних классов.

В школах с продленным днем широко должно быть организовано физическое воспитание учащихся как одно из важнейших средств, содействующих росту, развитию и высокой работоспособности организма. Гимнастика до уроков, физкультурные паузы во время учебных занятий, ежедневные дополнительные к урокам физической культуры непродолжительные (20—25 минут) занятия физическими упражнениями в начальных классах; ежедневные подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе в часы отдыха, работа спортивных секций и секций общей физической подготовки — все это должно иметь место в режиме школ с продленным днем. Не менее важно предусмотреть время и условия для творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся: занятий музыкой, пением, хореографией, работы в различных технических кружках.

В течение дня учащиеся 1—2-х классов нуждаются не только в активном отдыхе, но и сне. Дневной сон в течение 1 — Р/з часов, проходящий в гигиенически полноценных условиях, обеспечивает восстановление работоспособности организма 7—10-летних детей в большей мере, чем активный отдых (Л. И. Александрова, В. В. Крыжановская, Л. В. Михайлова). После отдыха с часовым сном показатели работоспособности у детей оказываются на 26% выше, чем после отдыха без сна. Благодаря относительно более высокой работоспособности учащиеся после дневного сна затрачивают меньше всего времени на приготовление уроков (В. В. Крыжановская).

Таким образом, помимо учебных занятий с учителем и самостоятельного выполнения учащимися заданий под контролем воспитателя.

а также общественно полезного труда, включающего и работы по самообслуживанию, в режиме школ с продленным днем нужно не только предусмотреть, но и обеспечить для учащихся 1—2-х классов одночасовой сон, 3—31/»-часовое пребывание на воздухе, состоящее из 3 раздельных прогулок, 1 — Р/г-часовую творческую деятельность или свободное время; для учащихся 3—8-х классов — 2—21/г-часовое пребывание на воздухе, Р/г—2-часовую творческую деятельность или свободное время. На двухразовое питание для учащихся всех возрастных групп необходимо выделить не менее 20 минут на горячий завтрак и 30 минут на обед. Горячий завтрак должен быть не менее 25%, а обед не менее 50% общесуточной калорийности ежедневного рациона детей 8—12 лет.

Примерами дифференцированного построения режима дня могут служить схемы, приведенные в табл. 1, 2. В этих примерных режимах количество уроков, продолжительность самостоятельных учебных занятий, общественно полезного труда для каждой возрастной группы учащихся приведено в соответствии с рекомендованными гигиеническими нормативами. Предусмотрено время для дневного сна учащихся 1—2-х классов и детей с ослабленным здоровьем, выделены часы для активного отдыха на открытом воздухе и творческой деятельности. Примерная схема режима дня, представленная в табл. 1, является более рациональной, поскольку для учащихся 1—2-х классов рекомендуется 35-минутная продолжительность уроков, после которых организуются 5—10-минутные перемены. Однако такой режим учебных занятий осуществить затруднительно, если школа не располагает для учащихся 1—2-х классов изолированными учебными и рекреационными помещениями. Большинство школьных зданий, эксплуатируемых в настоящее время, своей планировкой вынуждает учителей проводить в 1-х классах учебные занятия по типу комбинированных уроков и организовывать перемены вместе с учащимися других классов через каждые 45 минут. Такой организации учебных занятий в большей мере будет отвечать примерная схема режима дня учащихся, представленная в табл. 2. Особое внимание в школах с продленным днем следует уделять учащимся с ослабленным здоровьем: с туберкулезной интоксикацией I степени, рекон-валенсцентам после тяжелых заболеваний, больным ревматизмом в межприступном периоде, детям с пониженным физическим развитием и содержанием гемоглобина ниже 60% по старой шкале, или 11 г% по новому исчислению, высоковозбудимым и быстро утомляющимся. Учащиеся с ослабленным здоровьем должны ежедневно спать 1 — I1/» часа на свежем воздухе и гулять не менее 3—З1/» часов. Было бы целесообразно таких детей обеспечить специальным трехразовым питанием. Третье питание так же, как и первые два, следует, видимо, организовать за счет средств родителей или в случае необходимости за счет дотаций исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся. Оздоровительный режим в течение хотя бы 6—12 дней следовало бы создавать и учащимся, перенесшим кратковременные заболевания . (ангины, катар верхних дыхательных путей), особенно тем из них, которые имеют недостаточно хорошие бытовые условия. Наблюдения свидетельствуют о том, что нормальное функциональное состояние высшей нервной деятельности детей, перенесших даже кратковременные заболевания, восстанавливается намного позже их клинического выздоровления (Е. П. Стромская, 1954). Поэтому организация для таких детей специального питания, сна на воздухе и длительных прогулок будет способствовать более быстрому их оздоровлению.

Возникает вопрос, где же организовывать сон учащихся 1—2-х классов и учащихся с ослабленным здоровьем. Видимо, для сна учащихся 1—2-х классов необходимо будет использовать специальные помещения (неотепленные веранды) или актовый зал, классные комнаты, если они оборудованы складируемой мебелью, и рекреации зального

3 Гигиена и санитария. № 3

33

Примерная схема режима дня учащихся в школах продленного дня (1 й вариант)

Таблица I

Моменты режим»

1-2-й

Класс 3-4-й

5-8-Я

8 часов 30 минут 11 часов 05 минут

11 1 05 »

11 » 05 » —12 чаосв 05 минут 11 часов 05 минут— 11 часов

35 минут 14

11 часов 35 минут — часов

12 » 05 > —13 » 50 » 30 минут

13 » 50 » —14 » 20 > 14 часов 30 минут — 15 1

14 » 20 » —15 » 30 » —

14 » 20 » -16 » 15—17 часов

16 » — 17 часов 30 минут 17-19 »

19 » 19 »

Приход в школу, гимнастика, начало

занятий . . .........

Окончание 3 уроков.......•

Большей перерыв и первое питание — горячий завтрак, отдых на открытом воздухе.....• •......

Продолжение уроков, самостоятельные учебные занятия .........

Второе питание — обед.......

Сон для учащихся 1—2-х классов

и детей с ослабленным здоровьем Прггулки, подвижнье игры, ра влечения, общественно полезный труд на

открытом воздухе .........

Работа кружков, резервное время для самостоятельных учебных занятий учащихся 7—8-х классов, общественно полезный труд .... • . . Свс бодное время, прогулки, игры, уход домой ..............

8 часов !5 минут

10

10

11 13

13

14

16 17

25 25

» — 11 часов 25 минут

25 » -13 » — 13 часов 30 минут 30 минут—14 часов 30 минут

30

-16

—17 часов 30 минут 30 минут—18 часов 30 минут

Примечание. В первых и вторых классах продолжительность урока предусматривается 35 минут. Перемены между 1— 2-м и 2—3-м уроками в 1—2-х классах —5 минут, 3—8-х классах—10 минут. После 3 уроков для учащихся 1—4-х классов организуется часовой, а 5—8-х классов — получасовой перерыв.

Примерная схема режима дня учащихся в школах продленного дня (2-й вариант)

Таблица 2

Моменты режима

Начало уроков ........

Большая перемена и первое пи 1а-ние — горячий завтрак ■ ... Продолжение уроков, общественная

работа . . • .....

Прогулка, игры, развлечения на открытом воздухе....., ,

Второе питание — обед......

Сон для учащихся 1—2-х классов и детей с ослабленным здоровьем Подвижные игры, развлечения, общественно полезный труд на открытом воздухе Самостоятельные учебные занятия Работа кружков, резервное время для самостоятельных учебных занятий учащихся 7—8-х классов, общественно полезный труд . . Свободное время, прогулки, игры на воздухе, уход домой . . . •

1-2-й

8 часов 30 минут

10 » 10 » —10 часов 40 мину

11 » 40 » -12 » 20 »

30 »

20 30

-13 » -14 . »

14—15 часов

15-16

16-17

17-18 »

18-19 »

Класс

3-4-А

10 часов 55 минут—11 часов 25 минут

11 » 25 »'—13 » 05 минут

13 часов 05 минут —13 часов 30 минут 13 » 30 » —15 »

13 » 30 » 16—18 часов

18-19 » 19 >

-16

5-8-й

10 часов 55 минут— II часов 25 минут

11 » 25 » —14 »

14 часов — 14 часов 30 минут

14 часов 30 минут— 16 часов 16 » —18 часов 30 минут

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 » 30 минут—19часов30минут

19 » 30

Примечание. Уроки во всех классах продолжительностью 45 минут. Перемены между 1 —2-м уроками в 1—2-х классах —10 минут, в 7—8-х классах — 5 минут. Большая перемена в 1—2-х классах после 2 уроков, в 3—8 классах после 3 уроков.

типа, если они обслуживают начальные классы. Для организации сна учащихся с ослабленным здоровьем следует предусмотреть (раздельно для мальчиков и девочек) неотепленные веранды или специально оборудовать несколько классных комнат из расчета 2—2,5 м2 на одно место. Горячий завтрак и обед можно проводить постепенно в соответствии с дифференцированным режимом: учащихся 1—2-х, 3—4-х и 5—8-х классов.

Правильно без существенного переоборудования можно будет организовать продленный день в школьных зданиях, имеющих актовый и гимнастический залы, помещение для хранения кроватей и постельных принадлежностей, учебные кабинеты, свободные помещения — несколько классных комнат, которые необходимо будет отвести под спальни для учащихся с ослабленным здоровьем, кухню с подсобными помещениями или доготовочную при возможности приготовления пищи из полуфабрикатов и столовую или зальные рекреации, достаточные по своей площади при условии оборудования их складируемой мебелью, усадебный участок достаточных размеров (35—40 м2 на одного учащегося) или неограниченную возможность использования близлежащих парков, скверов и стадионов.

В случае необходимости организации режима продленного дня при полном или частичном несоответствии здания указанным требованиям следует, ориентируясь на опыт последних лет по строительству учебных мастерских, осуществить пристройку, включающую неотепленные веранды из расчета 2,5 м2 на одно спальное место с учетом количества учащихся 1—2-х классов и 10% детей с ослабленным здоровьем (общего числа школьников данного учреждения), гимнастический зал размером 12X24X6 м, пищевой блок, включающий полный состав помещений или только столовый зал и доготовочную при возможности использования полуфабрикатов для приготовления блюд.

Типовые проекты таких пристроек с учетом всех гигиенических требований должны разработать соответствующие институты и проектные организации. Если некоторые из уже существующих школьных зданий так или иначе придется приспосабливать для организации продленного дня, то специально разрабатываемые проекты должны полностью удовлетворять гигиеническим и педагогическим требованиям, предъявляемым к новому типу учебно-воспитательного учреждения. Разработка проектов зданий школ с продленным днем начата Институтом государственного проектирования Министерства просвещения РСФСР и Научно-исследовательским институтом общественных зданий Академии архитектуры и строительства СССР.

Важность организации дифференцированного режима учащихся разных возрастных групп позволяет считать принцип блокирования учебных помещений и зальный тип рекреации наиболее приемлемыми в проектировании и строительстве школ с продленным днем. Такое планирование полностью исключает помехи к установлению 35-минутных уроков и более длительных перемен для учащихся 1—2-х классов. Зальный же тип рекреации более чем какой-либо иной пригоден для проведения с детьми подвижных игр, физических упражнений, а также организации их досуга.

При проектировании школ с продленным днем совершенно исключается принцип совмещения двух помещений с разными функциями (например, столовой и актового зала), ибо каждое из помещений используется по своему прямому назначению в течение всего дня. Так, в столовой по режиму дня обедают учащиеся 7—8-х классов, в это же время в актовом зале проводятся подвижные игры с детьми 1—4-х классов или занятия музыкой, пением, хореографией.

Вместе с тем, видимо, даже в специально выстроенных зданиях школ с продленным днем актовый зал в значительной мере будет ис-

пользоваться для организации сна учащихся 1—2-х классов и проведения с ними ежедневных 20—25-минутных занятий физическими упражнениями. Исходя из этого, целесообразно актовый зал размещать в удобной связи с учебными помещениями 1—2-х классов.

Поскольку детям с ослабленным здоровьем в режиме дня должен быть обеспечен сон, то организация его требует необходимых условий: наличия специальных помещений — неотепленных веранд, раздельных для мальчиков и девочек.

Более желательно для всех детей с ослабленным здоровьем организовывать сон одновременно. Однако это потребует наличия веранд, значительных по своей площади. Так, школа на 640 учащихся как минимум должна иметь веранды 160 м2.

В случаях же организации дневного сна учащихся с ослабленным здоровьем посменно, что допустимо и вполне осуществимо при дифференцированном режиме, потребуется меньшая площадь. Около веранд необходимо выделить помещения для хранения складных или складируемых кроватей и индивидуальных постельных принадлежностей.

Для занятий спортивных секций, проведения спортивных игр и товарищеских встреч школы с продленным днем должны иметь благоприятные условия. В связи с этим в проектах школ с продленным днем следовало бы планировать гимнастический зал размером 12X24X6 м.

Весьма желательно даже при наличии кабинета зубного врача увеличить площадь медицинской комнаты до 50 м2. Это даст возможность более широко применять индивидуальное и групповое ультрафиолетовое облучение учащихся. В этом профилактическом мероприятии в осенне-зимние периоды года возникает потребность не только в северной, но и в средней полосе Советского Союза.

В школах с продленным днем, поскольку в них всем учащимся обеспечивается обязательное двухразовое горячее питание, а ослабленным желательно трехразовое — пищевой блок близок по своим размерам к пищевым блокам школ-интернатов.

Исходя из этого, расчет размеров всех помещений пищевого блока при проектировании школ продленного дня следует производить в соответствии с нормативами, разработанными для столовых школ-интернатов Институтом питания АМН СССР, приняв за минимальную площадь на одно приготовляемое блюдо — 0,126 м2 для школ с численным составом в 320 учащихся, 0,109 м2 — для школ на 640 учащихся и более.

Перед входом в столовую устраивают умывальную, размеры которой при минимуме в 0,08 м2 на одно место сообразуются с числом посадочных мест в обеденном зале.

Максимальное оздоровление условий обучения и воспитания учащихся диктует также определенные требования к гардеробам. Расположение и устройство их должно обеспечивать быстрое одевание и раздевание учащихся, но исключить ухудшение микроклимата, увеличение запыленности и бактериальной обсемененности воздуха учебных и рекреационных помещений школы. Специальные исследования показали, что при размещении раздевален в рекреациях количество пыли в последних было на 50%, в классах — на 32% и на лестницах — на 19% выше, чем в централизованных раздевальнях [В. Крауман (Кгаишап, 1959)]. В любой школе, а в школе с продленным днем особенно, размещение раздевален в рекрециях недопустимо.

Открытый воздух, как известно, является могучим озодоровитель-ным фактором. Многочисленные исследования показывают, что с увеличением времени пребывания детей и подростков на открытом воздухе у них при прочих равных условиях (питание, сон) отмечаются более значительные положительные изменения в показателях физического развития и состояния здоровья (Ц. Л. Усищева, 1959; Н. Т. Лебедева, 1959, и др.). Все это может служить веским основанием для предъявления

определенных требований к размеру, планировке и благоустройству усадебного участка школы с продленным днем. Усадебный участок должен представлять возможность широкого использования его не только в воспитательно-образовательных целях, но и для организации на открытом воздухе активного отдыха учащихся каждой из возрастных групп.

Помимо агробиологической, метеорологической, географической и других учебных площадок на усадебном участке необходимо планировать удвоенное количество общеигровых и спортивных площадок, а также небольшое футбольное поле с теннисным кортом. Все это требует, чтобы размер участка был не менее 2,5—3 га. Участок следует озеленять и устраивать таким образом, чтобы в весенне-летние месяцы (школа с продленным днем в летнее время явится городским пионерским лагерем) на площадках в жаркие дни не было пыли, в дождливую погоду— грязи, а в зимнее время мог быть залит каток, устроена горка для катания на санках. На общеигровых площадках для учащихся начальных классов необходимо проектировать беседки для отдыха, различные аттракционы и физкультурные снаряды: «петухи», «кони», «качалки», «наклонное и горизонтальное бревно».

В свободное от учебных занятий время учащиеся будут работать в различных кружках. Для этого нужны помещения. Естественно, что неразумно будет предусматривать какое-то дополнительное число помещений, кроме, конечно, специальных (например, фотолабораторий). Поэтому классные комнаты и лаборатории будут использоваться не только непосредственно для организации учебных занятий и приготовления уроков, но и для работы различных кружков, проведения настольных игр и других мероприятий.

Такое широкое использование одних и тех же помещений для разных целей возможно, видимо, в тех случаях, когда они будут оборудо-« ваны более легкой и более мобильной, чем существующая, мебелью.

В оборудовании классов и кабинетов следует пойти по линии создания складируемых одноместных столов и удобных стульев типа финских (с полозьями у основания), представленных на выставке мебели, организованной в Москве Госстроем СССР в декабре—январе 1959—1960 гг.

Небольшое усовершествование, внесенное в конструкцию этого типа мебели, в виде особых фиксаторов у основания стола и стула, обеспечит учащимся при чтении и письме необходимую отрицательную дистанцию сиденья стула в 4—5 см.

Такое устройство позволит во время учебных занятий стол и стул как бы превращать в одноместную парту. Во время же кружковой и других видов неучебной работы оборудование может быть расставлено в любом порядке или легко сдвинуто в один конец помещения. Если имеется необходимость в большой равной поверхности для игр, то она без труда может быть составлена из 2, 4, 6 одноместных столов одного номера (столы имеют приспособление, позволяющее легко переводить крышку из наклонного в горизонтальное положение).

Актовый и обеденный залы следует также оборудовать складной или складируемой мебелью.

ЛИТЕРАТУРА

Александрова Л. И. Режим групп продленного дня в общеобразовательной школе. М., 1959. — Антропова М. В. Организация режима дня школьника. М., 1957. — Лебедева Н. Т. В кн: Режим дня детей и подростков. М„ 1959, стр. 81.— Стромская Е. П. Изв. Акад. пед. наук РСФСР, 1954, в. 60, стр. 295. — Усище-ва Ц. Л. Там же, 1959, в. 101, стр. 263. — Она же. В кн.: Режим дня детей и подростков. М., 1959, стр. 77. — К г а и т а п V., СвК Нуй., 1959, т. 4, стр. 259.

Поступила 6/У1 1960 г.

CERTAIN HYGIENIC ISSUES RELATIVE TO PROLONGED DAY SCHOOLS

M. V. Antropova

The author touches upon hygienic requirements relative to school day routine and to conditions necessary to ensure its proper organization in prolonged day schools. This new type of an educational institution has been established in compliance with the dici-sioii of CC CPSU and the Council of Ministers with the aim of improving social education and providing aid to individual families in realizing this goal.

The article throws light on hygienic requirements for auxilliary premises of prolonged day schools and on their size, for the school lot and its arrangement in accordance with the existing specially edjusted school buildings and with those under design. The new designs of buildings intended for prolonged day schools should meet all these specific requirements.

« -A- -¿r

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТНОЙ ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ ШКОЛ

JI. Я. Келыитейн, А. Г. Антонов, Г. Г. Шамциян

Из Московской городской санитарно-эпидемиологической станции и Института санитарной техники Академии строительства и архитектуры СССР

Полноценный воздушно-тепловой режим в классе имеет большое гигиеническое и физиологическое значение. Известно, что состояние микроклимата класса в значительной степени зависит от работы вентиляционной системы здания школы и режима проветривания. Динамическое наблюдение в течение ряда лет за состоянием микроклимата классных помещений показывает, что состояние воздушной среды далеко неполностью отвечает гигиеническим требованиям: к концу занятий отмечаются повышение концентрации углекислого газа, повышенная относительная влажность, окисляемость, запыленность и бактериальная об-семененность воздуха классов.

Это объясняется прежде всего несовершенством проектируемых систем вентиляции и относительно сложными организационными условиями их эксплуатации. Так, в школах, где запроектирована искусственная вытяжная вентиляция, эксплуатировать ее согласно проектным данным следует только во время перемен и между сменами при открытых фрамугах (6-кратный обмен воздуха). Во время занятий вытяжка идет естественным путем при отключенном побудителе в объеме однократной смены воздуха в час при закрытых фрамугах, так как открывание их в холодное время года во время занятий обычно не практикуется. Фактически данный режим работы вытяжной вентиляции с искусственным побуждением не выдерживается, так как в школах отсутствует ответственное лицо за включение и выключение вентиляции в течение всего учебного дня и о ней просто забывают, а в ряде случаев дирекция школы «экономит» электроэнергию. Наличие двухсменных занятий в школе, а зачастую и трехсменных (здания общеобразовательных школ арендуются школами рабочей молодежи, различными курсами и т. п.) приводит к сокращению перемен и перерывов между сменами, что также отрицательно отражается на режиме проветривания классов. Таким образом, проблема обеспечения нормального воздушно-теплового режима в общеобразовательных школах еще не может считаться полностью разрешенной.

В целях улучшения микроклиматических условий в школах Институт санитарной техники Академии строительства и архитектуры СССР разработал агрегат для децентрализованной подачи в помещения непо-догретого наружного воздуха и установил опытные экземпляры таких агрегатов в нескольких классах школы № 705 Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.