При этом психофизическое оздоровление следует рассматривать как систему, формирующую у занимающегося сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, потребности в здоровом образе жизни, использовании научно обоснованных принципов и средств оздоровления.
В соответствии с такими отправными положениями общетеоретические и общеметодологические принципы оздоровительно-развивающего направления физической культуры, трансформируются в определенные условия, непременное соблюдение которых может дать существенные положительные результаты.
Именно функциональное состояние определяет отношение человека к самой необходимости оздоровления, уровень мотивации, которая обеспечит возникновение активного интереса к оздоровлению и выбору того или иного вида и средства.
Выводы. Занятия оздоровительной гимнастикой позволяют эффективно воздействовать на состояние здоровья, повышая резервные возможности организма, увеличивают физическую работоспособность и нормализуют мотивационно-целевые установки (снижение уровня ситуативной и личностной тревожности) учащихся.
Список литературы
1. Гаврилов Д.Н., Комков А.Г., Малинин А.В. Инновационные технологии диагностики психофизического состояния школьников: метод. рекомендации. -СПб., 2005. - 43 с.
2. Ратов И. П., Иванов В. В. и др. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1999. - № 5. - С. 9-12.
В. А. Солодянников, Л. В. Люйк, Л. Г. Львова
Гимнастика в воде - эффективное средство формирования осанки у младших школьников
Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей. Занятия по физическому воспитанию у детей как дошкольного, так и школьного возраста не обеспечивают должного уровня их физического развития и укрепления здоровья. Чаще всего это связано с применением традиционных средств и методов физического воспитания. Мало уделяется времени для профилактики отклонений от норм физического развития. Физическая культура, проводимая в учебных учреждениях начальной школы, не направлена на предотвращение функциональных нарушений хронических заболеваний [5, с. 61]. Рост заболеваемости детей школьного возраста может создать серьезные социальные, экономические
и психологические проблемы как для самих детей, так и для общества в целом. Совершенствование физического образования в начальной школе нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки, причем с использованием современных оздоровительных технологий.
Актуальность исследования продиктована общими тенденциями ухудшения состояния здоровья школьников. Школьной программой по физическому воспитанию предусмотрено формирование правильной осанки, но недостаточно средств и методов решения данной задачи. Одной из задач физического воспитания является «укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию». Также в программе указывается, что «школьники должны уметь составлять и правильно выполнять комплексы на формирование правильной осанки». Но отсутствуют рекомендации по профилактике нарушений осанки. Учителя и родители учащихся обладают низким уровнем знаний по профилактике нарушений осанки, поэтому не уделяют этому вопросу должного внимания.
Важность данной проблемы нашла отражение в целом ряде постановлений Правительства РФ и приказов министерств здравоохранения и образования: приказ Министерства здравоохранения РФ № 114 от 21 марта 2003 г. об утверждении программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.». В соответствии с поручениями Президента РФ, стратегией развития физической культуры и спорта РФ, актуальностью озвученной проблемы, департамент расставил акценты в приоритетах своей работы на ближайшее будущее. Одним из них является создание условий и возможностей для повышения эффективности преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждения, способствующих кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны детей и подростков, так и со стороны взрослых.
Таким образом, необходимо искать эффективные пути решения данной проблемы.
Цель настоящего исследования - привлечь внимание и решить проблему формирования осанки у младших школьников, опираясь на требования нового образовательного стандарта средствами корригирующей гимнастики и гимнастики в воде.
Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, а безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.
В сложившейся ситуации посильную помощь детям могут оказывать не только врачи, но и преподаватели физкультуры в школе,
тренеры детских спортивных секций, родители. Между здоровьем и болезнью не всегда имеется четкая грань и именно поэтому профилактика является важнейшей задачей врачей, преподавателей, тренеров, организаторов физической культуры и спорта, а также родителей. Поскольку ребенок примерно половину суток проводит в школе, именно школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование скорректированного планирования учебного плана по методике формирования правильной осанки по стандартам физической культуры у младших школьников, сочетание комплексов корригирующей гимнастики в воде с плаванием будет способствовать укреплению мышц, формирующих осанку, и тем самым воздействовать на её коррекцию у детей младшего школьного возраста.
Анализ специальной литературы свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений осанки среди школьников. По различным данным, они составляют от 40 до 60 % [1; 2; 4]. Кроме того, среди специалистов отсутствует единство мнений как по характеру, так и по динамике нарушений осанки в период всего обучения в школе. Вместе с тем отсутствуют программы профилактики нарушений осанки в процессе проведения уроков физической культуры, так как во всех разработанных в данном направлении методиках проблема решается в основном за счет использования различных дополнительных форм физического воспитания детей.
В комплексной программе по физическому воспитанию учащихся 1-4 классов предусматривается формирование правильной осанки [3, с. 115], однако не оговариваются средства решения данной задачи.
Педагогические наблюдения, которые проводились на базе общеобразовательной школы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга № 235, показали, что к такой проблеме, как формирование правильной осанки, отводится небольшое количество времени на уроке физкультуры. Для более достоверных наблюдений учителю не сообщалась тема наблюдений и не показывался протокол наблюдений. Занятия по физической культуре проводились в соответствии с годовым планированием.
Анализ протоколов педагогического наблюдения во 2 и 3 классах на 16 уроках в каждом, показал, что на статические упражнения для мышц спины и брюшного пресса во 2 классе приходилось 18,8 % от времени всего урока, а в 3 классе 31,3 %. Время, отведенное на ощущение мышц занимающимися во 2 классе, составило 6,3 %, а в 3 классе - 18,7 %. На словесное напоминание о правильной осанке составило 25% во 2 классе и 31,3 % в 3 классе.
Исследования состояния осанки проводились вместе со школьным врачом медицинского кабинета, а тестирование физических качеств проходило в спортивном зале ГОУ № 235, показатели каждого ученика фиксировались в диагностическую карту.
Работая по системе стандартов, а именно: урок физической культуры 3 раза в неделю, появляется возможность для более творческого, систематического подхода к методикам проведения уроков. Была разработана методика для работы с детьми в условиях школьного урока: 2 раза в неделю спортзал и 1 раз в неделю бассейн. Формируем осанку в воде средствами корригирующей, дыхательной гимнастик 3 раза в неделю, внося корректировку в школьную программу по физической культуре.
Комплекс корригирующей гимнастики рассчитан следующим образом на неделю: подготовительная часть на первом уроке, комплекс дыхательных упражнений и элементов из йоги - заключительная часть второго урока и третий урок - это бассейн, где проводилось обучение плаванию детей и гимнастика в воде. Исходное количество детей, принимающих участие в эксперименте, 40 человек. Все они проходили контрольное тестирование: антропометрию (длина, масса тела, окружность грудной клетки) и функциональное (ЖЕЛ), Кетле (масо-ростовой индекс), Индекс Эрисмана (ИЭ) - степень развитости грудной клетки.
Параметры каждого ученика фиксировались в диагностических таблицах Excel.
По состоянию осанки были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа занималась по разработанному учебно-годовому планированию с учетом стандартов второго поколения, а экспериментальная группа с внесенными изменениями (по специальному согласованию с администрацией школы) в поурочное планирование физической культуры для 1 и 2 классов. Занятия проводились три раза в неделю в формате школьного урока, два раза в неделю в спортзале, один раз в неделю бассейн. Затем все ученики контрольной и экспериментальной групп прошли повторное контрольное тестирование.
После обработки полученных данных установлено, что тенденции к улучшению состояния осанки наблюдаются, общее физическое и функциональное развитие детей улучшилось. Но более всего произошло изменение отношения к физической культуре родителей (47 %) и детей (55 % - результаты анкетного опроса), которые с удовольствием посещали уроки, не пытаясь прогуливать под видом болезни.
Список литературы
1. Богренцова Е.А., Быков А.В., Солодянников В.А. Коррекция осанки у студенток вузов: моногр. - LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 178 С.
2. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей: программа диагностики и коррекции нарушений. - М.: Речь, 2001. - 42 с.
3. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей. - Киев: Здоровья, 1980. - 143 с.
4. Поляков В.Е. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. - М.: Сфера, 2002. - 199 с.
5. Сайкина Е. Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: моногр. -СПб., 2008. - С. 161.
Е. Э. Червякова, Н. В. Седых, И. В. Кивихарью
Занятия тай-бо в системе физического совершенствования девушек
С каждым годом физические упражнения становятся неотъемлемой частью жизни граждан нашей страны. Одни занимаются утренней гимнастикой и получают заряд бодрости на весь день, другие - оздоровительным бегом, упражнениями с отягощениями, играют в теннис или футбол, хоккей, катаются на коньках, лыжах или просто совершают пешие прогулки с целью укрепления здоровья и повышения работоспособности, осознав преимущества занятий физическими упражнениями, и ежедневно открывают для себя радости здорового образа жизни [1; 3].
Сегодня в нашей стране особую популярность как социальное явление среди населения приобрели занятия оздоровительным фитнесом. Современные фитнес-клубы создают благоприятные условия для удовлетворения потребностей в движении и профилактики заболеваний, связанных с недостаточной двигательной активностью человека. Специфика оздоровительного фитнеса заключается в подборе разнообразных средств по укреплению систем организма и коррекции фигуры на фоне негативных факторов, выражающихся в постоянном стрессе и нехватке времени для осуществления повседневных дел городского человека, поэтому очень важным становится в тот небольшой промежуток времени, выделенный человеком для занятий фитнесом, рационально тренироваться, при этом не перетрудиться и получить желаемый результат [2].
Решением данной проблемы может стать научно обоснованный выбор наиболее эффективных средств и методов физической культуры, направленный на улучшение уровня морфофункционального состояния и физической подготовленности женщин в системе оздоровительного фитнеса. Таким видом физической активности может стать одно из популярных и эффективных направлений оздоровительной тренировки на современном этапе, система занятий тай-бо. Однако по причине недостаточного учебно-методического обеспечения и отсутствия научных исследований, рассматривающих влияние данной системы на организм человека, этот вид двигательной активности характеризуется высокоинтенсивными физическими нагрузками, который доступен только людям с высоким уровнем
323