Научная статья на тему 'Использование элементов систем оздоровительной гимнастики на уроках физической культуры в школе'

Использование элементов систем оздоровительной гимнастики на уроках физической культуры в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1550
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О. Г. Ванина, Л. П. Канакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of healthy gymnastics at the lessons of physical training

Using of healthy gymnastics at the lessons physical training with girls of the 5-th form. The definition of interests, motives, needs of the girls in the 5th forms to the physical training lessons. The research of effectiveness of systems of the healthy gymnastics at the physical training lessons.

Текст научной работы на тему «Использование элементов систем оздоровительной гимнастики на уроках физической культуры в школе»

физических концепциях, но и является одним из побудительных мотивов к выполнения учащимися задач занятий.

Диагностика психических состояний выявляет положительную или отрицательную динамику психофизических особенностей педагогически запущенных учащихся, результаты которой закономерно требуют изменений в организации и методах для обеспечения эффективного обучения и воспитания подростков, которые имеют столь неодинаковый педагогический статус благополучия.

Особенности педагогически запущенных подростков диктуют требования к педагогической сфере их развития, к орг анизации физкультурно-спортив-ной деятельности.

В условия, способствующие перестройке, ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся входят несколько факторов:

1) создание благоприятной обстановки, щадящего отношения и режима для учащихся (в том числе двигательного);

2) обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы; использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность их физюультурно-спортивной деятельности -основного психологического условия, изменяющего отношение педагогически запущенного подростка к учебе, людям его окружения (коллективу), к самому себе:

3) дифференциация требований и принцип индивидуализации, модификации учебной программы с целью ориентации на особенности контингента занимающихся;

4) организация системы этапности в реализации поставленных задач, с целью повышения уровня развития личности учащихся, побуждения интереса к занятиям;

5) знания и учет особенностей психологического развития, причин трудностей поведения и обучения как основания для оптимальной организаций обучения и коррекционной воспитательной работы с данными подростками.

Последнее является основой для определения полхода к педагогически запущенным учащимся.

Таким образом, организация занятий физическими упражнениями с педагогически запушенными пол-ростками, реализуемая с учетом особенностей самого контингента учащихся, оптимального полбора методических приёмов, видов двигательной активности с учетом интереса занимающихся, рациональной дозированной нагрузки и соблюдением принципов постепенности в планировании физической нагрузки и требованиях педагога, имеющие главной целью коррекцию» развитие личности обучаемых, занимает ведущее место в арсенале педагогических средс тв преподавателя и в комплексе со всеми другими приемами воздействия способствует решению проблемы обучения и воспитания детей и подростков. имек:и:и> статус педагогически запущенных.

ЛИТЕРАТУРА

: Барбараш H.A.. Барбараш Л.С.. Лившиц М.Л. и др. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты. 7есты -Кемерово: Кемеровский институт усовершенствования учителей, 1995.- 245с.

2 Вильдавская Л.З. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - 1994 - №2- С 13-28

3 Личко А.Е Психопатии и акцентуации характера у подростков,- Л 1983 - 84с

4 Туревская P.A. Диагностика Механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы,- М..1994 - N° 2 - С 29-53

УДК 796:338.28: 796 078

О.Г. Ванина Л.П. Канакова++

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

" Школа №49. " ИФК Томского государственного педагогического университета

В настоящее время состояние здоровья детей вызывает большую тревогу. За годы обучения в школе возрастает число учащихся с нарушениями зрения, осанки, заболеваниями органов пищеварения, увеличивается количество нарушений психического здоровья. По данным специалистов 30-35% детей при поступлении в школу имеют хронические заболева-

ния. Такое состояние здоровья - результат неблагоприятного воздействия.экологических, социально-экономических и педагогических факторов,таких, как: интенсификация учебного процесса, раннее начало дошкольного обучения, несоответствие программ возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований

к организации учебного процесса и слабый врачебный контроль в школе. Поэтому одной из приоритетных задач школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни [12].

В последнее время появляются выступления в поддержку инновационных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому в учебных программах неслучаен интерес к неспортивным видам и формам гимнастики, к различным восточным и западным системам оздоровительной гимнастики. Современная оздоровительная гимнастика насчитывает как минимум 24 оздоровительные системы. Как свидетельствует практика и научные исследования, они успешно могут использоваться в низшем и среднем звеньях физической культуры [10].

Анализ научно-методической литературы и практический опыт учителей физической культуры свидетельствует о том. что отдельные системы оздоровительной гимнастики успешно используются в школе, а их комплексное использование остается малоизученным. Настоящее исследование посвящено разработке вариативной части программы физического воспитания учащихся средних классов с комплексным использованием элементов современных систем оздоровительной гимнастики.

Перед исследованием были поставлены следу ю-шие задачи:

1. Изучить интерес, мотивы и потребности учащихся средних классов к занятиям физической культуры.

2. Разработать вариативную часть программы фи-'.ического воспитания учащихся средних классов с использованием элементов современных систем оздоровительной гимнастики.

3. Определить эффективность разработанной программы по физическому воспитанию для учащихся средних классов в педагогическом эксперименте.

Для решения поставленных задач использование методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование и опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось поэтапно в течение 1996-1998 гг.

На первом этапе (1996-1997 гг.) осуществлялся анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Анализировались и отбирались методики исследования, проводилась апробация их на информативность и надежность.

Проводился анкетный опрос учащихся 5-х классов с целью выявления их интереса и потребностей к занятиям физической культурой.

На втором этапе был проведен предварительный педагогический эксперимент, где были апробированы отдельные элементы современных систем оздо-

ровительной гимнастики: лечебной, корригирующей, дыхательной, аэробики, ушу, йоги, шейпинга, стрет-чинга, калланетики.

Определялся уровень физического и функционального развития и физической подготовленности учащихся средних классов.

На третьем этапе проводился основной педагогический эксперимент, в котором приняли участие девочки 5 классов (п=90), 50 учащихся школы №49 и 40 - школы №1 г. Томска. Учащиеся школы №49 составили экспериментальную группу, а учащиеся школы №1 - контрольную группу. Обе группы занимались по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов (9). Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика, а вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, местных особенностей работы школы. В контрольной группе содержание программного материала вариативной части составляли: легкая атлетика, спортивные игры (волейбол, баскетбол), а в экспериментальной группе - элементы современных систем оздоровительной гимнастики.

С целью контроля за физическим и функциональным развитием и физической подготовленностью испытуемых проводились испытания по информативным и надежным тестам: бег 30 м. челночный бег 3x10, бег 1000 м. прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой за 1 минуту (количество раз), наклон туловища вперед из положения сидя, подъем туловища из положения лежа на спине за ! минуту, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, тест "Фламинго", сила правой и левой кисти руки, жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, проба Штанге. На каждого участника заведен дневник самоконтроля, в котором указывались: нарушения осанки (сколиоз, лордоз, круглая спина), наличие плоскостопия, физическое и функциональное развитие и физическая подготовленность.

Уровень физического и функционального развития оценивался в начале и конце учебного года, а уровень физической подготовленности - в начале, середине и в конце учебного года. В начале эксперимента контрольная и экспериментальная группы статистически значимо не отличались (Р>0,05) по физическому и функциональному развитию, физической подготовленности.

Решая основные задачи физического воспитания школьников (образовательные, оздоровительные, воспитательные), многие учителя забывают, что воспитание тела и души должно приносить каждому ребенку радость, эмоциональный подъем, удовольствие. Процесс физического воспитания должен стать совместной деятельностью ученика и учителя. С целью

выявления интересов, потребностей и мотивов к уроку физической культуры учащихся 5 классов было проведено анкетирование. Анализ анкетного опроса показал, что урок физической культуры нравится девочкам 5-х классов (63%). Учащиеся отметили, что на уроках физической культуры интересно, что средствами физического воспитания можно сформировать изящную походку и красивую осанку, повысить уровень развития физических качеств, овладеть школой движений, укрепить здоровье и получить положительный эмоциональный заряд, улучшить настроение. выработать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, осуществлять профилактику плоскостопия.

37% девочек ответили, что им не нравятся уроки физической культуры, потому что: испытывают усталость (10%), стесняются показаться слабой (9%), ничего не получается (5%), просто не интересно (13%). На вопрос: "Что бы Вы хотели изменить в содержании урока по физической культуре, чтобы он был интересным.'"учащиеся ответили, что уроки физической культуры были бы интересными, если бы в содержание уроков включить: танцевальную аэробику (ответили 98% учащихся), хореографию (79%), шейпинг (73%), ушу (65%), йогу (52%), корригирующую и дыхательную гимнастику (35%). Все учащиеся ответили, что хотели бы заниматься на уроке фтической культуры с использованием современной музыки. Анализ анкетного опроса учащихся 5-х классов позволил выявить интересы, потребности и мотивы, лежащие в основе занятий популярными видами оздоровительной гимнастики.

Подбор элементов систем оздоровительной гимнастики. распределение учебного материала по четвертям, дозировка осуществлялись с учетом интересов, потребностей и возрастных особенностей девочек 10-11 лет.

Лечебная гимнастика

Специализированные зрительные упражнения

Цель: улучшение кровообращения, снятие зрительного напряжения и утомления, расслабление наружных и внутренних мышц глаза, повышение выносливости кзрительнему утомлению.

Средства: быстрые моргания до 1 минуты, переключение зрения с дальней точки на ближнюю, массаж закрытых глаз круговыми движениями пальцев до 1 минуты, зажмуривание глаз на 3-5 сек, круговые движения глазами, поочередное переведение взгляда в крайнее положение.

Профилактика плоскостопия

Цель: профилактика плоскостопия, укрепление мышц внутреннего и внешнего свода стопы.

Средства: ходьба на носках, пятках, внутреннем и внешнем крае стопы, ходьба перекатом с пятки на носок, шаги скрестно "сиртаки", упражнения с мячом и другими предметами.

Корригирующая гимнастика на осанку

Цель: профилактика нарушений осанки, укрепление мышц позвоночного столба, снятие мышечного зажима.

Средства: комплекс упражнений с гимнастической палкой (стоя, лежа на животе, стоя на коленях): комплекс упражнений с книгой на голове (ходьба на носках по разметкам, ходьба на повышенной опоре, балансирование на одной ноге, опускание на колени, приседания на носках; комплекс специальных упражнений из системы хатха-йоги: поза "Риши". "замок", "кобра", "растягивание ног", "перекрут".

Дыхательная гимнастика

По методу Стрельниковой

Цель: оздоровительное воздействие на организм, укрепление дыхательного аппарата, развитие дыхательных мышц, улучшение вентиляции легких, профилактика хронических заболеваний и ОР'З.

Средства: резкий шумный вдох носом в сочетании с поворотом головы вправо-влево: вперед-назад; с наклоном вправо-влево, ухо к плечу; приседая; с наклоном туловища вперед-назад; с крестными движениями руками на уровне плеч.

По методу Хатха-Йоги (Пранаяма)

Цель упражнений: регулируемое дыхание способствует лечению и профилактике болезней, сохранению здоровья, улучшению обмена веществ всестороннему развитию дыхательного аппара та.

Средства: глубокое и полное дыхание (брюшное, грудное, ключичное); частые и резкие вдохи кузнечные меха"; полное переменное дыхание.

Цель упражнения: очищение дыхательных путей, снятие усталости, улучшение настроения.

Средства: дыхание "Ха!"

Аэробика

Цель: укрепление здоровья, формирование правильной осанки, укрепление мышц ног, живота, спины, верхнего плечевого пояса, развитие координации движений, чувства ритма, пластичности, гибкости.

Средство 1: базовые шаги: степ-тач - приставной шаг. ланч - выпад, марш - ходьба, ни ап, кик - мах прямой ногой, открытый шаг, ви-степ, трейп-вайн -"виноградная лоза", шаг "Мамба", джог - бег, выставление ноги на пятку, скачок, джампинг джек -прыжок ноги-врозь вместе.

Средство 2: латиноамериканские танцы: самба (основное движение, виски вправо влево), ча-ча-ча (основной шаг, тайм-степ, нью-йорк-чек), джайв (основное движение, фоллэвей-рок, Кик Бол Чендж), румба (основное движение), венский вальс (вальсовая дорожка, повороты).

Ушу (Тайцзицюань)

Цель: укрепление здоровья, стимуляция деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, снятие эмоционального возбуждения.

Средства: комплекс упражнений "Гимнастика пяти животных", упражнения-способы для кулака, упражнения-способы для ног.

Стретчинг

Цель: обеспечение наилучших условий для растягивания определенных групп мышц, развитие подвижности суставов.

Средства: комплекс тонического стретчинга: 1). Ритуальный стретчинг; 2). Стретчинг в положении стоя; 3). Тонический стретчинг в выпаде; 4). Тяжелый стретчинг; 5).Стретчинг сидя на полу; 6). Стретчинг лежа на полу.

Шейпинг-хореография

Цель: создание выразительного образа, формирование грациозной осанки, красивой походки, развитие координационных способностей, гибкости позвоночника, развитие эстетичности при выполнении танцевальных движений.

Средство: элементы хореографии у гимнастической стенки, у станка; упражнение для формирования красивой походки; современные танцевальные движения; упражнения для развития координационных способностей

Йога

Цель упражнения: профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Средство: поза "Льва".

Цель упражнения; улучшение перистальтики кишечника.

Средство: подъем живота в положении сидя.

Цель упражнения: профилактика и лечение сколиозов.

Средство: полный перекрут, перемах ногой, повороты на пальцах ног, поза "Риши".

Цель упражнения: снятие мышечного зажима спи-ны и позвоночника, укрепление межпозвоночных дисков, развитие гибкости.

Средство: позы - "Кобра", "Лук", "Плуг", "Ножной замок", "Кузнечик", "Боковой подъем".

Цель упражнения: улучшение кровообращения, расслабление, восстановление сил.

Средство: поза "Релаксация".

Калланетика

Цель: укрепление здоровья, улучшение тонуса мышц, укрепление мышц спины, ног, живота.

Средства: комплекс упражнений для мышц спины, живота, ног.

В экспериментальной группе в подготовительной части урока в зависимости от поставленных задач включались отдельные элементы систем современной оздоровительной гимнастики, такие, как: лечебная гимнастика, корригирующая, дыхательная, стретчинг, шейпинг.

В основной части урока осваивались отдельные виды программного материала-легкая атлетика гимнастика, лыжная подготовка, волейбол, баскетбол, а также аэробика, ушу, шейпинг, йога, калланетика, игры-эстафеты.

В начале каждого урока использовались самомассаж [19] и психорегулирующая гимнастика [7], а в заключительной части - релаксация [7. 11, 19]. Все уроки с элементами систем оздоровительной гимнастики проходили с использованием функциональной

ТАБЛИЦА 1

Распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при двух занятиях в неделю

№ Вид программного материала Экспериментальная группа Контрольная группа

1 Базовая часть 48 48

1.1 Основы знаний в процессе урока

1.2. Способы двигательной деятельности

1,2.1 Волейбол,баскетбол 10 10

1.2.2 Легкая атлетика I 14 14

1.2.3 Гимнастика 12 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2.4 Лыжная подготовка 12 12

2. Вариативная часть 20 20

2.1. Бег, прыжки (легкая атлетика) 10

2.2. Пионербол, мини-волейбол, баскетбол - Ю

2.3 Лечебная гимнастика для глаз (14), профилактика плоскостопия (414) 1

2.4 Корригирующая гимнастика (на осанку) (4, 6, 16, 21) 2

2.5 Дыхательная гимнастика (по методу Стрельниковой (15), по методу хатха-йоги (3, 15, 20) 2

2.6 Аэробика базовая (1,21), латино-американские танцы (2) 6

2.7 Ушу (способы для кулака, способы для ног) (17,18) 2

2.8 Стретчинг (позы тонического стретчинга)(11, 13,16,17) 1

2.9 Шейпинг (шейпинг-хореография) (16) 3

2.10 Йога (асаны) (3,17,20) 2

2.11 Калланетика (комплекс упражнений) (13) 1

2.12 Игры-эстафеты (лапта, "снайпер", "борьба за знамя") в процессе урока

ТАБЛИЦА 2

Изменение физической подготовленности девочек 5-х классов экспериментальной и контрольной групп за период педагогического эксперимента

№ Показатель Экспериментальная Контрольная

п/п группа (шк. № 49) Р группа (шк. № 1) Р

п=50 п= 40

начало конец начало конец

1 Длина тела (см) 144±0,94 144±0,94 Р>0,05 145±0,91 145+0.91 Р>0,05

2 Вес тела (кг) 35±1,18 35±1.18 Р>0,05 36±1,00 36±1,00 Р>0,05

3 Челночный бег 3x10 (сек) 9, 9±0,10 9,5±0,18 Р>0,05 10±0,20 9,8+0,31 Р<0.05

4 Прыжки со скакалкой за 1 мин (кол. раз) 93+3,43 104±3,88 Р<0,05 87±3,34 87±3,16 Р>0,05

5 Прыжки со скакалкой за 15 сек (кол. раз) 35*1.11 38±1,04 Р<0,05 28±1,23 30±0,96 Р>0,05

6 Прыжки в длину с места (см) 138±2,67 14412,65 Р<0,05 139±2,31 140±2,24 Р>0,05

7 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол. раз) 11±1,03 16±1,37 Р<0,05 11+1,05 12+1,09 Р>0,05

8 Подъем туловища из положения лежа на спине за мин 28±0,96 33±0,38 Р<0,05 27±0,92 29±0,97 Р>0,05

(кол раз)

9 ¡Наклон туловища вперед из положения сидя (см) 10±0,73 137±0,79 Р<0,05 8±0,77 7±0,83 Р>0.05

10 Тест "Фламинго" 38±2,24 43+2,47 Р<0,05 31+2,02 33+2,43 Р>0,05

11 Бег 1000 м (мин) 5,6±0,10 5,2±0,17 Р<0,05 5,2±0,15 5,1+0,13 Р>0.05

музыки. Использование функциональной музыки на уроках физической культуры актуально, музыка играет роль стимулятора психической и физической работоспособности, является эффективным средством профилактики утомления [5].

В контрольной группе в подготовительной и заключительной части урока включались общеразвива-юшие упражнения, беговые, прыжковые.

В основной части урока осваивались отдельные виды программного материала, как и в экспериментальной группе.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности разработанной программы с использованием элементов систем современной оздоровительной гимнастики на уроках физической культуры учащихся средних классов.

Результаты двигательных тестов в конце педагогического эксперимента показали, что у учащихся экспериментальной группы заметно улучшились показатели физической подготовленности по сравнению с контрольной группой при начальном одинаковом исходном уровне.

В конце эксперимента, как видно из таблицы 1, в экспериментальной группе отмечены достоверные изменения (Р<0,05) по всем двигательным тестам. В контрольной группе статистически значимых изменений по физической подготовленности не наблюдается.

По физическому и функциональному развитию, как в начале, так и конце эксперимента в обеих группах достоверных различий не отмечено.

Положительная динамика результатов тестирования физической подготовленности экспериментальной группы указывает на то, что включение в урок физической культуры элементов систем оздоровительной гимнастики способствует значительному приросту уровня развития таких двигательных качеств, как: гибкость, скоростно-силовые качества, выносливость и координация движений, вызывает большой интерес к современным видам нетрадиционной гимнастики и к уроку физической культуры. Следуе т о тметить, что включение в урок дополнительных оздоровительных упражнений способствует реализации индивидуальных способностей каждого ребенка, формированию знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования, понимания смысла деятельности, выполняемой на уроке, а также увеличению моторной плотности урока и воспитанию привычек здорового образа жизни. Такие уроки направлены на всестороннее гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, улучшение осанки; в то же время повышают работоспособность учащихся, улучшают настроение, что в свою очередь благотворно влияет на нервную систему подростка.

Литература

1. Бабич Ю.В., Скворчук Е.П. Аэробика и возможность ее применения в общеобразовательной школе.//Физкультурное образование Сибири,- 1998,- № 8.- С.78-85.

2. Бабич Ю В., Скворчук Е.П., Куракина О.В.и др. Применение элементов хореографии на уроках физической культуры в школе. // Физкультурное образование Сибири,- 1998 - № 8.- С.8-14.

3. Васильев Т.Э. Начала хатха-йоги,-М.: Прометей, 1985.

4. Доленко Ф.Л. Берегите суставы - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 112с.

5. Коджаспиров Ю.Г. Музыка в спортивном зале.// Физическая культура в школе.- 1998.- №2 - С.72-73.

5 копылов Ю.А Упражнения на осанку.// Физическая культура в школе.- 1994,- № 2.

7 Копылов Ю.А. Элементы психорегуляции.// Физическая культура в школе.- 1995,- №3.

8 Купер К Аэробика для хорошего самочувствия.- М.: Физкультура и спорт, 1989 - 224с.

9. Лях В.И., Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- М.: Просвещение 1996 -С. 106-205.

10. Менхен В.Б., Биндусов Е.Е., Коньков Н.В. Состояние и пути совершенствования гимнастики в системе базового образования в физкультурном ВУЗе.// Теория и практика физической культуры - 1997,- №12 - С.29-31.

11 Попков A.B. Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика - М. Просвещение. 1996 - С.205-256.

12 Проект основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования. Образование и здоровье. //Физическая культура.- 1998.- №1 - С.53-54.

'3 Шахматов А.И. Стретчинг и калланетика.// Наука и жизнь.- 1993.- № 6.

14. Синяков А.Ф Рецепты здоровья.- М.: Физкультура и спорт,- 1988 - 239с

15 Синяков А.Ф. Гимнастика дыхания,- М,: Знание, 1991.- С. 3-93.

!6 Скворцова Г А. Шейпинг на уроках физической культуры.// Физическая культура в школе,- 1997,- №5, N«6, №7 - 1998 - №1 -С. 71-74 - №2,- С.67-73,- №4,- С.57-60.

17. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики,- М.: Просвещение, 1992,- 80 с.

18. Смоляков С.А, Ушу: Начало пути.- Барнаул. Алтайское книжное издательство,- 1990,- 79 с.

19 Сычева Л. Восхождение к здоровью.// Физкультура и спорт.- 1998.- №1,- С. 10

20 Хиплмен Р Йога -путь к физическому совершенству,- Ульяновск, Дом печати, 1992,- 190 с.

21 Шабоха Е Г Соколов Г,Я. Кислухина И.И. Трушкова М П. Оздоровительная аэробика для школьников./ Методические оекомен дации - Омск, 1998 - 44 с

УДК 796 034 2

С.Б. Нарзулаев, В.Ф. Пешков

ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

ИФК Томского государственного педагогического университета

В настоящее время демографическая ситуация в России становится критической, нарастающая социальная напряженность отражается на здоровье населения. По данным Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины 40% населения отмечают стрессогенные ситуации, растет количество самоубийств.

По статическим данным, в России только 14% детей рождаются здоровыми: 70% девочек имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 50% школьников знакомы с наркотиками. За последние пять лет произошел значительный рост заболеваемости системы крови, эндокринных патологий, стали нормой детская близорукость и иммунодефицитные состояния. Снижение уровня здоровья детей вызвано рядом факторов.

Наиболее значимым и опасным является распространение среди городских детей табакокурения, раннего потребления алкоголя, таксикоманию и наркоманию. Эти факторы являются наиболее травматичными для детского здоровья, поскольку поражают практически все жизненно важные системы организма, фактически разрушают его [5, 6, 7, 8].

Большое опасение вызывает существенное изменение образа жизни. Снижение двигательной активности среди детей северных регионов приводит к нарушению опорно-двигательного аппарата, сниже-

нию функционального резерва систем дыхания и кровообращения. Значительный процент времени дети проводят перед телевизором и игровыми приставками, что приводит к падению зрения, росту процента слабовидящих детей в школах. Бессистемный просмотр телевизионных передач, и особенно рекламы. -пассивное восприятие информации - препятствует нормальному развитию мышления, утомляет и способствует невротизаиии детей [1, 9].

Не менее важными, особенно в семьях с низким доходом, являются нарушения качества питания. Изменение состава пищевого рациона в сторону увеличения моносахаров, животных жиров и снижение растительных жиров и клетчатки приводит к излишней калорийности рациона и, как это не парадоксально, к росту процента детей с избыточным весом. Другой проблемой этого блока является высокий процент детей с недостаточным весом. Это связано с общей астенизацией и снижением аппетита вследствие гиподинамии. В последние годы на рынке пищевых продуктов России резко увеличилось поступление товаров западных стран и продуктов питания, выпускаемых по новым технологиям. Значительно увеличилась нагрузка на иммунную систему в связи с применением пищевых добавок: консервантов, ароматизаторов, эмульгаторов, осветлителей, пищевых красителей и т.д. Снижает сопротивляемость орга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.