физических концепциях, но и является одним из побудительных мотивов к выполнения учащимися задач занятий.
Диагностика психических состояний выявляет положительную или отрицательную динамику психофизических особенностей педагогически запущенных учащихся, результаты которой закономерно требуют изменений в организации и методах для обеспечения эффективного обучения и воспитания подростков, которые имеют столь неодинаковый педагогический статус благополучия.
Особенности педагогически запущенных подростков диктуют требования к педагогической сфере их развития, к орг анизации физкультурно-спортив-ной деятельности.
В условия, способствующие перестройке, ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся входят несколько факторов:
1) создание благоприятной обстановки, щадящего отношения и режима для учащихся (в том числе двигательного);
2) обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы; использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность их физюультурно-спортивной деятельности -основного психологического условия, изменяющего отношение педагогически запущенного подростка к учебе, людям его окружения (коллективу), к самому себе:
3) дифференциация требований и принцип индивидуализации, модификации учебной программы с целью ориентации на особенности контингента занимающихся;
4) организация системы этапности в реализации поставленных задач, с целью повышения уровня развития личности учащихся, побуждения интереса к занятиям;
5) знания и учет особенностей психологического развития, причин трудностей поведения и обучения как основания для оптимальной организаций обучения и коррекционной воспитательной работы с данными подростками.
Последнее является основой для определения полхода к педагогически запущенным учащимся.
Таким образом, организация занятий физическими упражнениями с педагогически запушенными пол-ростками, реализуемая с учетом особенностей самого контингента учащихся, оптимального полбора методических приёмов, видов двигательной активности с учетом интереса занимающихся, рациональной дозированной нагрузки и соблюдением принципов постепенности в планировании физической нагрузки и требованиях педагога, имеющие главной целью коррекцию» развитие личности обучаемых, занимает ведущее место в арсенале педагогических средс тв преподавателя и в комплексе со всеми другими приемами воздействия способствует решению проблемы обучения и воспитания детей и подростков. имек:и:и> статус педагогически запущенных.
ЛИТЕРАТУРА
: Барбараш H.A.. Барбараш Л.С.. Лившиц М.Л. и др. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты. 7есты -Кемерово: Кемеровский институт усовершенствования учителей, 1995.- 245с.
2 Вильдавская Л.З. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - 1994 - №2- С 13-28
3 Личко А.Е Психопатии и акцентуации характера у подростков,- Л 1983 - 84с
4 Туревская P.A. Диагностика Механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы,- М..1994 - N° 2 - С 29-53
УДК 796:338.28: 796 078
О.Г. Ванина Л.П. Канакова++
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
" Школа №49. " ИФК Томского государственного педагогического университета
В настоящее время состояние здоровья детей вызывает большую тревогу. За годы обучения в школе возрастает число учащихся с нарушениями зрения, осанки, заболеваниями органов пищеварения, увеличивается количество нарушений психического здоровья. По данным специалистов 30-35% детей при поступлении в школу имеют хронические заболева-
ния. Такое состояние здоровья - результат неблагоприятного воздействия.экологических, социально-экономических и педагогических факторов,таких, как: интенсификация учебного процесса, раннее начало дошкольного обучения, несоответствие программ возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований
к организации учебного процесса и слабый врачебный контроль в школе. Поэтому одной из приоритетных задач школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни [12].
В последнее время появляются выступления в поддержку инновационных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому в учебных программах неслучаен интерес к неспортивным видам и формам гимнастики, к различным восточным и западным системам оздоровительной гимнастики. Современная оздоровительная гимнастика насчитывает как минимум 24 оздоровительные системы. Как свидетельствует практика и научные исследования, они успешно могут использоваться в низшем и среднем звеньях физической культуры [10].
Анализ научно-методической литературы и практический опыт учителей физической культуры свидетельствует о том. что отдельные системы оздоровительной гимнастики успешно используются в школе, а их комплексное использование остается малоизученным. Настоящее исследование посвящено разработке вариативной части программы физического воспитания учащихся средних классов с комплексным использованием элементов современных систем оздоровительной гимнастики.
Перед исследованием были поставлены следу ю-шие задачи:
1. Изучить интерес, мотивы и потребности учащихся средних классов к занятиям физической культуры.
2. Разработать вариативную часть программы фи-'.ического воспитания учащихся средних классов с использованием элементов современных систем оздоровительной гимнастики.
3. Определить эффективность разработанной программы по физическому воспитанию для учащихся средних классов в педагогическом эксперименте.
Для решения поставленных задач использование методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование и опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось поэтапно в течение 1996-1998 гг.
На первом этапе (1996-1997 гг.) осуществлялся анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Анализировались и отбирались методики исследования, проводилась апробация их на информативность и надежность.
Проводился анкетный опрос учащихся 5-х классов с целью выявления их интереса и потребностей к занятиям физической культурой.
На втором этапе был проведен предварительный педагогический эксперимент, где были апробированы отдельные элементы современных систем оздо-
ровительной гимнастики: лечебной, корригирующей, дыхательной, аэробики, ушу, йоги, шейпинга, стрет-чинга, калланетики.
Определялся уровень физического и функционального развития и физической подготовленности учащихся средних классов.
На третьем этапе проводился основной педагогический эксперимент, в котором приняли участие девочки 5 классов (п=90), 50 учащихся школы №49 и 40 - школы №1 г. Томска. Учащиеся школы №49 составили экспериментальную группу, а учащиеся школы №1 - контрольную группу. Обе группы занимались по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов (9). Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика, а вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, местных особенностей работы школы. В контрольной группе содержание программного материала вариативной части составляли: легкая атлетика, спортивные игры (волейбол, баскетбол), а в экспериментальной группе - элементы современных систем оздоровительной гимнастики.
С целью контроля за физическим и функциональным развитием и физической подготовленностью испытуемых проводились испытания по информативным и надежным тестам: бег 30 м. челночный бег 3x10, бег 1000 м. прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой за 1 минуту (количество раз), наклон туловища вперед из положения сидя, подъем туловища из положения лежа на спине за ! минуту, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, тест "Фламинго", сила правой и левой кисти руки, жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, проба Штанге. На каждого участника заведен дневник самоконтроля, в котором указывались: нарушения осанки (сколиоз, лордоз, круглая спина), наличие плоскостопия, физическое и функциональное развитие и физическая подготовленность.
Уровень физического и функционального развития оценивался в начале и конце учебного года, а уровень физической подготовленности - в начале, середине и в конце учебного года. В начале эксперимента контрольная и экспериментальная группы статистически значимо не отличались (Р>0,05) по физическому и функциональному развитию, физической подготовленности.
Решая основные задачи физического воспитания школьников (образовательные, оздоровительные, воспитательные), многие учителя забывают, что воспитание тела и души должно приносить каждому ребенку радость, эмоциональный подъем, удовольствие. Процесс физического воспитания должен стать совместной деятельностью ученика и учителя. С целью
выявления интересов, потребностей и мотивов к уроку физической культуры учащихся 5 классов было проведено анкетирование. Анализ анкетного опроса показал, что урок физической культуры нравится девочкам 5-х классов (63%). Учащиеся отметили, что на уроках физической культуры интересно, что средствами физического воспитания можно сформировать изящную походку и красивую осанку, повысить уровень развития физических качеств, овладеть школой движений, укрепить здоровье и получить положительный эмоциональный заряд, улучшить настроение. выработать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, осуществлять профилактику плоскостопия.
37% девочек ответили, что им не нравятся уроки физической культуры, потому что: испытывают усталость (10%), стесняются показаться слабой (9%), ничего не получается (5%), просто не интересно (13%). На вопрос: "Что бы Вы хотели изменить в содержании урока по физической культуре, чтобы он был интересным.'"учащиеся ответили, что уроки физической культуры были бы интересными, если бы в содержание уроков включить: танцевальную аэробику (ответили 98% учащихся), хореографию (79%), шейпинг (73%), ушу (65%), йогу (52%), корригирующую и дыхательную гимнастику (35%). Все учащиеся ответили, что хотели бы заниматься на уроке фтической культуры с использованием современной музыки. Анализ анкетного опроса учащихся 5-х классов позволил выявить интересы, потребности и мотивы, лежащие в основе занятий популярными видами оздоровительной гимнастики.
Подбор элементов систем оздоровительной гимнастики. распределение учебного материала по четвертям, дозировка осуществлялись с учетом интересов, потребностей и возрастных особенностей девочек 10-11 лет.
Лечебная гимнастика
Специализированные зрительные упражнения
Цель: улучшение кровообращения, снятие зрительного напряжения и утомления, расслабление наружных и внутренних мышц глаза, повышение выносливости кзрительнему утомлению.
Средства: быстрые моргания до 1 минуты, переключение зрения с дальней точки на ближнюю, массаж закрытых глаз круговыми движениями пальцев до 1 минуты, зажмуривание глаз на 3-5 сек, круговые движения глазами, поочередное переведение взгляда в крайнее положение.
Профилактика плоскостопия
Цель: профилактика плоскостопия, укрепление мышц внутреннего и внешнего свода стопы.
Средства: ходьба на носках, пятках, внутреннем и внешнем крае стопы, ходьба перекатом с пятки на носок, шаги скрестно "сиртаки", упражнения с мячом и другими предметами.
Корригирующая гимнастика на осанку
Цель: профилактика нарушений осанки, укрепление мышц позвоночного столба, снятие мышечного зажима.
Средства: комплекс упражнений с гимнастической палкой (стоя, лежа на животе, стоя на коленях): комплекс упражнений с книгой на голове (ходьба на носках по разметкам, ходьба на повышенной опоре, балансирование на одной ноге, опускание на колени, приседания на носках; комплекс специальных упражнений из системы хатха-йоги: поза "Риши". "замок", "кобра", "растягивание ног", "перекрут".
Дыхательная гимнастика
По методу Стрельниковой
Цель: оздоровительное воздействие на организм, укрепление дыхательного аппарата, развитие дыхательных мышц, улучшение вентиляции легких, профилактика хронических заболеваний и ОР'З.
Средства: резкий шумный вдох носом в сочетании с поворотом головы вправо-влево: вперед-назад; с наклоном вправо-влево, ухо к плечу; приседая; с наклоном туловища вперед-назад; с крестными движениями руками на уровне плеч.
По методу Хатха-Йоги (Пранаяма)
Цель упражнений: регулируемое дыхание способствует лечению и профилактике болезней, сохранению здоровья, улучшению обмена веществ всестороннему развитию дыхательного аппара та.
Средства: глубокое и полное дыхание (брюшное, грудное, ключичное); частые и резкие вдохи кузнечные меха"; полное переменное дыхание.
Цель упражнения: очищение дыхательных путей, снятие усталости, улучшение настроения.
Средства: дыхание "Ха!"
Аэробика
Цель: укрепление здоровья, формирование правильной осанки, укрепление мышц ног, живота, спины, верхнего плечевого пояса, развитие координации движений, чувства ритма, пластичности, гибкости.
Средство 1: базовые шаги: степ-тач - приставной шаг. ланч - выпад, марш - ходьба, ни ап, кик - мах прямой ногой, открытый шаг, ви-степ, трейп-вайн -"виноградная лоза", шаг "Мамба", джог - бег, выставление ноги на пятку, скачок, джампинг джек -прыжок ноги-врозь вместе.
Средство 2: латиноамериканские танцы: самба (основное движение, виски вправо влево), ча-ча-ча (основной шаг, тайм-степ, нью-йорк-чек), джайв (основное движение, фоллэвей-рок, Кик Бол Чендж), румба (основное движение), венский вальс (вальсовая дорожка, повороты).
Ушу (Тайцзицюань)
Цель: укрепление здоровья, стимуляция деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, снятие эмоционального возбуждения.
Средства: комплекс упражнений "Гимнастика пяти животных", упражнения-способы для кулака, упражнения-способы для ног.
Стретчинг
Цель: обеспечение наилучших условий для растягивания определенных групп мышц, развитие подвижности суставов.
Средства: комплекс тонического стретчинга: 1). Ритуальный стретчинг; 2). Стретчинг в положении стоя; 3). Тонический стретчинг в выпаде; 4). Тяжелый стретчинг; 5).Стретчинг сидя на полу; 6). Стретчинг лежа на полу.
Шейпинг-хореография
Цель: создание выразительного образа, формирование грациозной осанки, красивой походки, развитие координационных способностей, гибкости позвоночника, развитие эстетичности при выполнении танцевальных движений.
Средство: элементы хореографии у гимнастической стенки, у станка; упражнение для формирования красивой походки; современные танцевальные движения; упражнения для развития координационных способностей
Йога
Цель упражнения: профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Средство: поза "Льва".
Цель упражнения; улучшение перистальтики кишечника.
Средство: подъем живота в положении сидя.
Цель упражнения: профилактика и лечение сколиозов.
Средство: полный перекрут, перемах ногой, повороты на пальцах ног, поза "Риши".
Цель упражнения: снятие мышечного зажима спи-ны и позвоночника, укрепление межпозвоночных дисков, развитие гибкости.
Средство: позы - "Кобра", "Лук", "Плуг", "Ножной замок", "Кузнечик", "Боковой подъем".
Цель упражнения: улучшение кровообращения, расслабление, восстановление сил.
Средство: поза "Релаксация".
Калланетика
Цель: укрепление здоровья, улучшение тонуса мышц, укрепление мышц спины, ног, живота.
Средства: комплекс упражнений для мышц спины, живота, ног.
В экспериментальной группе в подготовительной части урока в зависимости от поставленных задач включались отдельные элементы систем современной оздоровительной гимнастики, такие, как: лечебная гимнастика, корригирующая, дыхательная, стретчинг, шейпинг.
В основной части урока осваивались отдельные виды программного материала-легкая атлетика гимнастика, лыжная подготовка, волейбол, баскетбол, а также аэробика, ушу, шейпинг, йога, калланетика, игры-эстафеты.
В начале каждого урока использовались самомассаж [19] и психорегулирующая гимнастика [7], а в заключительной части - релаксация [7. 11, 19]. Все уроки с элементами систем оздоровительной гимнастики проходили с использованием функциональной
ТАБЛИЦА 1
Распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при двух занятиях в неделю
№ Вид программного материала Экспериментальная группа Контрольная группа
1 Базовая часть 48 48
1.1 Основы знаний в процессе урока
1.2. Способы двигательной деятельности
1,2.1 Волейбол,баскетбол 10 10
1.2.2 Легкая атлетика I 14 14
1.2.3 Гимнастика 12 12
1.2.4 Лыжная подготовка 12 12
2. Вариативная часть 20 20
2.1. Бег, прыжки (легкая атлетика) 10
2.2. Пионербол, мини-волейбол, баскетбол - Ю
2.3 Лечебная гимнастика для глаз (14), профилактика плоскостопия (414) 1
2.4 Корригирующая гимнастика (на осанку) (4, 6, 16, 21) 2
2.5 Дыхательная гимнастика (по методу Стрельниковой (15), по методу хатха-йоги (3, 15, 20) 2
2.6 Аэробика базовая (1,21), латино-американские танцы (2) 6
2.7 Ушу (способы для кулака, способы для ног) (17,18) 2
2.8 Стретчинг (позы тонического стретчинга)(11, 13,16,17) 1
2.9 Шейпинг (шейпинг-хореография) (16) 3
2.10 Йога (асаны) (3,17,20) 2
2.11 Калланетика (комплекс упражнений) (13) 1
2.12 Игры-эстафеты (лапта, "снайпер", "борьба за знамя") в процессе урока
ТАБЛИЦА 2
Изменение физической подготовленности девочек 5-х классов экспериментальной и контрольной групп за период педагогического эксперимента
№ Показатель Экспериментальная Контрольная
п/п группа (шк. № 49) Р группа (шк. № 1) Р
п=50 п= 40
начало конец начало конец
1 Длина тела (см) 144±0,94 144±0,94 Р>0,05 145±0,91 145+0.91 Р>0,05
2 Вес тела (кг) 35±1,18 35±1.18 Р>0,05 36±1,00 36±1,00 Р>0,05
3 Челночный бег 3x10 (сек) 9, 9±0,10 9,5±0,18 Р>0,05 10±0,20 9,8+0,31 Р<0.05
4 Прыжки со скакалкой за 1 мин (кол. раз) 93+3,43 104±3,88 Р<0,05 87±3,34 87±3,16 Р>0,05
5 Прыжки со скакалкой за 15 сек (кол. раз) 35*1.11 38±1,04 Р<0,05 28±1,23 30±0,96 Р>0,05
6 Прыжки в длину с места (см) 138±2,67 14412,65 Р<0,05 139±2,31 140±2,24 Р>0,05
7 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол. раз) 11±1,03 16±1,37 Р<0,05 11+1,05 12+1,09 Р>0,05
8 Подъем туловища из положения лежа на спине за мин 28±0,96 33±0,38 Р<0,05 27±0,92 29±0,97 Р>0,05
(кол раз)
9 ¡Наклон туловища вперед из положения сидя (см) 10±0,73 137±0,79 Р<0,05 8±0,77 7±0,83 Р>0.05
10 Тест "Фламинго" 38±2,24 43+2,47 Р<0,05 31+2,02 33+2,43 Р>0,05
11 Бег 1000 м (мин) 5,6±0,10 5,2±0,17 Р<0,05 5,2±0,15 5,1+0,13 Р>0.05
музыки. Использование функциональной музыки на уроках физической культуры актуально, музыка играет роль стимулятора психической и физической работоспособности, является эффективным средством профилактики утомления [5].
В контрольной группе в подготовительной и заключительной части урока включались общеразвива-юшие упражнения, беговые, прыжковые.
В основной части урока осваивались отдельные виды программного материала, как и в экспериментальной группе.
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности разработанной программы с использованием элементов систем современной оздоровительной гимнастики на уроках физической культуры учащихся средних классов.
Результаты двигательных тестов в конце педагогического эксперимента показали, что у учащихся экспериментальной группы заметно улучшились показатели физической подготовленности по сравнению с контрольной группой при начальном одинаковом исходном уровне.
В конце эксперимента, как видно из таблицы 1, в экспериментальной группе отмечены достоверные изменения (Р<0,05) по всем двигательным тестам. В контрольной группе статистически значимых изменений по физической подготовленности не наблюдается.
По физическому и функциональному развитию, как в начале, так и конце эксперимента в обеих группах достоверных различий не отмечено.
Положительная динамика результатов тестирования физической подготовленности экспериментальной группы указывает на то, что включение в урок физической культуры элементов систем оздоровительной гимнастики способствует значительному приросту уровня развития таких двигательных качеств, как: гибкость, скоростно-силовые качества, выносливость и координация движений, вызывает большой интерес к современным видам нетрадиционной гимнастики и к уроку физической культуры. Следуе т о тметить, что включение в урок дополнительных оздоровительных упражнений способствует реализации индивидуальных способностей каждого ребенка, формированию знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования, понимания смысла деятельности, выполняемой на уроке, а также увеличению моторной плотности урока и воспитанию привычек здорового образа жизни. Такие уроки направлены на всестороннее гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, улучшение осанки; в то же время повышают работоспособность учащихся, улучшают настроение, что в свою очередь благотворно влияет на нервную систему подростка.
Литература
1. Бабич Ю.В., Скворчук Е.П. Аэробика и возможность ее применения в общеобразовательной школе.//Физкультурное образование Сибири,- 1998,- № 8.- С.78-85.
2. Бабич Ю В., Скворчук Е.П., Куракина О.В.и др. Применение элементов хореографии на уроках физической культуры в школе. // Физкультурное образование Сибири,- 1998 - № 8.- С.8-14.
3. Васильев Т.Э. Начала хатха-йоги,-М.: Прометей, 1985.
4. Доленко Ф.Л. Берегите суставы - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 112с.
5. Коджаспиров Ю.Г. Музыка в спортивном зале.// Физическая культура в школе.- 1998.- №2 - С.72-73.
5 копылов Ю.А Упражнения на осанку.// Физическая культура в школе.- 1994,- № 2.
7 Копылов Ю.А. Элементы психорегуляции.// Физическая культура в школе.- 1995,- №3.
8 Купер К Аэробика для хорошего самочувствия.- М.: Физкультура и спорт, 1989 - 224с.
9. Лях В.И., Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- М.: Просвещение 1996 -С. 106-205.
10. Менхен В.Б., Биндусов Е.Е., Коньков Н.В. Состояние и пути совершенствования гимнастики в системе базового образования в физкультурном ВУЗе.// Теория и практика физической культуры - 1997,- №12 - С.29-31.
11 Попков A.B. Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика - М. Просвещение. 1996 - С.205-256.
12 Проект основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования. Образование и здоровье. //Физическая культура.- 1998.- №1 - С.53-54.
'3 Шахматов А.И. Стретчинг и калланетика.// Наука и жизнь.- 1993.- № 6.
14. Синяков А.Ф Рецепты здоровья.- М.: Физкультура и спорт,- 1988 - 239с
15 Синяков А.Ф. Гимнастика дыхания,- М,: Знание, 1991.- С. 3-93.
!6 Скворцова Г А. Шейпинг на уроках физической культуры.// Физическая культура в школе,- 1997,- №5, N«6, №7 - 1998 - №1 -С. 71-74 - №2,- С.67-73,- №4,- С.57-60.
17. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики,- М.: Просвещение, 1992,- 80 с.
18. Смоляков С.А, Ушу: Начало пути.- Барнаул. Алтайское книжное издательство,- 1990,- 79 с.
19 Сычева Л. Восхождение к здоровью.// Физкультура и спорт.- 1998.- №1,- С. 10
20 Хиплмен Р Йога -путь к физическому совершенству,- Ульяновск, Дом печати, 1992,- 190 с.
21 Шабоха Е Г Соколов Г,Я. Кислухина И.И. Трушкова М П. Оздоровительная аэробика для школьников./ Методические оекомен дации - Омск, 1998 - 44 с
УДК 796 034 2
С.Б. Нарзулаев, В.Ф. Пешков
ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
ИФК Томского государственного педагогического университета
В настоящее время демографическая ситуация в России становится критической, нарастающая социальная напряженность отражается на здоровье населения. По данным Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины 40% населения отмечают стрессогенные ситуации, растет количество самоубийств.
По статическим данным, в России только 14% детей рождаются здоровыми: 70% девочек имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 50% школьников знакомы с наркотиками. За последние пять лет произошел значительный рост заболеваемости системы крови, эндокринных патологий, стали нормой детская близорукость и иммунодефицитные состояния. Снижение уровня здоровья детей вызвано рядом факторов.
Наиболее значимым и опасным является распространение среди городских детей табакокурения, раннего потребления алкоголя, таксикоманию и наркоманию. Эти факторы являются наиболее травматичными для детского здоровья, поскольку поражают практически все жизненно важные системы организма, фактически разрушают его [5, 6, 7, 8].
Большое опасение вызывает существенное изменение образа жизни. Снижение двигательной активности среди детей северных регионов приводит к нарушению опорно-двигательного аппарата, сниже-
нию функционального резерва систем дыхания и кровообращения. Значительный процент времени дети проводят перед телевизором и игровыми приставками, что приводит к падению зрения, росту процента слабовидящих детей в школах. Бессистемный просмотр телевизионных передач, и особенно рекламы. -пассивное восприятие информации - препятствует нормальному развитию мышления, утомляет и способствует невротизаиии детей [1, 9].
Не менее важными, особенно в семьях с низким доходом, являются нарушения качества питания. Изменение состава пищевого рациона в сторону увеличения моносахаров, животных жиров и снижение растительных жиров и клетчатки приводит к излишней калорийности рациона и, как это не парадоксально, к росту процента детей с избыточным весом. Другой проблемой этого блока является высокий процент детей с недостаточным весом. Это связано с общей астенизацией и снижением аппетита вследствие гиподинамии. В последние годы на рынке пищевых продуктов России резко увеличилось поступление товаров западных стран и продуктов питания, выпускаемых по новым технологиям. Значительно увеличилась нагрузка на иммунную систему в связи с применением пищевых добавок: консервантов, ароматизаторов, эмульгаторов, осветлителей, пищевых красителей и т.д. Снижает сопротивляемость орга-