гогической деятельности, мы выделили две группы профессионально-педагогических умений, характерных для специалиста по адаптивной физической культуре: диагностические и трансформационные.
Новая стратегия обучения предполагает большое внимание к методике и уровню проведения производственных практик. Нами разработаны структура и технология непрерывной практики, организация которой осуществляется методом погружения параллельно с изучением соответствующих дисциплин специализации, учебной дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» и основных дисциплин специальности и включающей содержание учебной практики студентов, педагогической практики (в массовых школах при занятиях с учащимися классов коррекционного и компенсирующего обучения), практики по специальности (в специальных (коррекционных) школах на уроках физической культуры и занятиях ЛФК) и практики по специализации (по выбору студента — в школе-интернате, ДЮЦ (ДЮКФП), отделении ДЮСШ).
Программы данных видов практики предут сматривают проведение студентами экспериментальных научных исследований по тематике дипломных работ, направленных на развитие и совершенствование форм организации и обучения в процессе адаптивной физической культуры и спорта детей и подростков с нарушением интеллектуального развития.
Разработанная программа производственной практики в настоящее время внедряется в учебный процесс подготовки студентов Сибирского государственного университета физической культуры,
обучающихся по специализации «Адаптивная физическая культура и спорт лиц с нарушением интеллекта». Предполагается, что данная структура и технология проведения практики позволит сформировать педагогические умения и навыки студентов, необходимые им в будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Астафьев Н.В., Самыличев A.C. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников/ Н.В. Астафьев, A.C.Самыличев.-Омск.СибГАФК, 1997.
2. Дмитриев A.A. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей / Межвуз. сб. научн. тр.- Красноярск, 1991.
3. Орлова Е.А. Проблема подготовки учителей физической культуры для вспомогательных школ/ Состояние и пути развития многоуровневого физк. образования: Труды Всерос. науч,-практич. конф./Тюмень, 1996.- С.96-98.
4. Строгова H.A. Гуманистические аспекты адаптивной физической культуры в специальном образовании / Мат-лы совм. науч-пр. конф. проф.-преп.и научного состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК,- Малаховка: МГАФК, 2002.-С.215-217.
5. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению моделей специалиста / Вести, Высш. шк. - 1986. - № 3. - С. 10-14.
ЛИТОШ Нина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры.
Дата поступления статьи в редакцию: 14.02.06 г. © Литош Н.Л.
удК7"-41 Е.С. СУСОЛИНА
Т. А. КРАВЧУК
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕВУШЕК 10-11 КЛАССОВ_
В статье рассматриваются вопросы использования средств оздоровительных видов гимнастики на уроках физической культуры в 10-11 классах. В исследовании представлены разные варианты применения оздоровительных видов гимнастики, на основе которых была разработана программа. Эксперимент проводился в 2000-2002гг. в г. Омске на базе МОУ «Гимназия NS 139», результаты обоснованы, а программа внедрена в практику.
В статье рассматриваются вопросы использова- Актуальность. Старшая ступень общеобразо-ния средств оздоровительных видов гимнастики на вательной школы в процессе совершенствования уроках физической культуры в 10-11 классах, В ис- образования подвергается самым существенным следовании представлены разные варианты приме- структурным, организационным и содержательным нения оздоровительных видов гимнастики, на осно- изменениям. Социально-педагогическая суть этих ве которых была разработана программа. Экспе- изменений — обеспечение наиболее личностной римент проводился в 2000-2002гг. в г. Омске на базе направленности и вариативности образования, его МОУ «Гимназия N5 139», результаты обоснованы, а дифференциации и индивидуализации. Эти изме-программа внедрена в практику. нения являются ответом на требования современного
общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность и отстаивать свои гражданские права (Приложение приказа Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312). В связи с этим важным является поиск новых методов и средств физического воспитания детей старшего школьного возраста, формирование физической культуры личности.
За 1996-2000гг. первичная заболеваемость подростков возросла на 32%. В структуре заболеваний детей 15-17 лет выделяются болезни органов дыхания (ОРВИ), травмы и отравления, распространены болезни эндокринной системы (расстройства питания, нарушение обменавеществ, ожирение), некоторые инфекционные и паразитарные заболевания, психические расстройства и расстройства поведения (В,А. Ляпин, 2004; В.А. Медик, 2003; Т.Г, Равдугина, 2004). В Омской области регистрируется значительно более высокий уровень первичной заболеваемости детей от 0 до 17 лет, он выше на 7.9%, чем в среднем по Российской Федерации (Т.Г. Равдугина, 2004).
Разрешение проблемы, связанной с ухудшением состояния здоровья учащихся, возможно в случае коренного изменения стратегии укрепления здоровья (Т.Г. Волченкова, 2003; А.Г. Комков, 1998; В.И. Лях, 1998; В.И. Михалев, 1999; Е.Г. Шабоха, 1999). Одна из главнейших задач физической культуры — выработать у учащихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, спортом, сформировать привычку вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), приобретать знания в образовательной области «Физическая культура».
В современной системе физического образования приоритетными являются направления, связанные с применением таких форм, методов обучения и воспитания, которые с большей эффективностью формируют ценностное отношение детей и молодежи к средствам физической культуры с учетом закономерностей личностного развития школьников (C.B. Барбашов, 2000).
Рядом авторов (О.Г. Ванина, 2002; В.К. Н.В. Егоров, 2003; И.П. Куценко, 1999; О.А. Ломова, 2002; Г.А. Сквор-цова, 1997,1998,2001;Т.В. Чибисова, 2003; Е.Г. Шабоха, 1996) было обосновано использование различных оздоровительных видов гимнастики, как правило, в вариативной части программы физического воспитания школьниц разного возраста, и показано их положительное влияние на интересы, физическую подготовленность и здоровье учащихся.
Однако, как показала практика, для большинства девушек физическое воспитание ограничивалось уроками физической культуры, где в должной мере задачи по формированию здорового образа жизни не ставились. Не разрабатывались и практически не использовались имеющиеся материалы по рациональному питанию, закаливанию, самоконтролю, умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
В связи с вышеизложенным продолжает оставаться актуальной проблема соответствия содержания программы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ их интересам, мотивам и желаниям двигательной деятельности, поиска средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у занимающихся к урокам физической культуры.
Цель исследования — разработка и обоснование содержания комплексной программы физического | воспитания девушек 10-11 классов, основанной на сочетании средств оздоровительных видов пданас-тики.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научной и методической литературы, опрос (анкетирование), анализ документальных источников, антропометрия, педагогические контрольные испытания, физиологические методы исследования, психологическая диагностике!, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось в период с января 1998 г. по декабрь 2004 г. и проходило в три этапа. На первом этане (январь 1998 - август 2000гг.) была изучена научная и методическая литература по рассматриваемой проблеме, проведено предварительное обследование девушек 10-11 классов, которое включало анкетирование, определение уровня физического развития и физической подготовленности девушек 10-11 классов (267чел.). Полученные данные предварительного обследования позволили разработать экспериментальные варианты содержания программы физического воспитания, основанной на различном сочетании средств оздоровительных видов гимнастики.
Второй этап проходил с сентября 2000 по май 2002 года, включал себя проведение эксперимента с учетом полученных результатов в предварительном тестировании в МОУ «Гимназия № 139». В эксперименте участвовало 66 девушек, было создано 4 группы: контрольная группа (16чсл.), экспериментальная группа 1 (16 чел.), экспериментальные группы 2 и 3 (по 17 чел.). В процессе эксперимента нами оценивалась эффективность экспериментальных программ. В течение двух лет изучалась динамика физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей, личностных особенностей девушек 10-11 классов.
На третьем этапе (июнь 2002 - декабрь 2004 гг.) проводился анализ и обобщение полученных результатов, апробация их и внедрение в практику, разрабатывались практические рекомендации.
В процессе исследования нами использовались следующие методы: анализ и обобщение данных научной и методической литературы, опрос (анкетирование), анализ документальных источников, антропометрия, педагогические контрольные испытания, физиологические методы исследования, психологическая диагностика, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Для определения необходимого содержания учебной программы по предмету «Физическая культура», подборе средств, методов и параметров нагрузки, мы изучили отношение девушек 10-11 классов к физической культуре, уровень их физического развития и физической подготовленности (п = 267). Для полной характеристики уровня физического состояния нами исследовалось здоровье девушек по данным медицинских карт.
Одним из ведущих мотивов для девушек этого возраста является желание хорошо выглядеть. В результате их опроса нами отмечено, что на уроки физической культуры они ходят для изменения своей ' фигуры (33%) и получения положительных эмоций (19%). В меньшей мере они заботятся о своем здоровье
Примечание. КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальные группы
Таблица 1
Распределение учебного времени по разделам программы в 10-11 классах
№ п/п Раздел Часы
КГ ЭГ1 ЭГ2 ЭГЗ
1. Базовый 54 34 32 26
1.1 Основы знаний В процессе урока
1.2 Способы двигательной деятельности:
1.2.1 Спортивные игры 18 1? -
1.2.2 Легкая атлетика 18 17 - -
1.2.3 Лыжная подготовка 1В - -
1.2.4 Аэробика - - 32 26
2. Вариативный 14 34 36 42
2.1 Гимнастика . 14 -
2.2 Аэробика 34 -
2.3. Шейпинг - 28 22
2.4. Фитнесс - - - 12
2.5. Восточные виды гимнастики 8 8
и посещают уроки физической культуры только для хороших оценок в аттестате. Все это дает основания для разработки новой программы, учитывающей интересы, желания старшеклассниц. У девушек 10-11 классов вызывают интерес занятия плаванием, оздоровительными видами гимнастики (фитнесс, танцы, аэробика, шейпинг), занятия на тренажерах (76%), традиционные виды спорта вызывают низкий интерес (2-6%).
Анализ результатов антропометрии показал, что фигура девушек 15-17 лет пропорциональна, что подчеркивается шейпинг-рейтингом (И.В. Про-хорцев, 1993). По результатам нашего исследования, только у 23% девушек процент жира в норме, у 38% девушек процент жира выше нормы (30-40%), у 37% — процент жира более 40%, у 2% — ниже нормы. Это вызывает серьезные опасения, так как избыток жира в столь юном возрасте ведет к предрасположенности ко многим заболеваниям.
По общей физической подготовленности нами был отмечен низкий уровень развития гибкости у 36%; координации и скоростной выносливости по 76% соответственно; средний уровень развития выносливости у 71% и скоростно-силовых качеств у 63%. По специальной подготовленности у девушек 10-11 классов наблюдался низкий уровень развития силовой выносливости мышц живота и спины — 56 и 63% соответственно и средний уровень развития силовой выносливости ног у 72% и динамической силы рук у 78%.
Таким образом, у девушек в возрасте 15-17 низкий уровень физической подготовленности в пяти тестах из девяти. Это связано с тем, что у старшеклассниц выявлен низкий интерес к занятиям физической культурой по общепринятой программе.
Разработанная нами программа ориентирована на формирование у школьников основ индивидуальной физкультурной деятельности, интереса, потребностей в совершенствовании своего тела и физической подготовленности. Основу содержания составляют современные оздоровительные, системы
физических упражнений, обладающие достаточно высокой мотивационной ценностью и имеющие определенную актуальность и привлекательность для выпускниц школы (табл. 1).
Внедрение в течение двух лет комплексной экспериментальной программы, основанной на средствах оздоровительных видов гимнастики, позволило повысить интерес девушек 10-11 классов к урокам физической культуры, уровень физического развития, физическую подготовленность. В результате анкетирования у 86% положительное отношение к урокам физической культуры по экспериментальной программе. В 10 классе девушки ознакомились с оздоровительными видами гимнастики и больше их привлекали занятия танцами 19%; аэробикой — 18%; шейпингом — 16%, далее следуют фитнесс, занятия йогой, стретчинг, дыхательная гимнастика, кал-ланетик. К концу обучения 17% предпочли фитнесс, 15% - аэробику, по 12% занятия йогой, стретчингом, дыхательной гимнастикой. Такие перемены объяснимы, в течение учебного года девушки получили теоретические знания об этих видах, защищали рефераты, самостоятельно проводили занятия И осознали их значимость.
Изменились мотивы к занятиям физической культурой (см. рис. 1).
В процессе эксперимента наблюдались изменения в личностных особенностях девушек: во Всех экспериментальных группах зависимость от группы стала ниже, наблюдались адекватная самооценка и тенденция к развитию воображения, творчества, преобразования; в экспериментальной группе 1 уровень самоконтроля достоверно (Р < 0,05) повысился до среднего и высокого (по 87%), экспериментальных группах 2 и 3 возросла уверенность в себе (Р < 0,05). В КГ так же имели место изменения в личностных особенностях девушек в основном в коммуникативных особенностях.
Рассматривая физическое развитие девушек, участвующих в эксперименте можно отметить, что объемы и обхваты во всех группах увеличились, что
Рис. 1. Мотивация к занятиям физической культурой до и после эксперимента, %: 1 - изменить фигуру, 2 - здоровье, 3 - отличное настроение, 4 - знания о физической культуре, 5 - развитие физических качеств, 6 - ради хороших оценок, 7 - из-за требования программы (п = 66)
соответствует возрастному онтогенезу, а состав тела существенно изменился (табл. 2). В экспериментальных группах уменьшились кожно-жировые складки (плечо, спина, живот, бедра), состав жира, подкожного жира, процент жира стал соответствовать норме (25-22,5%), увеличился мышечный компонент состава тела. Сравнивая программы в экспериментальных группах по результатам антропометрии, мы пришли к выводу, что программа 1 влияет на состав областей бедра, программа 2 — туловища, пресса, области бедра, программа 3 — комплексно воздействует на все области тела (бедра, ягодицы, талию, грудь, спину и руки).
Оценка уровня развития физической подготовленности девушек 10-11 классов показала, что сочетание средств аэробики, шейпинга, фитнесса во всех экспериментальных группах уже после первого года достоверно влияют на скоростную выносливость: в экспериментальной программе 1 после эксперимента у большинства тестируемых наблюдался средний уровень скоростной выносливости (у 50%), в экспериментальных группах 2 и 3 выше среднего (у 70 и 76% соответственно). Высокие темпы прироста в экспериментальных группах связаны с тем, что в шейпинге и фитнессе длительноевре-мя выполняются упражнения на силу мышц живота. В КГ темпы прироста составили только 6,7%.
Во всех группах до эксперимента у большинства девушек (50-88%) — средний уровень развития выносливости. После эксперимента в контрольной группе остался средний уровень развития выносливости у 81%. В экспериментальных группах 2 и 3 достоверные (Р < 0,05-0,01) изменения наблюдались уже после первого года обучения. К концу эксперимента у 59% девушек в экспериментальной группе 2 и у 70% — экспериментальной группе 3 уровень выносливости стал выше среднего.
До эксперимента в контрольной и экспериментальных группах один и три у большинства тестируемых по гибкости был отмечен средний уровень (62, 64 и 70% соответственно), в экспериментальной группе 2 - средний и выше среднего по 47% . После эксперимента в контрольной группе остались средние оценки по гибкости у 50%, во всех экспериментальных группах у большинства стали высокими у 50-94% (Р< 0,05-0,001). Наибольшие темпы прироста в экспериментальных группах 1 и 3 -40,6 и 53,6%, что связано с тем, что на занятиях в заключительной части использовались средства для развития гибкости — тонический стретчинг, йога и др.
В силовой выносливости мышц живота во всех группах до и после эксперимента наблюдался средний уровень. Достоверные изменения произошли во всех экспериментальных группах, что связано с тем, что в средствах шейпинга и фитнесса большое внимание уделяется области живота, как гечетичес-ки предрасположенной к отложению жира (Е.В. Васильева, 2003; Т.Г. Коваленко. ¡994; Н.А Ульянова, 2004).
Таким образом, в контрольной гругпе достоверно каждый год увеличивалась силовая выносливость мышц ног и ДИ1 ¡амическая сила рук (Р < 0,001) к концу эксперимента). В экспериментальных группах каждый год увеличивалась физическая подготовленность девушек. После эксперимента достоверно (Р< 0,05-0,001) из 9 показателей изменились в ЭП - 7, в ЭГ2 — 6, в ЭГЗ - 8 показателей.
Во всех группах до эксперимента оценки уровень статической координации был ниже среднего у 82-88%. В контрольной группе после эксперимента у большинства сохранился низкий уровень статической координации (у 63%); во всех экспериментальных группах стал высоким уже с середины эксперимента у 94-100% (Р < 0,001).
Таким образом, разработанный нами вариант комплексной программы экспериментальной группы три по предмету «Физическая культура» для девушек 10-11 классов, основанный на оздоровительных видах гимнастики, показал свою эффективность в двухгодичном эксперименте. Данная комплексная программа способствовала достоверному улучшению физического развития девушек, физической подготовленности и функционального состояния; повышению интереса к урокам физической культуры и важных личностных особенностей и предлагается к использованию для физического воспитания девушек 10-11 классов.
' Выводы
1. Выявленные особенности физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья девушек 10-11 классов отражают уровень их развития, характерный для Омского региона. Уровень общей физической подготовленности ниже среднего в скоростной выносливости мышц живота и координационных способностях у 56 и 76%; низкий в скоростно-силовых качествах у 34% и средний у 32%; средний в выносливости у 46% девушек. Уровень специальной физической подготовленности высокий и средний у 26 и 72% в силовой выносливости ног; средний — по 49% в силовой выносливости мышц живота и рук; ниже среднего — у 76% в силовой выносливости мышц спины. Содержание жира в организме выше нормы (30-40%) у 38% девушек; более 40% — у 36% и только у 24% школьниц содержание жира в организме в норме, а у 2% — ниже нормы.
2. Анализ отношения девушек 10-11 классов к физической культуре свидетельствует об их низкой двигательной активности в режиме дня, повышенном интересе к определенным видам двигательной активности (плавание, фитнесс, аэробика, танцы, шейпинг). Ведущими мотивами занятий физической культурой является желание изменить фигуру у 28%, стремление к здоровью у 16% и активному образу жизни у 14%. Негативное отношение к традиционной программе физического воспитания высказали 76 ?о девушек.
3. Структура комплексной программы, физического воспитания, основанной на оздоровительных видах гимнастики для девушек 10-11-х классов
Таблица 2
Динамика показателей физического развития девушек 10-11 классов, X ± а (п = 66)
Группа До эксперимента После 1 года После 2 года Темпы прироста До эксперимента После 1 года После 2 года Темпы прироста
Жир, кг Рейтинг, %
КГ 14,8 ±4,4 16,6 ± 4,7 17,9± 4,4 19 61 ±19 54,1 ± 17,4 46,3 ± 14,7" 26,6
ЭГ1 15,1 ± 4,3 14,7 ± 4,7 13,2 ± 3,2 -13, 64 ± 17,1 64,6 ± 17,4 62 ± 17,3 3,2
ЭГ2 14,1 ± 4,2 14,2 ± 4.4 13.1 ± 3,1 -7.4 67 ± 16,5 65,9 ± 17,6 70 ± 15.1 4,4
эгз 14,2 ± 4,9 13,3 ± 5,4 12 ± 2,4 ■16,8 65 ± 13,1 65,2 ± 10,9 73,4 ± 9,2' 12
Подкожный жир, кг ЖЕЛ (л)
кг 9 ± 2,9 10,2 ± 3,1 11,3 ± 3,4' 22,7 2,8 ± 0,3 2,8 ± 0,3 2,9 ± 0,4 3,5
ЭГ1 9,2 ± 2, 8,9 ± 3.1 8,2 ± 2 -11,5 3 ±0,4 3,2 ± 0,4 3,2 ± 0,2 6,5
ЭГ2 8.5 ± 2,9 10,9 ± 9,9 7,8 ± 2 -8,6 3 ±0,4 3.3 ± 0,3" 3,4 ±0,3" 12,5
ЭГЗ 8,5 ±3,3 7,6 ± 2,2 6,9 ± 1,6 -20,8 2,9 ± 0,4 3,1 ±0,3 3,3 ±0,3" 12,9
Безжировая масса, кг Динамометрия (пр.)
кг 36 ± 5.2 36,3 ± 4.9 38,9 ± 5,3' 22,7 27,8 ± 5,4 29 ± 4,5 29,4 ± 3,5 5,6
ЭГ1 36 ± 3,4 39,2 ± 5,4 39,6 ± 4,8" 9,5 25 ± 3,1 26,1 ± 3,2 26.8 ± 3,4 6,9
ЭГ2 36 ± 3,4 38,5 ± 4,1 40,3 ± 3,5" 11,3 24,1 ± 4,8 25,9 ± 4 28 ± 4,2" 15
ЭГЗ 35 ± 8,3 37,6 ± 9.1* 42,8 ±3,5- 20,1 24,4 ± 4,6 28,8 ± 3,6" 32,2 ± 3,8"* 27,6
Процент жира Динамометрия (л)
КГ 28,В ± 5.9 29,8 ± 5,9 30,7 ± 6.6 7,7 26,6 ± 5,1 25,4 ± 3,9 26,8 ± 3,8 0,7
ЭГ1 29,2 ± 6,3 27,3 ±6,7 25 ± 5.2* -15,5 23,3 ± 2,8 24,4 ± 3,3 24,9 ±2,5 6,6
ЭГ2 28,3 ± 6,2 26,6 ± 6,5 24,3 ± 4,5 -15,2 23,4 ± 4,6 25,3 ± 3,3 25,2 ± 3,8 7,6
ЭГЗ 28 ± 6,4 24,9 ± 5,5 22,5 ± 4,2- -21.8 22,6 ± 3,7 27,2 ± 3,7' 30,8 ±4,1"' 30,7
Примечание. КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальные группы; * - Р„ < 0,05; " - Р„ < 0,01; *" - Р„ < 0,001 - уровень достоверности
по сравнению с темпами прироста в контрольной группе в одном тесте 64%, в двух тестах 10 и 24%, в шести тестах от 1 до 8% .
7. Комплексная экспериментальная программа способствовала достоверному (Р < 0,05) изменению уровня самоконтроля и уверенности в себе у девушек 10-11 классов в экспериментальных группах, по сравнению с недостоверными (Р > 0,05) изменениями этих показателей в контрольной группе. Экспериментальная программа понравилась 86% старшеклассниц, посещаемость уроков физической культуры после эксперимента увеличилась до 84%.
8. Сочетание оздоровительных видов гимнастики в учебной программе экспериментальной группы три оказалось более эффективным, чем в первой и второй экспериментальных группах, и она определена в качестве комплексной программы физического воспитания девушек 10-11-хклассов.
Практические рекомендации
1. Считаем целесообразным, выделить в отдельные теоретические занятия разделы программы, посвященные знаниям о видах гимнастики, рациональном питании, составлении индивидуальных программ, которые необходимо проводить как в рамках урока физической культуры, так и на факультативе.
2. Для оценки уровня физического развития, индивидуального подхода к разработке тренировочных программ рекомендуем проводить антро-
различий по (-критерию Стьюдента.
включает содержание учебного материала, который распределен на два раздела: основы знаний (по здоровому образу жизни, вредные привычки, самоконтроль, построение частей урока по разным видам оздоровительной гимнастики, составление индивидуального меню и рациона питания при разных видах оздоровительной тренировки) и способы физкультурной деятельности (аэробика, шейпинг, фитнесс, восточные системы гимнастики — дыхательная гимнастика, йога, стретчинг, калланетик); определены требования к умениям и знаниям девушек 10-11 классов по предмету физическая культура и использования их в практической деятельности в повседневной жизни.
4. Физическое развитие девушек 10-11-хклассов после эксперимента во всех экспериментальных группах соответствовало возрастным нормам, процент содержания жира в их организме достоверно (Р < 0,05) уменьшился до физиологической нормы, а в контрольной группе увеличился до 31%.
5. Достоверные изменения (Р < 0,05) уровня физической подготовленности в экспериментальных группах имели место из девяти тестов в восьми в третьей группе, в шести тестах во второй и в семи тестах в первой, по сравнению с только двумя тестами в контрольной группе.
6. Темпы прироста физических качеств в третьей экспериментальной группе в восьми тестах составили 25-113%, в первой и второй экспериментальных группах в семи тестах 20 — 41 % и в одном 90 и 100%,
пометрические измерения, которые определяют состав тела в целом и по областям, рейтинг фигуры, индивидуальный рацион питания в соответствии с менструальным циклом и задачами тренировки.
3. Для оценки уровня физической подготовленности девушек, наряду с тестами, предложенными В.И. Ляхом и соавторами (1999 г.), предлагаем использовать специальные тесты, которые выявляют силовую выносливость мышц ног, живота, спины и мышц рук.: И.п. - стойка врозь, руки на поясе, полуприсед до параллельного положения бедер к полу в течение 4 мин., кол-во раз; И.п. — лежанаспине, поднимание ног до угла 90°в течение 4 мин., кол-во раз; И.п. - лежа на животе, руки за головой, наклон назад до угла 30°в течение 2 мин., кол-во раз; И.п. — упор лежа, пальцы во внутрь, сгибание и разгибание рук, кол-во раз.
4. В основной части занятия рекомендуем интенсивность нагрузки 65-85% от максимальной частоты. Занятия должны проводиться в аэробном (120-140 уд/мин.) и анаэробно-аэробном (140-160 уд/ мин.) режимах. На занятиях шейпингом пульсовой режим необходимо задавать с учетом индивидуальных особенностей: для воздействия на жировую ткань — 125-135 уд/мин., на жировую и мышечную — 135-160 уд/мин., на мышечную — более 160 уд/мин.
Библиографический список
1. Ляпин В. А. Здоровье населения в крупном промышленном центре Западной Сибири: монография / В.А. Ляпин, Г А. Оглеэнев, М.Г. Тшванов. - Омск: изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004. - 84 с.
2. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 10-11 классов / В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейк-сон. // Программы общеобразовательных учреждений. — И.: Просвещение, 1996. - С. 106-204.
3. Медик В. А. Заболеваемость населения: история, современно состояние и методология изучения: монография /
B.А. Медик. - М.: Медицина, 2003. - 512с.
4. Менхиь, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, A.B. VleüXHH. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
5. Новые государственные стандарта школьного образования. — М.: ООО изд-ио Астрель, 2004. - 446 с.
6. Пр;.хорцев И. В. Шейпинг — питание / И.В. Прохорцев. А.К. Пшендин, Е В. Сергеева. - СПб.:МФШ, 1998. - ч.2. - 164 с.
7 Скворцова Г.А. Шейпинг в школе / Г.А. Скворцова // Физическая культура в шноле. — 1997. - №5.-С. 65-79; №6. - С. 72-73; Ni7. - С. 67-77; №1/1998. - С. 71; №2. - С. 67; № 4. - С. 57; №8/2001. -
C. 4И.
8. Состояние здоровья населения Омской области и деятельности здравоохранения в 2003 году: информационно-аналитической издание / под ред. Т.Г. Равдугиной. — Омск.: [B.H.J, 2004. - Г28с.
СУСОЛИНА Екатерина Сергеевна, преподаватель кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
КРАВЧУК Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
Дата поступления статьи в редакцию: 14.02.06 г. © Сусолина Е.С., Кравчук Т.А.
Страницы истории университетов
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
СПОРТА И ТУРИЗМА
Первый ректор Государственного Центрального ордена Ленина института физической культуры профессор Варнава Ефимович Игнатьев
Институт ведет свою историю с мая 1918 года. Идея о его создании возникла в школьно-санитарном отделе Народного комиссариата просвещения. Предложение об открытии в Москве института физической культуры, внесенное заведующей этим отделом В. М. Бонч-Бруевич (Величкиной), получило поддержку первого наркома просвещения А. В. Луначарского, который рекомендовал разместить институт в бывшем дворце графа Разумовского на Гороховской улице. В июне 1918 году в старинном особняке открылись шестимесячные курсы по подготовке инструкторов физической культуры. 24 августа 1918 года в газете «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета» было опубликовано объявление о первом наборе студентов в одногодичный институт физической культуры. 29 августа 1919 года коллегия Наркомздрава приняла Положение об институте физической культуры. Ныне Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма - крупнейшее высшее учебное заведение России — за 83 года существования выпустил более 46 тысяч специалистов высшей квалификации по физической культуре и спорту в России и свыше 3500 иностранных специалистов для 115 стран мира. В структуре университета девять факультетов, аспирантура, докторантура, институт повышения квалификации и переподготовки кадров, научно-исследовательский центр, Центральная Олимпийская академия, Музей истории спорта, библиотека, издательство «Физкультура, Образование, Наука».