Научная статья на тему 'Разработка содержания и методики комплексного применения средств видов гимнастики на уроках физической культуры со школьницами 5-7-х классов'

Разработка содержания и методики комплексного применения средств видов гимнастики на уроках физической культуры со школьницами 5-7-х классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
694
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ванина О. Г., Канакова Л. П.

The article discovers motives, interests and needs of 5-7 foams schoolgirls to the lessons of physical culture and to the means of different types of gymnastics. It suggests the methods of complex use of means of gymnastics types with health-improving orientation at the lessons of physical culture and estimates its efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Contents and Methods of Complex Use of Means of Gymnastics Types at the Lessons of Physical Culture with the Schoolgirls of 5-7 Foams

The article discovers motives, interests and needs of 5-7 foams schoolgirls to the lessons of physical culture and to the means of different types of gymnastics. It suggests the methods of complex use of means of gymnastics types with health-improving orientation at the lessons of physical culture and estimates its efficiency.

Текст научной работы на тему «Разработка содержания и методики комплексного применения средств видов гимнастики на уроках физической культуры со школьницами 5-7-х классов»

О.Г. Ванина*, Л.П. Канакова1'

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СО ШКОЛЬНИЦАМИ 5-7-Х КЛАССОВ

‘Сибирский государственный медицинский университет "Томский государственный педагогический университет

Экологическая обстановка окружающей среды, обострение социальных проблем в обществе, перегруженность учебных программ, нарушение гигиенических норм режима дня привели к снижению адаптивных возможностей, жизненно важных показателей ведущих функциональных систем, уровня здоровья, двигательной активности современных подростков [1,2].

Одной из проблем, стоящих перед современным физкультурным образованием школьников, является то, что интерес к урокам физической культуры и занятиям спортом неуклонно снижается, а это отражается на уровне здоровья, физической подготовленности и готовности подросткового поколения выполнять свои социальные функции [3, 4].

Повышение уровня физического состояния, укрепление здоровья и повышение интереса к урокам физической культуры школьниц 5-7-х классов возможно путем внедрения на уроках комплекса средств современных и нетрадиционных видов гимнастики с учетом их физического состояния, мотивов, потребностей и интересов девочек-подростков к уроку физической культуры [5, 6].

В связи с этим в течение 3 лет со школьницами 5-7-х классов школ № 49 и 51 г. Томска и школы № 7 г. Колпашево Томской области проводился педагогический эксперимент, целью которого являлось: разработка содержания уроков физической культуры, внедрение методики комплексного применения средств видов гимнастики в учебном процессе и обоснование эффективности влияния экспериментальной методики на показатели физического состояния и культуру движений школьниц.

Задачи исследования: оценить физическое состояние школьниц 5-го класса; выявить мотивы, интересы и потребности школьниц 5-7-х классов в уроках физической культуры и средствах различных видов гимнастики; разработать методику комплексного применения средств видов гимнастики с оздоровительной направленностью на уроках физической культуры со школьницами 5-7-х классов и оценить ее эффективность.

Все школьницы (п = 64) занимались по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11-х классов. Уроки в каждой группе проводились 3 раза в неделю по 40 мин (всего 102 урока). На двух

уроках физической культуры (в подготовительной, основной и заключительной частях) применялся комплекс средств видов гимнастики, а обязательный третий урок, организованный за счет вариативного компонента учебной программы школы, включал в себя изучение только выбранных школьницами видов двигательной активности: средства видов гимнастики.

На первом этапе исследования определялось физическое состояние школьниц 5-х классов (физическое развитие, функциональное состояние, состояние здоровья и физическая подготовленность). Индивидуальные данные физического состояния каждой школьницы сравнивались со средними величинами аналогичных показателей, зафиксированных в Сибирском регионе по таблице стандартов.

В целом результаты фонового исследования показали, что 40.1 % школьниц 5-х классов имеют низкий уровень физического рь: вития (10.6 %) и ниже среднего (29.5 %); отмечается отставание от нормативного уровня таких показателей функции внешнего дыхания, как ЖЕЛ (на 28.8 %), экскурсия грудной клетки (на 32.8 %), способность организма переносить гипоксическое состояние (на 40.2 %). Показатели, характеризующие состояние ССС, отстают от нормы на 26 % (функциональная проба) и на 4.8 % (уровень здоровья).

Проведение врачебно-педагогического контроля выявило 46.75 % школьниц с нарушениями осанки, у 20.5 % пятиклассниц зафиксировано плоскостопие, у 18.8 % - хронические заболевания, у 18 % - близорукость.

При определении физической подготовленности выявлено низкое развитие общей выносливости (на 9 %), силовой выносливости (на 34.2 %), способности к равновесию (на 66.5 %) и к согласованию движений различными звеньями тела (на 58.3 %). Среднегрупповой показатель уровня культуры движений у школьниц 5-х классов составил 3.3 балла.

Полученные результаты убедили нас в необходимости разработки экспериментальной методики комплексного применения средств различных видов гимнастики на уроках физической культуры. Эти средства должны одновременно оказывать эффективное влияние на физическое развитие и функциональное состояние девочек, способствовать укреплению здоровья и развитию всех физических качеств, решать задачу вос-

питания у школьниц культуры движений. Кроме того, средства должны рационально сочетаться в рамках урока физической культуры, эффективно распределяться в учебном году и в течение трех учебных лет.

Неооходимыми условиями эффективного применения экспериментальной методики являются активное участие школьниц в овладении умениями и навыками, самостоятельное использование комплекса средств с целью устранения слабых звеньев в своем физическом состоянии и здоровье. А это возможно только через введение в школьную программу средств, к которым учащиеся проявляют интерес и которые пользуются популярностью у современной молодежи. С целью определения интереса школьниц к уроку физической культуры и средствам видов гимнастики был проведен опрос девочек 10-12 лет.

В основе формирования главных позитивных мотивов школьниц 5-7-х классов лежат следующие потребности девочек: желание быть сильными, ловкими и красивыми, иметь крепкое здоровье, желание заниматься с использованием разнообразного спортивного оборудования и инвентаря. В основе негативных мотивов лежит отсутствие интереса у школьниц проявлять активность на } роке физической культуры школьницам 6-'; и ?-?; классов мешает чувство неуверенности -л стеснения, х к 5-:; классах-ч' ь-ствс сальной усталости во врем* урока ('табл. '

Опрос школьниц 5-7-х классов показал- -но де-

ВСиКН прель \*;ЮГ бил^.ин, Л1-~СОСС К гак._лйи 1г-ЬОл

аэробике, элементам стретчинга, шейпинга к спори ньш ханцам. ушу и йоге, атлетической гимнастик;.

(57-92%).

Таким образом, при разработке методики комплексного применения средств видев гимнастики учитывалась мотивационно-потребностная сфера дево-чек-подростков.

Проведенное исследование физического состояния школьниц 5-х классов позволило вьмвить все отклонения в их физическом состоянии. С учетом этих отклонений были определены педагогические задачи, решаемые в процессе физического воспитания, произведен расчет проектируемых ведущих и отстающих характеристик, подобраны средства, используемые для устранения слабых сторон физического состояния школьниц (табл. 2).

В содержание уроков физической культуры для школьниц 5-7-х классов были включены средства, способствующие их гармоничному физическому развитию, направленные на улучшение функционального состояния, профилактику заболеваний, коррекцию нарушений состояния здоровья, совершенствование физической подготовленности и воспитание культуры движений.

С учетом того, что в процессе воспитания культуры движений школьницы разных возрастных групп могут испытывать трудности, соответствующие их возрасту, были разработаны методика воспитания культуры движений и требования, по которым оценивалась культура движений, В 5-х классах при выполнении контрольного комплекса от девочек требуется точность и ритмичность, у девочек 6-х классов оцениваются ~ак*1е качестьа. как слитность и согласованность, ь 7-х класса:. .рисования к выполнению контрольного комплекс* повышаются -' ЛрЗЖЗ-чПСЛЬЧЮТСЯ Ь иыСО41'-: темпе, оценивается техничность и пластичность.

Благодаря гсслсдовгтельноп разработке содержания уроков шизической культуры с комплексным применением средств видов гимнастики были \ чтены асе составляющие учебной программы: исходный уровень физического состояния школьниц, проектируемые показатели и физические качества; опреде-

Таблица 1

Определение мотивов, интересов и потребностей школьниц 5-7-х классов

в уроках физической культуры, %

Параметр Классы Рз-Р 2 Р,-Р, Рі-Рз

5 (п=90) 6 (п=94} 7 (п=106)

Хочу быть сильной, ловкой красивой, хорошо выглядеть 91.1 91.9 98.6 >0.05 >0.05 >0.05

Хочу быть здоровой 55.5 58.0 68.8 >0.05 <0.05 <0.05

Хочу заниматься на уроке с использованием спортивного оборудования и инвентаря 86.6 89.3 89.6 >0.05 >0.05 >0.05

Хочу многому научиться на уроке физкультуры 60 с* т 40.7 >0.05 <0.05 <0.05

Хочу изучать новые виды спорта 48.8 { 34.1 >0.05 <0.05 <0.05

Нравится общаться на уроке с учителем 77.8 64.9 48.1 <0.05 <0.05 <0.01

Хочу заниматься на уроке отдельно от мальчиков 78 83 87 >0.05 >0.05 <0.05

Занимаюсь ради оценки 3.3 6.4 7.5 >0.05 >0.05 <0.05

Сильно устаю во время урока 6.6 5.3 4.7 >0.05 >0.05 >0.05

Испытываю неуверенность, неловкость, стеснение 3.1 15.3 19.4 <0.05 > 0.05 <0.01

Не интересно на уроках 5.3 10.2 12.5 >0.05 >0.05 <0.05

У меня ничего не получается - 2.1 2.9 >0.05 >0.05 <0.05

Таблица 2

Обоснование необходимости комплексного применения средств видов гимнастики

с учетом физического развития, функционального состояния, уровня здоровья и физической подготовленности школьниц 5-го класса

Показатель физического состояния и здоровья школьниц Педагогическая задача Виды и средства гимнастики

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Низкий и ниже среднего уровень Гармонизация весоростовых физического развития имеют 40.1 % показателей, улучшение показателей школьниц [динамометрии Атлетическая гимнастика, элементы шейпинга, ушу, самомассаж и релаксация

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Отставание от нормы показателей ЖЕЛ на 29 %, пробы Штанге на 40.2 %, экскурсии грудной клетки на 32.8 % Совершенствование функции внешнего дыхания, развитие дыхательных мышц Дыхательная гимнастика по Стрельниковой, пранаяма, аэробика, элементы ушу, йоги

Отставание от нормы показателей функционального состояния ССС на 26 % (функциональная проба), на 4.8 % (уровень здоровья) Укрепление ССС, совершенствование адаптационного потенциала системы кровообращения Упражнения в аэробном режиме: танцевальная аэробика, спортивные танцы, элементы шейпинга, йоги и ушу

Нарушение осанки у 46.7 % школьниц Коррекция нарушений и формирование правильной осанки. Укрепление мышечного корсета Комплекс по П. Бреггу, стретчинг, боди-балет, шейпинг-хореография, асаны йоги, спортивные танцы

Плоскостопие у 20.5 % школьниц Укрепление мышц внутреннего и внешнего свода стопы, коррекция плоскостопия «Стопотерапия», танцевальная аэробика, шейпинг-хореография, элементы спортивных танцев

Хронические заболевания: органов верхних дыхательных путей у 9.3 % школьниц, ЖКТ - у 7.8 % Повышение тонуса организма, улучшение кровообращения, профилактика простудных заболеваний. Улучшение работы кишечника Дыхательная гимнастика по Стрельниковой, точечный массаж, самомассаж по методу Делля, пранаяма, асаны йоги

Нарушение остроты зрения (миопия) у 18 % девочек Улучшение кровообращения, снятие -зрительного напряжения, тренировка наружных глазодвигательных мышц Глазодвигательная гимнастика

Нервно-психическое напряжение детей среднего школьного возраста (но данным авторов) Укрепление нервной системы. Коррекция психоэмоционального состояния Приемы психоре1уляции и релаксации, игровые танцы

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Отставание от нормы показателей общей выносливости на 9 % Совершенствование кардиореспираторной системы, развитие выносливости Танцевальная аэробика, элементы спортивных танцев, шейпинга, йоги и ушу

Отставание от нормы силовой выносливости мышц рук на 34.2 % Совершенствование силовой выносливости мышц рук Атлетическая гимнастика, аэробика, элементы ушу и шейпинга

Отставание от нормы координационных способностей: удержания равновесия на 66.5 % и на 58.3 % - согласования движений различными звеньями тела Совершенствование координационных способностей, развитие чувства равновесия и ритма Танцевальная аэробика, элементы спортивных танцев, шейпинг-хореография, приемы самообороны ушу

КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ

Низкая оценка, характеризующая культуру движений (3.3 балла) Воспитание культуры движений: точности и ритмичности, слитности и слаженности, пластичности и техничности. Формирование красивой, легкой походки Базовые шаги аэробики, боди-балет, латина, рок-аэробика, фанк, кантри, шейпинг-хореография, элементы спортивных танцев, дефиле, хатха-йоги и ушу

лена направленность уроков и произведен выбор средств; составлены комплексы упражнений, определена физическая нагрузка и критерии эффективности разработанного содержания.

Программа содержит теоретический и практический разделы, требования к теоретической и практи-

ческой подготовленности школьниц, критерии оценки успеваемости, материал по внеклассной и внешкольной спортивно-массовой работе.

Все средства видов гимнастики разделены на группы по преимущественной направленности: оздоровительно-профилактические (поддерживающие

средства), общеразвивающие и танцевальные (развивающие средства). На основе данной структуры разработана сетка часов (распределение учебного времени на различные виды гимнастики для девочек 5-1-х классов) и четвертное планирование (табл. 3).

Изучение школьниками отдельных средств видов

гимнастики в каждой четверти зависит: от вида и типа урока; от задач, решаемых в базовой части программы; от отстающих и ведущих физических качеств в различных четвертях. Одни и те же средства могут использоваться в разных частях урока в зависимости от цели и задач урока. Применение во взаимосвязи средств различных видов гимнастики может зависеть от особенностей учебного материала базовой части, погодных условий, состояния здоровья и психоэмоционального состояния школьниц, их физической подготовленности и уровня культуры движений.

В основе разработанной методики лежит комплексное применение средств видов гимнастики поддерживающей и развивающей направленности, которые применяются на уроках физической культуры в сочетании с учебным материалом базовой части программы.

С целью эффективного решения оздоровительной

задачи на уроке и обеспечения адаптационного процесса у школьниц планирование объема и интенсивности физических нагрузок осуществляется в строгом соответствии с принципом волнообразно возрастающих нагрузок, которые находились в диапазоне от низкой до умеренной.

В зоне низкой интенсивности (100-120 уд./мин) осуществляется процесс обучения средствам видов гимнастики оздоровительной направленности. На этапе закрепления в этой же зоне выполняются элементы шейпинг-хореографии, стретчинга, асаны йоги, ушу; дыхательной гимнастики, самомассажа, психорегуляции и релаксации, корригирующих упражнений.

Зона умеренной интенсивности (50 % максимальной нагрузки) способствует установлению взаимодействия между функциями сердечно-сосудистой системы, дыхания и двигательного аппарата.

Таким образом, на уроках с оздоровительной направленностью оптимальным уровнем интенсивности является работа в течение 25-30 мин при ЧСС 130-160 уд. ми н. Развитию общей выносливости способствует режим выполнения упражнений в этой зоне (базовые шаги аэробики, танцевальная аэробика, спортивные танцы, элементы шейпинга, стретчинга. атлетической гимнастики, некоторые асаны йоги, приемы ушу).

В физкультурном образовании девочек 10-12 лет до 40-50 % приходится на одноцелевые уроки (разучивание, закрепление), 50-60 % составляют уроки смешанного типа - (повторение и разучивание ново-

Таблица 3 Распределение учебного времени на различные виды гимнастики (сетка часов) для школьниц 5-7-х классов

№ п/п Вид программного материала Класс

5 6 7

Основы знаний В процессе

урока

Способы двигательной деятельности

1 Корригирующие упражнения:

1.1 Гимнастика для глаз 2 • 1 1

1.2 Профилактика плоскостопия 3 2 2

1.3 Гимнастика на осанку 3 3 2

2 Дыхательная гимнастика:

2.1 По методу Стрельниковой, 1 1 1

2.2 По методу хатха-йоги 2 2 2

3 Аэробика:

3.1 Базовые шаги 7 1 -

3.2 Танцевальные направления 6 13 14

4 Спортивные танцы:

4.1 Элементы латиноамериканских танцев 5 6 8

4.2 Венский вальс, фигурный вальс 2 2 2

5 Ушу: ",

5.1 ¡Блики, с'.ойки , 1 _

5.2 > дары ногами, руками

5.3 Оздоровительные комплексы 1 ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С' И

Позы тонического стретчлнги 3 •у 2

6,2 Парный Схрютииг

7 Шейпинг:

7.1 Шейпинг-хорее графин 2 }

7 1 Комплексы упражнений л 2

§ Йога: »

8.1 Асаны 3 2

8.2 Комплекс «Сурья-Намаскара» - 1 1

9 Атлетическая гимнастика:

9.1 Упражнения на тренажерах, снарядах

9.2 Упражнения с использованием 1 3 3

собственного веса, гантелей 2 2 1

10 Лечебная физическая культура:

10.1 Приемы самомассажа, точечный массаж 2 1 2

10.2 Психорегуляция и релаксация,

самоконтроль 5 4 4

Количество часов вариативной части:

по программе 20 20 20

3-й урок (дополнительно) 34 34 34

Всего 54 54 54

го материала, оценка степени усвоения программного материала).

Основные особенности программы с комплексным применением средств видов гимнастики заключаются в следующем:

1. Средства видов гимнастики, применяемые на уроке, органично дополняют традиционные средства физической культуры.

2. Комплексное применение средств видов гимнастики и функциональной музыки во всех частях

урока позволяет поддерживать на протяжении всего урока высокую работоспособность и активность учащихся, эффективно решать проблему дефицита положительных эмоций.

3. Введение третьего дополнительного урока физической культуры позволяет больше внимания уделять теоретической подготовке школьниц, где углубленно изучаются оздоровительные системы, популярные оздоровительные направления: танцевальная аэробика, шейпинг, стретчинг, пластика, спортивные танцы, атлетическая гимнастика, ушу, йога.

4. В подготовительной части каждого урока проводится анализ самочувствия с использованием приемов самоконтроля. В соответствии с физическим и психоэмоциональным состоянием школьниц корректируются задачи урока и средства, применяемые в этой части урока: упражнения на формирование правильной осанки, свода стопы, походки, упражнения для глаз, стретчинг, аэробика. На каждом уроке обязательно проводятся: психоэмоциональный настрой, приемы самомассажа или точечного массажа, упражнения на совершенствование дыхательных возможностей.

5. В основной части урока во время простоев и отдыха обязательно применяются дыхательная и корригирующая гимнастика, приемы психокоррекции и релаксации для снятия нервно-мышечного напряжения.

6. В заключительной части каждого урока используются приемы психорегуляции, релаксации, самоконтроля, а также упражнения на гибкость, координацию движений, концентрацию внимания.

В начале, в середине и в конце каждого учебного года проводилось тестирование показателей физичес-

кого состояния школьниц, вносились изменения в содержание экспериментальной программы, которая корректировалась и уточнялась в зависимости от задач в новом учебном году.

Проведение анализа физического состояния школьниц также позволило сделать вывод, что методика комплексного применения средств видов гимнастики на уроках физической культуры со школьницами 5-7-х классов способствует улучшению показателей физического развития и функционального состояния учащихся (дыхательной и сердечно-сосу-дистой систем), позволяет получить высокий прирост показателей физической подготовленности (гибкости, силовых и координационных способностей).

Внедрение в процесс физкультурного образования девочек 10-12 лет средств видов гимнастики с оздоровительно-профилактической направленностью способствует формированию правильной осанки у школьниц 5-7-х классов (соответственно на 31.2, 12.5, 7.8 %), укреплению свода стопы и коррекции плоскостопия (на 10.9, 7.8, 4.7 %), снижению показателя заболеваемости миопией (на 14, 4.6, 3.2 %), сокращению количества уроков, пропущенных по причине ОРЗ на 52.9 %.

Использование на уроках физической культуры элементов танцевальной аэробики, стретчинга, шейпинг-хореографии и шейпинга, спортивных танцев, хатха-йоги и ушу позволило всем школьницам 5-7-х классов исправить походку и улучшить оценку, характеризующую культуру движений: точность и ритмичность движений в 5-м классе на 24 %, слитность и согласованность в 6-м классе на 23.8 %, техничность и пластичность в 7-м классе на 27.2 %.

Литература

1. Лазутова М.Н. Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физическая культура в школе. 1996. № 1.

2. Харитонова Л.Г., Евсеенко Л.Н. Урбанизация, акселерация и наши дети к концу XX столетия // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Омск, 1998.

3. Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Архангельск, 1995.

4. Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.

5. Лях В.И., Копылов М.В., Малыхина М.В. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4.

6. Щедрина А.Г. Физическое воспитание детей и подростков в аспекте педологии - науки о детстве // Совершенствование системы физического воспитания детей в образовательных учреждениях: Мат-лы межрегион. семин.-совещ. (28-30 нояб. 1995 г.). Новосибирск, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.