Научная статья на тему 'СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА'

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AND SCHOOL CHILDRENS HEALTH

The works of Soviet scientists (F.F. Frisman, P.F. Lesgaft, D.D. Bekaryukov, L.I. Chulitskaya, V.V. Gorinevsky, A.N. Krestovnikov, A.V. Korobkov, G.M. Krakovyak et al.) showed that a reasonably organized general physical training is necessary for the invigoration of health and proper development of separate systems and organs in the growing organism of the school child. Sports in children’s sport schools and in physical training classes of normal schools is a valuable means of an all-round development of the individual; it increases the working capacity, prevents diseases and invigorates the health. It is only then that the sports is of value at school when it is supported by proper general physical training of school children and systematic, rational observance of the school regime; the microclimatic conditions should also be provided at a level complying with the modern hygienic standard requirements.

Текст научной работы на тему «СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА»

ла мальчиками VI—VII классов должна быть ограничена 10 мин., а опиливание не должно превышать 15 мин.; при продолжении ими работы наступают явно выраженные признаки утомления.

У девочек операция опиливания металла не может продолжаться более 10 мин. Ввиду трудности овладения этой операцией и большей ее утомительностью в начальном периоде производственного обучения девочек VI класса необходимо пересмотреть требования учебной программы о сроке начала выполнения этой операции. При рубке металла девочками VI класса, даже в ее облегченном варианте (рубка на плите, а не в тисках), у некоторых из них отмечено значительное напряжение физиологических показателей (частота пульса 130—150 ударов в минуту, частота дыхания 30—35 в минуту) уже в первые минуты работы.

Значительное напряжение сердечной деятельности у девочек VI класса выявлено также с первых минут резания металла ножницами; после 10 мин. работы не наступало восстановления частоты пульса в течение 3—4 мин. Это свидетельствует о том, что требования учебной программы не полностью отвечают функциональным возможностям организма девочек и должны быть пересмотрены. Целесообразна дальнейшая дифференциация учебной программы по трудовому обучению в 8-летней школе для мальчиков и девочек с учетом разницы развития их функциональных возможностей.

Бирюкович А. А., Король В. М. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста (8—14 лет). М., 1963, стр. 20.—Кожевников В. А., Л и б е р м а н В. Б., С о р о к о В. И. и др. В кн.: Опыт изучения регуляции физиологических функций в естественных условиях существования организма, 1961, т. 5, стр. 317.—Розенблат В. В. Проблема утомления. М., 1961, стр. 124.—Фар фель В. С. Физиология спорта. М., 1960, стр. 158; 285.

ORGANIZATION OF TEACHING IN A SCHOOL METAL WORK SHOP

N. M. Popova, Candidate of Medical Sciences, and V. M. Zubkova

On the basis of a study of the kinetics of physiological reactions (pulse, rate, respiration rate and volume, biocurrents of working muscles, number of operation movements) and the time analysis of the work done by 6th and 7th from school undergraduates both in a metal work shop and under laboratory conditions, an assessment of main meial work operations is made and the most rational time limits for their performance are suggested. The specific features of the body reactions to the work load were studied in boys and girls. A further differentiation of the school program for industrial training of boys and girls in the 8—grade school is thought to be expedient.

Кафедра гигиены Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Ленинград

XXII съезд КПСС принял решение о массовом охвате спортом подрастающего поколения нашей страны 1. Это решение успешно выполняется. К 1963 г. количество детских спортивных школ в СССР достигло 2079, они охватывают 621305 подростков и юношей2.

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Госполитиздат, 1961, стр. 96—97.

2 Сборник «Физическая культура и спорт в СССР в цифрах и фактах». Изд. «Физкультура и спорт». М., 1962, стр. 170.

Л ИТЕРАТУРА

Поступила 30/V1IJ 1963 г.

УДК 371.73

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

Г. М. Краковяк

В Ленинграде одновременно с широким вовлечением школьников в занятия спортом улучшились условия внешней среды, в которых занимаются юные спортсмены. Более упорядоченным стал и режим тренировок. Мы наблюдали 2089 подростков и юношей — учащихся школ, из которых 1275 юные спортсмены и 814 — школьники, не занимающиеся спортом. Раньше юные спортсмены — школьники довольно часто занимались спортом 3—4 дня подряд, т. е. без надлежащего отдыха между занятиями, и переутомлялись. По данным 1961 —1962 гг, у подавляющего большинства обследованных нами юных спортсменов (89,7%) существует рациональный ритм в тренировочном процессе.

Тренеры стали более четко придерживаться норм нагрузок, рекомендуемых для юных спортсменов. Речь идет о допуске к занятиям определенными видами спорта с учетом возраста, об участии в соревнованиях, о частоте и масштабе соревнований. Юные спортсмены по сравнению с учащимися тех же школ, как правило, обладали более крепким телосложением, реже пропускали занятия по болезни, лучше учились и успешнее овладевали трудовыми навыками в школьных мастерских (табл. 1).

Таблица 1

Телосложение, заболеваемость, средний балл и успеваемость по труду юных

спортсменов

Показатели Группы наблюдаемых Телосложение (в % к общему числу обследованных) Пропуски уроков по болезни (в среднем на 1 учащегося) Средний балл успеваемости Оценки по труду (в % к общему числу обследованных)

крепкое среднее • слабое отлично хорошо удовлетворительно слабо

Юные спортсмены . . . 18,9 76,0 5,1 21,6 4,1 49,1 25,9 23,5 1.5

Учащиеся, не занимающиеся спортом .... 16,1 71,2 12,7 38,7 3,8 40,6 20,4 35,2 3,8

На фоне рациональной постановки занятий спортом школьников еще наблюдаются существенные нарушения режима (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что режим нарушает значительная часть юных спортсменов, особенно фехтовальщики, баскетболисты, волейболисты и футболисты.

Среди значительной части их отмечается хроническое недосыпание. Режим питания школьников, занимающихся спортом, еще далек от установленных гигиенических норм. Некоторые из них принимают пищу стихийно, а не 4 раз в сутки, как это рекомендуется.

Утреннюю гимнастику юные фехтовальщики, баскетболисты, волейболисты и футболисты выполняют неудовлетворительно, а закаливание водой и мытье ног — крайне плохо. Отсюда понятно, почему у подростков и юношей часто бывают простудные заболевания.

В ряде случаев занятия по спорту со школьниками проводятся так же, как и со взрослыми, т. е. без учета отличительных особенностей физического развития юных спортсменов.

Как известно, они интенсивно растут и развиваются, хотя не все их системы и органы развиваются одновременно. Организм подростка, кроме того, отличается повышенной ранимостью. В связи с этим очень велико значение для юного спортсмена хорошей общей физической подготовки, а также правильной дозировки нагрузки физическими упражнениями. Перестройка нервной системы и ее особенности в период

4 Гигиена и санитария, № Я

49

Таблица 2

Выполнение режима юными спортсменами (в %)

Спортивная го 1 О с; О

специализация к н ся X

н и к ю е;

Элементы ' режима • го н 33 и со я* * 1 ^ ь X * 2 о н П <и и а из о о н >» е

Режим в целом

выполняют . . . . » 79,0 82,0 80,5 70,0 68,0 63,0

не выполняют. . . 21,0 18,0 19,5 30,0 32,0 37,0

Режим сна

выполняют .... 86,6 87,0 86,0 81,0 71,0 60,а

не выполняют . . . • 13,4 13,0 14,0 19,0 29,0 40,0

Режим питания

выполняют .... 63,0 79,0 79,5 80,0 63,0 61,0-

не выполняют. . . 37,0 21,0 20,5 20,0 37,0 39,0

питаются 4 раза . . 47,0 59,0 54,0 51,0 48,5 40,8

Утренняя' гимнастика

выполняют .... 62,0 64,0 | 64,0 57,5 41,6 40,0

не выполняют . . . 38,0 36,0 1 36,0 42,5 58,4 60,0

Закаливание водой

выполняют ... 22,0 29,0 28,0 30,0 20,0 19,5

не выполняют . . . 78,0 71,0 72,0 70,0 80,0 80,5

Мытье ног перед сном

выполняют ... 11,5 11,9 12,5 11,3 11,0 10,9

не выполняют. . . 88,5 88,1 87,5 • 88,7 89,0 89,1

полового созревания требуют умелой дозировки количества прикидок, масштаба и количества соревнований и, естественно, тщательной тренировки при выставлении на соревнования. Здесь еще не все благополучно.

Изучение количества прикидок и соревнований, в которых участвуют юные спортсмены,- а также годового и перспективного планирования их подготовки выявило ряд недочетов в этом важном деле. Между тем от этого во многом зависят здоровье и спортивные успехи подростков и юношей. Рекомендуемые нормы количества прикидок, масштаба и числа соревнований соблюдает только 61% юных спортсменов, а 39% из них и их тренеры злоупотребляют этим. Такое нарушение в конечном счете может привести к функциональным расстройствам нервной системы, к перетренировкам и отрицательно сказаться на росте спортивных результатов.

По нашим данным, годичными планами тренировок, которые должны быть построены на данных врачебно-педагогического контроля с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, располагало лишь 67,5% тренеров. Перспективные планы спортивной подготовки подростков и юношей имели лишь 26% тренеров, а 74% тренеров «усердно» готовили юных спортсменов к определенным соревнованиям и на достижение спортивного разряда, нарушая принцип постепенности и не учитывая влияния больших нагрузок на здоровье и развитие подростков, юношей и девушек.

Между тем существуют конкретные материалы, обосновывающие рациональную организацию и методику спортивных занятий с подростками, юношами и девушками (В. Э. Нагорный, 1961).

Перспективный план тренировок составляется на 6—8 лет в зависимости от вида спорта, которым занимается тот или иной школьник, состояния его здоровья, индивидуальных особенностей, пола и др. Остро при этом стоит вопрос об общей физической и специальной подготовке юных спортсменов.

По нашим данным, общую физическую подготовку юных спортсменов обеспечивает 88% тренеров, а 12% преподавателей и тренеров не уделяют ей достаточного внимания и времени.

Установлено (П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, Л. И. Чулицкая,

A. Н. Крестовников, А. В. Коробков, К. X. Грантынь, Г. М. Краковяк,

B. П. Филин и др.), что рационально построенная общая физическая подготовка юных спортсменов — обязательное условие укрепления здоровья, развития систем и органов формирующегося организма молодого человека, гармонического развития физических его качеств (силы, быстроты, выносливости). Все это создает основу для специализации подростка и юноши в избранных ви-

Таблица 3

Удельный вес общей физической и специальной подготовки юных

спортсменов

Возрастные группы

дах спорта, содействуя длительному росту их спортивных достижений.

Между тем наши данные показывают, что тренеры, увлекшись специальной подготовкой (табл. 3), не уделяют должного внимания развитию у юных спортсменов общей координации движений и умения расслаблять мышцы, воспитанию у них осанки.

Изучение осанки у юных спортсменов выявило, что 15,8% из них имеют те или иные отклонения (круглая спина, асимметрия плеч, сколиозы и др.). Полученные нами цифры превышают • данные проф. А. Г. Цейтлина и др. (1959) (14,4%), относящиеся к учащимся детских спортивных школ Москвы, и несколько ниже данных (24%), полученных С. А. Бортфельд (Институт им. Г. И. Турнера) у учащихся школ Ленинграда, обследованных в 1962 г.

Особенно значительны нарушения осанки у юных спортсменов,

специализирующихся в боксе, футболе, коньках и лыжах (табл. 4).

• ___

Таблица 4

Нарушение осанки у юных спортсменов

13—14 лет (1-й и 2-й год

обучения) ......

15—16 лет (3-й и 4-й год

обучения) ......

17—18 лет (5-й и 6-й год обучения) ......

70/531

60/46

50/41

30/47 40/54 50/59

1 Числитель -лина, знаменатель статьи.

данные В. П. Фи-- полученные автором

Вид спорта * 03 * Н О стз X ■г* • й> н СЗ К со £ * «3 £ с; с \о н о о ч о ю « <и «=; Лыжи * 5 * м X о ч о ю н >4 с; *

К и со ю и со * е о из

Нарушение осанки (в %) . . . 11,6 12,3 12,9 13,0 13,6 14,8 15,6 17,1

Все еще отстает постановка врачебно-педагогического контроля за занятиями спортом подростков и юношей, особенно в коллективах физической культуры общеобразовательных школ.

Довольно часто отсутствует наблюдение врачей и педагогов за процессом тренировки, предусмотренное специальным положением, которое было утверждено приказом министра здравоохранения СССР 17/УН 1962 г.

• • Выводы

1. Гигиеническое обеспечение спорта юных за 1961 —1962 гг. улучшилось по сравнению с обследованиями 1960 г. и особенно 1954 г.

В связи с увеличением площади и кубатуры закрытых спортивных сооружений и более рациональной их вентиляции в них улучшился микроклимат.

2. Выполнение режима дня и режима тренировок подростков, юношей и девушек, занимающихся в детских спортивных школах и секциях коллективов физической культуры общеобразовательных школ, стало более регулярным. Это уменьшило заболеваемость юных спортсменов и способствовало повышению их спортивных результатов. Занятия спортом положительно отразились и на овладении политехническим трудом в школьных столярных и слесарных мастерских.

3. Школа, родители, врачи и тренеры должны улучшить планирование и содержание спортивных занятий со школьниками, обеспечивая рациональный режим, систематическое закаливание, надлежащую общую физическую подготовку и тщательную подготовку к прикидкам и соревнованиям.

4. Руководство общеобразовательных и детских спортивных школ должно обеспечить систематический врачебно-педагогический контроль в процессе осуществления годового и перспективного планов подготовки юных спортсменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Краковяк Г. М. Воспитание осанки. Л., 1959.—Н а г о р н ы й В. Э. В кн.: Проблемы юношеского спорта. М., 1961, в. 2, стр. 5. — Филин В. П. Тезисы докл. Всесоюзн. научно-методической конференции по юношескому спорту. Изд. «Физкультура и спорт». М., 1962, стр. 26. — Цейтлин А. Г., Тор о по в а Г. К., Ка роль В. М. и др. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1959, стр. 393.

Поступила 14/V 1963 г.

%

SPORTS AND SCHOOL CHILDREN'S HEALTH

G. M. Krakovyak

The works of Soviet scientists (F. F. Frisman, P. F. Lesgaft, D. D. Bekaryukov, L. I. Chulitskaya, V. V. Gorinevsky, A. N. Krestovnikov, A. V. Korobkov, G. M. Krakovyak et al.) showed that a reasonably organized general physical training is necessary for the invigoration of health and proper development of separate systems and organs in the growing organism of the school child.

Sports in children's sport schools and in physical training classes of normal schools is a valuable means of an all-round development of the individual; it increases the working capacity, prevents diseases and invigorates the health. It is only then that the sports is of value at school when it is supported by proper general physical training of school children and systematic, rational observance of the school regime; the microclimatic conditions should also be provided at a level complying with the modern hygienic standard requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.