Научная статья на тему 'О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ'

О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 614.7:378.661:658.386.3

С. Н. Черкинский, М. Н. Рублева

О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

В настоящее время квалификацию преподавателей по коммунальной гигиене повышают два института — I Московский медицинский и Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский, причем первый из них начал эту работу еще в 1967 г.

В последние годы с учетом предложений центральной методической комиссии по повышению квалификации преподавателей медицинских вузов при Главном управлении учебными заведениями Министерства здравоохранения СССР кафедрами коммунальной гигиены обоих институтов составлены программа совершенствования преподавателей кафедр коммунальной гигиены, а также методические письма по организации работы со слушателями ассистентского, доцентского и повторного ассистентского курсов.

Учебный план повышения квалификации преподавателей по коммунальной гигиене предусматривает общие факультетские занятия, учебно-методическую работу на кафедре и научно-теоретическую педагогическую подготовку по специальности. Продолжительность цикла повышения квалификации составляет 2,5 мес (360 учебных часов). Общие факультетские занятия проводятся по общему плану института для слушателей всех специальностей этого цикла и включают чтение лекций и семинары. Читаются лекции по методике преподавания, педагогике, медицинской психологии, деонтологии, медицинской генетике, организации идейно-воспитательной работы, о достижениях гигиенических и клинических дисциплин, основах математического планирования, статистической обработке результатов научных исследований и математического моделирования, а также по современным актуальным вопросам медицины и здравоохранения, общим для всех специальностей.

На семинарских занятиях слушатели осваивают общее для всех специальностей традиционные и новые методы обучения, принципы программированного (машинного и безмашинного) обучения и контроля, использование технических средств в обучении, основные разделы методической работы, методики проведения идеологической и воспитательной работы со студентами, изучают вопросы деонтологии и эстетики.

Учебно-методическая работа на кафедре включает специальные семинарские занятия со слушателями по организации и методике проведения различных видов обучения, ведению необходимых документов. От слушателей требуется также систематическое присутствие на лекциях и участие в практических занятиях, самостоятельное проведение опытных практических занятий, участие в методических конференциях кафедры.

При обсуждении со слушателями организации и методики учебно-ме-тоднческой работы на кафедре рассматривается распределение обязанностей между сотрудниками, координация учебной, научной и общественной деятельности, составление планов методической работы кафедры и каждого преподавателя, подготовка к проведению методических конференций. Слу-

2 Гигиена и саинтарня Дгё 8

33

шатели знакомятся с учетно-отчетными документами кафедры — планом и отчетом по учебно-методической работе, учетной книжкой преподавателя (с изучением порядка ее ведения и использования), журналом посещаемости лекций и практических занятий, журналом учета отработок со студентами.

Разбираются также принципы составления методических разработок и пособий к практическим занятиям со студентами и лекциям, обсуждается характер и объем иллюстративного материала к каждой теме лекционного курса и практических занятий, а также методика составления расписания лекций и практических занятий. При этом учитывается возможность оснащения наглядными пособиями учебных помещений для практических занятий и самостоятельной подготовки студентов (таблицы, слайды, диаграммы, диапозитивы и др.).

Особое внимание слушатели уделяют изучению методов контроля за подготовкой студентов к занятиям, организации их самостоятельной работы, применению программированных методов контроля, принципам и критериям оценки оформления протоколов практических занятий, методике отработки пропущенных студентами лекций и практических занятий.

В некоторых циклах слушатели посещают консультации, организуемые кафедрой к экзаменам по коммунальной гигиене, знакомятся с организацией и проведением курсовых и государственных экзаменов.

При повышении квалификации слушателей делается акцент на методы обучения студентов навыкам самостоятельных действий на коммунальных объектах, а также на усвоение ими всего объема практических навыков, овладение которыми для каждого из них обязательно. Наряду с этим со слушателями подробно обсуждаются организация работы научного студенческого кружка, формы занятий с аспирантами, ординаторами и молодыми преподавателями, организация производственной практики студентов.

Преподаватели перед посещением лекций знакомятся с планом и тематикой их для IV, V и VI курсов, оснащением лекций наглядными пособиями, демонстрацией кинофильмов, организацией и методикой чтения комплексных лекций. Предварительно слушатели знакомятся также с планами всех практических занятий студентов IV, V и VI курсов. Перед каждым таким занятием они обсуждают с преподавателем план проведения его и методические разработки к нему. Каждый слушатель прикрепляется к определенному преподавателю (доценту). Для более широкого ознакомления с методикой проведения практических занятий слушатели посещают несколько практических занятий у разных преподавателей. Профессор, доценты и наиболее опытные преподаватели кафедры проводят со слушателями последующий разбор и обсуждение практических занятий.

Каждый слушатель самостоятельно проводит 2—3 практических занятия по различным разделам коммунальной гигиены. План занятий составляется и наглядные пособия к ним подбираются совместно с преподавателем кафедры. По каждому практическому занятию слушатели составляют методическую разработку с последующим ее обсуждением. Слушатели — доценты часто читают пробные лекции. План таких лекций также предварительно обсуждается с куратором кафедры или профессором. На занятиях и лекциях, которые самостоятельно проводят преподаватели, повышающие свою квалификацию, присутствуют все слушатели цикла, ответственный за факультет повышения квалификации преподавателей по кафедре, а нередко и преподаватель кафедры педагогики. Каждое такое практическое занятие и лекция разбираются в присутствии других слушателей цикла с участием преподавателей кафедры, а в дальнейшем обсуждаются на методической конференции кафедры.

Для знакомства с организацией идейно-воспитательной работы на кафедре слушатели изучают план, формы и методы ее, имея в виду, что одной из действенных форм идейной закалки студентов является изложение важнейших проблем гигиенической науки на основе марксистско-ленинской ме-

тодологин. Слушатели совместно с прикрепленным к ним преподавателем участвуют в идейно-воспитательной работе на кафедре, в общежитии, на комсомольских собраниях, участвуют в проведении ленинских уроков и пр.

Для повышения научно-теоретической подготовки по специальности кафедра организует для слушателей лекции, семинары и собеседования по актуальным вопросам (прогнозирование в коммунальной гигиене, актуальные моменты водоснабжения и санитарной охраны водоемов, гигиенические аспекты индустриализации жилищного строительства, санитарная очистка современных индустриальных центров и т. д.). Тематика семинаров и собеседований определяется кафедрой в зависимости от интересов слушателей.

Остальное время слушателей распределяется на ознакомление с организацией научной работы на кафедре, тематикой научных проблем и оформлением научной документации, с тематикой и новейшими методиками исследований в смежных научно-исследовательскнх институтах и лабораториях, освоение методик исследования, необходимых в научной деятельности, посещение научно-методических конференций кафедры, участие в заседениях научно-гигинического общества, симпозиумах и конференциях смежных институтов.

Контроль за деятельностью слушателей осуществляется путем оценки проведения ими самостоятельных практических занятий и лекций (доценты, профессора) для студентов, оценки качества итоговой работы (методической разработки к практическому занятию, лекции, составленной слушателем самостоятельно), при текущих и итоговом собеседованиях по дисциплине, при сообщениях слушателей на методических конференциях о собственном опыте и методах преподавания коммунальной гигиены на своих кафедрах.

За время работы факультета повышения квалификации на кафедре коммунальной гигиены I Московского медицинского института прошли подготовку 33 преподавателя. Сейчас она ведет работу, связанную с оценкой эффективности совершенствования преподавателей. С этой целью в 14 институтов, преподаватели которых проходили усовершенствование, разосланы специальные анкеты. Получены ответы из всех этих институтов (Баку, Владивосток, Днепропетровск, Донецк, Казань, Караганда, Киев, Кишинев, Ленинград, Минск, Харьков, Ереван и т. д.). Материалы анкет показывают, что на всех кафедрах коммунальной гигиены этих вузов осуществлена перестройка преподавания с учетом методических приемов, разработанных кафедрой коммунальной гигиены I Московского медицинского института, по ее примеру введены некоторые новые занятия. Почти все кафедры по-нучили из I Московского медицинского института методические разработки к практическим занятиям по ряду тем, а также методические указания по программированному контролю знаний студентов. Заведующие кафедрами коммунальной гигиены на местах опирались на помощь кафедры при составлении лекций по коммунальной гигиене.

Поступила 12/111 1975 г УДК 616.34-053.2:374

И. И. Матвейчук, А. И. Зимовин, Л. И. Магас

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ И МЕТОДАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Волынский областной отдел здравоохранения, Луцк

В своем сообщении мы хотим рассказать о некоторых формах и методах саннтарно-просвстительнон работы в детских дошкольных учреждениях Луцка с целью снижения острых желудочно-кишечных заболеваний.

Методом анкетного опроса нами был изучен уровень гигиенической подготовленности и гигиеническое поведение персонала дошкольных учрежде-

2

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.