тодологин. Слушатели совместно с прикрепленным к ним преподавателем участвуют в идейно-воспитательной работе на кафедре, в общежитии, на комсомольских собраниях, участвуют в проведении ленинских уроков и пр.
Для повышения научно-теоретической подготовки по специальности кафедра организует для слушателей лекции, семинары и собеседования по актуальным вопросам (прогнозирование в коммунальной гигиене, актуальные моменты водоснабжения и санитарной охраны водоемов, гигиенические аспекты индустриализации жилищного строительства, санитарная очистка современных индустриальных центров и т. д.). Тематика семинаров и собеседований определяется кафедрой в зависимости от интересов слушателей.
Остальное время слушателей распределяется на ознакомление с организацией научной работы на кафедре, тематикой научных проблем и оформлением научной документации, с тематикой и новейшими методиками исследований в смежных научно-исследовательских институтах и лабораториях, освоение методик исследования, необходимых в научной деятельности, посещение научно-методических конференций кафедры, участие в заседениях научно-гигинического общества, симпозиумах и конференциях смежных институтов.
Контроль за деятельностью слушателей осуществляется путем оценки проведения ими самостоятельных практических занятий и лекций (доценты, профессора) для студентов, оценки качества итоговой работы (методической разработки к практическому занятию, лекции, составленной слушателем самостоятельно), при текущих и итоговом собеседованиях по дисциплине, при сообщениях слушателей на методических конференциях о собственном опыте и методах преподавания коммунальной гигиены на своих кафедрах.
За время работы факультета повышения квалификации на кафедре коммунальной гигиены I Московского медицинского института прошли подготовку 33 преподавателя. Сейчас она ведет работу, связанную с оценкой эффективности совершенствования преподавателей. С этой целью в 14 институтов, преподаватели которых проходили усовершенствование, разосланы специальные анкеты. Получены ответы из всех этих институтов (Баку, Владивосток, Днепропетровск, Донецк, Казань, Караганда, Киев, Кишинев, Ленинград, Минск, Харьков, Ереван и т. д.). Материалы анкет показывают, что на всех кафедрах коммунальной гигиены этих вузов осуществлена перестройка преподавания с учетом методических приемов, разработанных кафедрой коммунальной гигиены I Московского медицинского института, по ее примеру введены некоторые новые занятия. Почти все кафедры по-нучили из I Московского медицинского института методические разработки к практическим занятиям по ряду тем, а также методические указания по программированному контролю знаний студентов. Заведующие кафедрами коммунальной гигиены на местах опирались на помощь кафедры при составлении лекций по коммунальной гигиене.
Поступила 12/111 1975 г УДК 616.34-053.2:374
И. И. Матвейчук, А. И. Зимовин, Л. И. Магас
О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ И МЕТОДАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Волынский областной отдел здравоохранения, Луцк
В своем сообщении мы хотим рассказать о некоторых формах и методах саннтарно-просвстительной работы в детских дошкольных учреждениях Луцка с целью снижения острых желудочно-кишечных заболеваний.
Методом анкетного опроса нами был изучен уровень гигиенической подготовленности и гигиеническое поведение персонала дошкольных учрежде-
2
35
ний. В анкету были включены вопросы из программы санитарного минимума и учебного плана гигиенической подготовки воспитателей и технического персонала, разработанного Министерством здравоохранения УССР и республиканским Домом санитарного просвещения, а также вопросы, рекомендованные специалистами облздравотдела и санитарно-эпидемиологической службы.Всего было опрошено 200 человек, в том числе 26 заведующих, 68 воспитателей, 56 технических работников и 50 работников кухни. Обработка анкет (по 4-балльной системе) показала, что отлично ответили 5%, хорошо — 27%, удовлетворительно — 53% и неудовлетворительно — 15%. Таким образом, только 32% работников дошкольных учреждений имели достаточный уровень медицинских и гигиенических знаний. На вопрос об источнике инфекции при заболевании дизентерией правильные и полные ответы дали 39% опрошенных, о механизме передачи и путях проникновения возбудителя дизентерии в организм — 34%, о правилах противоэпидемического и санитарно-гигиенического режима — 26%, о личной гигиене персонала и детей — 42%. Более 70% технических работников показали слабые знания. Установлена зависимость уровня гигиенических знаний от стажа работы. В 50% случаев отмечался разрыв между уровнем гигиенической подготовленности и гигиеническим поведением работников.
Мы пришли к убеждению, что необходимо сосредоточить усилия на улучшении качества гигиенического обучения заведущих дошкольными учреждениями, проведении дифференцированной подготовки обслуживающего персонала по программе санитарного минимума и программам, рекомендуемым Министерством здравоохранения УССР (для воспитателей, технического персонала, работников пищеблоков), повышении квалификации медицинских работников, обслуживающих детей дошкольных учреждений (врачей, старших медицинских сестер, медицинских сестер ясельных групп), программном обучении родителей, дети которых посещают дошкольные учреждения, обучении гигиеническим навыкам детей всех возрастных групп и осуществлении контроля за привитием таких навыков, обобщении и распространении опыта работы лучших дошкольных учреждений, осуществлении общественного контроля за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.
Для заведующих детскими дошкольными учреждениями, врачей, старших медицинских сестер на базе областного Дома санитарного просвещения были открыты постоянно действующие курсы. Изучение теоретических вопросов подкреплялось демонстрацией тематических фильмов, практические занятия проводились на базе лучших дошкольных учреждений. По окончании обучения были приняты экзамены, а заведующие дошкольными учреждениями были аттестованы. Проведены тематические семинары медицинских сестер ясельных групп и воспитателей с целью на-чить их правилам гигиенического воспитания ребенка в условиях детского учреждения и в семье, а также помочь персоналу овладеть методикой пропаганды необходимых знаний среди родителей. В соответствии с поставленной задачей составлялся учебный план, в котором предусматривалось изучение роли и мер соблюдения личной гигиены, профилактики инфекционных заболеваний, режима дня и режима питания ребенка, гигиены его одежды, правил текущей уборки и дезинфекции помещений и др.
Для подготовки* нянь и технического персонала дошкольных учреждений на базе детских комбинатов № 17 и 25 с 1972 г. созданы постоянно действующие курсы по стажировке вновь поступающих на работу, где они приобретают практические навыки ухода за ребенком и соблюдения правил личной гигиены и гигиены детей, изучают санитарные правила содержания помещения и уборочного инвентаря, качественной уборки помещений,' дезинфекции. После окончания курсов технические работники сдают санитарный минимум. Повара и работники пищеблоков наряду с обязательной сдачей санитарного минимума ежегодно проходят краткосрочные се-
минары, проводимые специалистами санитарно-эпидемиологической службы.
Ввиду важности гигиенической грамотности родителей с ними при приеме детей в дошкольное учреждение обязательно проводится вводный инструктаж об основных обязанностях, соблюдение которых необходимо для сохранения эпидемиологического благополучия детского коллектива. Созданы школы матерей (школы родителей), где им дают необходимые знания по организации гигиенического режима и питания ребенка, по предупреждению инфекционных и других заболеваний. Кроме того, в течение года для родителей проводятся цикл лекций, групповые и индивидуальные беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, «огоньки здоровья», показательные занятия по физическому и гигиеническому воспитанию детей.
В последние годы мы уделяем большое внимание использованию средств наглядной агитации в дошкольных учреждениях. В их вестибюлях оформлены родительские уголки, где во время подъема заболеваемости вывешивается «санитарный сигнал», предупреждающий родителей о возникновении в городе или детском учреждении инфекционных заболеваний и дающий необходимые рекомендации по предохранению ребенка от того или иного страдания. В каждой группе для родителей заведены папки-передвижки с необходимой научно-популярной литературой, методическими указаниями и рекомендациями. Во всех детских садах созданы уголки пропаганды медицинских и гигиенических знаний с фотовыставками, фотомонтажами, санитарными бюллетенями и другими средствами наглядной агитации.
Гигиеническое обучение и воспитание детей строится в соответствии с их возрастом и начинается уже в ясельных группах. У детей ясельного возраста вырабатываются навыки мытья рук, умение пользоваться индивидуальными салфетками для вытирания рук (вместо полотенец), индивидуальными горшками, предметами личной гигиены. Их отучают от дурных привычек, например от привычки брать в рот пальцы, игрушки и т. п. Следует, однако, оговориться, что дети ясельного возраста еще мало склонны к самообслуживанию, навыки личной гигиены прививаются им медленно, поэтому причиной заражения их дизентерией чаще всего бывают взрослые (персонал или родители) при их неправильном гигиеническом поведении. В связи с этим мы постоянно нацеливаем персонал на выполнение следующих требований: перед кормлением детей, после посещения туалета, высаживания детей на горшки и других подобных процессов строго соблюдать правила личной гигиены, иметь специально выделенные и промаркированные халаты, четко выполнять правила мытья и дезинфекции горшков, не допускать к кормлению детей лиц, производящих уборку туалетов. Знание и выполнение этих правил наряду с другими гигиеническими навыками сыграли определенную роль в снижении заболеваемости дизентерией детей ясельного возраста.
Для привития детям санитарно-гигиенических навыков воспитатели проводят с ними специальные занятия и игры, такие, как «Льется чистая водица», «Помоем кукле ручки», читают им рассказы и стихи «Водичка», «Люда умываться не хочет», «Маша обедает», «Мойдодыр» и др. С детьми старших возрастных групп проводятся беседы на темы: «Как быть всегда опрятным», «Береги свое здоровье», «Содержи в чистоте одежду». Для них устраиваются утренники здоровья, кукольные инсценировки. При этом практикуется показ диафильмов и диапозитивов и т. п. Проведение утренников здоровья, игровые формы гигиенического воспитания, инсценировки в значительной мере способствуют закреплению полученных детьми знаний и гигиенических навыков.
Практическую помощь в организации гигиенической подготовки персонала дошкольных учреждений, в осуществлении общественного контроля за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима оказывают активисты общества Красного Креста. Более 30 активи-
стов из числа лучших работников дошкольных учреждений, рабочих и служащих постоянно контролируют выполнение правил личной гигиены персоналом и детьми, осуществление карантинных мероприятий, санитарно-гигиенического режима на пищеблоках, следят за санитарным состоянием помещений и территорий, за соблюдением дезинфекционного режима, проверяют качество питания. Свои записи они заносят в санитарные журналы, журналы группы или детского учреждения. С их помощью учреждены «Шагающий крокодил» и «Перец», вымпел «Лучшая группа». Для более квалифицированного надзора за санитарным состоянием детских комбинатов активистам поручены конкретные участки работы. Участие общественности в работе с родителями (на их собраниях, в школах для них) дало положительные результаты. Выступления перед родителями обычно строятся на большом фактическом материале, что способствует улучшению санитарного состояния и противоэпидемического режима как в детском учреждении, так и* в быту.
Целенаправленная, последовательная санитарно-просветнтельная работа в сочетании с другими мероприятиями, проводимыми в детских дошкольных учреждениях, при участии общественности дала возможность в 1972—1973 гг. достигнуть ощутимых результатов. Улучшилось санитарное состояние внешней среды в детских учреждениях, больше чем в 2 раза снизилась ее обсемененность кишечной палочкой (она составляет 2,8%). Заболеваемость дизентерией в дошкольных учреждениях Луцка снизилась в 7,8 раза, а острыми желудочно-кишечными заболеваниями в целом — в 4,7 раза. Заболевания дизентерией среди персонала регистрируются в единичных случаях, в 10 раз уменьшился их удельный вес как источника инфекции.
Таким образом, гигиеническое обучение работников дошкольных учреждений, детей и родителей наряду с другими мероприятиями позволило добиться резкого снижения заболеваемости среди организованных коллективов.
Нами обобщен опыт работы, который стал достоянием всех лечебно-профилактических и дошкольных учреждений области. Изданы методическое письмо и плакаты-газеты о деятельности детских комбинатов № 17 и 25.
Поступила Ы XI 1974 г.
УДК «14:374(049.3)
В. П. Можаев
ИЗ ОПЫТА СЕЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО САНИТАРНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
Моргаушская районная санэпидстанция Чувашской АССР
В связи со статьей Д. Н. Лоранского «Организация работы санэпидстанции по пропаганде гигиенических знаний среди населения» 1 хочется отметить, что четвертая часть врачей санэпидстанции, к сожалению, полагает, что они не должны заниматься санитарным просвещением из-за перегрузки и неукомплектованности штата, а одна пятая часть вообще относит эту работу к компетенции домов санитарного просвещения.
Подобное заблуждение порождено изъянами в подготовке специалистов, отсутствием у них сознания того, какую силу представляет собой санитарно-просветительная работа.
В настоящей статье излагается опыт этой работы, проводимой Мор-гаушской районной санэпидстанцией. Пропаганда гигиенических знаний
1 Гигиена и санитария, 1974, № 5, с. 54—57.