Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЕНГРИИ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЕНГРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЕНГРИИ»

ности являются создание технологии и режимов разрушения массивов с минимально возможным пылеобразованием, предупреждение пылеоб-разования путем изменения физико-механических свойств массивов, подавление образующейся пыли, обеспыливающее проветривание, отсос и очистка воздуха от пыли, создание технологии по разрушению массивов без постоянного присутствия людей в забое, индивидуальные средства защиты от пыли. Уровень достижений в этих областях, судя по материалам конференции, в зарубежных странах не выше того, который существует в СССР.

В Англии для ослабления пылеобразования при работе угледобывающих комбайнов применяют исполнительные органы с уменьшенным количеством зубков, благодаря чему заплыенность воздуха снижается на 30%. Уменьшение скорости резания позволяет снизить запыленность воздуха на 60%. Одним из основных методов предупреждения пылеобразования в угольных шахтах остается предварительное увлажнение угольных пластов, которое применяется практически во всех странах. Параметры и технологические схемы увлажнения различны и определяются горно-геологическими и горно-техническими условиями. Образующаяся пыль, как правило, подавляется способом орошения. Признано целесообразным приближать распылители возможно ближе к источникам пылеобразования и блокировать их с работой горного оборудования. В Англии рекомендуют подавать воду непосредственно под режущие зубки, что помогает снизить содержание тонких фракций до 70%; при внешнем орошении эффективность не превышает 30—35%. Основным средством борьбы с пылью при бурении является промывка водой с добавками поверхностноактивных веществ. В докладах на конференции отмечалось использование опыта Советского Союза в применении внешней и внутренней водяной забойки при взрывных работах.

В качестве одного из основных средств снижения запыленности воздуха докладчики называли проветривание. Недостаток чистого воздуха в шахтах может быть компенсирован за счет его очистки и повторного использования. Из сообщений, посвященных аспирации, представляет интерес доклад Беккера (ФРГ), в нем был показан опыт использования на угольных шахтах ФРГ аспирационно-фильтрующих агрегатов типа Ро^ует 51аиЬ-з1е11е, предназначенных для очистки воздуха при проходке горных выработок комбайнами.

Большинство докладчиков отдавали предпочтение мокрым способам очистки воздуха от пыли как простым и экономичным, хотя и менее эффективным, чем пористые (тканевые) фильтры.

В докладе, представленном советской делегацией, был рассмотрен вопрос о комплексной очистке рудничного воздуха от пыли и ядовитых газов.

Индивидуальные средства защиты от пыли органов дыхания ' горнорабочих рекомендованы конференцией как крайняя мера в случаях, когда возможности всех других способов окажутся исчерпанными. Наиболее рациональными, по мнению многих докладчиков, являются респираторы с поддувом для уменьшения аэродинамического сопротивления вдоху.

Поступила 28/1 1972 г.

УДК 913.954(439)

Проф. Е. И. Кореневская, канд. мед. наук К■ И. Лучина

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ВЕНГРИИ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва и Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР,

Москва

В Венгерской Народной Республике большое внимание уделяется общественному воспитанию детей дошкольного возраста. Оно осуществляется широкой сетью яслей и детских садов. Ясли как административно, так

и территориально отделены от детских садов. Первые находятся в ведении Министерства здравоохранения, вторые — в ведении Министерства народного образования. Комбинаты ясли — детский сад имеются только при промышленных предприятиях, однако и в этих учреждениях сохраняется|ве-домственная подчиненность.

Ясли обслуживают детей от 3 месяцев до 3 лет. В случае, если до 1 сентября ребенку не исполнилось 3 года, он остается в яслях еще 1 год (до 1 сентября следующего года). Примерный охват детей этими учреждениями в стране составляет около 25%, а в Будапеште — 9%. Принятое в последние годы законодательство предусматривает не только 10096 оплату 4-месячного декрета отпуска женщины, но и возможность получения неработающей матерью в течение 21/, лет после рождения ребенка денежного пособия.

Комплектование детских групп зависит от их количества в каждом учреждении: 1-я группа обычно включает детей от 3 до 18 месяцев, 2-я — от 18 до 24 и 3-я — от 24 до 36 месяцев и старше.

Ясли работают, как правило, с 6 до 18 часов. Каждая группа из 20 детей обслуживается 4 сестрами-воспитательницами, получившими специальное 2-годичное образование, и 2 их помощниками. Для облегчения работы воспитателей группа делится на 2 подгруппы по 10 детей; каждая из них имеет самостоятельные помещения. Персонал работает по скользящему графику, который предусматривает увеличение численности обслуживающего персонала, в часы кормления и организации дневного сна детей. Уборка всех помещений, в том числе и групповых, производится специальным штатом уборщиц.

Возглавляет ясли администратор, но ведущую роль в нем играет врач-педиатр. В штатах методических яслей, которых в стране несколько, имеются также должности психолога, педагогов по пению и гимнастике. Методические ясли осуществляют специальную подготовку воспитателей, в первую очередь обслуживающих детей 2—3 лет. Сестры-воспитательницы младшей группы яслей, помимо педагогической подготовки, получили медицинскую. В случае, если в яслях есть молочная кухня, один из сотрудников ее имеет соответствующее специальное образование. Примечательно то, что профессиональную пригодность сотрудников для работы с детьми обязательно определяют терапевт и психиатр.

В детских садах воспитываются дети от 3 до 6 лет. Если ребенку к 1 сентября не исполнилось 6 лет, он остается в детском саду и дольше (до 6 лет 10—11 месяцев). Комплектование групп производится по возрастному принципу. По существующему в Венгрии законодательству, в каждой группе должно быть не более 25 детей, которые обслуживаются 1 воспитательницей и няней процент охвата детей дошкольными учреждениями в стране варьирует от 35 до 60. Однако специальный анализ, проведенный школьно-санитарным врачом санэпидстанции области Секешвекервер, показал, что в городах нового строительства, таких, как Дунайварош, существующие расчетные показатели для строительства детских садов не удовлетворяют потребности в них. Она превышает установленную норму в 1,5—1,8 раза.

Официально ребенок находится в детских садах с 7 до 18 часов, но нередки случаи, когда родители приводят детей и в 5 часов утра; до 7 часов дня они, независимо от возраста, находятся вместе в одном из помещений под присмотром дежурной няни.

Специальной программы подготовки детей к школе в детских садах нет. В старших группах проводятся не регламентированные режимом занятия, в ходе которых дети обучаются устному счету, рисованию, лепке, ритмике. Эти занятия, как и занятия по развитию речи, умению правильно рассказать услышанное и увиденное, носят игровой характер, перемежаются играми.

Детские учреждения проектируются в соответствии со специальными государственными нормами, которые согласованы с органами санитарного-

надзора. Поскольку ясли находятся в ведении Министерства здравоохра-

• нения, программа разработки типовых проектов, состав и размеры площадей основных и вспомогательных помещений определяются этим министерством. В основном проектируются и строятся ясли, рассчитанные лишь на дневное пребывание детей. В то же время имеются недельные ясли (с круглосуточным пребыванием детей). Ясли с дневным пребыванием детей рассчитаны на 20, 40, 60, 80, 100 и 120 мест с радиусом обслуживания от 500 до 800 м. В городской застройке в последние годы стали чаще применяться проекты яслей на 80—120 мест с расчетом на размещение в радиусе 1 км не более 2 учреждений. Это связано с увеличением плотности застройки микрорайонов и необходимостью более экономного расходования земельной территории.

По типовым проектам возводятся лишь одноэтажные ясли; только в том случае, если строится объединенное детское учреждение (ясли — детский сад), ясельные ячейки могут быть двухэтажными, но над ними не разреша-

• ется размещать ни ячейки детского сада, ни тем более вспомогательные (хозяйственные) помещения.

Основной структурной единицей яслей является групповая ячейка, в которой размещается 2 подгруппы детей по 10 человек. В состав типовой групповой ячейки входят 2 детские комнаты по 40 м2, рассчитанные на использование всех режимных моментов с группой детей из 10 человек; комнаты смежные, с раздвижной дверью — перегородкой шириной не менее 2,4 м, что позволяет в необходимых случаях занимать оба помещения одновременно (физкультурные занятия, проведение праздников и т. д.); открытая терраса для сна площадью 40 м2 с навесом, который может быть стационарным или трансформируемым (раздвижные полиэтиленовые или матерчатые тенты); бокс площадью 9 м2 для кратковременной изоляции заболевших детей при одной из детских комнат, имеющий остекленную перегородку с детской комнатой и прямой выход в переднюю; туалетную (ванную-пеленальную) размером 21 м2, связанную с приемной, детскими комнатами и так называемым нейтральным коридором (связывающим групповые ячейки с административно-хозяйственными помещениями); приемную (раздевальню) размером 12 м2\ переднюю 18 м2, в которой отведено место для

• хранения колясок и уборочного инвентаря; при ней имеется туалет для родителей (размер 3 м2).

Общая площадь групповой ячейки составляет 137—143 м2. Каждая групповая ячейка имеет, как правило, отдельный вход; допускается общий вход на 2 группы, а в осмотренном нами здании методических яслей Будапешта, построенном по индивидуальному проекту, даже на 3 группы. По мнению врача-методиста, отсутствие групповой изоляции не имеет существенного значения; занос и распространение детских инфекций предупреждаются системой тщательного наблюдения за каждым ребенком и своевременной изоляцией больных. За последние 3 года в методических яслях в Будапеште был всего 1 случай кори.

Групповые ячейки изолированы от хозяйственных помещений, которые в большинстве случаев размещены в отдельном блоке. Каждое детское ^ учреждение располагает целым рядом хозяйственных помещений, и этим

оно значительно отличается от яслей в нашей стране. В зависимости от вместимости площадь пищеблока варьирует от 30 до 84 м2. Кухня работает на сырье. Пищеблок имеет склад для хранения овощей и сухих продуктов, помещение для обработки сырья, варочный зал, раздаточную, посудомойку и самостоятельное помещение для приготовления молочных смесей. Мытье столовой посуды осуществляется в моечной — раздаточной пищеблока. Прачечная состоит из склада грязного белья, стиральной, сушильно-гла-дильной и склада чистого белья; общая площадь ее от 22 до 54 м2.

Вспомогательные помещения в яслях на 40 детей занимают 50 м2, а на 120 детей — 100 м2. Они включают кабинеты заведующей яслями, ^ врача, заведующего пищеблоком, столовую персонала, раздевальню,

ванную и уборную персонала, складские и другие хозяйственные помещения.

Недельные (круглосуточные) ясли проектируются только на 60 и 80 детей и имеют увеличенные на 28% площади основных помещений. Групповая ячейка влючает не 2, а 4 основных помещения, из которых 2 спальни по 24 л«2 и 2 детские комнаты по 30 м2. Соответственно увеличена и площадь хозяйственных помещений. Групповые ячейки ясельных блоков комбинатов ясли — детский сад имеют типовой состав помещений (дневных). Соотношение числа ясельных и дошкольных групп в этих учреждениях самое различное: 2 : 4, 3 : 3, 4 : 4 и т. п.

Детские сады строятся на 50, 75, 100, 150 и 200 мест. Знакомство с нормами их проектирования и действующими учреждениями показало, что в отличие от яслей размеры основных помещений, этажность и композиционная структура зданий детских садов значительно отличаются от наших. Детские сады строятся преимущественно 2-этажные и имеют компактное решение зданий. Типовая групповая ячейка, рассчитанная на 25 детей, состоит из игральной комнаты размером 50 м2 (по 2 м2 на ребенка), приемной-раздевальни размером 10 м2 и умывальной-туалетной размером 10 м2.

Детские сады на 50—100 мест имеют общий вход на 2—4 группы, вестибюль (8—12 м2)\ в детских садах на 150—200 мест 2 входа с 2 вестибюлями по 8—10 мй. Групповая изоляция практически отсутствует, групповые ячейки сообщаются между собой. Игровые комнаты (групповые) 2—3 групп соединяются раздвижной перегородкой, позволяющей превращать их в зал размером 100—150 м2. Раздевальни и туалеты располагаются иногда в непосредственной близости от групповых комнат, а порой отделены от них транзитным коридором.

Особенностью детских садов в Венгрии является также наличие общих санитарных узлов на 2 группы; в ряде случаев умывальная отделена от уборной. Отсутствие строгой групповой изоляции в детских садах, по мнению персонала, не играет существенной роли, так как благодаря тщательной профилактике и систематическому наблюдению за детьми инфекционные заболевания носят эпизодический характер.

В каждом детском саду имеются комнаты заболевшего ребенка (по одной на 2—3 группы), располагающиеся в непосредственной близости от групповых ячеек. Они служат лишь для кратковременной изоляции заболевших (до прихода родителей).

Вспомогательных помещений в детских садах, как и в яслях, довольно много. В некоторых детских садах пищеблок занимает площадь от 35 до 87 м2. Приготовление пищи здесь производится из сырья. В других учреждениях имеется лишь кухня-раздаточная (20—25 м2) с моечной столовой посуды. Пища доставляется из соседней школы, яслей (ясли — детский сад) или районной детской кухни. Для мытья групповой посуды оборудованы специальные помещения при ячейках (на 1—2 ячейки). Во всех детских садах и яслях имеются комнаты персонала, в том числе и столовая для него.

Специальные залы для музыкально-гимнастических занятий в детских садах отсутствуют. Нет веранд и навесов для игр на участке, что нельзя считать оправданным. В детском саде-новостройке квартира заведующей этого учреждения находится в одном с ним здании.

Дневной сон детей организуется в групповых ячейках. Дети спят на лежаках или раскладушках, которые хранятся в специальных шкафах либо в том же помещении групповой (складируются). Спят дети в одежде, на тюфяках, без простыней. Воспитатели справедливо указывают на недостаток места в групповых для организации сна и подвижных игр детей.

Текущий санитарный надзор в яслях осуществляется эпидемиологами, в детских садах — школьными санитарными врачами санэпидстанций. Все ясли, независимо от их вместимости, имеют специальные средства на

оплату х/4—1/г ставки врача, который осуществляет всю профилактическую работу среди детей. Детские сады (и школы) не располагают ни специальным врачом, ни медицинской сестрой. Профилактические осмотры и прививки проводятся в городах участковыми педиатрами, а на селе — врачами общего профиля 2 раза в год.

Нам представляется, что ознакомление с гигиеническими вопросами дошкольного воспитания в Венгерской Народной Республике, как и в других социалистических странах Европы, имеет значение для выработки наиболее рациональных форм и методов работы с детьми, для разработки оптимальных условий их пребывания в детских коллективах. Особенно важно использовать положительный опыт проектирования яслей и детских садов.

Поступила 19/1V 1972 г.

Дискуссии и отклики читателей

УДК 613.632:612.017.2(049.3)

Канд. мед. наук В. В. Добрынина

ОТКЛИК НА СТАТЬЮ Г. Н. БАБАНОВА И Ю. А. БУРОВА «ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ОРГАНИЗМ ТОКСИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ 1

Научно-исследовательский институт гигиеныТтруда и профзаболеваний, Ленинград

Статья Г. Н. БабановаУи]Ю. А. Бурова посвящена актуальным вопросам адаптации к токсическим факторам. В первой части ее представлены экспериментальные данные, вторая отражает точку зрения авторов на некоторые стороны терминологии.

Наблюдаемые в длительном эксперименте с отравлением животных низкими концентрациями толуола волнообразные колебания ряда биохимических показателей (общий белок, электрофореграмма, витамины сыворотки крови) кажутся нам закономерными. Очень убедительны и интересны результаты опыта по неспецифическому привыканию подопытных крыс к этанолу. Эти данные хорошо согласуются с полученными нами и другими авторами ранее фактами возможности перекрестного привыкания к веществам накротического типа действия.

Считаем нужным отметить недостаточную обоснованность, на наш взгляд, выводов при трактовке отдельных результатов. Так, на основании динамики содержания общего белка в сыворотке крови у подопытных и контрольных крыс (табл. 1) авторы делают заключение об усилении синтеза его на протяжении всего (за исключением 4-го месяца) эксперимента. Мы не считаем возможным распространить этот вывод на 1, 2 и 6-й месяцы. Приведенные в статье средние с ошибками в опыте и контроле недостоверно отличаются друг от друга (по методу Стьюдента — Фишера и при расчете доверительных границ, если даже число вариант принять за 30). Представленные средние показатели общего белка в сыворотке крови подопытных крыс вообще не выходят из границ колебаний этого показателя в норме (7,15±1,05 г%)2. Обращают на себя внимание необъяснимо низкие ошибки

1 Гиг. и сан., 1972, № 1, с. 93.

2 Н. Н. Пушкина. Биохимические методы исследования. М., 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.