Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРУПНОЙ ВМЕСТИМОСТИ '

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРУПНОЙ ВМЕСТИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF LARGE PRESCHOOL INSTITUTIONS

An analysis of children’s morbidity rate in day nurseries and kindergartens of various sizes proved its level to depend not so much on the capacity of an institution as on the design of a building, that provided sufficient isolation of separate groups.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРУПНОЙ ВМЕСТИМОСТИ »

Для изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы до и после экзамена измеряли артериальное давление и пульс, а также применялась ортостатическая проба в модификации Н. Е. Тесленко (положение сидя — стоя — сидя). В период сессии систолическое артериальное давление достигало 140—160 мм у 8,1% обследованных до экзаменов и у 4,3% обследованных после экзаменов. Диастолическое давление также повышалось (75—100 мм) у 41,2% студентов до экзаменов и у 53,4% студентов после экзаменов. Эти данные, по нашему мнению, могут свидетельствовать о том, что во время экзаменов сердечно-сосудистая система студентов справляется с нагрузкой с большим напряжением. О том же свидетельствовали данные ортостатической пробы: неудовлетворительно выполняли ее 50% студентов до экзаменов и 43% студентов после экзаменов. У 41,5% обследованных наблюдалось ухудшение показателей ортостатической пробы. Восстановление артериального давления и пульса до исходного уровня после 3 и 5 мин. отмечалось у 16,5% студентов перед экзаменами и у 15,5% студентов после экзаменов. В 12,2% наблюдений перед экзаменами и в 13,8% наблюдений после экзаменов зарегистрирована гипертоническая реакция на ортостатическую пробу.

Полученные нами данные позволяют думать о том, что организм студентов I курса справляется с учебной нагрузкой с напряжением. В это время (в период перестройки нейро-гуморальной регуляции организма подростков) адаптация к новым условиям труда и быта еще несовершенна. Поэтому необходимо провести ряд мероприятий для нормализации режима сна, питания и учебной нагрузки студентов, особенно в первый год обучения их в вузе.

Поступила 16/II 1970 г.

УДК 613.5:[в13.953.4 +613.954.4

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

КРУПНОЙ ВМЕСТИМОСТИ

JI. Г. Рогачевская, Р. И. Ге нес екая

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

t •

В последние годы в Советском Союзе стали строиться дошкольные учреждения крупной вместимости: типовые ясли-сады на 140, 180, 280 и 310 мест и экспериментальные детские городки на 480 и 560 мест. Появление этих учреждений обусловлено укрупнением микрорайонов, увеличением плотности застройки и этажности жилых зданий. Однако увеличение вместимости детских яслей-садов невозможно исходя только из экономических и градостроительных предпосылок, необходимо учитывать и гигиенические соображения при оценке крупных дошкольных учреждений. С этой целью было обследовано 16 яслей-садов различной вместимости.

Планировочная структура этих детских учреждений неодинакова. Так, ясли-сады на 140 и 310 мест имеют централизованную застройку, ясли-сады на 180 и 280 мест — блочную,- в детском же городке на 560 мест принята павильонная структура.

При анализе дошкольных учреждений крупной вместимости нас интересовало в первую очередь влияние структуры крупных яслей-садов на заболеваемость детей и организацию их питания. Среди гигиенистов распространено мнение, что количество инфекционных заболеваний детей находится в известном соответствии с вместимостью детских учреждений. Подобное мнение базируется на данных Е. Т. Смирновой, проводившей исследования в яслях-садах на 140 и 280 мест.

Мы попытались проанализировать влияние на инфекционную заболеваемость детей дальнейшего укрупнения детских учреждений, но при иной их композиционной структуре.

Как видно из рисунка, при увеличении вместимости яслей-сада со 140—180 до 280—310 мест действительно количество инфекционных заболеваний детей возрастает примерно в IV2 раза. Это объясняется увеличением числа контактов детей в крупных детских учреждениях. Даже при блочной структуре здания создать надежную изоляцию отдельных групп в яслях-садах на 280 мест почти невозможно. До сего времени нет ни одного проекта детского учреждения на 280 мест, в котором было бы соблюде-

£

ч

го-

18-

16-

п-

I

I

Сз

1 $

в-

О

4 -

12-

10-

8 -

г -

140-180 280-310

а

560 Ш-180 280-310

б

560

140-180 280-310

в

560

Показатели заболеваемости на 100 детей в детских учреждениях разной вместимости (1965—1967).

а — общая заболеваемость; б — заболеваемость в дошкольной группе; в — заболеваемость в ясельной группе; 1— корь; 2— паротит; 3— ветряная оспа.

но это основное гигиеническое требование. В детском дошкольном учреждении на 140 мест при наличии одного входа для нескольких групп ясельные группы удается хорошо изолировать. В комбинатах же на 280—310 мест даже при наличии отдельных входов в ясельные группы значительное увеличение числа детей усложняет структуру здания, групповая изоляция внутри здания затруднена, число контактов детей возрастает, что способствует переносу инфекции из группы в группу.

. В детском учреждении на 560 мест из-за его павильонной структуры заболеваемость корью оказалась почти на одном уровне с той, которая отмечалась в учреждении на 140 мест, увеличилось лишь число заболеваний паротитом и ветряной оспой. В этом комбинате в одном корпусе размещается не более 4 групп. Следовательно, правильонная структура его благоприятно отразилась на показателях заболеваемости детей.

Раздельный анализ заболеваемости детей дошкольного и ясельного возраста свидетельствует о том, что уменьшение в одном здании числа дошкольных групп с 8—9 (комбинат на 280—310 мест) до 4 (детский сад-ясли на 560 мест) и изоляция их от ясельных групп вызвали значительное снижение заболевания корью и ветряной оспой в дошкольных группах. Несмотря на то что существует всего лишь один вход в здание и имеются общие раздевальни на 2 группы, оно оказалось даже меньшим, чем в детских учреж-

дениях на 140 и 180 мест, где при наличии 4 дошкольных групп в здании размещаются еще 2—3 ясельные.

Совершенно другое положение в ясельных группах. В детских учреждениях на 140 и 280 мест размещение этих групп примерно одинаково. Они находятся на 1-м этаже и имеют отдельные изолированные входы. Показатели инфекционной заболеваемости при этом почти одинаковы.

В обследованном комбинате на 560 мест (как и в учреждениях на 280 и 310 мест) по 4 ясельные группы в здании, но все группы пользуются общим входом, приемные отделены друг от друга неполными перегородками, лестницы открытые; в результате создается единый объем здания. Очевидно, именно отсутствие групповой изоляции привело к резкому увеличению среди детей ясельного возраста числа заболеваний корью (в 3 раза), ветряной оспой (более чем в 5 раз), паротитом (в 4 раза) по сравнению с учреждениями меньшей вместимости. Отсутствие групповой изоляции в детском учреждении на 560 мест привело к тому, что за счет ясельных групп даже при павильонной структуре здания и изоляции ясельных групп от дошкольных общее количество «вспышек» инфекционных заболеваний и число групп, вовлекаемых в «цепочку» (вспышку последовательно возникающих случаев заболеваний), оказалось почти таким же, как в комбинатах на 280 мест {см. таблицу).

Сравнительные данные о распространенности инфекционных заболеваний в детских учреждениях разной вместимости и композиционной структуры здания (1965—1967)

% Количество вспышек Среднее количество вовле- Длительность вспы-

в детских учреждениях ченных в «цепочку» групп шек (в месяцах)

Нозологическая вместимость детских учреждений (количество мест)

форма заболевания о 00 о о 00 о о ОО О

— со со со

1 1 1 1 1 1

о о О о о О о о О

00 <0 ТГ ОО <0 00 СО

с* ю 1 сч ю Г — см ю

Корь # 5 7 5 2,6 4,4 3,8 1—4 2 4 2—4

Паротит 3 6 6 1,0 4,8 4,7 1 2—6 2 4

Ветряная оспа 3 6 5 1,7 4.7 2,8 1—2 2—4 1—3

Среднее количество групп, вовлекаемых в «цепочку», в детских учреждениях на 280—310 и 560 мест оказалось в 1,5—4,8 раза больше, объем и длительность вспышки, а следовательно, длительность карантина также были больше, чем в учреждениях на 140—180 мест.

Аналогичные данные в свое время получили другие авторы (А. Я. Гут-кин; Е. Т. Смирнова). По сведениям Rayner, с увеличением вместимости яслей возрастает число дней болезни на 1 ребенка в течение года.

Однако в связи с размещением дошкольников и преддошкольников в отдельных корпусах в детском учреждении на 560 мест дети дошкольных групп не всегда вовлекаются в «цепочки» заболеваемости ясельных групп. В детских же учреждениях на 280 и особенно на. 310 мест дошкольные группы, как правило, вовлекаются в «цепочки» заболеваемости наряду с ясельными группами.

Таким образом, заболеваемость в крупных детских учреждениях зависит в первую очередь от степени групповой изоляции. Наличие групповой изоляции особенно важно для детей ясельного возраста. Нарушение этого основного гигиенического требования вызывает резкое увеличение инфекционной заболеваемости. Размещение детей ясельного возраста в отдельном здании благоприятно сказывается и на заболеваемости детей дошкольного возраста. Даже при существовании одного входа в здание и общих раздевален на 2 группы заболеваемость дошкольников значительно ниже. Это лишний раз указывает на нецелесообразность строительства объединенных

(особенно на 280 мест) яслей-садов (Е. И. Кореневская и Л. Г. Рогачев-екая). С гигиенической точки зрения более целесообразны детские городки даже большей вместимости, но при условии тщательной изоляции ясельных групп.

Целесообразность строительства детских городков подкрепляется и другим важным обстоятельством. В учреждениях на 140 и 180 мест при размещении в одном здании хозяйственного блока и групповых ячеек в группы проникают шум и посторонние запахи из кухни и прачечной. Исследования показали, что в групповых помещениях, расположенных в непосредственной близости от пищеблока и прачечной-постирочной, повышается и содержание в воздухе окиси углерода.

Исключить размещение групповых ячеек над хозяйственными помещениями в детских учреждениях на 280 мест при компактной структуре здания практически невозможно. При блочной композиции здания административно-хозяйственные помещения нередко выделяются в одноэтажный соединительный блок. Однако и это не решает вопроса, так как посторонние запахи из пищеблока и постирочной распространяются по транзитным коридорам и лестничным клеткам (механическая вытяжная вентиляция в 2-этажных детских учреждениях, как правило, отсутствует). Некоторые преимущества дает размещение административно-хозяйственных помещений на 3-м этаже, как это принято в детских учреждениях на 310 мест. Однако такое планировочное решение вызывает ряд дополнительных неудобств при доставке пищи и жалобы на шум, проникающий с 3-го на 2-й этаж в помещения групповых ячеек.

В связи с этим нам хочется высказать пожелание о выведении административно-хозяйственных помещений из основного здания в детских учреждениях вместимостью на 280 мест и более. Анализ опыта эксплуатации яслей-сада на 560 мест позволил проверить правильность высказанных нами предположений.

Изучался вопрос об организации доставки пищи в групповые ячейки при удалении пищеблока на 250 м и раздаче пищи без вторичного ее подогрева. Хронометраж показал, что при расположении пищеблока на 3-м этаже (в комбинате на 310 мест) доставка пищи из кухни в наиболее отдаленную групповую ячейку на 1-м этаже занимает 5 мин. Температура доставленного в эту группу первого блюда составляет 56°, второго блюда — 48°. При расположении же пищеблока в отдельном здании (детское учреждение на 560 мест), из которого пища доставляется в групповые ячейки на мотороллере, среднее время транспортировки ее не превышает 2—3 мин. Первые блюда доставляются в термосах, вторые — в обычной посуде.

Измерения температуры пищи в раздаточных каждого павильона и в групповых при раздаче обедов детям показали, что двойная «перегрузка» пищи вызывает значительное снижение температуры первых и вторых блюд. Несмотря на это, дети получают горячую пищу: первое блюдо (в тарелках детей) имеет температуру 58°, второе — 50—52°, т. е. выше, чем в детских учреждениях, где пищеблок находится в самом здании детского учреждения. Таким образом, при размещении пищеблока на расстоянии 250 м от павильонов групповых ячеек и при доставке пищи с помощью мотороллера в термосах вторичный ее подогрев перед раздачей детям не нужен.

Следует изменить состав помещений пищеблока в рассматриваемом детском учреждении. Он должен иметь специальную раздаточную; в крупном пищеблоке (на 560 детей) необходимо расширить и состав подсобных помещений (кладовых, инвентарных и т. п.).

Следует более детально разработать вопрос о медицинском обслуживании детей в крупных детских учреждениях павильонного типа. При централизации медицинского блока в административно-хозяйственном корпусе необходимо сохранить в павильонах небольшие помещения для осмотра детей и временной изоляции заболевших, в первую очередь при групповых ячейках ясельного возраста, как это делается в яслях ГДР и Венгрии. Потреб-

ность в таких помещениях видна хотя бы из того, что в комбинате на 560 детей в каждом павильоне помещения для персонала фактически превращены в медицинские комнаты.

Таким образом, с гигиенической точки зрения наиболее неудачными являются ясли-сад на 280—310 мест: объединение в одном здании ясельных и дошкольных групп способствует повышению заболеваемости, а наличие в здании хозяйственного блока ухудшает условия воздушной среды групповых ячеек.

Несмотря на то что существующий экспериментальный проект детского городка на 560 мест неудачен и непригоден для повторного применения (общий вход в 4 ясельные группы, общие раздевальни на 2 группы), анализ эксплуатации такого учреждения показал, что строительство е этой целью зданий павильонного типа значительно улучшает условия пребывания в них детей.

Выводы

1. Анализ заболеваемости детей в яслях-садах различной вместимости показывает, что уровень ее в известной мере зависит не столько от вместимости детского учреждения, сколько от планировочной его структуры, обеспечивающей надежную групповую изоляцию.

2. Необходимо продолжить экспериментальное проектирование и строительство таких учреждений на основе отделения ясельных групп от дошкольных, максимальной изоляции в здании ясельных групп, размещения хозяйственного блока в отдельном здании и доставки пищи в термосах емкостью по 15 л, обязательного устройства помещений для изоляции заболевших детей в каждом корпусе, а ясельных групп и в каждой ячейке.

ЛИТЕРАТУРА

Гуткин А. Я. Планировка и оборудование детских садов в санитарно-гигиеническом отношении. Л., 1947.— Кореневская Е. И., Рогачевская Л. Г. Гиг. и сан., 1966, № 6, с. 98.— Смирнова Е. Т. Гигиенические вопросы в проектировании единых дошкольных учреждений. М., 1964.— R ау пег Н., Arztliche Jugend-kunde, 1966, Bd 57, S. 11.

Поступила 8/X 1969 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF LARGE PRESCHOOL INSTITUTIONS

I

L. G. Rogachevskaya, R. /. Genesskaya

An analysis of children's morbidity rate in day nurseries and kindergartens of various sizes proved its level to depend not so much on the capacity of an institution as on the design of a building, that provided sufficient isolation of separate groups.

УДК 371.72:572.51 ]( —22)

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ОРГАНИЗМА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Канд. мед. наук К• П. Дорожнова, В. А. Сигрианская

Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова и Горьковский педиатрический научно-исследовательский институт

Исследования физического развития школьников села в последнее время несколько расширились. Полученные данные, свидетельствующие о высоком уровне физического развития сельских школьников Московской, Владимирской и Калужской областей РСФСР, Харьковской и других об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.