ность в таких помещениях видна хотя бы из того, что в комбинате на 560 детей в каждом павильоне помещения для персонала фактически превращены в медицинские комнаты.
Таким образом, с гигиенической точки зрения наиболее неудачными являются ясли-сад на 280—310 мест: объединение в одном здании ясельных и дошкольных групп способствует повышению заболеваемости, а наличие в здании хозяйственного блока ухудшает условия воздушной среды групповых ячеек.
Несмотря на то что существующий экспериментальный проект детского городка на 560 мест неудачен и непригоден для повторного применения (общий вход в 4 ясельные группы, общие раздевальни на 2 группы), анализ эксплуатации такого учреждения показал, что строительство е этой целью зданий павильонного типа значительно улучшает условия пребывания в них детей.
Выводы
1. Анализ заболеваемости детей в яслях-садах различной вместимости показывает, что уровень ее в известной мере зависит не столько от вместимости детского учреждения, сколько от планировочной его структуры, обеспечивающей надежную групповую изоляцию.
2. Необходимо продолжить экспериментальное проектирование и строительство таких учреждений на основе отделения ясельных групп от дошкольных, максимальной изоляции в здании ясельных групп, размещения хозяйственного блока в отдельном здании и доставки пищи в термосах емкостью по 15 л, обязательного устройства помещений для изоляции заболевших детей в каждом корпусе, а ясельных групп и в каждой ячейке.
ЛИТЕРАТУРА
Гуткин А. Я. Планировка и оборудование детских садов в санитарно-гигиеническом отношении. Л., 1947.— Кореневская Е. И., Рогачевская Л. Г. Гиг. и сан., 1966, № 6, с. 98.— Смирнова Е. Т. Гигиенические вопросы в проектировании единых дошкольных учреждений. М., 1964.— R ау пег Н., Arztliche Jugend-kunde, 1966, Bd 57, S. 11.
Поступила 8/X 1969 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF LARGE PRESCHOOL INSTITUTIONS
I
L. G. Rogachevskaya, R. /. Genesskaya
An analysis of children's morbidity rate in day nurseries and kindergartens of various sizes proved its level to depend not so much on the capacity of an institution as on the design of a building, that provided sufficient isolation of separate groups.
УДК 371.72:572.51 ]( —22)
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ОРГАНИЗМА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Канд. мед. наук К• П. Дорожнова, В. А. Сигрианская
Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова и Горьковский педиатрический научно-исследовательский институт
Исследования физического развития школьников села в последнее время несколько расширились. Полученные данные, свидетельствующие о высоком уровне физического развития сельских школьников Московской, Владимирской и Калужской областей РСФСР, Харьковской и других об-
ластей УССР, Грузинской ССР и т. д. (В. Г. Ужви; Г. И. Яковенко и соавт.; 3. Н. Неструева и соавт.; Р. Д. Сурманидзе и др.). Показаны и некоторые особенности состояния здоровья школьников села в разных местностях.
Однако исследования такого рода не всегда проводятся в широком со-циально-гигиеническом плане. Совершенно недостаточно изучены факторы, под влиянием которых складывались особенности физического развития школьников села.
В настоящем сообщении представлены данные о физическом развитии и функциональных показателях организма школьников села, полученные бригадой специалистов Горьковского педиатрического научно-исследовательского института и врачей города и области в 1966—1967 гг. В разработку вошли материалы обследования 3773 школьников.
Изучение факторов среды проводилось методом гигиенического обследования и с помощью анкет. В санитарном состоянии сельских школ по сравнению с городскими выявлены более низкий уровень искусственной, а в приспособленных зданиях и естественной освещенности, а также более резкие перепады в показателях микроклимата в зависимости от погоды.
У 77,9% сельских школьников размеры жилой площади приближались к санитарной норме, но некоторые преимущества выявлены в материальной обеспеченности жителей села. Однако в режиме дня и питания школьников села установлены более значительные нарушения, чем у городских детей: время подготовки домашних заданий увеличено у 27,4% сельских и лишь у 16,7% городских учащихся; отмечено нерациональное питание части сельских школьников (в частности, наблюдается преобладание жидких блюд).
Участие в общественно-полезном труде сельских и городских школьников носит не только различную форму (сельскохозяйственный труд и работа в школьных мастерских в селе, работа в школьных мастерских в городе), но и разную нагрузку; у младших школьников села ее можно характеризовать как умеренную, у старших — как значительную, а у городских учащихся — как незначительную.
Учитывая эти особенности внешней среды школьников села, мы сопоставили физическое развитие учащихся сельских и городских школ. Сведения о физическом развитии сельских школьников приведены в табл. 1. Сопоставление этих данных с соответствующими показателями физического развития школьников г.Горького убедило нас в том, что рост сельских школьников-мальчиков во всех возрастных группах был ниже, чем у городских, в среднем на 0,76—4,62 см. Наибольшая разница в росте выявлена у школьников 7, 13, 15 и 16 лет, у остальных разница оказалась несущественной. Рост девочек села был ниже, чем у школьниц г. Горького, на 0,57—3,68 см, однако достоверность разницы подтверждена статистически лишь у детей 12 лет. Вес школьников села в большинстве групп был ниже, чем у горожан: в среднем у мальчиков на 0,01 —1,59 кг и у девочек на 0,44—2,45 кг. Статистическая достоверность разницы подтверждена у мальчиков 9 лет и у девочек 10—14 лет. Окружность грудной клетки сельских школьников во всех возрастных группах (кроме 17-летних мальчиков) была больше, чем у школьников г. Горького: у мальчиков на 0,22—2,59 см и у девочек на 0,14—3,11 см (в большинстве случаев разница была существенной, 7>3).
Полученные данные показывают, что сельские дети несколько ниже ростом и весят меньше, чем городские, а окружность грудной клетки у школьников села существенно больше тех же данных у горожан.
Для характеристики особенностей функционального состояния организма сельских школьников в табл. 2 приведены данные соответствующего исследования. В сопоставлении с материалами обследования школьников . г. Горького выяснилось, что сила сжатия кисти у сельских детей младшего и среднего школьного возраста была выше (у мальчиков на 0,1—2,13 кг, у девочек на 1,0—2,4 кг). Начиная же с 12 лет показатели динамометрии
1 Кандидатская диссертация. Тбилиси, 1968.
Таблица 1
Данные физического развития сельских школьников
Возраст (в годах) Рост (в см) Вес (в кг) Окружность груди (в см)
М ± т а М ± т о М ± т о
Мальчики
7 119,30 0,48 4,7 22,84
8 123,06 0,42 5,28 24,54
9 127,66 0,43 5,32 26,20
10 131,93 0,46 5,26 28,97
11 136,36 0,49 5,54 31,88
12 141,48 0,60 7,48 35,19
13 145,70 0,58 7,48 39,02
14 153,46 0,63 7,84 43,22
15 157,48 0,67 8,92 49,30
16 163,84 0,75 8,30 54,97
17 167,30 1,05 7,80 58,55
Девочки
7 119,36 0,62 5,32 22,27
8 123,04 0,38 5,18 23,82
9 126,60 0,42 5,28 25,56
10 132,02 0,56 6,86 28,35
11 135,58 0,59 6,86 32,25
12 142,46 0,49 6,32 34,60
13 148,80 0,40 5,56 41,63
14 154,04 0,43 6,26 45,00
15 157,02 0,45 5,86 50,28
16 157,86 0,41 5,26 53,31
17 158,22 0,69 5,50 55,72
Некоторые функциональные показатели
0,28 2,73 61,09 0,32 3,16
0,24 3,06 63,14 0,23 3,04
0,29 3,69 63,40 0,23 2,82
0,28 3,28 65,41 0,28 3,16
0,35 4,00 66,32 0,30 3,45
0,41 5,12 70,92 0,30 3,89
0,45 5,89 72,44 0,32 4,13
0,55 6,75 74,96 0,36 4,54
0,70 9,00 78,67 0,40 5,70
0,82 9,12 82,84 0,57 5,57
0,89 6,62 82,52 0,56 4,15
0,33 2,88 59,26 0,37 3,22
0,23 3,05 60,18 0,22 2,93
0,29 3,63 60,83 0,25 3,19
0,37 4,17 63,37 0,63 3,55
0,43 4,80 66,39 0,30 3,90
0,39 5,47 68,29 0,35 4,53
0,58 8,11 73,16 0,38 5,40
0,53 7,73 77,56 0,36 5,30
0,52 6,77 79,28 0,33 4,27
0,49 6,33 79,49 0,64 8,33
0,83 6,59 81,70 0,52 4,35
Таблица 2
организма сельских школьников
9
н х
о еа со сс О. О
т и 03 ®
Динамометрия (в кг) Спирометрия (в см*) Максимальное артериальное давление (в мм) Пульс (удары в минуту)
М ± т а М ± т о М ±т а М ± т а
7 12,00 0,26 2,45 1384
8 13,55 0,24 3,18 1612
9 16,03 0,29 3,58 1832
10 17,88 0,36 4,07 2050
11 20,01 0,38 4,37 2110
12 21,43 0,40 5,11 2254
13 23,26 0,45 5,87 2594
14 26,60 0,53 6,62 2906
15 31,51 0,63 8,36 3214
16 37,24 0,68 7,62 3679
17 42,13 1,20 8,63 4046
7 4 10,47 0,31 2,62 1378
8 11,30 0,18 2,45 1468
9 13,40 0,23 2,90 1565
10 14,31 0,29 3,26 1690
11 16,40 0,34 4,39 1857
12 16,44 0,27 3,51 2087
13 20,12 0,35 4,95 2357
14 22,38 0,37 5,40 2622
15 23,66 0,40 5,18 2652
16 25,30 0,45 5,70 2940
17 25,33 0,63 4,70 3032
2 Гигиена и санитария № 12
Мальчики
37,42 357 85,60 1,06
28,30 360 87,48 0,90
27,30 337 90,12 0,82
34,50 392 91,14 0,92
32,00 362 91,11 0,83
34,30 433 91,50 0,82
33,64 436 95,34 0,91
45,00 558 98,99 0,91
36,57 643 102,45 0,98
58,70 649 106,6 1,06
93,96 684 108,2 1,71
Девочки
41,3 351 83,91 1,29
26,3 349 89,00 0,88
27,3 345 90,35 0,98
32,0 358 91,70 0,87
29,3 370 93,51 0,60
28,7 375 93,66 0,88
33,4 472 98,22 0,81
32,6 457 102,0 1,04
35,5 452 103,7 0,83
35,3 425 105,8 0,43
57,9 470 106,6 1,70
9,90 86,43 1,33 12,40
11,0 86,76 0,90 11,01
9,78 84,90 0,78 9,36
10,20 84,84 1,08 11,76
9,12 82,92 1,02 11,25
9,81 80,30 0,90 10,71
11,29 80,82 0,85 10,71
10,83 81,66 0,82 9,75
12,66 79,37 0,83 10,71
11,58 78,60 0,97 10,57
11,97 73,89 1,23 9,00
10,6 86,29 1,40 12,09
10,9 88,17 0,95 11,73
11,6 88,10 1,00 12,18
9,24 87,37 0,94 9,90
7,08 84,30 0,64 7,50
10,2 83,34 0,82 9,60
10,6 84,28 0,79 10,40
10,3 82,80 1,10 10,60
9,96 83,30 0,97 10,70
5,08 80,84 0,93 11,10
11,6 80,20 1,50 10,50
33
у школьников села оказались ниже, чем у городских детей (у мальчиков на 0,17—3,5 кг, у девочек на 0,38—3,05 кг). Достоверность разницы статистически подтверждается среди мальчиков 13 и 14 лет и у девочек 12 лет.
Имеются данные литературы, свидетельствующие о более высоком уровне жизненной емкости легких у жителей села (В. В. Калиберный *). Наши исследования показали, что жизненная емкость легких у сельских детей младшего и среднего школьного возраста на 46—232 см3 выше, чем у городских школьников. Однако достоверность разницы подтвердилась статистически лишь у школьников 13 лет (Т=4,0). С 15-летнего возраста жизненная емкость легких у городских школьников выше на 14—122 см3. У девочек села всех возрастов показатели спирометрии оказались более высокими, хотя величина разницы была несущественной (кроме девочек 8 лет).
Анализ некоторых показателей состояния сердечно-сосудистой системы свидетельствует о том, что у школьников села отмечается более низкое максимальное артериальное давление (у мальчиков разница составляет 0,89— 7,52 мм, у девочек— 1,27—8,28 мм).
Наибольшая разница, подтвержденная статистически (Т>3), получена в большинстве групп среднего возраста. У школьников села отмечается и пониженное минимальное давление. Пульс у сельских школьников также ниже, чем у городских детей: в среднем у мальчиков на 1,9—7,8 в минуту, у девочек на 2,2—9,6 в минуту; при этом у большинства возрастно-половых групп отмечена высокая статистическая достоверность.
Для выяснения особенностей развития организма школьников села проведен анализ динамики абсолютных прибавок роста, веса и окружности груди у сельских и городских школьников (табл. 3).
Таблица 3
Темпы нарастания морфологических признаков физического развития школьников
села и г. Горького
Место обследования Возраст (в годах)
Признаки 7-8 8 — 9 9 — 10 10—11 11-12 12—13 13—14 14—15 15—16 0 16—17
Мальчики
Рост (в см)
Вес (в кг)
Окружность груди (в см)
Рост (в см)
Вес (в кг)
Окружность груди (в см)
Село 3,76 4,60 1 4,33 4,45 5,12 4,22 7,76 4,02 6,46
Город 2,35 4,97 4,83 4,44 4,62 6,18 5,50 7,88 6,21
Село 1,70 1,66 2,77 2,91 3,31 3,83 4,20 6,08 5,67
Город 2,07 3,57 2,03 2,99 2,49 4,61 4,81 6,38 5,85
Село 2,05 0,16 2,01 0,91 4,60 1,52 2,52 3,71 4,17
Город 0,69 2,47 0,48 2,60 2,05 2,45 3,39 3,91 3,53
• Девочки
Село 3,68 3,56 5,42 3,56 6,88 6,34 5,24 2,98 0,84
Город 2,79 4,86 5,44 5,40 6,87 4,71 4,36 2,25 2,27
Село 2,55 1,74 2,79 3,80 2,35 7,03 3,37 5,28 3,03
Город 0,78 3,71 3,07 4,14 3,46 5,12 4,92 2,32 3,78
Село 0,92 0,65 2,54 2,98 1,90 4,87 4,40 1,72 0,21
Город 1,21 2,07 2,39 2,14 4,25 1,75 • 4,19 1,71 2,40
4,46 1,04 3,58 2,50 0,32 2,30
0,38 0,22 2,41 1,04 2,21 1,04
Как видно из табл. 3, наиболее высокие прибавки роста у мальчиков села наблюдаются на 14-м году жизни, у городских — на 13-м году и у девочек — на 10-м и 9-м году жизни. Наибольшие темпы нарастания веса у мальчиков села отмечены на 14-м, у мальчиков города — на 13-м году, у девочек — соответственно на 11-м и 9-м году жизни. Максимальные прибавки окружности грудной клетки мальчики села имеют на 15-м году, мальчики города — на 14-м году, девочки — соответственно на 13-ми 11-м
Автореферат кандидатской диссертации. Горький, 1962.
году. Анализ данных, характеризующих развитие вторичных половых признаков подростков села, свидетельствует о том, что более поздние сроки наступления максимальных прибавок у сельских школьников согласуются и с более поздним вступлением их в период полового созревания (в среднем в 14 лет).
Таким образом, у школьников села отмечаются несколько иные темпы нарастания основных морфологических признаков, чем у городских детей. Наибольшие прибавки, характеризующие начало пубертатного периода (рост, вес и окружность грудной клетки), наступают у сельских детей на 1—2 года позже.
Несколько иной характер имеют и данные развития функциональных признаков организма сельских школьников. Представление об этом дает табл. 4. Как видно из табл. 4, в показателях динамометрии наиболее су-
Таблица 4
Изменения функциональных показателей организма школьников села и города
Признаки Место обследования Возраст (в годах)
7-8 ш 8 — 9 9 — 10 10—и 11—12 * 12—13 • • 13—14 14—15 15—16 • 1 16—17
Динамометрия (в кг) Спирометрия (в см3) Максимальное артериальное давление (в мм) Пульс (ударов в минуту) . Село Город Село Город Село Город Село Город 1,55 0,30 228 62 1,88 5,25 0,33 3,20 • • Мс 2,48 1,37 220 202 2,64 4,00 1,86 1,00 • ' > * \льчик\ ' ... 1,85 2,70 218 302 1,02 4,90 0,06 3,30 и 2,13 зло 60 60 0,03 2,50 1,92 2,60 • 1,42 1,90 144 190 0,19 7,40 2,62 2,90 • • Ф 1.83 4,30 330 430 3.84 1,90 0,50 3,70 # 1 3,34 4,20 322 410 3,65 6,00 0,84 2,80 4,91 3,80 308 390 1,25 1,95 2,29 3,00 5,73 6,80 465 680 0,42 3,00 0,77 7,00 • # 4,89 3,70 ' 367 371 1,60 0,30 4,70 4,70
Девочки
«* ^
Динамометрия (в кг) Село 0,83 2,10 0,91 2,09 0,04 3,68 2,26 1,28 1,64 0,03
Город 0,70 1,50 1,52 2,88 3,06 2,34 2,96 0,92 1,72 1,98
Спирометрия (в см3) Село 90 97 125 167 230 270 265 30 282 92
Город 68 142 272 28 • • 188 378 206 130 132 114
Максимальное арте- Село 5,09 1,35 1,35 1,81 0,15 4,56 3,78 1,70 2,10 0,80
риальное давление Город 2,75 2,35 0,40 0,35 4,25 7,50 2,00 0,80 1,30 1,50
(в мм) • ■ % ? • * ••
Пульс (ударов в ми- Село 1,88 0,07 0,43 3,07 0,96 0,94 1,48 0,50 2,46 0,64
нуту) Город 4,90 2,50 0,80 4,00 0,30 0,70 1,80 0 4,40 1,40
. ' I н
щественным отличием, характеризующим мальчиков села, являются более поздние по сравнению с городскими школьниками максимальные прибавки. У девочек села максимальные прибавки »отмечаются также на 1 год позже, чем у городских школьниц. ...
Что касается спирометрии, то в динамике этого показателя максимальные прибавки у мальчиков и девочек села и города наблюдаются одновременно (на 13-м году жизни). Для погодовой динамики развития сердечнососудистой системы школьников села- характерны менее выраженные сдвиги; кроме того, они возникают в более позднем возрасте.
Как видно, школьники села, имеющие более низкий рост и вес, но более широкую грудную клетку, чем городские школьники, в младшем и среднем возрасте превосходят городских детей по показателям динамометрии и спирометрии. В старшем школьном возрасте подростки села, имея те же особенности морфологического облика, уступают горожанам в функциональных показателях: сила сжатия кисти и спирометрия у сельских юношей и динамометрия у сельских девушек ниже, чем у их городских свер-
2* 35
стников. Для школьников села характерны также более низкие артериальное давление и пульс.
Таким образом, представленные данные, свидетельствуя о некоторых различиях в физическом развитии и функциональных показателях сельских и городских школьников, характеризуют вместе с тем более медленные и плавные темпы роста и развития организма учащихся сельских школ, в формировании которых нельзя не учитывать особенности сельских факторов среды.
ЛИТЕРАТУРА
Неструева 3. Н., Юмашева Р. П., БесединаА. А. и др. В кн.: Материалы 9-й Научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969, т. 2, ч. 2, с. 71.—Ужви В. Г. Педиатрия, 1961, № 1, с. 6—11.—Якове н к о Г. И., Вайнруб Е. М., Приталюк М. С. В кн.: Материалы Научной конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1960, с. 68.
Поступила 20/1 1970 г.
PECULIAR FEATURES OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT AND CERTAIN BODY
FUNCTIONAL INDICES OF COUNTRY SCHOOLCHILDREN
К- P. Dorozhnova, V. A. Sigrianskaya
As the result of examining more than 3500 country schoolchildren of the Gorkoy region and comparing the data obtained with the indices of the physical development of urban pupils in Gorky, the authors conclude that the country pupils are of smaller stature and weight but have a wider chest. The functional indices of the older group of country pupils are lower than those of adolescents in towns; the higher spirometry of country girls is an exception. As a rule the country pupils present a lower arterial pressure and a slower pulse rate. The growth and development processes passed more slowly (by 1 to 2 years) and gradually in country school children.
УДК 615.849.2.015.25:661.872.84 +616-001.28-092.9-085.
849.2.015.25:661.872.84
БЕРЛИНСКАЯ ЛАЗУРЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ПОСТУПЛЕНИИ С РАЦИОНОМ Се137 И Бг90
Е. В. Донецкая, В. Н. Корзун, П. В. Рамзаеву В. В. Шакалова
Институт радиационной гигиены, Ленинград
Еще в 1956—1960 гг. советскими учеными-химиками С. 3. Рогинским и соавт. было установлено, что цезий образует с ферроцианидами нерастворимое комплексное соединение. Основываясь на этих данных, многие зарубежные исследователи апробировали различные ферроцианиды для защиты организма от радиоактивного цезия. Так, 1^^гоу1с и соавт., На1-у'хсек и соавт., Мас^Ьав и 51гошше и др. в опытах на крысах, собаках и козах и в наблюдениях над группой добровольцев убедительно показали, что добавка к пище ферроцианидов существенно (в 10 раз и более) снижает накопление введенного внутрь радиоактивного цезия.
Из изученных соединений, по мнению исследователей, особого внимания заслуживает железная соль железистосинеродистой кислоты (синонимы: берлинская лазурь, железная лазурь, парижская синяя, милори, прусская синька). Эта соль, поступая в желудочно-кишечный тракт, связывает цезий, образуя с ним нерастворимое комплексное соединение, которое выводится из организма с калом. Однако упомянутые работы проводились в течение короткого времени при однократном введении цезия. В реальных же условиях для Сб137 характерно хроническое поступление в организм вместе с Бг90. К тому же существующая литература не дает ответа на важные вопросы, явившиеся предметом нашего исследования, о возможности применения (безвредности и эффективности) берлинской лазури в течение