Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР»

защищать здания от ветра и заносов снега; какой должна быть одежда; каковы потребности человека в отношении качества и количества питания, витаминов и солей; как обеспечить в условиях вечной мерзлоты водоснабжение и очистку населенных пунктов; как протекают на Севере те или иные болезни; каковы показания и противопоказания к проживанию на Крайнем Севере.

Все эти и многие другие вопросы вставали перед научными и техническими работниками, занятыми проблемой Севера. Прежде всего они возникли у руководителей Главного управления Северного Морского Пути (ГУСМП), обратившихся еще в начале 1946 г. в АМН СССР с просьбой включить эти проблемы в план исследований академии и ее институтов. Непосредственную связь с академией осуществляли начальник отдела полярной медицины ГУСМП старый большевик Б. И. Шворин и водный полярный исследователь А. И. Минеев. Вместе с А. Н. Сысиным они были главными организаторами комплексных экспедиций в различные районы северного Заполярья и Арктики.

Уже после первых рекогносцировочных экспедиций 1946—1947 гг., когда выявился широкий круг актуальных для изучения задач, стало ясно, что выполнение их не под силу одному Институту общей и коммунальной гигиены, которым в те годы руководил А. Н. Сысин. Проблема акклиматизации населения на Крайнем Севере была признана одной из ведущих гигиенических проблем в АМН СССР, и в течение многих лет именно с достижений в этой области начинались все отчеты президиума ее на сессиях АМН СССР. К работе был привлечен ряд гигиенических и клинических институтов АМН СССР—Институт общей и коммунальной гигиены. Институт питания. Институт им. Н. Ф. Гамалеи, институты педиатрии, терапии и хирургии, криогруппа проф. С. С. Гирголава и др. Значительную работу провели также Институт им. Ф. Ф. Эрисмана, Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, некоторые периферийные медицинские институты Севера, врачи местных органов здравоохранения.

Работу всех институтов координировала специальная проблемная комиссия под непосредственным руководством вице-президента АМН СССР проф. Ф. Г. Кротко-ва. В последние годы эта проблема перешла в ведение Ученого медицинского совета Министерства здравоохранения СССР.

В различные районы были проведены десятки экспедиций с участием специалистов разных профилей. Результаты их освещены в ряде монографий и сборников, о них шла речь на специальных выездных сессиях Отделения гигиены, эпидемиологии и микробиологии АМН СССР. Труды по гигиеническим вопросам, связанным с акклиматизацией и оздоровлением условий жизни населения на Крайнем Севере, исчисляются сейчас многими сотнями; большое место среди них занимают исследования практических врачей Мурманска, Магадана и Якутской АССР.

Впервые в столь широком объеме изучены физиологические сдвиги в организме человека на Крайнем Севере под влиянием различных условий труда и быта, их динамика, ¿езонные колебания физиологических функций, состояние отдельных физиологических систем, сдвиги в иммунобиологическом состоянии взрослого и особенно детского населения, физическое развитие детей, ряд важнейших санитарно-демографиче-ских показателей; изучены картина, уровни и динамика общей заболеваемости в зависимости от сроков проживания на Севере; дана достаточно полная характеристика всех элементов внешней среды и разработаны гигиенические нормативы в отношении питания, витаминного обеспечения, планировки кварталов, жилых зданий, детских учреждений и школ, требования к климатической одежде, рациональные приемы водоснабжения, очистки и др. Можно считать, что в своей совокупности эти работы заложили основу новой отрасли медицинской науки — полярной медицины.

Исследования фнзиолого-гигиенического характера создали научную основу того, чтобы освоение районов Крайнего Севера не только не сопровождалось каким-либо ущербом для здоровья, работоспособности, естественного воспроизводства и удовлетворения разносторонних культурно-бытовых потребностей акклиматизирующегося населения, но и чтобы процесс акклиматизации значительных масс населения совершался в оптимальных условиях.

Поступила 12/УП 1967 г.

УДК 613.5:725.57

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР

К. И. Лучина (Москва)

Анализ проектных материалов, а также многочисленные обследования и наблюдения, проведенные в 1964—1966 гг. санэпидстанциями под руководством научных институтов и кафедр, позволяют дать гигиеническую оценку опыта проектирования и строительства детских дошкольных учреждений в СССР и внести некоторые предложения по созданию в них оптимальных условий для развития и воспитания детей.

С 1960 г. и по настоящее время ясли и детские сады в нашей стране сооружались в основном по типовым проектам, разработанным вначале на основании задания на проектирование (утвержденного Госстроем СССР 14/П 1960 г.), а затем СНиП П-Л. 3-62. «Детские ясли-сады. Нормы проектирования». В последние годы в городах для этого используют новые типовые проекты детских учреждений на 140 и 280 мест, рассчитанные только на дневное или круглосуточное пребывание детей. Однако на практике в процессе эксплуатации как вместимость, так и соотношение групп изменяются. В дневных детских учреждениях, как правило, появляются 1—2 группы круглосуточного пребывания, произвольно изменяется соотношение групп в яслях и детских садах; в связи с нуждами учебно-воспитательного процесса и хозяйственного обслуживания изменяется и назначение отдельных помещений.

При выборочном обследовании 138 детских яслей-садов различной вместимости установлено, что больше чем в половине их соотношение соответствующих групп иное, чем предусмотрено проектами. Например, принятое проектами соотношение групп сохранено лишь в 37 из 77 детских яслей-садов на 135 и на 140 мест и только в 3 из 14 яслей — детских садов на 185 мест. Отмечается как увеличение, так и уменьшение (по сравнению с проектным) числа групп. Так, в 13 яслях — детских садах создано дополнительно по 1—2 группы, а в 6 яслях — детских садах число групп уменьшено на 19. Эти изменения произошли, с одной стороны, за счет ликвидации круглосуточных групп в дошкольных интернатах, а с другой — за счет организации круглосуточных групп в дневных учреждениях. Массовый характер этих изменений свидетельствует о недостатках норм проектирования.

Наличие типовых проектов детских яслей-садов только с дневными или только с круглосуточными группами приводит к нерациональному использованию выстроенных зданий. В комбинатах с дневным пребыванием детей круглосуточные группы открываются за счет уменьшения, общего числа детей в учреждении (2 дневные ячейки отдаются под круглосуточную), что неэкономично в эксплуатации, либо за счет увеличения числа детей в дневных группах, что не допустимо с гигиенической и педагогической точек зрения.

В комбинатах для круглосуточного пребывания групповые ячейки иногда используются как дневные, но с удвоенным числом детей, что также создает в них крайне неблагоприятные условия воспитания. Характерным является использование круглосуточной ячейки (групповая-(-спальня) в детских яслях-садах на 135 человек в Тбилиси (№ 11) и Рустави (№ 12, проект 2-04-3) под дневную в группах яслей на 25—30 и в группах детских садов на 36—51 человека.

Почти все специалисты, проводившие обследования детских учреждений, считают целесообразным в каждом из них иметь по 1—2 круглосуточные группы. Это мнение совпадает с нашими наблюдениями и подтверждается анализом фактического положения дел в детских учреждениях: в большинстве обследованных детских учреждений независимо от их типа имеются 1—2 круглосуточные группы или так называемая сборная ночная группа (в 51 учреждении организована 101 круглосуточная группа). При наметившейся в последние годы тенденции к строительству преимущественно учреждений с дневным пребыванием детей это не может не вызывать тревоги.

Изменение же в процессе эксплуатации намеченных проектом соотношений возрастных групп значительно ухудшает условия пребывания детей: размеры помещений оказываются недостаточными (50 м2 вместо 62 м2), оборудование туалетных ясельных групп при использовании их для детей 4—6 лет бывает неприспособленным, отсутствуют веранды и специальное оборудование в группах детских садов при использовании их для детей ясельного возраста. Необходимо отметить выраженную тенденцию к сокращению числа ясельных групп в яслях — детских садах и увеличение за их счет групп детских садов. Число ясельных групп уменьшено примерно в 30%. обследованных зданий (всего за счет ясельных групп создано 39 групп детских садов). Эти изменения вызываются не только острой потребностью в групповых ячейках для детей дошкольного возраста, но и неправильно предусмотренными нормами проектирования, соотношением возрастных контингентов в дошкольных учреждениях. Это свидетельствует о необходимости пересмотра действующих норм проектирования.

Во-первых, ясли — детские сады должны иметь 7 групповых ячеек (по ячейке на каждый возраст), а следовательно, 160—320 мест. Во-вторых, необходимо прислушаться к мнению гигиенистов и архитекторов о целесообразности создания универсальных групповых ячеек, которые можно использовать для организации дневных и круглосуточных ясельных групп и групп детских садов. Это позволит, исходя из местных условий, удовлетворить потребность в любых детских дошкольных учреждениях.

При создании такой универсальной групповой ячейки важное значение имеют состав помещений и их площади, которые создали бы оптимальные гигиенические условия содержания детей всех возрастных групп. Многие санитарные врачи и гигиенисты считают, что в основу универсальной ячейки должна быть положена круглосуточная групповая ячейка, состоящая из 2 главных помещений — спальни и детской комнаты (групповая или игральная — столовая) площадью 100 м2, и это правомерно. Одновременно нельзя игнорировать диктуемое экономическими соображениями предложение архитекторов о некотором уменьшении площадей универсальной ячейки (до 86 м2). Может быть, такое уменьшение и допустимо при обеспечении ячеек специальным встроенным оборудованием и универсальном использовании спальни и групповой

комнаты. Этот вопрос требует экспериментальной проверки. Пока разработано лишь задание на проектирование и один экспериментальный проект детского учреждения с универсальными групповыми ячейками (Институт Мосгражданпроект). Ячейка имеет полный состав помещений: детскую комнату, спальню-веранду, туалетную, буфетную и раздевалку. Спальня-веранда и детская комната решены в одном объеме, разделены на всю ширину помещения раздвижной перегородкой, которую предполагается задвигать только во время дневного сна детей. Площадь групповой ячейки составляет 52,2 + 43,4 м2.

Как известно, во всех разрабатываемых типовых проектах детских учреждений дневного пребывания, начиная с 1960 г., для ясельных групп обязательны неотапливаемые веранды. Решение о введении в состав групповой ясельной ячейки таких веранд не было своевременно и широко проверено в естественных условиях в различных климатических зонах. Многочисленные же наблюдения последних лет показали, что зимой на верандах создаются крайне неблагоприятные микроклиматические условия — низкая температура, высокая влажность воздуха, не позволяющие полностью использовать веранды по назначению. Например, при температуре наружного воздуха —23—30° на верандах яслей — детских садов Омска температура падает до —23—28°. В яслях—детских садах г. Горького в фврале при температуре наружного воздуха —7—9° на верандах при влажности 79—84%. отмечалась температура —2—5°. В то же время летом температура воздуха на верандах повышалась до 24—26—30° (Пярну, Ростов-на-Дону, Минск, Горький, Омск и др.). Поэтому не случайно, что в ряде районов веранды зимой не используются (Азербайджан и Туркмения, Батуми и Омск, Киев и Ростов-на-Дону и т. д.). Многие из них утеплены и превращены в спальни-веранды, как в круглосуточных учреждениях (Омск, Гомель, Минск, Пермь, Киев, Горький, Ужгород, Чарджоу и др.).

Для спален-веранд в детских садах-яслях с круглосуточными группами СНиП предусматривают температуру воздуха 18°, что не обеспечивает в дневные часы организацию сна детей на свежем воздухе и ставит детей ясельного возраста в круглосуточных группах в неравные условия с детьми в дневных учреждениях. Дневные же группы детского сада вообще не имеют веранд для дневного сна. По нашему мнению, единственно правильным может быть организация на верандах и в спальнях-верандах системы отопления с переменно-тепловым режимом, обеспечивающая возможность широкой и длительной аэрации в этих помещениях. Переменный тепловой режим должен быть предусмотрен и в групповых ячейках универсального типа. Нужно разработать инженерное решение таких систем отопления этих помещений и определить для них оптимальную температуру воздуха.

Необходима также солнцезащита веранд или спален-веранд, остекленных с 2—3 сторон. Требование СНиП в этом отношении должно выполняться проектировщиками, а санитарными врачами строго контролироваться.

Создание крупных жилых массивов на новых территориях и увеличение плотности застройки с одновременным повышением этажности зданий привели к тому, что в каждом крупном микрорайоне на небольшой площади приходится воздвигать по 8—10 зданий детских учреждений и более. Одновременное сооружение большого числа зданий яслей — детских садов средней вместимости (140 мест) затрудняет зонирование территории микрорайона и отвод достаточных участков для каждого учреждения. Поэтому в экспериментальном, да и в типовом проектировании и строительстве за последние годы наметилась явная тенденция к укрупнению детских учреждений. Увеличение вместимости последних отмечается не только в СССР, но и во многих зарубежных странах (Франция, Италия, Болгария, Венгрия, Румыния и др.). В СССР значительное развитие получило строительство детских яслей-садов на 280 мест.

Обобщение опыта проектирования и строительства типовых детских учреждений на 280 мест показывает, что в таких крупных яслях и детских садах невозможно выполнить основные гигиенические и педагогические требования (групповую изоляцию, правильную организацию входов в здание, зонирование участка, отделение хозяйственных помещений от групповых ячеек и т. д.). По существу ни в одном из выстроенных по типовым проектам последних лет детском учреждении (Кишинев, Бельцы, Таллин, Тарту, Баку, Киев и другие города) не удается достигнуть оптимальных условий воздушной среды и создать обстановку для правильной организации воспитания и обучения детей.

Изучение проектных материалов, опыта строительства и эксплуатации позволило установить, что полная эффективная изоляция детей дошкольного и ясельного возрастов в детских учреждениях на 280 мест и более возможна только путем рассредоточения их в отдельных, не сообщающихся между собой блоках—павильонах групповых ячеек при выведении из здания хозяйственного блока, что по существу нашло свое отражение в детских комплексах на 340, 360 и 560 мест. Павильонная композиция такого комплекса обеспечивает лучшие эксплуатационные качества, а главное, гигиенические условия для учеоно-воспитательной работы среди различных возрастных групп и изоляцию детей каждого возраста, каждой группы как в здании, так и на участке, дает возможность соблюдать эпидемиологический режим учреждения в целом.

Правильно с гигиенической точки зрения также создание самостоятельного здания административно-хозяйственного блока — прачечной, пищеблока, изолятора и др.

Таким образом, для того чтобы определить целесообразность проектирования и строительства укрупненных яслей — детских садов, необходимо и впредь изучать композиционные решения комплексов, уточнить взаимное расположение и взаимосвязь отдельных павильонов, установить предельную вместимость и этажность отдельных павильонов, рациональную организацию полноценного обслуживания в том числе медицинского, и проведения противоэпидемических мероприятий. Все это может быть допустимо при создании специальных проектов укрупненных зданий и экспериментального строительства.

Однако при проектировании детских учреждений крупной вместимости павильонного типа неизбежно возникает новая проблема — проблема организации питания детей. Пища должна поступать в группы свежая, только что приготовленная, без подогрева, иначе она теряет вкусовые и питательные качества. Эти задачи пока не решены. В действующих учреждениях пища доставляется в групповые в кастрюлях и ведрах, причем не на группу, а на павильон, отстоящий от кухни на 100—200 м, на руках или развозится на мотороллерах. Это резко осложняет труд персонала, а дети получают пищу холодной. Поэтому до создания укрупненных детских учреждений необходимо разработать и наладить серийное производство термоконтейнеров небольшой емкости (на группу).

Особое место в проектировании и строительстве яслей — детских садов занимает дифференциация в зависимости от климатических особенностей различных районов страны. В настоящее время типовые проекты учитывают эти особенности лишь в архитектурно-планировочных решениях зданий, но не предусматривают изменения набора помещений, их площадей и санитарно-технического оборудования.

Сказанное выше является следствием недостатков проектов и норм проектирования. Вместе с тем изучение опыта строительства и эксплуатации детских дошкольных учреждений дает основание говорить и о недостаточном государственном санитарном надзоре за ними. Только этим можно объяснить невыполнение в натуре предусмотренных нормами и проектами необходимого благоустройства участков яслей — детских садов, отсутствие спортивных площадок, бассейнов, живых уголков, кольцевых дорожек, недостаточный процент озеленения участков, малую площадь детских площадок, несоответствие числа площадок и навесов числу возрастных групп в детских учреждениях (Ереван, Тбилиси, Ленинакан, Чарджоу, Мары, Киев, Минск и др.).

Недосмотром органов санитарной службы объясняется также использование помещений не по назначению (в частности, медицинской комнаты или комнаты заболевшего ребенка под бухгалтерию или методический кабинет, а помещения изолятора под групповую, музыкальный зал и т. д.); изменение соотношения ясельных групп и групп детских садов, переуплотнение детских учреждений; нерациональное освещение детских комнат, неудовлетворительный микроклимат помещений и т. д.

Поэтому, помимо уточнения гигиенических рекомендаций к проектированию яслей — детских садов, которое требует в свою очередь дальнейшей научной разработки отдельных вопросов совместно с архитекторами и педагогами, необходимо значительно повысить качество государственного санитарного надзора, повысить требовательность к устранению недостатков в эксплуатации зданий яслей — детских садов. Широкое изучение и обсуждение результатов наблюдения за яслями — детскими садами позволит определять пути создания оптимальных условий для воспитания детей.

Поступила 16/П 1967 г.

УДК 628.1+614.777](470.23)

ВОДОСНАБЖЕНИЕ БЛОКИРОВАННОГО ЛЕНИНГРАДА

П. Ф. Гладких (Ленинград)

В годы Великой Отечественной войны блокированный врагом Ленинград показал всему миру пример боевой стойкости и мужества. Но не только эти черты характеризовали подвиг твердыни на Неве. Впервые в истории военных столкновений такой громадный город, зажатый в кольцо оккупантами, не знал тех опустошительных эпидемий, которые в прошлом не раз служили причиной падения целого ряда первоклассных цитаделей. Выдающееся место в предотвращении в Ленинграде распространения желудочно-кишечных заболеваний принадлежит городской службе воды, организованной усилиями партийной организации, городского отдела здравоохранения и городской санитарной инспекции.

Санитарная инспекция бдительно следила за качеством воды в городском водопроводе. Необходимость такой настороженности в то время имела особое значение потому, что наряду с населением городским водопроводом широко пользовались медико-санитарные батальоны, полевые подвижные госпитали армий Южного сектора Ленинградского фронта, располагавшиеся в черте города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.