Научная статья на тему 'РАБОТА САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ТАШКЕНТА В ПЕРИОД ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В 1966 г. '

РАБОТА САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ТАШКЕНТА В ПЕРИОД ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В 1966 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ТАШКЕНТА В ПЕРИОД ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В 1966 г. »

УДК «14.72:669.35'«

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА ЦЕХА БРОНЗОВОГО ЛИТЬЯ ИЗ ЖИЛОЙ ЗОНЫ ГОРОДА

В. Е. Поляк, В. И. Громов

Щелковская санэпидстанция Московской области

Щелковский завод бумагоделательного оборудования размещен в центральной части города и со всех сторон окружен жилой застройкой, в том числе капитальными 3—5-этаж-ными жилыми домами и детскими дошкольными учреждениями.

Цех бронзового литья, мощность которого в 1961—1967 гг. составляла 560—650 т цветного литья в год, по санитарной классификации относится к третьему классу вредности и должен иметь санитарно-защитную зону шириной 300 м. Фактическое же расстояние от него до ближайшего 3-этажного жилого дома всего лишь 35 м. В радиусе 300 м проживает 1128 человек и размещено 3 детских дошкольных учреждения, насчитывающих более 300 детей, а также находится административный центр города.

По данным лабораторных исследований, проведенных Щелковской санэпидстанцией в 1967 г., среднесуточные концентрации свинца в атмосфере на расстоянии 300 м от цеха были в пределах 0,00048—0,00142 мг/м3 (при ПДК, равной 0,0007 мг/м3). Концентрации окиси углерода в воздухе в радиусе 300 м от цеха составляли 35—47 мг/м3, т. е. превышали ПДК (3 мг/м3) в 12—15 раз.

Следует также отметить неудовлетворительные условия труда в цехе бронзового литья. Он размещен в старом приспособленном здании, без фонарей. Во всех производственных помещениях, кроме обрубного отделения, нет естественного освещения и естественной вентиляции. Существующая приточно-вытяжная система вентиляции неэффективна. Основные производственные операции не механизированы. По лабораторным данным, в воздухе цеха содержание пыли достигает 95—123 мг/м3, что превышает ПДК (2 мг/м3) в 47 — 60 раз, содержание свинца при плавке и разливке металла составляет 0,46—0,48 мг/м3, что значительно превышает ПДК (0,01 мг/м3). Содержание окиси углерода равно 140 мг/м3. По требованию санэпидстанции все рабочие цеха бронзового литья были направлены для обследования в Московский областной научно-исследовательский клинический институт. У 4 из 33 обследованных в моче обнаружен свинец: у одного из них в концентрации 0,16 мг/л, а у 3 остальных по 0,08 мг/л.

Согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий (СН 245-63), вокруг цеха бронзового литья нынешней мощности должна быть организована санитарно-защитная зона шириной не менее 300 м. Это подтверждается также данными лабораторных исследований; вместе с тем организация такой зоны практически невозможна. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что цех размещен в старом помещении, условия труда работающих неудовлетворительные. Это также было подверждено результатами лабораторных исследований воздуха в цехе и клинических обследований рабочих.

Учитывая изложенное, санэпидстанция признала необходимым вывести цех бронзового литья за пределы жилой зоны города. На этом основании министерство приняло решение о ликвидации цеха с 1/1 1968 г. Проверка показала, что в начале января 1968 г. в цехе бронзового литья произведен полный демонтаж оборудования и помещения его будут использованы как подсобные.

Поступила 15/IX 1967 г.

УДК 614.78+614.391:361.91(575.11)

РАБОТА САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ТАШКЕНТА В ПЕРИОД ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В 1966 г.

С. Л. Дубровский Ташкентская городская санэпидстанция

26/1У 1966 г. сейсмическая станция Ташкента зарегистрировала подземный толчок силой в 8 баллов, продолжавшийся 5—6 сек. В результате этого и других толчков, возникавших почти ежедневно около 6 месяцев, значительная часть жилых и общественных строений города подвергалась полному или частичному разрушению. Это ухудшило санитарное состояние города и могло привести к значительному подъему инфекционных заболеваний. Создавшееся положение потребовало от всех его служб при обязательном участии

представителей санитарного надзора разработки оперативных мер. Основу этих мероприятий, которые были утверждены партийными и советскими органами Ташкента и республики в целом, составили расселение граждан, пострадавших от подземной стихии, и создание для них условий, отвечающих минимуму санитарно-гигиеническому; удовлетворительное содержание водопроводных сетей и обеспечение населения доброкачественной питьевой водой; обеспечение регулярного вывоза мусора и нечистот; организация торговли и питания граждан в местах расселения; соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил в местах организации пионерских лагерей, детских площадок и укрупненных детских дошкольных комбинатов. Предусматривался также комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Осуществление всех этих мероприятий находилось под постоянным контролем сан-эпидслужбы, для чего при районных санэпидстанциях дополнительно к существующему штабу были организованы санэпйдотряды в1составе санитарного врача и его помощников, врача-эпидемиолога и 4 его помощников.

Расселение населения было организовано путем образования палаточных городков, расквартирования в общежития высших и средних учебных заведений и школы, уплотнения жителей домовладений, не пострадавших от подземных толчков. В палаточных городках проводился минимум санитарно-благоустроительных работ: подводилась водопроводная сеть по временной схеме с установлением водоколонок, строились санитарно-дворовые установки на выгребных влагонепроницаемых ямах, устанавливались контейнерные му-сороприемники, полностью оправдавшие себя, особенно после того, как решено было 2 раза в день вывозить их. В некоторых палаточных городках оборудовались душевые установки с организацией слива нечистот в выгребные ямы; последние очищались ежедневно.

В лучших условиях находились граждане, переселенные в общежития и школы, построенные по типовым проектам; в них имелись все виды санитарного благоустройства — водопровод, канализация, внутренние санитарные узлы, душевые, комнаты для приготовления пищи. В школах выделялись поэтажно помещения для оборудования общественной кухни, при этом специально подводились газовые сети и устанавливались газовые плиты.

Ввиду того что заболеваемость кишечными инфекциями зависит главным образом от состояния водоснабжения (Э. Б. Гурвич; А. П. Коровкин; А. Н. Филиппович с соавторами; А. М. Минеев; И. И. Беляев; А. Г. Мариенко-Подвысоцкий, и др.), этому вопросу уделялось особое внимание. Правительство республики выделило автоцистерны для подвоза питьевой воды на безводные участки и в основном на новые массивы индивидуальной застройки. Вода подвозилась регулярно 2 раза в день.

В случае выявления аварий или трещин на сети либо обнаружения других причин, способствующих загрязнению водопроводной воды, принимались срочные меры к их устранению. Критериями служили лабораторный бактериологический анализ и определение остаточного хлора. В 1966 г. таких анализов проведено в I1/2 раза больше, чем в 1965 г. Благодаря применению хлорсодержащих дозирующих патронов качество воды в колодцах Ленинского и Фрунзенского районов города было удовлетворительным. Коли-титр снижался тогда, когда в дозирующем патроне кончалась активность хлорной извести или когда население вынимало патрон из-за появления в воде запаха и привкуса хлора, т. е. при обнаружении остаточного хлора в пределах 0,6—0,9 мг/л.

Существующие системы санитарной очистки города имеют определенные недостатки и достоинства. В то же время поквартирная и контейнерная системы очистки более прогрессивны и в большей степени отвечают санитарным требованиям. После землетрясения в ряде мест создались эпидемиологически неблагоприятные условия, так как на улицах были установлены палатки, препятствующие подъезду транспорта санитарной очистки, в результате чего мусор накапливался во дворах домовладений. Образовалось большое количество свалок строительного мусора из разрушенных и аварийных домов. С привлечением общественности, санитарного актива и самого населения, мобилизовав для этого весь транспорт автобазы санитарной очистки и грузовой транспорт предприятий и организаций удалось в короткие сроки ликвидировать все свалки бытового и строительного мусора. Большую роль сыграли ежедневные подворные обходы с целью раннего выявления инфекционных больных и определения санитарного состояния домовладений, а также устройства регулярных субботников и воскресников. В палаточных городках устанавливались контейнерные мусоросборники и обеспечивался ежедневный 2-разовый вывоз бытовых отходов. Из санитарных узлов выгребного типа в аварийных домовладениях, а также мест предполагаемого сноса жилых и административных зданий под контролем санитарной службы проводились очистка и вывоз жидких нечистот. Проведение всех этих мероприятий в комплексе с регулярными дезинфекционными работами способствовало уменьшению количества мух, улучшению санитарного состояния города.

Санитарная служба города обеспечивала контроль за питанием населения. Пострадавшее население обеспечивалось горячей пищей путем подвоза ее в термосах с достаточным количеством чистой столовой посуды и приборов из нормально работающих базовых столовых или путем приготовления блюд прямо на улицах, с доставкой полуфабрикатов и чистой посуды из расположенных поблизости столовых. Места подачи пищи оборудовались теневыми навесами. Горячую воду для мытья столов можно было брать из титанов. Пищевые отходы собирались в закрывающиеся металлические приемники и вывозились ежедневно. Для реализации хлебобулочных изделий использовались киоски, автолавки и фургоны. Хранение и продажа скоропортящихся продуктов производились только при наличии электрохолодильных установок.

Осуществлялся лабораторный бактериологический контроль инвентаря, оборудования и одежды персонала, а также его рук.

Республиканскими и местными партийными и советскими органами было принято решение об организации городских и пригородных пионерских лагерей, летних дач, круглосуточных детских площадок и укрупненных детских дошкольных учреждений. Правительством СССР была предоставлена возможность массового вывоза детей школьного возраста в пионерские лагеря и санатории в братские союзные республики на весь летний сезон. Наибольший интерес с гигиенической точки зрения представляет организация городских пионерских лагерей и площадок с круглосуточным содержанием детей в течение всего летнего периода и укрупненных детских комбинатов. Городские пионерские лагеря в прошлом создавались при школах и парках только с дневным содержанием детей и не требовали особых условий. Так, питание детей организовывалось в расположенной рядом столовой и т. д.

В условиях же круглосуточного стационарного пребывания детей в лагере и на площадке возникла необходимость проведения специальных работ. Сюда входили строительство временного пищеблока летнего типа для 3—4-разового питания, бесперебойное и доброкачественное водоснабжение пищеблока с целью удовлетворения бытовых и питьевых нужд детей, регулярная организация помывки детей и стирки их постельного и нательного белья, соблюдение режима дневного и ночного сна и т. п. Все это удалось выполнить, организовав пионерские лагеря в городских парках и садах, причем последние были закрыты для посторонних. Для размещения детей преддошкольного и дошкольного возраста использовались под детские комбинаты здания школ и школ-интернатов, построенные по типовым проектам. Задача облегчалась наличием в них пищеблоков и санитарных узлов, подключенных к канализации, подведенной в здания водопроводной воды и обеспеченности горячей водой, возможностью организации изолированных групповых и спальных комнат, а также использования хорошо озелененных дворов с устройством на них временных теневых навесов. Приспособление школ и школ-интернатов не требовало больших финансовых затрат, тогда как условия для соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий были созданы.

Благодаря проведению комплекса санитарно-оздоровительных и благоустроительных мероприятий в период ликвидации последствий землетрясения в городе удалось избежать эпидемического подъема заболеваемости кишечными инфекциями и возникновения очаговых вспышек дизентерии, тифо-паратифозных и других инфекционных заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев И. И. Гиг. и сан., 1954, № 11, с. 46. — Г у р в и ч Э. Б. К вопросу о роли водного фактора в возникновении кишечных (инфекционных) заболеваний. Ж-микробиол., 1959, № 7, с. 71. — К о р о в к и н А. П. Здравоохр. Таджикистана, 1962, №5, с. 19. — Мариенко-Подвысоцкий А. Г. Гиг. и сан., 1956, № 9, с. 57. — Филиппович А. Н.,Ключарев А. А., Вершня М. И. и др. Здравоохр. Белоруссии, 1963, № 1, с. 57. — М и н е е в А. М. Ж микробиол., 1957, № 5, с. 33.

Поступила 2/Х 1967 г.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 614.72

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА АВТОМАГИСТРАЛЕЙ ФОТООКСИДАНТАМИ НА УРОВНЯХ РАЗНЫХ ЭТАЖЕЙ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Кандидаты мед. наук Ю. Г. Фельдман и Ф. Ф. Ламперт

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Строительство жилых зданий повышенной этажности выдвигает ряд вопросов, связанных с размещением их в крупном городе. В частности, в практике застройки уже сложившихся районов отмечаются случаи размещения 12—16-этажных домов непосредствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.