Научная статья на тему 'ОПЫТ ПЕРВИЧНОЙ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (СТАЖИРОВКИ) ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ'

ОПЫТ ПЕРВИЧНОЙ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (СТАЖИРОВКИ) ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — П.Г. Ткачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПЕРВИЧНОЙ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (СТАЖИРОВКИ) ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ»

Новая квалификационная характеристика формулирует обширный перечень требований к обще-врачебнон подготовке санитарного врача-эпиде-миолога в части, касающейся знаний и умений по оказанию неотложной врачебной помощи, овладению клинико-диагностическими и лечебными манипуляциями. Считая целесообразным расширение и укрепление рбщеврачебных знаний и умений выпускника санитарно-гигиенического факультета, мы вместе с тем считаем, что обеспечение их усвоения не должно идти по пути уменьшения специального профильного производственного обучения. Это реально в связи с введения для студентов I—III курсов с 1982 учебного года производственной практики в качестве младшего медицинского персонала.

На санитарно-гигиеническом факультете нашего института разработаны специальные требования и интегрированная рабочая программа этой практики. Она проводится для студентов I—III курса соответственно на базе терапевтического и хирургического стационаров и клиники инфекционных заболеваний в форме дежурств — 4 ч в месяц на I курсе и по 8 ч на II и III курсах (т. е. 40 акад. ч на I и по 80 акад. ч на II и III курсе). Разработаны специальные методические указания по проведению этой практики, предусматривающие сдачу зачета. В ходе практики согласно программе студенты осваивают умение и навыки младшей медицинской сестры (прием и санитарная обработка больных, сопровождение и транспортировка их в отделение, туалет больных, смена нательного и постельного белья, кормление больных, оказание помощи при диагностических

и лечебных манипуляция^ приготовление и хранение дезинфицирующих растворов, влажная уборка помещений и др.). Студенты III курса уже могут работать в качестве медицинской сестры по уходу и выполнять ряд функций манипуляцион-ной медицинской сестры. Обучение этим функциям, последующая практика в качестве помощника лечащего врача в сочетании с глубоким изучением клинических дисциплин создает все предпосылки для того, чтобы выпускник санитарно-гигиенического факультета мог быть использован и на врачебной работе лечебного профиля. В частности, мы считаем, что выпускнику санитарно-гигиенического факультета должно быть предоставлено юридическое право работать в качестве врача здравопункта, школьного врача, инфекциониста, участкового врача и по другим врачебным специальностям, в которых велик удельный вес профилактической работы и где весьма важны специальные знания, приобретенные в процессе обучения на санитарно-гигиеническом факультете.

Характеризуя проблемы совершенствования профильного производственного обучения на санитарно-гигиеническом факультете, следует еще раз обратить внимание на необходимость коррекции административно-оперативной связи кафедр вузов с базовыми санэпидстанциями. Оптимальной формой явилось бы, по нашему мнению, создание объединения «Кафедра — санэпидстанция» по типу научно-учебно-производственного с соответствующими правами и обязанностями как преподавателей, так и практических врачей базовых санэпидстанций.

Поступила IS.03.83

УДК в14.3/.4+в1в.9-036.2]:37&вб1

П. Г. Ткачев

ОПЫТ ПЕРВИЧНОЙ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (СТАЖИРОВКИ) ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982) обязывает органы здравоохранения усилить работу по воспитанию медицинских кадров, повысить их ответственность за выполнение профессионального и служебного долга, за качество и культуру оказания медицинской помощи населению. Большое значение в решении этих важных государственных задач имеет такое звено в повышении квалификации молодых специалистов, как стажировка выпускников медицинских институтов санитарно-гигиенического профиля.

Основными задачами стажировки выпускников санитарно-гигиенических институтов (факультетов) являются освоение ими обязанностей по предупредительному и текущему санитарному надзо-

ру за всеми подконтрольными объектами и санитарно-эпидемиологическому обслуживанию населения. За прошедшие годы стажировка прочно вошла в жизнь как научно обоснованный и практически необходимый метод профессиональной подготовки молодых медицинских кадров.

Публикации по проблеме стажировки единичны. Так, в статье А. М. Шевченко и соавт.1 изложен первый опыт стажировки в Украинской ССР.

Стажировка активно проводится с 1977 г. в Нечерноземье и центре Российской Федерации. Рязанский медицинский институт и*, акад. И. П. Павлова оказывает методическую и консультативную помощь по стажировке санитарно-

• Гиг. и сан., 1979, № 11, с. 41—43.

эпидемиологическим службам шести административно-территориальных единиц.

Целью настоящего сообщения — изложение опыта стажировки выпускников Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института и санитарно-гигиенических факультетов других вузов региона, включающего Липецкую, Пензенскую, Рязанскую, Тамбовскую, Тульскую области и Мордовскую АССР. Работа осуществляется по комплексному перспективному плану на 1981 —1985 гг., согласованному с санэпидстанциями и утвержденному ректором медицинского института и заведующими областных отделов здравоохранения.

Стажировка основывается на типовой программе. Однако в ней не мсгли быть предусмотрены и учтены все особенности деятельности санитарно-эпидемиологической службы различных районов страны. На основе этой программы профильными кафедрами санитарно-гигиенического факультета Рязанского медицинского института составлены методические рекомендации по организации и проведению стажировки в области коммунальной гигиены, эпидемиологии, гигиены труда, гигиены питания и гигиены детей и подростков. Эти рекомендации в необходимом количестве были разосланы во все области региона для использования стажерами и их руководителями. Сотрудники кафедр факультета, ответственные за стажировку, выезжая в закрепленные за ними области, оказывают консультативно-методическую помощь врачам, участвуют в работе комиссий по подведению итогов стажировки, выступают с лекциями перед медицинской общественностью и населением, обследуют базовые городские и районные санэпидстанции, встречаются со стажерами и проводят с ними занятия. По возвращении в отдел стажировки института представляются детальные отчеты с анализом работы и предложениями по ее улучшению. Во всех областях ежегодно издаются приказы об организации, проведении и подведении итогов стажировки с указанием лиц, ответственных за каждый раздел. Поддерживается связь между отделом стажировки института и областными санэпидстанциями.

Активная работа по стажировке в течение ряда лет и накопленный опыт позволили провести на базе Рязанского медицинского института региональную научно-методнческую конференцию по обмену опытом стажировки. В организации и проведении конференции активно участвовали Республиканская санэпидстанция Минздрава РСФСР и Рязанские областные отделения Всероссийских научных обществ гигиенистов и санитарных врачей и эпидемиологов. На конференции были представлены доклады из всех областных санэпидстанций региона об опыте их работы, от профильных кафедр института — по методическим разработкам стажировки. Они касались выполнения научно-практических работ и их значения в системе подготовки молодых специалистов, методики

современной оценки физического развития детей и подростков, изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников сельского хозяйства к других вопросов стажировки по гигиене и эпидемиологии. В областях региона ежегодно проходят стажировку более 100 молодых гигиенистов и эпидемиологов, распределяемых по городским и районным санэпидстанциям. При анализе этих данных установлено, что в регионе в большей части работают выпускники Рязанского медицинского института, а также Казанского, Ленинградского, Ростовского, Свердловского, Омского, Уфимского, Днепропетровского и Московского медицинских институтов. При общей положительной оценке уровня знаний молодых специалистов со стороны практических органов здравоохранения были высказаны пожелания о более глубокой профессиональной подготовке по некоторым разделам гигиены и эпидемиологии выпускников Казанского медицинского института, а также отмечена слабая ориентировка в задачах стажировки выпускников всех других вузов.

По прибытии молодых врачей областными отделами здравоохранения издаются приказы об утверждении планов стажировки на предстоящий год с указанием наиболее важных задач. В областных санэпидстанциях проводятся семинары с участием специалистов областных, городских, районных санэпидстанций и прибывших выпускников институтов. На этих семинарах изучаются методические рекомендации по специальностям, задачи, цели и программа стажировки, порядок ее проведения, назначаются руководители стажеров и вручаются приказы о зачислении врачей на соответствующие должности. В списке стажеров включаются также выпускники предыдущего года, которые по каким-либо причинам не прошли стажировку в первый год после окончания института.

Серьезного внимания заслуживают такие детали в организации стажировки, как практика ознакомления стажеров с историей развития и традициями санитарно-эпидемиологической службы в Мордовской АССР, проведение дня посвящения в профессию, организация встреч выпускников с ветеранами санитарно-эпидемиологической службы, ознакомление с работой отделов, лабораторий областных санэпидстанций и вручение каждому стажеру «Наказа молодому санитарному врачу» (Липецкая область). Все это повышает ответственность молодых врачей, содействует воспитанию чувства патриотизма и деонтологических принципов. Уже в первом месяце в местах распределения под руководством заведующих отделениями, лабораториями и главных врачей санэпидстанций разрабатываются детальные индивидуальные планы стажировки в соответствии с типовой программой и методическими рекомендациями института. В планы включаются изучение действующих правовых и методических документов, должностных инструкций, подконтрольных объек-

тов, освоение форм организационной и общественной работы, участие в составлении комплексных планов, отчетов, использование лабораторных и инструментальных методов, а также обязательная разработка научно-практической темы. Каждый стажер участвует в выполнении коллективных и индивидуальных социалистических обязательств, связанных с программой стажировки.

Интересным и заслуживающим широкого внедрения является простой и эффективный метод работы со стажерами в Щекинской городской санэпидстанции Тульской области, сущность которого заключается в особом отношении к молодым специалистам. Здесь с учетом склонностей врача и направления первичной профилизации в 12-м учебном семестре стараются удовлетворить его желание работать по избранной специальности. После обеспечения врача необходимой нормативной документацией, изучения должностных обязанностей и задач санитарно-эпидемиологической службы за ним закрепляется колхоз или совхоз. После этого стажер с группой помощников является постоянным куратором хозяйства и осуществляет комплексный санитарный надзор за всеми объектами. При такой форме работы начинающего врача активно формируются принципы организованности, самостоятельности, комплексности, личной ответственности, стремление к повышению квалификации по основной специальности. Ни один молодой специалист не остается без общественной работы. Они широко привлекаются к участию в художественной самодеятельности, в смотрах-конкурсах на лучшего по профессии, лучший объект, лучшее отделение санэпидстанции, лучшую ведомственную лабораторию, в месячниках чистого халата и др. Это способствует формированию качеств молодого специалиста и как члена коллектива. Итоговым показателем всех этих последних начинаний является закрепление кадров на местах их первоначального распределения.

Важное значение имеет научно-практическая работа стажера. В нашем регионе все темы подбираются по профилю деятельности стажера с учетом местных условий и потребностей санэпидстанций. Процесс выполнения их контролируется руководителем, а результаты заслушиваются на итоговых конференциях, проводимых по окончании срока стажировки в областных санэпидстанциях с участием специалиста профильной кафедры медицинского института. Результаты учитываются при подведении итогов стажировки, а наиболее интересные и важные для практического здравоохранения работы рецензируются специалистами областных санэпидстанций и института с целью определения форм их внедрения и перспектив. Эффективную помощь в выполнении научно-практических работ оказывают методические рекомендации, составленные институтом, в которых приведены перечни тем для врачей-стажеров по

каждой гигиенической дисциплине и эпидемиологии.

Представители всех областных санэпидстанций одобрительно отнеслись к разработанным методическим рекомендациям по эпидемиологии и профильным гигиеническим дисциплинам, отметили их широкое использование в процессе стажировки. Наряду с этим было высказано пожелание министерствам здравоохранения включить в перечень специальностей, подлежащих стажировке, а институту разработать методические рекомендации по стажировке бактериологов, паразитологов, лаборантов, дезинфекционистов, врачей кабинетов санитарного просвещения. Это подтверждается тем, что наряду со специализацией по эпидемиологии и гигиеническим дисциплинам в санэпидстанциях региона до 10 % стажеров по бактериологии, дезинфекционному и лабораторному делу. Анкетный опрос стажированных работников сельских районных санэпидстанций и хронометраж их рабочего времени в Рязанской области показали, что работа врачей общесанитарной подготовки имеет свою специфику. Так, установлено, что примерно равное количество времени (17—20 % рабочего дня) уходит на решение вопросов по гигиене труда, коммунальной гигиене, гигиене питания и гигиене детей и подростков. Эпидемиологический анализ у таких врачей занимает до 3 % времени вследствие наличия в штате всех санэпидстанций врачей-эпидемиологов. На организационную работу расходуется 20—25 % рабочего времени. Все это говорит о том, что для врачей-стажеров, работающих по всем разделам гигиены, необходимы особые методические рекомендации. В методических разработках нуждаются молодые специалисты-стажеры, назначаемые после окончания института на должности главных врачей санэпидстанций. Общесанитарные врачи и главные врачи санэпидстанций проходят стажировку по коммунальной гигиене. Это в некоторой степени снижает эффективность подготовки молодого врача по соответствующей специальности. Было также высказано пожелание о разработке единого методического руководства по стажировке гигиенистов и эпидемиологов. Кроме того, отсутствуют методические разработки для руководителей стажеров, что также влияет на качество подготовки молодых врачей. Нет положения о санэпидстанциях, на базе которых проводится подготовка стажеров. Профессорско-преподавательский состав медицинского института принял к исполнению в ближайшее время все пожелания работников санитарно-эпидемиологической службы.

В процессе стажировки во всех областях региона широко практикуются конференции и семинары в областных санэпидстанциях со стажерами и выездные на базе санэпидстанций передового опыта. Ежеквартально кураторы областных санэпидстанций выезжают в закрепленные за ними городские и районные санэпидстанции, где наряду с другими заданиями проверяют состояние стажи-

ровки молодых специалистов. Стажировка завершается обсуждением общих итогов и выполнения индивидуальных планов на заседаниях аттестационной комиссии с участием сотрудника института, проводится конференция с докладами стажеров о выполнении программы стажировки.

Возникают некоторые замечания по оформлению документов на стажеров. Считаем целесообразным, чтобы характеристику на стажера по окончании стажировки подписывал не только главный врач санэпидстанции, но и председатель профсоюзного комитета, секретарь партийной или комсомольской организации, если стажер является коммунистом или комсомольцем, хотя это и не было предусмотрено приказами и инструкциями по стажировке. Согласно действующим инструктивно-методическим документам, свидетельство о повышении квалификации после окончания стажировки должно быть отправлено в вуз, который окончил данный стажер, для заверения записей печатью. Однако это вызывает большие затруднения, требует времени, средств и практически никем не выполняется. Поэтому, по мнению участников конференции, право подписи свидетельства об окончании стажировки целесообразно предоставить главным государственным санитарным врачам областей и автономных республик и заверять их печатями соответствующих областных отделов здравоохранения.

С целью более активного участия преподавателей медицинских вузов в работе с начинающими врачами организацию и проведение стажировки следует учитывать в разделах индивидуальных планов «Учебно-методическая работа».

В ряде областей наметилась стойкая тенденция к несовпадению профиля первичной профилиза-ции в 12-м семестре с профилем стажировки. Если в 1977—1978 гг. в нашем регионе это несовпадение было в 20—30 % случаев, то в последние годы этот показатель увеличился до 60—70 % (Рязанская, Тульская, Тамбовская области, Мордовская АССР). Такое положение объясняют уменьшающимся с годами количеством вакантных должностей в санэпидстанциях. В связи с этим для максимального совпадения профилизации со стажировкой необходимы координационные работы. Должны своевременно подаваться ежегодные заявки областных отделов здравоохранения в Минздрав РСФСР о действительных потребностях в специалистах соответствующего профиля и за-

даний министерства в медицинские институты о необходимом количестве субординаторов по каждой дисциплине санитарно-гигиенического профиля.

Кроме того, указывалось на целесообразность повсеместного переноса периода стажировки с 1 ноября на 1 октября (Тульская, Тамбовская области и др.). Это позволит, не нарушая традиционных сроков прибытия молодых специалистов к местам распределения, с учетом завершения интенсивных санитарно-противоэпидемических, сельскохозяйственных работ, трудовых отпусков сотрудников санэпидстанций, а также времени первого ознакомления на местах, выпускникам и их руководителям приступить к выполнению программы стажировки.

Участники конференции условились своевременно передавать в отдел стажировки института все материалы по опыту работы для сообщения, распространения в другие области, а также передачи их в Главное управление учебных заведений и республиканскую санэпидстанцию Минздрава РСФСР ежегодно подводить итоги стажировки с обсуждением их на коллегиях Минздрава АССР и областных отделов здравоохранения. Принята также рекомендация об усилении внимания к стажерам, не прошедшим стажировку вовремя. Сведения о них подаются в отделы стажировки соответствующих вузов для использования в учебно-воспитательной работе со студентами и субординаторами. На основе имеющегося опыта Рязанским медицинским институтом совместно с Республиканской санэпидстанцией Минздрава РСФСР готовятся материалы «Об опыте работы медицинского института и практической санитарно-эпидемиологической службы по проведению стажировки» с целью распространения его в других регионах страны.

В заключение было единодушно отмечено большое положительное значение конференции, позволившей детально рассмотреть все вопросы стажировки и наметить пути устранения имеющихся недостатков. Высказано также пожелание повторять их через 2—3 года. На основании этого можно считать, что подобные региональные конференции целесообразно проводить и другим медицинским вузам страны по закрепленным за ними административным территориям.

Поступила 01.03.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.