Научная статья на тему 'ОПЫТ СТАЖИРОВКИ ВЫПУСКНИКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ'

ОПЫТ СТАЖИРОВКИ ВЫПУСКНИКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СТАЖИРОВКИ ВЫПУСКНИКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ»

висимости, а энергии активации реакций загрязнителей с озоном близки к нулю, то полученные величины R обусловливают лишь нормальные условия температуры и давления. Для чистого атмосферного воздуха, содержа-№ щего естественные концентрации окисляющихся озоном микропримесей (М. Т. Дмитриев и Н. А. Китросский), lAf]=0,26 мг/м3, 5=0,16 мкг/м3-мин, /?—0,12—0,15 мг/м3. Установленный озонный индекс загрязненности был апробирован и использован при гигиенической оценке условий размещения людей в жилых и служебных помещениях.

ЛИТЕРАТУРА

Губернский Ю. Д., Дмитриев М. Т., Дьячкова Н. Г. — В кн.: Гигиенические аспекты

охраны окружающей среды. М., 1976, вып. 4, с. 114. Дмитриев М. Т. — Гиг. и сан., 1974, № 10, с. 59.

Дмитриев М. Т. — В кн.: Проблемы контроля и обеспечения чистоты атмосферы. Л., 1975, с. 106.

Дмитриев М. Т., Китросский Н. А. — Вестн. АМН СССР, 1970, № 12, с. 39. Дмитриев М. Т., Осечкин В. В., Прибытков J1. Д. — Гиг. и сан., 1975, № 8, с. 46. Дмитриев М. Т., Соловьева Т. В., СербинаЛ. П. — Там же, 1972, № 2, с. 74. Дмитриев М. Т., Попов В. А. — Ж- физ. химии, 1973, т. 47, № 8, с. 1994. Сидоренко Г. И., Губернский Ю. Д., Дмитриев М. Т.— Гиг. и сан., 1978, №5, с. 10.

Simsort В. Н. — J. Wash. Acad. Sci., 1971, v. 61, p. 128.

Поступила 27/11 1979 г.

«OZONE INDEX» AS AN INTEGRAL INDICATOR OF AIR POLLUTION

M. T. Dmitriev, Yu. D. Gubernsky, Ту Khiy Tkhiem, M. P. Zakharchenko, and у L. ,Yu. Preobrazhensky \

Studies carried out in an experimental chamber and in the field have led the authors to propose what they call «the ozone index», i. е., an indicator of the degree of air pollution based on the determination of the rate at which the ozone added to the air is broken down. This index can be used for rapid hygienic evaluations of air pollution.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 378.661.3/.4

Проф. А. М. Шевченко, доктор мед. наук Н. Ф. Борисенко, А. П. Гаврюк

ОПЫТ СТАЖИРОВКИ ВЫПУСКНИКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ

ФАКУЛЬТЕТОВ

Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца, Черкасская областная санэпидстанция

В деле реализации постановления ЦК КПСС и Советского правительства «О мероприятиях по дальнейшему усовершенствованию высшего образования в стране» важное место занимает профильная подготовка (стажировка) выпускников вузов. Стажировка молодых специалистов, окончивших санитарно-гигиенические институты, — мероприятие как для высшей школы, так и для практического здравоохранения дело совершенно новое, в связи с чем заслуживает внимания первый опыт в данной области.

Молодые специалисты санитарно-эпидемического профиля проходят по месту распределения одногодичную стажировку, в течение которой выполняют должностные обязанности и получают заработную плату согласно

штатному расписанию. Продолжительность стажировки 11 мес, основная ее цель — глубокое практическое освоение стажером конкретных обязанностей по избранной специальности, углубление практических навыков, ознакомление с деятельностью санэпидстанции, правовыми вопросами, научной организацией труда.

Центральным методическим кабинетом по высшему медицинскому образованию Министерства здравоохранения СССР с участием профильных кафедр ряда медицинских вузов страны разработан «Типовой план стажировки для молодых специалистов, окончивших санитарно-гигиенический институт и санитарно-гигиенические факультеты медицинских институтов». План содержит ряд общих положений и рекомендаций по организации стажировки, а также типовые планы стажировки по основным специальностям (гигиене труда, питания и др.). Типовой план является основным методическим документом для организаторов и руководителей стажировки молодых специалистов.

Общее руководство стажировкой, систематический контроль за ее организацией и содержанием должны осуществлять министерства здравоохране: ния республик, медицинские институты, облздравотделы, главные врачи санэпидстанций, где проходит стажировка. Для проведения этой работы Министерство здравоохранения УССР закрепило ряд областей за Киевским медицинским институтом. В свою очередь в каждой области деятельностью стажеров наряду с указанными организациями руководит одна из профильных кафедр санитарно-гигиенического факультета. Например, в Черкасской области УССР эта функция возложена на кафедру гигиены труда и профзаболеваний. Прежде чем приступить к новой для нас работе, мы вместе с облздравотделом и руководством областной санэпидстанции четко распределили между собой обязанности. В частности, облздравотдел специальным приказом определяет правовой статус стажеров, базы стажировки и руководителей стажировки. Областная санэпидстанция берет на себя организационно-методическое руководство, а кафедра координирует деятельность всех звеньев, ответственных за стажировку, осуществляет общее методическое руководство работой и наставников, и стажеров.

Облздравотдел возложил ответственность за стажировку выпускников и выполнение типового плана на главных врачей городских и районных санэпидстанций, а также определил учреждения для стажировки. Необходимо подчеркнуть, что базы стажировки и руководителей-наставников предварительно подбирает областная санэпидстанция вместе с кафедрой, при этом учитывается и материально-техническая база учреждения, и квалификация сотрудников. Облздравотдел возлагает на главных врачей базовых санэпидстанций ответственность за планирование работы стажера и требует от них создания максимальных условий для выполнения учебных планов.

Перед началом стажировки областная санэпидстанция проводит семинар с главными врачами и заведующими отделениями — наставниками стажеров. На этих семинарах обсуждаются методические вопросы, специалисты областной санэпидстанции и опытные врачи-наставники делятся опытом работы. Затем в областной санэпидстанции совместно с представителем медицинского института составляется общий план стажировки, который утверждается главным врачом..

Этим планом, в частности, предусматриваются выезды областных специалистов на базы стажировки. Во время этих выездов областные специалисты особое внимание уделяют обучению стажеров деонтологическим приемам, совместной работе санитарно-эпидемиологической службы с другими ведомствами (райпотребсоюзом, районным профсоюзом работников сельского хозяйства, ветеринарной службой и др.). Они обучают методике планирования работы и составления планов-заданий на год по различным объектам надзора.

Областной санэпидстанцией проводятся 2—3-дневные семинары со всеми стажерами по их специальности. Помимо этого, каждый стажер в тече-

ние 1 нед работает в областной санэпидстанции, где знакомится с основными документами, инструкциями, методическими письмами, планами, отчетами по всем разделам своей деятельности. Ежегодно областная санэпидстанция проводит слеты молодых специалистов, где перед стажерами выступают ветераны санитарно-эпидемиологической службы области. Молодым специа-листам-стажерам представляется возможность поделиться первыми впечатлениями о работе, принять участие в деятельности секции по своей специальности. Областная санэпидстанция практикует также краткосрочные выезды стажеров на базы передового опыта республики и области.

Организационно-методический отдел областной санэпидстанции обеспечивает типовыми планами стажировки базовые санэпидстанции. Руководствуясь этим планом, врачи-стажеры составляют свои планы работы, которые утверждаются и ход выполнения которых контролируется главным врачом.

Как правило, индивидуальные учебные планы работы стажеров тесно увязываются с общим планом деятельности санэпидстанции, а также с конкретной санитарно-эпидемиологической конъюнктурой района. Помимо основных разделов практической работы (предупредительный, текущий санитарный надзор и др.), в план включается повышение теоретической подготовки молодого специалиста: самостоятельное изучение руководства, монографии, периодических изданий, составление рефератов и обсуждение их в коллективе санэпидстанции, выполнение научно-практической работы и др.

Наставники вместе со стажерами проводят санитарное обследование сложных объектов, участвуют в комиссиях по выбору и отводу земельных участков, заседаниях исполкомов местных Советов народных депутатов и др. Положительные результаты дает также совместная работа в лабораториях, где молодой специалист под руководством наставника проводит исследования, анализирует полученные данные и оформляет заключение.

Первый опыт работы с молодыми специалистами показывает, что большинство стажеров успешно выполняют индивидуальные рабочие планы. В процессе стажировки приобретаются необходимые профессиональные навыки и с большей уверенностью и эффективностью выполняются должностные обязанности. Завершающим этапом стажировки является итоговая зачетная конференция. Для приема зачета создается специальная комиссия, в состав которой входят главный государственный санитарный врач области, областные специалисты, преподаватели кафедры, предстайители партийной и профсоюзной организаций. Каждый врач-стажер представляет комиссии отчет о выполнении индивидуального плана научно-практической работы, характеристику, в которой отражена степень практической подготовки стажера, участие в производственной и общественной жизни коллектива. Комиссия на основании рассмотрения этих материалов, ознакомления с работой молодого специалиста, собеседования по теоретическим, методическим и организационным вопросам дает рекомендации о дальнейшем использовании данного врача.

На итоговом занятии при собеседовании выявляются также недостатки в стажировке и намечаются пути их устранения. Следует указать некоторые наиболее часто встречающиеся недостатки. Создается впечатление, что некоторые стажеры и их наставники уделяют недостаточно внимания использованию данных лабораторных и инструментальных исследований в своей практической работе. У многих стажеров нет четкого представления о взаимоотношениях сотрудников оперативных отделов с персоналом санитарно-химических и бактериологических лабораторий. Молодые специалисты не совсем уверенно владеют санитарно-статистическими методами исследования и анализа. Они зачастую не могут четко изложить материалы, характеризующие состояние здоровья населения района или отдельного коллектива, не умеют использовать эти данные для аргументации санитарных мероприятий. Некоторые молодые специалисты слабо ориентируются в законодатель-

ных материалах, мало работают в течение первого года над монографической литературой по специальности и др. Все стажеры испытывают затруднения при выполнении научно-практических работ из-за отсутствия необходимого методического опыта у их наставников. В предстоящем году усилия областных специалистов и сотрудников кафедры будут направлены на устранение выявленных недостатков.

Считаем необходимым поставить в порядке обсуждения вопрос об аттестации молодых специалистов. Известно, что при аттестации врачебных кадров все специалисты после первого года работы должны проходить аттестацию и одновременно сдавать зачет по стажировке, причем обе комиссии требуют от молодого врача одинаковых документов (отчета, характеристики и др.). Нам представляется, что эти два мероприятия преследуют одну и ту же цель и поэтому их можно объединить.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, по мнению стажеров и их наставников, стажировка — весьма необходимый и полезный этап производственной подготовки врача-специалиста. В качестве аргумента можно сослаться на слова стажеров о том, что они постоянно чувствовали рядом присутствие наставника, который всегда помогал в трудных и критических ситуациях. Кроме того, все стажеры испытывают повышенное чувство ответственности за овладение профессиональным мастерством, обусловленное необходимостью сдачи зачета в конце стажировки. Как считают областные специалисты, стажировка помогает подготовить в течение года знающих врачей-специалистов, а сознание того, что врач готовится «для себя», является для них дополнительным моральным стимулом к этой ответственной работе.

Поступила 23/ХП 1978 г.

УДК 613.6:677(47-89)

И. И. Новосельский

О САНИТАРНОМ СОСТОЯНИИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ФАБРИК И БЫТА РАБОЧИХ Г. КЛИНЦЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Брянская областная санэпидстанция

В погоне за дешевой рабочей силой в дореволюционной России шерстяные фабрики строились в сельской местности, поэтому большинство предприятий шерстяной промышленности были мелкими заведениями полукустарного типа с небольшим числом рабочих. В 1851 г. в Клинцах было 11 суконных фабрик, на них выработано 411 530 аршин сукна, 7 чулочных фабрик выпускало 20 500 дюжин чулок. На всех предприятиях работало 2094 человека.

В 1879 г. в Клинцах насчитывалось 15 фабрик, а в 1890 г. их количество возросло до 27 и было 1836 работников. Рассматривая данные о развитии текстильной промышленности, В. И. Ленин наряду с Московской, Гродненской, Лифляндской и Санкт-Петербургской губерниями относит Черниговскую к разряду губерний, где значительная часть работников с 1866 по 1890 г. уменьшилась с 31 291 до 28 257. Подобные данные В. И. Ленин приводит и по Клинцам: в 1879 г. на фабриках работало 2456 человек, вырабатывавших на 1 892 000 руб. продукции, а в 1890 г. — соответственно 1836 и 1 548 000. Такое явление — не что иное, как развитие чисто капиталистических фабрик из купеческих заведений. Клинцы в то время входили в Черниговскую губернию. Если мы возьмем по тем же Клинцам более поздние данные (за 1908 г.), то убедимся в правильности ленинского предвидения. В этом году здесь имелось только 8 фабрик, работников было 4260, а продукции вырабатывалось на 5 800 000 руб. Условия труда и быта рабочих шерстяной промышленности были крайне тяжелыми. Весной и летом они труди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.