Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ НА VI КУРСЕ (12-Й СЕМЕСТР) САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА '

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ НА VI КУРСЕ (12-Й СЕМЕСТР) САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ НА VI КУРСЕ (12-Й СЕМЕСТР) САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА »

Многие санитарные врачи совмещают свою практическую деятельность с научными исследованиями, активно участвуют в работе научного общества гигиенистов, которое объединяет в данное время 177 членов. Характерной и весьма положительной чертой деятельности горьковских гигиенистов и санитарных врачей является деловое содружество с представителями технической мысли, позволяющее успешно решать сложные вопросы развития города.

В 1970 г. за большие заслуги в хозяйственном и культурном строительстве в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства и особенно машиностроения г. Горький был удостоен высшей награды родины — ордена Ленина. Это признание успехов всех горьковчан, это также и признание успехов передового отряда армии медицинских работников — горьковских гигиенистов и санитарных врачей.

ЛИТЕРАТУРА

Б е л я е в И. И. Гиг. и сан., 1948, № 2, с. 16. — Дмитриева В. И. Врачи-нижегородцы. Горький, 1960. — Котел ьи и к о в Н. А. Город Горький за 30 лет. Горький, 1947. — Соколов А. А. Политическая агитация, 1971, № 1, с. 18. — С т р и -ковский Д. X. Гиг. и сан., 1970, № 11, с. 46.

Поступила 26/1У 1971 г.

УДК 613.2:378.661

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ НА V! КУРСЕ (12-Й СЕМЕСТР) САН ИТАРНО- ГИ ГИ ЕН И Ч ЕСКОГО Ф А КУЛ ЬТЕТА

Ю. И. Окорокова

Кафедра гигиены питания Рязанского медицинского института им. И. П. Павлова

Совершенствование качества подготовки санитарных врачей является принципиально важным вопросом в дальнейшем развитии профилактического направления медицины.

Научно-технический прогресс, внесший глубокие изменения во все отрасли экономической жизни нашего государства, неукоснительно требует изменений и совершенствования подготовки санитарных врачей, в том числе и в области санитарного надзора за питанием населения. Одной из важнейших сторон подготовки является практическая подготовленность санитарных врачей, которая получает окончательное завершение в 12-м семестре.

По существующей программе подготовки санитарных врачей и сложившемуся положению основную часть учебной практики в 12-м семестре студенты проходят на санэпидстанциях. В Рязани, в частности, имеется одна санэпидстанция (городская), которая осуществляет санитарный надзор в городе с населением более 330 000. Естественно, организовать учебную практику 200 выпускников на этой санэпидстанции невозможно. По разрешению Министерства здравоохранения РСФСР больше половины студентов в 1970/71 учебном году проходили учебную практику в 12-м семестре на санэпидстанциях районов Рязанской области, а также на городских и районных санэпидстанциях прилегающих областей: Тульской, Московской, Липецкой, Тамбовской. Аналогичное положение имеет место и в некоторых других институтах.

Как показали результаты анализа практики по гигиене питания, на большинстве санэпидстанций практическая деятельность в основном носит обследовательский (инспекторский) характер, мало используются лабораторные методы исследований, целенаправленные научно-практические наблю-

дения, обобщение и анализ полученных данных. Вследствие этого и обучение студентов на санэпидстанциях является недостаточным.

Ниже мы приводим некоторые рекомендации по методическому совершенствованию учебной практики студентов в 12-м семестре на основании нашего опыта, так как проведение практики на базах санэпидстанций районов и городов, отдаленных от кафедры санитарно-гигиенического факультета, по всей вероятности, будет практиковаться в ряде вузов и в дальнейшем.

В практической работе санитарного врача по гигиене питания имеется ряд вопросов, требующих особо тщательной разработки, а также массовых исследований, накопления фактического материала и обобщения полученных результатов.

Приводим примерный перечень этих вопросов.

1) санитарно-гигиеническая оценка питания отдельных групп населения и организация его на основе современных рекомендаций сбалансированности с потребностями человека: в детских и подростковых коллективах, на заводах и предприятиях, где рабочие получают профилактическое и специальное питание, в больницах и профилакториях, домах престарелых, диетических столовых, в высших и средних специальных учебных заведениях; 2) санитарно-гигиеническая оценка организации общественного питания и перспективы улучшения общественного питания в плане развития города; 3) санитарно-гигиеническая оценка витаминизации блюд в лечебных и профилактических учреждениях города (района); 4) санитарно-бактериологические показатели молока на молочнотоварных фермах района в зависимости от их технической оснащенности и санитарных условий; 5) анализ заболеваемости работников предприятий пищевой промышленности, общественного питания и мероприятия по ее снижению; 6) санитарно-гигиеническая оценка построенных по типовым проектам столовых, кафе, продовольственных магазинов в процессе их эксплуатации; 7) эпидемиологические и санитарно-гигиенические особенности индивидуальных пищевых отравлений по материалам больниц города; 8) изучение условий приготовления пищи на предприятиях общественного питания и реализации продуктов торговой сетью: условий и качества термической обработки и реализации вторых мясных, молочных и рыбных блюд, условий и сроков реализации особо скоропортящихся пищевых продуктов в торговой сети города, качества мытья столовой и кухонной посуды на предприятиях общественного питания с использованием экспресс-методов; 9) санитарное состояние молочных кухонь и бактериологические показатели качества молочных смесей в городе; 10) санитарно-бактериологические показатели качества готовых кулинарных изделий, реализуемых в магазинах «Кулинария»; 11) условия хранения овощей и картофеля в городе и сохранность в них витамина С; 12) остаточные количества пестицидов & пищевых продуктах (овощах, фруктах, ягодах), реализуемых на рынках города; 13) пищевые добавки и условия их применения на предприятиях города; 14) состояние С-вита-минной насыщенности организма детей в дошкольных детских учреждениях, учащихся в школах и студентов средних и высших учебных заведений; 15) витаминизация пищевых продуктов, выпускаемых предприятиями пищевой промышленности города.

Перечень подобных вопросов можно значительно расширить в соответствии с конкретными условиями и потребностями санитарно-эпидемиологической станции. По приведенным вопросам студенты получают задания, которые и выполняют на местных объектах.

Многие из указанных научно-практических заданий при достаточном контроле за их выполнением и добросовестности студентов могут быть использованы санитарной службой в последующих административно-правовых и коллегиальных действиях: привлечении внимания руководителей хозяйственных предприятий, депутатов местных советов, администрации заводов,, общественности города. Научное обобщение целенаправленных исследований позволит сделать и более серьезные обоснования для конструктивных мероприятий: строительства новых предприятий, реконструкции существующих, изменения технологического процесса, пополнения или замены технологического оборудования и т. п.

Руководимой нами кафедрой приведенные выше научно-практические вопросы на протяжении ряда лет практикуются в проведении учебной практики в 12-м семестре на базе предприятий Рязани. Многие из выполненных заданий и обобщений студентов передаются в отдел гигиены питания городской санэпидстанции для принятия конкретных соответствующих решений.

Кроме того, проведение учебной практики в целенаправлен но м научно-практическом отношении вырабатывает у студентов выпускного к урса необ-

ходимые качества для предстоящей самостоятельной работы — способность углубленной проработки материалов по конкретному вопросу на уровне современных достижений науки, умение обобщать и анализировать литературные данные и свои собственные исследования, расширяет кругозор будущего санитарного врача в отношении организации научно-практической работы.

По окончании выполнения научно-практической работы студенты докладывают о результатах своих исследований на научно-практической конференции, организуемой кафедрой для нескольких параллельно проходящих практику групп. На этих конференциях иногда присутствуют врачу по гигиене питания санэпидстанции. Таких докладов на конференциях ежегодно заслушивается больше 50. Подготовка докладов и выступление на конференции также оказывают в учебном процессе положительное влияние на студентов.

Обучение студентов по гигиене питания в 12-м семестре на нашей кафедре не сводится только к выполнению научно-практического задания, много внимания уделяется также предупредительному санитарному надзору.

Поступила 23/VI 1971 г.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 614.72-074

О МЕТОДАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОТООКСИДАНТОВ И ОЗОНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Канд. хим. наук М. Т. Дмитриев, канд. биол. наук Т. В. Соловьева, JI. П. Сербина, С. А. Фомина

Институт общей коммунальной гигиены им. А. Н. Сыснна АМН СССР, Москва

Определение фотооксидантов и озона в загрязненном атмосферном воздухе представляет существенный санитарно-гигиенический интерес и дает возможность судить об уровне и скорости протекающих в нем фотохимических реакций (Altshuller; Haagen-Smit). Рядом авторов были предложены фенолфталиновый (Shales; Haagen-Smit) и йодидные методы (Byers и Salzman; Smith и Diamond; Deutsch). Однако до настоящего времени пока еще нет достаточно надежного метода исследования озона и фотооксидантов в атмосферном воздухе. В связи с этим мы изучили существующие и разработали новые методы определения озона и оксидантов в воздухе.

Фенолфталиновый метод состоит в окислении фенолфгалина до фенолфталеина, дающего в щелочной среде красновато-фиолетовую окраску:

С1вН1502С00Н + Os -> С„Н1402С02 + Н20 + 02. (1)

Получающийся в результате реакции (1) фенолфталеин образует в щелочном растворе натриевую соль фенолфталеина, дающего хиноидную форму с ярко-красным окрашиванием в соответствии с уравнением:

С1вН1402С02 + NaOH C18Hls02C02Na + Н20. (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.