Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ИЗУЧАЕМЫХ ВО 2—4-х КЛАССАХ ШКОЛЫ'

ОЦЕНКА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ИЗУЧАЕМЫХ ВО 2—4-х КЛАССАХ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological structure of the key mental operations and a 4-point scoring grade adopted in our schools formed a basis for determining the degree of difficulty involved in mastering the main subjects studied at school in forms 2—4. Mathematics was found to be the most difficult subject for children to learn (303 points), the next (in terms of difficulty) is Russian (255.7 points), then comes natural history (246.4 points), the Russian literature (188.5 points) and history (136 points). Proceeding from a hygienic rationalization of an educational process at school, the authors suggest to regard all the subjects studied at school in terms of 3 levels of difficulty: difficult ones — mathematics, medium difficult ones — Russian and natural history, the least difficult ones — the Russian literature and history.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ИЗУЧАЕМЫХ ВО 2—4-х КЛАССАХ ШКОЛЫ»

проницаемости гистогематических барьеров (ГГБ). р Наиболее адекватным методом изучения проницаемости ГГБ является метод меченых атомов. Изменения состояния барьерных механизмов под влиянием факторов внешней среды малой интенсивности более рельефны при воздействии на организм стрессового фактора, служащего сильным рефлекторным раздражителем и вызывающего напряжение ряда систем и органов. В качестве такого стрессового фактора нами применено трехчасовое плавание, которое одновременно является и двигательной нагрузкой, и эмоциональным стрессором для животного. Опыты показали, что стрессовая нагрузка трехчасовым непрерывным плаванием изменяет проницаемость ГГБ некоторых органов. Выявлено снижение проницаемости ГГБ семенников у крыс, получавших водные вытяжки, и печени и поджелудочной железы у животных, получавших масляные вытяжки.

При гигиенической оценке полимерных материалов, особенно элементоорганических, большое внимание должно быть уделено содержанию минеральных веществ в органах и тканях экспериментальных животных. Как известно, микро- и макроэлементы довольно чутко реагируют на нарушения, возникающие в организме в результате воздействия различных химических веществ. Поэтому в конце эксперимента путем эмиссионного спектрального анализа у животных определено содержание кремния, железа, фосфора, магния, марганца, кальция и меди в почках, сердечной мышце, легких, печени и селезенке. Количество изученных макро-и микроэлементов в органах подопытных животных не отличалось существенно от контроля. Исключение составила медь, содержание которой увеличилось в почках кроликов и крыс, получавших масляные вытяжки, и снизилось в легких кроликов. Таким образом, в отношении содержания минеральных веществ установлены разнонаправленные данные, которые требуют дальнейшего изучения.

При гистологическом исследовании внутренних органов животных, получавших водные вытяжки, не выявлено патологических сдвигов. Обнаруженные изменения реактивности желудка (по его кислотообразующей функции), печени (по количеству двуядерных гепатоцитов) и надпочечников (по содержанию жира в корковом слое), заключающиеся в слабо выраженной тенденций к снижению кислотообразующей функции желудка, уменьшении реактивности печени и усилении выведения глюкокортикоидов надпочечников носили морфо-функциональный характер и не отражались на общем состоянии организма подопытных животных. Изменений семенников не обнаружено.

Во внутренних органах кроликов нарушений не выявлено. Повышение реактивности печени, слабо выраженная тенденция к усилению выведения глюкокортикоидов надпочечников, нерезко выраженное повышение кислотообразующей функции желудка носили морфофункциональный характер.

На основании результатов проведенных исследований даны соответствующие гигиенические рекомендации по применению для контакта с пищевыми продуктами покрытия на основе линейного полидиметилснлоксана, стабилизированного по-лифенилжелезосилоксаном.

Литература. Луценко И. М., Рыболова Г. В., Гуль В. Е. — В кн.: Всесоюзная конф. по химии и применению кремнийорганических соединении. 5-я. Тезисы докладов. Тбилиси, 1980, ч. 2, с. 549. Шетц М. Силиконовый каучук. Л., 1975, с. 13.

Поступила 19.07.83

Summary. Sanitary-chemical and toxicological studies were made to give a hygienic assessment of polydimet-hylsiloxane-based silicone plating stabilized by iron phenyl-siloxane. Releases of oxidized organic substances, bromine compounds, phenole and formaldehyde at 150 °C, 200 °C and 250 °C were studied. The toxicological experiment was performed in rats and rabbits assayed for blood indices, enzyme activity, macro-and-trace elements in the internal organs, etc. The obtained results enabled the authors to give hygienic recommendatiens.

УДК в13.»»6-02:613.865]-07

В. И. А гарте

ОЦЕНКА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ИЗУЧАЕМЫХ ВО 2—4-х КЛАССАХ ШКОЛЫ

Донецкий медицинский институт

Для гигиенической рационализации учебного процесса в младших классах большое значение имеет знание сравнительной трудности учебных предметов. В настоящее время гигиеническая наука располагает данными, позволяющими достаточно четко распределять предметы на 2 группы — условно трудные и легкие. Однако сведения относительно рангового по трудности места учебных предметов противоречивы. Это, вероятно, происходит от того, что при установлении трудности учебных дисциплин не оценивается глав-

ное — содержание умственной работы детей при их освоении, т. е. действие, которое формирует функциональное напряжение организма, вследствие чего и развивается утомление.

В связи с этим цель данной работы состояла в определении трудности учебных предметов во 2— 4-х классах путем психологического анализа и психофизиологической оценки содержания умственной деятельности детей при освоении ведущих учебных предметов. Для идеального решения этой задачи необходимо прежде всего зарегнст-

Таблица 1

Уровень изменения функций ЦНС школьников при выполнении задании с различным типом КУО

Тип КУО Функциональный показатель Функциональный сдвиг к концу Группа трудности КУО

задании

плс МЗМР, мс ±25,1±2,5 /=10 1-Я

ПВЗА, В ±1.4±0,2 /=7

АОИ МЗМР, мс ±24,0±2,4 /= 10 1-Я

ПВЗА, В 1,3±0,2 /=6,5

лпни МЗМР, мс ±23.5±2,4 /=9,8 1-я

ПВЗА, в 1,3±0,2 /=6,5

ЗИА МЗМР, мс ±23,4±2,1 /=11,1 1-я

ПВЗА, В 1,2±0,2 /=6

АСИ МЗМР, мс ±23,7±2,1 /=11,3 1-я

ПВЗА, В ±1,2±0,2 /= 6

ДЧ МЗМР, мс ±18,0±2,0 2-я

/=6

ПВЗА, В ±0,8±0,2 /=4

УЧ МЗМР, мс ±17,5±2,1 /=8,3 2-я

ПВЗА, В ±0,75±0,12 /=6,3

СЧ МЗМР, мс ±12,1±2,1 /=5,8 3-я

ПВЗА, В ±0,5±0,1 /=5

ВЧ МЗМР, мс ±!2,0±2,2 /=5,5 3-я

ПВЗА, В ±0,5±0,1 /=5

ЗИС МЗМР. мс ±7,0±2.0 /=3,5 4-я

ПВЗА, В 0,25±0,11 /=2,3

ПИА МЗМР, мс ±8,0± 1,8 /=4,4 4-я

ПВЗА, В 0,3±0,1 /=0.3

ПИС МЗМР, мс 6,7±2,0 /=3,4 4-я

ПВЗА, В 0,25±0,11 /=2,3

КУИП МЗМР. мс 7,2±2,0 /=3,6 4-я

ПВЗА. В 0,3±0,12 /=2,5

УЛС МЗМР, мс 7,4±2,0 /=3,7 4-я

ПВЗА, В 0,28±0,13 /=2,2

пни МЗМР, мс 7,0±2,0 /=3,5 4-я

ПВЗА, В 0,26±0,12 /=2,2

Примечание. МЗМР — средний латентный период из 10 лучших показателей; / — коэффициент достоверности.

рировать содержание всей последовательности умственных действий ребенка, выполняющего учеб- ' ное задание. Однако по чисто методической причине подобную индикацию умственного процесса выполнить не представляется возможным, поэтому оценка умственной работы была проведена по ведущим, т. е. ключевым, показателям ее содержания.

Было теоретически разработано (адаптивное к решаемой задаче) представление о ключевых умственных операциях, которые поддаются качественному и количественному вычленению из общего процесса умственной работы. Ключевые умственные операции определяли по следующей методике. На основе анализа заданий, заложенных в учебниках математики, русского языка, природоведения, русской литературы и истории составляли предварительный каталог учебных действий (произвести умножение, деление, сложение; сравнить виды ископаемых; вставить в слова пропущенные буквы и др.).

После предварительного изучения каталога все идентичные учебные действия объединяли единым названием. В итоге был получен окончательный каталог учебных действий. Этот каталог оценивали с позиций аналитико-синтетической теории психической деятельности. При этом все умственно однородные или весьма близкие по этому признаку учебные действия объединяли в группы. Каждой из этих групп присваивали название, отражающее сущность умственного действия при выполнении входящих в нее учебных действий. Полученные таким путем интегральные операции достаточно точно характеризовали качественные особенности умственной работы при выполнении различных учебных заданий, а формирующие эти задания учебные действия приобретали свойства критериев. Этим интегральным операциям был придан статус ключевых умственных операций (КУО). Для определения сравнительной трудности КУО проводили их психофизиологическую оценку по максимальной зрительно-моторной реакции (МЗМР) и порогу возбудимости зрительного анализатора (ПВЗА). В зависимости от степени трудности КУО присваивали оценочный балл по 4-балльной системе. Самые трудные КУО оценивали 4 баллами, а остальные — последовательно 3, 2 и 1. Затем рассчитывали удельный вес операций в учебнике по каждому предмету и определяли общую цену КУО в баллах путем умножения ее балла на ее удельный вес в учебном предмете. По сумме баллов устанавливали ранговое место последнего по уровню трудности.

Существует 15 ключевых умственных операций: запоминание информации абсолютное (ЗИА), запоминание информации смысловое (ЗИС), припоминание информации абсолютное (ПИА), кратковременное удерживание информации в памяти (КУИП), припоминание информации в смысловом виде (ПИС), умножение чисел (УЧ), деление чисел (ДЧ), сложение чисел (СЧ), вычитание чисел (ВЧ),

Таблица 2

Попредметная структура (в %) КУО

Учебный предмет ЗИА ЗИС ПИА КУИП пис УЧ ДЧ СЧ вч ПЛС УЛС пни ЛПНИ АОИ АСИ

Математика 3,0 2,0 1.0 0,5 1,5 15,9 15,6 11,8 9,7 27,0 2,0 0,5 4,4 4,0 1.1

Русский язык 2,9 1,5 10,1 11,5 2,4 — — — — — 12,0 10,6 13,8 25,9 9.3

Природоведение 20,9 25,2 2 3.0 4,0 17,0 7.9 12,5 7.5

Русская литера-

тура 26,2 56,9 3,0 4,0 4,0 2,6 3,3 —. —

История 7,8 56,0 10,5 3,8 15,2 2.5 4,2 — —

Примечание. — исследования не проводились.

поиск логической связи (ПЛС), установление логического смысла (УЛС), подбор нужной информации (ПНИ), логический поиск нужной информации (ЛПНИ), аналитическое определение информации (АОИ), аналитическое сопоставление информации (АСИ), что отражено в табл. 1.

Ключевые умственные операции неоднозначны по умственной трудности (функциональной цене). Умственно наиболее трудными, т. е. наиболее быстро вызывающими утомление, являются ПЛС, АОИ, АСИ, ЛПНИ и ЗИА. Выполнение заданий с этими операциями приводит к выраженным сдвигам со стороны функций ЦНС школьников. Менее трудные операции — УЧ и ДЧ. Функции ЦНС учащихся, осваивающих задания, содержащие эти операции, также существенно изменяются, однако сдвиги заметно меньше, чем при указанных операциях.

Затем идут операции ВЧ и СЧ. Функциональные сдвиги к концу выполнения заданий, в основе которых лежат эти операции, незначительны. Все остальные операции по степени трудности примерно одинаковы. Изменения функций ЦНС детей при этих операциях минимальны. Иначе говоря, все КУО по степени функциональных сдвигов можно разделить на 4 группы трудности: 1-я группа — ПЛС, АОИ, АСИ, ЛПНИ, ЗИА, 2-я группа — ДЧ и УЧ, 3-я группа — СЧ и ВЧ, 4-я группа — ЗИС, ПИА, ПИС, КУИП, УЛС, ПНИ (см. табл. 1). Естественно, что от удельного количества и сочетания КУО разного уровня трудности будет зависеть и общая трудность учебного предмета.

Как свидетельствуют показатели табл. 2, попред-метный состав и удельный вес КУО весьма различны. Полный (100%) состав КУО имеет только математика; русский язык имеет 66,6%, природоведение— 46,6%, русская литература и история— 40%. При этом наибольшее количество КУО 1-й группы, т. е. наиболее трудных, имеет математика (5), несколько меньше — русский язык и природоведение (4), а минимальное — русская литература и история (2). По удельному весу КУО учебные предметы также существенно различаются. Если оценить каждую группу операций баллами путем умножения оценочного балла ключевой умственной операции на ее удельный вес в учебном предмете, то получатся общие показатели в баллах, отражающие сравнительную трудность предметов. Как видно из данных табл. 3, на первом месте как наиболее трудный предмет стоит математика (303 балла), на втором — русский язык (255,7 балла), на третьем — природоведение (246,4 балла), на четвертом — русская литература (188,5 балла), на пятом — история (136 баллов), причем различие между предметами, занимающими первое и второе места (математика и русский язык), значительное. Это свидетельствует о том, что эти предметы существенно различаются по трудности, несмотря на то что занимают 2 первых места в ранговой структуре. Наоборот, между русским языком и природоведением большого различия нет, по трудности их можно расценивать как близкие и даже идентичные. Выраженное отличие имеется между следующими парами соседних предме-

та б л и ц а 3

Распределение учебных предметов по трудности на основе балльной оценки КУО

Группа трудности Учебный предмет 1-я Группа КУО 2-я 3-я 4-я Общая сумма баллов Место по степени трудности Индекс различия между предметами

число баллов

1-я Математика 158,0 94,5 43,0 7,5 303,0 Первое Математика — русский язык 23,7

2-я Русский язык 207,6 — — 48,1 255,7 Второе Русский язык — природоведение 4,7

3-я Природоведение 195,2 — — 51,2 246,4 Третье

4-я Русская литера-

тура 118,0 — — 70,5 188,5 Четвертое Природоведение — русская литература 28,9

5-я История 48,0 — —• 88.0 136,0 Пятое Русская литература — история 26,3

Примечание. Индекс различия получается путем деления разницы баллов на 2; — нет данных.

tob — природоведением (третье место) и русской литературой (четвертое), русской литературой и историей (пятое). При этом все 5 ведущих предметов по трудности четко подразделяются на 3 группы: математика (1-я группа), русский язык и природоведение (2-я группа), русская литература и история (3-я группа). Русскую литературу и историю, по-видимому, можно рассматривать по трудности как близкие предметы, несмотря на то что между ними имеется выраженное различие в баллах. На это указывает то, что эти предметы занимают 2 последних места с суммой баллов меньше 200, а также то, что по числу КУО высшей трудности они идентичны.

Таким образом, анализ трудности ведущих учебных предметов на основе психологической и психофизиологической оценки умственной работы показал, что наиболее трудным предметом является математика (первое место); заметно уступают ей по трудности русский язык и природоведение, занимающие соответственно второе и третье место. Наименее трудные предметы — русская литера-

тура и история (четвертое и пятое места). При гигиенической рационализации учебного расписания все предметы по сравнительной трудности можно рассматривать в 3 уровнях: трудные — математика, средней трудности — русский язык и природоведение, ниже средней трудности (близкие к легким) — русская литература и история.

Поступил» 01.06.83

Summary. Psychological structure of the key mental operations and a 4-point scoring grade adopted in our schools formed a basis for determining the degree of difficulty involved in mastering the main subjects studied at school in forms 2—4. Mathematics was found to be the most difficult subject for children to learn (303 points), the next (in terms of difficulty) is Russian (255.7 points), then comes natural history (246.4 points), the Russian literature (188.5 points) and history (136 points). Proceeding from a hygienic rationalization of an educational process at school, the authors suggest to regard all the subjects studied at school in terms of 3 levels of difficulty: difficult ones — mathematics, medium difficult ones — Russian and natural history, the least difficult ones — the Russian literature and history.

УДК 613.6-07:57?.611-057.622

Б. Е. Алтынбеков, Г. М. Пичхадзе, Ю. И. Зубцов, А. Е. Шалыгин

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШАХТЕРОВ КАРАГАНДИНСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

Карагандинский медицинский институт

В задачу данных исследований входили оценка физического развития горняков современных угольных шахт и его динамики за последние 12—13 лет, создание стандартов физического развития, которые послужили бы основой для разработки ориентировочных норм, потребностей в энергии и основных пищевых веществах, а также оптимизации условий труда в угольной промышленности нашего региона.

С этой целью изучено физическое развитие шахтеров Карагандинского угольного бассейна — одного из крупнейших в стране с наибольшей механизацией процесса добычи угля. Следует отметить, что обследованию подвергались горняки тех же шахт, что и при разработке стандартов в 1968 г. Это позволило оценить динамику физического развития за указанный период и учесть комплекс изменений, происшедших в экономическом и культур-но-бытовом укладе жизни шахтеров Караганды.

Антропометрические исследования проводили общепринятыми методами, материал обрабатывали с использованием методов вариационного, корреляционного и регрессионного анализа.

В разработку вошли данные обследования более 1200 лиц преимущественно (более 70%) русской национальности. Обследованные были разделены на 7 возрастных групп с интервалом 5 лет, начиная с 20-летнего возраста. В каждой возрастной группе было 121 —125 человек.

Основные параметры физического развития (стандарты) показывают, что рост горняков 167,2— 172,1 см, разница средних 0,2—4,9 см. Средняя длина тела всей совокупности горняков 169,6 см. Максимальный рост (172,1 см) отмечен у молодых шахтеров (21—25 лет). У шахтеров 36—45 лет длина тела приближается к средней для всей совокупности. С увеличением возраста рост горняков становится меньше. Уменьшение длины тела взрослого населения с возрастом является одной из биологических закономерностей процесса старения. Оно связывается с возрастной перестройкой скелета и происходит за счет уплощения межпозвоночных хрящей, увеличения физиологической кривизны позвоночника, уменьшения толщины суставных хрящей, частичного уплощения свода стопы (Жданов Д. А., Никитюк Б. А., 1964). Кроме того, при генерализованном исследовании, как в данном случае, когда сравнению подлежали разные возрастные группы через длительные промежутки времени, выявлены более высокие величины за счет наслоения эффекта акселерации физического развития и повышения в связи с этим ростовых показателей у современного молодого населения.

Вариабельность длины тела оказалась небольшой при достаточной однородности этого признака во всех возрастных группах, о чем свидетель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.