ЛИТЕРАТУРА
1. Каримов И.А. Узбекистан XXI аср бусагасида: хавфсизликка тахдид, баркарорлик шартлари ва тараккиёт кафолатлари / И.А. Каримов. - Тошкент: Узбекистон, 1997. -326 б.
2. Таълим-тарбия жараёнига замонавий педагогик ва ахборот-коммуникацион технологияларни жорий этиш: Муаммо ва ечимлар. Республика илмий-амалий конференция материаллари. 8-9 январ 2015. - Тошкент, 2015. I-II кисм.
Приходченко Екатерина Ильинична
доктор пед. наук, проф., академик Международной академии наук пед. образования, Заслуженный учитель Украины, профессор кафедры «Социология и политология»; ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»;
(г. Донецк, ДНР) Кузьмичева Анна Сергеевна, ассистент кафедры «Программная инженерия»; ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»;
(г. Донецк, ДНР) Мотузенко Надежда Ивановна учитель математики учитель высшей категории Донецкая профильная гимназия №122
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.147
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ACTIVITY APPROACH TO THE PROCESS OF LEARNING
В статье рассмотрен генезис деятельностного подхода в образовательном процессе, изложены его основные методологические положения. Выявлены составляющие овладения знаниями в ходе реализации деятельностного подхода в педагогической практике.
Ключевые слова: деятельностный подход, образовательный процесс, обучение, овладение знаниями
The genesis of activity approach development in the educational process is considered in the article. Also, the key methodological aspects of the approach are expounded. The constituents of the knowledge mastering in the course of the activity approach implementation in the pedagogical practice are revealed
Key words: activity approach, educational process, mastering the knowledge, learning
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит деятельность
Ф. Дистервег
В нынешних условиях стремительных модификаций в обществе на первый план выходит личность обучаемого, его способность к «самоопределению и самореализации», к независимому принятию собственных решений и приведению их в исполнение, к рефлексивному анализу своей деятельности. Технология деятельностного метода представляет собой инструмент, обеспечивающий возможность разрешения проблемы по смене устоявшегося общепринятого взгляда в образовании с формирующей модели на развивающую, таким образом создавая образовательное пространство, в котором деятельностные способности обучаемого будут развиваться гораздо эффективнее. Однако на сегодняшний день проблема перехода к абсолютно новому методу - от объяснения нового знания к организации «открытия» его обучаемым, а не просто освоению одной из технологий старого метода, остается актуальной. Это объясняется нежеланием некоторых педагогов изменять свои привычные способы работы. Ведь используя в педагогической практике деятельностный подход, преподаватель должен не просто выбрать и применить уже известный метод обучения, а самостоятельно разработать программу не только деятельности обучаемых, но и своей. Составляя такого рода программу, преподавателю необходимо выстроить очередность концентрирующих действий своих и обучаемого, таким образом, чтобы выполнялись поставленные цели формирования личности. Оформить программу реализации деятельностного подхода можно сжато, отобразив лишь структуру и ключевые элементы занятия, или детально с доскональными размышлениями педагога и предполагаемыми рассуждениями обучаемых.
Дж. Лоуренс Питер выделил четыре социальные функции деятельности человека: миропознание; властную; хозяйственную; трудовую. Также можно разделить людей на четыре группы, в соответствии с их естественными возможностями:
- люди знаний - «брахманы» - охватывают деятельность организма как составляющие части надсистемы;
- люди власти - «пилатрии» - присущи деятельности всего организма;
- люди бизнеса - «предприниматели» - охватывают два и более сегмента деятельности организма;
- люди квалифицированного труда - «специалисты» - действуют в узком сегменте деятельности, в рамках одной профессии.
Ученый А.Н. Леонтьев в своем труде «Деятельность. Сознание. Личность» акцентирует внимание читателя на том, что личность представляет собой особую реальность, которая возникает и формируется в процессе жизнедеятельности человека [6]. Деятельность, по убеждению А.Н. Леонтьева, прежде всего, является формой взаимодействия с миром. Виды деятельности - предметная, индивидуальная, преподавательская -предусматривают восхождение к новому знанию, рефлексию, интеллектуальную активность обучаемого, умение проектировать
дальнейший путь совершенства. Таким образом, он характеризует личность как взаимосвязь между различными ступенями деятельностей, а не психическими процессами. Согласно суждению исследователя, человек преобразуется в личность в процессе собственного жизнеописания. На основании этих умозаключений ученый вводит в отечественную науку феноменологическую категорию «жизненного мира». А другой ученый А.Г. Асмолов определяет деятельностный подход как психологию существования.
Предложение о внедрении в образование теории «учение через деятельность» внес американский исследователь Дж. Дьюи. Основные принципы его системы:
- учет интересов обучаемых;
- учение через обучение мысли и действию;
- познание и знание как следствие преодоления трудностей;
- свободная творческая работа и сотрудничество [5].
Основоположником же деятельностного подхода по праву считается
А. Дистерверг. Он утверждал, что «процессы обучения и воспитания человека протекают внутри его собственной деятельности» [4].
Проблеме деятельностного подхода в образовании большое внимание уделено в работах таких ученых как: Л.С. Выготский, А.В. Хуторской, М.Н. Скаткин, Л.Н. Хуторская, И.Я. Лернер, Е.В. Бондаревская, Д.Б. Эльконин, М.И. Махмутов, А.Н. Леонтьев и др.
Исследователь Л.С. Выготский, а также его последователи сумели доказать теорию формирования личности под воздействием процессов обучения и воспитания, обязательно включающих деятельностные формы и обладающих соответствующим содержанием. И отметили, что генерирование определенной мотивации потребности в учебной деятельности содействует укреплению стремления к обучению.
Ученый А.В. Хуторской считает, что ядром деятельностного подхода в образовании является такой: от деятельности обучаемого к внутренним личностным приращениям и от них - к освоению культурно-исторических достижений [7]. Он рассматривает деятельность как содержание образования и выделяет три источника деятельностного подхода в обучении:
1. Репродуктивный способ усвоения учебного материала;
2. Знания, добытые самостоятельно;
3. Знания, побудившие к созданию собственного продукта.
При этом на всех этапах получения знаний очень важным компонентом является рефлексивная образовательная деятельность, цель которой -вспомнить, обнаружить и осознать ключевые составляющие деятельности, ее содержание, виды, способы, проблемы, пути их решений, полученные результаты и т.д. Рефлексия может помочь студентам проанализировать результаты, скорректировать цели своей последующей деятельности, выбрать свой образовательный курс.
В деятельности, по убеждению А.В. Купавцева, развивается психика человека, формируются его способности и индивидуальные
профессиональные навыки, позволяющие ему избирать наилучшие стратегии жизненного пути, проявлять инициативу и ответственность. Деятельностный подход в образовании осуществляется в направлении реализации первостепенной задачи прогрессивной педагогики о необходимости преобразования обучаемого из объекта образовательного процесса в субъект. Добиться этого можно пользуясь на практике приемами целеполагания, которые можно классифицировать по преобладающему каналу восприятия (рис. 1).
Деятельностный подход в обучении содержит учебно-исследовательский, поисково-конструктивный и творческий виды деятельности. В данном случае содержание обучения рассматривается как деятельность, связанная с решением поставленной проблемы и деятельность коммуникации, влияющая на овладение социальной нормой. Иначе говоря, учебный процесс состоит из:
- взаимодействия деятельностей;
- решения коммуникативных (проблемных) задач.
Согласно теории Д.Б. Эльконина, при реализации деятельностного подхода в образовательном процессе, обязательным условием является постановка перед обучаемым такого рода задач, в которых он самостоятельно:
- формулирует проблему;
- находит ее решение; решает;
контролирует правильность найденного решения.
Рис.1. Классификация приемов целеполагания
Исследователь Г.А. Атанов в своих работах отмечает, что каждому педагогу, желающему реализовать на практике деятельностный подход, необходимо принять некоторые методологические положения, основанные прежде всего на принятии необходимости перехода от «знаниевого» подхода в обучении к психологическому:
- обучение - передача практического опыта предшестующих поколений и своего собственного;
- конечная цель обучения - формирование способа действий, которые смогут обеспечить реализацию будущей профессиональной деятельности;
- знания не самодостаточны, они представляют собой только средство реализации неких действий и обучения им;
- знать - значит с помощью знаний реализовывать определенную деятельность;
- обучение представляет собой совокупность деятельности обучающего и обучаемого;
- деятельность обучающего состоит в конструировании, организации и управлении учебной деятельностью [2].
Реализуя в обучении деятельностный подход, можно выделить составляющие овладения знаниями:
- восприятие информации;
- анализ информации (обнаружение специфических признаков, сопоставление, осмысление, преобразование знаний, модификация информации);
- запоминание (формирование образа);
- самооценка.
Ученый М.И. Махмутов подчеркивает, что такого рода подход к обучению формирует самостоятельную поисковую активность, а самообучение преобразуется в проблемно-развивающее. Именно в нем деятельностное начало сопоставляется с направленностью данной деятельности на личность, которая и должна сформироваться вследствие реализации ею этой деятельности.
Таким образом, реализуя в своей педагогической практике деятельностный подход к обучению, следует помнить о том, что для обучаемых главное место должны занимать не сами знания, а знание о том, где и каким образом их можно применить. Образовательный процесс должен быть организован с предельной степенью самостоятельности обучаемого, и содержать различные виды деятельности, влияющие на формирование личности, ее социальных норм и профессиональных качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении XXI века: деятельность как существование / А.Г. Асмолов // Мир психологии. - 2003. - № 2(34). - С. 155-158.
2. Атанов Г.А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынникова. - Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. - 504 с.
3. Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М. Вергасов. - К.: Высш. шк., 1985. - 176 с.
4. Дистерверг Ф.В.А. Избранные педагогические сочинения / Ф.В.А. Дистерверг. - М.: Учпедгиз, 1956. - 378 с.
5. Дьюи Дж. Школа будущего / Дж. Дьюи. - М.: Госиздат, 1926. - 208 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
7. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. / А.В. Хуторской. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
Сушинская Ирина Михайловна
кандидат филологических наук, доцент ГОУ ВПО Донецкий институт железнодорожного транспорта
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37(83)
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧИЛИ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
THE EDUCATION SYSTEM IN CHILE: PROBLEMS AND PROSPECTS
В статье рассматриваются наиболее динамичные проблемы современного чилийского образования на уровне начальной, средней и высшей школы. Анализируется процесс становления образовательной системы в Чили, структура и типология образовательных заведений, качество знаний, получаемых на различных уровнях, объективность их оценки. Уделяется внимание выработке и развитию новой эффективной методики построения образовательного процесса в современных экономических условиях и возможность применения чилийского опыта в практике развития и модификации отечественной системы высшего образования.
Ключевые слова: система образования Чили, начальное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, частные университеты, государственные университеты, бесплатное образование.
The article deals with the most dynamic problems of modern Chilean education at the level of primary, secondary and higher education. The process of the educational system formation in Chile, the structure and typology of educational institutions, the quality of knowledge obtained at various levels, and the objectivity of their evaluation are analyzed. Attention is paid to the development of a new effective methodology for building an educational process in modern economic conditions and the possibility of applying the Chilean experience in the practice of developing and modifying the national system of higher education.
Key words: Chile's education system, primary education, secondary vocational education, higher education, private universities, public universities, free education.