2. Атанов Г.А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынникова. - Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. - 504 с.
3. Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М. Вергасов. - К.: Высш. шк., 1985. - 176 с.
4. Дистерверг Ф.В.А. Избранные педагогические сочинения / Ф.В.А. Дистерверг. - М.: Учпедгиз, 1956. - 378 с.
5. Дьюи Дж. Школа будущего / Дж. Дьюи. - М.: Госиздат, 1926. - 208 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
7. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. / А.В. Хуторской. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
Сушинская Ирина Михайловна
кандидат филологических наук, доцент ГОУ ВПО Донецкий институт железнодорожного транспорта
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37(83)
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧИЛИ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
THE EDUCATION SYSTEM IN CHILE: PROBLEMS AND PROSPECTS
В статье рассматриваются наиболее динамичные проблемы современного чилийского образования на уровне начальной, средней и высшей школы. Анализируется процесс становления образовательной системы в Чили, структура и типология образовательных заведений, качество знаний, получаемых на различных уровнях, объективность их оценки. Уделяется внимание выработке и развитию новой эффективной методики построения образовательного процесса в современных экономических условиях и возможность применения чилийского опыта в практике развития и модификации отечественной системы высшего образования.
Ключевые слова: система образования Чили, начальное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, частные университеты, государственные университеты, бесплатное образование.
The article deals with the most dynamic problems of modern Chilean education at the level of primary, secondary and higher education. The process of the educational system formation in Chile, the structure and typology of educational institutions, the quality of knowledge obtained at various levels, and the objectivity of their evaluation are analyzed. Attention is paid to the development of a new effective methodology for building an educational process in modern economic conditions and the possibility of applying the Chilean experience in the practice of developing and modifying the national system of higher education.
Key words: Chile's education system, primary education, secondary vocational education, higher education, private universities, public universities, free education.
Современная Чили представляет собой одно из самых развитых государств Латинской Америки и по индексу человеческого развития занимает 44-е место в мире (из 187 стран), что соответствует характеристике «очень высокий уровень». По степени экономической свободы и конкурентоспособности Чили находится на первом месте в регионе и одном из первых мест в мире (7-е место из 184 стран). Профессионализм и ответственность национальной политической элиты и дипломатии, эффективная, динамичная модель экономики, сформированная в конце 1970-х годов, экономическая, а с 1990-х годов - и политическая открытость миру, прагматизм в достижении поставленных целей - все это создало Чили имидж успешного, состоявшегося государства, примера для многих других стран.
Образование в Чили всегда было динамичным процессом, но ограниченные финансовые ресурсы сдерживали его развитие. Руководство страны в разные периоды основное внимание уделяло внешним формальным преобразованиям. Проводимые реформы отражали господствующую идеологию и не всегда были эффективны.
Система народного образования в Чили считается лучшей во всей Латинской Америке, а грамотность составляет 95,4%.
Образование в Чили делится на дошкольное, базовое, последующее (secundario) и высшее. Деятельность детсадов, школ и профессиональных колледжей курирует Министерство Образования, а Высший Образовательный Совет - университетов. Наряду с государственными функционируют частные образовательные заведения.
Дошкольное образование не является обязательным, в учреждения принимаются дети до 6 лет, которые потом распределяются по группам в соответствии со своим возрастом. До 2-х лет дети находятся в яслях. Национальный Совет по Детским Садам подчиняется Министерству Образования, которое занимается контролем, планированием и развитием дошкольного образования.
С 1920 г. в Чили предусмотрено обязательное школьное образование -базовый уровень. Срок обучения на этом уровне увеличился с 4-х лет (в 1920 г.) до 8 лет (с 1965 г.). Срок обучения делится на 2 цикла по 4 периода в каждом. На этом уровне дети обучаются с 6-7 до 13-14 лет. Охват составляет 99,7% подростков от 6 до 14 лет.
Обучение на последующем уровне продолжается 4 года. Изучаются предметы гуманитарного, технического направления, а также искусство (с 2006). К этому уровню относятся и колледжи: сельскохозяйственные, торговые, технические, швейные и др. По окончании выдается стандартный диплом Техника среднего уровня (Técnico de Nivel Medio). С 2003 года правительство Рикардо Лагоса сделало этот уровень бесплатным и обязательным для всех чилийцев. Таким образом, в Чили на сегодняшний день обязательное бесплатное образование длится 12 лет, что является беспрецедентным показателем для Южной Америки. Через этот уровень проходят 87,7% юношей и девушек в возрасте от 15 до 18.
Высший уровень образования представлен заведениями 3 типов: 1) центры профподготовки (Centros de Formación Técnica), где за 2 года студенты получают квалификацию Техника высшего уровня (Técnico de Nivel Superior); 2) профинституты (Institutos Profesionales), где также можно получить квалификацию Техника высшего уровня, а также высшее образование по ряду специальностей, по которым не предусмотрена сдача академических нормативов; 3) университеты - дают образование по всем существующим в стране специальностям и квалификации Бакалавра, Магистра или Доктора. Университеты разделяются на «традиционные» и частные. Все традиционные университеты (25 учреждений) объединены в Совете Ректоров. Приём в них осуществляется по результатам PSU (Prueba de Selección Universitaria) - вступительных испытаний на национальном уровне. Так как далеко не все чилийцы могут полностью оплатить учебу в университетах, существует система различных стипендий, грантов и государственной помощи.
В Чили бесплатно только начальное образование, но и начальные школы делятся на бесплатные — муниципальные и на частные — платные. Начальные школы разделяются на муниципальные - государственные, бесплатные школы, муниципальные субсидированные - часть платят родители, часть государство, частные школы - обучение оплачивают родители. Дальнейшие уровни неизменно оплачиваются (начиная со старших классов школы) в государственных и в частных образовательных учреждениях.
Особенностью чилийской реальности, которая оказала огромное влияние на все сферы экономической и политической жизни, является идея «особой миссии военных» по защите внутренней безопасности страны, «спасению общества» и «конституционного порядка» в критические моменты национального развития. В начале XX века чилийские военные были активными участниками политической жизни и даже на короткий срок приходили к власти. Однако с 1932 года, несмотря на неоднократно возникавшие политические кризисы, в Чили на 40 лет утвердился стабильный демократический режим, в ходе развития которого был взят курс на постепенную деполитизацию и нейтрализацию вооруженных сил. Военный переворот 1973 года приостановил деятельность либеральной конституции 1925 года, по которой Чили жила почти 50 лет, и передал всю власть хунте. Вместе с падением правительства Народного единства и гибелью президента Альенде закончился длительный демократический период в истории страны и начался новый - период военно-авторитарного правления Пиночета.
В годы военного режима Аугусто Пиночета образовательная реформа привела к снижению качества обучения в бесплатных государственных школах. До сегодняшнего дня полноценное среднее образование в Чили можно получить только в частных учебных заведениях. В высшем образовании ситуация еще сложнее, и большинство студентов заканчивает университеты с огромным денежным долгом.
В период 1950-1990 годов национальная система образования становится все более сложной и активно реагирует на запросы меняющегося общества. Возникают новые типы образовательных учреждений, инвестируется строительство школ.
В дополнение к этому, в 1965 году была осуществлена структуризация образования на общее базовое - 8 лет (ранее - 6 лет) и среднее - 4 года (ранее - также 6 лет), техническое и гуманитарное (профессиональное). Эта структура актуальна до сегодняшнего дня.
Система образования охватывала до 49,9 % детей школьного возраста в 1981 году и 51,2 % в 1990 г. (26,2 % в 1950 г.). В период 1964-1974 гг. в связи с резко возросшим количеством учащихся последовательно осуществлялись ускоренные программы подготовки преподавателей, был увеличен учебный день.
В 1950 году в Чили было 6 университетов: 2 государственных и 4 частных, но с сильным государственным финансированием. В 60-е годы были созданы еще два частных университета, получившие большие государственные субсидии.
В 1980 году были приняты и утверждены новые программы основного общего образования, в 1981 году - среднего образования. Новые планы и программы очерчивали предпочтительные цели и задачи, оставляя широкое поле для методических изысканий в плане содержания.
В период военного правительства (1973-1990 гг.) выделялись достаточные средства для создания университетов, колледжей и частных школ. Военное правительство отвечало за реструктуризацию и создание образовательных программ. Это была педагогическая практика, основанная на принципах христианского национализма, пропагандирующая традиционное образование: дисциплину, авторитет учителя, высокий уровень знаний. В 1990 году в Чили уже функционировали 60 университетов, 82 профессиональных института и 156 технических учебных центров.
Впервые принципы новой чилийской модели образовательной системы были сформулированы в начале 1990-х гг., когда правительство П. Эйлвина, объявив политику в сфере образования общенациональной задачей, взяло за основу качество образования, общедоступность и децентрализацию управления. В 1990 г. был принят Общий закон «Об образовании», а в 1993 г. - Закон «О государственных субсидиях в образование». Тогда же была разработана и вступила в силу Программа качественного улучшения базового образования «МЕСЕ-Басика», имевшая два основных направления: 1) реализация мер, призванных улучшить условия обучения и повысить степень отдачи от вкладываемых средств и инвестиций; 2) разработка инновационных и экспериментальных проектов, способных обогатить и обновить процесс обучения.
Многие из проблем чилийской системы образования конца ХХ века являются результатом образовательной политики неолиберальной диктатуры со стороны военных, формализации роли государства в образовательном процессе. Частные школы и университеты, где семья должна была
оплачивать обучение, предоставляли значительно более высокий уровень подготовки, и более высокие баллы. Те семьи, которые не имели финансовой возможности оплачивать обучение (а это было подавляющее большинство чилийцев), могли определить своих детей только в государственные школы, с более низким качеством образования и сниженными требованиями. Именно эти факторы определяли доступность высшего образования только элитному меньшинству и, как следствие, возможность получить высокие баллы при аттестации, поступить в престижный университет, занять перспективную должность.
С возвращением периода демократии в 1990-е годы приоритеты образования переместились в сторону качества и равенства, началась масштабная образовательная реформа. Внедрение нового учебного плана, направленного на адаптацию полученных знаний в реальных экономических условиях, потребовало разработки новой системы оценивания знаний. Такой системой стала тестовая система SIMCE - Sistema de Medición de la Calidad de la Educación, принятая в 1988 году. SIMCE - технически сложная система оценивания, включающая тестирование по математике, испанскому языку, социальным и естественным наукам. В последние годы также было добавлено тестирование по английскому языку, физическому воспитанию, компьютерной грамотности. Тестируются все учащиеся 4-х, 8-х и 10-х классов. Результаты оценивания широко освещаются средствами массовой информации, используются для формирования образовательной политики, ее анализа и оценки.
Основной целью использования результатов тестирования является формирование оснований для принятия решений об образовательной политике. Программа SIMCE используется для отслеживания показателей качества и равенства в образовании по всей стране, создания и анализа коррекционных программ и выделения ресурсов школам с худшими показателями. Недостатки программы SIMCE на данном этапе - это отсутствие постоянного механизма отслеживания последствий тестирования, регулярных исследований того, как результаты тестов используются педагогами, родителями, политическими деятелями, и как в конечном итоге эти результаты влияют на последующее обучение.
Масштабная программа оценивания знаний учащихся была запущена в Чили еще в период диктатуры. Апробация программы оценивания проводилась в 1980 г. с целью дать информацию родителям о качестве образования в учебном заведении, укрепить подотчетность и ответственность школ. Процесс был рассчитан на то, что родители будут выбирать школу в соответствии с рейтингом, вне зависимости от того, является ли она частной или государственной. Программа оценки разрабатывалась в качестве информационного механизма для национальной ваучерной системы финансирования образования. В соответствии с такой политикой государство выплачивало субсидии государственным и частным школам в зависимости от количества посещающих школу учащихся. Задачей программы оценки являлось повышение эффективности, которая должна была достигаться за
счет конкуренции между школами, заставляя бороться за более высокие показатели, выбор родителей и государственное финансирование. Программа оценки также создавалась с целью отслеживания эффективности образовательной политики и обеспечения педагогической поддержки.
Государственная политика в области образования в 1990-е гг. (в сравнении с предыдущим 20-летним периодом) установила новые ориентиры, механизмы управления, иные подходы. Реформы образовательной системы, начатые в середине 90-х, базируются на предыдущих наработках, давая государству более широкие полномочия.
Основными принципами реформ являются качество образования и равенство предоставляемых возможностей. Реформы основаны на четырех основных принципах: 1) изменение практики преподавания и обучения с целью решения проблем качества и справедливости в сфере образования; 2) изменение цели, содержания и возможностей учебной программы базового образования; 3) изменение учебной программы подготовки учителей; 4) полный учебный день (Jornada Escolar Completa - JEC), т.е. увеличение продолжительности учебных занятий, которые проходят утром и во второй половине дня. Последнее имело наибольшее влияние на чилийское общество, которое должно было адаптироваться к новым графикам обучения.
Задачей данной реформы является реализация концепции равных образовательных возможностей в существующей образовательной структуре, в которой выделяется три типа образования: государственное бесплатное образование, частное образование при участии государственных дотаций и частное образования без государственных взносов.
Изменения в механизм распределения дотаций по ступеням обучения и типам учебных заведений внес Закон от 24.04.1994, который предусмотрел расширение финансовой помощи сельским школам и школам с неудовлетворительными результатами тестирования.
В 2000-е гг. понятие «реформа образования» трактуется не как серия мероприятий с целью приспособить систему обучения к требованиям поступательного экономического и социального развития, а представляет собой новую концепцию перестройки образовательной системы с учетом быстро меняющихся условий окружающей ее действительности, которая делает ее более открытой для общения с внешними, по отношению к ней, общественными сферами.
Конкретные задачи в сфере образования, стоящие перед страной на ближайшие десять лет, предусматривают необходимость: 1) обеспечить стабильное финансирование и повысить эффективность управления; 2) качественно улучшить обучение, особенно в государственных учебных заведениях; 3) укрепить положение преподавательских кадров и обеспечить доступ к образованию неимущим слоям населения; 4) модернизировать систему среднего специального образования.
В 2006 г. победу на президентских выборах одержала Мишель Бачелет, став пятой женщиной-главой государства в Латинской Америке. Сразу после избрания, Бачелет столкнулась с серьезными проблемами: более 3000
учащихся средних школ блокировали центр Сантьяго и потребовали бесплатных вступительных экзаменов в вузы. Кроме того, школьники выступили против введенных девятичасовых занятий, которые стали основой школьной реформы, проводимой непосредственно Бачелет.
После разгона демонстрантов Бачелет выступила перед депутатами парламента и, касаясь реформирования образовательной сферы, заявила, что государство будет стремиться к предоставлению бесплатного образования, но основное внимание нужно уделить материальной и социальной помощи малоимущим семьям. Размах молодежных выступлений вынудил главу государства предпринять срочные меры: кроме смены министров образования и внутренних дел, по инициативе М. Бачелет, был сформирован Совещательный президентский совет (Consejo Asesor Presidencial para la Calidad de la Educación), в котором среди 80 членов были представители школьников и студентов [1, c.147]. Студенческие протесты, как справедливо утверждает Л.В. Дьякова, «аккумулировали давно сформировавшиеся настроения глубокого разочарования и недовольства, связанные не только с системой образования, но и с социальным устройством общества, что усилило ожесточенность и радикализм молодежного движения» [2, c. 279280].
С помощью более высокого уровня образования, Бачелет намерена представить равные шансы молодежи и в будущем укрепить чилийскую экономику. Многие чилийцы не имеют доступа к хорошему образованию, потому что большинство детей из бедных семей закончили только плохо финансируемые государственные школы. Связанные с этим недостатки профессиональной подготовки, низкий уровень исследований и разработок являются самым серьезным препятствием для перехода Чили на более высокий уровень экономического развития.
Одной из основных целей реформы образования является прекращение рыночной логики, которая преобладала на всех уровнях системы образования в последние десятилетия.
В настоящее время в колледжах введено бесплатное образование. Для достижения этой цели необходимо было провести налоговую реформу, при которой налоги повышаются в определенных секторах экономики. Продвижение бесплатного высшего образования осуществлялось постепенно, начиная с предоставления его наиболее малоимущим студентами с постепенным переходом в направлении других социально-экономических групп.
Для того, чтобы получить доступ к ресурсам универсальных дотаций, различные университеты должны быть «аккредитованы» в Министерстве образования. Это достигается, когда комитет экспертов рассматривает все учебные планы и дает свое одобрение. В противном случае, университеты должны внести изменения, предложенные комиссией.
В последнее время большое внимание уделяется улучшению технической базы учебных заведений. В 2009 году (во время первого президентского срока Мишель Бачелет) была инициирована программа «Я
выбираю мой компьютер» - программа для учащихся 4-7 классов, которые принадлежат к наиболее малообеспеченным слоям населения. Ученики могут выбрать для личного пользования ноутбук из числа нескольких доступных моделей. Эта государственная программа направлена на повышение уровня образования и адаптацию ребенка к условиям обучения в старших классах. В 2009 году для этих целей было выделено 30000 ноутбуков, в 2016 году - до 60000. В настоящее время эта программа поддерживается для талантливых студентов в частных учебных заведениях с государственными взносами. Для учеников государственных школ, среди которых 58,6% сообщили, что не имеют персонального компьютера у себя дома и только 49,7% имеют доступ к Интернету, осуществляется программа помощи, по которой учащиеся получают не только ноутбук, но и флэш-накопитель, рюкзак для ноутбука, широкополосный доступ в Интернет в течение 1 года и смарт-браслет, который позволяет вести более активную и здоровую жизнь, а также программное обеспечение образовательных программ, установленных на ноутбуке.
Несмотря на заявления и реформы, избежать митингов и студенческих протестов не удалось и в период второго президентского срока Бачелет. В марте 2014 г. несколько десятков тысяч человек приняли участие в марше по улицам Сантьяго с требованием решительных действий от Бачелет. В 2016 г. массовые протесты школьников и студентов связаны с требованиями к правительству Бачелет ускорить реформу, что позволит получить бесплатное высшее образование для всех чилийцев. Студенческие протесты после вступления Бачелет в должность президента закончились беспорядками и столкновениями с полицией.
Парламентом Чили был утвержден закон о бесплатном высшем образовании в университетах, который должен был вступить в силу в 2016 году. Принятие этого закона стало важным шагом в рамках реформы образования, начатой правительством Мишель Бачелет. К этой системе также смогут присоединиться частные университеты при условии выполнения определённых требований: отсутствие коммерческих целей, прохождение аккредитации каждые четыре года и некоторых других.
Согласно закону с 2016 года обучение во всех государственных университетах Чили должно стать бесплатным и 178 тыс. самых бедных студентов университетов (70% учащейся молодежи) смогут получить качественное образование. В соответствии с заявлениями президента Бачелет, до 2020 года всё высшее образование в Чили станет бесплатным. Профессиональные и технические вузы будут введены в бесплатную систему высшего образования постепенно — в течение ближайших трех лет. Пока реформа не завершена, правительством выдано 140 тыс. стипендий в размере от $1 тыс. до $1,2 тыс. за 2016 год.
В свою очередь, оппозиционно настроенные депутаты чилийского парламента резко критикуют этот законопроект. И настаивают на том, чтобы школы и университеты сохраняли финансовую самостоятельность. До настоящего времени закон не вступил в силу.
Значительная часть университетских кругов и руководства системой обучения Чили готовы к необходимости радикальных изменений не только на словах, но и на деле, однако соответствующая организационная модель, способная эффективно содействовать подобной перестройке, до сих пор не выработана. Государственные университеты в Чили пока трудно приспосабливаются к новым требованиям: финансовая зависимость от государства заключает их в рамки, затрудняющие реорганизацию, а бюрократические структуры так сложны и громоздки, что делают практически невозможными даже конструктивные дискуссии о возможной перестройке в духе новых перемен. В частных вузах доминирует стремление к максимизации прибыли, которое превалирует над качеством обучения [3, c3].
Система высшего образования находится под сильным и неоднозначным влиянием двух сил: рынок труда, непрерывные изменения в рамках которого требуют почти постоянных корректировок в системе университетского образования и государство, прямое и косвенное влияние которого на вузовскую систему страны сохраняется, но имеет тенденцию к уменьшению. Большинство чилийских университетов предпочитают весьма упрощенные механизмы государственного регулирования их деятельности: они стремятся получать различного рода помощь в рамках государственных дотаций. Однако государство ставит перед ними задачу конкурировать как между собой (за право получать эту помощь), так и конкурировать на рынке знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ермольева Э.Г.Образование в Латинской Америке: адаптация к вызовам времени / Э.Г. Ермольева. - М.: ИЛА РАН, 2014. -188 с.
2.Дьякова Л. В. Чилийская демократия: преемственность и перемены / Л.В.Дьякова. -М.:ИЛА РАН, 2013. - 325 аЗ.Ривас Патрисио. Университетская система Чили: история формирования и проблемы современности : Автореф.... канд. ист. наук / Ривас Патрисио. - М.,1997. - 26 с.
Тараско София Сергеевна
старший преподаватель кафедры специального дефектологического образования ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 376
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THEORETICAL ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF
INCLUSIVE EDUCATION
В данной статье рассматриваются основные принципы международной политики инклюзивного образования. Раскрыты современное состояние и тенденции развития инклюзии в странах Скандинавского полуострова, странах Европы. Установлено, что основной базой для осуществления инклюзивного образования является система законодательных актов. На основе анализа обозначены перспективы развития данного направления в России.
Ключевые слова: инвалид, инклюзивное образование, обучение, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, страны скандинавского полуострова.
This article investigates the main principles of the international policy of inclusive education. The current state and development trends of inclusion in the countries of the Scandinavian Peninsula, European countries are revealed. It is emphasized that the main basis for the implementation of inclusive education is the system of legislative acts. On the basis of the analysis, the prospects for the development of this direction in Russia are outlined.
Key words: disabled person, inclusive education, training, limited health opportunities, special educational needs, the countries of the Scandinavian Peninsula.
В условиях современного общества преобладающим вектором развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Данный термин предполагает модель преподавания, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья посещают те же школы, что и их здоровые сверстники. Инклюзия позволяет сделать обучение общедоступным и одновременно принимающим во внимание индивидуальные возможности детей с ОВЗ. Помимо этого она предоставляет возможность использовать образовательные технологии, позволяющие реализовывать способности как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями [2].
Основные принципы политики инклюзивного образования были изложены еще в 1994 г. по итогам Всемирной конференции ЮНЕСКО в Саламанке, итоговым документом которой стала декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями».