Научная статья на тему 'Самообразовательная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности будущих учителей'

Самообразовательная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / GOAL-SETTING / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Е.Э.

В статье проведен анализ трудов отечественных педагогов и психологов по проблемам самообразовательной деятельности и самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе. С позиции деятельностного подхода выделены ключевые компоненты самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the works of domestic teachers and psychologists on problems of self-educational activity and independent work of students in pedagogical higher education institutions. The key components of self-study are highlighted from the standpoint of the activity approach.

Текст научной работы на тему «Самообразовательная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности будущих учителей»

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Е.Э. Сидорова

Аннотация. В статье проведен анализ трудов отечественных педагогов и психологов по проблемам самообразовательной деятельности и самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе. С позиции деятельностного подхода выделены ключевые компоненты самостоятельной работы.

Ключевые слова: самообразование, профессиональная компетентность, мотивация, целеполагание, самостоятельность.

Summary. The article analyzes the works of domestic teachers and psychologists on problems of self-educational activity and independent work of students in pedagogical higher education institutions. The key components of self-study are highlighted from the standpoint of the activity approach.

Keywords: self-education, professional competence, motivation, goal-setting, independence.

Зффективность модернизации высшего образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного, конкурентоспособного специалиста. Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонского процесса подготовки высококомпетентного специалиста, способного к непрерывному самосовершенствованию и саморазвитию, обладающего теми профессиональными компетенциями, которые могли бы позволить активно включиться в самостоятельную дея-

тельность в вузе и способного активно использовать свои умения в по-слеобразовательной деятельности.

Профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом структуру профессиональной компетентности составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность [1].

Самообразование и саморазвитие становятся приоритетными направлениями в обучении и развитии студентов. В связи с этим резко возрастает значение самостоятельной работы студентов.

39

4 / 2012

Преподаватель ^

40

Проблема самостоятельной работы всегда была одной из тех, что привлекала внимание педагогов и методистов. Многочисленные исследования направлены на определение понятия «самостоятельная работа», ее роли в повышении эффективности обучения, в развитии и формировании интеллекта обучающегося. В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.

Современное осмысление проблемы самостоятельной работы студентов осуществляется с различных позиций, что требует упорядочения ее понятийного аппарата, поскольку это является необходимым условием существования и развития любой науки. Проведенный анализ литературы показал, что в настоящее время существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Раскрывая смысл самостоятельной работы, одни авторы относят ее к методам обучения (Ю.К. Ба-банский, Л.В. Жарова, И.Я. Лернер, А.В. Усова и др.); другие рассматривают ее как вид учебной деятельности (И.А. Зимняя, О.А. Нильсон, Л.Д. Ни-кандров); третьи как форму организации учебных занятий (Б.П. Есипов, И.И. Ильясов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); четвертые как средство обучения (А.Н. Леонтьев, П.И. Пидка-систый, Т.И. Шамова); как основа самообразования (А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков) и т.д.

Известный дидакт Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, выполняемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленных в задании целей, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий» [2, с. 15]. Автор также отмечает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность обучающихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями. Б.П. Есипов особо акцентирует внимание на том, что степень самостоятельности студентов при выполнении различных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем усложняется, приближаясь к своим высшим проявлениям.

Самостоятельная работа студентов - это многомерное явление, которое можно описать также с позиций нескольких функций: образовательной, развивающей, воспитательной. Образовательная функция способствует систематизации и закреплению знаний. Развивающая функция служит цели развития внимания, памяти, мышления, речи. Воспитательная функция формирует устойчивые мотивы к учебной деятельности, развивает волевой компонент, способствует развитию самоорганизации, самоконтроля, самооценки и целого ряда нравственных качеств.

Преподаватель

4 / 2012

В истории педагогики имели место две концепции самостоятельности в обучении. Представители первой концепции (Ф. Гербарт, Д. Локк) рассматривали обучающегося в качестве пассивного объекта педагогического воздействия, в которого надо было вложить определенную сумму знаний, умений и навыков. При таком подходе вопрос о самостоятельности в обучении не мог быть поставлен на научную основу. Во второй концепции (Д. Дьюи, Ж.Ж. Руссо) исходным положением было представление о развитии как о саморазвитии и развертывании заложенных природой качеств личности. Центральная идея сторонников этой концепции заключалась в том, чтобы не мешать спонтанному проявлению самостоятельности. Обе концепции имели существенный недостаток: в них отсутствовало целенаправленное формирование самостоятельности у обучаемых в процессе обучения.

В других отечественных концепциях самостоятельность личности соотносится с уровнем развития самостоятельности мышления, который характеризуется способностью принимать обдуманные и взвешенные решения, возможностью прогнозировать будущее, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах. При построении стратегии обучения с целью развития самостоятельности мышления следует учитывать, что мышление представляет собой активный процесс переработки получаемой информации и что мыслительные процессы формируются в определенной последовательности.

Некоторые исследователи рассматривают активность и самостоятель-

ность обучающихся в динамике - от подражательной деятельности к творческой, стремясь на этой основе показать внутреннюю (процессуальную) сторону самостоятельных работ. Однако здесь невольно происходит отождествление понятий самостоятельной деятельности и самостоятельной работы. В действительности же самостоятельная работа является только средством организации самостоятельной деятельности.

По мнению С.А. Гашенко, самостоятельность как качество личности развивается и формируется тогда, когда человек вступает в новые отношения с окружающим миром, отстаивая свою индивидуальность. Автор считает, что самостоятельность невозможно рассматривать вне процесса творческой деятельности и творческого саморазвития личности. Для практической реализации идеи творческого саморазвития личности необходимо определить и выделить ведущий принцип, реализация которого осуществляется через ряд принципов самопознания, творческого самоопределения [3, с. 54].

По мнению П.П. Пидкасистого [4], основным признаком самостоятельной работы является наличие в каждом виде самостоятельного учебного труда студентов так называемой «генетической клеточки», то есть конкретной познавательной задачи, предусматривающей последовательное увеличение количества знаний и их качественное усложнение, овладение рациональными методиками и приемами умственного труда, умением систематически, ритмично работать, соблюдать режим занятий, открывать для себя новые способы учебной деятельности.

41

4 / 2012

Преподаватель

ЕК

Таким образом, для самого студента самостоятельная учебная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение им целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.

Такой подход к рассмотрению сущности самостоятельной работы позволяет подходить к ней с позиции самостоятельной деятельности обучающегося, которая включает в себя вновь формирующиеся операции или осуществление сформированных ранее операций применительно к новому материалу.

Таким образом, эффективность самостоятельной работы студентов

42

связана с критериями, влияющими на формирование профессиональных компетенций студентов: проблемати-зация содержания самостоятельных работ, рефлексия, самостоятельность, научный и профессиональный интерес, познавательная самостоятельность и самооценка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.

2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М.: Учпедгиз, 1961. -239 с.

3. Гашенко А. С. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 6.

4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

5. Лобанов Ю.И., Ильченко О.А. Самообразование в открытой сетевой информационной среде // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 99-103. ■

Преподаватель ^

4 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.