САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Е.Э. Сидорова
Аннотация. В статье проведен анализ трудов отечественных педагогов и психологов по проблемам самообразовательной деятельности и самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе. С позиции деятельностного подхода выделены ключевые компоненты самостоятельной работы.
Ключевые слова: самообразование, профессиональная компетентность, мотивация, целеполагание, самостоятельность.
Summary. The article analyzes the works of domestic teachers and psychologists on problems of self-educational activity and independent work of students in pedagogical higher education institutions. The key components of self-study are highlighted from the standpoint of the activity approach.
Keywords: self-education, professional competence, motivation, goal-setting, independence.
Зффективность модернизации высшего образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного, конкурентоспособного специалиста. Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонского процесса подготовки высококомпетентного специалиста, способного к непрерывному самосовершенствованию и саморазвитию, обладающего теми профессиональными компетенциями, которые могли бы позволить активно включиться в самостоятельную дея-
тельность в вузе и способного активно использовать свои умения в по-слеобразовательной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом структуру профессиональной компетентности составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность [1].
Самообразование и саморазвитие становятся приоритетными направлениями в обучении и развитии студентов. В связи с этим резко возрастает значение самостоятельной работы студентов.
39
4 / 2012
Преподаватель ^
40
Проблема самостоятельной работы всегда была одной из тех, что привлекала внимание педагогов и методистов. Многочисленные исследования направлены на определение понятия «самостоятельная работа», ее роли в повышении эффективности обучения, в развитии и формировании интеллекта обучающегося. В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.
Современное осмысление проблемы самостоятельной работы студентов осуществляется с различных позиций, что требует упорядочения ее понятийного аппарата, поскольку это является необходимым условием существования и развития любой науки. Проведенный анализ литературы показал, что в настоящее время существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Раскрывая смысл самостоятельной работы, одни авторы относят ее к методам обучения (Ю.К. Ба-банский, Л.В. Жарова, И.Я. Лернер, А.В. Усова и др.); другие рассматривают ее как вид учебной деятельности (И.А. Зимняя, О.А. Нильсон, Л.Д. Ни-кандров); третьи как форму организации учебных занятий (Б.П. Есипов, И.И. Ильясов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); четвертые как средство обучения (А.Н. Леонтьев, П.И. Пидка-систый, Т.И. Шамова); как основа самообразования (А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков) и т.д.
Известный дидакт Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, выполняемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленных в задании целей, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий» [2, с. 15]. Автор также отмечает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность обучающихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями. Б.П. Есипов особо акцентирует внимание на том, что степень самостоятельности студентов при выполнении различных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем усложняется, приближаясь к своим высшим проявлениям.
Самостоятельная работа студентов - это многомерное явление, которое можно описать также с позиций нескольких функций: образовательной, развивающей, воспитательной. Образовательная функция способствует систематизации и закреплению знаний. Развивающая функция служит цели развития внимания, памяти, мышления, речи. Воспитательная функция формирует устойчивые мотивы к учебной деятельности, развивает волевой компонент, способствует развитию самоорганизации, самоконтроля, самооценки и целого ряда нравственных качеств.
Преподаватель
4 / 2012
В истории педагогики имели место две концепции самостоятельности в обучении. Представители первой концепции (Ф. Гербарт, Д. Локк) рассматривали обучающегося в качестве пассивного объекта педагогического воздействия, в которого надо было вложить определенную сумму знаний, умений и навыков. При таком подходе вопрос о самостоятельности в обучении не мог быть поставлен на научную основу. Во второй концепции (Д. Дьюи, Ж.Ж. Руссо) исходным положением было представление о развитии как о саморазвитии и развертывании заложенных природой качеств личности. Центральная идея сторонников этой концепции заключалась в том, чтобы не мешать спонтанному проявлению самостоятельности. Обе концепции имели существенный недостаток: в них отсутствовало целенаправленное формирование самостоятельности у обучаемых в процессе обучения.
В других отечественных концепциях самостоятельность личности соотносится с уровнем развития самостоятельности мышления, который характеризуется способностью принимать обдуманные и взвешенные решения, возможностью прогнозировать будущее, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах. При построении стратегии обучения с целью развития самостоятельности мышления следует учитывать, что мышление представляет собой активный процесс переработки получаемой информации и что мыслительные процессы формируются в определенной последовательности.
Некоторые исследователи рассматривают активность и самостоятель-
ность обучающихся в динамике - от подражательной деятельности к творческой, стремясь на этой основе показать внутреннюю (процессуальную) сторону самостоятельных работ. Однако здесь невольно происходит отождествление понятий самостоятельной деятельности и самостоятельной работы. В действительности же самостоятельная работа является только средством организации самостоятельной деятельности.
По мнению С.А. Гашенко, самостоятельность как качество личности развивается и формируется тогда, когда человек вступает в новые отношения с окружающим миром, отстаивая свою индивидуальность. Автор считает, что самостоятельность невозможно рассматривать вне процесса творческой деятельности и творческого саморазвития личности. Для практической реализации идеи творческого саморазвития личности необходимо определить и выделить ведущий принцип, реализация которого осуществляется через ряд принципов самопознания, творческого самоопределения [3, с. 54].
По мнению П.П. Пидкасистого [4], основным признаком самостоятельной работы является наличие в каждом виде самостоятельного учебного труда студентов так называемой «генетической клеточки», то есть конкретной познавательной задачи, предусматривающей последовательное увеличение количества знаний и их качественное усложнение, овладение рациональными методиками и приемами умственного труда, умением систематически, ритмично работать, соблюдать режим занятий, открывать для себя новые способы учебной деятельности.
41
4 / 2012
Преподаватель
ЕК
Таким образом, для самого студента самостоятельная учебная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение им целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.
Такой подход к рассмотрению сущности самостоятельной работы позволяет подходить к ней с позиции самостоятельной деятельности обучающегося, которая включает в себя вновь формирующиеся операции или осуществление сформированных ранее операций применительно к новому материалу.
Таким образом, эффективность самостоятельной работы студентов
42
связана с критериями, влияющими на формирование профессиональных компетенций студентов: проблемати-зация содержания самостоятельных работ, рефлексия, самостоятельность, научный и профессиональный интерес, познавательная самостоятельность и самооценка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М.: Учпедгиз, 1961. -239 с.
3. Гашенко А. С. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 6.
4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
5. Лобанов Ю.И., Ильченко О.А. Самообразование в открытой сетевой информационной среде // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 99-103. ■
Преподаватель ^
4 / 2012