Научная статья на тему 'Проблема самообразования школьников в отечественной педагогической теории (1960-2007)'

Проблема самообразования школьников в отечественной педагогической теории (1960-2007) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юденко Татьяна Анатольевна

Статья посвящена исследованию проблемы самообразования школьников общеобразовательной школы в 1960-2007 гг. и представляет собой вклад в педагогическую теорию в связи с актуальностью данной проблематики и ее возрастающей значимости в условиях модернизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юденко Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the research of the problem of the self-education of the pupils of the comprehensive school in 1960-2007 and contributes to the pedagogic science in connection with the relevance of this problem and its increasing significance in condition of the modernization of the Russian education.

Текст научной работы на тему «Проблема самообразования школьников в отечественной педагогической теории (1960-2007)»

ПРОБЛЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (1960-2007)

Т.А. Юденко

THE PROBLEM OF PUPILS' SELF-EDUCATION IN THE RUSSIAN PEDAGOGIC THEORY (1960-2007)

Udenko T.A.

The article is devoted to the research of the problem of the self-education of the pupils of the comprehensive school in 1960-2007 and contributes to the pedagogic science in connection with the relevance of this problem and its increasing significance in condition of the modernization of the Russian education.

Статья посвящена исследованию проблемы самообразования школьников общеобразовательной школы/ в 1960-2007 гг. и представляет собой вклад в педагогическую теорию в связи с актуальностью данной проблематики и ее возрастающей значимости в условиях модернизации российского образования.

УДК 37.041:371.2

В условиях формирования современного российского образования приоритетными проблемами педагогической науки, по мнению В.П. Борисенкова (1), остаются вопросы о формируемом у учащегося знании, его приращении и обновлении. Образование нацелено на формирование у учащегося ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям. К числу таких компетенций относятся: использование информационных ресурсов, социальное взаимодействие, коммуникация, самообразование.

Самообразование как педагогическое явление находится в постоянном развитии, обусловленном той или иной образовательной ситуацией. Каждая ситуация характеризуется доминантой определенных подходов, парадигм, смена которых объективно требует внесения соответствующих изменений в теорию и практику самообразования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предполагает сохранение того положительного, что имеется в исторически сложившейся педагогической системе, и приведение этой системы в соответствие с запросами современного общества.

Элементы прогрессивного опыта теории самообразования школьников в 19602007 гг. выделены в данной статье. При этом были учтены историко-политические вехи советско-российского государства (19601984 гг. - либерализация и последующий «застой», 1985-1986 гг. - кризис советской

Юденко Т.А.

«Проблема самообразования школьников в отечественной педагогической теории...»

государственности, 1987-1999 гг. - реформирование, 2000-2007 гг. - модернизация), обусловившие образовательную политику и, как следствие, развитие проблемы самообразования.

Возрождение непрерывного образования в 1960 гг. явилось важным стимулом развития самообразования школьников в СССР. Как важнейшая государственная задача рассматривалась проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению знаниями, указывалось на важность воспитания самостоятельного мышления.

В исследованиях 1970-х - начала 1980-х гг. развитие познавательной активности и самостоятельности, обучение учащихся умениям и приемам самостоятельной познавательной деятельности выделялись как условия, способствующие подготовке школьников к самообразованию. В этот же период рассматривались исторические и социальные аспекты самообразования, психологическая и практическая подготовка к нему школьников, его организация. Идея широкого использования самообразования получила выражение в статье Конституции СССР.

Форсированное развитие в 1990-ые гг. информационных технологий, активное внедрение новых образовательных моделей стимулировало исследование различных аспектов самообразования. Уточнялась суть дефиниций «самообразование», «самообразование школьника», выяснялись мотивация и стимулирование самообразования, разрабатывалась шкала уровней усвоения опыта личностью; самообразование рассматривалось как составная часть самовоспитания, самосовершенствования, самореализации и саморазвития личности. В последние годы ХХ века выделилась проблема создания образовательной среды, обеспечивающей самообразование.

В начале 2000-х гг. к самообразованию предъявляются новые требования как в целевом, так и в методологическом плане. В Концепции модернизации образования до 2010 г. предусматривается формирование всесторонне развитой личности, адаптированной в обществе и способной к непрерыв-

ному самообразованию. Ребенок переводится в субъектную позицию по отношению к себе как объекту развития. Критериями успешности в приоритетном компетентност-ном подходе выступают не привычные ЗУ-Ны, а познавательная активность, овладение действиями по приобретению знаний, самостоятельное решение проблемных ситуаций. Успешность обучения обусловливается созданием необходимых предпосылок, обеспечивающих возможность личностного самосовершенствования.

Произведенный в нашей работе анализ самообразования школьников в трудах отечественных педагогов (В. А. Сухомлинский,

A.К. Громцева, Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, В.А. Сла-стенин, Г.К. Селевко), внесших весомый вклад в разработку этой проблемы в 19602007 гг., позволил установить следующее.

В.А. Сухомлинский считал самообразование частью педагогического процесса, рассматривая вопросы организации труда школьников, обучение их выполнению домашних заданий; считая одним из главных элементов образования сформированность самообразовательных навыков: читать учебник и дополнительную литературу, делать разнообразные записи по учебнику, реферировать, контролировать себя. Источник формирования потребности в самообразовании автор видел в стремлении школьников приобретать знания, возникающие на основе интересов, увлечений. Базой для их реализации, по мнению педагога, могла бы выступать клубная деятельность. Творческая самореализация ученика связывалась

B.А. Сухомлинским с дальнейшей успешной жизнью.

По мнению А.К. Громцевой, Б.Ф. Райского, М.Н. Скаткина, необходимым условием эффективности самообразования является подготовка учащихся к этой деятельности, мотивация, связанная с познавательным интересом. Выдвигая на первый план познавательную самостоятельность, исследователи отмечали возможность ее роста по мере удовлетворения познавательных потребностей и интересов. Выделяя этапы движения учащихся по пути самооб-

разования, авторы также рассматривали мешающие этому процессу причины (перегрузка, традиционность и др.) и предлагали комплексный подход их ликвидации, связанный с «побуждением» мотивации к учению. Процесс самообразования может идти параллельно с обучением, в этом случае учитель прослеживает успешность отдельных его уровней, предложенных исследователями. Отмечается необходимость определенной психологической подготовки учащихся, связанная с формированием первичных самообразовательных навыков.

В исследованиях Б.П. Есипова и П.И. Пидкасистого признается важность самостоятельной работы как средства обучения, анализируются типы заданий, прослеживаются и психологически обусловливаются основные моменты самостоятельной деятельности, базы для творческой реализации школьников. Б.П. Есипов ввел понятие активности умственного труда, объединяя в нем сознательность, волю и целеустремленность, считая активность основой самообразования. П.И. Пидкасистый обратил внимание на взаимосвязь образовательных и воспитательных задач, связывая их эффективность с правильной организацией работы, ее посильностью, сознательностью и уровнем подготовки учащихся.

По мнению В.А. Сластенина, наряду с мотивационно ценностным компонентом, обязательно присутствие системы отношен-ческих качеств, механизмов самоорганизации и самоуправления. В систему самообразования В.А. Сластенина входят различные виды деятельности, предусматривающие постепенный переход от формирования первичных навыков самопознания к практической реализации индивидуальных программ. Личность представляется самоорганизующимся субъектом, способным к созиданию новых идей.

Технология саморазвития личности, предложенная Г.К. Селевко, основывается на деятельности ребенка, организующейся как удовлетворение познавательных и других потребностей. Потребность порождает мотив, мотив ведет к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе

чего происходит усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие. Познавательная мотивация основывается на познавательной потребности. В своем развитии потребность проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, направленный интерес, склонности, творческий поиск, стремление к истине, осознанное самообразование. Методы предметного обучения перестраиваются. За период обучения в школе ребенок может попробовать различные способы работы (общешкольные технологии), которые в совокупности образуют постепенно усложняющуюся и развивающуюся систему вовлечения учащихся в процесс самообразования.

Выполненный нами анализ проблемы самообразования школьников (1960-2007) способствовал формированию целостного представления о состоянии этой проблемы в педагогической теории. В настоящем виде разработанность проблемы сводится к следующему. Теоретически осмыслена феноменология самообразования. В современных условиях его можно рассматривать как субъективное преломление и отражение образовательного процесса. Умения в самообразовательной деятельности, которыми должен овладеть ученик, сводятся к наблюдению, умозаключению, анализированию, рассуждению, оцениванию, грамотному оформлению речевого высказывания, работе с книгой, конспектированию, реферированию, аннотированию и др.

Необходимым условием эффективности самообразовательной деятельности является подготовка учащихся к самообразованию. Она предполагает: включение школьника в разнообразные виды деятельности: творческие семинары, выступления с докладами, рефератами и сообщениями, изучение статей, обсуждение телепередач, дискуссии и т.д.; вооружение учащихся организационными умениями, включение самообразования в учебный процесс, обучение учащихся приемам творческой деятельности: переносу знаний и умений в новую ситуацию, видению проблемы, комбинированию усвоенных способов деятельности и др.

Юденко Т.А.

«Проблема самообразования школьников в отечественной педагогической теории.»

Этапы движения учащихся по пути самообразования сводятся к первичной обработке учебного материала, выбору способа деятельности (из известных), осуществлению отдельных самообразовательных действий, поисковой (творческой) деятельности.

Готовность учащихся к самообразованию определяется определенным объемом общеобразовательных знаний, субъектной позицией учащегося, действенными мотивами, навыками самостоятельного овладения знаниями и умениями умственной деятельности, самоорганизацией познавательной деятельности.

Выделяются прямые и косвенные приемы педагогического стимулирования учащихся к самообразованию. К прямым приемам относятся: возбуждение интереса, разъяснение необходимости образования, побуждение к обобщению, осуществление межпредметных связей, повышение познавательной активности и самостоятельности, внесение проблемности в учебно-познавательный процесс, дифференцированный подход, поощрение самостоятельного поиска. Косвенные приемы предполагают оперативную помощь отстающим, профориентацию, предметные кружки и факультативы, наглядность, внеклассные мероприятия, клубную деятельность.

Прослежены и психологически обусловлены основные моменты самостоятельной деятельности, являющиеся базой для творческой реализации каждого ученика. Выделены два типа самостоятельной деятельности: 1) собственно деятельность, 2) формы организации урока. Разработана и научно обоснована система самостоятельных заданий для учащихся средней школы в соответствии с целевой направленностью работы. Рассмотрены различные виды деятельности, предусматривающие постепенный переход от формирования первичных навыков самопознания к практической реализации индивидуальных программ. В общем виде программа действий для выработки самообразования школьников предполагает: развитие устойчивого интереса к учению в начальном звене и формирование

умения учиться, привитие культуры умственного труда в среднем звене, стимулирование потребности в самообразовании - в старшем.

В основе решения проблемы самообразования школьников сегодня - преемственность прогрессивных идей отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского,

A.К. Громцевой, Б.Ф. Райского, М.Н. Скат-кина, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого,

B.А. Сластенина, Г.К. Селевко и др.

Практическая реализация результатов исследования, отраженного в статье, предусматривает разработку научно-методической литературы, учебных пособий, индивидуальных программ, обеспечивающих эффективность самообразовательной работы в общеобразовательной школе. Целесообразна разработка лекций по самообразованию школьников для курсов повышения квалификации учителей.

Следует придать самообразовательной работе в школе массовый характер, что могло бы обеспечиваться проведением «реферативных» (В.А. Сухомлинский) уроков, изменением формы итоговой аттестации выпускников, поощрением учащихся, занимающихся самообразованием, созданием общественных фондов поддержки занятий самообразованием.

Данная статья не претендует на полный охват всех вопросов, связанных с проблемой самообразования школьников и открывает перспективу для дальнейших педагогических изысканий. Актуальны исследования, касающиеся построения домашней самостоятельной работы учащихся с использованием парка домашних компьютеров, разработки эффективных способов измерения процесса самообразования школьников, выработки общих механизмов самообразовательной деятельности в общеобразовательной школе и вузе и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М., 1961. - 240 с.

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

4. Райский Б.Ф. Вооружения учащихся умениями самообразовательной деятельности. - Волгоград: ВГПИ, 1973. - 190 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

6. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.

7. Сластенин. - М.: Издательский Дом МАГИСТР ПРЕСС, 2000. - 488 с.

8. Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики / Сост. Г.Д. Глейзер. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. -224 с.

Об авторе

Юденко Татьяна Анатольевна, заместитель директора по учебно-развивающему процессу Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия № 2 г. Минеральные Воды, соискатель кафедры педагогики ПГЛУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.