УДК 374
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© 2009 Е.А.Борисова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 02.03.2009
В статье представлено соотношение между самообразованием и самообразовательной деятельностью, обосновывается структура готовности учащегося к самообразованию, раскрывается содержание её структурных компонентов.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, готовность учащихся к самообразованию.
Среди многих проблем, представляющих теоретический и практический интерес, педагогика изучает проблему формирования готовности учащихся к самообразованию. Постановка и возможное решение этой проблемы удовлетворяет не только теоретический интерес педагогической науки, но и запросы педагогической практики. Исследование проблемы формирования готовности учащихся к самообразованию среди многих задач предполагает выявление соотношения между самообразованием и самообразовательной деятельностью.
В нашей статье понятия «самообразование» и «самообразовательная деятельность» рассматриваются как синонимичные. Сделаем необходимые в этой связи пояснения. Г.В.Суходольский в своём исследовании проводит семантический анализ понятия «деятельность» и выявляет полисемию этого понятия.
В результате осмысления идей К.Маркса, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Б.Г.Ананьева о деятельности Г.В.Суходольский пришёл к заключению, что понятие деятельности, имея физиологический, социологический, психологический смысл, формировалось в философии, физиологии, социологии и психологии и в результате перекрестных заимствований приобрело четыре основных значения: труд, работа, активность и поведение. Несмотря на длительную историю изучения деятельности в философских системах прошлого и на основополагающий вклад в это марксизма, как подчёркивает Г.В.Суходоль-ский, отечественная философия не включает деятельность в число философских понятий (в Философской энциклопедии понятие о деятельности отсутствует)1. Это приводит к тому, что, «осмысливая человеческую деятель-
° Борисова Елена Анатольевна, учитель иностранных (французского и немецкого) языков, соискатель кафедры педагогики. E-mail: [email protected] 1 Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та.1988. - С. 9.
ность как философскую категорию, её интерпретируют лишь как активность»2.
Итак, понятие «деятельность» полисемично, и его значения активность, труд, работа и поведение, имеющие различное научное происхождение, используются в философии, психофизиологии, психологии и, добавим, в педагогике.
Осмыслим понятия «самообразование» и «самообразовательная деятельность». «Самообразование» как понятие педагогики развивалось на основе понятия «самостоятельная работа». Необходимо указать, что в теории самообразовательной деятельности существует несколько понятий, которые часто используются как синонимы, что приводит к затруднениям при раскрытии их содержания. В частности, в педагогической и психологической литературе для обозначения близких по смыслу явлений используются такие понятия как «самостоятельная работа», «самостоятельная деятельность», «самообразовательная деятельность», «самообразование». Чтобы в дальнейшем избежать сложностей, связанных с понятийным аппаратом нашей работы, сопоставим эти термины.
В процессе самостоятельной работы учащиеся «сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, ... выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических ... действий»3. И.А.Зимняя в определенном смысле объединяет данные понятия: «Самостоятельная работа может быть определена как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность»4. Несмотря на некоторое различие между данными понятиями,
2 Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат. 1974. 328с. С. 4, 39.
3 Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - С. 15.
4 Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам
в школе. - М.:Просвещение,1991. - С.115.
они составляют единое целое и, на наш взгляд, в определенных случаях могут взаимозаменять друг друга.
Основываясь на этом, можно сказать, что понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» не имеют больших различий, так как самостоятельная работа по своей сути и по форме представляет собой деятельность.
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что понятие «самостоятельная деятельность» используется, как правило, психологами, а понятие «самостоятельная работа» педагогами.
И.Б.Соколова рассматривает понятие «самообразование» в двух аспектах: в широком смысле как социально-педагогическую категорию, определяющую уровень интеллектуального развития, и в узком смысле как систему обновления и углубления ранее полученных знаний5. В целом самообразование можно трактовать, с одной стороны, как разновидность самостоятельной деятельности, связанную с повышением уровня образованности, получением новых знаний, совершенствованием практических профессиональных умений и т.д. С другой стороны, И.Б.Соколова замечает, что понятие «самообразование» шире понятия «самостоятельная работа». Под последней исследователь понимает обязательную деятельность, стимулируемую преподавателем и отмечает, что самообразование в широком смысле всецело опирается на творчество, личную ини-циативу6.
Тем не менее, так как самообразование осуществляется в ходе самостоятельной работы учащихся, мы можем отметить, что самообразование можно считать целью и результатом деятельности, а самостоятельную работу - средством достижения данного результата.
Проанализировав представленные выше точки зрения, мы можем сделать вывод, что различия между терминами учёных относительно понимания ими самостоятельной работы, самостоятельной деятельности, самообразовательной деятельности, самообразования хоть и имеются, однако, их нельзя назвать существенными. Самостоятельная работа есть по своей сути деятельность, и, если мы говорим о самостоятельной работе, направленной на получение и систематизацию знаний, формирование навыков и развитие умений, то мы имеем в виду самообразовательную деятельность или самообразование, которое осуществляется в процессе этой деятельности.
На сегодняшний день формирование готовно-
5 Соколова И.Б. Организационно-педагогические условия самообразования будущих учителей. Дис. канд. пед. наук. - Армавир: 2000.
6 Там же. - С. 47.
сти учащихся к самообразованию является насущной педагогической проблемой в свете тех изменений, которые происходят в обществе. Несмотря на то, что в научной литературе накоплен большой теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности, содержания и методов формирования готовности личности к самообразованию, мы вновь обращаемся к проблеме формирования готовности учащихся к самообразованию. Это обусловлено тем, что социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, возрастание роли знаний, распространение информационно-коммуникационных технологий, становление глобального рынка труда диктуют новые требования к выпускникам школ, что не может не сказаться на содержательных и процессуальных аспектах общеобразовательной подготовки.
Проанализировав научную литературу последних лет, мы можем сказать, что учёные исследовали готовность индивида к различным видам деятельности. Анализ научной литературы показывает, что учёные выделяют различные виды готовности человека к деятельности в зависимости от предмета исследования.
Ряд авторов выделяет нравственно-психологическую готовность'; психологическую и
8 9
практическую готовность8; психологическую9; интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую готовность10; моральную готовность11; профессиональную готовность12; специальную и
7 Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Знание, 1969. -С. 63.
8 Редковец И.А. Диагностика уровня развития у учащихся психологической готовности к самообразованию // Формирование у учащихся готовности к самообразованию. -Волгоград: ВГПИ, 1975. - С. 179 - 180.
9 Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. - М.: Педагогика, 1977. - С.4 - 5; Райский Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. -Волгоград: ВГПИ, 1978. - С. 3 - 11; Дьяченко М.И., Кан-дыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск: 1981.; Бабанский .К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. - Киев: Радзянска школа, 1983; Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб.: 1999. Пидкасистый П.И. Проблема самообразования в педагогической теории // Развитие у школьников стремления к самообразованию. - Волгоград: ВГПИ 1973. - С.20 - 28.
10 Ковтун ЛХВлияние познавательной самостоятельности учащихся на готовность их к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. - Волгоград: ВГПИ 1978. - С. 51 - 53; Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы / Ред.-сост. Райский Б.Ф, СкаткинМ.Н. - М.: Просвещение, 1983. - С. 20 - 21.
11 Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.: МГУ, 1981.
12 Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравст-
общую13; психологическую, теоретическую и практическую14.
Следует отметить, что готовность является предметом изучения как в педагогических исследованиях, так и в психологических. Однако ни в тех, ни в других ещё не сложилось единого, общепринятого понимания этого понятия. В педагогических исследованиях внимание акцентируется на выявлении факторов и условий, дидактических и воспитательных средствах, благодаря которым становится возможным формирование готовности учащихся к конкретному виду деятельности. В психологических исследованиях внимание сосредоточено на установлении характера связей, зависимостей между готовностью к деятельности и эффективностью деятельности.
Мы определяем готовность учащегося к самообразованию как целостное, личностное, системное образование. Целостностью в зависимости от предмета исследования может быть весь человек, личность, подструктура личности или свойство личности. Само понятие целостности, являющееся научной категорией философии и других наук, весьма сложно по своему содержанию.
Целостность выступает в роли ориентира, обозначающего направление движения научного мышления, а потому функция целостности заключается в описании познавательной ситуации, которая складывается при изучении объектов, предметов, явлений, свойств и т.д.15. Как ориентир познавательной деятельности в научных и специально-научных исследованиях, целостность имеет, согласно И.В.Блаубергу, двухслойную структуру. Она включает в себя актуальное и потенциальное знание16. Актуальное знание - это знание, которое уже есть в педагогической науке. Потенциальное знание - это знание, которого недостаёт в актуальном знании и которое предстоит «добыть», чтобы оно вошло в состав актуального знания.
Исследование проблемы формирования готовности учащихся к самообразованию среди многих задач предполагает выявление структуры готовности учащихся к самообразованию.
Поскольку мы определяем готовность как целостное и системное образование, то оно, соответственно, имеет собственную структуру. Исследуя
венному воспитанию школьников. - Куйбышев: КГПИ, 1990; Маркова Л.К. Психология труда учителя. - М.: 1993; Митина Л.М. Учитель как личность и как профессионал. -М., 1994.
13 Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. - М.; Харьков; Минск; СПб.: Питер, 2001.
14 Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. - 2005. - 3. - С. 47 - 52.
15 Блауберг ЙВ.Проблема целостности и системный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - С. 155
16 Там же. - С.157
структуру готовности учащегося к самообразованию, будем исходить из того, что «структура -совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе»17, «структура (от лат. structure -строение, порядок, расположение) - взаимосвязь или отношение между элементами материальной или концептуальной системы18.
Готовность учащегося к самообразованию -это целостное, личностное, системное образование, которое обладает собственной структурой. Сделаем необходимые в этой связи пояснения. У каждого человека есть представление о собственном будущем, которое находит определенность в жизненных целях. Как только человек поставил перед собой цели, которые намеревается достичь, так эти цели начинают направлять его деятельность. Личность проявляется в деятельности. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом»19. «Мотивы - это то, что является внутренней причиной той или иной деятельности»20, в том числе и деятельности самообразовательной.
Согласно гуманистической парадигме, «современное образование исходит из общечеловеческих ценностей, согласованных с конкретными ценностями различных этнокультурных сооб-ществ»21, и, соответственно, самообразование опирается на определённые ценности. Другими словами, ценности принимают форму мотивов и определяют строение мотивационной сферы. Следовательно, необходимым компонентом готовности учащихся к самообразовательной деятельности является мотивационно-ценностный компонент. Без чётких знаний о самообразовании вообще, о методах самообразовательной деятельности, о средствах самообразования учащиеся не смогут осуществлять осмысленную и целенаправленную работу по самообразованию. «Знание - внутренне дифференцированная совокупность представлений о действительности»22. Человек должен обладать определённым запасом знаний, чтобы найти свой путь в жизни и осознать себя
17 Философский энциклопедический словарь / Ред.: Л.Ф.Ильин, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Пенов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 763.
18 Рузавин Г.И. // Философский словарь / Под. ред. Фролова И.Т. 7-е изд. перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. -С.543.
19 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат. 1975. - С. 81.
20 Руководство самообразованием школьников... - С. 28.
21 Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. - С. 29.
22 Ильин В.В. // Философский словарь / Под ред.
И.П.Фролова. - С. 191.
высшей ценностью. Знания позволяют учащимся решать задачи, поставленные в ходе самообразовательной деятельности, планировать и осуществлять свою деятельность, контролировать её ход, оценивать её результаты. Следовательно, следующим необходимым компонентом готовности учащихся к самообразовательной деятельности является когнитивный компонент.
Знаниями необходимо не только овладевать, но и уметь ими пользоваться. В процессе усвоения знаний «умение родниться со знанием, понимание важности этого акта ложатся в фундамент культуры внутреннего труда, обеспечивают ровные, долгие, глубокие и обильные радостью отношения с постигаемым миром»23. Однако только знаний, чтобы заниматься самообразовательной деятельностью ещё недостаточно, необходимо обладать определёнными умениями, обеспечивающими «включение подростков в соответствующую деятельность в ходе учебного процесса и их овладение интеллектуальными операциями»24. Следовательно, следующим необходимым компонентом готовности учащихся к самообразовательной деятельности является деятельностный компонент.
Таким образом, структура готовности учащихся к самообразовательной деятельности представляет собой взаимосвязь следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного компонентов. Все эти компоненты функционируют, развиваются, формируются в процессе самообразовательной деятельности в рамках целостности, какой является готовность учащихся к самообразованию как личностное образование. Структурные компоненты готовности учащихся к самообразовательной деятельности находятся в тесной взаимосвязи, взаимопроникновении.
В настоящее время, в силу объективных условий развития общества, формирование готовности учащихся к самообразованию становится проблемой, источником которой являются противоречия между растущими запросами общества в грамотных людях и реальными возможностями подготовки учащихся с достаточно высоким уровнем знаний в рамках традиционного школьного обучения.
Для достижения высокого уровня подготовки учащихся необходимо решить такие проблемы, как обеспечение возможности получения учащимися и глубоких фундаментальных знаний, определение подходов к организации самообразовательной деятельности учащихся. Для этого требуется повышать качество обучения, развивать
23 Князева МЛ. Ключ к самосозиданию. - М.: Молодая гвардия, 1990. - С. 107.
24 Руководство самообразованием школьников... - С. 75.
творческие способности учащихся, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, учитывать приоритетность жизненных интересов учащихся.
У учащихся должно быть «наличие соответствующей установки, т.е. психологической готовности к активной познавательной деятельности, самообразованию»25, что означает осознание учащимися общественной и, что не менее важно, личной значимости приобретённых ими знаний. В таком рассмотрении важна трактовка готовности «как синтеза установки на действие и способности к его осуществлению»26.
Анализ научной литературы показывает, что унифицированной программы, в которой разносторонне рассматривалось бы состояние проблемы формирования учащихся к самообразованию и которая определила бы работу школы в этом отношении, пока нет. Сейчас, когда такие явления как радио, телевидение, Интернет, обилие других источников информации прочно вошли в нашу жизнь, стало ещё более сложной проблемой даже для творческого и вдумчивого педагога удивить своими знаниями современных учащихся.
Задача современного педагога заключается в том, чтобы дать правильное направление самообразовательной деятельности учащихся, настроить их на серьёзный учебный труд, разъяснить учащимся, что, «добывание» знаний часто сопряжено с постоянным кропотливым трудом, но радость при достижении поставленной цели этого ст ит. Педагог, формируя у учащихся интерес к знаниям, не должен, тем не менее, допустить, чтобы учение вместо серьёзного труда превратилось в «сплошное развлекательство», а должен найти «пути сочетания мотива интереса с мотивом необходимости»27.
Для успешного формирования готовности учащихся к самообразованию необходимо постоянно и целенаправленно ориентировать учащихся на самообразовательную деятельность, прививать учащимся интерес к знаниям, учить «добывать» их, вооружив учащихся методами самообразовательной деятельности, учить «родниться со знанием», получать удовлетворение и радость от самообразовательной деятельности, то есть, формировать достаточно высокий уровень готовности к самообразованию, оказывая при этом необходимую педагогическую поддержку и помощь.
25Райский Б.Ф. Подготовка молодёжи к самообразованию - одна из важнейших задач общеобразовательной школы // Развитие у школьников стремления к самообразованию. - Волгоград: ВГПИ, 1973. - С. 8 - 20.
26 Там же.
27 Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах. - С. 20 - 28.
PEDAGOGICAL PROBLEM: FORMATION OF PUPILS' READINESS
TO SELF-EDUCATION
© 2009 E.A.Borisova°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article deals with the relations between self-education and self-educational activity. It also gives reasons for the structure of the pupils' self-educational readiness and its structural components.
Keywords: self-education, self-educational activity, pupils' readiness for self-education.
° Borisova Elena Anatolyevna, Teacher of foreign languages (French and German), Degree-seeker of Pedagogics department. E-mail: [email protected]