Научная статья на тему 'Проблема самообразования в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях'

Проблема самообразования в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
861
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галустов Амбарцум Робертович

Автор статьи рассматривает концептуальные подходы к самообразованию, изложенные в трудах современных российских и зарубежных специалистов по педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема самообразования в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях»

Культура и общество. Образование

А. Р. ГАЛУСТОВ

ПРОБЛЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Автор статьи рассматривает концептуальные подходы к самообразованию, изложенные в трудах современных российских и зарубежных специалистов.

Ключевые слова: образование, саморазвитие, самодвижение, социальный опыт, самообразование.

Глубокие экономические преобразования, происходящие в российском обществе, потребовали реформы социальных институтов, в том числе и высшей профессиональной школы, призванной готовить специалистов, способных адаптироваться к реалиям быстро меняющегося мира. Педагога в обновляющихся условиях должны отличать инициативность, самостоятельность, конкурентоспособность. При этом самообразование рассматривается как одна из важнейших профессиональных функций педагога, что актуализирует теоретическую и практическую подготовку студентов к данному виду деятельности. Выработке навыков самообразования следует уделять как можно больше внимания. Необходим и ретроспективный анализ проблемы с целью определения путей и средств эффективного решения насущных и перспективных задач развития познавательной самостоятельности будущих педагогов.

Изучение отечественной и зарубежной литературы показывает, что в теории накоплены ценные идеи и положения о формировании готовности к самообразовательной деятельности. Самообразование, подчеркивает К. М. Левитан, есть не только самостоятельное овладение знаниями, но и созидание собственной личности, которая «впитывает не столько узко понимаемое конкретное знание, информацию, сколько приобретает и впитывает всю человеческую культуру, вступает с нею в разнообразные взаимоотношения, вырабатывая и обретая творческие и этические качества» [1].

Знание как результат образования расширяет мир личности опытом прошлого и настоящего и на определенном жизненном этапе становится ядром личности. Образование, по утверждению С. И. Гессена, никогда не может быть завершено: «Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого определенного момента в нашей жизни, когда мы бы могли сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования» [2]. О. В. Долженко поводит к мысли о том, что образование продолжается по мере освоения человеком культуры и «должно включить человека в прошлое культуры, в ее настоящее и будущее», - это процесс бесконечный. Отсюда вполне очевидна новая функция: «через образование мы должны привести человека к самообразованию» [3]. Образование, уточняет Е. П. Белозерцев, есть взаимодействие множества «Я». В условиях системы образования «естественно происходят развитие - саморазвитие, воспитание - самовоспитание, обучение - учение - самообучение всех "Я" и каждого "Я"» [4].

Из приведенных определений рассматриваемой

нами категории следует, что знания, полученные в результате образования, необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для профессиональной подготовки. Они усваиваются «в виде представлений, понятий, суждений, теорий» и «выступают как владение ими и умение действовать на их основе» [5], становятся важнейшим средством преображения действительности. Знакомство с законами развития природы и общества и философское познание сущности человека имеют огромную личностную и общественную ценность.

В изучении феномена самообразования мы исходим из характеристики понятия «образование», представленной в литературе, и выделяем наиболее важные аспекты.

1. Образование имеет как личную, так и общественную значимость: способствует личностному росту; уровнем образованности во многом определяется экономическое и нравственное состояние любого социального организма.

2. Образование как результат овладения знаниями, умениями и навыками позволяет человеку адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным условиям; как процесс освоения социального опыта, системы знаний, умений и навыков оно оказывает влияние на гармоничное развитие личности.

3. Образование предоставляет человеку возможность достижения нравственной свободы, свободы выбора, счастья.

4. Образование, обогащая человека знаниями, социальным опытом, приобщая его к высшим нравственным ценностям, создает условия для саморазвития, самосовершенствования.

Рассмотрим категорию «самообразование» с точки зрения философии, социологии и психологии.

В философии существует понятие «саморазвитие», а также наиболее употребляемый его синоним «самодвижение» («философская категория, выражающая изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, фактов и условий, при этом самодвижение сопровождается переходом на более высокую ступень организации» [6]). Саморазвитие может быть как бессознательным (например, физическое созревание любого организма; подсознательное подражание какому-либо идеалу и т. д.), так и осознанным. В последнем случае оно выступает в качестве самовоспитания. В определенном контексте понятия «саморазвитие» и «самодвижение» можно считать синонимами: если рассматривать человеческую жизнь как неиссякаемый источник совершенствования, самообразования.

Социология рассматривает самообразование в связи с такими проблемами непрерывного образования, как эффективность различных форм переподготовки и повышения квалификации работников, положение выпускников учебных заведений различных типов на рынке труда и пр.

Так, Ю. Г. Волков считает, что культура ХХ века формирует «новый тип рациональности, ориентированный прежде всего на инновации и обращенный к интересам и ценностям индивида» [7]. И отсюда важной задачей профессиональной переподготовки преподавателей вузов (ведущая роль отводится университетам - наиболее значительным интеллектуальным центрам) является формирование установки на активизацию познавательной самостоятельности студентов в ходе диалога «преподаватель - студент» в ситуации «рождения мысли».

И. С. Болотин, О. Н. Козлова видят главную функцию всех видов образования (в том числе и самообразования) в формировании способности обеспечивать социальную стабильность [8].

Осмысливая сказанное, можно констатировать: самообразование как компонент непрерывного образования, выражая, с точки зрения социологии, интересы и потребности личности (и одновременно - новые тенденции развивающегося общества), выступает одним из факторов, способствующих социальной стабильности личности.

В психологии наиболее близким к понятию «самообразование» является понятие «самоактуализация» («стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей») [9]. Иначе говоря, стремление личности к наиболее полной реализации предполагает овладение определенными знаниями, ценностями, навыками, опытом - всем, чего требуют подвижные, непрерывно меняющиеся условия окружающего мира. Целью самообразования может также являться реализация собственного идеала личности, самодвижение.

В педагогической литературе существует несколько определений термина «самообразование». Приведем формулировки из «Большой советской энциклопедии» (БСЭ) и «Педагогической энциклопедии» 1966 года: «Самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственно личный интерес занимающегося в органичном сочетании с самостоятельностью изучения материала» [10]; «Образование, приобретенное вне учебных заведений путем самостоятельной работы. Самообразование является неотъемлемой частью систематического обучения в стационарных учебных заведениях, способствуя расширенному и более прочному усвоению знаний» [11]. В обеих дефинициях сделан акцент на том, что результатом самообразования являются, в первую очередь, приобретенные знания, относящиеся к различным сферам человеческой деятельности (политической, социальной, культурной и т. д.).

Рассматривая самообразование с позиций аксиологического подхода, необходимо отметить: человек в процессе деятельности «образовывая» сам себя, постоянно соприкасается с нормами,

оценками, идеалами - всем, что формирует ценностные ориентации личности.

Особая роль самообразования заключается в том, что человек самостоятелен в своем поиске, размышлениях, в усвоении свободно выбранной области знания. С точки зрения гуманистического подхода это условие свободного развития субъекта, который, совершенствуя имеющиеся знания, формирует себя как личность.

Самообразование осуществляется через самообучение, тесно связанное с интеллектуальным, волевым самосовершенствованием, воспитанием качеств, определяющих эффективность самостоятельного процесса познания. Кроме того, нельзя не отметить общие «истоки» образования и самообразования как компонентов единого процесса, «стимулирующего людей и позволяющего им овладеть нужными знаниями, ценностями, которые требуются по ходу их жизни» [12]. Это процесс непрерывного образования, под которым в отечественной педагогической литературе понимается «целенаправленная систематическая познавательная деятельность, осуществляемая личностью в течение жизни как в различных типах учебных заведений, так и в разных формах самообразования» [13].

Несмотря на сходство процессов образования и самообразования, отождествлять их нельзя, так как последнее реализует специфическую цель, решает конкретные задачи, требует для достижения успеха определенных педагогических условий.

В современной литературе имеется множество определений самообразования. Зачастую они весьма разноречивы, что свидетельствует о сложности проблемы. По М. Г. Кузьминой, самообразование - это «самостоятельная, планомерная, целеустремленная, побуждаемая внутренними мотивами, самодеятельная работа над повышением образования без прохождения курса обучения в стационарном учебном заведении» [14]. В. Н. Котляр, усматривая общность задач учения и самообразования, их диалектическую связь и различия как «форм присвоения социального опыта», отводит самообразованию роль «познания особенностей объекта по мере того как они становятся актуальными в процессе развития индивидуальной практики человека и способствуют решению конкретных задач его деятельности. Неодинаков и подход человека к учению и самообразованию: учебные интересы и цели определяются характером обучения, а самообразование - непосредственным практическим отношением к объекту» [15]. В одном случае самообразование рассматривается как приобретение знаний вне учебного заведения; в другом - как вспомогательное средство, функционирующее на фоне системы стационарных образовательных учреждений (восполняющее те или иные пробелы, возникшие в период обучения). Не вызывает сосмнения то, что роль познавательного интереса в процессе самообразования огромна, но автор не упоминает о других, не менее важных, побуждающих факторах: потребности, цели, стремлениях и т. д. За рамками формулировки остается и тот факт, что самообразовательная деятельность обусловлена как личными, так и общественными потребностями.

В БСЭ под самообразованием понимают все

виды приобретения знания, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Соотвественно такой дефиниции, основным признаком самообразовательной деятельности видится самостоятельная работа. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть отличие самообразования от всех иных видов самостоятельной работы, организуемой преподавателем в системе обучения. Функции самостоятельной работы, по определению П. И. Пидкасистого, состоят в том, «чтобы содействовать оптимальному усвоению учебного материала, развитию у учащихся интеллектуальных способностей, овладению методами познания и формированию у учащихся активной социальной позиции и потребности в самообразовании» [16].

Организация учебного процесса в вузе создает оптимальные условия для вовлечения студентов в активную познавательную деятельность.

По мнению Г. М. Коджаспировой, руководство самообразованием в определенной степени возможно лишь на уровне школы и не оправдано в том случае, если речь идет о самообразовании студентов [17]. Другие авторы полагают, что руководство самообразованием молодежи должно строиться на основе «дружеских взаимоотношений студентов и преподавателей» [18] или что «педагогическое руководство работой студентов должно моделировать такие ситуации, которые формируют готовность к профессиональному самообразованию» [19].

Различие существующих определений и концепций самообразования в известной мере объясняется широтой использования данного материала: авторы подходят к определению понятия с позиций решаемых ими актуальных проблем педагогической теории и практики [20].

А. Я. Айзенберг раскрывает самообразование как «систематическую и целенаправленную познавательную деятельность личности, обусловленную общественными и личными потребностями, выходящую за пределы планов и программ учебных заведений системы народного образования. Самообразование - непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека» [21].

Из понятия самообразования невозможно исключить процесс совершенствования: очевиден тот факт, что оно ведет к духовному, социальному и профессиональному росту личности. При этом процесс овладения знаниями не требует жесткой регламентации объема изучаемого материала. В исследованиях таких авторов, как А. Я. Айзенберг, Г. М. Коджаспирова, Н. С. Соколова [22], отмечено, что отличительными характеристиками самообразования являются «свободный выбор круга проблем, самостоятельная работа с источниками информации, ограниченная степенью насыщения интереса к избранному предмету, разнообразие источников информации. В основе такой умственной работы лежат личные склонности, интересы, обусловленные, в конечном счете, социальными потребностями» [23].

Однако несмотря на гибкость и большую инди-видуализированность самообразования, его нельзя рассматривать как стихийный процесс овладения

знаниями и навыками. Самостоятельно занимающиеся ставят перед собой конкретные цели, определяют объем изучаемого материала, следуют намеченному плану работы, подчас преодолевая значительные трудности, связанные с усвоением новых знаний. Это нашло отражение в концепции

B. П. Бондаренко и Ю. С. Перепеловой:

«Во-первых, самообразование нельзя сводить к

самостоятельной работе. Самообразование - целенаправленное совершенствование своей личности в сфере науки и культуры с помощью самостоятельной научно-исследовательской деятельности студента.

Во-вторых, самообразование - результат образования и одновременно его условие. Оно не только дает знания, но одновременно формирует интеллект, развивает силы и способности, вырабатывает культуру умственного труда. Самообразование не только информационный процесс, но и умственное самосовершенствование, самовоспитание качеств, от которых зависит эффективность овладения информацией. В самообразовании переплетаются самообучение и самовоспитание, тесно связанные с обучением и воспитанием.

В-третьих, самообразование - часть умственного самовоспитания и одновременно его средство. Умственное самовоспитание включает совершенствование своих знаний, умственных сил и способностей, а также деловых и волевых качеств, общей культуры умственного труда. Ошибочно представлять самообразование лишь как совершенствование своих знаний» [24].

Самообразование студентов педагогического вуза направлено на овладение информацией, имеющей культурологическую и общепедагогическую ценность. Самообразование учителя сложное явление, поскольку вся окружающая среда является постоянным источником педагогически ценного знания. Очень часто трудно отделить общеобразовательную работу от специально-профессиональной, особенно в самообразовании, осуществляющемся в процессе обучения.

В заключение необходимо подчеркнуть: образование и самообразование являются составляющими сложного процесса, который обеспечивает поступательное преемственное развитие, аккумулирует личностный потенциал будущего специалиста, тренирует интеллект в условиях непрерывно меняющейся действительности. Задача вузовского образования заключается сегодня в том, чтобы обеспечить подготовку молодых людей к неослабной познавательной активности -сформировать их готовность к самообразовательной деятельности.

Литература

1. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. М., 2004. С. 49.

2. Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеева. М., 1995. С. 35.

3. Долженко О. В. Очерки по философии образования. М., 1995. С. 15-16.

4. Белозерцев Е. П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа. Вып. 1. 1993. С. 14-17.

5. Теоретические основы непрерывного образования / под. ред. В. Г. Онушкина. М., 2000.

C.258-259.

6. Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 565.

7. Волков Ю. Г. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование в России // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 65.

8. Болотин И. С. Социология и образование / И. С. Болотин, О. Н. Козлова // Социологические исследования. 1997.№ 3. С. 93-104.

9. Психология: сл. / под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. С. 347.

10. Большая советская энциклопедия. Т. 22. М., 1975. С. 543.

11. Педагогическая энциклопедия. М., 1966. С.775.

12. Лнинамайя О. Задача обучения на протяжении всей жизни - вызов университетам // Alma mater: вестник высш. шк. 1997. № 4. С. 24.

13. Райский Б. Ф. Руководство самообразованием школьников / Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. М., 1993. С. 14.

14. Кузьмина М. Г. Использование различных форм внеурочной работы для воспитания у учащихся потребности в самообразовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. С. 6.

15. Котляр В. Н. Исследование взаимообусловленности педагогического самообразования и практической деятельности учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1970. С. 3, 10.

16. Педагогика: учеб. пособие для студентов / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. С.152.

17. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования. М., 1994. С. 218-220.

18. Райский Б. Ф. Руководство самообразованием школьников ... С. 15.

19. Теоретические основы непрерывного образования ... С. 82.

20. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991; Алдушонков В. Н. Влияние компьютерной технологии обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2001; Бе-лозерцев Е. П. Соборность как путь к новой школе ...; ГершунскийБ. С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. № 5. С. 46-54; Котляр В. Н. Исследование взаимообусловленности педагогического самообразования и практической деятельности учителей ...; Кузьмина М. Г. Использование различных форм внеурочной работы ... и др.

21. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М., 1986. С. 14.

22. Соколова Н. Е. Самообразование студентов-заочников (при написании контрольных работ) // Педагогика. 1996. № 5. С. 82-84.

23. Айзенберг А. Я. Самообразование ... С. 4.

24. Бондаренко В. П. Комплексная методика исследования проблем самообразования и самовоспитания / В. П. Бондаренко, Ю. С. Перепело-ва // Методология и методика исследования проблем самообразования. Рязань, 1978. С. 90.

а. r. galustov. the problem of self-education in modern pedagogical researches

The author of the article considers conceptual approaches to self-education, stated in the works of modern Russian and foreign specialists.

Key words: education, self-development, self-progress, social experience, self-education.

М. М. ШАХБАНОВА УСТАНОВКА НА МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ (На примере андо-цезской этнической группы)

В статье рассматриваются установки представителей андо-цезской этнической группы на межэтнические браки и их роль в формировании толерантного сознания и поведения.

Ключевые слова: андо-цезская этническая группа, межэтнический брак, толерантность.

Межэтнические семьи широко распространены в государствах с пестрой национальной структурой и активным миграционным процессом. Они могут рассматриваться как первичные ячейки общества, в которых происходит трансформация этнического самосознания, закрепляется и совершенствуется все то положительное, что накоплено этносами в области культурного развития, сохранения традиций, обычаев и языка. Это довольно значительная прослойка населения, от ментальности которой во многом зависит развитие важных процессов в обществе: демографических, этнических, социокультурных и т. п. В бывшем СССР, по данным

переписи 1989 года, их насчитывалось 12,8 млн. (17,5% общего числа браков) [1]. Иными словами, примерно каждая шестая семья состояла из представителей разных национальностей.

В недавнем прошлом в отечественной этнографической науке превалировало мнение, что межнациональные браки представляют собой одну из форм проявления взаимоотношений между различными национальностями, поэтому одним из существенных показателей этнического сближения народов является уже само число таких браков. Их частота и вариативность играют в данном процессе важную роль: «Следствием усиления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.