Научная статья на тему 'Понятие, содержание и элементы самообразования'

Понятие, содержание и элементы самообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2074
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ / EDUCATION / SELF-EDUCATION / SELF-TRAINING / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-UPBRINGING / MOTIVATION TO SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боранбаева Актолкын Раисбековна, Беркимбаев Камалбек Меирбекович /, Арымбаева Кулимхан Маликовна /

В статье раскрывается интерпретация понятия «самообразование», определяется содержание, элементы, компоненты самообразования. Определены роль и значение самообразования в деятельности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боранбаева Актолкын Раисбековна, Беркимбаев Камалбек Меирбекович /, Арымбаева Кулимхан Маликовна /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие, содержание и элементы самообразования»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Notion, content and elements of self-education Boranbayeva A. , Berkimbayev K. , Arymbayeva K.

(Republic of Kazakhstan)

Понятие, содержание и элементы самообразования Боранбаева А. Р. , Беркимбаев К. М. , Арымбаева К. М. (Республика Казахстан)

1 Боранбаева Актолкын Раисбековна /Boranbayeva Aktolkyn - докторант педагогики и

психологии;

2Беркимбаев Камалбек Меирбекович /Berkimbayev Kamalbek - доктор педагогических наук,

профессор,

кафедра педагогических наук,

Международный казахско-турецкий университет им. Х. А. Ясави, г. Туркестан; 3Арымбаева Кулимхан Маликовна /Arymbayeva Kulimkhan - доктор педагогических наук,

профессор,

кафедра общей педагогики и этнопедагогики,

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье раскрывается интерпретация понятия «самообразование», определяется содержание, элементы, компоненты самообразования. Определены роль и значение самообразования в деятельности будущего учителя.

Abstract: in article interpretation of the concept «self-education» reveals the contents, elements, self-education components is defined. The role and value of self-education are defined in activity of future teacher.

Ключевые слова: образование, самообразование, самообучение,

самообразовательная деятельность, самовоспитание, мотивация к самообразованию.

Keywords: education, self-education, self-training, self-educational activity, self-

upbringing, motivation to self-education.

УДК 378.0

Идея самообразования человека имеет длительную историю. Еще в трудах древних греков и римлян изучались различные формы самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание проблеме самостоятельности обучения в системе усвоения знаний уделял Я. А. Коменский, о развитии этого ценного качества много говорили А. Дистервег, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и другие классики педагогической мысли [1].

По мнению А. Дистервега, развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Bсякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Главным критерием эффективности образования является самообразование, работа самостоятельной мысли человека, преподаватели вузов на своих занятиях должны приучать студентов самостоятельно мыслить. Hастоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, в которое вложены тысячелетия труда, а побуждает его укладывать кирпичи, возводить здание вместе с ним, учит его строительству». №, по А. Дистервегу, так может работать только тот, кто сам постоянно занимается самообразованием и самовоспитанием [2].

Предстaвляют особый интерес выскaзывания Д. И. Писарева. Он утверждaл, что «гастоящее образовaние есть только самообрaзование».

90

Главный побудительный мотив к самообразованию Д. И. Писарев видел в наличии у человека потребностей в знаниях и сaмостоятельности их приобретения.

«Ии талант профессоров, ни их усердие, ни их умение сближаться со студентами -ничто не может возбудить в молодом человеке ту энергию и самодеятельность, которую возбуждает и поддерживает в ней чувство собственной самостоятельности» [3].

В развитие теории и практики самообразования большой вклад внес ученый, библиограф, крупный общественный деятель Н. А. Рубакин. Н. А. Рубакин под самообразованием понимал образование путем самодеятельности и считал его высшей формой образования. Н. А. Рубакин разработал ряд принципов самообразования (индивидуализация, связь с обучением, связь с жизнью и др.), а также систему самообразовательного чтения [4].

Выдающиеся педагоги П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский и другие в своих трудах и практической педагогической деятельности много внимания уделяли подготовке обучающихся к самообразованию и самообразованию самого учителя.

П. Ф. Каптерев утверждал, что «не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать.

Успешность деятельности преподавателя, по П. Ф. Каптереву, зависит от его научных знаний, педагогического таланта и умения постоянно работать над своим собственным развитием и усовершенствованием [5].

К. Д. Ушинский считал самостоятельность в приобретении знаний ведущим стимулом развития личности. «Должно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые знания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения» [6].

К. Д. Ушинский не только обосновал важность самообразования, но и указал пути успешного решения этой задачи, одним из которых является всестороннее знание личности воспитанника, его сильных и слабых качеств.

Идеи самообразования разрабатывались Н. К. Крупской, которую особенно интересовали проблемы содержания, форм и методов самостоятельной работы, направленной на совершенствование своих знаний, профессиональных умений и навыков.

Н. К. Крупская выступала против бессистемности в самообразовании, мешающей гармоническому развитию учащихся [7].

Самообразование привлекает внимание различных наук, каждая из которых изучает его под собственным углом зрения.

Так, по мнению ряда авторов, под «самообразованием» понимают образование, приобретаемое человеком в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического обучения в образовательном учреждении.

Самообразование является составной частью системы непрерывного образования, где оно играет роль связующего звена между дискретно идущими ступенями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер [8].

Г. М. Коджаспирова считает, что под самообразованием следует понимать «специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации».

Г. М. Коджаспирова определяют самообразование как «систему умственного и мировоззренческого самовоспитания».

91

Потребности, интересы, мотивы самообразования являются важнейшим элементом его структуры и рядом ученых включаются в так называемый мотивационный компонент самообразования.

Г. М. Коджаспирова в качестве компонентов самообразования называет мотивационный, когнитивный, процессуальный, организационный, нравственноволевой [8].

В структуру самообразования целесообразно включить следующие четыре компонента:

1) личностный компонент - включает в себя потребность в самообразовании, связанные с ней интересы, мотивы; личностные ценности; умственные способности; эмоционально-волевые механизмы; нравственные качества;

2) гностический компонент - характеризуется наличием достаточных научнопрактических знаний (общеобразовательных и профессиональных), знаний о самообразовании;

3) операционный компонент - в него входят умения и навыки работы с источниками информации, сформированные операции умственной деятельности;

4) управленческий компонент - предполагает умения и навыки определения и принятия к исполнению задач самообразования, выбора источников и форм самообразования, планирования своей деятельности и времени, осуществления самоконтроля, самоанализа деятельности.

Таким образом, самообразование - это самоуправляемая образовательная деятельность личности, направленная на удовлетворние потребностей в социализации, самореализации, повышении культурно-образовательного, научного, профессионального уровня; представляет собой когнитивную деятельность субъекта (процесс) и особое, интегративное качество личности (результат); самообразование представляет собой важнейший элемент образования, ведущей социальной функцией которого является самореализация личности, и может быть рассмотрено как образовательная деятельность и образовательный процесс.

Литература

1. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы / А. Я. Айзенберг. - М: Высшая школа, 1986. - 128 с.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во м-ва просвещения РСФСР, 1956. - 376 с.

3. Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения / Д. И. Писарев. - М.: АПН РСФСР, 1951. - 414 с.

4. Рубакин Н. А. Практика самообразования / Н. А. Рубакин. - 2-е изд. - М.: Гос. изд-во, 1919. - 292 с.

5. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев; Под ред. A. M. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704, с. 600-601.

6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Т. 8 / К. Д. Ушинский. -М.; Л.: АПН РСФСР, 1950. - 776, с. 500.

7. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т. 9 / Н. К. Крупская. -М.: Изд-во АПН, 1960. - 840 с.

8. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. -М.: Академия, 2002. - 368 с.

9. Коджаспирова Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. М. Коджаспирова. - М., 1995. - 507 с.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.