Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы самообразовательной деятельности студентов'

Психолого-педагогические основы самообразовательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / FUTURE TEACHERS' SELF-EDUCATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / PEDAGOGICAL CONDITION / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-DEVELOPMENT / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ / SOURCE OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Е.Э.

В статье проводится анализ состояния проблемы самообразования, обосновываются педагогические условия развития самообразовательной деятельности будущих учителей. Уточняются компоненты, функции самообразовательной деятельности. Раскрывается сущность понятия «самообразовательная деятельность будущих учителей». Выявляется уровень готовности к самообразованию у будущих учителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The articles examines the state of the problem of self-education, explains the pedagogical conditions of developing future teachers self-education and specifies the components and functions of self-education. The author defines the concept of future teachers self-education and examines the level of readiness of future teachers for self-education

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы самообразовательной деятельности студентов»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Е. Э. Сидорова

Аннотация. В статье проводится анализ состояния проблемы самообразования, обосновываются педагогические условия развития самообразовательной деятельности будущих учителей. Уточняются компоненты, функции самообразовательной деятельности. Раскрывается сущность понятия «самообразовательная деятельность будущих учителей». Выявляется уровень готовности к самообразованию у будущих учителей.

Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность будущих учителей, мотивация, педагогическое условие, самосовершенствование, самоконтроль, самостоятельная работа, источник информации.

Summary. The articles examines the state of the problem of self-education, explains the pedagogical conditions of developing future teachers' self-education and specifies the components and functions of self-education. The author defines the concept of 'future teachers' self-education' and examines the level of readiness of future teachers for self-education.

Keywords: self-education, future teachers' self-education, motivation, pedagogical condition, self-development, self-control, independent work,, source of information.

so П

роцесс модернизации российской системы высшего образования характеризуется серьезными социально-экономическими изменениями. В связи с этим образовательный процесс вуза ориентируется на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильно-

сти. Способность специалиста четко ориентироваться в стремительном информационном потоке приобретает особую значимость.

Развитие и широкое распространение сетевых информационных технологий на грани тысячелетий открыло доступ к разнообразным по содержанию и по месту расположения информационным ресурсам, что вызвало мощный всплеск инновационной активности во всех областях человеческой деятельности. Возникла принципиальная новая образовательная информационная среда, предлагающая комфортные условия для самообразования, расширения системы непрерывного образования, повышения оперативности и эффективно-

сти управления системой образования, а также дая интеграции образовательной системы в глобальную образовательную информационную среду [1].

Актуальность темы исследования обусловлена следующими сложившимися противоречиями между, с одной стороны, потребностью общества в учителях, способных адаптироваться к непрерывно изменяющимся социальным и профессиональным условиям, готовых к самообразованию, необходимостью повышения качества подготовки будущих учителей до уровня, при котором они будут действовать как субъекты учебной деятельности, решая профессиональные задачи, и, с другой стороны, недостатком адекватных систем планирования и организации самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования личности показало, что раскрыты исторические и социальные предпосылки самообразования, даны сущностные характеристики, классификации и т. д. Необходимо отметить, что самообразовательная деятельность студентов специально не изучалась. Недостаточно разработаны научно-пе да гогические основы формирования готовности студентов к самообразовательной деятельности в процессе обучения. Эта проблема в разных аспектах рассматривалась в трудах И. Я. Лернера, А. А. Макарова, В. П. Панасюка, Н. А. Селезневой, М. Н. Скаткина, И. Ю. Соколовой, А. И. Су-бетто, Ю. Г. Татура и др.

В настоящее время достаточно широко стала обсуждаться проблема формирования готовности человека к самообразовательной деятельности. По мнению психологов, любая деятельность

может осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. Готовность человека к чему-либо означает такое его внутреннее состояние, которое позволяет успешно осуществлять данную деятельность при наличии соответствующих внешних условий, а в ряде случаев - и создавать самому условия, необходимые для успешного решения задачи. С этой точки зрения готовность к самообразованию предполагает наличие у человека: глубоких и прочных знаний; мотивов, побуждающих личность к непрерывному образованию; навыков самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании различных источников и в разных формах самообразования; сформированных операций умственной деятельности, видения проблем и выбора путей их решений; умений самоорганизации познавательной деятельности [2].

Многие ученые-исследователи рассматривают формирование готовности к самообразованию во время обучения в вузе. Мы исходим из того, что формирование готовности к самообразовательной деятельности происходит в школьном возрасте. Поступая в вуз, молодые люди обладают хотя бы минимальным уровнем готовности к самообразовательной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты исследования этой готовности студентов первых курсов.

Структура готовности к самообразовательной деятельности отражена в работах П. И. Пидкасистого [там же], он выделяет основные черты личности специалиста, подготовленного к самообразованию:

- эмоционально-личностный аппарат самообразования - знание социально значимых проблем отрасли народного хозяйства, по которой специализируется студент; мотивация са-

51

52

мообразовательной деятельности, связанная с решением проблем; правильное соотнесение личных интересов с общественными;

- усвоенное личностью знание -знание фундаментальных, теоретических положений; основ системного анализа и теории моделирования; основных путей поиска решений, функциональных возможностей различных источников сосредоточения социального опыта и способов самообразования;

- умение работать с основными источниками информации - умение выбрать источник информации; сочетать источники информации; рационально усваивать необходимую информацию;

- организационно-управлен че ские умения - способность ставить задачи самообразования; планировать свою деятельность; выбирать форму и способы самообразования; проводить самоконтроль, самоанализ и самооценку результатов; организовывать коллективное изучение проблемы и руководить; оптимизировать самоуправление.

Данную структуру можно рассматривать лишь как некий идеал, к которому нужно стремиться. Проведенный анализ литературы по проблеме готовности к самообразовательной деятельности показал, что нет единого мнения по описанию структуры готовности к самообразовательной деятельности.

Готовность к самообразованию, складывается из наличия следующих сформированных компонентов.

Когнитивно-оценочный компонент, определяющийся базовой культурой личности, наличием достаточных профессиональных знаний и умений их применять, а также адекватностью самооценки.

Мотивационный компонент, заключающийся в осознании личной и обще-

ственной значимости непрерывного образования, профессионального совершенствования и расширения кругозора, наличии стойких познавательных интересов, влечений, установок, сформированного чувства долга и ответственности. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Проблема мотивации приобретает особую значимость, поскольку она является одним из важнейших условий успешности или неуспешности учения. Исследования показывают, что мотивацион-ная сфера более динамична, чем познавательная и интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.

Процессуально-операционный компонент предполагает наличие развитых навыков самостоятельной познавательной деятельности и сформированных операций умственной и аналитической деятельности, умений самоанализа.

Срганшацитнон)риенпищш>ннъш, компонент готовности к самообразованию включает в себя свободную ориентацию и наличие умения выбирать источники познания и формы самообразования, планировать свою деятельность и время, организовать свое рабочее место, осуществлять саморегуляцию деятельности, самоконтроль и самооценку. Студенту важно не только понимать предложенные преподавателем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации, не позволяя вытеснить их другими, также представляющими интерес. Студент должен уметь моделировать собственную деятельность. Саморегуляция при этом предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, осуществлять выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств для этого преобразования и т. п. Важным проявлением предметной саморегуляции служит умение оце-

нивать конечные и промежуточные результаты своих действий, способность корректировать свои действия, то есть представлять, как можно изменить их, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям.

Нравственно-волевой компонент предполагает любознательность, критичность, дисциплинированность, трудоспособность, ответственность субъекта самообразования.

Все эти компоненты готовности к самообразованию находятся в диалектическом единстве, в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении.

Особое значение в процессе самообразовательной деятельности имеет мотивация. Под мотивом мы понимаем внутреннее побуждение к действию, отражающее объективные потребности и интересы человека. Известно, что основными мотивами любой деятельности являются потребности и интересы [3]. Мотивация - довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности. Поведение с этой точки зрения можно рассматривать как «направленную активность». Рассматривая таким образом мотивацию, мы исходим из того, что продуктивность деятельности, ее процесс и результат определяются, во первых, направленностью мотивов, их содержанием, а во-вторых, степенью активности, напряженности мотивов соответствующего содержания, что в целом создает своеобразие мотивации личности.

Формирование необходимых психологических предпосылок, мотивации будущих учителей к самообразованию способствует наиболее эффективной подготовке студентов к этой деятельности. Одним из условий формирования подобной мотивации может быть ясное формулирование тех зна-

ний и возможностей в самообразовательной деятельности, которыми будут обладать будущие учителя по достижении ими целей обучения. Мотивация является побудителем активности личности; она выводит субъект деятельности на новый личностный, интегральный, системный и целостный уровень. Американские гуманистические психологи А. Маслоу и К. Роджерс считают, что «мотивация для развития» изначально присуща любому человеку, и мотивация к личностному росту также характеризует современную личность.

В психолого-педагогической литературе самообразовательная деятельность рассматривается через призму «само»-понятий. Для более точного понимания проблемы целесообразно рассмотреть понятие «самообразовательная деятельность» в его связи с понятиями «самообучение» «самопознание», «самовоспитание», «самоконтроль», «са мооценка», «саморазвитие».

По мнению В. П. Беспалько, самообучение - это дидактический процесс, состоящий из совокупности алгоритма функционирования, направленного на обработку информации и осущест- 53 вление процесса усвоения и алгоритма управления, направленного на слежение и корректировку выполнения предписаний алгоритма функционирования и выполняемый самим обучающимся [4].

Самопознание - это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, то есть знание о себе, образ Я, Я-концепция. Самопознание представляет собой процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире [5].

54

Категория самовоспитания исследована в работах А. И. Кочетова, Л. И. Ру-винского, П. Н. Осипова и др. В частности, А. И. Кочетов считает самовоспитанием «целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, осознанное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности».

Салюконтролъ, по мнению И. А. На-умченко, - это осознанное управление своей познавательной деятельностью, обеспечивающее глубину и прочность усвоения студентом изучаемых знаний, формирование соответствующих умений, и раскрывающее пути дальнейшего совершенствования этой деятельности. Он выступает одной из форм проявления таких качеств личности студента, как активность и самостоятельность, добросовестность и самокритичность, целеустремленность в приобретении знаний и практических умений [3].

Самооценка - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, своих возможностей и способностей.

Саморазвитие - непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя [5]. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы саморегуляции. Саморазвитие - это потребность в самосовершенствовании, самодвижении, построении себя как личности. С возрастом роль собственной активности индивида постепенно увели-

чивается, преобразуется из адаптивной активности в неадаптивную, собственную, творческую. Саморазвитие возможно при наличии основных психических образований: рефлексии, целеполага-ния, планирования и предвосхищения результатов собственной деятельности.

Процесс развития самообразовательной деятельности весьма сложный и довольно длительный. В нем выделяются три этапа: ситуативное самообразование - ситуативно-инициативное самообразование - инициативно-зрелое самообразование.

Зрелое самообразование представляется в следующем виде: это деятельность, требующая специальной организации, а в силу самостоятельного характера и определенных практических умений и навыков ее осуществления. Побуждающими стимулами этой деятельности являются внутренние мотивы, основанные на развитой познавательной потребности и общественно значимых стимулах. Эта деятельность носит четкую целевую образовательную направленность. Отличительной особенностью зрелого самообразования выступает преднамеренное обращение человека к нему, систематичность самообразовательной работы, которая планируется как жизненно необходимая [2].

Самообразовательная деятельность является таким процессом, в котором соединены воспитательная и образовательная функции студентов, направленные на формирование профессионального мастерства личности.

Необходимо отметить, что в процессе самообразования в свете подготовки к будущей педагогической деятельности студенты по собственной инициативе усваивают дополнительные объемы знаний, приобретают знания и умение пользоваться современной вычисли-

тельной техникой, необходимые для самостоятельной работы на производстве и для дальнейшего самообразования.

Уровень сформированности мировоззрения, миропонимания и осознания своего места в обществе определяет мотивы и цели самообразовательной деятельности студентов при подготовке к будущей профессиональной деятельности. Выбор цели - один из основных актов умственно-логической деятельности человека. В этот момент им движут личные стимулы, интересы и ценностные ориентиры, но помимо собственных интересов учитываются еще и интересы тех, на ком отразится будущее решение. Одна из главных задач вуза заключается в том, чтобы научить студентов учиться, сформировать у них способность к более сознательному и самостоятельному усвоению знаний и приобретению умений.

Основными направлениями самообразовательной деятельности человека являются: формирование потребности самостоятельно приобретать знания, умения как средства удовлетворения своих личных интересов, усвоение обобщенных знаний и умений, необходимых для выполнения приоритетных видов человеческой деятельности; овладение современными методами и средствами использования информации (книги, автоматизированные и компьютерные комплексы), открытое и дистанционное образование; освоение умений рационально организовать (спланировать, реализовать, а затем оценивать и корректировать) траекторию своей познавательной деятельности.

Раскрывая понятие самообразовательной деятельности будущих учителей, мы исходим из определения понятия «деятельность». По А. Н. Леонтьеву, деятельность - форма активно-

сти. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида [6].

По мнению П. И. Пидкасистого, истинное самообразование должно в максимально полной мере соответствовать мотивам и задачам, стоящим перед человеком, уровню его личной готовности к самосовершенствованию. Только в этом случае функционирование процесса самообразования человека может быть максимально продуктивным и результативным [2].

Таким образом, важнейшая задача образования - научить студентов строить свою самообразовательную деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лобанов Ю.И., Ильченко О. А. Самообразование в открытой сетевой информационной среде // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. -С. 99-103.

2. Пидкасистый П. И., Фридман А.М., Гару- 55 нов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. -

М., 1999. -354 с.

3. Наумченко И. Л. Самостоятельный учебный труд студентов. - Саратов: Изд-во Са-рат. ун-та, 1983. - 148 с.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

5. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр «Академия». 2002. -256 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.

7. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. -496 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.