Научная статья на тему 'Детерминанты контрабанды оружия и меры борьбы с ней'

Детерминанты контрабанды оружия и меры борьбы с ней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
678
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ARMS SMUGGLING / CAUSES OF ARMS SMUGGLING / ILLEGAL ARMS TRAFFICKING / FIGHT AGAINST ARMS SMUGGLING / КОНТРАБАНДА ОРУЖИЯ / ПРИЧИНЫ КОНТРАБАНДЫ ОРУЖИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Робак Владимир Анатольевич

В статье на основе анализа следственной и судебной практики выявлены основные причины контрабанды взрывчатых веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения и военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и средств его доставки. Указаны меры борьбы с данным явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of arms smuggling and methods of combatting it

The article, based on the analysis of investigative and judicial practice, identifies the main reasons for the smuggling of explosives, firearms or their main parts, explosive devices, ammunition, weapons of mass destruction, their delivery vehicles, other weapons and military equipment, also other materials and equipment which can be used to create weapons of mass destruction and their means of delivery. Methods of combatting this phenomenon are indicated.

Текст научной работы на тему «Детерминанты контрабанды оружия и меры борьбы с ней»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 343.359 ББК 67.408

© 2019 г. Робак Владимир Анатольевич,

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации кандидат юридических наук, доцент.

ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНТРАБАНДЫ ОРУЖИЯ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

В статье на основе анализа следственной и судебной практики выявлены основные причины контрабанды взрывчатых веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения и военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и средств его доставки. Указаны меры борьбы с данным явлением.

Ключевые слова: контрабанда оружия, причины контрабанды оружия, незаконный оборот оружия, борьба с контрабандой оружия.

Robak Vladimir Anatolievich - Head of the Criminal Law Disciplines Department of the Crimean Law Institute

(branch) of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor.

DETERMINANTS OFARMS SMUGGLING AND METHODS OF COMBATTING IT

The article, based on the analysis of investigative and judicial practice, identifies the main reasons for the smuggling of explosives, firearms or their main parts, explosive devices, ammunition, weapons of mass destruction, their delivery vehicles, other weapons and military equipment, also other materials and equipment which can be used to create weapons of mass destruction and their means of delivery. Methods of combatting this phenomenon are indicated.

Keywords: arms smuggling, causes of arms smuggling, illegal arms trafficking, fight against arms smuggling.

Под термином «контрабанда» понимается ввоз либо вывоз с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого товаров и иных материальных средств с нарушением установленных правил [1, с. 38].

Контрабанда вооружения и военной техники рассматривается как угроза экономическим интересам России и стабильности ее военно-политических позиций. В связи с важностью целей экономической и военной безопасности страны контрабанда рассматривается как одна из основных внутренних угроз [2, с. 135]. Однако даже примерные объемы поставок нелегального оружия не поддаются подсчетам специалистов, остается только догадываться о том, какое количество нелегального оружия проходит через границы различных государств, в том числе и нашего.

На территории России было зарегистрировано следующее количество случаев контрабанды взрывчатых веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при

создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники: в 1997 году - 127; 1998 - 177; 1999 - 176; 2000 - 159; 2001 - 130; 2002 -144; 2003 - 123; 2004 - 98; 2005 - 136; 2006 -140;2007 - 138; 2008 - 144; 2009 - 198; 2010 -134;2011 - 81; 2012 - 129; 2013 - 194; 2014 -208;2015 - 328; 2016 - 243; 2017 - 279.

В результате исследования (на основе анализа работ иных авторов, следственной и судебной практики, интервьюирования работников правоохранительных органов) были установлены следующие основные причины контрабанды вышеуказанных предметов, материалов и техники:

- коррупция;

- участие в данных деяниях сотрудников правоохранительных органов и работников органов власти;

- халатность со стороны сотрудников таможенных органов, в чьи служебные полномочия входит осуществление контроля за пересечением таможенных пунктов, которая выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении своих должностных или функциональных обязанностей;

- ненадлежащее взаимодействие различных правоохранительных органов в данной сфере;

- ненадлежащая подготовка кадров для уполномоченных органов, осуществляющих контроль за перемещением предметов через государственную границу;

- ненадлежащая оснащенность пунктов контроля и охраны государственной границы;

- отсутствие необходимых средств охраны государственной границы вне пунктов контроля или их ненадлежащее состояние в отдельных регионах;

- недостаточная развитость инфраструктуры таможенно-пропускных пунктов;

- боевые действия и отсутствие надлежащего контроля в сфере оборота оружия в государствах, граничащих с Россией;

- увеличение количества мигрантов, незаконно попадающих на территорию России.

Коррупция является одной из основных причин преступности в целом, поскольку влияет, в первую очередь, на ее латентиза-цию, в частности - искусственную, и «превращает» органы, призванные бороться с преступностью, в «порождающие преступность». По мнению некоторых авторов, таможенная сфера является одной из лидирующих в отношении объема получаемого незаконного вознаграждения, при этом большой объем подразумевает не количество взяток, а стоимость различных ценностей, получаемых таможенными работниками [3].

Для борьбы с данным явлением и коррупционными проявлениями в данной сфере необходимо проведение комплекса общегосударственных мероприятий, направленных на увеличение правовой культуры, ужесточение кадрового контроля. В первую очередь - в органах, осуществляющих борьбу с преступностью, ужесточение мер ответственности и т. д. Помимо реализации общегосударственных мер борьба с коррупцией, как причиной незаконного оборота оружия, по нашему мнению, должна заключаться в следующем:

- усиление персональной ответственности руководителей таможенных органов относительно деятельности подчиненных сотрудников;

- усиление ответственности сотрудников таможенных органов, в чьи служебные полномочия входит осуществление контроля за пересечением таможенных пунктов;

- увеличение материального содержания сотрудников таможенных органов, в чьи служебные полномочия входит осуществление контроля за пересечением таможенных пунктов;

- увеличение средств контроля, в том числе и скрытого, в местах расположения таможенных пунктов;

- переход Федеральной таможенной службы России на электронное декларирование товаров и транспортных средств.

Участие в совершении преступлений сотрудников правоохранительных органов и работников органов власти не только многократно облегчает осуществление незаконной деятельности путем использования служебного положения, но и позволяет скрыть данные факты. Для борьбы с указанными причинами необходимо осуществление общегосударственных мер, направленных на усиление ответственности должностных лиц и государственных служащих за какие-либо коррупционные проявления. По нашему мнению, одной из эффективных мер борьбы является предусмотрение в уголовном законодательстве положения относительно конфискации у виновного лица всего имущества, принадлежащего ему на праве собственности, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание, а также имущества близких родственников, лиц, находящихся в свойстве, в случае, если данные лица знали или должны были знать, что оно получено в результате преступных действий.

Также необходимо отметить, что с 25 ноября 2002 года на территории России применяется электронное декларирование товаров при совершении таможенных операций. Данная форма подходит для трубопроводного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта. Внедрение такой системы направлено на ускорение и упрощение работы таможенных органов. Следствием такого усовершенствования является укомплектование таможенных постов специальными инспек-ционно-досмотровыми комплексами, которые позволяют даже без вскрытия и разгрузки транспортных средств выявить запрещенные к перевозке предметы. Полная автоматизация данного процесса не только позволит ускорить и сделать работу таможенных органов более эффективной, но и приведет к уменьшению количества контактов между лицами и работниками таможенной службы, что, безусловно, будет положительно влиять на уменьшение коррупциогенного фактора.

В качестве основных причин халатности со стороны сотрудников таможенных органов, которая выражается в невыполнении или

ненадлежащем выполнении своих должностных или функциональных обязанностей, можно указать следующие:

- отсутствие мотивации в деятельности сотрудников таможенных органов (в первую очередь - материальной и «продвижения» по служебной лестнице);

- отсутствие надлежащего оборудования таможенных постов;

- ненадлежащий контроль со стороны руководства;

- слабая подготовка сотрудников таможенных органов.

Для борьбы с халатностью сотрудников таможенных органов также необходимо усилить контроль руководства за их деятельностью, исключить формальный подход. Нужно повысить качество подготовки молодых специалистов, привлечь к учебному процессу, на протяжении всего обучения, представителей органов Федеральной таможенной службы, которые бы могли объективно оценивать знания будущих специалистов и выявлять лиц, не пригодных (не способных) для дальнейшего прохождения службы. Также необходимо усовершенствование системы повышения квалификации и переподготовки действующих кадров, исключить формализацию данного процесса.

С целью минимизации коррупционных проявлений необходимо осуществление мероприятий, направленных на необходимую оснащенность пунктов контроля и охраны государственной границы. Как указывалось, в настоящее время порядка 400 таможенных пунктов не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей. Отсутствует какое-либо оборудование либо существующее находится в неисправном состоянии (система видеонаблюдения, оборудование для взвешивания (!) и т. п.), а почти 14 тысяч километров границ не оборудованы в инженерном отношении.

Таможенная служба является одним из основных источников экономической и военной безопасности страны, т. е., можно сказать, участвует в обеспечении национальной безопасности в целом, защищает как от внутренних, так и внешних угроз. Является рубежом, который не допускает вывоз запрещенных к обороту товаров и товаров, которые представляют ценность для нашего государства, также не допускает ввоз данных предметов, обеспечивает пропускные пункты необходимым оборудованием. Выполнение всех этих задач -в числе приоритетных не только непосредственно для Федеральной таможенной службы,

но и государства в целом. Кроме того, необходимым является увеличение количества таможенных пунктов, что, в первую очередь, касается территорий, где такие пункты вообще отсутствуют, но географическое положение и количество зафиксированных перемещений лиц свидетельствуют о такой необходимости.

По поводу взаимодействия различных правоохранительных органов в данной сфере необходимо отметить, что, по мнению отдельных исследователей, которые опираются на проведенное анкетирование работников оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы относительно вопроса об уровне взаимодействия в борьбе с контрабандой оружия, можно сделать следующие выводы: взаимодействие удовлетворительное -20 %; неудовлетворительное - 40 %; плохое -40 %; полностью не отвечает борьбе с уголовно-наказуемой контрабандой - 10 %; хорошее -0 %; воздержались от оценки - 10 % [4, с. 90].

Для устранения данного фактора целесообразной мерой является принятие единого межведомственного документа, направленного на борьбу с незаконным оборотом оружия.

Незаконную миграцию на современном этапе причисляют к основным угрозам стабильности и безопасности не только отдельно взятых государств, но и целых регионов мира. По оценке отдельных экспертов, в России на одного законно работающего мигранта приходится десять незаконно работающих [5, с. 84-85]. По неофициальным данным, на современном этапе на территории России находится более двадцати двух миллионов незаконных мигрантов. Опасность заключается в том, что на территорию страны попадают лица, о которых отсутствует какая-либо информация. Оплата «услуг» тех, кто обеспечивает переход границы, а в некоторых случаях и дальнейшее трудоустройство, ежегодно возрастает и поэтому, чтобы добыть нужную сумму, мигранты нередко прибегают к совершению противоправных деяний, в том числе и контрабанде оружия и иных предметов, исследованиям которых посвящена данная работа [6, с. 628].

Раскрывая данный вопрос, целесообразно отметить, что, по мнению отдельных авторов, в настоящее время применение уголовного закона в отношении должностных лиц таможенных органов, совершивших преступление, нередко вызывает серьезные трудности. Обобщение судебной практики свидетельствует, что вынесенные по уголовным делам данной категории приговоры нередко изменяются вышестоящими судебными ин-

станциями в части уголовно-правовой оценки содеянного. Причины тому кроются в неоднозначных правоприменительных позициях, в неразработанности соответствующих положений в доктрине уголовного права. Необходимой мерой борьбы с таможенными преступлениями, в части ответственности должностных лиц данных органов, является выделение должностных преступлений, совершаемых в таможенных органах, в отдельную группу. Самостоятельное их исследование будет способствовать выполнению главной роли уголовного права как охранительной отрасли - противостоять росту преступлений в рассматриваемой сфере [7, с. 5].

По нашему мнению, выделение данных преступлений в отдельную группу не в полной мере позволит устранить вопросы, которые поднимались исследователями, а в неко-

Литература

1. Мокринский О. А. Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов к нему: правовые и технико-криминалистические проблемы расследования: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.

2. Хритошин И. А. Концептуальные аспекты борьбы с контрабандой вооружения и военной техники // Вестник Московского университета МВД России. № 5. 2014.

3. Степанюк Д. В. Уголовно-правовые аспекты должностных преступлений в области таможенного дела // Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право» // URL: http://politika.snauka.ru/ 2014/12/2156.

4. Кувалдин В. П., Юрьев Э. Э. Совершенствование правового обеспечения взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы в борьбе с контрабандой оружия // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 9.

5. Бурда М. А. Риски нелегальной миграции, как угроза национальной безопасности России // Politbook. 2015. № 1.

6. Дубонос С. М., Ковалев А. А., Сороко-лет Д. А., Алпатиков В. В. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ и странам СНГ // Молодой ученый. 2016. № 13.

7. Кузнецов М. П. Должностные преступления, совершаемые в таможенных органах: уголовно-правовой анализ, особенности квалификации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010.

торой части вызовет новые, поскольку дополнит уголовный закон категориальным аппаратом. С целью ликвидации обозначенной проблемы целесообразным является усовершенствование (разработка и доработка) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность таможенных органов, в частности, как отмечалось, оптимизацию взаимодействия различных правоохранительных органов.

На основании указанного можно сделать вывод, что меры борьбы с контрабандой оружия должны быть комплексными и системными, проводимыми на постоянной основе. Чтобы они стали возможными, необходимо совершенствование законодательной базы -принятие единого межведомственного документа, реализация норм которого будет находиться на особом контроле у органов государственной власти.

Bibliography

1. Mokrinsky O. A. Arms smuggling and ammunition: legal, technical and criminological problems of the investigation: dis. ... PhD in law. Volgograd, 2004.

2. Krytoshin I. A. Conceptual aspects of the fight against smuggling of weapons and military equipment // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. № 5. 2014.

3. Stepanyuk D. V. Criminal and legal aspects of official crimes in the field of customs // Electronic scientific and practical journal «Politics, state and law» // URL: http://politika.snauka.ru/2014/12/ 2156.

4. Kuvaldin V. P., Yuriev E. E. Improvment of the legal support of the interaction of the operational units of the internal affairs bodies and the customs service in the fight against arms smuggling // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 9.

5. Burda M. A. Risks of illegal migration as a threat to Russia's national security // Politbook. 2015. № 1.

6. Dubonos S. M., Kovalev A. A., Soroko-let D. A., Alpatikov V. V. Illegal migration as a threat to the national security of the Russian Federation and the CIS countries // Young Scientist. 2016. № 13.

7. Kuznetsov M. P. Official crimes committed in the customs authorities: criminal law analysis, features of qualification: dis. ... PhD in law. Ekaterinburg, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.