УДК 343.344 © С. П. Вольф
С. П. Вольф
О ПРОБЛЕМЕ КОНТРАБАНДЫ ОРУЖИЯ В РОССИИ
В статье рассматривается проблема современного состояния, структуры и динамики развития контрабанды оружия в России. Автор на основе данных официальной статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, а также измененного уголовного законодательства, регулирующего преступления против общественной опасности, обосновывает необходимость предупреждения контрабанды оружия.
Ключевые слова: уголовное право, контрабанда, контрабанда оружия, предупреждение контрабанды оружия, преступления против общественной опасности.
Борьба с контрабандой оружия - одно из важнейших направлений деятельности таможенных органов России. Незаконное перемещение оружия способствует дестабилизации ситуации в различных регионах, порождает насилие и вооруженные конфликты, преступные доходы от торговли оружием используются для финансирования международного терроризма. Общественная опасность контрабанды оружия настолько высока, что проведение мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытия данного противоправного деяния отнесены к сфере компетенции не только таможенные органов РФ, но и органов федеральной службы безопасности.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза [12] контрабанда включена в сферу компетенции таможенных органов государств - членов таможенного союза, которые осуществляют свою деятельность на основе законодательства своего государства, учитывая при этом законодательство государств - членов таможенного союза.
Как преступление контрабанда охарактеризована ст. 226.1. УК РФ. Содержание данной уголовно-правовой нормы определяет в качестве контрабанды «незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового
поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных не выделена в качестве отдельного» [13].
Ст. 226.1. УК РФ содержит нормы, предусматривающие уголовную ответственность за контрабанду следующего оружия:
1) огнестрельного оружия или его основных частей,
2) взрывных устройств,
3) боеприпасов,
4) оружия массового поражения, средств его доставки,
5) иного вооружения, иной военной техники,
6) а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки [13].
Определение и детализация понятия оружия и его видов осуществляется в нормах Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ. Так оружием признаются «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов» [5]. В качестве огнестрельного оружия рассматривается «оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда» [5], при этом основными частями огнестрельного оружия указаны «ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка» [5].
Понятие взрывного устройства в Федеральном законе «Об оружии» не дается, однако характеристика боеприпасов косвенно содержит
указание на него. Так к боеприпасам в нем относятся «предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание». В комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации под взрывным устройством предлагают понимать «промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.)» [5, с. 795].
Понятие оружия массового поражения содержит Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». В соответствии с его нормами «оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие», а средства его доставки - «ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения» [9].
Значение понятий «вооружение» и «военная техника» определяет Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» [3]. Так вооружение в соответствии с данным указом - это «средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия», а военная техника -«технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия».
Понятие материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, также дополнительно определяется УК РФ, однако о нем говорится в целом ряде указов Президента РФ и иных нормативных актов [4, 6, 7, 8].
Уже исходя из того, что определение предмета контрабанды оружия содержится в нескольких нормативно-правовых актах и включает в себя оружие разного назначения, мы можем сделать вывод о том, что прежде чем приступить к анализу состояния, структуры и динамики
конкретно контрабанды оружия, необходимо обратиться к статистическим данным, содержащим показатели динамики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в целом.
В соответствии с Указанием Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» в перечень преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия входят:
«1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: ст. 222, 223, 224, 225, 226, 355 УК РФ.
2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о том, что предметом преступного посягательства или незаконного оборота является оружие: ст. 226.1. УК РФ.
2.1. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела при наличии в статистической карточке отметки о том, что предметом преступного посягательства или незаконного оборота является оружие: ч. 2, 3 и 4 ст. 188 (дата < 08.12.2011)» [2].
Таким образом, для того чтобы проследить динамику развития контрабанды оружия в России, необходимо первоначально обратить внимание на состояние преступности, связанной с незаконным оборотом оружия в стране.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2013 г. удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, возрос по сравнению аналогичными показателями 2012 г. В этот период на территории России увеличилось на 1,8% количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Однако в ряде регионов наблюдается значительный рост таких преступлений. Например, в Рязанской области (с 59 до 128; +116,9%), Еврейской автономной области (с 35 до 64; +82,9%), Тверской области (с 97 до 174; +79,4%), Пермском крае (с 233 до 405; +73,8%), Ханты-Мансийском автономном округе - Югра (с 256 до 380; +48,4%), Курской (со 192 до 278; +44,8%) и Белгородской (со 143 до 205; +43,4%) областях (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (составлено автором по статистическим данным Генеральной прокуратуры России о состоянии преступности за 2013 г.)
Анализ динамики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по статистическим данным Министерства внутренних дел РФ о состоянии преступности в РФ за период с 2003 г. по 2013 г. показывает, что она имеет волнообразный характер (см. рис. 2). В данный период отмечаются как рост числа зарегистрированных преступлений, так и их снижение. Так, в 2012 г. количество выявленных преступлений, связан-
ных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с 2011 г. сократилось на 5,9% что, на наш взгляд, связано не с действительным снижением количества подобных деяний, а с низкой степенью выявляемости и усовершенствованием способов их совершения. А в 2013 г. количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с 2012 г. возросло на 1,8%.
Рис. 2. Динамика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, за период с 2003 по 2013 гг. (составлено автором по статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации)
По данным Федеральной таможенной снижается (см. рис. 3). Так по показателям за
службы за последние пять лет в структуре тамо- январь-март 2009 г. она равнялась 86 %, а за
женных преступлений в общем количестве воз- аналогичный период 2013 г. - 69 %. бужденных уголовных дел доля контрабанды
Рис. 3. Динамика контрабанды в структуре таможенных преступлений от общего количества возбужденных уголовных дел, % (составлено автором по статистическим данным Федеральной таможенной службы России)
Необходимо отметить, что по отчетам Федеральной таможенной службы о показателях правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за период с 2007 по 2013 гг. в качестве преимущественного предмета преступления оружие упоминается только по данным за 2008 г. Так по уголовным делам в течение 2008 г. больше, чем в 2007 г., изымалось:
• иностранной валюты - в эквиваленте 14,7 млн. долларов США (в 2007 - 11,5);
• драгоценных металлов - 339 кг (в 2007 - 2,6
кг);
• боеприпасов и патронов к гражданскому оружию - 31990 шт. (в 2007 - 1949 шт.);
• культурных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния - 25489 шт. (в 2007 - 4506 шт.);
• ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней - на 179,3 млн. рублей (в 2007 - 59,2 млн. рублей).
Так, в соответствии со справкой Красноярского краевого суда по результат обобщения и анализа практики применения судами Красноярского края в 2010 г. - первом полугодии 2011 г. уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за контрабанду предметов, запрещенных или ограниченных в обороте, указанных в ч. 2 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, за отмеченный период за контрабанду огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ был осужден только один человек [11].
Чаще же всего предметом контрабанды выступают наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, автотранспортные средства, товары народного потребления (одежда и обувь), продукты питания, лес и лесоматериалы.
Вместе с тем за период с 2008 по 2013 гг. наблюдается волнообразная динамика и по количеству уголовных дел, возбужденных по ст. 189 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники». Так в 2008 г. по данной статье было возбуждено 1 уголовное дело, в 2009 г. -48, в 2012 г. - 8, в 2013 г. -19. В отчетах Федеральной таможенной службы о показателях правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2010 и 2011 гг.
данная категория преступлений не упоминается.
Количество уголовных дел по статьям 226.1. и 229.1. Уголовного кодекса Российской Федерации в отчетах Федеральной таможенной службы за 2012-2013 гг. указывается в совокупном размере, а за 2011 г. (в сравнении с показателями 2010 г.) - показатели по данным статьям представляются отдельно. Так в 2010 г. количество уголовных дел, возбужденных по ст. 229.1. Уголовного кодекса Российской Федерации «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» равно 85, а по ст. 226.1. «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» - 10. Причем в отчете Федеральной таможенной службы о показателях правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 2011 г. указано, что «значительное влияние на правоприменительную практику оказали изменения уголовного законодательства в части повышения крупного размера для целей статей 188, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации и решение Конституционного Суда Российской Федерации об использовании таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования при решении вопроса о наличии состава контрабанды». Таким образом, столь пристальное внимание работников таможенных органов к разделению показателей по данным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации вызвано изменениями законодательства, в ходе проведения которых 7 декабря 2011 г. ст. 188 УК РФ «Контрабанда» утратила силу, а ст. 226 Уголовного кодекса Российской Федера-
ции была дополнена [10].
Сравнение совокупных показателей количества возбужденных уголовных дел по статьям 226.1. и 229.1. свидетельствует об их неуклонном росте. Так за январь-сентябрь 2012 г. их количество равно 876, а за аналогичный период 2013 г. - 977.
Так, при общей тенденции к сокращению доли контрабанды в общем числе таможенных преступлений (см. рис. 3) количество дел, возбужденных по ст. 226.1. УК РФ увеличилось. В сочетании с анализом роста динамики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Фе-
дерации, можно сделать вывод, что контрабанда оружия все еще занимает определенное место в структуре таможенных преступлений.
Анализ состояния, структуры и динамики преступлений, связанных с контрабандой оружия, свидетельствует о том, что большая часть таких преступлений являются латентными. Поэтому криминологическая характеристика контрабанды оружия на основе измененного уголовного законодательства может служить основой для выработки мер предупреждения таких преступлений таможенными органами России, а также послужит базой для нахождения путей совершенствования российского уголовного законодательства, регулирующего преступления против общественной опасности.
Библиографический список
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / отв. ред. В. М. Лебедев. - М.: Контракт, 2012. - 1345 с.
2. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: указание Генпрокуратуры России № 38711, МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г. (Документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: указ Президента РФ от 24.01.1998 № 61 // Собрание законодательства РФ. - 1998. -№ 5. - Ст. 561.
4. О Типовых списках товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, и Общих требованиях к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю: решение Межгосударственного Совета ЕврА-зЭС от 21.09.2004 № 190 (ред. от 19.11.2010) (в данном виде документ опубликован не был) // Спра-вочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Об оружии: федер. закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.
6. Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль: указ Президента РФ от 14.01.2003 № 36 (ред. от 14.10.2008) // Собрание законодательства РФ. -2003. - № 3. - Ст. 208.
7. Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль: указ Президента РФ от 08.08.2001 № 1005 (ред. от 18.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ч. II. - Ст. 3441.
8. Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль: указ Президента РФ от 14.02.1996 № 202 (ред. от 14.10.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 8. - Ст. 742.
9. Об экспортном контроле: федер. закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 30. - Ст. 3774.
10. Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению федеральных законов от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.06.2012) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 11.
11. По результатам обобщения и анализа практики применения судами Красноярского края в 2010 г. - 1 полугодии 2011 г. уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за контрабанду предметов, запрещенных или ограниченных в обороте, указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ: справка Красноярского краевого суда от 22 декабря 2011 г. // Буква закона. - 2011. - № 7.
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2 (10)
12. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) (В данном виде документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
ABOUT THE PROBLEM OF SMUGGLING WEAPONS IN RUSSIA
Svetlana P. Wolf,
head of Department of theory and history of state and law, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract: the article deals with the modern State, the structure and dynamics smuggle weapons in Russia. The author on the basis of official statistics Procurator General of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Federal Customs Service, as well as of the amended Criminal law governing crimes against public danger justifies the need to prevent the smuggling of weapons.
Keywords: criminal law, smuggling, arms trafficking, prevention of weapons smuggling, crimes against public dangers.
Сведения об авторе:
Вольф Светлана Павловна - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, РФ), е-шаП: volf_svetlana@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 15.05.2014.