Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
5'2016
9.10. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ, ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Ольцонов Эльвег Владимирович, соискатель Место учебы: Российская таможенная академия
dbb90@bk.ru
Аннотация: В статье рассматривается понятие правовой характеристики контрабанды огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, определены виды таких правовых характеристик, а также определена её роль в повышении результативности взаимодействия пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов в борьбе с контрабандой огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств.
Ключевые слова: взаимодействие, оружие, контрабанда, правовая характеристика, пограничные органы, органы внутренних дел, таможенные органы.
LEGAL CHARACTERISTICS OF SMUGGLING OF FIREARMS, AMMUNITION, EXPLOSIVES, EXPLOSIVE DEVICES AND ITS ROLE
IN ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF INTERACTION BETWEEN BORDER AUTHORITIES, POLICE AND CUSTOMS AUTHORITIES
Oltsonov Elveg V., the competitor Study place: the Russian Customs Academy
dbb90@bk.ru
Annotation: The article discusses the concept of the legal characteristics of smuggling of firearms, ammunition, explosives, explosive devices, identify the types of legal characteristics and defined its role in enhancing the effectiveness of interaction between border authorities, police and customs authorities in the fight against smuggling of firearms, ammunition , explosives, explosive devices.
Keywords: interaction, weapon smuggling, legal characteristic, border authorities, police, customs authorities.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывается, что одной из основных угроз государственной и общественной безопасности является деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ1.
В Российской Федерации уголовная ответственность за контрабанду огнестрельного оружия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (далее -контрабанда оружия и боеприпасов) предусмотрена ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)2.
Деятельность по борьбе с контрабандой оружия и боеприпасов в Российской Федерации является многосубъектной, она возлагается, в том числе на органы федеральной службы безопасности в целом и, в частности на пограничные органы, органы внутренних дел Российской Федерации и таможенные органы Российской Федерации.
Указанная деятельность не может быть эффективной без четко налаженного механизма взаимодействия. Под взаимодействием пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов в борьбе с контрабандой огнестрельного оружия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует понимать основанный на нормативных правовых актах процесс организационного согласования и практического объединения (по цели, времени, месту) возможностей (сил и средств) в обеспечении безопасности государства в области общественных отношений, связанных с перемещением огнестрельного оружия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Прежде чем говорить о правовой характеристике контрабанды оружия и боеприпасов необходимо остановиться на самом термине «правовая характеристика».
В теории права не сложились как такового определения правовой характеристики. Отдельные авторы трактуют это понятие по-разному.
Например, по мнению В. Е. Корноухова, правовая характеристика представляет собой комплексное описание отдельного
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 : ст. 41 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.
2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газета, М., 2011. № 5654
Ольцонов Э. В.
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ, ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
правового явления с целью уяснения сущности и основных механизмов его реализации3.
Л. К. Терещенко предлагает под правовой характеристикой понимать систему правового обеспечения общественных отношений в определенной сфере и включает в себя нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемые отношения, а также деятельность субъектов права по их развитию и совершенствованию4.
А.Н. Шевораков понимает под правовой характеристикой оценку содержания явления на основе совокупности правовых норм, описывающих каждый из необходимых признаков рассматриваемого явления5.
Слово «характеристика» в переводе с древнегреческого означает «отличительный». В толковых словарях понятие «характеристика» означает определение отличительных особенностей предмета, лица или явления6.
Таким образом, под правовой характеристикой контрабанды огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств понимаются сведения, раскрывающие содержание контрабанды огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств на основе совокупности правовых норм различной отраслевой принадлежности.
Применительно к контрабанде огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств можно выделить следующие виды правовых характеристик:
- уголовно-правовая характеристика;
- криминологическая характеристика;
- криминалистическая характеристика;
7
- оперативно-разыскная характеристика .
Уголовно-правовая характеристика контрабанды оружия и боеприпасов.
Общие положения, относящиеся к контрабанде оружия подробно изложены в действующем УК РФ, в ст. 226.1, устанавливающей ответственность за контрабанду оружия и ее квалифицированные виды 8.
Родовой объект ст. 226.1 УК РФ, составляет совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность и общественный порядок. Видовым объектом преступления предусмотренного ст. 226.1 УК РФ является общественная безопасность9.
3 Корноухов В. Е. О структуре методик по расследованию преступлений // Вестник криминалистики, 2004. № 2. С. 20.
4 Терещенко Л. К. О соблюдении баланса интересов при установлении мер защиты персональных данных // Журнал российского права, 2011. № 5. С. 7.
5 Шевораков А.Н. Правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого Федеральной Службой Безопасности :дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : М., 2005. 140 с.
6 Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке / под ред. М. Попова. - М., 1907. ; Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / под ред. А.Н. Чудинова. - М., 1910.
7 Ольцонов Э.В. Контрабанда оружия и боеприпасов: оперативно-розыскная характеристика и особенности юридической квалификации // Пробелы в российском законодательстве.- М. : Издательский дом ЮрВак. № 3, 2015. С. 174-177.
8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : по состоянию на 3 февраля 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации, 1996 г. № 25, ст. 2954.
9 Омигов В.И, Кудашов В.Н. Анализ развития уголовного законода-
тельства об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпа-
сов, взрывчатых веществ и взрывных устройств как необходимое усло-
Решая вопрос о непосредственном объекте преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, следует отметить тот факт, что ранее ответственность за это преступление предусматривалась ч. 2 ст. 188 УК РФ и располагалась в разделе «Преступления в сфере экономики», теперь же данное преступление перенесено в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ.
Таким образом, в части касающейся контрабанды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, непосредственным объектом ст. 226.1 УК РФ выступает общественная безопасность.
В комментариях к ст. 222-226.1 УК РФ под редакцией А.И. Чу-чаева указано, что предметом преступления по ст. 226.1 УК РФ являются в т.ч. огнестрельное оружие или его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства. Речь идет о предметах, изъятых или ограниченных в гражданском
обороте, в отношении которых установлены специальные пра-
10
вила перемещения через таможенную границу .
Обязательными признаками рассматриваемого состава (ст. 226.1 УК РФ) являются - деяние в виде незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Криминологическая характеристика контрабанды оружия и боеприпасов определяется тем, что в современной России и в бывших союзных республиках СССР организованная преступность распространила свое влияние на многие сферы жизнедеятельности общества, преступные организации усиливали свое положение на региональном уровне. Весьма мощным сегментом этого противоправного сектора социальных отношений стал незаконный оборот оружия и боеприпасов, составной частью и источником которого является контрабанда. Контрабанде оружия и боеприпасов во многом способствует огромное пространство Российской Федерации, «прозрачность» границ между странами СНГ, особенно актуально в связи с образованием единой таможенной территории в рамках Таможенного союза, отсутствие в структурах этих стран общего координирующего и информационно-контролирующего центра борьбы с криминалом.
Анализ юридической и специальной литературы11, посвященной различным аспектам незаконного оборота оружия, позволяют сделать следующие выводы:
1) Контрабанда оружия и боеприпасов в нашей стране, ещё в советские годы, стала впервые выявляться во время пребывания советских войск в Афганистане в 80-х годах прошлого века. Также ввозилось по возвращению на родину незначительное количество оружия советскими военными специалистами, работавшими в иностранных государствах (Мозомби-ке, Гвинее-Бисау, Анголе и др.). В конце 1990-х годов ввоз оружия в Россию осуществлялся через территорию прибалтийских государств.
вие его дальнейшего совершенствования / Пробелы в российском законодательстве // Издательский дом Юр-Вак, - М., 2008. № 1. С. 37-44.
10 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ / комментарий под ред. А.И. Чучаева // Контракт, М., 2012 г.
11 Мальцев А.В. Остановит преступления мягкий металл - Щит и меч, 2008, 8 мая, № 17. С. 24-30 ; Мокринский О.А. Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов к нему : дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. 224 с.
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
5'2016
2) Контрабандный ввоз оружия возрос в результате этнических, религиозных и националистических вспышек, которые в некоторых случаях переросли в открытую войну в таких регионах как Балканский полуостров, район Карпат, Кавказ, Восточная и Западная Африка и Западная Азия. Огромные склады оружия вышли из-под контроля правительств и попали в руки организованных преступных элементов, которые быстро наладили необходимые пути поставок. Только в первой половине 1992 года общий объем зарегистрированных краж огнестрельного оружия в новых демократических странах Восточной Ев-
12
ропы вырос почти на 30 процентов .
3) Чаще всего контрабандные поставки оружия осуществляются в пунктах пропуска транспортных средств через границу России в южном и юго-западном направлениях, особенно на российско-украинском участке государственной границы Российской Федерации. Очень сложная обстановка сложилась на границах Ростовской, Воронежской и Брянской областей, ввиду социально-политического конфликта в восточной Укра-
13
ине .
Криминалистическая характеристика контрабанды оружия и боеприпасов содержит:
- типичную исходную информацию, систему данных о способах совершения и сокрытия данного вида (рода) преступления и типичных последствиях их применения;
- характеристику особенностей обстоятельств, подлежащих выяснению и исследованию по данной категории дел, и типичных версий;
- указания на личность вероятного преступника и его характеристику, вероятные мотивы и цели преступления;
- описание типичных для данного вида преступлений обстоятельств, способствующих его совершению14.
При планировании проведения оперативно-розыскных мероприятий, а впоследствии при проведении следственного осмотра места происшествия важно знать типичные способы контрабанды оружия, боеприпасов и взрывных устройств. Исследованием установлено, что выбор мест и способ сокрытия оружия зачастую зависит от его количества и размеров. Проведенное О.А. Мокринским выборное изучение оперативной и следственной практики показало, что контрабанда оружия и боеприпасов чаще всего совершается следующими способами:15
1) оружие и боеприпасы скрывают от таможенного контроля среди товаров народного потребления, строительных материалов и т.п., на которые имеются соответствующие товарно-транспортные накладные и грузовые таможенные декларации;
2) перевозка автогрузовым, железнодорожным, морским или авиационным транспортом в упакованном, опломбированном виде с представлением подложных грузовых и таможенных документов - в документах указывается «обычный» груз, а не оружие и боеприпасы;
12 Овчинский В.С., Эминов В.В., Яблоков Н.П. Основы борьбы с организованной преступностью. М.: Инфра-М, 1996. С. 44
13 Борявский Н.Ф., Курчаков А.В. Объединить усилия с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывных веществ // Вестник МВД РФ, 1997 № 5 (34). С. 99-105 ; ФСБ России пресечена деятельность межрегиональной организованной преступной группы, причастной к незаконному обороту огнестрельного оружия / офиц. сайт ФСБ России URL.: http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10437622%40fs bMessage.html (дата обращения 12.10.2016 г.).
14 Птухина Л.А. Криминалистическая характеристика и ее роль в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с таможенным перемещением товаров и предметов / Бизнес в законе // Издательский дом Юр-Вак, - М., 2006, № 3-4. С. 31-39.
15 Мокринский О.А. Указ. соч. С. 85-90.
3) в транспортных средства: кабинах, салонах, отсеках грузовых и легковых автомобилей, автобусах, служебных и пассажирских помещениях, железнодорожных вагонов, судов, самолетов, вертолетов и пр., в конструктивных элементах авиационных, морских и железнодорожных конвейерах;
4) с использованием специально оборудованных тайников (функциональное предназначение которых является только незаконное перемещение огнестрельного оружия и боеприпасов).
Оперативно-разыскная характеристика контрабанды оружия и боеприпасов представляет собой ряд устойчивых и взаимосвязанных информационных признаков уголовно-правового, криминологического, криминалистического характера, а также иных специальных признаков, знание которых способствует наиболее эффективной организации и тактике оперативно-разыскной деятельности оперативных
ч 16
подразделений .
Таким образом, под правовой характеристикой контрабанды огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств понимаются сведения, раскрывающие содержание контрабанды огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств на основе совокупности правовых норм различной отраслевой принадлежности. Можно выделить следующие виды правовых характеристик:
- уголовно-правовая характеристика;
- криминологическая характеристика;
- криминалистическая характеристика;
- оперативно-разыскная характеристика.
Знание особенностей правовой характеристики контрабанды огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств способствует наиболее эффективной организации и тактике совместной деятельности пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов, повышает результативность их взаимодействия в борьбе с контрабандой огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств.
Список литературы:
1. Борявский, Н.Ф. Объединить усилия с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывных веществ / Н.Ф. Борявский, А.В. Курчаков // Вестник МВД РФ. - М., 1997. - № 5 (34). - С. 99-105.
2. Гребельский, Д.В. О состоянии криминалистических и оперативно-розыскных характеристик преступлений / Д.В. Гребельский // Криминалистическая характеристика преступлений. - М., 1984.
- С. 75.
3. Корноухов, В. Е. О структуре методик по расследованию преступлений / В.Е. Корноухов // Вестник криминалистики. - М., 2004. - № 2. - С. 20.
4. Мальцев, А.В. Остановит преступления мягкий металл / А.В. Мальцев // Щит и меч. - М., 2008. - № 17. - С. 24-30.
5. Мокринский, О.А. Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов к нему : дис....канд.юрид.наук / О.А. Мокринский. -Волгоград, 2004. - С. 85-90.
6. Овчинский, В.С. Основы борьбы с организованной преступностью / В.С. Овчинский, В.В. Эминов, Н.П. Яблоков. - М. : Инфра-М, 1996. - С. 44
7. Омигов, В.И. Анализ развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств как необходимое условие его дальнейшего совершенствования / В.И. Омигов, В.Н.
16 Ольцонов Э.В. Указ. соч. С. 174-177
Ольцонов Э. В.
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ, ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
Кудашов // Пробелы в российском законодательстве. - М. : Издательский дом Юр-Вак, 2008. - № 1. - С. 37-44.
8. Ольцонов, Э.В. Контрабанда оружия и боеприпасов: оперативно-розыскная характеристика и особенности юридической квалификации / Э.В. Ольцонов // Пробелы в российском законодательстве. - М. : Издательский дом ЮрВак, 2015. - № 3. - С. 174177.
9. Птухина, Л.А. Криминалистическая характеристика и ее роль в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с таможенным перемещением товаров и предметов / Л.А. Птухина // Бизнес в законе. - М. : Издательский дом Юр-Вак, 2006. - № 3-4. С. 31-37.
10. Терещенко, Л. К. О соблюдении баланса интересов при установлении мер защиты персональных данных / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. - М., 2011. - № 5. - С. 7.
11. Чучаев А.И. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ : комментарий / А.И. Чучаев // Контракт. -М., 2012.
12. Шевораков, А.Н. Правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого Федеральной Службой Безопасности: дис. ... канд. юрид. наук / А.Н. Шевораков : 20.02.03. - М., 2005. - 140 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Правовая характеристика контрабанды огнестрельного оружия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и её роль в повышении результативности взаимодействия пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов» соискателя учёной степени кандидата
юридических наук Ольцонова Э.В. Статья Ольцонова Э.В. посвящена определения понятия правовая характеристика контрабанды огнестрельного оружия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (далее - контрабанда оружия), а также роли правовой характеристики контрабанды оружия в повышении результативности взаимодействия пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов в борьбе с ней.
Представленная на рецензирование статья имеет актуальность в связи с необходимостью комплексного исследования современного состояния взаимодействия указанных подразделений и совершенствования понятийного аппарата.
Контрабанда оружия представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, способствует росту незаконного оборота оружия внутри страны, поставке его для незаконных вооруженных формирований, организаций террористического и экстремистского толка, а также распространению оружия российского производства в иностранных государствах. Поскольку совокупные негативные последствия от уголовно-наказуемой контрабанды затрагивают важнейшие сферы жизнедеятельности российского общества и функционирования государственных институтов, совершенствование форм и методов противодействия этому посягательству становится исключительно актуальной задачей. Организовать подобное эффективное противодействие контрабанде оружия возможно только на основе совершенного уголовного, уголовно-процессуального, таможенного и иных видов законодательства, правильного и однозначного толкования его положений правоприменительными органами, а также объединения усилий различных правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации.
Научной новизной статьи является определение понятия правовая характеристика применительно к контрабанде оружия, определение видов такой правовой характеристики, определение понятия взаимодействия пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов в борьбе с контрабандой оружия.
Вывод: Представленная статья на тему: «Правовая характеристика контрабанды огнестрельного оружия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и её роль в повышении результативности взаимодействия пограничных орга-
нов, органов внутренних дел и таможенных органов» соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам данного рода, и рекомендуется к публикации в журнале «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал». Заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор кафедры ОРД Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
В.П. Кувалдин