Научная статья на тему 'Общая характеристика факторов детерминации незаконного оборота оружия в России'

Общая характеристика факторов детерминации незаконного оборота оружия в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ / DETERMINANTS OF ARMS TRAFFICKING / ВООРУЖЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ARMED CRIME / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / КОНТРАБАНДА / SMUGGLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Робак Владимир Анатольевич

Анализируются детерминанты незаконного оборота оружия в России, коррупционные факторы, отмечается халатное отношение лиц, в обязанности которых входит осуществление охраны оружия, упрощение процедуры получения лицензии на право приобретения и хранения, упрощение процедуры лицензирования и контроля негосударственных организаций, которые имеют право совершать определенные действия с теми или иными типами оружия, увеличение количества фактов контрабанды. Приводятся статистические данные относительно незаконного оборота оружия. Указывается влияние незаконного оборота оружия на совершение иных, в большинстве случаев насильственных преступлений. Определяются основные пути устранения детерминант незаконного оборота оружия, в том числе усиление контроля за легальным оборотом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTIC OF FACTORS OF DETERMINATION OF ARMS TRAFFICKING IN RUSSIA

Determinants of arms trafficking in Russia, corruption factors are analyzed, negligent attitude of persons to whose duties implementation of protection of weapon, simplification of the procedure of obtaining the license for the right of acquisition and storage, simplification of the procedure of licensing and control of the non-state organizations which have the right to make certain actions with these or those types of weapon, increase in quantity of the facts of smuggling belongs is noted. Statistical data on arms trafficking are provided. Influence of arms trafficking on commission of others, in most cases violent, crimes is specified. The main ways of elimination of determinants of arms trafficking, including strengthening of control of legal turnover are defined.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика факторов детерминации незаконного оборота оружия в России»

УДК 343

ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ РОБАК,

Крымский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь, Республика Крым, e-mail: robak_va@mail.ru

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ ДЕТЕРМИНАЦИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИИ

Реферат: анализируются детерминанты незаконного оборота оружия в России, коррупционные факторы, отмечается халатное отношение лиц, в обязанности которых входит осуществление охраны оружия, упрощение процедуры получения лицензии на право приобретения и хранения, упрощение процедуры лицензирования и контроля негосударственных организаций, которые имеют право совершать определенные действия с теми или иными типами оружия, увеличение количества фактов контрабанды. Приводятся статистические данные относительно незаконного оборота оружия. Указывается влияние незаконного оборота оружия на совершение иных, в большинстве случаев насильственных преступлений. Определяются основные пути устранения детерминант незаконного оборота оружия, в том числе усиление контроля за легальным оборотом.

Ключевые слова: детерминанты незаконного оборота оружия, вооруженная преступность, коррупция, контрабанда.

VLADIMIR ANATOLYEVICH ROBAK, Crimean legal institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russia,

Simferopol, Republic of Crimea, e-mail: robak_va@mail.ru

GENERAL CHARACTERISTIC OF FACTORS OF DETERMINATION OF ARMS TRAFFICKING IN RUSSIA

Abstract: determinants of arms trafficking in Russia, corruption factors are analyzed, negligent attitude of persons to whose duties implementation of protection of weapon, simplification of the procedure of obtaining the license for the right of acquisition and storage, simplification of the procedure of licensing and control of the non-state organizations which have the right to make certain actions with these or those types of weapon, increase in quantity of the facts of smuggling belongs is noted. Statistical data on arms trafficking are provided. Influence of arms trafficking on commission of others, in most cases violent, crimes is specified. The main ways of elimination of determinants of arms trafficking, including strengthening of control of legal turnover are defined.

Keywords: determinants of arms trafficking, the armed crime, corruption, smuggling.

Массовость преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь; существует тенденция роста числа опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.

В современных условиях возникает необходимость принятия экстренных, более жестких мер по борьбе с незаконным оборотом оружия, в первую очередь связанных с усилением контроля за его легальным оборотом. Разработка этих мер возможна лишь на основе глубокого криминологического исследования всех закономерностей неза-

© Робак В. А., 2017 © Robak V. A., 2017

конного оборота оружия, так как без фундаментальных научных исследований данного явления деятельность правоохранительных органов по борьбе с ним малоэффективна.

Высокий уровень указанного вида преступности обусловливается экономическими кризисными явлениями, которые существуют на современном этапе в нашей стране. Прежде всего они негативно влияют на уровень безработицы и состояние жизни населения. Эти факторы способствуют объединению лиц для совершения преступлений и использования различных предметов для «облегчения» преступной деятельности, в том числе применения того или иного оружия. Кроме того, увеличению количества указанных преступлений также содействует то, что растет количество лиц, которые теряют работу и имеют высокую профес-

сиональную подготовку (проходили службу в вооруженных силах либо правоохранительных органах, работали в охранных организациях и т. п.). Для ликвидации указанных детерминант необходимо проведение мероприятий высшими органами государства (усовершенствование действующего законодательства, либерализация власти, усиление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и т. п.), направленных на устранение кризисных явлений, экономической нестабильности, безработицы, социального и правового неравенства граждан и т. п.

В качестве одного из факторов указанного вида преступности можно также выделить то, что в настоящее время наблюдается падение духовности, нравственной культуры, что усиливается отсутствием конструктивной идеологии. Государственная монополия в сфере идеологии, которая существовала ранее, ослабла, вследствие чего ослаб социальный контроль за поведением граждан, в особенности тех, которые не придерживались требований нравственных предписаний. Государство отстранилось от определения важных нравственных ценностей, а главное, от надлежащей их охраны со стороны уполномоченных органов. В результате в обществе не формируются основы духовного и нравственного воспитания населения, особенно молодежи. Средства массовой информации нередко пропагандируют (ввиду отсутствия цензуры) культ насилия и жестокости, особенно путем демонстрации художественных фильмов, которые представляют массовый интерес [1, с. 8] и налагают отпечаток на психически не уравновешенных людей, на еще не сформировавшуюся психику несовершеннолетних, поскольку совершение преступлений с оружием в руках, даже без его фактического применения, является проявлением насилия, демонстрацией и доказательством силы.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что значительная негативная роль в формировании общественного сознания, представлений и стереотипов вседозволенности, власти денег, романтизма уголовного образа жизни и т. п., особенно у подростков и молодежи, принадлежит средствам массовой информации. В настоящее время успешное функционирование указанных средств, независимо от аудитории, статуса и направленности вещания, содержания и формы сообщений, основано на удовлетворении потребительского спроса в виде продукции насильственно-уголовного характера. В результате успешной реализации стремления средств массовой информации удовлетворить такой спрос с целью получения прибыли у населения формируется пренебрежительное отношение к законопослушному, правомерному поведению, мысль о «нормальности»

уголовного образа жизни, «неприкосновенности» преступных «авторитетов», девальвируются понятия о справедливости и чести. Для устранения данного фактора детерминации необходимо в должный ранг ввести цензуру, что возможно осуществить путем внесения изменения в действующее законодательство относительно объективности осуществления данной процедуры и усиления ответственности лиц, которые отвечают за ее проведение.

Необходимо также отметить, что совершение каких-либо действий относительно незаконного оборота оружия (приобретение, хранение и т. п.), а тем более применение указанных предметов при совершении иных преступлений свидетельствует о том, что виновный, во-первых, преодолевает определенные психологические барьеры относительно обращения с предметами, которые специально предназначены для причинения вреда жизни и здоровью иных лиц: во-вторых, может использовать оружие и в дальнейшем, при совершении иных посягательств. Для минимизации указанных детерминант, по нашему мнению, необходимо увеличение количества профилактических мероприятий (рейды, беседы, негласные мероприятия и т. п.), проводимых правоохранительными органами, с целью выявления лиц, склонных к совершению таких деяний, а также мероприятий, имеющих общую превенцию относительно совершения указанных действий (лекций в образовательных организациях, выступлений в средствах массовой информации и т. п.). Особое внимание необходимо уделять ранее судимым лицам (в первую очередь лицам, которые имеют судимость за совершение преступлений с использованием указанных предметов, насильственных преступлений либо преступлений в сфере их незаконного оборота); лицам, которые злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами либо психотропными веществами; лицам, которые увлекаются азартными играми; лицам, страдающим психическими заболеваниями и не изолированным от общества, и т. п.

Следующим фактором, значительно влияющим на негативную тенденцию распространения преступлений в сфере незаконного оборота оружия, по нашему мнению, является коррупция, вследствие которой имеет место незаконный отток оружия, в первую очередь огнестрельного, и боеприпасов из силовых ведомств и иных учреждений, которые имеют право на хранение, изготовление и совершение иных действий с указанными предметами. Для устранения указанных детерминант вооруженной преступности необходимо принятие мер со стороны высших органов государства, направленных на усиление ответственности за кор-

рупционные деяния. Необходимо отметить, что в государстве проводится довольно значительное количество мер, направленных на противодействие коррупции, однако, к сожалению, коррупционные преступления занимают значительное место в общей структуре преступности. Совершение указанных деяний в анализируемой сфере имеет повышенную опасность, поскольку в свободный оборот попадают предметы, прямо предназначенные для причинения вреда здоровью и жизни человека. Необходимо также повышение уровня контрольных мероприятий (проверок, ревизий и т. п.) в организациях, которые имеют право совершать те или иные действия с оружием (изготовление, хранение, ремонт и т. п.), а именно исключение формализма, объективность и повышение ответственности лиц, которые проводят указанные контрольные мероприятия на законодательном уровне. Целесообразным также является ужесточение положений относительно учета данных предметов в указанных местах.

В качестве детерминант данного вида преступности, по нашему мнению, можно назвать халатность, безответственность относительно выполнения своих должностных или функциональных обязанностей уполномоченными лицами, что приводит к совершению хищений оружия, боеприпасов и их составных частей, а также нападений с целью завладения данными предметами на учреждения, где они находятся на хранении. Для устранения указанных детерминант, по нашему мнению, необходимо повышение требований к лицам, назначаемым на соответствующие должности, усиление мер контроля в отношении указанных лиц, а также ответственности лиц, в должностные или функциональные обязанности которых входит сохранность указанных предметов либо охрана указанных объектов.

Следующим фактором детерминации совершения анализируемых преступлений является упрощение процедуры оформления и продолжения действия разрешений граждан на приобретение, хранение и ношение гражданского и спортивного оружия, требующего указанного разрешения. По данным МВД России на 2013 г., на территории России зарегистрировано более 7,5 млн единиц оружия. Следует отметить, что ежегодно количество оружия на руках у населения увеличивается на 10-15 %. Руководство страны негативно относится к указанной тенденции. Так, В. В. Путин выступает против свободного оборота оружия в России, по его словам, «у нас и так на руках у населения много оружия... поэтому искусственно стимулировать этот процесс очень опасно» [2]. Кроме того, в последнее время увеличивается количество противоправных посягательств именно с применением указан-

ных предметов. Особую опасность представляет невозможность предупреждения таких посягательств в связи с наличием законных оснований у лиц на владение такими предметами. Для устранения указанных детерминант, по нашему мнению, необходимо повышение требований и ответственности лиц, которые изъявляют желание получить разрешение либо уже имеют его. Повышение требований в первую очередь должно проявляться в ужесточении процедуры проверки лица, которое желает получить указанное разрешение, исключение формализма при ее проведении, а также усиление контроля за лицами, осуществляющими данную процедуру, уменьшение периода, по истечении которого требуется перерегистрация разрешений, лишение возможности перерегистрации в случае пропуска срока перерегистрации по неуважительным причинам. Кроме того, целесообразно лишать разрешений лиц, которые допустили утрату оружия или нарушение правил обращения с оружием, так как указанные предметы являются потенциальным орудием преступлений. В качестве примера можно привести следующее: ученик 10-го класса московской школы № 263 Сергей Гордеев ворвался в здание с малокалиберной винтовкой и охотничьим карабином, легально зарегистрированными на его отца. В здании школы он открыл стрельбу, вследствие чего был убит преподаватель географии и биологии. При задержании ученик открыл стрельбу по сотрудникам правоохранительных органов, один из сотрудников был ранен, один убит [3]. Необходимо также проведение проверки по каждому факту отсутствия перерегистрации указанных предметов, вследствие того что имеют место неединичные случаи, когда владелец оружия погибает, признается без вести пропавшим и т. п., а родственники лица не принимают мер по сдаче оружия в уполномоченные органы, в связи с чем утрачивается контроль за данными предметами.

Следует отметить, что со стороны государства наблюдается либерализация политики относительно лицензирования и контроля негосударственных организаций, которые имеют право совершать определенные действия с теми или иными типами оружия (охранные организации, спортивные организации и т. п.). В настоящее время на территории России зарегистрировано более 1050 юридических лиц, занимающихся торговлей служебным и гражданским оружием. По нашему мнению, необходимо ужесточение условий, предъявляемых к юридическим лицам, деятельность которых связана с законным оборотом указанных предметов, а именно: уменьшение количества указанных предметов, которые могут находиться в обороте данных лиц, уменьшение периода, по истечении которого тре-

буется проведение контрольных мероприятий за деятельностью таких лиц, ужесточение требований к помещениям и техническому оснащению помещений, в которых находятся указанные лица, в первую очередь относительно их охраны.

На территории России в течение последних десяти лет было зарегистрировано следующее количество хищений оружия: 2006 г. - 1634, 2007 -1854, 2008 - 1636, 2009 - 1829, 2010 - 1545, 2011 -1595, 2012 - 1473, 2013 - 1627, 2014 - 1488, 2015 г. - 1623 [4].

В качестве следующего фактора, способствующего совершению указанных преступлений, можно выделить значительное увеличение организаций, преимущественно частной собственности, в которых накапливаются довольно большие материальные средства (филиалы банков, ломбарды, магазины по продаже изделий из драгоценных металлов и т. п.), а именно ненадлежащая организация охраны указанных объектов. К сожалению, в последнее время наблюдается стойкая тенденция относительно увеличения числа случаев нападения на указанные организации с использованием оружия. В качестве примера можно привести нападение на ювелирный магазин «Яшма Золото» на юго-западе Москвы в октябре 2015 г., совершенное четырьмя лицами с использованием оружия, в результате которого был убит охранник [5].

Для устранения указанных недостатков, которые выступают в определенной мере провоцирующими факторами совершения нападений, необходимо внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты относительно обязанности владельцев указанных объектов заключать договоры на обеспечение охранных услуг с соответствующими государственными органами, а также усиление мер безопасности таких объектов со стороны владельцев, а именно повышение требований к помещениям, в которых располагаются такие организации, к технической оснащенности помещений, к системам охранной сигнализации, проведение с персоналом таких организаций занятий относительно их действий при нападении сотрудниками соответствующих го-

сударственных органов, осуществляющих охрану указанных организаций, и т. п.

Фактором существования и развития указанной категории преступлений также является увеличение количества фактов контрабанды указанных предметов. В соответствии с аналитическими данными Федеральной таможенной службы в условиях сложной криминогенной обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе в приграничных регионах, такое явление, как контрабанда, не только представляет значительную угрозу интересам экономической безопасности, но и создает предпосылки для активной деятельности международной преступности, часто связанной с терроризмом. В связи с этим необходимо усовершенствование деятельности таможенных органов относительно выявления и предупреждения фактов перемещения указанных предметов через государственную границу. По нашему мнению, усовершенствование деятельности данных органов в первую очередь должно касаться их технического обеспечения, укомплектования высококвалифицированными кадрами, обеспечения повышения квалификации и переподготовки действующих кадров, усиления контроля за деятельностью указанных органов.

Таким образом, на незаконный оборот оружия в России влияют детерминанты, как характерные для существования преступности в целом, в частности экономическая нестабильность, повышение уровня безработицы, увеличение коррупционных проявлений, так и специфические, а именно: слабый контроль со стороны государства за обращением с огнестрельным оружием, халатность и безответственность относительно выполнения своих должностных или функциональных обязанностей уполномоченными лицами организаций, которые имеют право совершать те или иные действия с оружием, ненадлежащая охрана организаций, где хранятся в значительных размерах денежные суммы или ценности, пропаганда культа насилия и жестокости в средствах массовой информации, упрощение процедуры оформления и продолжения действия разрешений граждан на хранение охотничьего и другого подобного оружия.

Библиографический список

1. Лунеев В. В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Государство и право. 2004. № 1. С. 5-18.

2. Власти закрепили право россиян на травматику. URL : http://news.mail.ru/politics/ 20188988/?frommail=1.

3. МВД: Число преступлений с применением огнестрельного оружия выросло на 64 %. URL : http://vz.ru/news/2014/2/5/671245.html.

4. Статистика и аналитика. URL : https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics.

5. В Москве совершено разбойное нападение на ювелирный салон. URL : http://mosday.ru/news/ item.php?512820.

Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 4. С. 505-686

Литература

1. Лунеев, В. В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России [Текст] / В. В. Луне-ев // Государство и право. - 2004. - № 1. - С. 5-18.

References

1. Luneev V. V. Tendencii sovremennoj prestupnosti i bor'by s nej v Rossii [Tendencies of modern crime and fight against her in Russia]. Gosudarstvo ipravo - State and law, 2004, no. 1, pp. 5-18.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Робак Владимир Анатольевич - кандидат юриди- Robak Vladimir Anatolyevich - phd in law, associ-

ческих наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно- ate professor, head of criminal and legal disciplines

правовых дисциплин Крымского юридического ин- department, Crimean legal institute (branch) of Acad-

ститута (филиала) Академии Генеральной прокура- emy of the Prosecutor General's Office of the Russia,

туры Российской Федерации, г. Симферополь, Рес- Simferopol, Republic of Crimea, e-mail: ro-

публика Крым, e-mail: robak_va@mail.ru. bak_va@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Робак, В. А. Общая характеристика факторов детерминации незаконного оборота оружия в России / В. А. Робак // Человек: преступление и наказание. -2017. - Т. 25(1-4), № 4. - С. 607-611.

Robak V. A. Obshhaja harakteristika faktorov determinach nezakonnogo oborota oruzhija v Rossii [General characteristic of factors of determination of arms trafficking in Russia]. Chelovek: prestuple-nie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 4, pp. 607-611.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.