Научная статья на тему 'Противодействие незаконному обороту оружия в Российской Федерации'

Противодействие незаконному обороту оружия в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3015
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / FIREARMS / COUNTERACTION / ILLEGAL TRAFFIC / ORGANIZED CRIME / PUBLIC DANGER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаров Константин Викторович

Незаконный оборот оружия стимулирует рост преступности, что представляет угрозу общественной безопасности. Актуальность темы исследования обусловлена вопросами противодействия незаконному обороту оружия в Российской Федерации. В статье обобщено понятие «огнестрельное оружие», предоставлена его характеристика, рассмотрены вопросы противодействия деятельности преступных группировок, типологизирован портрет преступника, специализирующегося на преступлениях данного типа. Автор исследует взаимодействие международных правоохранительных структур в сфере противодействия незаконному обороту оружия, обоснует меры законодательного реагирования на незаконный оборот оружия, в том числе меры дополнительного реагирования, а также меры по недопущению хищения оружия, определяет силовые структуры, противодействующие незаконному обороту оружия со стороны государства. Кроме того, затронуты вопросы, касающиеся оборота огнестрельного оружия в США и некоторых европейских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаров Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering Illicit Arms Trafficking in the Russian Federation

Illicit arms trafficking stimulates an increase in crime, which is a threat to public safety. The relevance of the research is due to the issues of countering illicit arms trafficking in the Russian Federation. The concept of the term “firearms” has been defined. Its characteristics have been discussed. The issues of countering the activities of criminal groups have been considered. The typical profile of criminals specializing in this type of crimes has been created. The interactions of international law enforcement entities countering illicit arms trafficking have been analyzed. The measures of legislative response to illicit arms trafficking, including supplementary measures and theft prevention have been grounded. The ways of countering the illegal trafficking of weapons by the security forces of the state has been studied. The specifics of illicit trafficking of firearms in foreign countries, such as the USA and some European states, have been compared. It has been concluded that the fight against illicit trafficking of firearms and ammunition should take place at all levels: legislative, law-enforcement, and licensing. It has been proposed to strengthen the powers of law enforcement agencies to counter illicit arms trafficking, as well as to apply forms and methods of counterintelligence of the security organs during the joint activities aimed to combat organized criminal groups.

Текст научной работы на тему «Противодействие незаконному обороту оружия в Российской Федерации»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

2019, Т. 161, кн. 1 С.191-198

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

УДК 343.98

doi: 10.26907/2541-7738.2019.1.191-198

противодействие незаконному обороту оружия в российской федерации

К.В. Шаров

Омская академия МВД России, г. Омск, 644092, Россия

Аннотация

Незаконный оборот оружия стимулирует рост преступности, что представляет угрозу общественной безопасности. Актуальность темы исследования обусловлена вопросами противодействия незаконному обороту оружия в Российской Федерации.

В статье обобщено понятие «огнестрельное оружие», предоставлена его характеристика, рассмотрены вопросы противодействия деятельности преступных группировок, типологизирован портрет преступника, специализирующегося на преступлениях данного типа. Автор исследует взаимодействие международных правоохранительных структур в сфере противодействия незаконному обороту оружия, обоснует меры законодательного реагирования на незаконный оборот оружия, в том числе меры дополнительного реагирования, а также меры по недопущению хищения оружия, определяет силовые структуры, противодействующие незаконному обороту оружия со стороны государства. Кроме того, затронуты вопросы, касающиеся оборота огнестрельного оружия в США и некоторых европейских странах.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, противодействие, незаконный оборот, организованная преступность, общественная опасность

Действующее законодательство под термином «оружие» подразумевает устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, а под понятием «огнестрельное оружие» -оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (ст. 1 ФЗ-150).

Незаконное приобретение, передача, продажа, хранение и перевозка или ношение оружия, их основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является одной из самых опасных тенденций сегодня. Повышенная общественная опасность объясняется тем, что многие серьезные преступления совершаются с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть применяемые государством формы и методы противодействия незаконному обороту оружия.

Незаконная торговля оружием - это широко распространенная, преимущественно организованная преступная деятельность, в которую вовлечены транс-

национальные группировки, связанные с мафиозными сообществами и синдикатами. Международное сотрудничество между государствами посредством двусторонних или многосторонних договоров, обмен технической информацией, участие в совместных операциях и использование Интерпола в качестве канала для содействия обмену такой информацией выступают предпосылками для усп-ного противодействия этому виду преступной деятельности [1, с. 63]. Следует отметить, что благодаря взаимодействию между правоохранительными структурами многих стран, а также при помощи такой международной полицейской структуры, как Интерпол [2, с. 73], удается успешно противостоять незаконному обороту оружия, которым занимаются преступные транснациональные группировки.

В настоящее время на государственном уровне накоплен значительный опыт в проведении совместной деятельности органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы (Федеральной службой безопасности, Федеральной таможенной службой, Росгвардией) для борьбы с незаконным оборотом оружия [3]. Представителями Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Росгвардии, Федеральной службы безопасности, Государственного таможенного комитета и государственной компании «Росвооружение» в 1999 г. был создан Межведомственный координационный совет для обеспечения сотрудничества в вопросах безопасности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и борьбы с посягательствами на них [4].

Как видим, государственная власть в Российской Федерации сформировала костяк силовых правоохранительных структур, на которые возложены функции по контролю за оборотом оружия и противодействию незаконному обороту.

На региональном уровне меры, принимаемые правоохранительными органами по противодействию незаконному обороту оружия, зависят от особенностей территориально-административных структур. В настоящее время приоритет деятельности по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, принадлежит сотрудникам Росгвардии (ФЗ-226) и работникам оперативных подразделений МВД, а также ФСБ. Довольно часто ведомства проводят совместные операции по нейтрализации членов преступных групп, связанных с незаконным оборотом оружия [1, с. 43].

Если систематизировать раскрытые преступления в сфере незаконного оборота оружия, то можно отметить, что субъектами данного вида преступлений являются мужчины в возрасте от 25 до 45 лет со средним социальным статусом, большинство из которых уже отбывали срок в местах лишения свободы за аналогичные преступления, то есть среди данной категории преступников весьма высокий процент рецидивистов. Именно рецидивисты чаще совершают преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, а также преступления со смежным составом, поскольку для лиц, ранее судимых за совершение тяжких преступлений, характерно доминирование низменных потребностей, пренебрежение общепризнанными моральными ценностями, отсутствие морально-волевых сдерживающих факторов [5].

Незаконный оборот оружия часто связан с такими преступными проявлениями, как хулиганство, убийство, причинение вреда здоровью, разбойное нападение. Соответственно, можно выделить самостоятельный элемент крими-

налистической характеристики данного вида преступлений - сведения о закономерных связях с другими преступлениями [6].

Для предотвращения незаконной поставки оружия в Россию необходимы совместные действия с правоохранительными органами и специальными службами соседних государств. Считаем, что приоритетным направлением по эффективному противодействию незаконному обороту оружия является усиление взаимодействия между органами внутренних дел, пограничными ведомствами и органами государственной безопасности стран постсоветского пространства.

Перечислим также меры дополнительного реагирования на такую угрозу:

1) стандартизация законодательства и создание современной правовой базы для совместного контроля над преступностью и улучшения информационной поддержки данной деятельности;

2) проведение совместных скоординированных мероприятий по предотвращению и пресечению наиболее опасных преступлений, связанных с применением оружия и боеприпасов;

3) проведение совместных специальных операций по предотвращению незаконного изготовления и оборота оружия;

4) надлежащий учет и контроль огнестрельного оружия, находящегося у организаций и граждан, а также проверка хранения взрывчатых веществ на предприятиях;

5) усиление мер уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия.

Важно подчеркнуть, что перечисленными мерами деятельность правоохранительных органов не должна ограничиваться, необходимо всестороннее и масштабное изучение исследуемой проблемы.

Имеется успешная практика проведения сложных крупномасштабных, региональных и межгосударственных (в рамках СНГ) специальных оперативно-розыскных операций «Арсенал» по выявлению и устранению случаев незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В значительной степени систематическое проведение указанных операций способствует повышению эффективности этой работы. С этой же целью широко используются криминалистические учеты, оперативно-технические и криминалистические средства, что свидетельствует о сложности выявления и раскрытия фактов незаконной торговли оружием [7, с. 19].

Следует также обратить внимание на вопрос о предотвращении краж оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ с оружейных и патронных заводов, что само по себе является ключевым условием сокращения общего числа преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия в России. Для профилактики краж оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ необходимо принять следующие меры:

- обеспечить строгий учет оружия и боеприпасов как на стадии производства, так и на этапе его передачи физическим лицам и организациям;

- обеспечить безопасное хранение, которое позволит избежать хищения оружия, боеприпасов и компонентов на предприятиях и складах;

- обеспечить особую дисциплину в обращении с оружием со стороны тех, кто его имеет, а также повысить возраст, необходимый для легального приобретения нарезного огнестрельного оружия;

- обеспечить максимальную эффективность раскрытия информации об обнаружении оружия в незаконном обороте.

Отметим, что только проведенная криминалистами экспертиза холодного или огнестрельного оружия может подтвердить принадлежность устройства или предмета к оружию какого-либо типа [6, с. 37].

В целях предотвращения кражи оружия сотрудники внутренних дел должны сосредоточить свои усилия на получении оперативной и следственной информации об объектах, где продается оружие. В то же время следовало бы уделить особое внимание таким аспектам:

- оборудованию объекта продажи оружия средствами охранной сигнализации и их исправному состоянию;

- соблюдению режима работы объекта и правил обращения с оружием;

- укреплению трудовой дисциплины в сборочных цехах оружейных заводов, среди обслуживающего персонала;

- усилению технических средств контроля доступа;

- улучшению основных компонентов учета;

- комиссионному уничтожению дефектных основных узлов и компонентов;

- сдаче в администрацию обнаруженных узлов, частей и деталей огнестрельного оружия за определенную плату;

- выпуску готовой продукции с уведомлением правоохранительных органов [8, с. 95].

В настоящее время в Государственную Думу Российской Федерации внесено несколько законопроектов, ужесточающих требования к гражданам, желающим приобрести гражданское оружие [9].

При предотвращении преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов, особая роль принадлежит средствам массовой информации, например программе «Вести - дежурная часть», которые сотрудничают с органами внутренних дел в следующих формах:

- проводят телерепортажи о пресечении деятельности преступных групп и об изъятом похищенном и незаконно изготовленном огнестрельном оружии и боеприпасах;

- берут интервью у сотрудников правоохранительных органов, которые разъясняют телезрителям нюансы уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия;

- создают газетные статьи и краткие репортажи о судебных процессах, на которых рассматриваются уголовные дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия;

- пишут статьи и памятки, разъясняющие правила использования огнестрельного оружия и боеприпасов.

Мы убеждены в том, что российские граждане должны получать всеобъемлющую информацию с помощью средств массовой информации, включая сеть Интернет, о противодействии со стороны государства незаконному обороту

огнестрельного оружия и мерах уголовного воздействия за совершение противоправных деяний.

Важно отметить, что незаконный оборот оружия и боеприпасов является дополнительным стимулом для совершения иных, более тяжких преступлений: терроризма и бандитизма, создания незаконных вооруженных формирований. Преступники более уверены в своей безнаказанности, когда они хорошо вооружены. На территории нашей страны, в частности на Северном Кавказе, еще пытаются орудовать остатки банд незаконных вооруженных формирований, поэтому правоохранительные органы Российской Федерации активно участвуют в борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов.

В последние годы резкое насыщение рынка оружием, его широкое вовлечение в криминальный оборот существенно изменило качественные характеристики преступности, увеличив число насильственных преступлений, совершаемых с применением оружия [10].

Преступность в сфере незаконного оборота оружия обладает особенностями и является самостоятельным объектом криминологического исследования. Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, в отличие от других видов преступности, характеризуются высоким уровнем организованности, повышенной общественной опасностью, представляют собой высокодоходный бизнес.

Рассматривая вопрос незаконного оборота оружия за рубежом, необходимо констатировать высокий уровень вооруженного насилия, снизить который не помогает даже усиление контроля за оборотом оружия.

В США, где право граждан на приобретение оружия закреплено конституционно, увеличение количества единиц оружия, находящегося в гражданском пользовании, усугубляет ситуацию с количеством вооруженных преступлений. Их пик пришелся на 90-е годы прошлого столетия, что привело к пересмотру нормативных актов в сфере оборота оружия. В результате в США появился закон, установивший категории граждан, для которых вводились ограничения на выдачу оружия (Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994). Сегодня свод законов США предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного, биологического и химического оружия. При этом массовые убийства в школах, например в апреле 1999 г. (школа «Колумбайн»), в феврале 2018 г. (школа "Marjory Stoneman Douglas"), вызвали дискуссию об ужесточении контроля над распространением огнестрельного оружия.

В Люксембурге процедура выдачи лицензии на оружие гражданам занимает не менее трех месяцев, в течение которых уполномоченными органами изучается личность заявителя. Лицо, обратившееся с заявлением, должно представить веские причины для приобретения оружия1. В других странах Европы, в том числе в Великобритании, Германии, законодательство в сфере оборота оружия достаточно жесткое (более подробно см. [11]).

В заключение следует отметить, что борьба с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов должна вестись на всех направлениях: законодательном, правоохранительном, лицензионно-разрешительном. Необходимо

1 См. более подробную информацию на официальном сайте: https://guichet.public.lu/en/citoyens/loisirs-benevolat/permis-licences/detention-armes/autorisation-armes.html.

усилить полномочия правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту оружия, а также применять формы и методы контрразведки органов безопасности, проводя совместные операции по обезвреживанию организованных преступных групп.

Проведение совместных мероприятий обеспечит наиболее эффективное и надежное обнаружение, а также предотвращение и пресечение преступной деятельности в сфере незаконного оборота оружия.

Источники

ФЗ-150 - Федеральный закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 3 авг. 2018 г.) «Об оружии» // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12679/, свободный.

ФЗ-226 - Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (ред. от 11 окт. 2018 г.) // СПС КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/, свободный.

Литература

1. Башилов В.В. Борьба с организованными формами преступного оборота огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: Уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - 207 с.

2. Аханов B.C. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения. - Волгоград: Высш. следств. шк. МВД СССР, 1979. - 232 с.

3. Мелешко Г.С. Групповая преступность в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Уголовно-правовые проблемы борьбы с соучастием в преступлении: Материалы Всерос. науч. -практ. конф. - Краснодар, 2003. - С. 153-156.

4. Невский С.А. Незаконный оборот оружия: состояние, причины предупреждение // Криминальная ситуация на рубеже веков в России / Под ред. А.И. Долговой. - М.: Криминол. Ассоциация, 1999. - С. 86-91.

5. Герасимов С.И. Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и меры по его предупреждению // О состоянии борьбы с незаконным оборотом оружия и мерах по ее усилению. - М., 2000. - С. 152-175.

6. Дульцев М.В. Экспертиза холодного оружия: современное состояние и перспективы развития // Труды Академии управления МВД России. - 2015. - № 1. - С. 37-40.

7. Селиванов Н.А. Криминалистические характеристики преступлений и следственные ситуации в методике расследования // Социалистическая законность. - 1977. -№ 2. - С. 17-23.

8. Рустамбаев М.Х. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконным владением и применением оружия. - Ташкент, 1983. - 215 с.

9. Кондрева О., Фалалеев М. Ружье на вырост // Рос. газ. - 2018. - 27 нояб. - URL: https://rg.ru/2018/11/27/u-pretendenta-na-oruzhie-mogut-potrebovat-harakteristiku-s-raboty.html, свободный.

10. Самаркин П.С., Фирсов О.В. Отдельные проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия // Молодой ученый. - 2018. - № 38. - С. 151-154.

11. Законодательство о свободном ношении оружия в странах мира: досье // ТАСС. -2014. - 10 окт. - URL: https://tass.ru/info/1500210, свободный.

Поступила в редакцию 11.12.18

Шаров Константин Викторович, адъюнкт адъюнктуры

Омская академия МВД России

пр-т Комарова, д. 7, г. Омск, 644092, Россия E-mail: kostia_sharov55@mail.ru

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)

2019, vol. 161, no. 1, pp. 191-198

doi: 10.26907/2541-7738.2019.1.191-198

Countering Illicit Arms Trafficking in the Russian Federation

K. V. Sharov

Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Omsk, 644092 Russia E-mail: kostia_sharov55@mail.ru

Received December 11, 2018

Abstract

Illicit arms trafficking stimulates an increase in crime, which is a threat to public safety. The relevance of the research is due to the issues of countering illicit arms trafficking in the Russian Federation.

The concept of the term "firearms" has been defined. Its characteristics have been discussed. The issues of countering the activities of criminal groups have been considered. The typical profile of criminals specializing in this type of crimes has been created. The interactions of international law enforcement entities countering illicit arms trafficking have been analyzed. The measures of legislative response to illicit arms trafficking, including supplementary measures and theft prevention have been grounded. The ways of countering the illegal trafficking of weapons by the security forces of the state has been studied. The specifics of illicit trafficking of firearms in foreign countries, such as the USA and some European states, have been compared. It has been concluded that the fight against illicit trafficking of firearms and ammunition should take place at all levels: legislative, law-enforcement, and licensing. It has been proposed to strengthen the powers of law enforcement agencies to counter illicit arms trafficking, as well as to apply forms and methods of counterintelligence of the security organs during the joint activities aimed to combat organized criminal groups.

Keywords: firearms, counteraction, illegal traffic, organized crime, public danger

References

1. Bashilov V.V. Combating organized forms of criminal trafficking of firearms, its main parts, ammunition, explosives and explosive devices: Criminal law and criminological aspects. Cand. Leg. Sci. Diss. Moscow, 2000, 207 p. (In Russian)

2. Akhanov V.S. Kriminalisticheskaya ekspertiza ognestrel'nogo oruzhiya i sledov ego primeneniya [Forensic Examination of Firearms and Traces of Their Use]. Volgograd, Vyssh. Sledst. Shk. MVD SSSR, 1979. 232 p. (In Russian)

3. Meleshko G.S. Group crimes in the sphere of illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and explosive devices. Ugolovno-pravovye problemy bor'by s souchastiem v prestuplenii: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf [Criminal Law Problems of Combating Complicity in Crime: Proc. All-Russ. Sci.-Pract. Conf.]. Krasnodar, 2003, pp. 153-156. (In Russian)

4. Nevskii S.A. Illegal arms trafficking: State, causes of warning. In: Kriminal'naya situatsiya na rubezhe vekov v Rossii [The Criminal Situation in Russia at the Turn of the Century]. Moscow, Kriminol. Assots., 1999, pp. 86-91. (In Russian)

5. Gerasimov S.I. Problems of combating illicit arms trafficking and measures to prevent them. In: O sostoyanii bor'by s nezakonnym oborotom oruzhiya i merakhpo ee usileniyu [On the State of Combating Illicit Arms Trafficking and Measures to Strengthen Them]. Moscow, 2000, pp. 152-175. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Dul'tsev M.V. Examination of cold weapons: Current state and development prospects. Trudy Akademii Upravleniya MVD Rossii, 2015, no. 1, pp. 37-40. (In Russian)

7. Selivanov N.A. Forensic characteristics of crimes and investigative situations in the investigation methodology. Sotsialisticheskaya Zakonnost', 1977, no. 2, pp. 17-23. (In Russian)

8. Rustambaev M.Kh. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy bor'by s nezakonnym vladeniem i primeneniem oruzhiya [Criminal Law and Criminological Problems in the Fight against Illegal Possession and Use of Weapons]. Tashkent, 1983, 215 p. (In Russian)

9. Kondreva O., Falaleev M. Handgun with room to grow. Rossiiskaya Gazeta, 2018, Nov. 27. Available at: https://rg.ru/2018/11/27/u-pretendenta-na-oruzhie-mogut-potrebovat-harakteristiku-s-raboty.html. (In Russian)

10. Samarkin P.S., Firsov O.V. Some problems in the fight against illegal trafficking of weapons. Molodoi Uchenyi, 2018, no. 38, pp. 151-154. (In Russian)

11. Legislation on the unrestricted carrying of weapons in the world: History. TASS, 2014, Oct. 10. Available at: https://tass.ru/info/1500210. (In Russian)

Для цитирования: Шаров К.В. Противодействие незаконному обороту оружия в Российской Федерации III Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2019. - Т. 161, кн. 1. - С. 191-198. - doi: 10.26907/2541-7738.2019.1.191-198.

For citation: Sharov K.V. Countering illicit arms trafficking in the Russian Federation. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 1, pp. 191-198. doi: 10.26907/2541-7738.2019.1.191-198. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.