УДК 343.98
Д. В. Доманов
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЁННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ
Аннотация. Данная статья освещает некоторые особенности расследования преступлений, совершённых организованными группами в сфере незаконного оборота оружия. Акцентируется внимание на том, что неконтролируемый оборот оружия приобрёл организованный и транснациональный характер и относится в современных условиях к сильнодействующим детерминантам преступности. Также подчёркнуты проблемы, связанные с преодолением противодействия, оказываемого членами организованной группы при расследовании данной категории преступлений, а также проблемы, возникающие при реализации в уголовном процессе сведений, полученных в результате ОРД, о преступлениях, совершаемых организованными группами в сфере незаконного оборота оружия.
Ключевые слова: незаконный оборот оружия; организованная преступность; особенности расследования преступлений; хищение оружия; противодействие при расследовании преступлений.
D. V. Domanov
FEATURES OF THE INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED ORGANIZED ARMS TRAFFICKING GROUPS
Annotation. This article covers some features of the investigation of crimes committed by organized groups in the field of illicit arms trafficking. The attention is focused on the fact that the uncontrolled circulation of weapons has become organized and transnational in nature and belongs in modern conditions to the potent determinants of crime. It also underlines the problems associated with overcoming the opposition provided by members of an organized group in investigating this category of crimes, as well as problems arising from the implementation in criminal proceedings of information obtained from operational activities on crimes committed by organized groups in the sphere of illicit arms trafficking.
Keywords: illegal arms trafficking; organized crime; features of the investigation of crimes; theft of weapons; opposition to the investigation of crimes.
Нелегальный рынок огнестрельного оружия и боеприпасов стремительно расширяется, чему во многом способствует дестабилизация внешней обстановки, в частности обострение политической борьбы на Украине, нап-
равленной на защиту своих геополитических интересов, вооружённый конфликт в Сирии. В результате чего контроль за движением большого количества вооружения частично потерян.
Росту нелегального рынка оружия и боеприпасов также способствуют существенные нарушения правил законного оборота оружия, к которым относят: несоблюдение правил хранения оружия; слабую техническую укреп-лённость хранилищ; отсутствие или неисправность охранной сигнализации; преступную небрежность, халатность и т. п. Перечень указанных нарушений не является исчерпывающим, их совокупность приводит к выходу оружия из-под контроля и вовлечению в организованную транснациональную преступную среду.
Анализируя тенденции развития организованной преступности, в сфере незаконного оборота оружия, за период январь — август 2018 г., по данным Генеральной прокуратуры РФ, было совершено 19796 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (АППГ — 20578).Удельный вес преступлений данной категории в общем массиве преступлений за тот же период составил 1,9 %. Выявлено 10037 лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота оружия[1].
При расследовании преступлений, совершаемых организованными группами в сфере незаконного оборота оружия, следователь сталкивается с большим объёмом проблем, особенно, если такая преступная деятельность перерастает в транснациональную.
В связи с чем целесообразно рассмотреть некоторые особенности расследования данной категории преступлений.
В незаконном обороте зачастую оказываются самые современные образцы стрелкового оружия, как отечественного, так и зарубежного производства. Их реализация, как правило, является прерогативой лидеров таких групп, что обеспечивает её конспирацию. Кроме того, специфика предмета совершаемых преступлений обусловливает высокий уровень организации данного вида криминальной деятельности. В связи с чем следователю зачастую не удаётся установить всех членов организованной группы, выяснить какую роль и на какой стадии совершения преступления выполнял тот или иной участник группы, воссоздать полную картину совершённого преступления [2, с. 50].
Для преступлений данной разновидности характерным является то, что действия по подготовке, совершению и сокрытию охватываются единым умыслом всех участников организованной группы, но направленным на разные цели [3, с. 22]. Независимо от этого, преступники осуществляют незаконный оборот оружия и боеприпасов логически последовательно, т. е. следуя стадиям.
Поэтому для эффективного и качественного проведения расследования следователю необходимо знать стадии совершения незаконного оборота оружия, которые позволят использовать те или иные тактические приёмы,
исходя из следственной ситуации, а также выработать соответствующий алгоритм действий в различных следственных ситуациях.
Незаконный оборот оружия состоит из трёх стадий. Вместе с прохождением членами организованной группы каждой из этих стадий образуется соответствующий механизм преступной деятельности [4, с. 41].
На первой стадии оружие поступает в незаконный оборот из определённых источников. Источники достаточно многообразны, так что большая часть оружия поступает в оборот путём его хищения со складов военных формирований, с мест вооружённых конфликтов, путём кустарного изготовления оружия, путём провоза через границу, хищение оружия у лиц, имеющих его на законных основаниях и т. д.
Хищение может быть осуществлено самостоятельно членами организованной группы либо оружие может быть приобретено, за низкую цену, у сторонних лиц, ранее совершивших хищение. Исследования свидетельствуют, что 2/3 похищенного оружия реализуется в целях оптового перекупа организованными группами.
Сложность в расследовании данной стадии представляется по причинам предпочтительного устранения (в том числе физического) членами группы очевидцев криминальных действий либо само преступление имело латентный характер [5, с. 82].
На этой же стадии возникают трудности, связанные с поиском и обнаружением оружия. В связи с высокоорганизованностью, члены группы принимают активные меры по тщательному сокрытию преступлений, связанных с хищением оружия (помещают похищенное оружие в надёжные тайники или маскируют оружие под иные предметы).
Непосредственно вслед за фактом преступного завладения любым видом огнестрельного оружия, как правило, следуют эпизоды, связанные с приобретением боеприпасов к нему [6, с. 95]. Поэтому следователь, в производстве которого находится уголовное дело, по факту хищения оружия должен прогнозировать действия преступников по приобретению боеприпасов к этому оружию, что также довольно редко предпринимается на практике.
Вторая стадия включает в себя незаконное распространение оружия, которое выражается в приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке, ношении. Проблема в том, что в большинстве своём лицо (организация), сбывавшее оружие обвиняемым, не устанавливается. Обвиняемые, как правило, утверждают, что оружие нашли. В материалах уголовного дела в подобных ситуациях следователь вынужден фиксировать в обвинительном заключении, что оружие приобретено обвиняемым «при неустановленных обстоятельствах у неустановленного лица» или использовать соответственно такой термин, как «обвиняемый оружие приискал, «что в дальнейшем так же способствует продолжению распространения оружия. В связи с чем необходимо достоверно устанавливать источники и способ приобретения оружия.
Дача ложных показаний об источнике незаконного приобретения оружия вынуждает следователя принимать решение о выделении материалов уголовного дела при заведомо не раскрываемом преступлении и, соответственно, не имеющем «судебной перспективы», что является негативным фактором для показателей эффективности работы правоохранительных органов.
Третья стадия состоит в незаконном применении и использовании оружия, как правило, выражено это в совершении организованной группой криминальных действий общеуголовного характера (грабежи, разбои, вымогательства и т. п.), преследующие своей целью обогащение и финансирование своей деятельности.
Таким образом, знание следователем стадий незаконного оборота оружия поможет ему судить: 1) о возможном источнике происхождения оружия и боеприпасов, способе приобретения; 2) о ранее совершённых преступлениях, с использованием похищенного оружия; 3) роли каждого члена группы в конкретной стадии незаконного оборота, что позволит следователю выдвинуть некоторые следственные версии.
Известно, что преступные группы, действующие в данной сфере, характеризуются иерархической структурой, высокой степенью устойчивости, распределением ролей, тщательной разработкой планов подготовки совершаемых криминальных деяний, внутренней жёсткой дисциплиной с беспрекословным подчинением лидерам и т. д. [7, с. 38]. Поэтому при выявлении и задержании одного или нескольких членов группы следователю приходится сталкиваться с активным противодействием с их стороны.
Так, из совокупности доказательственной информации, как правило, исключаются личные доказательства, по причине того, что члены организованных преступных групп в абсолютном большинстве случаев оказывают активное противодействие: не дают правдивых показаний относительно обстоятельств совершения преступления, не изобличают лидера (организатора) преступной группы либо иных соучастников, не освещают внешние связи группы на «чёрном рынке» оружия и т. п.
Преодоление противодействия со стороны членов организованной преступной группы следователем возможно путём всестороннего изучения климата в группе. Особое значение имеет изучение конфликтных ситуаций. Используя существующие в группе конфликты, следователь способен разложить организованную группу, морально изолировать отдельных её членов, в результате чего получить достоверную информацию обо всей деятельности группы. Необходимо познать структуру организованной группы, выяснить, кто является в группе ведомым, кто оппозиционером, а кто вообще изолированным членом группы [8, с. 142]. Однако чем дольше существует организованная группа, тем в большей степени отдельные соучастники теряют присущие им индивидуальные черты поведения, тем сплочённей её состав с единой системой социальных ценностей, одинаковых социальных ориента-ций, что крайне затруднит работу следователя по разобщению группы.
Ещё одна проблема, возникающая на пути у следователя, это проблема сохранения всех собранных доказательств, полученных в результате ОРД о преступной деятельности всех членов организованной группы, подтверждающей их устойчивость, сплочённость, иерархичность и др. при осуществлении преступлений в сфере незаконного оборота оружия, а также необходимо соблюсти все процессуальные нормы легализации оперативно-розыскной информации.
Таким образом, при расследовании соответствующей категории уголовных дел о незаконном обороте оружия следователю необходимо учитывать все вышеперечисленные особенности.
Список использованной литературы
1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ / статистика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, совершенных на территории РФ за период январь-август 2018 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 01.10.2018).
2. Гончаров В. В., МешковМ. В. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учеб. пособ. — М., 2017. — С. 157.
3. Рагулин И. Ю. Организационные аспекты методики расследования незаконного оборота оружия и боеприпасов: автореф. дис... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2016. — С. 122.
4. Рагулин И. Ю. Организационные аспекты формирования типичных моделей механизмов преступлений в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов // Науч. журн. КубГАУ. — № 113 (09). — 2015. — С. 50.
5. Ретюнских И. А. Особенности первоначального этапа расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия // Тенденции развития совр. уголовно-процессуального закон-ва Рос. Федерации. — 2018. — № 1. — С. 129.
6. СедельцевМ. В. О некоторых особенностях характеристики преступных групп, занимающихся незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Юрид. наука и правоохр. практика. — № 2 (5). — 2008. — С. 109.
7. Чиненов А. А. Некоторые особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов // Перспективы развития науки и образования. — 2018. — № 1. — С. 175.
8. Шевченко Е. И., Шиманов А. И. Особенности криминалистического обеспечения при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов // Гуманит. науки и образование в Сибири. — 2014. — № 3 (15). — С. 173.