1. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Общество. Молодежь. Семья. Преступность: монография. Воронеж, 2012.
2. Официальный сайт МВД России. иКЬ: http://www.mvdinform.ru (дата обращения:
24.01.2013 г.).
3. Официальный сайт Президента России. иКЬ:
http://www.kremlin.ru (дата обращения:
25.01.2013 г.)
4. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Ювенальная криминология. Воронеж, 2012.
5. Щеголева А.Н. Виктимологические аспекты ранней профилактики преступности несовершеннолетних: монография / под науч. ред. В.А. Лелекова. Воронеж, 2009.
6. Микулина Л.Д. Профилактика правонарушений несовершеннолетних / под ред. В.А. Ле-лекова. Воронеж, 2009.
7. Грибанов Е.В. Криминологические аспекты изучения культуры и ее влияния на преступность несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2010.
Поступила в реакцию 26.02.2013 г.
UDC 343.2/.7
MAIN DIRECTIONS OF PREVENTION OF THEFTS AND ROBBERIES AMONG YOUTH Maksim Mikhailovich BUSLOV, Voronezh Institute of Russian Ministry of Interior Affaires, Voronezh, Russian Federation, Lecturer of Criminal Law and Criminology Department, e-mail: [email protected]
The main directions of the prevention of thefts and the robberies made by youth, and also specifics of activity of law-enforcement bodies on preventively mercenary and mercenary and violent crime, a problem of interaction of subjects of the prevention of youth crime are considered
Key words: prevention; thefts and robberies; minors; youth; law-enforcement bodies; mercenary and mercenary and violent crime.
УДК 343.9
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
© Ирина Васильевна ПАНКРАТОВА
Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Российская Федерация, аспирант, кафедра уголовно-правовых дисциплин, e-mail: [email protected]
Статья посвящена перспективе участия Российской Федерации в Протоколе ООН по огнестрельному оружию, а также проблемным вопросам противодействия незаконному обороту огнестрельного оружия, боеприпасов к нему на международном уровне.
Ключевые слова: огнестрельное оружие; боеприпасы; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности; Генеральная Ассамблея ООН; Протокол ООН против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему.
Сегодня нельзя не согласиться с тезисом о том, что рост транснациональной преступности - «глобальная» проблема современности. Глобализация как основная характеристика нынешней эпохи является предметом многочисленных исследований и основной причиной как положительных, так и отрицательных последствий для развития мирового сообщества. Как отметил Генеральный секретарь ООН, именно глобализация, под ко-
торой понимается размывание политических границ и открытие экономических рынков, создает условия для возникновения новых, более широких форм преступности. В результате изменений в структуре торговли, финансов, связи и информации создается такое положение, когда преступность уже не ограничивается национальными границами, являя собой угрозу всему человечеству [1].
Преступные сообщества гораздо быстрее, чем государственные системы разных стран, реагируют на развитие всех типов коммуникаций, на любые смягчения пограничного контроля и облегчение передвижений. В первую очередь это отразилось на торговле наркотиками, незаконной миграции, легализации преступных доходов, росте киберпреступности, незаконной торговле оружием. В этой связи объяснимо стремление мирового сообщества противопоставить новым вызовам адекватное и эффективное сотрудничество государств, включая меры, направленные на кодификацию указанных преступлений, и создание новых механизмов противодействия.
Особое внимание Организации Объединенных Наций уделяется проблеме огнестрельного оружия, включая его незаконное производство и продажу, большие запасы излишков вооружений и недостаток контроля со стороны государств.
По разным оценкам в мире насчитывается от 500 до 639 млн единиц этого вида вооружений, т. е. примерно по одной единице на каждого десятого жителя планеты. Определенная часть из них законно используется государствами для поддержания правопорядка, однако по данным Международного исследования ООН по вопросу регулирования оборота огнестрельного оружия, несмотря на то, что почти все страны используют определенные механизмы для регулирования продажи, использования, владения и производства огнестрельного оружия, незаконный рынок продолжает расширяться и доля незаконного оборота в общем объеме мировой торговли стрелковым оружием составляет около 40 % [1].
Проблема состоит также в доступности этого вида вооружений: в некоторых регионах земного шара, например, АК-47 можно приобрести всего лишь за 15 долл. США, а на черном рынке обменять на мешок муки или курицу [2]. Такая доступность приводит к обострению и углублению всевозможных конфликтов, а простота в использовании этого оружия приводит к тому, что в происходящих войнах начинают принимать участие подростки и дети (сегодня предположительно около 300 тыс. молодых людей в возрасте до 16 лет принимают участие в вооруженных конфликтах с использованием огнестрельно-
го оружия). По данным ООН, за последние 10 лет в ходе конфликтов с применением огнестрельного оружия погибло 2 млн детей; 5 млн было изувечено и 12 млн лишилось жилья. Всего в мире от огнестрельного оружия погибает до 1 млн человек в год, оно является самым смертоносным оружием на планете.
С середины 1990-х гг. ООН неоднократно рассматривала вопрос об огнестрельном оружии и легких вооружениях.
В своей резолюции 54/54 V от 15 декабря 1999 г. Генеральная Ассамблея ООН постановила созвать Конференцию ООН по проблеме незаконной торговли огнестрельным оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах в июне / июле 2001 г. В той же резолюции Генеральная Ассамблея ООН учредила открытый для участия всех государств Подготовительный комитет (Группу правительственных экспертов), который
должен был провести не менее трех сессий, первая из которых состоялась в марте 2000 г., вторая - в январе 2001 г., третья - в марте 2001 г.
В апреле 2000 г. в Вене состоялся 10 Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на котором были рассмотрены вопросы, посвященные борьбе с организованной преступностью. Итогом работы членов ООН явилось подписание в Палермо в декабре этого же года Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и двух протоколов к ней, касающихся торговли людьми и незаконной миграции [3].
2 марта 2001 г. в Вене государства достигли определенных договоренностей по третьему протоколу - против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, и он был открыт для подписания. Протокол включает в себя положения, определяющие международные стандарты, касающиеся маркировки, учета и регулирования импорта и экспорта огнестрельного оружия с целью предупреждения его незаконного изготовления и оборота, а также нормы, устанавливающие обязательства государств - участников по криминализации отдельных деяний [4].
Следующим шагом явился созыв в том же 2001 г. в июле в Нью-Йорке намеченной Конференции ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах. Результатом ее стало принятие Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней [5]. Программа предусматривает проведение различного рода мероприятий на национальном, региональном и глобальном уровнях. В частности, на национальном уровне закрепляется необходимость принятия следующих мер:
- обеспечить соответствующее правовое регулирование процедур для осуществления эффективного контроля в отношении изготовления, экспорта, импорта, транзита и реэкспорта стрелкового оружия и легких вооружений и криминализацию его незаконного оборота;
- создать или назначить надлежащим образом национальные координационные учреждения для обеспечения исследований контроля в этой области, а также контактный центр для налаживания связи между государствами по вопросам, относящимися к осуществлению Программы действий;
- обеспечивать такие меры, как надлежащая и надежная маркировка каждой единицы; недопущение производства и накопления запасов немаркированного оружия; введение всеобъемлющего и точного учета вооружений; применение эффективной системы выдачи лицензий на экспорт и импорт огнестрельного оружия и легких вооружений; регулирование брокерских операций с огнестрельным оружием; разработка детальных и надлежащих стандартов и процедур в отношении управления запасами такого оружия и обеспечения их сохранности; уничтожение излишков вооружений; повышение транспарентности национальных законов и процедур по предотвращению и искоренению незаконного оборота огнестрельного оружия.
Деятельность на региональном и глобальном уровнях, согласно Программе действий, должна быть проникнута духом взаимной помощи, включая координацию сотрудничества в рамках международных организаций; создание контактных центров и других механизмов; присоединение к меж-
дународно-правовым документам в указанной области.
Первое совещание государств по рассмотрению осуществления Программы действий состоялось 23-25 января 2002 г. в Токио. Террористические акты 11 сентября 2001 г., т. е. в период между Конференцией ООН и Токийской встречей, заставили по-новому взглянуть на вопрос огнестрельного оружия, поскольку, как отмечается в резюме Токийской встречи, «проблемы терроризма, незаконного оборота наркотиков, организованной преступности, региональных конфликтов и оружия, используемого в таких конфликтах, тесно связаны между собой, и международное сообщество должно приложить еще большие усилия для решения таких проблем» [6]. Особое внимание на встрече было уделено вопросам экспорта вооружений негосударственным субъектам, проблемам реализации программы в развивающихся странах, а также мерам, не требующим каких-либо законодательных процедур и которые могут быть приняты государствами немедленно, как, например, создание национальных координационных учреждений и центров связи.
Следующая встреча государств по вопросу реализации Программы действий состоялась 11-15 июля 2005 г. в Нью-Йорке, а 26 июня - 7 июля 2006 г. там же состоялась Конференция ООН для обзора прогресса, достигнутого в осуществлении Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней.
18-25 апреля 2005 г. в Бангкоке состоялся 11 Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Не последнее место в работе Конгресса уделяется проблемам борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, в т. ч. мерам, направленным на содействие к присоединению к Протоколу против огнестрельного оружия и его осуществлению, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности [7].
Согласно документу, «огнестрельное
оружие» означает любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускоре-
ния пули или снаряда за счет взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели (ст. 3).
Государства-участники берут на себя обязательства относительно:
- принятия и усиления национального законодательства и процессуальных норм, касающихся, в частности, криминализации преступлений и ареста, конфискации и отчуждения огнестрельного оружия (ст. 5-6);
- хранения информации об огнестрельном оружии, а также его изготовителе и списании (ст. 7-9);
- создания и применения эффективных систем выдачи лицензий или разрешений на экспорт-импорт и транзит огнестрельного оружия (ст. 10);
- принятия надлежащих правовых и административных мер по предупреждению утрат, хищений или утечки огнестрельного оружия, а также по обмену соответствующей информацией и развитию международного сотрудничества (ст. 11-13);
- создания и применения эффективной системы регулирования деятельности лиц, осуществляющих брокерские операции (ст. 15);
- разработки проектов технического сотрудничества и мер борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия в целях оказания помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой (ст.14).
По состоянию на 2012 г. Протокол подписали 52 и ратифицировали 35 государств. Согласно ст. 18, документ вступил в силу на девяностый день после сдачи на хранение сороковой ратификационной грамоты, т. е. к концу 2005 г. Протокол начал действовать.
Кроме Программы действий ООН и Протокола ООН по огнестрельному оружию в систему международно-правовых актов в указанной области относятся и региональные соглашения, такие как Европейская Конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 г.; Вассенаарские соглашения по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использования 1998 г.; Межамериканская Конвенция по борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других опасных материалов 1997 г.; Доку-
мент ОБСЕ о легком стрелковом оружии 2000 г. и др.
Российская Федерация является одним из крупнейших производителей и экспортеров всех видов вооружений в мире, в т. ч. и огнестрельного оружия, поэтому проблема контроля за оборотом ЛСО также чрезвычайно важна для нашего государства. Незаконные поставки огнестрельного оружия подпитывают террористов, различных сепаратистов в прилегающих к российским границам «горячих точках», организованную преступность.
Чрезвычайно важно создать действенные внутригосударственные механизмы контроля над производством, экспортом, импортом, транзитом и реэкспортом этого вида вооружений, а также обеспечить участие России в международном сотрудничестве.
Основным внутригосударственным нормативным актом, наиболее полно регулирующим отношения в области оборота огнестрельного оружия, т. е. его производство, продажу, приобретение, учет, хранение, ввоз, вывоз, применение, изъятие и т. д., является ФЗ РФ «Об оружии» от 13 ноября 1996 г. Положения закона детализируются в постановлениях Правительства РФ. При этом следует иметь в виду, что закон регулирует только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, не затрагивая правовой режим оборота иных видов боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти [8], что является, возможно, упущением законодателя.
Уголовный Кодекс РФ также не в полной мере отвечает международно-правовым стандартам в этой области. Ст. 222-226 УК РФ, устанавливающие ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, не содержат в качестве признака состава преступления такие действия, как фальсификация или незаконное удаление, уничтожение или изменение маркировки на огнестрельном оружии.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного
порядка» УК РФ введена новая ст. 226.1, предусматривающая уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте (ранее аналогичная норма содержалась в разделе VIII «Преступления в сфере экономики»), в т. ч. предусматривающая ответственность за контрабанду огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.
Предметом преступления по данной статье являются в т. ч. стратегически важные товары и ресурсы, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 УК РФ». Данный перечень содержит наименования стратегически важных товаров и ресурсов, а также соответствующие коды ТН ВЭД ТС. Всего в перечне 15 позиций, включающих, помимо указанных выше, также такие товары и ресурсы, как озоноразрушающие вещества, черные и цветные металлы, пушнина, нефть и нефтепродукты и пр.
Таким образом, перспективы участия РФ в международном сотрудничестве в области противодействия незаконному обороту огнестрельного оружия остаются открытыми, однако в целях адекватного реагирования на происходящие реалии Россия должна в скорейшие сроки присоединиться к Протоколу ООН и обеспечить его выполнение на внутригосударственном уровне.
1. Из Доклада Генерального секретаря ООН на 10 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. (А/СООТ. 187/5). URL: http://www.un. org/russian/topics/crime/10crime_congress.pdf. Загл. с экрана.
2. Аннан Кофи А. Стрелковое оружие: легкое оружие - тяжелые проблемы // International Herald Tribune / пер. представительства ООН в РБ. 2001. 10 июля.
3. Резолюция ГА ООН 55/25 от 15.11.2000 г. (А/55/383, para. 121). URL: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=1030978. Загл. с экрана.
4. Резолюция ГА ООН 55/255 от 31.05.2001 г. ( A/55/383/Add.2).
5. Документ ООН A/CONF.192/L.5/Rev. 1. URL: http://www.licasoft.com.ua/index.php/componen t/lica/?href=0&view=text&base=1&id=642396& menu=801886. Загл. с экрана.
6. Документ ООН А/56/810^/2002/145 от 6.02.2002 г. URL: http://www.un.org/russian/ conferen/SmallArms.
7. Документ ООН А/55/383МЛі2 от 31.05.2001 г.
URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995
_l35.
8. Постановление ПВС РФ № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12.03.2002 г. URL: http://www. referent.ru/7/104525. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 12.03.2013 г.
UDC 343.9
INTERNATIONAL ASPECTS OF STRUGGLE AGAINST ILLEGAL FIREARMS TRAFFICKING Irina Vasilyevna PANKRATOVA, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation, Postgraduate Student, Criminal Law Disciplines Department, e-mail: [email protected]
The article is dedicated to the future of Russia’s participation in the UN Protocol on Firearms, as well as issues of concern to combat illicit trafficking in firearms, ammunition, at the international level.
Key words: firearms, ammunition; UN Convention against Transnational Organized Crime; UN General Assembly; United Nations Protocol against Illicit Manufacturing and Trafficking in Firearms, Their Parts and Components and Ammunition.