УДК 341.445
МАРИУС ИОКУБОВИЧ МУРКШТИС,
Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ
Реферат: рассматриваются основные аспекты международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия. Делается вывод о том, что международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту оружия требует согласованных усилий разных стран, основанных на международных соглашениях глобального и регионального уровня, международных стандартах противодействия преступлениям, разрабатываемых Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, другими международными организациями. В связи с этим важнейшей задачей становится имплементация в национальное законодательство норм о предупреждении преступлений международного характера, использование зарубежного опыта предупреждения преступлений. По сфере действия международные нормативные правовые акты в области борьбы с преступностью в части незаконного оборота оружия подразделяются на всеобщие, то есть действующие в подавляющем большинстве государств и признаваемые всем мировым сообществом, и региональные, то есть признаваемые ограниченным числом государств. Всеобщие нормы по борьбе с преступностью содержатся в актах универсальных межправительственных организаций, например ООН и ее специализированных учреждений, актах всемирных конференций. Соответственно региональные нормы закреплены в документах таких организаций, как Совет Европы, Содружество Независимых Государств и др. По критерию обязательности для государства международные документы о борьбе с преступностью, о контроле за оборотом оружия делятся на декларативные, обязательные, рекомендательные и предусматривающие соглашение или сотрудничество в данной области. К актуальным формам взаимодействия компетентных государственных органов и международных организаций относятся: взаимный обмен информацией; разработка и реализация планов практических мероприятий; проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по обеспечению международного правопорядка; проведение широкомасштабных целевых специальных операций; проведение международных конференций и совещаний. Наиболее успешно действующей моделью международного сотрудничества является проведение заседаний постоянно действующих объединенных рабочих групп. Такие группы функционируют в рамках достигнутых межведомственных договоренностей с компетентными органами Германии, Израиля, Италии, Монголии, Турции, Эстонии. Акцентируется внимание на актуальности создания единой компьютерной базы данных с целью осуществления контроля за незаконным оборотом оружия.
Ключевые слова: оружие, незаконный оборот, борьба с терроризмом, международное сотрудничество, международные стандарты, международный опыт, законодательство, Организация Объединенных Наций, взаимодействие, базы данных.
MARIUSIOKUBOVICH MURKSHTIS,
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
THE INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF FIGHT AGAINST ARMS TRAFFICKING
Abstract: the main aspects of the international cooperation in the sphere of fight against arms trafficking are considered. The conclusion that the international cooperation in the sphere of counteraction to arms trafficking demands the concerted efforts of the different countries founded on the international agreements of global and regional level, the international standards of counteraction to crimes developed by the UN, the Council of Europe, other international organizations is drawn. In this regard implementation in the national legislation of norms on prevention of crimes of the international character, use of foreign experience of prevention of crimes becomes the major task. On a coverage the international regulations in the field of fight against crime regarding arms trafficking are subdivided on general, that is acting in the majority of the states and recognized as all world community, and regional, that is recognized as limited number of the states. General norms on fight against crime contain in acts of universal intergovernmental organizations, for example the UN and its specialized institutions, acts of the world conferences. Respectively regional provisions are enshrined in documents of such organizations as the Council of Europe, the Commonwealth of Independent States, etc. By criterion of obligation for the state the international documents on fight against crime, on control of traffic in weapons are divided into the declarative, obligatory, recommendatory and providing agreement or cooperation in the field. Treat relevant forms of interaction of competent public authorities and international organizations: mutual exchange of information; development and implementation of plans of practical actions; holding joint operational search and preventive actions for providing the international law and order; carrying out large-scale target special operations; holding the international conferences and meetings. The most successfully working model of the international cooperation is holding meetings of the permanent joint working groups. Such groups function within the reached interdepartmental agreements with competent authorities of Germany, Israel, Italy, Mongolia, Turkey, Estonia. The attention to relevance of creation of the uniform computer database for the purpose of control of arms trafficking is focused.
Keywords: weapon, illicit trafficking, fight against terrorism, international cooperation, international standards, international experience, legislation, UN, interaction, databases.
© Муркштис М. И., 2017 © Murkshtis M. I., 2017
Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия в современных условиях являются чрезвычайно актуальными для всего мирового сообщества. Как справедливо отмечает В. В. Лунеев, «незаконный оборот оружия по своей национальной и международной опасности, нелегальным путям его доставки «потребителю», организационным формам преступных формирований, разделению их функций, а также по своей сверхприбыльности очень близок к незаконному обороту наркотиков, и его рост вызывает не меньшую озабоченность международного сообщества» [1, с. 263].
Международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту оружия требует согласованных усилий разных стран, основанных на международных соглашениях глобального и регионального уровня, международных стандартах противодействия преступлениям, разрабатываемых Организацией Объединенных Наций (ООН), Советом Европы, другими международными организациями. В связи с этим важнейшей задачей становится им-плементация в национальное законодательство норм о предупреждении преступлений международного характера, использование зарубежного опыта предупреждения преступлений.
По сфере действия международные нормативные акты в области борьбы с преступностью в части незаконного оборота оружия подразделяются на всеобщие, то есть действующие в подавляющем большинстве государств и признаваемые всем мировым сообществом, и региональные, то есть признаваемые ограниченным числом государств. Всеобщие нормы по борьбе с преступностью содержатся в актах универсальных межправительственных организаций, например ООН и ее специализированных учреждений, актах всемирных конференций. Соответственно региональные нормы закреплены в документах таких организаций, как Совет Европы, Содружество Независимых Государств (СНГ) и др. Региональные акты, как правило, более детально регламентируют борьбу с преступностью, оборот оружия, а также содержат более совершенный механизм контроля за их соблюдением. Так, в рамках Совета Европы действует система международного контроля за соблюдением Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, принятой 28 июня 1978 г.
По критерию обязательности для государства международные документы о борьбе с преступностью, о контроле за оборотом оружия делятся на декларативные, обязательные, рекомендательные и предусматривающие соглашение или сотрудничество в
данной области. В свою очередь, обязательные международные нормативные акты делятся на юридические обязательные или содержащие обязательства морально-политического характера [2, с. 168].
Первую группу составляют декларативные акты, содержащиеся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека от 10 ноября 1948 г., Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября 1868 г., Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль от 29 июля 1899 г. и др.
Ко второй группе относятся акты, обязательные для выполнения государствами-участниками: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.; Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами от 28 июня 1978 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и др.
В третью группу входят международные акты, разъясняющие и детализирующие положения конвенций и договоров и имеющие рекомендательный характер, в частности Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1963 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Рекомендации в отношении обращения с заключенными иностранцами (1978 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1984 г.).
Четвертую группу составляют договоры и соглашения о правовых отношениях. К ним относятся: Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом от 8 сентября 2000 г.; Соглашение о взаимодействии министров внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. [3, с. 48].
Основные усилия по борьбе с преступностью в международном масштабе взяла на себя ООН, поскольку в соответствии с Уставом на нее как на организатора борьбы с преступностью во всем мире возложена ответственность за международное сотрудничество по всем актуальным проблемам [4, с. 549].
Как известно, процесс противодействия преступности предполагает использование разнообразных мер по ее предупреждению, которые могут способствовать обеспечению соответствующего уровня правопорядка и повышению качества жизни во всем мире [5].
В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН, принятым еще в 1950 г., раз в пять лет проводятся конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
В своей резолюции 54/54 V от 15 декабря 1999 г. Генеральная Ассамблея ООН постановила созвать Конференцию ООН по проблеме незаконной торговли огнестрельным оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах в июле 2001 г. В той же резолюции Генеральная Ассамблея ООН учредила открытый для всех государств Подготовительный комитет (Группу правительственных экспертов), который должен был провести не менее трех сессий, первая из которых состоялась в марте 2000 г., вторая - в январе 2001 г., третья - в марте 2001 г. [6, с. 248.].
Результатом проведенной в 2001 г. Конференции ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием во всех ее аспектах стало принятие Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями, предусматривающей проведение различного рода мероприятий на национальном, региональном и глобальном уровне.
Следующая встреча государств по вопросу реализации Программы действий состоялась 11-15 июля 2005 г. в Нью-Йорке, а 26 июня -7 июля 2006 г. там же прошла Конференция ООН для обзора прогресса, достигнутого в осуществлении Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней.
18-25 апреля 2005 г. в Бангкоке состоялся XI Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Не последнее место в работе Конгресса уделялось проблемам борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, в том числе мерам, направленным на содействие присоединению к Протоколу против огнестрельного оружия и его осуществлению, дополняющему Конвенцию ООН против траснациональной организованной преступности.
ООН в силу своего специфического положения решает в основном задачи глобального, стратегического характера в борьбе с преступностью, в то время как конкретными, тактическими вопросами занимаются региональные международные организации, такие как Совет Европы, Европейский союз, СНГ и др.
Необходимо отметить немаловажную роль в рассматриваемом контексте деятельности международных неправительственных организаций при ООН и Совете Европы. В разработке многих международных документов по вопросам борьбы с преступностью и уголовного правосудия активное участие принимает Международный комитет по координации (МКК), именуемый Комитетом четы-
рех, поскольку он охватывает работу Международной ассоциации уголовного права (МАУП), Международного криминологического общества (МКО), Международного общества социальной защиты (МОСЗ) и Международного уголовного и пенитенциарного фонда (МУПФ) [4, с. 554].
Важным документом, определяющим оборот оружия, является Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами от 28 июня 1978 г. Конвенция определила понятия «огнестрельное оружие», «торговец», «постоянный житель». В этом документе установлено, что все государства-участники должны принимать меры для того, чтобы никакое огнестрельное оружие, находящееся на ее территории, не было продано, перемещено или иным образом передано какому-либо лицу, не являющемуся ее постоянным жителем, которое предварительно не получило разрешения от компетентных органов. При этом подчеркивается, что такое разрешение не предоставляется до тех пор, пока компетентные органы предварительно не убедятся, что разрешение в отношении рассматриваемой сделки было предоставлено данному лицу компетентными органами договаривающейся стороны, постоянным жителем которой он является.
Приведенные, равно как и другие международно-правовые акты, предусматривают разнообразные меры содействия реальному осуществлению соглашений по предупреждению незаконного оборота оружия. В зависимости от методов их осуществления и источников получения информации международные процедуры можно классифицировать следующим образом: доклады государств о выполнении ими своих обязательств в области предупреждения незаконного оборота оружия; претензии государств друг к другу на нарушение таких обязательств; различные ситуации, связанные с предполагаемыми и установленными нарушениями в сфере незаконного оборота оружия [3, с. 69].
Правовой основой взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ служит подписанная 22 января 1993 г. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая была ратифицирована Советом Федерации России в 1994 г.
Модельный уголовный кодекс, принятый постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 февраля 1996 г. и послуживший основой для создания уголовного законодательства России и других стран СНГ, предусматривает ответственность за различные преступные деяния, составляющие незаконный оборот оружия [7, с. 96-97].
14 ноября 2008 г. в Кишиневе на заседании Совета глав правительств СНГ было подписано Соглаше-
ние о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В документе определено, что стороны осуществляют сотрудничество по следующим направлениям: совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества сторон и содействие гармонизации законодательства государств в сфере борьбы с незаконным изготовлением и оборотом оружия; выработка согласованной стратегии и совместных мер борьбы с незаконным изготовлением и оборотом оружия; координация и совершенствование механизмов взаимодействия компетентных органов в области противодействия незаконному изготовлению и обороту оружия; создание совместного банка данных о транснациональных преступных группах, их лидерах и участниках, причастных к незаконному изготовлению и обороту оружия; проведение совместных и (или) согласованных мероприятий по пресечению незаконного изготовления и оборота оружия.
К формам взаимодействия государственных органов и международных организаций можно отнести: проведение совместных мероприятий по обеспечению международного правопорядка; взаимный обмен информацией; разработка и реализация планов практических мероприятий; проведение других совместных мероприятий, не предусмотренных планами.
В качестве наиболее успешно действующей модели международного сотрудничества следует выделить проведение заседаний постоянно действующих объединенных рабочих групп. В настоящее время такие группы функционируют в рамках достигнутых межведомственных договоренностей с компетентными органами Германии, Израиля, Италии, Монголии, Турции, Эстонии.
Заслуживают внимания совместные операции, проводимые правоохранительными органами СНГ. Так, с 29 мая по 4 июня 2017 г. на территории приграничных районов Российской Федерации и Азербайджанской Республики была проведена совместная комплексная операция под названием «Граница». В результате мероприятий, проведенных в Республике Дагестан и Губинском, Гусарском, Хачмазском, Балакенском, Загатальском, Гахском, Огузском и Габалинском районах Азербайджана, за совершение разного рода преступлений были задержаны 29 человек, изъяты 8 автоматов, 13 пистолетов, 66 единиц нарезного и помпового оружия, 53 ручные гранаты, 25 магазинов, 29 различных военных приспособлений и боеприпасов, 7145 патронов разного калибра.
Кроме того, нами поддерживается позиция, высказанная специалистами о том, что необходимо создание Российской Федерацией договоренностей со странами Прибалтики и СНГ по организации законодательной основы, контролирующей единый процесс оборота оружия и узкое взаимодействие силовых структур указанных стран в борьбе с его незаконным оборотом [7, с. 272; 8, с. 261].
Приоритетно также создание единой компьютерной базы данных с возможностью осуществления настоящего контроля за незаконным оборотом оружия. Она могла бы содержать следующую информацию: 1) о находящемся в розыске оружии (с описанием его криминалистических характеристик); 2) об оружии, изъятом в ходе оперативно-розыскных мероприятий (с его подробным криминалистическим исследованием); 3) о фигурантах уголовных дел, связанных с незаконным оборотом оружия [8, с. 261].
Библиографический список
1. Лунеев В. В. Эпоха глобализации и преступность. М., 2017. 272 с.
2. Зимин В. П. Универсальные и общеевропейские нормы, касающиеся прав человека в сфере охраны правопорядка // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органа внутренних дел. М., 1994. С. 168-173.
3. Никитина О. А. Международно-правовое сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом оружия : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 178 с.
4. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества / под общ. ред. Р. В. Жубрина. М., 2016. 655 с.
5. Меры по содействию эффективному предупреждению преступности : резолюция 2002/13 ЭКОСОС ООН от 24 июля 2002 г. // Информационный бюллетень ООН № 5/2010. ЦКЬ : http://www.crimecongress2010.com.br.
6. Панкратова И. В. Международные аспекты противодействия незаконному обороту оружия // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 6. С. 247-251.
7. Задоян А. А., Мацкевич И. М., Чучаев А. И. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия : монография. М., 2017. 128 с.
8. Назаршоев Ф. Ю. Уголовно-правовой анализ современного состояния преступности в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов в Республике Таджикистан // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 258-262.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 4. С. 505-686
Литература
1. Задоян, А. А. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия [Текст] : монография / А. А. Задоян, И. М. Мацкевич, А. И. Чучаев. - М., 2017. - 128 с.
2. Зимин, В. П. Универсальные и общеевропейские нормы, касающиеся прав человека в сфере охраны правопорядка [Текст] / В. П. Зимин // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органа внутренних дел. - М., 1994. - С. 168-173.
3. Лунеев, В. В. Эпоха глобализации и преступность [Текст] / В. В. Лунеев. - М., 2017. - 272 с.
4. Назаршоев, Ф. Ю. Уголовно-правовой анализ современного состояния преступности в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов в Республике Таджикистан [Текст] / Ф. Ю. Назаршоев // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 10. - С. 258-262.
5. Никитина, О. А. Международно-правовое сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом оружия [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 / Никитина Ольга Александровна. - М., 2002. - 178 с.
6. Панкратова, И. В. Международные аспекты противодействия незаконному обороту оружия [Текст] / И. В. Панкратова // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 6. -С. 247-251.
7. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества [Текст] / под общ. ред. Р. В. Жубрина. - М., 2016. - 655 с.
References
1. Zadojan A. A., Mackevich I. M., Chuchaev A. I. Problemy kriminologicheskogo preduprezhdenija neza-konnogo oborota oruzhija [Problems of criminological prevention of arms trafficking]. Moscow, 2017. 128 p.
2. Zimin V. P. Universal'nye i obshheevropejskie normy, kasajushhiesja prav cheloveka v sfere ohrany pra-voporjadka [The universal and European standards concerning human rights in the sphere of protection of law and order]. Problemy obespechenijaprav cheloveka v dejatel'nosti organa vnutrennih del [Problems of ensuring human rights in activity of law-enforcement body]. Moscow, 1994, pp. 168-173.
3. Luneev V. V. Jepoha globalizacii iprestupnost' [Era of globalization and crime]. Moscow, 2017. 272 p.
4. Nazarshoev F. Ju. Ugolovno-pravovoj analiz sovremennogo sostojanija prestupnosti v sfere nezakonnogo oborota ognestrel'nogo oruzhija i boepripasov v Respublike Tadzhikistan [The criminal and legal analysis of the current state of crime in the sphere of illicit trafficking in firearms and ammunition in the Republic of Tajikistan]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, 2015, no. 10, pp. 258-262.
5. Nikitina O. A. Mezhdunarodno-pravovoe sotrudnichestvo v bor'be s nezakonnym oborotom oruzhija. Dis. kand. jurid. nauk [International legal cooperation in fight against arms trafficking. Can. Leg. sci. diss.]. Moscow, 2002. 178 p.
6. Pankratova I. V. Mezhdunarodnye aspekty protivodejstvija nezakonnomu oborotu oruzhija [International aspects of counteraction to arms trafficking]. Vestnik TGU- TGUbulletin, 2013, no. 6, pp. 247-251.
7. Teoreticheskie osnovy preduprezhdenija prestupnosti na sovremennom jetape razvitija rossijskogo obsh-hestva [Theoretical bases of prevention of crime at the present stage of development of the Russian society]. Ed. by R. V. Zhubrin. Moscow, 2016. 655 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Муркштис Мариус Иокубович - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Муркштис, М. И. Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия / М. И. Муркштис // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), № 4. - С. 571-575.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Murkshtis Marius Iokubovich - phd in law, associate professor of criminal law, process and criminalistics department, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Murkshtis M. I. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere bor'by s nezakonnym oborotom oruzhija [The international cooperation in the sphere of fight against arms trafficking]. Chelovek: prestuple-nie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 4, pp. 571-575.