Научная статья на тему 'Исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в России после Великой Отечественной войны'

Исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в России после Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
772
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ПРИОБРЕТЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / МИЛИЦИЯ / СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ / ДЕКРЕТ / РСФСР / НКВД / СССР / НОШЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ХРАНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Толчинская Татьяна Ильинична, Айбазова Фатима Умаровна

Данная научная статья раскрывает опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в России после Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и является продолжением статьи, описывающей опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в дореволюционной России и в России после Октябрьской революции. На сегодняшний день в связи с разгулом организованной преступности, угрозой террористических актов проблема незаконного оборота оружия стоит очень остро. По мнению автора, исторический опыт помогает лучше понять и прочувствовать данную проблему. Попытка рассмотреть комплекс уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту оружия в Советской России, дает возможность исследовать генезис их источников и последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Толчинская Татьяна Ильинична, Айбазова Фатима Умаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF POLICE ACTIVITIES IN COMBATING ILLICIT TRAFFICKING IN FIREARMS IN RUSSIA AFTER THE GREAT PATRIOTIC WAR

This scientific article reveals the experience of police activities in combating illicit trafficking in firearms in Russia after the great Patriotic war of 1941-1945. And is a continuation of the article describing the experience of police activities in combating illicit trafficking in firearms in pre-revolutionary Russia and in Russia after the October revolution. To date, in connection with rampant organized crime, the threat of terrorist acts, the trafficking of weapons is very serious. According to the author, the historical experience helps to better understand and appreciate the problem. Attempt to consider the complex criminal law issues relating to illicit arms trafficking in Soviet Russia, gives the opportunity to explore the Genesis of their sources and consequences.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в России после Великой Отечественной войны»

9.3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Толчинская Татьяна Ильинична, канд. ист. наук. Должность: доцент кафедры истории и философии права Место работы: Северо-Кавказский Федеральный университет (филиал) г. Пятигорск

[email protected]

Айбазова Фатима Умаровна, канд. ист. наук, доцент. Должность: зав. кафедрой теории и истории государства и права

Место работы: Частное образовательное учреждение высшего образования «Есентукский институт управления, бизнеса и права»

Аннотация: Данная научная статья раскрывает опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в России после Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и является продолжением статьи, описывающей опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в дореволюционной России и в России после Октябрьской революции . На сегодняшний день в связи с разгулом организованной преступности, угрозой террористических актов проблема незаконного оборота оружия стоит очень остро. По мнению автора, исторический опыт помогает лучше понять и прочувствовать данную проблему. Попытка рассмотреть комплекс уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту оружия в Советской России, дает возможность исследовать генезис их источников и последствий.

Ключевые слова: незаконный оборот огнестрельного оружия; приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия; милиция; Совет Народных Комиссаров; Декрет; РСФСР; НКВД; СССР.

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF POLICE ACTIVITIES IN COMBATING ILLICIT TRAFFICKING IN FIREARMS IN RUSSIA AFTER THE GREAT

PATRIOTIC WAR

Tolchinskaya Tatyana I., candidate. ist. sciences, associate Professor of the Department of history and philosophy of law Place of employment: North-Caucasus Federal University (branch) of Pyatigorsk

[email protected]

Aibasova Fatima U, candidate ist. sciences, associate Professor, head the Department of theory and history of state and law

Place of employment: Private educational institution of higher education «Essentuksky Institute of management, business and law»

Abstract: This scientific article reveals the experience of police activities in combating illicit trafficking in firearms in Russia after the great Patriotic war of 1941-1945. And is a continuation of the article describing the experience of police activities in combating illicit trafficking in firearms in pre-revolutionary Russia and in Russia after the October revolution . To date, in connection with rampant organized crime, the threat of terrorist acts, the trafficking of weapons is very serious. According to the author, the historical experience helps to better understand and appreciate the problem. Attempt to consider the complex criminal law issues relating to illicit arms trafficking in Soviet Russia, gives the opportunity to explore the Genesis of their sources and consequences.

Keywords: illicit trafficking in firearms; purchase, possession and carrying of firearms; police; the Council of people's Commissars; Decree; RSFSR; NKVD; Soviet Union.

Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ознаменовало собой введение существенных ограничений в обороте огнестрельного оружия. В данный период гражданам было предписано сдать имеющееся у них огнестрельное и холодное оружие в органы НКВД СССР или местные Советы депутатов трудящихся. Большое значение предавалось в годы войны обеспечению безопасности тыла действующей армии и в борьбе с бандитизмом в районах, освобожденных от временной немецкой оккупации. В соответствии с Постановлением Государственного комитета Обороны СССР от 16 января 1942 года № 1156 «О сдаче трофейного имущества» все граждане, проживающие в населенных пунктах, обязаны были в течение 24 часов сдать воинским частям, органам НКГБ и НКВД СССР или местным властям все огнестрельное оружие. Например, в г. Моздок (Республика Северная

Осетия-Алания) в январе 1943 года приказ № 1 воинской части, освободившей город, требовал от граждан сдачи коменданту гарнизона всего имеющегося огнестрельного оружия у населения. В период с 1942 года по 1943 год органами НКВД СССР на территории страны у лиц, совершивших различного вида преступления было изъято 109 449 единиц огнестрельного оружия. О его количестве, оставшемся в местах проведения боевых действий, могут свидетельствовать следующие данные. Только в период с 1 по 20 октября 1943 года сотрудниками Верхне-Баканского районного отдела НКВД Краснодарского края было обнаружено и подобрано в местах боев 3 пулемета, 121 винтовка, 6 пистолетов-пулеметов ППШ1, 50 тыс. патронов и 6

1 См.: 7,62-мм пистолет-пулемёт ППШ разработан Георгием Семе-

новичем Шпагиным и принят на вооружение в СССР в 1941 году, снят

в 1951 году.

ящиков гранат. В тоже время, в целях борьбы с бандитизмом разрешалось владеть огнестрельным оружием для отпора преступных посягательств партийным и советским работникам. Например, на заседании бюро Краснодарского краевого комитета ВКП(б) 4 июня 1943 году было принято постановление, в котором отмечалось, что ...«в крае наблюдается рост бандитизма, его активизация и процесс объединения мелких групп, в крупные банды». В том же году в Саратовской области в ходе проведения операции «Танго»2 органами НКВД СССР была обезврежена бандитская группа Луговско-го-Бизяева, состоявшая из девятнадцати человек. Она, подобно московской «Черной кошке» из знаменитого фильма, длительное время терроризировала население, создавая у граждан атмосферу страха и неуверенности. Практически ежедневно бандитами совершались убийства, дерзкие вооруженные налеты на денежные кассы государственных учреждений, магазины и склады. После ее ликвидации был обнаружен большой арсенал оружия, коим можно было вооружить полдивизии - 113 винтовок, 820 ручных гранат, 61 револьвер и пистолет, десять автоматов и три пулемета, а также почти 70 тыс. патронов. В период с 1942 года по 1945 год на территории Чечено-Ингушской АССР было ликвидировано множество бандгрупп3, в составе которых находилось до 80% мужского населения, имевших на вооружении 13 пулеметов, 22 автомата, 1 501 винтовку, 220 пистолетов и револьверов, в том числе 2 противотанковых орудия. В годы Великой Отечественной войны бандитизм широко распространился и в отдаленных районах СССР, в том числе и в Сибири. Типичный пример - так называемая банда Павлова в Томмотском районе Алданского округа Якутской АССР с прииска Хатырхай вывезла семь тонн муки, разных промышленных товаров на сумму 10 310 рублей, угнала двадцать оленей, попутно ограбив все мирное население. Только ценой значительных потерь среди личного состава сотрудники НКВД Якутской АССР сумели обезвредить банду. Необходимо отметить, что по мере освобождения временно оккупированных территорий СССР органами НКВД СССР проводилась достаточно большая работа по сбору оружия и боеприпасов в местах боев. Бывшие фронтовики в подавляющем большинстве добровольно сдали огнестрельное оружие, однако полностью изъять его у населения не удалось. Некоторые «стволы» имеют длинную биографию. В августе 1947 года телефонист Верхнегрековского узла связи Ростовской области Савченко из нагана расстрелял четверых сослуживцев и, похитив крупную сумму денег, скрылся, в последствие его так и не нашли. Зато этот револьвер «всплыл» в 1992 году в Тюменской области при расследовании убийства коммерческого директора одного из банков4

После окончания Великой Отечественной войны в 1953-1959 годах была разрешена свободная (без предъявления охотничьих билетов) продажа охотничьих гладкоствольных ружей. Приказом МВД СССР от 28 ноября 1956 года № 760 была утверждена Инструкция «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования нарезного огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию». В соответствие с которой министерства и ведомства

2 См.: Зефиров М.В., Дёгтев Д.М. Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа. АСТ Москва, 2009. С. 358.

3 См.: Абрамян Э. Кавказцы в Абвере (На стороне Третьего рейха). - М.: Издатель Быстров, 2006. С. 128.

4 См.: Новая газета. № 47. 2009 г. от 8 Мая

могли приобретать, хранить нарезное оружие для следующих целей: вооружения охраны предприятий, организаций, учреждений, а также отдельных лиц, которым по роду службы разрешено ношение оружия; охотничьего промысла; экспонирования в музеях; проведения учебных занятий; съемок кинофильмов. Наградное нарезное огнестрельное и холодное оружие в обязательном порядке подлежало регистрации в милиции. Генералы и офицеры по увольнению в отставку или запас с правом ношения формы одежды имели право хранить кортики без регистрации в милиции. После принятия в 1958 году Верховным Советом СССР Основ уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик был разработан и принят новый Уголовный кодекс РСФСР5.

В отличие от ранее действовавшего законодательства в нем была исключена уголовную ответственность за хранение холодного оружия6. Также были уменьшены и дифференцированы санкции за совершение деяний, предусмотренных частью первой и второй статьи 218, в предмет преступления было дополнительно включено охотничье нарезное оружие. Приказом МВД РСФСР7 от 30 декабря 1961 года № 749 была утверждена Инструкция «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием на территории РСФСР». Охотничье нарезное оружие, малокалиберные винтовки и ружья с нарезным стволом приобретались гражданами по разрешению милиции; гладкоствольные ружья и охотничьи ножи - по предъявлению охотничьего билета, при этом разрешение милиции не требовалось. Сведения о проданных охотничьих ружьях и ножах торгующими организациями вписывались в охотничьи билеты в момент продажи. Одновременно с развитием уголовного законодательства совершенствовалась нормативная правовая основа и разрешительной системы, которая играет важную роль в предупреждении преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия. Неудовлетворительная работа по выявлению лиц, незаконно владеющих огнестрельным оружием и несвоевременное его изъятие у лиц, допускающих административные правонарушения, часто приводила к совершению преступлений с его применением. В приказе МВД РСФСР от 5 мая 1962 года № 0282 «О мерах усиления борьбы органов МВД с тяжкими преступлениями», начальникам МВД-УВД предписывалось .«организовать и систематически проводить работу по добровольной сдаче гражданами незаконно хранящегося у них огнестрельного оружия».

Заметным толчком к развитию исследуемой нами надзорной деятельности милиции послужило издание нормативных правовых актов: Постановления Совета Министров СССР от 8 июня 1973 года «О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности советской милиции», утвердившего Поло-

5 См.: Уголовный кодекс РСФСР / Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

6 Толчинская Т.И., Рясная Ю.О., Ямпольская Д.Ю. Исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия В России после Октябрьской революции.- М., Социально-политические науки. Издательский дом «Юр-ВАК» - 2016. - №1. - С.103-107

7 См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 февраля

1955 года «Об образовании Министерства внутренних дел РСФСР».

жение «О советской милиции» и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступ-ностью»8.

В соответствии с Положением на милицию возлагались обязанности: по выдаче разрешений на приобретение, хранение и перевозку огнестрельного нарезного оружия, боеприпасов к нему; холодного оружия; взрывчатых материалов; осуществлению контроля за соблюдением правил их хранения и перевозки автомобильным и гужевым транспортом, а также вьюками и ручной кладью; по выдаче разрешений на открытие стрелковых тиров и стрельбищ, оружейно-ремонтных и пиротехнических предприятий, магазинов, торгующих огнестрельным оружием; контролю за соблюдением правил их функционирования. Инструкция о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, утвержденная приказом МВД СССР от 4 декабря 1975 года № 300 четко определяла категории лиц, которым разрешение на приобретение и хранение огнестрельного оружия не выдавалось: страдающим психическими заболеваниями; систематически нарушающим общественный порядок, злоупотребляющим спиртными напитками и наркотическими веществами. В том числе ранее судимым лицам, за особо опасные государственные преступления и преступления, совершенные с его применением. В соответствии с ее положениями приобретение и хранение охотничьего огнестрельного, гладкоствольного и малокалиберного оружия предприятиями, учреждениями и организациями осуществлялось по разрешению милиции. В ней впервые был оговорен порядок приобретения боеприпасов для огнестрельного оружия военного образца через Министерство обороны СССР. Уже к концу 70-х годов XX века общая численность выявленных за совершение данного вида преступлений лиц, сократилось на 22,5%, причем выявленные 7,3% лиц, вели анти-социальный образ жизни. В тоже время 51,5% лиц, были освобождены от уголовной ответственности с применением мер общественного воздействия, а из числа привлеченных к ней 17,3% ранее были судимы по статье 218 Уголовного кодекса РСФСР, 8,5% - судимы три раза, 4,1% были признаны особо опасными рецидивистами. В общей численности противоправные деяния, подпадающие под действие статьи 218 Уголовного кодекса РСФСР составили: незаконное ношение - 34,2%; хранение - 29,7%; изготовление - 24%; приобретение - 10,2% и сбыт - 1,9%. Каждый пятый, привлеченный к уголовной ответственности (20,8%) хранил огнестрельное оружие свыше года. Из них в квартире (84,4%); на работе - 2,3%; 4,6% - у знакомых; 8,7% - в других местах. Основными целями незаконного владения огнестрельным оружием в тот период времени были - подготовка к совершению другого преступления (23%); самооборона -17%; коллекционирование - 5%; в 35% случаев цель не была установлена, либо являлась неопределенной.

Снижению преступлений в рассматриваемой сфере также способствовали и меры, принимаемые оперативными аппаратами милиции. Сотрудникам уголовного розыска МВД-УВД предписывалось активизировать оперативно-розыскную деятельность в целях выявле-

8 См.: Свод законов СССР. Т. 10. 1990. С. 236.

ния нераскрытых преступлений, не разоблаченных сообщников, мест укрытия огнестрельного оружия. По сообщениям конфидентов, о наличии огнестрельного оружия у лиц, подозреваемых в приготовлении или совершении преступлений, принимались немедленно необходимые меры, исходя из конкретных обстоятельств или в срок до двадцати суток9

Руководство МВД СССР концентрировало свои усилия по розыску и задержанию вооруженных преступников, что нашло свое отражение в ряде приказов. Например, органами внутренних дел Чечено-Ингушской АССР, Казахстана и Киргизской ССР длительное время разыскивалось значительное количество особо опасных преступников из числа чеченцев и ингушей. С целью активизации их розыска в 1974 году МВД СССР издало приказ10, в котором подчеркивалось, что ...«находясь на нелегальном положении, эти преступники совершают тяжкие преступления с применением огнестрельного оружия».

К началу 80-х годов XX века общее количество лиц, выявленных за совершение преступлений по статье 218 Уголовного кодекса РСФСР, и аналогичным статьям Уголовных кодексов Союзных Республик на территории СССР увеличился на 75,6%. Абсолютное большинство (99,8%) выявленных лиц, составили мужчины в возрасте от 30 до 55 лет. Начиная с этого периода времени, данный вид преступлений характеризуется устойчивой тенденцией к возрастанию. Наибольший рост отмечался в Узбекстской ССР (+ 82,2%), Молдавской ССР (+ 75%), Азербайджанской ССР (+ 67,8%), Грузинской ССР (+ 54,2%), Армянской ССР (+ 45,9%).

Большая их часть (71%) регистрировалась в городах и поселках городского типа и только 29% в сельской местности. Это соответствовало общей тенденции роста числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия в этих республиках. На коллегии МВД СССР в 1983 году особое внимание уделялось розыскной работе органов внутренних дел .«руководители МВД, УВД и гор-райорганов должны обеспечить детальное изучение розыскных дел, на находящихся в розыске вооруженных преступников». Вместе с тем следует отметить, что в приказах МВД СССР не всегда отводилось должное место анализу состояния борьбы с рассматриваемым видом преступлений, определению критериев оценки деятельности оперативных аппаратов милиции, изучению, обобщению, распространению и внедрению положительного их опыта работы. Недостаточно уделялось внимания вопросам розыска похищенного и утраченного огнестрельного оружия, организации его учета в едином банке данных. В основном в них предписывалось использовать оперативно-справочные учеты органов внутренних дел в предупреждении и раскрытии этих видов преступлений (38,8%), обеспечению оперативного обслуживания объектов разрешительной системы (12,8%). В Инструкции11 по организации оперативно-справочных

9 См.: Приказ МВД СССР от 1 августа 1974 г., № 0030 «О мерах по улучшению агентурной работы милиции и повышению ее эффективности в борьбе с преступностью».

10 См.: Приказ МВД СССР от 26 декабря 1974 г., № 0714 «О мерах по улучшению розыска особо опасных преступников на территории Северного Кавказа, Казахстана и Киргизии».

11 См.: Пункт 6 Приказа МВД СССР от 29 декабря 1984 г., № 0036

«Об объявлении Инструкции о порядке регистрации, ведения дел

картотек давался детальный порядок учета похищенного, обнаруженного огнестрельного оружия, пуль, гильз и патронов изъятых на месте преступления. Также, было регламентировано ведение в горрайорга-нах внутренних дел картотек по учету огнестрельного оружия (включая охотничье), находящееся во владении граждан. Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия оперативных аппаратов милиции с оперативными подразделениями исправительно-трудовых учреждений МВД СССР12 и оперативной проверке лиц, задержанных и арестованных за незаконный оборот огнестрельного оружия и преступлений, совершенных с его применением. Среди них ранее судимые впервые за незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия составляли 53,2%, за его незаконное изготовление - 46,8%, а из общего количества осужденных за данные преступления 34,5% совершили их повторно, либо с применением огнестрельного оружия. С целью решения задач оперативно-розыскной деятельности по борьбе с рассматриваемыми видами преступлений в то время в 73,3% случаев использовались лица, сотрудничавшие (содействовавшие) с оперативными аппаратами милиции. Личный сыск - как метод оперативно-розыскной деятельности сотрудниками оперативных аппаратов милиции применялся для выявления лиц, совершающих этот вид преступлений в 52,7% случаев. Они также должны были осуществлять профилактику преступлений против жизни и здоровья граждан, выявлять условия, способствующие незаконному изготовлению гражданами на предприятиях, в мастерских металлоизделий и профессиональных училищах огнестрельного оружия. Выявлять владельцев огнестрельного оружия, систематически нарушающих общественный порядок и принимать меры по изъятию у них оружия, а также склонять граждан к добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия. С середины 80-х годов начинается процесс усовершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы оборота огнестрельного оружия и боеприпасов к нему. Законодательством того времени не ограничивается количество охотничьего огнестрельного оружия, которое мог приобрести гражданин, однако он был обязан обеспечить его безусловную сохранность и не использовать помимо охоты. Охотники-любители, имевшие стаж охоты не менее пяти лет и сдавшие зачеты по знанию правил безопасности на охоте, получили право приобретать охотничье нарезное оружие, но ответственность за нарушение действующего законодательства была расширена. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1984 года «Об административной ответственности за нарушения правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов» содержал уже восемь статей, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в сфере оборота огнестрельного оружия. В Инструкции утвержденной приказом МВД СССР от 14 августа 1984 года № 176 «О порядке оформления материалов за нарушение правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов» впервые было

оперативного учета и организации оперативно-справочной работы по ним».

12 См.: Приказ МВД СССР от 30 июня 1983 г., № 0015 «Об объявлении решения коллегии МВД СССР от 30 мая 1983 г., «О состоянии и мерах улучшения агентурно-оперативной работы в местах лишения свободы и спецкомендатурах».

закреплено положение о систематическом, не менее одного раза в год, проведении проверок сотрудниками милиции условий хранения ружей у граждан. Проверки охватывали, прежде всего, вопросы учета и хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, состояния средств охранной и пожарной сигнализации зданий, помещений учреждений и предприятий, где оно производилось. Инструкция также утвердила форму и, содержание протокола о нарушении правил оборота огнестрельного оружия, протокола его изъятия и боеприпасов, порядок их конфискации и возмездного изъятия. В 1986 году МВД СССР был издан приказ13, в котором указывалось на неудовлетворительную работу по изъятию у лиц, незаконно хранящегося огнестрельного оружия, что осложняло оперативную обстановку и влияло на организацию борьбы с преступностью в целом.

Введение в начале 90-х годов XX века ряда Законов СССР14, а также Постановления Верховного Совета СССР от 28 мая 1991 года № 2195-1 «О видах деятельности, которыми предприятия вправе заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий)» повлекло становление нового метода административно-правового регулирования - лицензирования. Особенностью которого являлось предоставление компетентным государственным органом разрешения, на осуществление строго установленного вида деятельности, на основании выданного им предприятию специального документа (лицензии). В Перечне лицензируемых видов деятельности, утвержденном указанным Постановлением, в частности, были названы производство, ремонт и реализация охотничьего и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия. Как следствие, в 90 годах XX века с применением огнестрельного оружия было совершено свыше 10 тыс. преступлений, 42,5% от всех зарегистрированных. Около трети потерпевших по уголовным делам данной категории имели отношения к криминальной среде: ранее судимые за совершение преступлений -45,8%; члены организованных групп - 37,5%; лидеры и «авторитеты» уголовно-преступной среды - 14,6%; разыскиваемые органами внутренних дел за совершение иных преступлений - 2,7%15.

Распад Советского Союза привел к тому, что вооружение частей и соединений Советской Армии было захвачено местными властями и националистическими формированиями в республиках, расположенных как по ту, так и по эту сторону Кавказского хребта. В советских частях и на базах, располагавшихся в Азербайджане, насчитывалось более 160 тыс. единиц огнестрельного оружия. В Россию успели вывезти лишь около 30-40 %. В Грузии в 1991 году было зафиксировано около 30 случаев вооруженных нападений на воинские части и арсеналы, в результате вооруженных

13 См.: Приказ МВД СССР от 10 октября 1986 г., № 0280 «О серьезных недостатках в деятельности органов внутренних дел по предупреждению умышленных убийств, тяжких телесных повреждений и мерах по ее совершенствованию».

14 См.: Закон СССР от 4 июня 1990 года, № 1529-1 «О предприятиях в СССР» / Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990, № 25. Ст. 460; Закон СССР от 2 апреля 1991 года, № 2079-1 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» / Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991, № 16. Ст. 442.

15 См.: Дьяченко В.А. Оперативно-розыскные меры органов внутренних дел по раскрытию убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия. Учеб. пособие. Академия управления МВД России. - М., 2001. С. 7.

нападений на военные объекты там было захвачено свыше 60 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 300 тыс. гранат и другого вооружения. Особого внимания как источник незаконного распространения огнестрельного оружия заслуживает Чеченская Республика. После вывода воинских частей Чечне досталось более 25 тыс. единиц огнестрельного оружия, около 300 тыс. гранат, 14 млн. патронов различного калибра, комплексы ПТУР и ПЗРК16.

В результате чего большое количество огнестрельного оружия «разбежалось» по стране, это явилось одним из факторов создания незаконных вооруженных формирований, участвующих в межнациональных конфликтах в регионах бывшего СССР и разгула организованной преступности. Данная ситуация потребовала применения в первую очередь принудительных методов воздействия для предотвращения последствий совершенных преступлений в ущерб общей и индивидуальной профилактике девиантного поведения17

Исторический опыт по противодействию с указанным видом преступлений, как полиции Российской Империи, так и милиции СССР, представляет собой богатое наследие, которое надо изучать и познавать, взяв на вооружение все лучшее и полезное. Так как в нем отражено формирование комплексного подхода к решению рассматриваемой проблемы. При всех недостатках государственного устройства Российской империи и СССР, тщательный контроль за оборотом огнестрельного оружия давал позитивные результаты, в том числе и в противодействии преступлениям, совершаемым с его применением. Советский период времени характеризуется тотальной системой контроля за оборотом не только огнестрельного оружия, но и холодного, что было обусловлено стремлением представителей новой власти подавить сопротивление свергнутых классов. Однако по мере отдаления от событий октября 1917 года и гражданской войны главной причиной установления такого контроля за их оборотом была необходимость обеспечения безопасности государства и общества путем предотвращения использования оружия в преступных целях. Тем более, что отличительной чертой незаконного оборота огнестрельного оружия является то, что в периоды обострения социально-экономических и политических противоречий, он способствует активному развитию экстремизма, терроризма и сепаратизма (распаду государства), подтверждением сказанному являются события, произошедшие в нашей стране в начале и в конце XX века18.

Список литературы:

1. Дьяченко В.А. Оперативно-розыскные меры органов внутренних дел по раскрытию убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия. Учеб. пособие. Академия управления МВД России. - М., 2001. С. 7.

16 См.: Противотанковая управляемая ракета входит в состав противотанкового ракетного комплекса предназначенного для поражения бронированных целей; Переносной зенитно-ракетный комплекс это зенитно-ракетная система, предназначенная для транспортировки и ведения огня одним человеком.

17 См.: Тюлькин Н.П. Правовые и организационно-тактические аспекты борьбы органов внутренних дел с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Дисс. .канд. юрид. наук: - Владимирский юридический институт ФСИН России. 2005. С. 34.

18 См.: Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российский тенденции / Изд. 2-е, перераб. и доп. Вольтерс Кливер. - М.: 2005. С. 125.

2. Толчинская Т.И., Крюкова Л.В. Исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в дореволюционной России. - М., Социально-политические науки. Издательский дом «Юр-ВАК» - Рецензируемые периодические издания. - 2015. - №4. - С.55-60

3. Зефиров М.В., Дёгтев Д.М. Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа. АСТ Москва, 2009. С. 358.

4. Толчинская Т.И., Рясная Ю.О., Ямпольская Д.Ю. Исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия В России после Октябрьской революции.- М., Социально-политические науки. Издательский дом «Юр-ВАК» - Рецензируемые периодические издания. - 2016. - №1. -С.103-107

5. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российский тенденции / Изд. 2-е, перераб. и доп. Вольтерс Кливер. - М.: 2005. С. 125.

6. Абрамян Э. Кавказцы в Абвере (На стороне Третьего рейха). - М.: Издатель Быстров, 2006. С. 128.

7. Тюлькин Н.П. Правовые и организационно-тактические аспекты борьбы органов внутренних дел с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Дисс. .канд. юрид. наук: - Владимирский юридический институт ФСИН России. 2005. С. 34.

8. Осипян Б.А. Становление Российского государства как великой империи.- М., Социально-политические науки. Издательский дом «Юр-ВАК» - Рецензируемые периодические издания. - 2015. - №3. - С.9-17.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Т.И. Толчинской и Айбазовой Ф. У. «Исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в России после Великой Отечественной войны»

Современный период жизни государства и общества чрезвычайно сложен. Незаконный оборот оружия занимает особое место в структуре преступности и является одним из факторов, значительно осложняющих современную криминогенную ситуацию. С учетом происходящих в настоящее время процессов, статья, подготовленная авторами, является актуальной. Статья является продолжением темы, представленной в предыдущих номерах журнала. Проблема сохраняет свою актуальность и требует всё новых и новых интерпретаций, так как только в этом случае можно приблизиться к адекватности в оценке рассматриваемой проблемы.

По мнению рецензента, авторы объективно отразили исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в России во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Особого внимания заслуживает проделанная авторами научной статьи работа по исследованию историографии проблемы, подкрепляемые документальной базой, полученной из архивных фондов. Изученные авторами законодательные и нормативные правовые акты представляют собой важнейший источник, содержащий накопленный за почти столетнюю практику опыт организации противодействия полиции Российской Империи, и милиции СССР с рассматриваемым видом преступлений в XX веке, имеющий несомненное значение для дальнейшего совершенствования оперативно-розыскной деятельности полиции Российской Федерации в XXI веке.

Вывод: статья Т.И. Толчинской и Айбазовой Ф. У. написана логично, легко читается, обращает на себя внимание тщательное изучение проблемных вопросов отраженных в тексте, отвечает предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию.

Рецензент:

кандидат юридических наук,

полковник полиции

М.В. Лукашин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.