6. КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
6.1. ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕРЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ
Аккаева Халимат Алиевна, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специально-технических дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В связи с высоким уровнем преступности в стране и мире проблема незаконного оборота оружия приобретает все большую актуальность, поскольку выступает одним из основных факторов, дестабилизирующих социальную обстановку и экономику. Автором проанализированы основные меры противодействия незаконному обороту оружия, имеющие общесоциальный и индивидуальный характер.
Общесоциальные меры противодействия незаконному обороту оружия реализуются органами государственной власти и обществом в целом. Они, как правило, направлены на убеждение, воспитание и применение других методов, с целью ликвидации в массовом сознании культа силы оружия, ориентации на ненасильственные варианты решения возникающих проблем, формирование у населения негативного отношения к применению оружия в незаконных целях.
Ключевые слова: оружие, незаконный оборот, ответственность, противодействие, преступление.
ALL-SOCIAL AND INDIVIDUAL MEASURES OF COUNTERACTION TO ARMS TRAFFICKING
Akkaeva Khalimat Alievna, PhD at law, police colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of MIA Russia. Department: special technics disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Due to the high level of crime in the country and the world, the problem of illicit arms trafficking is becoming increasingly important, as it is one of the main factors destabilizing the social situation and the economy. The author analyzed the main measures to combat the illegal circulation of weapons, having a general social and individual character.
General social measures to counter illegal arms trafficking are implemented by state authorities and society as a whole. They are usually aimed at convincing, nurturing and using other methods, with the aim of eliminating the force of arms in the mass consciousness of the cult, targeting non-violent solutions to emerging problems, and forming negative attitudes towards the use of weapons for illegal purposes among the population. Keywords: weapon, illicit trafficking, responsibility, counteraction, crime.
Легальная дефиниция оружия содержится в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» [1], под которым понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
Современная реальность насчитывает несколько глобальных проблем человечества, и большая часть из них имеет прямую либо косвенную связь с оборотом оружия. Терроризм, вопросы демографии, проблема «севера и юга» и даже окружающей среды связаны со средствами вооружения, в особенности с их незаконным оборотом.
Оружие относится к ограниченно оборотоспособным вещам. Понятие оборота оружия раскрывается законодателем через перечисление его элементов: производство, торговля, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
Осуществление указанных действий с оружием детально регламентируется действующим законодательством, которое устанавливает лицензионный (разрешительный) порядок оборота оружия. Отступление от этих правил свидетельствует о незаконном обороте оружия.
Незаконный оборот оружия обосновано признается главным катализатором преступности, поскольку противоправные действия с оружием и боеприпасами являются факторами, способствующими совершению убийств, разбоев, бандитизма, терактов и других насильственных преступлений [6, с. 102].
В целях противодействия незаконному обороту оружия в Российской Федерации принимаются конкретные меры, имеющие общесоциальный и индивидуальный характер.
Общесоциальные меры противодействия незаконному обороту оружия реализуются органами государственной власти и обществом в целом. Они, как правило, направлены на убеждение, воспитание и применение других методов, с целью ликвидации в массовом сознании культа силы оружия, ориентации на ненасильственные варианты решения возникающих проблем, формирование у населения негативного отношения к применению оружия в незаконных целях.
Общесоциальные меры противодействия незаконному обороту оружия имею следующие признаки: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность, взаимосвязанность и непрерывность. Антонян Ю.М. подчеркивает, что «общесоциальные меры хотя и не ориентированы специально на предупреждение, но в силу исключительной значимости для экономической, духовной и социальной жизни общества способны решить и проблемы предупреждения преступности» [4, с. 148-149].
Среди общих мер противодействия незаконному обороту оружия особого внимания заслуживают политические, социально-экономические и правовые меры как фундамент всей системы общих мер противодействия преступности [5, с. 108].
Политические меры должны быть направлены на нормализацию общественно-политической ситуации в стране и мире, скорейшее разрешение социальных конфликтов в обществе, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту оружия.
Социально-экономические меры противодействия незаконному обороту оружия заключаются в динамичном развитии экономических отношений, повышении уровня благосостояния населения, сокращение мас-
2'2018
Пробелы в российском законодательстве
штабов маргинализации общества, снижении чувства незащищенности, невостребованности, создании условий для полноценной самореализации и жизнедеятельности каждого человека.
Немаловажное значение должно придаваться пропаганде борьбы с незаконным оборотом оружия среди населения, а в особенности среди молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в преступную деятельность. В этих целях разрабатываются и применяются специальные целевые программы, направленные на профилактику преступной деятельности с применением оружия, обеспечение механизма добровольной сдачи незаконно хранящегося у населения оружия и т.д.
Правовые меры противодействия незаконному обороту оружия включают в себя совершенствование уголовного, административного, других отраслей законодательства с целью обеспечения оптимальных условий противодействия различным видам правонарушений, четкую регламентацию деятельности субъектов предупреждения преступности и т.п. Примечательно, что в последние годы на уровне субъектов Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по противодействии. незаконному обороту оружия. Так, например, Губернатором Брянской области в 2013 г. был принят Указ «О мерах по предупреждению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» [2], которым утверждены Положение об организации работы по приему от граждан незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на возмездной основе и Порядок выплаты денежного вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Индивидуальные меры противодействия незаконному обороту оружия направлены на противодействие преступной деятельности конкретного физического лица. По справедливому мнению В.А. Робак, индивидуальные меры применяются относительно лиц, которые: были осуждены за совершение преступлений в сфере незаконного оборота оружия, а также совершение преступлений с применением оружия и насильственных преступлений; имеют контакты с лицами (в семействе, среди друзей и т. п.), которые были осуждены за совершение преступлений в данной сфере, с применением оружия и насильственных преступлений; имеют склонность, по характеру поведения, к совершению преступлений, особенно насильственной направленности; имеют оружие на законных основаниях; в соответствии с должностными или функциональными обязанностями имеют полномочия относительно совершения каких-либо действий относительно оружия (приобретение, получение, хранение, учет, перевозка, ремонт и т. п.) и др. [7, с. 274]. В отношении каждого из указанных лиц целесообразно разрабатывать и применять индивидуальный комплекс превентивных мер, содержание которых должно зависеть от психологических особенностей личности, оснований владения оружием, степени их вовлеченности в незаконный оборот оружия и т.д.
К индивидуальным мерам противодействия незаконному обороту оружия объективно относится реализация принципа неотвратимости наказания за незаконный оборот оружия. В случае нарушения установленного порядка оборота оружия виновное лицо привлекается к административной или уголовной от-
ветственности. При этом, как свидетельствует судебная практика1, если лицо совершило административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия), и в его действия содержатся также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено только к административной ответственности.
Значительным предупредительным потенциалом обладает стимулирование позитивного посткриминального поведения лиц, причастных к незаконному обороту оружия. Лицо, освобожденное из мест лишения свободы, оставаясь без должного надзора правоохранительных органов, социально неадаптированное, не устроенное на работу, не занятое социально полезной деятельностью, представляет опасность для общества, оказывает губительное влияние на свое окружение. В этой связи важное значение приобретает административный надзор за указанными лицами для предупреждения совершения ими в дальнейшем правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота оружия.
Стимулирование позитивного посткриминального поведения лиц, причастных к незаконному обороту оружия, должно включать в себя также формирование толерантности, ответственности, гражданственности профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, формирование навыков выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
В заключение следует отметить, что для достижения эффективности деятельности по противодействию незаконному обороту оружия все рассмотренные выше меры должны применяться комплексно и во взаимосвязи. Общесоциальные меры противодействия незаконному обороту оружия должны усиливаться за счет индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к незаконному обороту оружия.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681; 2018. № 1 (ч. 1). Ст. 57.
2. Указ Губернатором Брянской области от 05.03.2013 г. № 201 «О мерах по предупреждению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина». 2013. 15 марта. №4.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (ред. от 03.12.2013) // Российская газета. 2002. 19 марта. № 48; 2013. 11 декабря. № 279.
4. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004.
5. Задоян А.А., Мацкевич И.М., Чучаев А.И. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия. М., 2017.
6. Корецкий Д.А. Оружие и его незаконный оборот: криминологическая характеристика и предупреждение. СПб., 2013.
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (ред. от 03.12.2013) // Российская газета. 2002. 19 марта. № 48; 2013. 11 декабря. № 279.
7. Робак В.А. Общая характеристика мер противодействия незаконному обороту оружия // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы Межд. научно-практ. конференции, г. Краснодар, 30 сентября 2016 г. Краснодар, 2016.
Рецензия
на статью Аккаевой Халимат Алиевны, начальника кафедры специально-технических дисциплин СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н, полковника полиции «Общесоциальные и индивидуальные меры противодействия незаконному обороту оружия»
В представленной статье проанализированы различные методы борьбы с незаконным оборотом оружия.
В связи с высоким уровнем преступности в стране и мире проблема незаконного оборота оружия приобретает все большую актуальность, поскольку выступает одним из основных факторов, дестабилизирующих социальную обстановку и экономику. Автором проанализированы основные меры противодействия незаконному обороту оружия, имеющие общесоциальный и индивидуальный характер.
Общесоциальные меры противодействия незаконному обороту оружия реализуются органами государственной власти и обществом в целом. Они, как правило, направлены на убеждение, воспитание и применение других методов, с целью ликвидации в массовом сознании культа силы оружия, ориентации на ненасильственные варианты решения возникающих проблем, формирование у населения негативного отношения к применению оружия в незаконных целях.
Политические меры должны быть направлены на нормализацию общественно-политической ситуации в стране и мире, скорейшее разрешение социальных конфликтов в обществе, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту оружия.
Социально-экономические меры противодействия незаконному обороту оружия заключаются в динамичном развитии экономических отношений, повышении уровня благосостояния населения, сокращение масштабов маргинализации общества, снижении чувства незащищенности, невостребованности, создании условий для полноценной самореализации и жизнедеятельности каждого человека.
В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Начальник кафедры ОПД, кандидат юридических наук, полковник полиции Тутуков А.Ю.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 86,23 %