Юридическое издательство НКЮ СССР, 1946.
9. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. http://base. consultant.ru/ (дата обращения 23.10.2015 г.)
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25.07.2015 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25. ст. 2954.
Сергеев Сергей Владимирович, ст. преподаватель кафедры юриспруденции Morozov1951@,mail. ru, Россия, Республика Крым, Феодосия, Феодосийская финансово-экономическая академия.
THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR DESERTION S. V. Sergeyev
The article is devoted to questions of the emergence and transformation of the legislation on criminal responsibility for serious military crimes - desertion.
Keywords: desertion, absence without leave from duty, absence without leave, evasion from military service, absence at work.
Sergeev Sergey Vladimirovich, Art. Lecturer of the Department of Law, Morozov 1951@,mail.ru, Russia, Republic of Crimea, Theodosia, Feodosia Finance and Economic Academy.
УДК 343
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
Ю.И. Скоропупов
Рассматриваются отдельные аспекты законодательства, регулирующего оборот оружия в Российской Федерации.
Приводится анализ причин и условий, способствующих совершению незаконного оборота оружия, и предлагаются конкретные меры по их устранению.
Ключевые слова: незаконный оборот оружия, причины, условия, обстоятельства, причинная связь, последствия, законодательство.
Неблагоприятные тенденции преступности, в первую очередь, связаны с обострением общественных противоречий, кризисными явлениями в социальной сфере, экономике, политике, общественной идеологии и
психологии, а также в государственных, в том числе правоохранительных органах.
Криминогенными факторами, способствующими существованию незаконного оборота оружия, увеличению его распространения, а также боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и совершению опасных преступлений с их использованием являются - отсутствие культуры рынка, преимущественное развитие посреднической, а не производственной сферы, нецивилизованный характер приватизации, поддержание произвольно высоких цен, не урегулирование банковского дела, операций с ценными бумагами, валютными ценностями и других, операций с недвижимым имуществом.
Рассмотрению причинного объяснения существования и воспроизводства такого явления, как преступность, в его целостности и структурной характеристике с необходимостью должно предшествовать первичное объяснение возникновения и функционирования первичных «клеточек» явления, в данном случае конкретного преступления [1, с. 113].
В числе обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательства дела в суде, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, указаны причины и условия совершения преступления.
При этом, если на уровне объяснения явления в обществе, мы оперируем представлениями о его связях и взаимодействиях с другими явлениями того же уровня, то анализируя причины и условия конкретного преступления на первый план выдвигаются свойства и состояния конкретной личности во взаимодействиях со средой обитания - обстоятельствами жизнедеятельности и воспитания и ситуациями, в которые личность включается.
В понятие признаков конкретного преступления включаются особенности формирования личности внешней средой, ее психической деятельности и комплекса, объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует.
По мере формирования личности с социально -негативной позицией она все активнее усваивает криминогенные ценности, при этом ускоряет и углубляет свою социальную дезадаптацию.
Необходимо отметить, что объективная возможность для этого существует даже в обществе с высокой цивилизованностью (хотя вероятность, конечно, снижается), поскольку структура общественных отношений многослойна - от всеобщих до таких, которые ограничены лишь определенной узкой сферой общения и которые подчас вообще случайны для личности [2, с. 16].
Для объяснения общих причин преступности подвергаются анализу определенные закономерности общественного развития и связанные с ними противоречия, которые порождают негативные явления, тогда как исследование обстоятельств, способствующих совершению незаконных приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, базируется на конкретной детализации детерминант и применительно к конкретным обстоятельствам. Как справедливо замечает Г.А. Аванесов, вместо серьезных дискуссий часто можно услышать общие бездоказательственные утверждения типа: причины преступности - в пережитках прошлого или они связаны с действием объективного закона отставания сознания от бытия и т.д. [3, с. 203204].
Необходимо отметить, что ключевым элементом механизма преступного поведения является мотивация, психическое явление, которая характеризуют личность и представляет собой совокупность ее мотивов в их развитии и взаимодействии в момент реализации.
При этом в свою очередь, мотив - это внутреннее состояние личности, детерминированное ее потребностями и являющееся побуждением к активным действиям по достижении преступной цели.
Можно сказать, цель - проектируемый и в этом смысле осознанный, желаемый результат, а мотив - как бы внутренний стержень действий, направляющий их на достижение этого результата [4, с. 117].
Если истоки мотивации преступного поведения лежат в социальной среде, взаимодействующей с субъектом, что порождает мотивацию и отражается в ней, то непосредственной побудительной силой преступного поведения выступает сама мотивация и особенно актуальная потребность, трансформированная в конкретный мотив и предметную цель [5, с. 28].
Можно отметить, "...причины индивидуального преступного поведения включают ряд групп явлений: внешние обстоятельства, сформировавшие эти взгляды, различные жизненные ситуации, которые во взаимодействии с позицией личности вызывают преступные действия" [6, с. 72].
Отсюда можно сделать вывод, что наиболее существенное влияние на совершение незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющегося звеном в преступной деятельности виновного, оказывают его антиобщественные взгляды при относительно меньшем значении конкретной жизненной ситуации.
При этом у лиц, совершающих данные преступления без определенной последующей преступной цели, в т.ч. и у большинства несовершеннолетних правонарушителей, преобладающую роль играет жизненная ситуация и отсутствуют антиобщественные взгляды, навыки, привычки.
Необходимо отметить, что и в подобных случаях лицо, совершающее преступление, проявляет низкий уровень сознания, пренебрежение общественным интересами ради удовлетворения узколичных, причем неправильно понимаемых потребностей, индивидуализм. Все эти отрицательные черты субъекта преступления являются результатом недостаточного воспитания у него общественного мировоззрения, высоких моральных качеств, принципиальности, твердых жизненных устоев.
Лицу, совершившему указанные в ст. 222 УК РФ деяния, присущи безразличие к общественной безопасности, пренебрежение общественными интересами и судьбами людей.
Указанные обстоятельства, в различных вариантах, порождают разные виды преступного поведения при совершении незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Возрастание уровня обобщения заставляет продолжить линии причинных связей, так как возникает необходимость ответить на вопрос, о том, почему в относительно массовых масштабах
совершаются указанные деяния [7, ^ 315].
Практика борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и анализ отечественных источников незаконного использования оружия, на наш взгляд, позволяют выделить следующие факторы, способствующие совершению этих преступлений.
1. В последние 15-20 лет социально-политическая напряженность в обществе обусловливает резкое повышение интереса к оружию со стороны, как преступного элемента, так и законопослушных граждан. Преступники в последние годы стали использовать скорострельные пистолеты - пулеметы "Узи", "Беретта", гранатометы, арбалеты.
2. Несовершенство порядка в хранении, учете и использовании оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на гражданских объектах.
Порядок приобретения, перевозки, учета, хранения и использования оружия, запасных частей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, открытия тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным, гладкоствольным, газовым и холодным оружием определен Федеральным законом РФ "Об оружии" от 13 декабря 1996г., постановлениями Правительства РФ, нормативными актами и лицензионной системой МВД РФ.
Порядок хранения, учета, использования взрывчатых веществ, взрывных устройств определен Едиными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденными Госгортехнадзором СССР 28 марта 1967г., обязательными для всех министерств, ведомств, организаций и предприятий, ведущих взрывные работы, кроме Министерства обороны.
Повышенные требования к условиям перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств предъявляются для обеспечения сохранности груза и безопасности для окружающих. Однако на практике, в условиях ненадлежащего контроля со стороны должностных лиц, бывает немало случаев нарушения правил перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (отсутствие охраны, ее небрежное отношение к исполнению обязанностей и т.п.), что способствует их утрате, хищению и, в результате, незаконному обладанию ими преступниками и использовании указанных предметов при совершении преступлений.
Необходимо отметить, что серьезным нарушением правил хранения оружия является отсутствие необходимых технических условий в помещениях,
обеспечивающих его сохранность: низкое качество запоров, отсутствие сейфов, охранной сигнализации и т.д., во многих случаях становящихся условием, способствующим незаконному завладению оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами.
Правила хранения оружия категорически запрещают использование служебного и ведомственного оружия не по назначению, выдачу его частным лицам, не имеющим к нему отношения, хранение на квартирах и т.д.
Нарушение порядка хранения служебного и ведомственного оружия, использование этого оружия не по прямому назначению представляют серьезную общественную опасность, способствуют завладению этим оружием посторонними лицами в преступных целях.
Одним из недостатков является упущения в подборе материально ответственных лиц и сторожей иногда приводят к тому, что на эти должности попадают лица, в прошлом судимые за совершение преступлений или связанные с преступной средой.
Недостатки в учете, списании пришедшего в негодность оружия или израсходования боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, зачастую способствуют незаконному приобретению, сбыту, передаче, хранению, перевозке или ношению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Следует отметить, что, часть огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, преступники добывают в результате разбойных нападений. Около 90 % таких нападений совершались на воинские подразделения, склады артвооружения, личный состав МО и МВД, военизированную охрану и дежурные части горрайорганов внутренних дел именно с целью завладения огнестрельным оружием, в остальных случаях целью нападения являлось завладение различными материальными ценностями. При этом в большинстве случаев преступники были вооружены новейшими образцами автоматического оружия.
В работе правоохранительных органов известны факты, о вступлении военнослужащих в преступный сговор с гражданскими лицами и продаже им похищенного огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Ряд объектов, связанных с производством, хранением огнестрельного оружия и использованием взрывчатых веществ промышленного назначения, не обеспечиваются надлежащей охраной, складские помещения не соответствуют предъявляемым требованиям, что способствует завладению этими предметами преступниками.
Незаконному распространению взрывчатых веществ на территории России и совершению криминальных взрывов способствует халатность некоторых руководителей и ответственных лиц, отсутствие надлежащего контроля за хранением, учетом, использованием, списанием взрывчатых веществ.
3. Нарушения правил приобретения оружия населением.
Некоторые магазины и предприятия занимаются продажей отдельных видов и моделей оружия без сертификатов на реализуемые партии, пользуясь отсутствием контроля со стороны должностных лиц за осуществлением этой деятельности. Нередко оружие продается гражданам, не имеющим лицензии на его приобретение либо по поддельным документам.
Чаще всего предметами преступных посягательств, с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, являются деньги, в том числе валюта (34,2 %), автотранспорт (16,3 %), ювелирные изделия (14,8 %), бытовая техника (11,1 %), продукты питания (2,4 %).
С принятием в 1993 г. Закона РФ "Об оружии" была создана нормативная база регулирующая приобретение огнестрельного и газового оружия населением для самообороны. Количество зарегистрированных его владельцев в настоящее время достигло почти 5 млн. человек.
4. Отсутствие должного учета, халатность, преступные проявления в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в подразделениях Министерства обороны и МВД.
В 90-х годах прошлого столетия самым крупномасштабным и стабильным из источников поступления оружия и боеприпасов в преступные структуры стали подразделения Министерства обороны России. Практически каждая вторая единица огнестрельного оружия попадает в криминальную среду со складов воинских частей. Не менее четверти утраченного оружия приходится на прямые его хищения материально ответственными лицами и охраной объектов. Каждое пятое хищение оружия совершается путем преступного сговора военнослужащих, в том числе офицеров и прапорщиков.
5. Нарушение правил хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств их собственниками или лицами, владеющими либо пользующимися указанными предметами.
В соответствии с действующим законодательством, круг лиц, которые имеют право владеть и пользоваться оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, строго ограничен.
Законом установлено, что граждане, владеющие указанными предметами, обязаны соблюдать определенные правила их хранения, исключающие возможность утраты или хищения оружия, завладения и использования его другими лицами в целях совершения преступлений.
При этом, категорически запрещается передача оружия его владельцами другим лицам. В случае нарушения этого правила оружие изымается, а лица, передавшие его другим гражданам, привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от наступивших последствий.
Установлено, что в целях недопущения завладения оружием другими лицами граждане, владеющие им, обязаны на время отпуска, при госпитализации сдать его на хранение в спецчасть предприятия или орган внутренних дел.
Законом «Об оружии» определено, что в случае смерти владельца оружия, в том числе и наградного, оно изымается органами внутренних дел;
при этом оружие, находившееся в личной собственности умершего, сдается для реализации в установленном порядке, с последующей выплатой его стоимости наследникам. При утере или хищении оружия владелец обязан немедленно сообщить об этом в органы внутренних дел.
Основанием для изъятия оружия служат нарушения правил хранения использования оружия, которые угрожают общественной безопасности или могут повлечь завладение оружием другими лицами.
У лиц, систематически совершающих антиобщественные поступки (пьянство, хулиганство), страдающих алкоголизмом или наркоманией, признанных душевнобольными оружие также изымается.
Можно сделать вывод, что точное соблюдение правил хранения оружия отдельными гражданами - правомерными его владельцами - одно из условий, предотвращающих противоправное приобретение, сбыт, хранение, ношение этого оружия преступниками и использования его в антиобщественных целях.
6. Недостатки в работе правоохранительных органов.
Установленная государством лицензионная система, и распространенная на ряд предметов и веществ, в том числе на оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, бесконтрольное пользование которыми может нанести вред общественной безопасности, - это совокупность правил, регулирующих порядок производства, приобретения, пользования, хранения, сбыта и перевозки указанных предметов, а также порядок открытия и функционирования некоторых предприятий, в том числе оружейно -ремонтных мастерских, стрелковых тиров и магазинов, торгующих оружием и боеприпасами.
Установленные ограничения осуществляемые лицензионной системой, контроль за объектами, подпадающими под ее действие, является одной из гарантий недопущения незаконных приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Одним из факторов, способствующих этим преступлениям является отсутствие необходимого контроля со стороны органов внутренних дел за соответствующими объектами, недостаточное активное реагирование работников милиции на вскрытые ими факты нарушений правил лицензионной системы, слабую профилактическую работу по месту жительства и недостаточный контроль за устранением выявленных нарушений.
Необходимо отметить, что в отдельных случаях незнание основных положений лицензионной системы, а иногда и безответственное отношение к их выполнению ведет к нарушению отдельными работниками полиции порядка выдачи разрешений.
На практике бывают случаи, когда работники полиции в нарушение действующих правил не выдают разрешение на право перевозки взрывчатых веществ автотранспортом от железнодорожных станций до складов, а также от базисных до расходных складов, не обеспечивают при этом должной
охраны, создавая тем самым условия для незаконных и бесконтрольных перевозок, что позволяет совершать хищение, а также утрату указанных предметов.
Недостатки в работе органов следствия, прокуратуры по борьбе с незаконными приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств заключаются в отсутствии должной реакции в ряде случаев на материалы о совершении или приготовлении преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ, несвоевременном привлечении виновных к уголовной ответственности, неправильной квалификации содеянного.
В отдельных случаях органы следствия, прокуратуры и суды в нарушение требований закона при расследовании конкретных преступлений не устанавливают причин и условий, способствующих незаконному приобретению, передаче, сбыту, хранению, перевозке или ношению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, и не направляют в соответствующие организации представлений или частных постановлений о причинах и условиях совершения указанных преступлений и с предложениями по их устранению.
Таким образом, ненадлежащее выполнение отдельными работниками органов, ведущих борьбу с преступностью, своих прямых служебных обязанностей по поддержанию лицензионной системы, по своевременному раскрытию преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ, нереагирование следствия и судов на устранение причин и условий, способствующих или облегчающих осуществление виновными преступных намерений, само по себе является серьезными факторами, способствующими совершению незаконного оборота оружия и снижают эффективность борьбы с указанными преступлениями.
Список литературы
1. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.М. Криминология. М.: Изд-во МГУ,
1994.
2. Харчев А.Г., Алексеев В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.:
1977.
3. Аванесов Г.А. Криминология. М.: 1984. С.203-204.
4. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.М. Криминология. М.: Изд-во МГУ,
1994.
5. Кудрявцев М. Криминальная мотивация. М.: 1986..
6. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М.: Юрид. лит. 1968.
7. Долгова А.И. Криминология. М., 1997.
Скоропупов Юрий Иванович, канд. юрид. наук, доц. кафедры уголовного права и процесса, dubonosov1964@rambler. т, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
ISSUES CAUSES AND CONDITIONS THAT LED TO THE COMMISSION OF ILLICIT ARMS TRAFFICKING, ITS BASIC PARTS AMMUNITION, EXPLOSIVES AND EXPLOSIVE
DEVICES Y I. Skoropupov
We consider some aspects of the law regulating the circulation of weapons in the Russian Federation.
The analysis of the causes and conditions conducive to the commission of illicit trafficking in arms, and proposes specific measures to eliminate them. Keywords: arms trafficking, the
causes, conditions, circumstances, a causal link, the impact of legislation.
Skoropupov Yuri Ivanovich, Cand. jurid. Sciences, Assoc. Department of Criminal Law and Procedure, Rosiiya, Tula State University.
УДК 343.137
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ
В.Г. Степанова
Проанализированы процессуальные особенности производства дознания в сокращенной форме; приведено сравнение ныне введенного института сокращенного дознания с ранее существовавшей протокольной формой досудебной подготовки материалов; внесены предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.
Ключевые слова: дознание в сокращенной форме, протокольная форма подготовки материалов, дифференциация уголовного судопроизводства, доказывание.
В юридическом сообществе уже давно обсуждался вопрос об упрощении действующих процедур уголовного преследования. Наконец идея упрощенного досудебного производства в уголовном процессе получила нормативное воплощение в Федеральном законе от 04.03.2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [1]. Таким образом, законодатель усложнил существовавшую ранее дифференциацию форм предварительного расследования, установив порядок ускоренного производства в случае возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Представляется, что внесение изменений в нормы УПК РФ Федеральным законом от 4 марта 2013 г. в части правового регулирования
263