УДК 343.85
DOI: 10.24420/KUI.2017.28.6254
А.Е. Шалагин М.Ю. Гребенкин
незаконный оборот оружия и его предупреждение
illicit arms trafficking and its warning
В статье отражены исторические этапы развития отечественного законодательства, регламентирующего оборот оружия. Приведена криминологическая характеристика преступлений, предусмотренных статьями 222-226 УК РФ. Обращено внимание на причины и условия таких уголовно-наказуемых деяний, личность преступника. Предложены профилактические меры, направленные на минимизацию незаконного оборота оружия, взрывных устройств и боеприпасов.
Ключевые слова: незаконный оборот оружия, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, предупреждение, профилактика преступлений, причины преступности, личность преступника.
The paper describes historical stages of the development of the domestic legislation regulating arms trafficking. Criminological characteristics of crimes envisaged by articles 222-226 of the Criminal Code is given. Attention is drawn to the causes and conditions of such criminal acts, the identity of the offender. Preventive measures aimed at minimizing illicit trafficking of weapons, explosive devices and ammunition.
Key words: illegal circulation of weapons, ammunition, explosives of the substances, explosive devices, prevention, prevention of crime, causes of crime, criminal personality.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г., в п. 43 говорится, что одной из угроз государственной и общественной безопасности является деятельность преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом оружия. В 2016 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 27 994 преступления, связанных с незаконным оборотом оружия. Выявляемость таких преступных деяний по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года составила (+2,5%). Значительная часть преступлений, предусмотренных ст. 222-226.1 УК РФ остается латентной и не по-
падает в официальную статистику.
Практическая значимость данной научной статьи заключается в возможности использования ее результатов в правоприменительной деятельности при: а) разработке методических рекомендаций по минимизации незаконного оборота оружия; б) преподавании учебных дисциплин «Уголовное право», «Криминология», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел»; в) подготовке научных исследований и учебно-методической литературы.
Отдельные аспекты оборота оружия исследовались в трудах В.И. Антипова, И.И. Бикеева, А.Н. Вдовина, В.А. Владимирова, С.А. Григорян-
Шалагин Антон Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected]
Гребенкин Михаил Юрьевич, старший преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России © Шалагин А.Е., 2017 © Гребенкин М.Ю., 2017
Статья получена: 14.03.2017. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.
ца, С.У. Дикаева, Е.В. Зайцевой, В.Е. Зварыгина, Л.М. Землянухиной, В.А. Казаковой, Д.М. Коки-на, В.С. Комиссарова, Д.А. Корецкого, Л.Л. Крутикова, А.П. Литвина, В.Д. Малкова, А.Е. Михальчу-ка, С.А. Невского, В.Н. Полозова, Т.А. Пособиной, Л.Ф. Рогатых, Л.Ф. Соколова, Э.В. Солоницкой, Е.Н. Тихонова, Н.П. Тюлькина, Е.Д. Шелковнико-вой, М.В. Щеголевой и др.
Практика показывает, что слабый контроль за оборотом оружия создает причины, способствующие насильственной, организованной, рецидивной, террористической преступности. Контроль государства за оружием в России с древности осуществлялся по двум основным направлениям: установление правил законного оборота и определение мер ответственности за незаконный оборот [1, С. 161].
Долгое время нормативные акты об оружии устанавливали лишь правила использования конкретных видов холодного оружия в определенных ситуациях или по отношению к отдельным категориям лиц. В «Русской Правде» (1054 г.) первым упоминанием о холодном оружии является наказание за удар рукоятью меча или мечом, не вынутым из ножен, признаваемый как акт оскорбления. Под запретом было и хищение оружия, которое приравнивалось к краже коня.
При царе Алексее Михайловиче Соборное Уложение 1649 г. предусматривало ответственность за обнажение и применение сабель и другого оружия на царском дворе. Предусматривались наказания за хищение оружия у военных, за применение оружия против судей и других участников судебных процессов, за хождение с оружием, за стрельбу из пищалей (вид огнестрельного оружия) и луков «без государева указа».
В 1682 г. был утвержден перечень должностных лиц, которым разрешалось иметь при себе оружие (запрет распространялся на купцов и низшие сословия), запрещалось у себя дома стрелять из ружей (1684 г.), предусматривалось наказание за стрельбу пулями, пыжами, запуск ракет в городах (1699 г.). За такие провинности в первый раз применялось наказание батогами, за повторное нарушение - битье кнутом и ссылка в острог.
Петром I был подписан указ от 14 февраля 1700г. «О запрете ношения и продажи остроконечных ножей». В этот период было запрещено изготовлять, продавать и носить холодное оружие, схожее с кинжалом. В дальнейшем государственный контроль за оружием постоянно усиливался.
Первое упоминание о пищалях (огнестрельном оружии) содержится в главе III ст. 6 и 7 Соборного уложения [2, С. 103]. Артикул воинский 1715 г. включал в себя нормы, предусматриваю-
щие ответственность за различные правонарушения, связанные с оружием, совершаемые военнослужащими, и отчасти распространялся и на гражданское население [3, С. 20].
В XIX веке нормативными актами, содержавшими ограничения на распространение оружия, были Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.), Уставы о предупреждении и пресечении преступлений 1857 г. и 1876 гг., Уголовное уложение (1903 г.). Отсутствие систематизации и единства законодательства в нормативных актах приводило к тому, что правовые нормы нередко дублировали друг друга.
Специальные правила хранения оружия для частных лиц не устанавливались, но были приняты ведомственные уставы, положения и правила, регламентировавшие использование оружия в государственных органах: Таможенный устав, Лесной устав, Устав о ссыльных, Положение о корчемной страже и др. Воинский устав о наказаниях (1868 г.) предусматривал ответственность за воинские преступления, которые совершались с применением оружия.
В России в начале ХХ века разрешения на огнестрельное оружие для подданных выдавались канцеляриями губернаторов или полицией. До 1906 г. можно было свободно и по доступной цене приобрести револьверы «Кольт», «Смит и Вессон», «Наган», пистолет «Браунинг», гладкоствольные и нарезные охотничьи ружья. После революции 1905-1907 гг. началось изъятие огнестрельного оружия у граждан, но это касалось только мощных пистолетов и револьверов военных образцов. После свержения самодержавия, разгрома оружейных магазинов и военных складов в руки участников революции 1917 г. попало много оружия. Временное правительство требовало от населения Петрограда сдать оружие военного образца и боеприпасы, но это не было выполнено.
В первые годы Советской власти государство перешло к разрешительной системе в отношении оружия. Принятый Советом народных комиссаров (СНК) 10 февраля 1918 г. «Декрет о сдаче оружия» отменил все прежние разрешения на оружие и предписывал его немедленно сдать. Для лиц, не исполняющих принятое решение, предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. По инструкции право на владение одной винтовкой и одним револьвером давало членство в правящей партии - РКП(б). Оружие закреплялось за определенным владельцем, которому комитет выдавал специальное удостоверение.
В 1920 г. на Народный комиссариат внутренних дел РСФСР была возложена обязанность по осуществлению контроля за оборотом оружия. За
незаконное хранение оружия предусматривалось лишение свободы на срок не менее 6 месяцев.
Оборот гражданского, в том числе охотничьего оружия, регулировался Декретом «Об охоте» от 28 июля 1920 г. Народный комиссариат земледелия стал выдавать документы на право охоты. Оружие и боеприпасы требовалось регистрировать в милиции. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. ввел ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия, в дальнейшем она ужесточалась.
После создания СССР на всей его территории Постановлением ВЦИК от 12 декабря 1924 г. все оружие и боеприпасы делились на категории «А», «Б» и «В», по каждой из них устанавливался список конкретных моделей. Из оборота изымалось любое боевое оружие военного образца. Разрешения на оружие всех категорий стали выдавать органы Объединенного государственного политического управления.
В период с 1924 г. по 1926 г. уголовная ответственность за незаконное хранение оружия была отменена, разрешения на нарезное охотничье оружие стали выдавать в исполнительных комитетах без ограничения срока, регистрацию оружия осуществляли органы милиции. Допускалось свободное пользование гладкоствольным охотничьим оружием. Позже правила оборота оружия серьезно ужесточились.
В 30-е годы ХХ столетия оборот холодного оружия начал регламентироваться: был установлен контроль Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД) за его производством и продажей через государственные магазины. Без разрешения НКВД было запрещено пользоваться финскими ножами и кинжалами [2, С. 90].
Указом Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» граждан обязали сдать все без исключения оружие в органы милиции. Граждане, проживавшие в населенных пунктах, освобожденных Красной Армией, обязаны были в 24 часа сдавать все найденное на полях боев оружие. Тем не менее в тот период много боевого оружия и боеприпасов попало в незаконный оборот и до сих пор изымается у преступников.
В послевоенные годы гладкоствольные охотничьи ружья сначала продавались свободно, но с 1959 г. стали доступными лишь членам Общества охотников. 12 февраля 1969 г. в Управлении административной службы милиции был образован 4-й отдел, который стал отвечать за разрешительную работу в сфере оборота оружия. Эта дата считалась днем образования подразделений лицензи-онно-разрешительной службы в МВД СССР.
С 1975 г. были установлены единые для всей страны правила пользования охотничьими ружь-
ями. Их владельцы должны были являться членами Общества охотников и рыболовов, не иметь судимости, регистрировать ружья в милиции, хранить в особых местах в разобранном состоянии, отдельно от патронов.
В 1974 г. Уголовным кодексом РСФСР ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия была повышена до пяти лет лишения свободы. Увеличивалось также наказание за ношение холодного оружия (ножей, кастетов, стилетов и т.п.). В законодательстве появилось важное дополнение об освобождении лица от уголовной ответственности при условии добровольной сдачи незаконно хранящегося оружия.
В дальнейшем система уголовно-правовых норм продолжала совершенствоваться. УК РСФСР 1960 г. предусматривал ответственность за незаконный оборот оружия в трех статьях, а Уголовный кодекс РФ 1996 г. расширил их перечень до восьми (ст. 222-226.1) [4, С. 136-139].
Значительное количество оружия оказалось в руках преступников в связи с распадом СССР и дальнейшими событиями на Северном Кавказе. Закон РФ «Об оружии» от 20 мая 1993 г. № 4992-1 стал первым опытом регулирования оборота оружия на территории постсоветской России. Закон РФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ установил систему правоотношений, возникающих при его легальном обороте, и меры государственного контроля за ним. Последние изменения от 28.03.2017 позволили передавать боевое холодное клинковое оружие - «кортики» военнослужащим, находящимся на пенсии, для хранения и ношения с военной формой.
В настоящее время контроль за оборотом оружия осуществляют созданные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардия), отдельные вопросы контроля находятся в ведении МВД, ФСБ, ФТС.
На современном этапе выделяют следующие виды оружия: а) огнестрельное; б) холодное; в) метательное; г) пневматическое; д) газовое; е) сигнальное; ж) охолощенное и др. Д.А. Корец-кий выделяет следующие виды: 1) ошеломляющее; 2) убойно-травмирующее; 3) смертоносное [5, С. 75]. По целевому предназначению оружие классифицируется на: боевое, специальное; охотничье; спортивное; нелетальное; холодное и др.
К иным видам можно отнести: оружие, имеющее культурную или историческую ценность; старинное (антикварное) оружие; списанное оружие и т.п. Патроны могут быть боевыми, травматическими, светозвуковыми, спортивными, охот-
ничьими, учебными, сигнальными, газовыми, имитационными и др.
Взрывчатые вещества представляют собой химические смеси и соединения, которые при внешнем воздействии (удар, трение, нагревание, взаимодействие с другим веществом) способны к быстрой химической реакции, выделяющей значительное количество энергии и газов. К их числу относятся: порох, гремучая ртуть, азид свинца, гексоген, тротил и др.
Под взрывным устройством понимают самодельное, кустарное или промышленное изделие однократного применения, конструктивно предназначенное для разрушения, повреждения, поражения цели за счет использования энергии, вырабатываемой при химической реакции взрывчатых веществ (взрывоспособной смеси).
К выдающимся российским оружейникам следует отнести С.И. Мосина, создавшего знаменитую винтовку- «трехлинейку», В.Г. Федорова (автомат), В.А. Дегтярева (пулемет), А.И. Судаева (пулемет-пистолет), Ф.В. Токарева (СВТ-38, пистолет ТТ), Г.С. Шпагина (ППШ), Е.Ф. Драгунова (СВД), П.М. Горюнова (станковый пулемет), М.Т. Калашникова (АК-47, АКС-74У), ВВ. Злобина (автомат АШ-12), Н.Ф. Макарова (ПМ), В.П. Гря-зева (подводный автомат) и др. [6, С. 10-68].
Следует различать законный (легальный) и незаконный (запрещенный) оборот оружия. Под законным оборотом оружия понимается приобретение, хранение, ношение, изготовление, передача, сбыт, перевозка, ремонт, уничтожение, применение оружия, производимого на законных основаниях под контролем лицензионно-разре-шительной системы или ведомственным контролем военизированных организаций [7, С. 88-89]. Нарушение правил обращения с оружием влечет наступление административной ответственности (ст. ст. 20.8-20.15 КоАП РФ). Криминальный (преступный) оборот оружия предусматривает привлечение виновных лиц к уголовной ответственности (ст. ст. 222-226.1 УК РФ).
Незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов представляет опасность охраняемым общественным отношениям, так как такие предметы выпадают из сферы государственного контроля и могут быть использованы в преступных целях, в результате чего создаются внешние и внутренние угрозы личности, социуму и государству.
К причинам и условиям незаконного оборота оружия в Российской Федерации необходимо отнести:
- затяжной военный конфликт на Украине;
- распространение в сети Интернет информации о технологии изготовления самодельных
взрывных устройств из доступных компонентов, а также о переделке газового и травматического оружия для стрельбы боевыми патронами;
- незаконные раскопки на местах боевых действий времен Великой Отечественной войны (противозаконная деятельность «черных копателей»);
- нарушение порядка учета, хранения, перевозки, ношения оружия и боеприпасов военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов и представителями частных охранных структур;
- отсутствие должной координации и взаимодействия между правоохранительными органами, отвечающими за предупреждение, пресечение и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия;
- несоблюдение владельцами оружия установленных правил обращения с ним.
Наивысший рост количества зарегистрированных преступлений данной направленности отмечен в Республиках Тыва, Мордовии, Удмуртии, Волгоградской области [8, С. 4]. Само обладание оружием способно подтолкнуть лицо к совершению общественно опасного противоправного деяния. Нарушение правил обращения с ним, небрежное хранение может привести к несчастным случаям и преступлениям по неосторожности.
Одновременно с этим возрастание фактов изъятия оружия из незаконного оборота свидетельствует об успешных действиях правоохранительных органов в данной сфере. В 2017 году можно прогнозировать незначительное увеличение таких преступлений [9, С. 30-31].
В 2016 году сотрудниками МВД по Республике Татарстан выявлено 548 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств. В ходе проведения оперативно-профилактических операций изъято 159 единиц огнестрельного оружия, 11 гранат, 11,6 кг взрывчатых веществ, свыше 7,6 тыс. патронов различного калибра. Гражданами добровольно сданы 1649 единиц огнестрельного оружия (винтовки, карабины, пистолеты, револьверы, обрезы, охотничьи ружья) [10, С. 12].
Д.А. Корецкий, Л.М. Землянухина отмечали, что наиболее предрасположены к совершению преступлений с оружием лица в возрасте 18-29 лет. Данная категория преступников совершает групповые, тяжкие, спланированные уголовно-наказуемые деяния. Лицами в возрасте 30-45 лет также совершаются вооруженные преступления, но несколько реже. После 45-летнего возраста такие преступления преимущественно совершаются на бытовой почве. Большинство преступлений в данной сфере совершается мужчинами, доля женщин незначительна.
В данной категории лиц среднее образование имеют 35%, среднее специальное - 45%, высшее (неоконченное высшее) - 13%, начальное образование - 7%. Из них 19% имеют постоянное место работы, 11% - являются учащимися, 70% - нигде не работают. На момент совершения преступления 39% находились в состоянии алкогольного опьянения. Около 43% состояли в браке, 35% были холостыми, 10% проживали с сожительницами, 12% находились в разводе [11, С. 18-21]. Мотивы совершения преступлений, сопряженных с незаконным оборотом оружия, можно разделить на: а) корыстные; б) насильственно-агрессивные, в) нигилистические; г) семейно-бытовые; д) экстремистские, е) хулиганские и т.п. [12, С. 18].
Эффективной мерой минимизации объема оружия, находящегося в незаконном обороте, является его возмездное приобретение у населения. Граждане, добровольно сдавшие оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, освобождаются от уголовной ответственности и получают за это вознаграждение. В настоящее время тарифы на добровольную сдачу оружия регулируются региональным законодательством, в связи с чем они значительно отличаются в отдельных субъектах Российской Федерации. Высокие тарифы установлены в Башкирии и Якутии. Нам представляется, что решение данного вопроса необходимо урегулировать на федеральном уровне.
Предупредительным потенциалом обладает стимулирование позитивного посткриминального поведения лиц, причастных к незаконному обороту оружия. На основании заключенного досудебного соглашения о сотрудничестве могут быть изобличены другие лица, причастные к преступной деятельности, получена информация о тайниках (схронах) оружия [13, С. 115]. Правоохранительными органами проводятся оперативно-профилактические операции «Арсенал», «Заслон», «Перехват», «Прощай, оружие», по результатам которых предотвращаются (пресекаются) факты незаконного оборота оружия и выявляются нарушения правил обращения с ним.
Предупреждение незаконного оборота оружия представляет собой целенаправленную деятель-
ность уполномоченных органов и должностных лиц по устранению (минимизации) криминогенных факторов, общественно опасных последствий, а также предотвращению (пресечению) преступлений, предусмотренных статьями 222-226.1 УК РФ.
К мерам предупреждения незаконного оборота оружия относятся:
- обеспечение строгого учета оружия (боеприпасов) на всех стадиях обращения с ним;
- осуществление мероприятий по сохранности оружия и комплектующих его деталей на заводах-изготовителях, объектах реализации (ремонта) [14, С. 324];
- неукоснительное соблюдение установленных правил при обращении с оружием, в случае их нарушения привлечение виновных к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности;
- дальнейшее развитие автоматизированных информационно-поисковых систем учета оружия, создание единого централизованного межведомственного банка данных;
- взаимодействие правоохранительных органов с привлечением представителей стран-членов СНГ и ОДКБ;
- контроль за соблюдением правил учета, хранения, ношения, перевозки оружия в военизированных и правоохранительных организациях, а также в частных охранных структурах [15, С. 156];
- развитие технологии биометрии в обращении с оружием (использование биометрических пистолетов, сейфов и т.п.);
- перекрытие каналов незаконной поставки (контрабанды) оружия.
Таким образом, исходя из состояния преступности, причин и условий, способствующих незаконному обороту оружия, особенностей личности вооруженного преступника меры предупреждения таких общественно опасных деяний должны реализовываться комплексно и системно. К ним следует отнести: 1) правовые; 2) социально-экономические; 3) политические; 4) организационно-управленческие; 5) информационные; 6) технические [16, С. 11]; 7) психологические; 8) образовательные; 9) воспитательные и иные меры.
список литературы
1. Глушкова Е.М. История развития законодательства, регулирующего оборот гражданского оружия в России // Успехи современной науки и образования. 2016. № 4. Т. 2. С. 161-164.
2. Сошина Л.А. История развития уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за незаконный оборот оружия в дореволюционный период в России // Сибирский юридический вестник. 2008. № 2. С. 103-107.
3. Задоян А.А. Незаконный оборот оружия в дореволюционном уголовном праве России // История государства и права. 2011. № 16. С. 17-24.
4. Соколов А.С. Сравнительная характеристика уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия по УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г. // Вестник Омского университета. Серия : Право. 2008. № 2 (15). С. 136-139.
5. Корецкий Д.А. Криминальная армалогия : Учение о правовом режиме оружия. СПб. : Юридический центр пресс, 2006. 547 с.
6. Сто великих российских оружейников / сост. С.Н. Зигуненко. М. : Вече, 2015. 416 с.
7. Корецкий Д.А., Солоницкая Э.В. Оружие и его незаконный оборот: криминологическая характеристика и предупреждение. СПб. : Юридический центр Пресс, 2006. 258 с.
8. Зайцева Е.В. Уголовно-правовые средства противодействия незаконному обороту оружия и его применению при совершении преступлений : дис. ...канд.юрид.наук. Омск : Омская академия МВД России, 2014. 214 с.
9. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2016 года и ожидаемые тенденции ее развития. М. : ВНИИ МВД России, 2017. 54 с.
10. Состояние преступности и правопорядка в Республике Татарстан по итогам 2016 года. Казань : МВД по РТ, 2017. 31 с.
11. Корецкий Д.А., Землянухина Л.М. Личность вооруженного преступника и предупреждение вооруженных преступлений. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. 189 с.
12. Григорянц С.А. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств как объект криминологического исследования : автореф. дис. .канд.юрид.наук. Ростов-на-Дону : РГЭУ, 2011. 23 с.
13. Задоян А.А., Мацкевич И.М., Чучаев А.И. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия: монография. М. : Проспект, 2017. 128 с.
14. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 487 с.
15. Шалагин А.Е. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 2. С. 153-157.
16. Зварыгин В.Е. Незаконный оборот огнестрельного оружия: уголовно-правовой и криминологический аспекты : дис. .канд.юрид.наук. Ижевск, 2002. 282 с.