Научная статья на тему 'ДЕОНТОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИИ'

ДЕОНТОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1397
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Re-health journal
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / СТОМАТОЛОГИЯ / ВРАЧ СТОМАТОЛОГ / ПАЦИЕНТ / СТРАХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурахмонова Мухаёхон Абдурахимовна

Ushbu maqola stomatologiyada deontologik jihatlarga bag'ishlangan. Ushbu fan shifokorga bemorni kuzatuv va terapevtik harakatlar ob'ekti sifatida emas, balki ruhiy dunyosi, istaklari, umidlari, qo'rquvlarini hisobga olib shaxs sifatida davolashni o'rgatadi. Zero, har bir inson individualdir.Данная статья посвящена деонтологическим аспектам в стоматологии. Данная наука учит врача относиться к больному не как к объекту своих наблюдений и лечебных действий, но как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхами, т.к. каждый человек индивидуален.This article is devoted to the deontological aspects of dentistry. This science teaches the physician to treat the patient, not as the object of his observations and therapeutic actions, but as a person with his spiritual world, his desires, hopes, fears, fears, because each person is an individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдурахмонова Мухаёхон Абдурахимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕОНТОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИИ»

ДЕОНТОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИИ

Абдурахмонова Мухаёхон Абдурахимовна

Андижанский государственный медицинский институт

Данная статья посвящена деонтологическим аспектам в стоматологии. Данная наука учит врача относиться к больному не как к объекту своих наблюдений и лечебных действий, но как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхами, т.к. каждый человек индивидуален.

Ключевые слова: деонтология, стоматология, врач стоматолог, пациент, страх.

DEONTOLOGY IN THE PRACTICE OF DENTISTRY

This article is devoted to the deontological aspects of dentistry. This science teaches the physician to treat the patient, not as the object of his observations and therapeutic actions, but as a person with his spiritual world, his desires, hopes, fears, fears, because each person is an individual.

Keywords: deontology, dentistry, dentist, patient, fear.

STOMATOLOGIYA AMALIYOTIDA DEONTOLOGIYA

Ushbu maqola stomatologiyada deontologik jihatlarga bag'ishlangan. Ushbu fan shifokorga bemorni kuzatuv va terapevtik harakatlar ob'ekti sifatida emas, balki ruhiy dunyosi, istaklari, umidlari, qo'rquvlarini hisobga olib shaxs sifatida davolashni o'rgatadi. Zero, har bir inson individualdir.

Kalit so'zlar: deontologiya, stomatologiya, tish shifokori, bemor, qo'rquv.

Введение. Врачебная деонтология - это наука о профессиональном долге врача (греч. deon - должное, logos - слово, наука), которая разрабатывает правила поведения врача, основанные на принципах врачебной морали.

Врачебная деонтология — это совокупность принципов регулирова-ния и норм поведения врача, обусловленная спецификой его деятельности и положением в социальном обществе.

В настоящее время профессиональное поведение медицинских работников любых специальностей, в том числе и стоматологов, является неотъемлемой частью лечения. Благодаря сотрудничеству с доктором, пациент занимает активную позицию, берет на себя ответственность за свое здоровье и участвует в выздоровлении. Неразрывный комплекс мануальных и коммуникативных навыков определяет профессионализм врача, составляет прочную основу доверия к нему пациента.

История медицины выработала такой способ отношений между врачом и пациентом, который наполнен подлинно человеческим содержанием — это врачебная этика и деонтология. В своем историческом возникновении и развитии деонтология полностью обязана моральному фактору [29].

В последнее время большую популярность среди врачей приобрел термин «деонтология». Слово происходит от греческого deon — долг. При-чем одни переводят его как «учение о долге», другие — как «учение о долж-ном» или «наука о должном». Так или иначе, несомненно одно: в профессио-нальном мышлении медиков любых специальностей, в том числе и стомато-логов, понятие долга или должного является исключительно важным, а ос-новным принципом деонтологии выступает сознательное подчинение личных интересов интересам общества [23].

Формирование духовности будущих врачей в стенах вуза неразрывно связано с деонтологией — учением о должном, долге, являющимся отражением этических концепций, но носящим более конкретный, прикладной характер. И именно это позволяет говорить об особенностях деонтологического воспитания в каждой врачебной специальности [19].

Врач-стоматолог — это профессионал, владеющий специальными знаниями и умениями для практического осуществления диагностики, лече-ния и предупреждения болезней зубов, полости рта и челюстно-лицевой об-ласти в целом. Профессиональную деятельность врача-стоматолога подразделяют на следующие сферы:

- общемедицинскую;

- специальную (специфическую);

- социальную или общественную;

- научно-исследовательскую.

Среди указанных сфер деятельности только специальная (специфиче-ская) отличает деятельность врача-стоматолога от деятельности представите-лей других врачебных специальностей. На примере клиники терапевтической стоматологии выделяют следующие функции врача-стоматолога, которые наиболее часто вызывают профессионально-этические проблемы:

- диагностика болезней твердых тканей зубов;

- обезболивание;

- препарирование кариозных полостей;

- эндодонтическое лечение;

- профессиональная гигиена;

- медикаментозное лечение.

Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида:

- морально-этические;

- профессионально-этические.

Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе.

Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью. Рассмотрим в классификацию профессионально-этических проблем по П.А. Леусу (1997):

Классификация профессионально-этических проблем _ Конфликтующие стороны " Пример

Индивидуальная Врач в себе Врач знает о допущенной им диагностической ошибке, но пациент и коллеги о ней не знают

Врачебная

Врач - пациент

Допущена ошибка при диагностике пульпита, в результате чего возникло осложнение, что стало известно больному от другого врача_

Коллегиальная Врач - врач Врач не согласен с материалами разбора случая его диагностической ошибки, представленными на врачебную конференцию его коллегой

Бригадная Врач -младший персонал Несмотря на неоднократные замечания врача, медсестра нарушает режим стерилизационной обработки инструментария

Общественная Врач - население Население информировано о том, что врач не использует современные методы лечения

Административная Врач -администрация Руководствуясь интересами пациентов, администрация ставит дежурство в выходной день врачу, имеющему маленького ребенка

Коллективная Врач - коллектив Врач не согласен с решением коллектива об отказе, о выдаче ему рекомендации для получения высшей категории

Социальная Врачебное общество - население Население не поддерживает рекомендации врачебного общества фторировать питьевую воду с целью профилактики кариеса

Интерес к проблемам профессионального долга в последнее десятилетие резко возрос и в практике стоматолога. К стоматологу обращаются люди любого возраста, пола, социального положения. А это значит, что во время профилактических осмотров и лечения огромное число людей подвергаются психологическому и нравственному влиянию стоматологов. Основные принципы взаимоотношений врача - стоматолога с пациентом и его родственниками сводятся к тому, что общение врач-стоматолог - больной дает не только терапевтический, но и психологический, культурный и социальный эффекты. По-этому особое значение приобретает такое свойство личности медика как призвание [10].

Познать индивидуальность стоматологического больного, особенно, ребенка можно лишь при общении с ним, внимательном наблюдении за его поведением. А знание психологии, и конечно, в особенности психологии «маленького пациента» очень важны, совершенно необходимы для врача-стоматолога. Стоматологическое лечение накладывает свой отпечаток на психику и характер ребенка, а возникшая мнительность, боязливость, повышенная реактивность, всегда может быть связана с ранее перенесенными страданиями, со страхом ожидания лечебных процедур, операций и т.д. Отношение к лечению зубов, как ребенка, так и взрослого, зависит от индивидуальных особенностей личности — характера, темперамента, индивидуального опыта. При этом большую роль играет

предшествовавшее воспитание, тяжесть переживаемого болезненного состояния, окружающая обстановка.

Взрослые в большинстве случаев, осознавая предстоящий «поход к стоматологу», угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное подавление страха и отрицательных эмоций, связанные с предстоящим лечением. А ребенок не может сознательно оценивать опасность, и убедиться в необходимости лечения. Основное место в его отношении к болезни занимает эмоциональная сторона — страх боли, страх перед неизвестным и перед предстоящим лечением, переживания.

Взрослого человека врачу приходится убеждать в необходимости лечения (например, кариес зуба), а у ребенка необходимо, прежде всего, преодолеть его отрицательные эмоции. Дети нуждаются в любви, ласке, внимании и сочувствии.

Например, девочке предстоит вылечить кариес — эту манипуляцию она переносит не первый раз. В процессе подготовки врач и ассистент ведут посторонние разговоры, раздается смех. У ребенка, ожидаемого эту манипуляцию возникает страх, неприязнь и раздражение в отношении этих равнодушных и, как ей кажется, жестоких людей.

Опытный врач знает, что доверие ребенка можно легко утратить, если его обмануть, например, успокоив его обещанием, что с ним ничего не будут делать, произвести какую-то болезненную лечебную манипуляцию. Здесь нужна психологическая подготовка, а не обман. Улыбка, ласковая шутка, катание на кресле, располагают ребенка. Но шутить с ним надо умеючи, с тактом. У ребенка ещё не развито чувство юмора и добрую, но не понятую для него шутку он может воспринять как обиду, насмешку.

Одним из условий успешного лечения необходимо хорошее взаимоотношение, доверие родителей врачу, ассистенту, а также к лечебному учреждению, где лечится ребенок. Об этом можно узнать, только поговорив с врачом, проникнув к нему доверием, пообщаться с пациентами, а также руководствуясь, внешними атрибутами — научным званиями и атрибутами врача. Большую роль при этом играет неоднократное общение, личность врача, его искренняя доброжелательность, гуманность, независимо от его профессионального стажа и звания.

При осмотре ребенка, врачом, мать внимательно следит за поведение врача, его отношением, неуверенностью или, наоборот, самоуверенностью, равнодушием, грубой бесцеремонностью в обращение с ребенком, проявлении брезгливости или страха заражения от больного — все это отрицательно действует на мать и может направить ее против врача. Поэтому необходимо, чтобы врач проявлял внимание, чуткость и терпеливость к матери.

Самое важное, чтобы врач, ассистент и любой медик прониклись сознанием своего высокого долга перед находящимся на их попечении больным или здоровым человеком, чтобы он воспринимался ими не как объект их наблюдений, лечебных действий и забот, а как личность со всеми своими индивидуальными, неповторимыми особенностями. Необходимо, чтобы врач руководствовался основными принципами медицинской деонтологии и сам находил наилучший путь решения тех или иных вопросов этического характера и стремился максимально помочь ребенку, не нанеся ему какого-либо вреда [18].

Заключение. Врачу-стоматологу необходимо понимать, что он должен служить эталоном для пациента, так как при проведении беседы о гигиене полости рта, пациент

внимательно смотрит на зубы врача. И если врач-стоматолог сам пренебрегает состоянием гигиены ротовой полости и неопрятным внешним видом, то его рекомендации звучат неубедительно, а возможно и оскорбительно. Указывать на плохую гигиену рта необходимо только подтверждая это фактами. Также стоит понимать, что данная тема является чувствительной для разговора, поэтому её обсуждение следует проводить конфиденциально [29].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абаимова С. И. ДЕОНТОЛОГИЯ И ЭТИКА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА.

2. Алёшина Н. Ф. и др. Внедрение принципов деонтологии в обучение студентов медицинского вуза //Colloquium-journal. - Голопристанський мкькрайонний центр зайнятос^= Голопристанский районный центр занятости, 2018. - №. 11-5. - С. 57-69.

3. Анохина А. В. Вопросы профессиональной этики и деонтологии в деятельности врача стоматолога-ортодонта //Практическая медицина. - 2010. - №. 41.

4. Берлов А. В. Психологические и деонтологические проблемы в работе детского стоматолога //Стоматология детского возраста и профилактика. - 2005. - Т. 4. - №. 3-4.

- С. 76-77.

5. Берлов А. В., Чупров Л. Ф., Костригин А. А. Психология и деонтология в работе врача-стаматолога с детьми //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. -№. 3.

6. Бондаренко С. А., Жилина А. Е., Зорин П. М. ДЕОНТОЛОГИЯ В ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ //Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - 2014. - №. 2. - С. 13-14.

7. Вербовская Р. I. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СТОМАТОЛОГОВ //Актуальш проблеми сучасно! медицини: Вкник украшсько! медично! стоматолопчно! академп. - 2019. - Т. 19. - №. 1 (65).

8. ГОЛОВИН И. С., ИВАНОВА В. А., ДАВИДОВ П. Г. БИОЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ //Perspectives of science and education. - 2018. - С. 788.

9. Горячев Д. Н., Бадертдинов И. И., Горячев Н. А. Этические и деонтологические нормы поведения, как фактор повышения качества стоматологической услуги //Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2017. - №. 1. - С. 56.

10. Гречко Н. Б., Кузина В. В. Деонтология и этика в стоматологии. Старые принципы в новых условиях //Инновации в стоматологии. - 2014. - №. 4 (6).

11. ДАВТЯН Р. А., ЯКОВЕНКО Т. И., ВЕЛИКОРОДНАЯ М. В. БИОЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ //Будущее науки-2018. - 2018. - С. 97-100.

12. Дедова Л. Н., Городецкая О. С., Илык Р. Р. Медико-деонтологические принципы специалистов стоматологии //Стоматолог. Минск. - 2016. - Т. 3. - №. 22. - С. 66-68.

13. Дмитриева Н. И., Руденкова Н. П. Деонтологические аспекты в работе стоматолога.

- 2015.

14. Жолуева П. Т. ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО И ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ //Здравоохранение Кыргызстана. - 2008. - №. 3. - С. 88-90.

15. Зорин К. В. Методы этико-деонтологического воспитания будущих стоматологов //Cathedra-Кафедра. Стоматологическое образование. - 2020. - №. 74. - С. 48-50.

16. Зябирова Л. Н. и др. Проблемы врачебной этики и деонтологии в стоматологической практике //Бюллетень медицинских интернет-конференций. -Общество с ограниченной ответственностью Наука и инновации, 2017. - Т. 7. - №. 1. - С. 396-397.

17. Истомина Е. В. Деонтологическое поведение стоматолога-ортопеда в зависимости от характерологических особенностей пациентов //Степени к. м. н. - 2007.

18. Калиниченко Н. В., Калиниченко В. С., Калиниченко Т. П. Деонтология в детской стоматологии //International Journal Of Professional Science. - 2016. - №. 3.

19. Калиниченко Н. В., Калиниченко В. С., Калиниченко Т. П. Деонтологические аспекты формирования духовности у студентов на кафедрах стоматологического профиля //International Journal Of Professional Science. - 2016. - №. 3.

20. Леонова О. М., Сальников А. Н. Исторические аспекты и организационные вопросы деонтологии в стоматологических учреждениях //Медицина и физическая культура: наука и практика. - 2021. - Т. 3. - №. 1. - С. 39-44.

21. Луцкая И. К. Проблема выбора метода лечения в современной стоматологии //Современная стоматология. - 2017. - №. 1 (66).

22. Меликян М. В., Хачатрян Р. М. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ В ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ //Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы. - 2019. - С. 109-113.

23. Походенько-Чудакова И. О., Абаимова О. И. Деонтология и этика врача-стоматолога. - 2004.

24. Ризаев Ж. А., Фаттахов Р. А. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ВО ВРЕМЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА //МУХАРРИР МИНБАРИ МЕНЕЖМЕНТ ВА МАРКЕТИНГ.

25. Рузин Г. П. Основи деонтологии в стоматологии.: Навчальний поабник для стомат. ф4в ВНЗ. - Нова Книга.

26. Савина Е. А. и др. Психотерапевтические приемы при проведении лечебно-профилактических мероприятий в рамках деонтологического поведения врача-стоматолога-терапевта //Саратовский научно-медицинский журнал. - 2011. - Т. 7. - №. 3.

27. Соломенко Н. И., Юркевич А. В. НРАВСТВЕННЫЕ И ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ //Актуальные вопросы стоматологии. - 2021. - С. 116-123.

28. Соломенко Н. И., Юркевич А. В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ //АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТОМАТОЛОГИИ. - 2020. - С. 388-394.

29. Федотова Ю. М., Попов С. М. ДЕОНТОЛОГИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА //Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №. 6. - С. 1616.

30. Шемонаев В. И., Климова Т. Н., Тимачева Т. Б. Деонтология и личностный подход в системе предупреждения конфликтных ситуаций в ортопедической стоматологии //Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2014. - №. 2 (42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.