Научная статья на тему 'Профессионально ориентированный подход личностного развития студентов-стоматологов на клинической кафедре: качество выполнения профессиональной гигиены полости рта'

Профессионально ориентированный подход личностного развития студентов-стоматологов на клинической кафедре: качество выполнения профессиональной гигиены полости рта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
225
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ-СТОМАТОЛОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / DENTISTRY / DENTAL STUDENTS / PROFESSIONAL ORAL HYGIENE / PROFESSIONALLY-ORIENTED APPROACH / PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Еловикова Татьяна Михайловна, Григорьев Сергей Сергеевич, Саблина Светлана Николаевна, Сорокоумова Дина Викторовна, Епишова Анна Андреевна

Предмет. Формирование ответственной и профессионально компетентной личности, способной к самоопределению и самореализации, является главной целью медицинского стоматологического образования. Подготовка специалистов-стоматологов в период обучения в медицинском университете подразумевает формирование профессиональных компетенций в различных областях медицины. Однако социальным заказом общества на сегодняшний день является реализация профессиональных компетенций специалистов-стоматологов в области пародонтологии, неотрывно связанной с регулярным выполнением профессиональной гигиены полости рта. В настоящем исследовании проведены анализ и изучение способности и готовности студентов-стоматологов реализовать личностные, профилактические, диагностические, лечебные компетенции на терапевтическом приеме. Цель оценить качество выполнения профессиональной гигиены полости рта студентами пятого курса на практических занятиях (цикл «Пародонтология») у больных с хроническим простым маргинальным гингивитом и пародонтитом легкой степени. Методология. Студентами проведены обследование и лечение 50 больных с хроническим генерализованным простым маргинальным гингивитом (30 человек) и пародонтитом легкой степени тяжести (20 человек) в возрасте 18-38 лет, практически здоровых, обоего пола. Все пациенты были разделены на 2 группы: в первой профессиональную гигиену полости рта проводили с помощью пьезоэлектрического ультразвукового аппарата, во второй комбинированным методом с помощью ручных инструментов и пьезоэлектрического ультразвукового аппарата. Контрольный осмотр осуществляли через неделю. Проведена статистическая обработка результатов. Результаты. Профессиональная гигиена полости рта изучается на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний и является базовой составляющей профессионального цикла дисциплин. На практических занятиях студенты учатся врачебной деятельности, решают диагностические и лечебные задачи в реальной ситуации. Выводы. На клинической кафедре в период обучения в УГМУ осуществляются профессиональная социализация и личностное развитие студентов-стоматологов, формирование необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков и качеств, профессиональных компетенций и готовности к их самостоятельному выполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Еловикова Татьяна Михайловна, Григорьев Сергей Сергеевич, Саблина Светлана Николаевна, Сорокоумова Дина Викторовна, Епишова Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY-ORIENTED APPROACH TO PERSONAL DEVELOPMENT OF DENTAL STUDENTS OF THE CLINICAL DEPARTMENT: QUALITY OF PROFESSIONAL ORAL HYGIENE

Subject. The main goal of the medical dental education is to prepare a responsible and qualified professional ready for self-determination and self-realization. Training of dental students in Medical University provides professional competencies in various medical specialties. Today, however, the social requirement is the realization of professional competencies of dentists in periodontology which is inseparable from regular professional oral hygiene. This study covers analysis and investigation of capability and preparedness of dental students to realize personal preventive, diagnostic and curing competencies at therapeutic consultations. Objective to assess the quality of professional oral hygiene performed by the fifth-year students during practice (course “Periodontology”) for patients with chronic simple marginal gingivitis and mild periodontitis. Methodology. The students examined and treated 50 patients with chronic generalized simple marginal gingivitis (30 patients) and mild periodontitis (20 patients) in the age of 18-38, apparently healthy, both sexes. The patients were divided into 2 groups. All patients were subjected to professional oral hygiene in the first group by the piezoelectric ultrasound device, in the second group by the combined method, both with hand tools and the piezoelectric ultrasound device [16]. The check inspection was made in a week. The results were measured by statistical methods. Results. Education of professional oral hygiene is carried out by the Department of Preventive Dentistry and Propedeutics of Dental Disease and is the basic component of professional course of disciplines. At practical training of the full-time course of the Faculty of Dentistry students learn medical procedures, solve real-life diagnostic and medical tasks. Conclusions. During study at the Ural State Medical University, the Clinical Department ensures professional socialization and personal development of dental students; it builds their necessary knowledge, skills, experience and qualities, as well as professional competencies and commitment to provide these services self-reliantly.

Текст научной работы на тему «Профессионально ориентированный подход личностного развития студентов-стоматологов на клинической кафедре: качество выполнения профессиональной гигиены полости рта»

DOI: 10.18481/2077-7566-2019-15-4-177-184 УДК: 616.31:378.14.015.62

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ: КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА

Еловикова Т.М.1, Григорьев С.С.1, Саблина С.Н.1, Сорокоумова Д.В.1, Епишова А.А.1, Кощеев А.С.2, Чагай А.А.1

1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Екатеринбург, Россия

2 ФГАОУВО «Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Россия

Аннотация

Предмет. Формирование ответственной и профессионально компетентной личности, способной к самоопределению и самореализации, является главной целью медицинского стоматологического образования. Подготовка специалистов-стоматологов в период обучения в медицинском университете подразумевает формирование профессиональных компетенций в различных областях медицины. Однако социальным заказом общества на сегодняшний день является реализация профессиональных компетенций специалистов-стоматологов в области пародонтологии, неотрывно связанной с регулярным выполнением профессиональной гигиены полости рта. В настоящем исследовании проведены анализ и изучение способности и готовности студентов-стоматологов реализовать личностные, профилактические, диагностические, лечебные компетенции на терапевтическом приеме.

Цель — оценить качество выполнения профессиональной гигиены полости рта студентами пятого курса на практических занятиях (цикл «Пародонтология») у больных с хроническим простым маргинальным гингивитом и пародонтитом легкой степени.

Методология. Студентами проведены обследование и лечение 50 больных с хроническим генерализованным простым маргинальным гингивитом (30 человек) и пародонтитом легкой степени тяжести (20 человек) в возрасте 18—38 лет, практически здоровых, обоего пола. Все пациенты были разделены на 2 группы: в первой профессиональную гигиену полости рта проводили с помощью пьезоэлектрического ультразвукового аппарата, во второй — комбинированным методом с помощью ручных инструментов и пьезоэлектрического ультразвукового аппарата. Контрольный осмотр осуществляли через неделю. Проведена статистическая обработка результатов.

Результаты. Профессиональная гигиена полости рта изучается на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний и является базовой составляющей профессионального цикла дисциплин. На практических занятиях студенты учатся врачебной деятельности, решают диагностические и лечебные задачи в реальной ситуации.

Выводы. На клинической кафедре в период обучения в УГМУ осуществляются профессиональная социализация и личностное развитие студентов-стоматологов, формирование необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков и качеств, профессиональных компетенций и готовности к их самостоятельному выполнению.

Ключевые слова: стоматология, студенты-стоматологи, профессиональная гигиена полости рта, профессионально ориентированный подход, профессиональная социализация

Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов The authors declare no conflict of interest

Адрес для переписки:

Correspondence address:

Светлана Николаевна САБЛИНА

620028, г. Екатеринбург, ул. Токарей, д. 29а Тел.: +79126848484 [email protected]

Образец цитирования:

Еловикова Т.М., Григорьев С.С., Саблина С.Н., Сорокоумова Д.В., Епишова А.А., Кощеев А.С., ЧагайА.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ: КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА Проблемы стоматологии, 2019, т. 15, № 4, стр. 177—184 © Еловикова Т.М. и др. 2019 DOI: 10.18481/2077-7566-2019-15-4-177-184

Svetlana N. SABLINA

620028, Ekaterinburg, str. Tokarey, 29a Phone: +79126848484 [email protected]

For citation:

Elovikova T.M., Grigorjev S.S., Sablina S.N., Sorokoumova D.V., EpishovaA.A., KoscheevA.S., ChagaiA.A. PROFESSIONALLY-ORIENTED APPROACH TO PERSONAL DEVELOPMENT OF DENTAL STUDENTS OF THE CLINICAL DEPARTMENT: QUALITY OF PROFESSIONAL ORAL HYGIENE Actual problems in dentistry, 2019, vol. 15, № 4, pp. 177—184 © Elovikova T.M. al. 2019 DOI: 10.18481/2077-7566-2019-15-4-177-184

DOI: 10.18481/2077-7566-2019-15-4-177-184

PROFESSIONALLY-ORIENTED APPROACH TO PERSONAL DEVELOPMENT OF DENTAL STUDENTS OF THE CLINICAL DEPARTMENT: QUALITY OF PROFESSIONAL ORAL HYGIENE

Elovikova T.M.1, Grigorjev S.S.1, Sablina S.N.1, Sorokoumova D.V.1, Epishova A.A.1, Koscheev A.S.2, Chagai A.A.1

1 Ural state medical university, Ekaterinburg, Russia

2 Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia

Abstract

Subject. The main goal of the medical dental education is to prepare a responsible and qualified professional ready for self-determination and self-realization. Training of dental students in Medical University provides professional competencies in various medical specialties. Today, however, the social requirement is the realization of professional competencies of dentists in periodontology which is inseparable from regular professional oral hygiene. This study covers analysis and investigation of capability and preparedness of dental students to realize personal preventive, diagnostic and curing competencies at therapeutic consultations.

Objective — to assess the quality of professional oral hygiene performed by the fifth-year students during practice (course "Periodontology") for patients with chronic simple marginal gingivitis and mild periodontitis.

Methodology. The students examined and treated 50 patients with chronic generalized simple marginal gingivitis (30 patients) and mild periodontitis (20 patients) in the age of 18—38, apparently healthy, both sexes. The patients were divided into 2 groups. All patients were subjected to professional oral hygiene — in the first group by the piezoelectric ultrasound device, in the second group by the combined method, both with hand tools and the piezoelectric ultrasound device [16]. The check inspection was made in a week. The results were measured by statistical methods.

Results. Education of professional oral hygiene is carried out by the Department of Preventive Dentistry and Propedeutics of Dental Disease and is the basic component of professional course of disciplines. At practical training of the full-time course of the Faculty of Dentistry students learn medical procedures, solve real-life diagnostic and medical tasks.

Conclusions. During study at the Ural State Medical University, the Clinical Department ensures professional socialization and personal development of dental students; it builds their necessary knowledge, skills, experience and qualities, as well as professional competencies and commitment to provide these services self-reliantly.

Keywords: dentistry, dental students, professional oral hygiene, professionally-oriented approach, professional socialization

Введение

Формирование ответственной и профессионально компетентной личности, способной к самоопределению и самореализации, является главной целью медицинского образования [2, 5—7, 12—14, 25—27, 32]. Гражданское общество исторически предъявляет более высокие требования к качествам личности врача по сравнению с другими профессиями. Так, от врача требуются профессионализм и высокие морально-этические качества, высокий интеллект, глубокие профессиональные знания и практический опыт [2, 5—7, 12—14, 16, 18, 20, 21, 25—27, 32]. Это возможно только при наличии высокой мотивации студента и в дальнейшем врача к постоянному приобретению знаний и освоению новых технологий в практической деятельности [1, 2, 5—7, 12—14, 16, 18—21, 23—27, 31, 32].

В период обучения в медицинском университете активно идет формирование профессиональных компетенций [2, 3, 5—7, 12—14, 16, 18—21, 23—27, 31, 32]. При этом параллельно с освоением профессиональных навыков постигаются теоретические знания [5—7, 18—21, 23—27, 31, 32]. Важно акцентировать внимание на формировании навыков и качеств, необходимых в будущей профессии врача-стомато-

лога [1, 2, 5—7, 12—14, 16, 18—21, 23—27, 31, 32]. Это требует от студента знания методики и техники выполнения манипуляций, овладения определенным перечнем практических навыков и их самостоятельным выполнением [1—4, 6—10, 15, 16, 22—26, 28—30, 32].

Требования к системе образования определены в нормативно-правовых документах и прежде всего в Рабочей программе дисциплины «Пародонтология», разработанной на основании Федерального государственного образовательного стандарта. Анализ работы молодых специалистов показывает, что далеко не все выпускники-стоматологи достигают профессионального успеха. Поэтому подготовка специалистов-стоматологов, формирование профессиональной компетентности по пародонтологии — важная задача, являющаяся социальным заказом общества [2, 5—7, 12—14, 16, 18—21, 23—27, 31, 32].

В комплексе мероприятий, предотвращающих возникновение кариеса зубов и заболеваний пародонта, сохраняющих и укрепляющих здоровье человека, ведущее место занимает правильно организованная и регулярная гигиена полости рта (ПГПР) [1, 3, 4, 6, 8—11, 13, 15—17, 22, 30, 31]. Важно отметить, что в соответствии с этическими и деонтологическими

принципами врачебной деятельности при освоении клинических мануальных навыков студент должен научиться выстраивать отношения с преподавателями, коллегами-студентами, лаборантами, медицинскими сестрами, санитарками и, главное, пациентами [1, 6, 7, 12—14, 16, 18, 20—23, 25—27, 32]. Студент должен уметь провести обследование и поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований, сформулировать клинический диагноз, разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, провести лечебные и реабилитационные мероприятия при заболеваниях полости рта. Также он должен уметь работать со стоматологическими инструментами, материалами, медикаментозными средствами и аппаратурой, применять методы асептики и антисептики, проводить профилактические мероприятия с больными и их родственниками, пропагандировать здоровый образ жизни, устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния стоматологического здоровья, вести медицинскую документацию различного характера в стоматологических медицинских учреждениях [2, 3, 5—7, 10, 11, 13—16, 18—21, 25—27, 30, 32].

По мнению ведущих пародонтологов, ПГПР является первым шагом в комплексе лечебных мероприятий при ХГП и одним из важных моментов системы профилактики кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта [16, 31]. Она должна быть главенствующим мероприятием в работе врача-стоматолога терапевтического профиля, одним из основных методов лечения воспалительных заболеваний тканей пародонта. Кроме того, ПГПР — профилактическая составляющая «различной» стоматологической помощи, на выполнение которой следует отводить при плановой санации полости рта не менее 60 минут врачебного приема [16, 31].

Студенты медицинского университета, обучающиеся по специальности «врач-стоматолог», обязаны уметь проводить ПГПР [1, 3, 6—8, 10, 11, 16, 31]. Однако большинство студентов на начальном этапе обучения не владеют профессиональными навыками, необходимыми в дальнейшей работе, считают гигиену полости рта «неважным» этапом в терапевтическом лечении пациентов и, основываясь на своих суждениях, не уделяют ей должного внимания [1, 3, 6—8, 10, 11, 16, 19, 23, 24, 26, 27, 31]. Выполняя ПГПР, студенты допускают ошибки в проведении данной манипуляции. Поэтому важно формировать у них интерес к сфере будущей трудовой деятельности [4, 6—8, 10—12,16—19, 22—24, 26, 27, 31].

Цель исследования — оценить качество выполнения профессиональной гигиены полости рта студентами пятого курса на практических занятиях (цикл «Пародонтология») у больных с хроническим

простым маргинальным гингивитом и пародонтитом легкой степени тяжести.

Материалы и методы исследования

На кафедре терапевтической стоматологии УГМУ студентами проведено обследование и лечение 50 больных с хроническим генерализованным простым маргинальным гингивитом (30 человек) и пародонтитом легкой степени тяжести (20 человек) в возрасте 18—38 лет, практически здоровых, обоего пола, предъявлявших жалобы на наличие зубных отложений.

Обследование включало основные клинические методы (расспрос, осмотр), определение гигиенического индекса (OHI-S), индексов воспаления десны (PMA) и кровоточивости (ИК) [4, 8—11, 15, 16, 30].

До начала работы каждому пациенту два студента (студент-врач и студент — помощник врача) проводили инструктаж по обучению и подбору средств индивидуальной гигиены (ИГ) полости рта. После этого проведение ПГПР начинали с антисептической обработки, затем удаляли над- и поддесневые зубные отложения, полировали поверхности зубов, накладывали аппликации фторидсодержащих средств. Обязательно проводились выявление и устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета, а также мотивация каждого пациента к профилактике и лечению стоматологических заболеваний.

Методом случайной выборки больные были разделены на две группы: в первой ПГПР проводили с помощью пьезоэлектрического ультразвукового аппарата, во второй — комбинированным методом с помощью ручных инструментов и пьезоэлектрического ультразвукового аппарата. После процедуры производили флюоризацию лаком Fluocale. Контрольный осмотр осуществляли через неделю.

Статистическая обработка результатов проводилась на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0 и пакета прикладных программ EXCEL. Данные представлены в виде средних арифметических величин и стандартной ошибки (М±т). Для установления достоверности различий использовалось t-распределение Стьюдента. Различия считали достоверными при р<0,05 [4, 8—11, 15, 16, 30].

Результаты и их обсуждение

При первичном обращении пациенты предъявляли жалобы на кровоточивость десен (92,5% случаев), быстрое образование мягких зубных отложений (50%), наличие твердых зубных отложений (87,5%), повышенную чувствительность различных групп зубов к температурным (52,5%) и механическим (54%) раздражителям (рис. 1).

Объективное исследование подтвердило данные расспроса больных. Статистически значимых отличий

по объективным данным, индексной оценке, дополнительному обследованию при первичном осмотре в первой и второй группах не выявлено. Кроме того, анализ материала показал: большинство студентов не занимаются обучением пациентов индивидуальной гигиене, рассчитывая на знания пациентов.

Антисептическая обработка полости рта (0,1 % раствором хлоргексидина биглюконата) совершается не всеми будущими стоматологами (первоначально только 10 %). Чаще всего студенты УГМУ используют в своей практике раствор фурацилина для проведения антисептической обработки (90 %).

Из существующих двух методов удаления зубных отложений — химического (показан при наличии плотно прикрепленных зубных отложений и подвижности зубов для предварительного размягчения зубных отложений перед их удалением с помощью специальных инструментов) и механического — студенты предпочли второй. Этот метод в свою очередь разделяется на ручной способ и аппаратный (электромеханический, рис. 2).

Выбирая между ручным и электромеханическим способом удаления зубных отложений, студенты предпочитают более легкие методы (первоначально в 100 % случаев). Работа ультразвуковым скейлером, по мнению студентов, является более эффективной и менее трудоемкой, так как эффект заметен быстрее. Для работы с ультразвуковым аппаратом следует знать показания, противопоказания и непосредственно технику работы. Работа ручными инструментами более трудоемкая и кропотливая, но вместе с тем правильное ее выполнение менее опасно для здоровья пациента, ведь область противопоказаний значительно уже, несмотря на то, что работа ручным инструментарием не исключает соблюдение техники выполнения проводимых манипуляций [4, 8—11, 15, 16, 30].

Для механического удаления зубного камня студенты применяли инструменты различной формы: экскаваторы, крючки, кюреты и др., приспосабливая тот или иной инструмент к различным плоскостям зуба. Во время работы студенты в обязательном порядке соблюдали следующие правила при удалении зубного камня:

• все инструменты должны быть стерильными во избежание инфицирования подлежащих тканей;

• перед удалением зубного камня необходимо провести антисептическую обработку операционного поля и обрабатываемые зубы изолировать от слюны;

• рука, удерживающая инструмент, обязательно должна быть зафиксирована на подбородке пациента или соседних зубах;

• подвижные зубы также должны быть зафиксированы пальцами левой руки;

• основные движения: рычагообразные и соскабливающие, плавные, не травмирующие [8—11, 15, 16, 30].

□ кровоточивость десен

О быстрое образованияе мягких зубных отложений О наличие твердых зубных отложений

О повышенная чувствительность зубов к температурным раздражителям П повышенная чувствительность зубов к механическим раздражителям

Рис. 1. Жалобы пациентов при первичном обращении Fig. 1. Initial Treatment Patient Complaints

Рис. 2. Проведение ПГПР у пациентов: а — удаление зубных отложений электромеханическим способом у пациентки З., 28 лет; б — медикаментозная обработка десны у пациента В., 23 года Fig. 2. Conducting PHR in patients: a — the removal of dental plaque electromechanically in patient Z., 28 years old; b — drug treatment of the gums in patient B., 23 years old

Студент, в отличие от опытного врача, удаляя видимые зубные отложения, довольствуется результатом, завершает ПГПР, не задумываясь о наличии «невидимого» поддесневого камня при пародонтите. Поддесневой камень — более агрессивный, провоцирующий агент для возникновения заболеваний паро-донта [4, 8—11, 15, 16, 30]. Ошибки на студенческом приеме такого характера могут привести к тяжелым последствиям.

Независимо от способа удаления зубных отложений эта процедура должна заканчиваться полированием зубов. Шероховатость поверхностей зубов является благоприятным фактором для образования зубных отложений. Полирование поверхностей зубов проводится специальными щетками, мягкими резиновыми чашечками, а также пастами различной зернистости. Будущие врачи-стоматологи не пренебрегают данной манипуляцией и проводят ее в обязательном порядке: первоначально — в 10 % случаев, по мере обучения — в 100 %. При неправильном подборе размеров инструментов происходит травма края десны, что является серьезной проблемой [4, 8—11, 15, 16, 31]. Также студенты забывают о качестве профессиональной чистки контактных (апроксимальных) поверхностей зубов штрипсами, что приводит к осложнениям —

100,00%

50,00%

0,00%

ИК 1 группа

ИК 2 группа

ИГ 1 группа

ИГ 2 группа

Рис. 3. Показатели индексной оценки ИК и ИГ в двух группах пациентов

Fig. 3. Index score for IR and IG in two groups of patients

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

1 день

7 день

Рис. 4. Показатели индексной оценки РМА в двух группах пациентов Fig. 4. Indicators of an index assessment of RMA in two groups of patients

кариозному поражению контактных поверхностей и утяжелению воспаления десны.

Заключительным этапом ПГПР является флюори-зация твердых тканей зуба. Недостатком большинства видов полирования является частичное удаление поверхностного слоя твердых тканей зубов, обогащенного фторидами. Поэтому после полирования поверхность зуба покрывается фторсодержащими препаратами. Как правило, эта процедура проводится в два-три посещения с интервалами в три-четыре дня, но в практике будущих врачей чаще всего встречается однократная процедура флюоризации, что не приносит должного эффекта. После проведения ПГПР пациенту дают рекомендации по правильному уходу за зубами, мотивируют его на заботу о здоровье полости рта.

После проведения первого сеанса ПГПР в этот же день у пациентов второй группы достоверно уменьшились показатели ИГ, а также количество зубных отложений на контактных поверхностях зубов (100 % случаев). В первой группе пациентов ИГ улучшился только на вестибулярных и оральных поверхностях зубов (р < 0,05).

Следующие осмотры проводились через одну неделю после первичного обращения (ПГПР). У пациентов обеих групп после проведения ПГПР и обучения навыкам индивидуальной гигиены улучшилось гигиеническое состояние полости рта, однако достоверно уменьшились показатели индексных оценок во второй группе пациентов (р < 0,05; рис. 3, 4).

При клиническом обследовании пациента студенты диагностируют факторы, способствующие образованию зубных отложений (будущий врач должен воздействовать на причину образования зубного налета и камня), дают рекомендации по смене образа жизни (отказ от курения, правила потребления углеводов), санации зубов (по показаниям — направление к стоматологу-хирургу, ортопеду, ортодонту и проведение ПГПР 2—4 раза в год как первичного этапа профилактики и комплексного лечения воспаления десны, тканей пародонта и кариеса зубов).

Важнейший вид профессиональной деятельности, к которой готовится студент-стоматолог, четко прописан в «Протоколе ведения больных гингивитом» и «Протоколе ведения больных пародонтитом» [16]. ПГПР изучается на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний и является базовой составляющей профессионального цикла дисциплин. «Алгоритм ПГПР» состоит из нескольких этапов: обучение пациента индивидуальной гигиене рта; контролируемая чистка зубов; удаление зубных отложений; полирование поверхностей зубов; устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета; аппликации фторсодержащих/реминерализирующих средств; мотивация пациента к профилактике и лечению стоматологических заболеваний [4, 8—11, 15, 16, 30].

На практических занятиях (основной форме обучения на стоматологическом факультете), на которых студенты имеют наибольший контакт с преподавателем, происходит обучение студентов решению диагностических и лечебных задач в ситуации реальной, а не моделирующей ее врачебной деятельности (как в «деловой игре»). При проведении практического занятия «в четыре руки» студент — помощник врача проводит подготовку больного к осуществлению диагностических и лечебных процедур. Он (она) активно участвует в лечебно-профилактической и организационной работе у стоматологической установки на приеме конкретного пациента (рис. 5).

Важнейшими компонентами являются грамотное заполнение документации, а также способность и готовность к проведению стоматологических профессиональных процедур, правильное осуществление расспроса, осмотра, выявление у пациентов основных симптомов заболеваний, умение интерпретировать и систематизировать результаты современных инструментальных исследований, использование алгоритма постановки диагноза с учетом международной статистической классификации болезней, умение назначить больным адекватное лечение. Таким образом может быть достигнута главная задача преподавания — формирование специалиста-профессионала для практического здравоохранения и медицинской науки.

Выводы

1. Студенты стоматологического факультета должны обучать пациентов правильной индивидуальной гигиене полости рта и проводить контроль чистки зубов.

2. Будущим врачам-стоматологам следует осваивать методы снятия всех видов зубных отложений.

3. Полирование всех поверхностей зубов должно производиться с наименьшей травматизацией слизистой оболочки альвеолярного отростка, что зависит от навыков студента-врача и правильного выбора материала.

4. Флюоризация должна проводиться с соблюдением временной экспозиции, техники проведения процедуры и соблюдения курсового режима.

5. После проведения профессиональной гигиены полости рта пациент должен быть мотивирован к уходу за зубами и деснами.

6. На клинической кафедре в период обучения в УГМУ профессионально ориентированный подход имеет большое значение: происходят профессиональная социализация и личностное развитие студентов-стоматологов, формирование необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков и качеств, профессиональных компетенций, а значит, и готовности к их самостоятельному выполнению.

7. Профессиональная мотивация и освоение практических навыков по пародонтологии студентами пятого курса могут рассматриваться как важный фактор в профессиональном становлении личности и условие повышения качества подготовки выпускников. Fig. 5. Conducting PHR students 5th year students

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Вагнер, В. Д. Оценка эффективности профилактических мероприятий и профессиональной гигиены при лечении заболеваний пародонта/В. Д. Вагнер, З. Э. Ревазова // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова. - 2015. - Т. 10, № 3. - С. 95-102.

2. Зубкова, А. А. Социально-личностное развитие студентов медицинского вуза как педагогическое явление/А. А. Зубкова, Л. А. Ячменева // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сб. трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82 годовщине КГМУ/под ред. В. А. Ла-заренко [и др.]. - 2017. - С. 245-249.

3. Ekstrand, K. Опыт проведения индивидуализированных программ профилактики кариеса зубов в Дании и России/K. Ekstrand, I. Kuzmina // Dental forum. - 2017. - № 4 (67). - С. 82-83.

4. Клинико-лабораторное обоснование применения лечебно-профилактической десенситивной зубной пасты с фторидом натрия молодыми пациентами/Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, А. С. Кощеев, А. С. Приходкин // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 2. - С. 5-11.

5. Еловикова, Т. М. Анализ самооценки стоматологического здоровья и стоматологической активности будущих врачей/Т. М. Еловикова, Н. С. Абрамова, А. С. Кощеев // Материалы XXIV Международного юбилейного симпозиума «Инновационные технологии в стоматологии», посвященного 60-летию стоматологического факультета Омского государственного медицинского университета: сборник статей/отв. ред. Г. И. Скрипкина. - 2017. - С. 155-156.

6. Развитие системы оценки качества освоения компетенций при изучении пародонтологии на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ/Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ю. Степанова, М. Р. Улыбин // Вестник Уральского государственного медицинского университета. - 2019. - № 2. - С. 46-49.

7. Еловикова, Т. М. Формирование навыков научно-исследовательской работы студентов по терапевтической стоматологии/Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Д. В. Сорокоумова // Актуальные вопросы стоматологии: сборник III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/под ред. Л. М. Железнова. - 2019. - С. 89-92.

8. Еловикова, Т. М. Анализ воздействия лечебно-профилактической зубной пасты, содержащей бикарбонат и фторид натрия, на состояние органов полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта у молодых пациентов (клинико-лабораторное исследование)/Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, А. С. Кощеев // Пародонтология. - 2019. - Т. 24, № 1-24 (90). - С. 45-51.

9. Решение проблемы повышенной чувствительности дентина: механизмы реминерализации при курсовом использовании зубной пасты с фторидом олова/Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, Л. В. Уварова, А. С. Кощеев // Стоматология. - 2019. - Т. 98, № 5. - С. 66-71.

10. Изменение параметров смешанной слюны у пациентки c хроническим генерализованным пародонтитом и сложной челюстно-лицевой патологией на этапе проведения профессиональной гигиены полости рта/Т. М. Еловикова, В. В. Карасева, М. А. Лекомцева, М. Р. Улыбин // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала»: сборник научных статей/под ред. профессора Ю. В. Мандра. - Екатеринбург: ТИРАЖ, 2019. - С. 42-45.

11. The expiriens resulting from the perfomance of professionsl oral cavity hygiene in patient whith a chronic periodontitis in combination whith a medication-associated osteonecrosis of the jaw/T. Elovicova, V. Karaseva, E. Ermishina, M. Shimova, Ya. Skurihina // Actual problems in dentistry. - 2019. - Vol. 15, № 3. - P. 28-33.

12. Применение технологии коучинга в формировании здорового образа жизни и мотивации к гигиене полости рта у старшекурсников стоматологического факультета/Т. М. Еловикова, И. А. Мартюшева, Д. С. Рылов, Г. И. Ронь // Стоматология Большого Урала: материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. - 2017. - С. 149-150.

13. Еловикова, Т. М. Педагогические аспекты пародонтологии: самооценка качества подготовки выпускников УГМУ по мануальным навыкам/Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь // Стоматология Большого Урала: материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. - 2017. - С. 146-148.

14. Еловикова, Т. М. Междисциплинарная интеграция научно-исследовательской деятельности студентов-стоматологов в образовательном процессе УГМУ/Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь, С. С. Григорьев // Стоматология Большого Урала: материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. - 2017. - С. 143-146.

15. Качественные и количественные характеристики фторидсодержащей зубной пасты с антисептическим эффектом/Т. М. Еловикова, С. Н. Саблина, С. С. Григорьев, А. С. Кощеев, А. В. Гостеева, Р. В. Денисенко // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала»: сборник научных статей/под ред. профессора Ю. В. Мандра. -Екатеринбург: ТИРАЖ, 2019. - С. 46-48.

16. Клинические рекомендации (протоколы лечения) «Пародонтит»/О. О. Янушевич, Э. М. Кузьмина, Ю. М. Максимовский, А. Ю. Малый, Л. А. Дмитриева, З. Э. Ревазова, В. А. По-чтаренко, А. И. Эктова. - МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава РФ, 2018. - 120 с.

17. Koller, N. Организация работы гигиениста стоматологического в клиниках Швейцарии. Особенности гигиены полости рта при кариесе зубов, гингивите и пародонтите/N. Koller // Dental forum. - 2017. - № 4 (67). - С. 83-84.

18. Учебная мотивация и повышение качества обучения студентов стоматологического факультета/Н. С. Левченкова, А. И. Николаев, Е. В Петрова, Л. М. Цепов, М. М. Нестерова, А. Н. Антонова // Смоленский медицинский альманах. - 2018. - № 3. - С. 103-106.

19. Гигиеническое состояние полости рта и стоматологическая просвещенность студентов различных факультетов первого МГМУ имени И. М. Сеченова/И. М. Макеева, З. С. Бу-дайчиева, З. М. Кулиев, А. А. Куртышов // Медицинское образование и вузовская наука. - 2016. - № 1 (8). - С. 53-56.

20. Мартюшева, И. А. Оценка здорового образа жизни студентов IV курса стоматологического факультета как ведущий фактор в повышении качества обучения/И. А. Мартю-шева, Т. М. Еловикова // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи». -Екатеринбург: УГМУ, 2016. - С. 262-268.

21. Мартюшева, И. А. Мониторинг анализа здорового образа жизни и стоматологического здоровья студентов IV курса стоматологического факультета/И. А. Мартюшева, Е. А. Федорова, Т. М. Еловикова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, III Форума медицинских и фармацевтических вузов России «За качественное образование». - 2018. - С. 184-188.

22. Clinical and experimental substantiation of the choice of toothpastes on the basis of monitoring the composition of the oral fluid in the inhabitants of industrial areas/V. Molvinskikh, N. Belokonova, T. Elovicova, D. Kiseleva, M. Chervyakovskaya, O. Antropova, O. Olshvang // Actual problems in dentistry. - 2019. - Vol. 15, № 1. - P. 33-37.

23. Исследование влияния уровня перфекционизма на отношение людей к профилактике стоматологических заболеваний/Л. Ю. Орехова, Н. Р. Чеминава, Т. В. Кудрявцева, В. В. Та-чалов, Е. С. Лобода // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 4. - С. 32-37.

24. Осипова, М. В. Эпидемиологические показатели и модель развития, профилактики и лечения воспалительных заболеваний пародонта у курящего населения/М. В. Осипова, Л. Ю. Орехова, Е. А. Белова // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 4. - С. 38^4.

25. Петрова, Е. В. О проблемно-ориентированном обучении на кафедре терапевтической стоматологии/Е. В. Петрова, Л. Б. Тургенева, Т. А. Галанова // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии/под ред. И. В. Отвагина. - Смоленск: СГМУ, 2016. - № 2. - С. 220-223.

26. Профессиональная социализация студентов стоматологического факультета/М. Г. Савельева, М. В. Мосеева, М. В. Воробьев, Н. И. Усынина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5.

27. Модернизация системы преподавания профилактики и коммунальной стоматологии на кафедре пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний/Л. А. Скорико-ва, Н. П. Баженова, В. А. Волков, Г. Н. Осадчая // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 4. - С. 229-232.

28. Применение безлекарственных антисептических средств в комплексном лечении хронического пародонтита/Е. Ю. Соколова, О. О. Янушевич, В. Г. Атрушкевич, Р. А. Айвазова // Dental Forum. - 2017. - № 1. - С. 63-68.

29. Микробиологическая оценка эффективности метода локальной доставки антисептических средств при терапии хронического генерализованного пародонтита/Е. Ю. Соколова, О. О. Янушевич, В. Г. Атрушкевич, Р. А Айвазова // Cathedra. - 2016. - № 58. - С. 18-22.

30. Оценка неспецифической резистентности полости рта после однократного воздействия новой противовоспалительной зубной пасты/Е. С. Строкина, С. Н. Танцырева, Е. Ю. Костина, Т. М. Еловикова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, III Форума медицинских и фармацевтических вузов России «За качественное образование». - 2018. - С. 317-321.

31. Тарасова, Ю. Г. Хронометраж этапа профессиональной гигиены полости рта при первичном приёме пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом врачами терапевтического профиля/Ю. Г. Тарасова, Т. Л. Рединова // Институт Стоматологии. - 2011. - № 3. - С. 22-24.

32. Практико-ориентированные образовательные технологии при обучении студентов стоматологического факультета/Е. В. Фелькер, М. А. Бароян, А. А. Зубкова, А. В. Винокур // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - С. 83.

References

1. Vagner, V. D., Revazova, Z. E. (2015). Otsenka effektivnosti profilakticheskikh meropriyatiy i professional'noy gigiyeny pri lechenii zabolevaniy parodonta [Evaluation of the effectiveness of preventive measures and professional hygiene in the treatment of periodontal diseases]. Vestnik Natsional'nogo mediko-khirurgicheskogo tsentra im. N.I. Pirogova [Bulletin of the National Medical and Surgical Center N.I. Pirogova], 10, 3, 95-102. (In Russ.)

2. Zubkova, A. A., Yachmeneva, L. A. (2017). Sotsial'no-lichnostnoye razvitiye studentov meditsinskogo vuza kak pedagogicheskoye yavleniye [Socio-personal development of students of a medical university as a pedagogical phenomenon]. Obrazovatel'nyy protsess: poisk effektivnykh form i mekhanizmov: sb. trudov Vserossiyskoy nauchno-uchebnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 82-y godovshchine KGMU [The educational process: the search for effective forms and mechanisms: Sat. Proceedings oof the Ail-Russian Scientific and Educational Conference with International Participation dedicated to the 82nd anniversary of KSMU], 245-249. (In Russ.)

3. Ekstrand, K. (2017). Opyt provedeniya individualizirovannykh programm profilaktiki kariyesa zubov v Danii i Rossii [Experience with individualized dental caries prevention programs in Denmark and Russia]. Dental forum [Dentalforum], 4 (67), 82-83. (In Russ.)

4. Elovikova, T. M., Ermishina, E. Yu., Koscheev, A. S., Prikhodkin, A. S. (2018). Kliniko-laboratornoye obosnovaniye primeneniya lechebno-profilakticheskoy desensitivnoy zubnoy pasty s ftoridom natriya molodymi patsiyentami [Clinical and laboratory justification for the use of therapeutic and preventive desensitive toothpaste with sodium fluoride in young patients]. Problemy stomatologii [Actual problems in Dentistry], 14, 2, 5-11. (In Russ.)

5. Elovikova, T. M., Abramova, N. S., Koscheev, A. S. (2017). Analiz samootsenki stomatologicheskogo zdorov'ya i stomatologicheskoy aktivnosti budushchikh vrachey [Analysis of the self-esteem of dental health and dental activity of future doctors]. MaterialyXXIVMezhdunarodnogoyubileynogo simpoziuma «Innovatsionnyye tekhnologii vstomatologii», posvyashchennogo 60-letiyu stomatologicheskogo fakul'teta Omskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta: sbornik statey [Materials of the XXIV International Jubilee Symposium «Innovative Technologies in Dentistry» dedicated to 60th anniversary of the dental faculty of Omsk State Medical University: collection of articles], 155-156. (In Russ.)

6. Elovikova, T. M., Grigoryev, S. S., Stepanova, A. Yu., Ulybin, M. R. (2019). Razvitiye sistemy otsenki kachestva osvoyeniya kompetentsiy pri izuchenii parodontologii na kafedre tera-pevticheskoy stomatologii i propedevtiki stomatologicheskikh zabolevaniy UGMU [Development of a quality assessment system for the development of competencies in the study of periodontology at the Department of Therapeutic Dentistry and Propaedeutics of Dental Diseases of Ural State Medical University]. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Ural State Medical University], 2, 46-49. (In Russ.)

7. Elovikova, T. M., Grigoriev, S. S., Sorokoumova, D. V. (2019). Formirovaniye navykov nauchno-issledovatel'skoy raboty studentov po terapevticheskoy stomatologii [Formation of the skills of students 'research work in therapeutic dentistry]. Aktual'nyye voprosy stomatologii: sbornik III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Actual problems of dentistry: a collection of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation], 89-92. (In Russ.)

8. Elovikova, T. M., Ermishina, E. Yu., Koshcheev, A. S. (2019). Analiz vozdeystviya lechebno-profilakticheskoy zubnoy pasty, soderzhashchey bikarbonat i ftorid natriya, na sostoyaniye organov polosti rta pri vospalitel'nykh zabolevaniyakh parodonta u molodykh patsiyentov (kliniko-laboratornoye issledovaniye) [Analysis of the effect of treatment-and-prophylactic toothpaste containing sodium bicarbonate and sodium fluoride on the condition of the oral organs in inflammatory periodontal diseases in young patients (clinical and laboratory research)]. Parodontologiya [Periodontology], 24, 1-24 (90), 45-51. (In Russ.)

9. Elovikova, T. M., Ermishina, E. Yu., Uvarova, L. V., Koscheev, A. S. (2019). Resheniye problemy povyshennoy chuvstvitel'nosti dentina: mekhanizmy remineralizatsii pri kursovom ispol'zovanii zubnoy pasty s ftoridom olova [Solving the problem of increased dentin sensitivity: remineralization mechanisms for the course use of toothpaste with tin fluoride]. Stoma-tologiya [Dentistry], 98, 5, 66-71. (In Russ.)

10. Elovikova, T. M., Karaseva, V. V., Lekomtseva, M. A., Ulybin, M. R. (2019). Izmeneniye parametrov smeshannoy slyuny u patsiyentki c khronicheskim generalizovannym parodontitom i slozhnoy chelyustno-litsevoy patologiyey na etape provedeniya professional'noy gigiyeny polosti rta [Changing the parameters of mixed saliva in a patient with chronic generalized periodontitis and complex maxillofacial pathology at the stage of professional oral hygiene]. Materialy Mezhdunarodnogo kongressa «Stomatologiya Bol'shogo Urala»: sbornik nauchnykh statey [Materials of the International Congress «Dentistry of the Big Urals»: a collection of scientific articles/ed. Professor Yu. V Mandra], Yekaterinburg: CIRCULATIONb, 42-45. (In Russ.)

11. Elovicova, T., Karaseva, V., Ermishina, E., Shimova, M., Skurihina, Ya. (2019). The expiriens resulting from the perfomance of professionsl oral cavity hygiene in patient whith a chronic periodontitis in combination whith a medication-associated osteonecrosis of the jaw. Actual problems in dentistry, 15, 3, 28-33. (In Russ.)

12. Elovikova, T. M., Martyusheva, I. A., Rylov, D. S., Ron, G. I. (2017). Primeneniye tekhnologii kouchinga v formirovanii zdorovogo obraza zhizni i motivatsii k gigiyene polosti rta u starshekursnikov stomatologicheskogo fakul'teta [The use of coaching technology in the formation of a healthy lifestyle and motivation for oral hygiene in older students of the Faculty of Dentistry]. Stomatologiya Bol'shogo Urala: materialy Mezhdunarodnogo kongressa: molodezhnaya nauchnaya shkola po problemam fundamental'noy stomatologii [Dentistry of the Big Urals: Materials of the International Congress: youth scientific school on the problems oof fundamental dentistry], 149-150. (In Russ.)

13. Elovikova, T. M., Ron, G. I. (2017). Pedagogicheskiye aspekty parodontologii: samootsenka kachestva podgotovki vypusknikov UGMU po manual'nym navykam [Pedagogical aspects of periodontology: self-assessment of the quality of training of graduates of the Ural State Medical University for manual skills]. Stomatologiya Bol'shogo Urala: materialy Mezhdunarodnogo kongressa: molodezhnaya nauchnaya shkola po problemam fundamental'noy stomatologii [Dentistry of the Big Urals: proceedings oof the International Congress: youth scientific school on the problems of fundamental dentistry], 146-148. (In Russ.)

14. Elovikova, T. M., Ron, G. I., Grigoryev, S. S. (2017). Mezhdistsiplinarnaya integratsiya nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov-stomatologov v obrazovatel'nom protsesse UGMU [Interdisciplinary integration of the research activities of dental students in the educational process of the Ural State Medical University]. Stomatologiya Bol'shogo Urala: materialy Mezhdunarodnogo kongressa: molodezhnaya nauchnaya shkola po problemam fundamental'noy stomatologii [Dentistry of the Big Urals: proceedings of the International Congress: youth Scientific School of Fundamental Dentistry], 143-146. (In Russ.)

15. Elovikova, T. M., Sablina, S. N., Grigoriev, S. S., Koscheev, A. S., Gosteeva, A. V., Denisenko, R. V. (2019). Kachestvennyye i kolichestvennyye kharakteristiki ftoridsoderzhashchey zubnoy pasty s antisepticheskim effektom [Qualitative and quantitative characteristics of fluoride-containing toothpaste with antiseptic effect]. Materialy Mezhdunarodnogo kongressa «Stomatologiya Bol'shogo Urala»: sbornik nauchnykh statey [Materials of the International Congress «Dentistry of the Big Urals»: a collection of scientific articles], Yekaterinburg: CIRCULATION, 46-48. (In Russ.)

16. Yanushevich, O. O., Kuzmina, E. M., Maksimovsky, Yu. M., Maly, A. Yu., Dmitrieva, L. A., Revazova, Z. E., Pochtarenko, V. A., Ektova, A. I. (2018). Klinicheskiye rekomendatsii (protokoly lecheniya) «Parodontit» [Clinical recommendations (treatment protocols) "Periodontitis". MGMSU them. A. I. Evdokimova of the Ministry of Health of the Russian Federation], 120. (In Russ.)

17. Koller N. (2017). Organizatsiya raboty gigiyenista stomatologicheskogo v klinikakh Shveytsarii. Osobennosti gigiyeny polosti rta pri kariyese zubov, gingivite i parodontite [Organization of dental hygienist work in Swiss clinics. Features of oral hygiene during dental caries, gingivitis and periodontitis]. Dental forum [Dental forum], 4 (67), 83-84. (In Russ.)

18. Levchenkova, N. S., Nikolaev, A. I., Petrova, E. V., Tsepov, L. M., Nesterova, M. M., Antonova, A. N. (2018). Uchebnaya motivatsiya i povysheniye kachestva obucheniya studentov stomatologicheskogo fakul'teta [Educational motivation and improving the quality of teaching students of the dental faculty]. Smolensky meditsinskiy al'manakh [Smolensky Medical almanac], 3, 103-106. (In Russ.)

19. Makeev, I. M., Budaichieva, Z. S., Kuliev, Z. M., Kurtyshov, A. A. (2016). Gigiyenicheskoye sostoyaniye polosti rta i stomatologicheskaya prosveshchennost' studentov razlichnykh fakul'tetov pervogo MGMU imeni I. M. Sechenova [Hygienic condition of the oral cavity and dental education of students of various faculties of the first Moscow State Medical University named after I. M. Sechenov]. Meditsinskoye obrazovaniye i vuzovskaya nauka [MedicalEducation and University the science], 1 (8), 53-56. (In Russ.)

20. Martyusheva, I. A., Elovikova, T. M. (2016). Otsenka zdorovogo obraza zhizni studentov IV kursa stomatologicheskogo fakul'teta kak vedushchiy faktor v povyshenii kachestva obucheniya [Assessment of the healthy lifestyle of students of the fourth year of the Faculty of Dentistry as a leading factor in improving the quality of education]. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Ot kachestva meditsinskogo obrazovaniya — k kachestvu meditsinskoy pomoshchi» Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference "On the Quality of Medical Education - to the quality of medical care"], Yekaterinburg: UMMU, 262-268.

21. Martyusheva, I. A., Fedorova, E. A., Elovikova, T. M. (2018). Monitoring analiza zdorovogo obraza zhizni i stomatologicheskogo zdorov'ya studentov IV kursa stomatologicheskogo fakul'teta [Monitoring of the analysis of a healthy lifestyle and dental health of students of the fourth year of the Faculty of Dentistry]. Aktual'nyye voprosy sovremennoy meditsinskoy nauki i zdravookhraneniya: materialy IIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh i studentov, III Foruma meditsinskikh i farmatsevticheskikh vuzovRossii «Za kachestvennoye obrazovaniye» [Actual issues of modern medical science and healthcare: materials III International scientific and practical conference oof young scientists and students, III Forum of medical and pharmaceutical universities oof Russia "For quality education"], 184-188. (In Russ.)

22. Molvinskikh, V., Belokonova, N., Elovicova, T., Kiseleva, D., Chervyakovskaya, M., Antropova, O., Olshvang, O. (2019). Clinical and experimental substantiation of the choice of toothpastes on the basis of monitoring the composition of the oral fluid in the inhabitants of industrial areas. Actual problems in dentistry, 15, 1, 33-37. (In Russ.)

23. Orekhova, L. Yu., Cheminava, N. R., Kudryavtseva, T. V., Tachalov, V. V., Loboda, Ye. S. (2018). Issledovaniye vliyaniya urovnya perfektsionizma na otnosheniye lyudey k profilaktike stomatologicheskikh zabolevaniy [The study of the influence of the level of perfectionism on people's attitude to the prevention of dental diseases]. Problemy stomatologii [Actual problems in dentistry], 14, 4, 32-37. (In Russ.)

24. Osipova, M. V., Orekhova, L. Yu., Belova, E. A. (2018). Epidemiologicheskiye pokazateli i model' razvitiya, profilaktiki i lecheniya vospalitel'nykh zabolevaniy parodonta u kuryashchego naseleniya [Epidemiological indicators and a model for the development, prevention and treatment of inflammatory periodontal diseases in the smoking population]. Problemy stomatologii [Actualproblems in dentistry], 14, 4, 38-44. (In Russ.)

25. Petrova, E. V., Turgeneva, L. B., Galanova, T. A. (2016). O problemno-oriyentirovannom obuchenii na kafedre terapevticheskoy stomatologii [On problem-oriented education at the Department of Therapeutic Dentistry]. Smolenskiy meditsinskiy al'manakh. Pedagogika vysshey shkoly. Pedagogicheskoye proyektirovaniye i pedagogicheskiye tekhnologii [Smolensky Medical Almanac. Pedagogy of high school. Pedagogical design and pedagogical technologies], Smolensk: SSMU, 2, 220-223. (In Russ.)

26. Saveliev, M. G., Moseev, M. V., Vorobyov, M. V., Usynina, N. I. (2017). Professional'naya sotsializatsiya studentov stomatologicheskogo fakul'teta [Professional socialization of students of the dental faculty]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 5. (In Russ.)

27. Skorikova, L. A., Bazhenova, N. P., Volkov, V. A., Osadchaya, G. N. (2015). Modernizatsiya sistemy prepodavaniya profilaktiki i kommunal'noy stomatologii na kafedre propedevtiki i profilaktiki stomatologicheskikh zabolevaniy [Modernization of the teaching system for prevention and communal dentistry at the department of propaedeutics and prevention of dental diseases]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 4, 229-232. (In Russ.)

28. Sokolova, E. Yu., Yanushevich, O. O., Atrushkevich, V. G., Aivazova, R. A. (2017). Primeneniye bezlekarstvennykh antisepticheskikh sredstv v kompleksnom lechenii khronicheskogo parodontita [The use of drug-free antiseptics in the complex treatment of chronic periodontitis]. Dental Forum [Dental Forum], 1, 63-68. (In Russ.)

29. Sokolova, E. Yu., Yanushevich, O. O., Atrushkevich, V. G., Aivazova, R. A. (2016). Mikrobiologicheskaya otsenka effektivnosti metoda lokal'noy dostavki antisepticheskikh sredstv pri terapii khronicheskogo generalizovannogo parodontita [Microbiological evaluation of the effectiveness of the method of local delivery of antiseptics in the treatment of chronic generalized periodontitis]. Cathedra [Cathedra], 58, 18-22. (In Russ.)

30. Strokina, E. S., Tantsyreva, S. N., Kostina, E. Yu., Elovikova, T. M. (2018). Otsenka nespetsificheskoy rezistentnosti polosti rta posle odnokratnogo vozdeystviya novoy protivovospalitel'noy zubnoy pasty [Evaluation of nonspecific oral resistance after a single exposure to a new anti-inflammatory toothpaste]. Aktual'nyye voprosy sovremennoy meditsinskoy nauki i zdra-vookhraneniya: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh i studentov, III Foruma meditsinskikh i farmatsevticheskikh vuzov Rossii «Za kachestvennoye obrazovaniye» [Actual problems of modern medical science and healthcare: materials III International scientific and practical conference of young scientists and students, III Forum of medical and pharmaceutical universities of Russia "For quality education"], 317-321. (In Russ.)

31. Tarasova, Yu. G., Redinova, T. L. (2011). Khronometrazh etapa professional'noy gigiyeny polosti rta pri pervichnom priyome patsiyentov s khronicheskim generalizovannym parodontitom vrachami terapevticheskogo profilya [Duration of the stage of professional oral hygiene during the initial appointment of patients with chronic generalized periodontitis by doctors of a therapeutic profile]. Institut Stomatologii [Institute of Dentistry], 3, 22-24. (In Russ.)

32. Felker, E. V., Baroyan, M. A., Zubkova, A. A., Vinokur, A. V. (2018). Praktiko-oriyentirovannyye obrazovatel'nyye tekhnologii pri obuchenii studentov stomatologicheskogo fakul'teta [Practice-oriented educational technologies in teaching students of the Faculty of Dentistry]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 3, 83. (In Russ.)

Авторы:

Татьяна Михайловна ЕЛОВИКОВА

д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург [email protected] Сергей Сергеевич ГРИГОРЬЕВ

д. м. н., профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии

и пропедевтики стоматологических заболеваний, Уральский

государственный медицинский университет, г. Екатеринбург

[email protected]

Светлана Николаевна САБЛИНА

ассистент кафедры терапевтической стоматологии и

пропедевтики стоматологических заболеваний, Уральский

государственный медицинский университет, г. Екатеринбург

[email protected]

Дина Викторовна СОРОКОУМОВА

к. м. н., доцент кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург [email protected] Анна Андреевна ЕПИШОВА

к. м. н., доцент кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург [email protected] Анатолий Сергеевич КОЩЕЕВ

к. ф.-м. н., доцент кафедры моделирования управляемых систем, Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург [email protected] Андрей Анатольевич ЧАГАЙ

к. м. н., доцент кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург [email protected]

Authors:

Tatiana M. ELOVIKOVA

Dr. Sci. (Med.), Professor, Department of Preventive Dentistry and Propedeutics of Dental Disease, Ural State Medical University, Ekaterinburg [email protected] Sergei S. GRIGORJEV

Dr Sci. (Med.), Professor Head of Department of Preventive Dentistry and Propedeutics of Dental Disease, Ural State Medical University, Ekaterinburg [email protected] Svetlana N. SABLINA

Teaching Assistant, Department of Preventive Dentistry and Propedeutics of Dental Disease, Ural State Medical University, Ekaterinburg [email protected] Dina V. SOROKOUMOVA

Candidate of Sci. (Med.), AP, Department of Preventive Dentistry and Propedeutics of Dental Disease, Ural State Medical University, Ekaterinburg [email protected] Anna A. EPISHOVA

Candidate of Sci. (Med.), AP, Department of Preventive Dentistry and Propedeutics of Dental Disease, Ural State Medical University, Ekaterinburg [email protected] Anatoly S. KOSCHEEV

Candidate of Physico-Mathematical Sciences, AP, Department of Control Systems Modeling, Ural Federal University, Ekaterinburg [email protected] Andrei A. CHAGAI

Candidate of Sci. (Med.), AP, Department of Preventive Dentistry and Propedeutics of Dental Disease, Ural State Medical University, Ekaterinburg

[email protected]

Поступила 25.11.2019 Received

Принята к печати 20.12.2019 Accepted

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.