Научная статья на тему 'Анализ проведения научно-практической конференции как формы обучения и профессионально-личностного становления студентов на производственной практике по терапевтической стоматологии'

Анализ проведения научно-практической конференции как формы обучения и профессионально-личностного становления студентов на производственной практике по терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1120
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / CONFERENCE OF DOCTORS-STOMATOLOGISTS / INDUSTRIAL PRACTICE / PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еловикова Т. М., Ещенко Я. А.

Участие студентов-стоматологов и выступление с докладами на научно-практической конференции врачей-стоматологов во время производственной практики по терапевтической стоматологии способствует созданию условий к самообразованию, их самореализации в профессиональной деятельности и профессионально-личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE AS A FORM OF EDUCATION AND OF VOCATIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS ON PRODUCTION PRACTICE OF DENTISTRY DENTAL STUDENTS

Participate and deliver presentations at the Scientific Conference of dentists at the time of production practices on preventive dentistry helps create conditions for selfeducation, self-realization in professional vocational and personal growth.

Текст научной работы на тему «Анализ проведения научно-практической конференции как формы обучения и профессионально-личностного становления студентов на производственной практике по терапевтической стоматологии»

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФОРМЫ

обучения и профессиональноличностного СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Основной задачей стоматологического образования сегодня является формирование конкурентоспособного специалиста - сочетание теоретического и практического обучения, развитие у студентов комплексной системы компетенций, практических навыков и умений, которые позволят им успешно реализовывать себя в профессии [6]. Одним из важнейших этапов приобретения опыта профессиональной деятельности и получения практических навыков терапевта-стоматолога является производственная практика (ПП). ПП -обязательный раздел основной образовательной программы подготовки квалифицированного врача-стоматолога, структура и продолжительность ПП определены государственным стандартом высшего медицинского образования [2-4, 7, 8]. ПП по терапевтической стоматологии проводится летом после курсового экзамена (после шестого семестра), тогда, когда студенты уже имеют определенный исходный уровень теоретических знаний и практических навыков.

В этот период каждый студент погружается в профессиональную среду терапевтического отделения (кабинета) стоматологической поликлиники, адаптируется к ней, получает опыт работы помощника врача-терапевта, усваивает медицинские этические и деонтологические нормы и правила общения в коллективе.

Целью ПП является формирование у студентов профессиональных компетенций в реальных условиях поликлинического приема пациентов в качестве помощника врача-терапевта в течение всей рабочей смены, а также закрепление ранее приобретенных навыков и освоение практических умений из рекомендуемого учебной программой перечня [2-6].

Во время прохождения ПП по терапевтической стоматологии студенты не только учатся, но и помогают практическому здравоохранению

Еловикова Т. М .

д.м.н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО УГМА, г. Екатеринбург, ugma-elovik@yandex.ru

Ещенко Я .А.

студентка ГБОУ ВПО УГМА, г. Екатеринбург, член НОМУС

Резюме

Участие студентов-стоматологов и выступление с докладами на научно-практической конференции врачей-стоматологов во время производственной практики по терапевтической стоматологии способствует созданию условий к самообразованию, их самореализации в профессиональной деятельности и профессионально-личностному росту.

Ключевые слова: конференция врачей-стоматологов, производственная практика, профессионально-личностное становление.

ANALYSIS OF SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE AS A FORM OF EDUCATION AND OF VOCATIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS ON PRODUCTION PRACTICE OF DENTISTRY DENTAL STUDENTS

Elovikova T.M., Eschenko J.A.

The summary

Participate and deliver presentations at the Scientific Conference of dentists at the time of production practices on preventive dentistry helps create conditions for selfeducation, self-realization in professional vocational and personal growth.

Keywords: conference of doctors-stomatologists, industrial practice, professional and personal formation.

в проведении санитарно-просветительской работы среди пациентов. Они проводят беседы и выпускают санбюллетени [7, 8], а также, согласно требованиям, готовят рефераты (на бумажном носителе) по разделам терапевтической стоматологии, которые, наряду с другими документами, предоставляют при аттестации по ПП. Кроме того, за «творчество» (лекции, санбюллетени) студенты получают дополнительные баллы [7, 8].

Развитию творческого профессионального мышления, мотивации познавательной деятельности способствует участие студентов в подготовке и организации врачебной конференции [10].

Первая научно-практическая конференция на тему «Роль профессиональной гигиены полости рта в профилактике и лечении основных стоматологических заболеваний» Уральской государственной медицинской академии состоялась 11 июля 2013 г. в конференц-зале Свердловской областной стоматологической поликлиники (СОСП). В конференции под председательством директора СОСП, главного стоматолога Минздрава Свердловской области, зав. кафедрой Стоматологии общей практики, д.м.н., профессора М.П.Харитоновой (рис. 1), д.м.н., профессора кафедры Т.М.Еловиковой принимали участие врачи-стоматологи, врачи-интерны, студенты третьего курса стоматологического факультета.

С научно-исследовательскими докладами выступили профессор М.П. Харитонова, а также студенты третьего курса:

• А.А. Курищев «Металлографическое исследование корневых каналов зубов» (руководитель д.м.н. С.С. Григорьев),

• Т.Х. Абдулкеримов, Р.К. Шарангин «Гиперестезия зубов: методы профилактики и лечения»,

• Ю.А. Пухальская, А.В. Крысова «Влияние сенситивной зубной пасты на ткани полости рта»,

• Я.А. Ещенко «Изменение индексных оценок тканей пародонта под влиянием новой зубной пасты линейки «Лесной бальзам» (руководитель д.м.н. Т.М. Еловикова).

В докладах было отмечено, что профессиональная гигиена полости рта (ПГПР) является первым и во многом определяющим успех этапом профилактики и лечения кариеса, воспалительных заболеваний пародонта и заболеваний слизистой оболочки полости рта, и подчеркнула, что, к сожалению, методикой проведения ПГПР, столь необходимой специалисту, владеют далеко не все [4].

По завершении сессии студенческих выступлений д.м.н. Т.М.Еловикова прочитала лекцию по основной теме конференции (рис. 2).

Рис . 1 . Д.м .н . , профессор М .П . Харитонова и д. м .н .Т.М . Еловикова

Студенты получили первый опыт выступления перед большой аудиторией профессионалов - вра-чами-стоматологами и врачами-интернами. Задачей каждого докладчика было пробудить интерес у слушателей к теме доклада. Каждый излагал свой материал с увлечением и убедительно, приводя цитаты из авторитетных источников, не допуская речевой небрежности и жаргонизмов [11]. Все студенты волновались перед выступлениями, но старались говорить четко, сохранять уверенный вид, не спешили при изложении материала. Это положительно действовало на слушателей. В динамике проведения конференции все студенты укладывались в первые две фазы восприятия материала слушателями, наиболее благоприятные для изложения [11]. Продолжительность докладов составила 7 минут. Для информативного обеспечения доклада каждый студент заранее подготовил мультимейдиную презентацию.

Технологическая цепочка работы над докладом включала в себя ряд этапов.

Первый этап. Выбор темы доклада: с этого начиналась активная самостоятельная работа студентов - выявление проблемы, самостоятельная постановка задач и способность их решения. Студент должен представлять, какой круг вопросов должен быть рассмотрен в работе.

Обязательные условия - доклад должен:

• быть интересен участникам конференции -врачам-стоматологам и врачам-интернам,

• помогать студентам в усвоении материала,

• быть связанным с их дальнейшей профессиональной деятельностью.

Второй этап. Проектирование презентации, т.е. создание плана доклада и проекта будущей мультимедийной презентации, основываясь на выделении

WWW.DENTAL-PRESS.COM

приоритетных целей, задач, анализе аудитории, учете технических условий демонстрации. Технология мультимедиа - это информационная технология. Она основана на одновременном использовании различных средств представления информации и представляющая совокупность приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой [12].

Третий этап. Подготовка контента мультимедийной презентации, которая заключается в изготовлении и отборе мультимедийных компонентов

- графических изображений, фото и видеофрагментов, звуковых файлов, в соответствии с проектом презентации.

Мультимедийные учебные продукты являются особым компонентом системы информационной поддержки и учебного процесса, и процесса передачи информации. Они позволяют повысить информативность доклада; реализовать доступность и восприятие информации; организовать внимание аудитории.

Четвертый этап. Создание мультимедийной презентации (с использованием редакторов Notebook и др.); это процесс, который представляет собой объединение мультимедийных компонентов, текста учебника (национального руководства) и материалов для вовлечения целевой аудитории

- врачей-стоматологов, врачей-интернов и студентов - в процесс активного восприятия материала, в единое целое.

Пятый этап. Составление «доклада» по теме и соотнесение его с планом конференции и ходом мультимедийной презентации. В докладах по зубным пастам студенты использовали фрагменты шаблонов-заготовок мультимедийных презентаций фирм-изго-товителей, которые не только приветствовали это, но и помогли студентам в подборе материала. Студенты-докладчики доработали данный шаблон, добавили материал, завершили оформление [9, 12].

Шестой этап. Репетиция [9]. Используя слайд-навигацию, студенты-докладчики отдают предпочтение линейной последовательности кадров, в которой подчеркивают самые выигрышные моменты темы.

На всех этапах студентам приходится работать с различными информационными источниками, анализировать и отбирать данные, делать выводы, критически рассматривать свою работу. Студентам также необходимо разбираться во всех терминах, озвученных в докладе, понимать суть описанных процессов. На каждом этапе работы студентов кури-

Рис. 2 . Выступление д.м .н.Т.М .Еловиковой

рует преподаватель-руководитель. Однако у студента есть возможность проявить инициативу, творчески подойти к проблеме, провести анализ и организовывать свою работу. Эти элементы деятельности способствуют формированию и общекультурных, и профессиональных компетенций [12].

В ходе проведения конференции использовались и необходимые критерии для оценки презентаций [9, 12]:

1. Дизайн - оценивались не только дизайнерские решения, но и соответствие изобразительных приемов теме презентации;

2. Контент - анализу подвергалась структурированность излагаемого материала, его содержательность;

3. Степень «мультимедийности» - количество и качество мультимедийных компонентов;

4. Понимание взаимосвязей данной работы с другими работами;

5. Способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;

6. Принятие рациональных решений в критической ситуации;

7. Искусство публичного выступления - уровень культуры и, прежде всего, речевой культуры студентов [1, 9].

Выступление перед публикой, тем более перед профессионалами-стоматологами, заставляет студента по-новому взглянуть на свою речь. Выступающий начинает обращать внимание на логичность, неоправданность употребления слов-паразитов (типа, как бы, ну и др.), а также плеоназмов (лично я, главный и основной и др.), тавтологии (большая масса, дефекты и изъяны, коллеги по труду, поправки и коррективы, главный приоритет и др.), а также на соблюдение морфологических норм языка (самая лучшая зубная паста, в двух тысяче тринадцатом году и др.) [1]. Подготовка

к докладу и само выступление на конференции помогает концентрироваться, адекватно подбирать нужные термины и составлять предложения, грамотно оформлять свою мысль [1, 12]. Такая работа, а также знания, умения и навыки, полученные при этом, пригодятся студентам в будущем при общении с коллегами и пациентами.

Всем докладчикам, несмотря на первый опыт выступления с докладом перед врачами поликлиники и недавними студентами - врачами-интер-нами, удалось сосредоточить внимание слушателей на своей информации. Аудитория, первоначально заняв выжидательную позицию, тем не менее, встречала каждого с интересом, одобрением и даже некоторым удивлением. На фотографии

- ответы на вопросы врачей, дискуссия (рис. 3). При обсуждении докладов все врачи отметили высокий уровень подготовки студентов.

Выводы

1. Участие студентов в научно-практической конференции создает условия для систематизации ранее полученных знаний на практике, стимулирует их научное и профессиональное творчество, развитие организаторских способностей.

2. Выполнение научно-практической работы студентами способствует созданию максимально возможных условий к самообразованию, самореализации в профессиональной деятельности.

3. Выступление с докладом на врачебных конференциях такого уровня можно рассматривать как элемент проблемы компетентности и реализации компетентностного подхода в образовании, когда образование, как процесс накапливания знаний, переходит в деятельностный, с использованием фактов в решении открытых профессиональных задач, когда идет изменение парадигмы с «образование на всю жизнь» в «образование через всю жизнь». Формирование ключевых компетенций обеспечивается через вовлечение студентов в активную познавательную деятельность посредством реализации интерактивных методов и через практическую направленность, способствующую максимальному приближению получаемых знаний к жизни, интересам обучающегося, формированию ценностных ориентаций и опыта адекватного поведения личности в нестандартных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдонина Т. В., Королева Е.А. Культура речи: психологическая установка на обучение // Материалы Международной научно-практической конференции. Минск, 22-23 апреля 2009 г. - Минск, «Издательский центр БГУ», 2009. - С. 209-213.

Рис . 3 . Вопросы врачей, дискуссия

WWW.DENTAL-PRESS.COM

2. Двуличанская Н. Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе общеобразовательной естественно-научной подготовки. Автореферат дисс. на соиск учен. степени доктора педагогических наук. - 2010 [Электронный ресурс].

3. Еловикова Т. М. Характеристика элементов проблемного обучения студентов-стоматологов на доклиническом курсе // Всероссийский конгресс «Образование и наука на стоматологических факультетах России. Новые технологии в стоматологии»: Екатеринбург, 2006. - С. 8-12.

4. Еловикова Т.М. Педагогические аспекты клинической стоматологии: формирование ПК профессиональной гигиены полости рта студентов третьекурсников на кафедре терапевтической стоматологии // Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Материалы Ш-й межрегиональной конференции с международным участием: Изд. ГБОУ ВПО УГМА Минздрава России, 2013. - С. 378-380.

5. Еловикова Т. М., Ронь Г. И., Матюшкина А. П. , Белоусова Ю. В. , Легких А. В. Компетентостный подход в обучении студентов-стоматологов: стоматологическая активность в профессиональном становлении личности // Екатеринбург, 2012.

- Вестник УГМА, №25. - С. 90-93.

6. Ермакова Э. Э. Основные формы практической подготовки студентов в высших учебных заведениях // Материалы Международной научно-практической конференции. Минск, 22-23 апреля 2009 г. - Минск, «Издательский центр БГУ», 2009. - С. 239-241.

7. Жолудев С.Е. , Карасева В. В. , Димитрова Ю. В. Педагогические аспекты обеспечения качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии // Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Материалы Ш-й межрегиональной конференции с международным участием: Изд. ГБОУ ВПО УГМА Минздрава России, 2013. - С. 382-387.

8. Карасева В. В. , Жолудев С. Е. Обеспечение качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии как основа успеха подготовки врачей-стоматологов // Проблемы стоматологии, №3, 2013. - С. 71-76.

9. Пекшева А. Г Интерактивные технологии в учебном процессе / Современные информационные технологии в образовании: Южный федеральный округ» 15-16 апреля 2010 г. Материалы конференции. Ростов-на-Дону. - ЮГИНФО, 2010.

- С. 247-250.

10. Сунгурова Е.А. Учебная конференция как форма семинара // Проблемы качественного образования в высшей школе. Материалы конференции. Киров, 2010. - С. 93-94.

11. Тимофеев А.А. Лекция - высший уровень педагогического мастерства / Институт стоматологии НМАПО им. П.Л.Шупик.

- 2012. [Электронный ресурс].

12. Ходосевич В. И., Ярошевич О. В. Мультимедийное сопровождение самостоятельной работы студентов как средство интенсификации процесса обучения // Материалы Международной научно-практической конференции Минск, 22-23 апреля 2009 г. - Минск. «Издательский центр БГУ», 2009.

- С. 316-319.

XIV специализированная выставка

22-24 октября 2013

г. Уфа, Республика Башкортостан

ДЕНТАЛ-ЭКСПО.СТОМАТОЛОГИЯ УРАЛА-2013

Министерство здравоохранения РБ

Стоматологическая Ассоциация РБ

Башкирский государственный медицинский университет

Национальный институт исследований и адаптации маркетинга в стоматологии

Выставочный центр "Лигас”

Компания "Дентал-Экспо"

Четвёртый открытый Чемпионат зубных техников

КОНТАКТЫ В УФЕ: AHFA('<§)l.IGAS

Выставочный центр «Лшас» тел./факс: +7 (347) 253-76-05,253-81-89 e-mail: ligas{<i ufanct.ru www.ligas-ufa.ru

В МОСКВЕ:

DENTALEXPO*

119049, Москва, ул. Б.Якнманка, 38 тел.:+7 (495) 921-40-69 e-mail: info@dental-expo.coin wnw.dental-expo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.