Научная статья на тему 'Роль коллегиальности в современном стоматологическом сообществе'

Роль коллегиальности в современном стоматологическом сообществе Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
339
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / DEONTOLOGY / МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА / MEDICAL ETHICS / КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ / PHYSICIAN MISTAKE / COLLECTIVE NATURE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Лобко Светлана Сергеевна, Бобрик Елена Евгеньевна

Статья посвящена вопросам деонтологии, медицинской этики, врачебной ошибки, проблемам коллегиальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A role of a collective nature in the contemporary dental association

This article devote to a problems of deontology, medical ethics, physician mistake, problems of collective nature.

Текст научной работы на тему «Роль коллегиальности в современном стоматологическом сообществе»

т. ^Я

РОЛЬ КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ

Лобко Светлана Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии Белорусского государственного медицинского университета, Минск Бобрик Елена Евгеньевна, частнопрактикующий врач, Минск, Беларусь

Lobko S.S.', Bobrik E.E.2

'Belarusian State Medical University, Minsk 2Private dental cabinet, Minsk, Belarus A role of a collective nature in the contemporary dental association

Резюме. Статья посвящена вопросам деонтологии, медицинской этики, врачебной ошибки, проблемам коллегиальности.

Ключевые слова: деонтология, медицинская этика, врачебная ошибка, коллегиальность.

Современная стоматология. — 2017. — №3. — С. 57—59. Summary. This article devote to a problems of deontology, medical ethics, physician mistake, problems of collective nature.

Keywords: deontology medical ethics, physician mistake, collective nature. Sovremennaya stomatologiya. — 2017. — N3. — P. 57—59.

Проблеме медицинской этики и деонтологии посвящено большое количество работ. В основном в них рассматриваются взаимоотношения медицинского работника и пациента, медицинского работника и общества [5]. Вопрос соблюдения медицинской деонтологии и этики между врачами недостаточно часто поднимается в профессиональной литературе.

История медицины выработала такой способ отношений между врачом и пациентом, который наполнен подлинно человеческим содержанием - это врачебная этика и деонтология [1]. В своем историческом возникновении и развитии деонтология полностью обязана моральному фактору [2]. Мораль изучается этикой. Профессиональная медицинская этика - это принципы и нормы правильного соблюдения своих прав и обязанностей в отношении к пациентам и коллегам по профессии, включая действия, предпринятые при лечении пациентов и членов их семей [7]. Для врачебной профессии очень важна область этики, называемая деонтологией [6].

Термин «деонтология» происходит от греческого deon - должное, то есть буквально деонтология - это «наука о должном» [4]. Термин был введен английским философом-правоведом И. Бентамом в 1834 году. Медицинская деонтология -

это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [6]. Таким образом, неотъемлемой частью определения понятия «медицинская деонтология» является и коллегиальность.

В историческом аспекте возникновения медицинской деонтологии известно, что еще в работах Гиппократа много внимания уделено нормам взаимоотношений между врачами. Характерно, что и здесь, по мнению Гиппократа, решающим является подчинение взаимоотношений врачей интересам здоровья больного. Если врач затрудняется в диагнозе или лечении, он обязан посоветоваться со своими коллегами. «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь... Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собой и высмеивать друг друга, ибо я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависть другого, это значило бы показывать свою слабость» [5].

В советскую медицину деонтологию ввел профессор Н.Н. Петров в 1939 году

в книге «Вопросы хирургической деонтологии» [4]. В этой книге, критикуя взгляды немецкого врача А. Моля, который понимал врачебную деонтологию как некую часть врачебной этики, относящуюся к сословным обязанностям врача, Н.Н. Петров пишет следующее: «Взамен таких истинно деонтологиче-ских, широко общественных интересов чаще всего под видом «врачебной этики» выдвигались на первый план сословные и личные интересы самих врачей, иногда - чисто материальные, иногда - научно-карьерные или служебно-карьерные интересы, лишь отчасти скрашенные требованиями общечеловеческой этики, то есть корректного отношения врачей друг к другу, воздержания от нарушений общих требований нравственности по отношению к больным и вообще - от поступков, каковы, например, реклама, корыстолюбие и заведомый обман». В современных условиях, когда общественность, средства массовой информации подвергают медицину и прежде всего ее практическую деятельность нелицеприятной критике, когда раздаются голоса о кризисе доверия к медицине, падении престижа медицинской деятельности и т.п., проблемы этики и деонтологии в медицине, проблемы нравственности профессии медицинского работника приобретают особую остроту и актуальность

10185673

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ

[5]. При таких обстоятельствах отсутствие коллегиальности снижает авторитет медицинских работников в глазах населения.

Зачастую врачи-стоматологи различной специализации самонадеянно считают, что в их работе ошибок быть не может, все ошибки совершаются в других коллективах, в них виноваты коллеги (конкуренты). Эта позиция несет в себе нарушение профессиональной этики между коллегами. Как быть в том случае, когда ошибку совершил один врач, а выявляет ее другой? Ведь, «открывая глаза» пациенту на врачебную ошибку коллеги, врач не только нарушает профессиональную этику и деонтологию, но и причиняет вред психическому здоровью данного пациента.

Осознание ошибки приводит как врача, так и пациента в состояние эмоционального стресса. Этот стресс усугубляется размышлениями о возможных последствиях и страхом необходимости принятия тех или иных решений.

Многие пациенты задают врачам вопросы по поводу причин возникших осложнений в ходе лечения. В практике медицины существуют редкие обстоятельства, при которых сокрытие правды является оправданным с этической точки зрения, однако таким оправданием должна служить польза для пациента, а не для врача. Пациент имеет право знать правду, а у врача есть этические обязательства перед пациентом. Более того, у врача есть обязательства перед коллегами. Таким образом, пациенты должны быть хорошо информированы о предстоящем стоматологическом лечении.

Сегодня проблема коллегиальности среди врачей-стоматологов в нашей стране занимает особое положение. Следует помнить, что врач-стоматолог - это профессионал, владеющий специальными знаниями и умениями для практического осуществления диагностики, лечения и предупреждения болезней зубов и полости рта у людей [6]. На каждом этапе перечисленных в определении манипуляций возможны ошибки или возникновение разногласий среди докторов. Однако о своих возможных ошибках в диагностике и лечении врач узнает не от

коллеги, а от пациента. Например, ситуация, когда врач-стоматолог во время планового осмотра указывает пациенту о срочной необходимости лечения зубов 16, 26. По стечению обстоятельств пациент обращается к другому врачу, который считает, что лечить нужно зуб 18. В данном случае пациент находится в замешательстве: мнению какого доктора доверять? Ведь вопрос касается здоровья. Другой пример, когда пациент обращается для терапевтического лечения в определенный стоматологический кабинет продолжительное время. Однако при возникновении острой зубной боли пациенту приходится обратиться в другой стоматологический кабинет. Врач этого кабинета начинает критиковать ранее поставленные коллегой пломбы. В данной ситуации снова в затруднительном положении оказывается пациент, которому предстоит решить дилемму: доверять мнению нового доктора или вернуться к прежнему врачу?

К сожалению, типичный случай в ортопедической стоматологии - это критические замечания по поводу качества зубных протезов. Это не только не повышает авторитет врача в глазах больного, но и приводит к тому, что пациент вообще перестает верить врачам [4].

Еще один пример возникновения профессионально-этических проблем - это профессиональная гигиена полости рта. Когда доктор обнаруживает при осмотре у пациента, ранее находившегося на лечении у врача-пародонтолога, поддесневой зубной камень в области какого-либо зуба. В данном случае следует вести себя корректно по отношению к коллеге. Возможно, данный пациент пренебрегает рекомендациями по индивидуальной гигиене полости рта. А может быть, объем работы был настолько велик, что доктор пропустил без какого-либо умысла участок, к которому стоило бы вернуться. Проведите беседу с пациентом об индивидуальной гигиене, удалите зубной камень самостоятельно или направьте пациента к пародонтологу.

Медицина - такая сфера деятельности, где нет мелочей, нет незамеченных поступков, взглядов, переживаний. Здесь

все, даже незначительный будничный факт человеческого участия, волнует с не меньшей силой, чем большие жизненно важные деяния [1]. Все контакты между врачом и пациентом в ходе ку-рации являются системой человеческих отношений. Следовательно, результат любого лечения зависит от их уровня и качества. Найти изъян можно в каждой выполненной реставрации, эндодонти-ческом лечении, протезе. Но стоит ли портить облик коллег своими нелестными отзывами? Выслушивая критику врача, пациент задумывается, так ли хорошо справляется этот доктор со своими обязанностями? Прослужит ли изготовленный им протез гарантированный срок эксплуатации?

Пациенты хотят верить, что их доктор всегда ставит абсолютно точный диагноз и никогда не ошибается в лечении, но это просто невозможно. Комбинация человеческих взаимоотношений и технологических моментов увеличивает вероятность врачебных ошибок. Этика требует, чтобы врач сообщал пациенту о своих ошибках, если они влияют на состояние здоровья пациента [8]. Открытое признание и анализ ошибок приносят пользу и пациенту, и стоматологу, и всей практике.

Какой бы неприятной ни была ошибка, сама по себе она не является свидетельством неэтичного поведения или некомпетентных действий стоматолога. Ошибка в лечении пациента не влечет за собой автоматически юридической ответственности врача [1].

Причины этико-деонтологических ошибок во многом кроются в том, что огромная масса медицинских работников, которая к тому же увеличивается из года в год, не может состоять исключительно из талантливых и одаренных личностей с неиссякаемым источником щедрого душевного богатства [3]. Врач - это прежде всего человек с определенной моралью, психологией и т.д. и, во вторую очередь, это профессионал, который имеет определенные обязанности, называемые долгом. Все, что касается морально-этической сферы стоматолога, зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе [6].

Медицинская этика и деонтология

Появление профессионально- и морально-этических проблем связано с моральным и профессиональным уровнем врача. К сожалению, невозможно научить врача, как не допустить халатного отношения к больному, поскольку эти поступки обусловлены моралью человека, его честностью и порядочностью [6]. Но чем выше профессиональный уровень доктора, тем меньше профессиональных ошибок, и он (она) становится наставником, а не критиком.

Таким образом, повышать свой профессиональный уровень следует не за счет репутации другого доктора, а совершенствуя свои знания, умения, навыки. Соблюдение этики, совершенствование своих медицинских знаний и врачебного искусства заложены в клятве врача Республики Беларусь. У нас в стране созданы достаточные условия для повышения квалификации и компетенции врача-стоматолога. Для врачей предо-

ставлены медицинская библиотека, курсы повышения квалификации, лекции, мастер-классы, стоматологические журналы, обучение в клинической ординатуре, Интернет-ресурсы. Профессия врача обязывает к постоянному совершенствованию знаний.

Врачебная этика включает в себя совокупность норм поведения и морали, предопределяет чувство профессионального долга, чести, совести и достоинства врача [3]. Всем известна пословица: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Вряд ли найдется врач-стоматолог не допустивший ни одной ошибки. Так вспомним же о достоинстве и начнем уважать своих коллег и себя самих.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Анохина А.В. // Практическая медицина. Лекции для врачей общей практики. - №2 (10). Спец. выпуск КГМА к 90-летию казанской

государственной медицинской академии.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб, 2014. - 474 с.

3. Кудрявая Н.В. Психология для стоматологов. - М., 2007. - 400 с.

4. Леус П.А. Коммунальная стоматология. -Брест, 2000. - 284 с.

5. Леус П.А. Основы профилактики профессионального стресса у врача-стоматолога. -Минск, 2011. - 32 с.

6. Молоков В.Д. Вопросы деонтологии /

B.Д. Молоков, В.М. Галченко. - Иркутск, 2009. - 14 с.

7. НаумовичС.А., ВеличкоЛ.С., ПучкоН.А. // Современная стоматология. - 2002. - №3. -

C.7-9.

8. Походенько-Чудакова И.О. Деонтология и этика врача-стоматолога / И.О. Походенько-Чудакова, С.И. Абаимова. - Минск, 2004. - 44 с.

9. Прихода И.В. Исторические и национальные аспекты медицинской этики и деонтологии / И.В. Прихода, А.А. Рыбальченко. -Луганск, 2009. - 16 с.

10. Riegelman R. Как избежать врачебных ошибок: Пер. с англ. - M., 1994. - 181 с.

Поступила 13.12.2016

Наши автппы

1

Светлана Васильевна Латышева связала свою профессиональную жизнь с Минским государственным медицинским институтом (МГМИ) в 1966 году, когда поступила на стоматологический факультет. Она была хорошей студенткой, а также активно участвовала в общественной жизни института (пять лет подряд работала летом в стройотрядах в Казахстане).

После окончания МГМИ работала главным врачом Жуковщинской участковой больницы, что на Витебщине. Но склонность к научным изысканиям взяла верх.

В 1972 году С.В. Латышева стала старшим лаборантом кафедры терапевтической стоматологии МГМИ, и весь ее дальнейший профессиональный путь связан с этой кафедрой. Клиническая ординатура, аспирантура, блестящая защита кандидатской диссертации в 1980 году в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (Москва).

В 2000 году Светлане Васильевне было присвоено звание доцента. Она имеет широкий круг научных интересов: с 1978 года и по настоящее время опубликованы 204 научные работы, из них 2 монографии, 3 учебных и 21 учебно-методическое пособие.

В течение 17 лет С.В. Латышева руководила подготовкой врачей-интернов в Гомельской области, организовывала и проводила профессиональные семинары и конференции. Она являлась членом медицинской комиссии, которая работала в городе Хойники после аварии на Чернобыльской АЭС.

Под руководством Светланы Васильевны подготовлена плеяда клинических ординаторов. Она - один из первых доцентов, которые руководили иностранными клиническими ординаторами из Ирана, Ирака и Нигерии.

Много сил и энергии С.В. Латышева отдала на подготовку и внедрение в жизнь программы SINDI в Беларуси, за что была награждена Всемирной организацией здравоохранения денежной премией. Светлана Васильевна неоднократно^ повышала свою профессиональную

квалификацию в Германии (университеты Йена и Дрездена), благодаря ей 1-я кафедра терапевтической стоматологии продолжила международное сотрудничество с доктором Томасом Оме. Ряд сотрудников кафедр стоматологического факультета смогли познакомиться с работой частного стоматологического кабинета в Лихтенштейне (Германия).

С 1999 года Светлана Васильевна Латышева активно сотрудничает с журналом «Современная стоматология», поднимая на страницах профессионального издания проблемы современной стоматологии.

Дорогая Светлана Васильевна! Женщине столько лет, на сколько она выглядит... Выглядите Вы прекрасно! Желаем Вам здоровья, неиссякаемой энергии, инициативы и творчества!

С.С. Лобко и сотрудники 1-й кафедры терапевтической стоматологии Белорусского государственного медицинского университета,

многочисленные студенты

Латышева С.В. с ординаторами и коллектив редакции журнала«Современная стоматология»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.