Научная статья на тему 'Customs Union EvrAzEs: implementation stages and prospects'

Customs Union EvrAzEs: implementation stages and prospects Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭС / ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОРЯДОК ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / ПРИНЦИП "EX OFFICIO" / PRINCIPLE "EX OFFICIO! / CUSTOMS UNION EVRAZES / UNITED CUSTOMS TERRITORY / COMMON FREE MARKET ZONE / PROCEDURE OF CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмова М. М.

Таможенный союз одна из проверенных форм интеграции, поэтому выбор России идти по пути интеграции с ближайшими соседними государствами, сближаться в экономической сфере, унифицировать социальные нормы. Формирование таможенного союза ЕврАзЭС и вступление в силу Таможенного кодекса таможенного союза, открывают новые возможности таможенного администрирования, в частности для защиты прав владельцев интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Customs Union EvrAzEs: implementation stages and prospects»

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕврАзЭС: ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М. М. КУЗЬМОВА

Таможенный союз - одна из проверенных форм интеграции, поэтому выбор России - идти по пути интеграции с ближайшими соседними государствами, сближаться в экономической сфере, унифицировать социальные нормы. Формирование таможенного союза ЕврАзЭС и вступление в силу Таможенного кодекса таможенного союза, открывают новые возможности таможенного администрирования, в частности для защиты прав владельцев интеллектуальной собственности.

Ключевые слова таможенный союз ЕврАзЭС, единая таможенная территория, единое экономическое пространство, порядок таможенного администрирования, принцип «ех оШею».

Таможенный союз - единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории (за исключением возможности применения, при необходимости, таких мер, как квотирование, валютный контроль, введение запретов и ограничений неэкономического характера). При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами [2].

Таможенный союз - одна из проверенных форм интеграции, основными составляющими которой являются: единый таможенный тариф, единые меры нетарифного регулирования, единое экономическое пространство.

Экономическая теория таможенного союза была разработана в XIX в. Фридрихом фон Листом (1789-1846) - известным немецким ученым -экономистом, юристом, философом, автором теории «автаркии больших пространств».

Весьма актуально в свете современного положения дел в мировой экономике высказывание Листа: «Можно выдвинуть в качестве правила, что нация тем богаче и могущественнее, чем больше она экспортирует промышленных изделий, чем больше она импортирует сырья» [1].

Издательством «Европа» была выпущена его книга «Национальная экономика», в которой Лист

спорит с Риккардо и Смитом - либеральными экономистами. Согласно Смиту и Риккардо, если две страны снимают между собой таможенные барьеры и полностью освобождают внешнюю торговлю, то это приводит к уравновешиванию экономического уровня жизни обеих стран. По мнению Листа, на практике все происходит не так, поскольку при снятии ограничений с разделения труда, самый тяжелый и мало оплачиваемый труд перемещается в неразвитую страну, а дивиденды получает более развитая страна. При снятии всяких таможенных барьеров имеет место диспропорциональное развитие экономик: богатые богатеют, бедные беднеют. Но если государство, которое отстает в экономическом развитии, вообще никак не участвует во внешней торговле, оно также деградирует. Лист предложил третий путь: таможенный союз.

Сторонником концепции Фридриха фон Листа был выдающийся российский экономист Сергей Витте. Он перевел его книгу и написал к ней предисловие.

Философия таможенного союза заключается в том, чтобы объединить между собой максимальное количество экономик стран со сходным уровнем развития, с общими культурными и историческими ценностями, и таким широким фронтом вступать во внешнюю торговлю, контролируя, что проходит через границы таможенного союза. То есть, полное освобождение экономики и, в том числе, торговли, транспортных тарифов внутри таможенного союза и установка фильтра у его границы. Это означает некую глобализацию, т. е. открытость во внешней торговле, но не полную, а относительную.

Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС призван решить ту же задачу, которую Лист решал

в XIX в. в отношении Германии. Лист предлагал объединить Пруссию, Германию и Австрию. Бисмарк это осуществил, и в результате - германское экономическое чудо.

В зависимости от складывающейся политической обстановки таможенные союзы формируются на разных принципах. Так, например, в Европе процесс создания таможенного союза начался с подписания в 1957 г. Договора о ЕЭС. Переходный период, охватывающий период с 1 января 1958 г. по 1 июля 1969 г., обязывал государства-члены ЕС постепенно отменять таможенные пошлины и сборы, имеющие равнозначный эффект. С 1969 г. начался процесс отмены таможенных процедур на границах между государствами-членами ЕС, который завершился к 1993 г. Потребовалось 24 года, чтобы устранить решениями Совета Комиссии и Суда многие факторы, мешавшие свободной торговле между государствами-членами таможенного союза. В общей сложности на построение таможенного союза у Европы ушло 35 лет.

Перед таможенными службами Российской Федерации, Республики Беларусь и республики Казахстан стоит задача формирования таможенного союза в крайне сжатые сроки - в течение 2 лет.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 9 июня 2009 г. № 9 определены этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [4].

В соответствии с Этапами формирования таможенного союза:

1. На предварительном этапе (до 1 января 2010 г.):

- формирование единой системы мер нетарифного регулирования таможенного союза;

- разработка Плана по переносу согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешнюю границу таможенного союза.

2. На первом этапе (с 1 января 2010 г. по 1 июля 2010 г.):

- введение мер нетарифного регулирования;

- передача Комиссии таможенного союза полномочий в области нетарифного регулирования.

3. На втором этапе:

а) с 1 июля 2010 г.:

- введение в действие Таможенного кодекса таможенного союза;

- отмена таможенного оформления товаров, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации (как происходящих из Республики Беларусь и

Российской Федерации, так и происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь и РФ);

- отмена таможенного оформления товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и перемещаемых между территориями государств-участников таможенного союза;

- перенос всех видов государственного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и Российской Федерации;

б) к 1 июля 2011 г. - перенос согласованных видов государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации;

в) с 1 июля 2011 г. - отмена таможенного оформления в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Экономическая интеграция России, Республики Беларусь и республики Казахстан (с возможностью присоединения других государств) в форме таможенного союза обуславливает единую таможенную территорию, на которой уже с 1 января 2010 г. действует Единый таможенный тариф таможенного союза, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ТС), применяется единая система мер нетарифного регулирования.

С этой же даты Комиссии Таможенного союза переданы полномочия в области таможеннотарифного и нетарифного регулирования.

Новый Таможенный кодекс таможенного союза для Казахстана и России вступил в силу с 1 июля 2010 г.; для России, Казахстана и Беларуси - с 6 июля 2010 г., и одновременно с этим был отменен таможенный контроль на российско-белорусской границе, и отменено таможенное оформление в отношении товаров во внутренней торговле между всеми участниками таможенного союза. До 1 июля 2011 г. на российско-казахстанской границе таможенный контроль сохранится только в отношении товаров третьих стран.

Касаясь вопроса таможенного администрирования, в Таможенном кодексе таможенного союза определены и конкретизированы формы таможенного контроля, установлены основные требования к проведению таможенных операций участниками внешнеэкономической деятельности и

таможенными органами, определено правовое содержание таможенных процедур.

Товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между государствами-участниками таможенного союза, не помещаются под таможенную процедуру экспорта и импорта, что уменьшит финансовую нагрузку на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории таможенного союза.

Положения Таможенного кодекса таможенного союза способствуют и создают возможность широкого внедрения электронного декларирования товаров участниками внешнеэкономической деятельности.

Также необходимо отметить, что в Таможенном кодексе таможенного союза предусмотрено взаимное признание решений таможенных органов на таможенной территории таможенного союза.

На основе положений Киотской Конвенции разработана глава о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-участников таможенного союза.

Относительно порядка таможенного администрирования в отношении участников внешнеэкономической деятельности, производителей, таможенных брокеров, перевозчиков Таможенным кодексом таможенного союза предусмотрен ряд упрощений:

1. Сокращен период оформления грузовой таможенной декларации с трех дней до двух.

2. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения, т. е. до 4 месяцев, в то время как в Таможенном кодексе Российской Федерации был установлен срок уплаты - 15 дней.

3. Для декларанта появляется возможность внесения изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров.

4. Введен институт уполномоченного экономического оператора, пользующегося специальными упрощениями, такими, как: временное хранение товаров в собственных помещениях и на площадках; возможность выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации (т. е. фактически получается беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней); возможность проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, в собственных помещениях и на собственных территориях; возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.

Правда, при всем при этом уполномоченные экономические операторы будут вносить обеспечение не менее одного миллиона евро при включении в соответствующий реестр.

5. В перспективе предоставлена возможность участнику ВЭД осуществлять свою деятельность в любой точке государства-участника таможенного союза.

6. Перевозка открывается от внешней границы таможенного союза сразу до места нахождения получателя, в каком бы государстве таможенного союза он ни находился.

7. Перевозчики, в том числе таможенные, имеют право перемещения по всей территории таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств-участников таможенного союза.

8. При этом сократилась сумма обеспечения для таможенных перевозчиков с 20 млн рублей до 200 тыс. евро (около 9 млн руб).

9. Железнодорожный перевозчик освобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товаров.

10. Вместо таможенного брокера, вводится институт таможенного представителя - это как в Киотской конвенции, а сумма обеспечения его деятельности уменьшилась - с 50 млн рублей до 1 млн евро (это около 45 млн рублей);

11. Таможенная процедура экспорт. Теперь под экспортом будет признаваться процедура, в соответствии с которой товары таможенного союза вывозятся за территорию таможенного союза. То есть перемещение товаров из России в Казахстан экспортом уже являться не будет. Это будет взаимная торговля.

Для защиты интересов товаропроизводителей таможенного союза от недобросовестной конкуренции производителей третьих стран, главой 46 Таможенного кодекса таможенного союза значительно расширены полномочия таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности предполагает ведение с 1 июля 2010 г. 4-х таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности: 3 национальных таможенных реестра ОИС на уровне государств-членов таможенного союза республик Беларусь, Казахстан и России и Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза. Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности составляет не более 2-х лет со дня их включения в таможенные реестры, который может быть продлен на основании заявления правообладателя.

Также статьей 331 Таможенного кодекса таможенного союза реализован принцип «ex officio» (лат. - по обязанности), наделяющий таможенные органы полномочиями приостанавливать выпуск товаров, обладающих признаками контрафактных, сроком до семи рабочих дней, без заявления правообладателя, что соответствует требованиям мировых стандартов, в частности - нормам ст. 58 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (далее - Соглашение), и является предметом переговоров по вступлению России в ВТО.

Суть наделения таможенных органов принципом «ex officio» состоит в том, что должностные лица таможенных органов приобретают полномочия при выявлении признаков контрафактности без заявления правообладателя приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Данный комплекс мер позволит эффективно бороться с нарушениями прав владельцев интеллектуальной собственности.

Особого внимания заслуживает порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В переходных положениях Таможенного кодекса таможенного союза содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу резидентства. В статье 368 Таможенного кодекса таможенного союза предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств-членов таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства - гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования и таможенную процедуру таможенного транзита.

Таможенный кодекс таможенного союза предусматривает 2 формы декларирования - письменную и электронную. Формы и порядок заполнения декларации на товары определены решением Ко-

миссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 -они будут едиными на всей территории таможенного союза с 1 января 2011 г. До 1 января 2011 г. применяются предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза формы таможенных деклараций и порядок их заполнения.

Безусловно, и таможенные органы, и представители бизнес-сообщества в первое время введения в действие Таможенного кодекса таможенного союза испытывают определенные трудности переходного периода, связанные со сменой устоявшихся технологий, введением новых терминов и принципов таможенного администрирования. Процесс формирования таможенного союза не прост. Однако, мировая практика доказывает, что таможенный союз - важнейшая и необходимая форма межгосударственной интеграции.

«Россия исторически ориентирована на интеграцию с соседями. Это исторический выбор России - идти по пути интеграции с нашими ближайшими соседями и партнерами, сближаться в экономической сфере, унифицировать социальные нормы с государствами и народами, с которыми российский народ на протяжении веков существовал в рамках единого государства», - подчеркнул Председатель правительства Российской Федерации В. В. Путин 01.07.2010 г. в своем выступлении на заседании Президиума правительства [3].

Литература

1. Антология мировой экономической мысли. М., 1998.

2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. Ст. 2 // Российская газета. 18.12.2003. № 254.

3. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru/Pages/Default.aspx

4. URL: http://www.tsouz.ru

* * *

CUSTOMS UNION EvrAzEs: IMPLEMENTATION STAGES AND PROSPECTS

M. M. Kuz’mova

A customs union is one of the checked forms of integration. Therefore, Choice of Russia is to follow the way of integration with the nearest neighboring states, establishing close connections in the economic field and unifying social norms. Establishment of Customs Union EvrAzEs and coming into effect the Customs Code of the Customs Union are opening up new possibilities of customs administration, particularly those to protect of the rights of intellectual property owners.

Key words: Customs Union EvrAzEs, united customs territory, common free market zone, procedure of customs administration, principle «ex officio!.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.