Научная статья на тему 'Основные итоги работы по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 год'

Основные итоги работы по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 год Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОРНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ЕВРАЗЭС / УНИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ РЕЖИМОВ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL FRAMEWORK OF THE CUSTOMS UNION / COMMON CUSTOMS TARIFF / EURASEC / UNIFICATION OF TRADE REGIMES / CUSTOMS REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глазьев Сергей Юрьевич

В статье отражены итоги работы по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, которая велась в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. № 1. Рассмотрены мероприятия по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза, единого таможенного тарифа, единой системы внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональной структуры Таможенного союза, работа по унификации торговых режимов и защитных мер, поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на таможенную границу Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Highlights of the Customs Union formation within the EurAsEC framework and primary targets for 20111Institute of New Economy named after D. S. Lvov

The paper describes the results of the creation of the Customs Union within EurAsEC, which was conducted in accordance with the Plan of Action for the Customs Union, approved by the decision of the EurAsEC Interstate Council (the supreme body of the Customs Union) on October 6, 2007, № 1. Measures to form the legal basis of the Customs Union, common customs tariff, a unified system of foreign trade and customs regulations, sanitary, veterinary and phytosanitary control, the institutional structure of the Customs Union, work on the unification of trade regimes and protective measures, gradual transfer of agreed types of state control to the customs border of the Customs Union are considered.

Текст научной работы на тему «Основные итоги работы по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 год»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 339.5

С. Ю. Глазьев

основные итоги работы по формированию таможенного союза в рамках евразэс и первоочередные задачи НА 2011 год

В статье отражены итоги работы по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, которая велась в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. №1. Рассмотрены мероприятия по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза, единого таможенного тарифа, единой системы внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональной структуры Таможенного союза, работа по унификации торговых режимов и защитных мер, поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на таможенную границу Таможенного союза.

Ключевые слова: договорно-правовая база Таможенного союза, Единый таможенный тариф, ЕврАзЭс, унификация торговых режимов, таможенное регулирование

1. Формирование договорно-правовой базы Таможенного союза

Из 51 международного договора, входящего в основной Перечень международных договоров договорно-правовой базы Таможенного союза, вступили в силу и применяются 41. Из 10 оставшихся договоров 8 утратили актуальность в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. По одному соглашению (Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12 декабря 2008 г.) Киргизской Республикой завершаются внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу. Единственный договор, по которому продолжается работа — Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г. Его планируется заменить Соглашением об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза, проект которого согласовывается экспертами сторон.

Кроме того, государствами — членами Таможенного союза заключены и вступили в

силу новые международные договоры, которые необходимо включить в данный Перечень:

— Протокол от 21 мая 2010 г. о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.;

— Протокол от 21 мая 2010 г. о внесении изменений Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря

2009 г.;

— Протокол от 21 мая 2010 г. о внесении изменений Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г.

Принято и временно применяется с 18 ноября

2010 г. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

В связи с завершением формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и ее введением в действие особое значение приобретает приведение в соответствие с ней национального законодательства государств — членов Таможенного союза. К настоящему времени эта работа не завершена. В том числе затягивается приведение национального уголовного и административного законодательства сторон в

112

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

соответствие с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза. Для ускорения этой работы предлагается дать соответствующее поручение министерствам юстиции сторон.

Ниже приводится информация о переданных Комиссии Таможенного союза (далее — Комиссия) функций, установленных международными договорами по формированию Таможенного союза.

2. Регулирование внешней торговли товарами

Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. .№18 и 19 с 1 января 2010 г. Комиссия была наделена полномочиями в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе согласно принятым международным договорам.

По Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. №37 с 1 июля 2010 г. Комиссии переданы полномочия, предусмотренные Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. в отношении товаров, происходящих с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для единой таможенной территории. При этом, в соответствии с положениями указанного Соглашения, Комиссией поручено уполномоченным органам сторон выполнение процедурных действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований в течение переходного периода.

В целях предварительного рассмотрения и согласования предложений сторон по мерам регулирования внешней торговли Комиссией создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, в который входят уполномоченные сторонами представители исполнительных органов власти государств — членов Таможенного союза. Разработан и принят Регламент внесения в Комиссию соответствующих предложений, предусматривающий требование об их экономическом обосновании.

Следует отметить, что несмотря на возникающие при подготовке решений разногласия в результате согласования позиций сторонам удается принимать их консенсусом.

В сфере таможенно-тарифного регулирования Комиссией был утвержден Единый тамо-

женный тариф Таможенного союза. С момента передачи Комиссии соответствующих полномочий по предложениям сторон было принято более 30 решений, касающихся изменений ставок ввозных таможенных пошлин, вопросов предоставления тарифных льгот и установления тарифных квот в отношении ряда товаров, происходящих из третьих стран. Изменения коснулись таких товаров, как бумага, сыр, мясо, вино, молочная продукция, шины, различные промышленные и строительные материалы, пластмассы, сельскохозяйственная техника, гражданские пассажирские самолеты и других.

На основании полномочий по нетарифному регулированию Комиссией были утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в торговле с третьими странами, а также положения о применении соответствующих ограничений. Выполняя функции принятия решений по применению мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран, с 1 января 2010 г. Комиссия Таможенного союза приняла свыше 20 решений, уточняющих ряд разделов и положений указанного Единого перечня товаров.

Сторонами ведется работа по приведению национального законодательства в сфере нетарифного регулирования в соответствие с законодательством Таможенного союза.

В Республике Беларусь разработан Комплекс мер по внесению изменений в законодательство Республики Беларусь, согласно которому приводятся в соответствие с законодательством Таможенного союза в области нетарифного регулирования свыше 25 нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, ведомственных актов органов госуправления.

В Республике Казахстан в рамках проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности» предусмотрено приведения национального законодательства Республики Казахстан в соответствие с Соглашениями о таможенно-тарифном и нетарифном регулировании. Утвержден План мероприятий по реализации решения Межгоссовета

ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009 года №19, в соответствии с которым разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения нетарифных мер в Таможенном союзе.

В Российской Федерации в целях приведения национального законодательства в соответствие с международными актами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС подготовлены отдельные законопроекты, вносящие изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, а также передачей соответствующих полномочий Комиссии Таможенного союза в части принятия решений о введении, применении и отмене единых мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории в отношении третьих стран. Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, направленных на совершенствование применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом Положений о применении ограничений в отношении отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым государства — члены Таможенного союза применяют запреты и ограничения в торговле с третьими странами.

Вместе с тем следует отметить, что в отдельных случаях имеет место несоответствие принимаемых решений нормативным правовым актам Таможенного союза. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации №771 от 29 сентября 2010 г. утверждены Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, которые не в полной мере соответствуют Положению к разделу 2.14 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

Кроме того, требует решения вопрос о целесообразности применения запретов и ограничений неэкономического характера во взаимной

торговле государств — членов Таможенного союза. В этих целях ведется работа по подготовке проектов нормативных актов, регламентирующих обращение на единой таможенной территории Таможенного союза отдельных товаров, к которым, в соответствии с международными договорами, применяются ограничительные меры (опасные отходы, наркотики, служебное и гражданское оружие, спецтехника и т. п.). В частности, завершается работа по согласованию сторонами проекта документа, регулирующего вопросы обращения драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Таможенного союза.

В отношении применения мер защиты внутреннего рынка Комиссией был утвержден Временный регламент проведения расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, и внесения предложений по результатам расследований в Комиссию Таможенного союза.

В настоящее время в государствах — членах Таможенного союза применяются меры защиты внутреннего рынка, введенные в соответствии с национальным законодательством. В целях их унификации Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. №59 принято Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, которое определяет процедуры пересмотра действующих национальных мер на предмет распространения отдельных национальных мер на единую таможенную территорию Таможенного союза, порядок завершения расследований, не завершенных сторонами до даты подписания этого Соглашения, и сроки действия этих мер на национальном уровне. Одновременно был принят Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

Вопросы экспортного контроля до принятия соответствующих международных договоров, разрабатываемых в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5

июля 2010 г. №52, регулируются национальным законодательством. Указанным Решением определен следующий перечень нормативных правовых актов Таможенного союза, подлежащих принятию в данной области:

— Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств — членов Таможенного союза;

— Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами — членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза;

— Единые правила к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю в государствах — членах Таможенного союза;

— Единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в государствах — членах Таможенного союза;

— Единый список продукции военного назначения государств — членов Таможенного союза;

— Единый список товаров Таможенного союза, контролируемых по соображениям национальной безопасности государств — членов Таможенного союза.

Решением Комиссии от 17 августа 2010 г. №356 утвержден План мероприятий по обеспечению экспортного контроля государств — членов Таможенного союза, предусматривающий наряду с другими мероприятиями разработку указанных нормативных правовых актов.

3. Техническое регулирование и применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер

С 1 июля 2010 г. в соответствии с Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. №38 и 39 на единой таможенной территории Таможенного союза начало действовать единое правовое поле в области санитарных, ветеринарных и фитосани-тарных мер, предусматривающее применение единых перечней подконтрольной продукции и требований к ней, а также единого порядка ее ввоза и обращения на единой таможенной территории.

В соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего

органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. №1, на российско-белорусской границе отменены санитарно-эпидемиологический, ветери-нарно-санитарный и карантинный фитосанитар-ный виды контроля. При этом на белорусской части таможенной границы Таможенного союза дополнительно создано 22 санитарно-карантин-ных поста в пунктах пропуска. С 1 июля 2011 г. указанные виды контроля должны быть отменены и на казахстанско-российской границе.

Большинство норм законодательства Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер являются нормами прямого действия. Национальные законодательства государств — членов Таможенного союза применяются исключительно в части, им не противоречащей.

Применение мер санитарного контроля осуществляется на основе разрешительных документов, составляемых по единым формам, которые признаются всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия. К настоящему времени (по состоянию на 24.11.2010) выдано 8183 свидетельств о государственной регистрации продукции по Единой форме, в том числе: в Республике Беларусь — 2083, в Республике Казахстан — 48, в Российской Федерации — 6052.

Сторонами осуществляются меры по включению норм законодательства Таможенного союза в этой сфере в национальные законодательства. В Республике Беларусь подготовлен к первому чтению в Палате представителей Национального собрания проект Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В Республике Казахстан внесены соответствующие изменения в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» и в Закон «О безопасности пищевой продукции» в части исключения выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию. В Российской Федерации подготовлен проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В целях приведения обязательных требований к продукции в соответствие с едиными са-

нитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к подконтрольным товарам, сторонами разработаны новые и внесены изменения в действующие санитарные правила.

Применение мер ветеринарного контроля с 1 января 2011 г. будет осуществляться на основе разрешительных документов, составляемых по единым формам, которые будут признаваться всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия Единым ветеринарно-санитар-ным требованиям к продукции. В Республике Беларусь и Республике Казахстан национальное законодательство в целом приведено в соответствие с законодательством Таможенного союза. В Российской Федерации разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии».

В области карантина растений фитосани-тарные сертификаты уже оформляются в соответствии с единой международной формой. При этом сертификат, выданный на территории одной из сторон, признается на территориях других государств — членов Таможенного союза. Сторонами ведется работа по отмене с 1 января 2011 г. применения импортных карантинных разрешений. В настоящее время уполномоченные органы белорусской и российской сторон в полной мере руководствуются соответствующей правовой базой Таможенного союза. Одновременно в Российской Федерации ведется разработка новой редакции Закона о карантине растений, который учитывает нормы законодательства Таможенного союза в этой области. Уполномоченные органы казахстанской стороны до переноса карантинного фитосанитарного контроля на внешнюю границу Таможенного союза Республики Казахстан с 1 июля 2011 г. руководствуются национальным законодательством в области карантина растений

В сфере технического регулирования в соответствии с принятыми решениями ведется работа по унификации законодательства. Определен перечень продукции, на которую документы о соответствии могут выдаваться по единым формам и признаются всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия. В Республике Беларусь уже выдано 20 сертификатов соответствия и 8 деклараций о соответс-

твии по единой форме. При этом пока остаются в силе и установленные национальными законодательствами перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям безопасности.

Дальнейшая унификация технического регулирования в Таможенном союзе будет осуществляться путем принятия единых технических регламентов Таможенного союза в соответствии с подписанным 18 ноября 2010 г. межгосударственным Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

В целях обеспечения единства правоприменительной практики ведется работа над проектом межгосударственного Соглашения о гармонизации законодательств государств — членов Таможенного союза в части установления ответственности за нарушение требований законодательства Таможенного союза в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Разрабатывается Стратегия развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза на 2011-2015 гг.

4. Таможенное регулирование

Со вступлением в силу с 6 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (Решение Межгоссовет ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. №48) заработала единая система таможенного регулирования на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В настоящее время завершается реализация утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17 Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии с ним подготовлено 20 проектов международных договоров, 16 из которых приняты и применяются. 3 проекта соглашений находятся в стадии доработки (о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом; об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории

Таможенного союза; об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. на таможенной территории Таможенного союза).

По проекту международного договора «Соглашение об особенностях перемещения товаров и транспортных средств с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории Таможенного союза, а также с остальной части таможенной территории таможенного союза на территорию Калининградской области Российской Федерации» проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для его подписания.

В целях единообразного обеспечения форм и методов таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза дополнительно разработаны проекты трех международных договоров:

— о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;

— об осуществлении транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза;

— об Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза подготовлены и приняты 83 нормативных документа, которые отнесены к компетенции Комиссии. В том числе решениями Комиссии утверждены: формы таможенных документов и инструкции по их заполнению; регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; порядок совершения таможенных операций по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по декларированию и классификации товаров, а также их таможенной стоимости.

Стороны ведут работу по приведению национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. В Республике Беларусь подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операто-

рах, внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых указов и структурных элементов указов Президента Республики Беларусь». В Республике Казахстан принят и применяется Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». В Российской Федерации принят и вступает в силу 29 декабря 2010 г. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (№311-ФЗ от 27 ноября 2010 года).

Следует также отметить, что в Республике Казахстан и в Российской Федерации проведена ратификация Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года.

Необходимым условием эффективного правоприменения законодательства Таможенного союза является унификация уголовных, административных и гражданских законодательств государств — членов Таможенного союза в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Анализ соответствующих норм уголовного законодательства трех государств выявил различные подходы к определению предмета контрабанды в зависимости от его экономических характеристик и ограниченности в гражданском обороте, а также несогласованность законодательных предписаний относительно оснований конфискации товаров, являющихся предметом контрабанды. Необходимо унифицировать определение предмета контрабанды и положения о конфискации имущества за контрабанду.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. №302 необходимо ускорить внесение поправок в соответствующие статьи уголовного и административного законодательства государств — членов Таможенного союза, которые приведут термины указанных отраслей права в соответствие с терминологией и понятиями таможенного законодательства Таможенного союза.

Принимая во внимание то, что разные подходы к закреплению признаков состава преступлений в уголовном законодательстве могут повлечь ситуацию, когда через страну с менее высокими санкциями и некриминализован-ностью ряда деяний будут с нарушениями ввозиться товары для их последующей перевозки

по единой таможенной территории, необходимо ускорить работу по приведению национального уголовного и административного законодательства сторон в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза и унификации санкций в статьях уголовных законодательств по данной категории преступлений в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. №17. Для этого целесообразно разработать модельные поправки в уголовное и административное законодательство государств — членов Таможенного союза в области таможенного регулирования.

Комиссией проводится мониторинг исполнения таможенного законодательства Таможенного союза. По результатам правоприменительной практики первых месяцев после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссией принято Решение от 17 августа 2010 г. №335, в соответствии с которым до 1 июля 2011 г. на белорусско-российской и ка-захстанско-российской границах таможенный и иные виды контроля осуществляются исключительно на основании стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов. При этом сторонами ведется работа по обеспечению таможенного контроля за отдельными товарами, подпадающими под временные изъятия из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, установленными Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 г. С прекращением действия норм этого Протокола и переносом согласованных видов контроля на внешнюю границу Таможенного союза с 1 июля 2011 г. необходимо решить вопрос об организации контроля за обращением товаров, в отношении которых, согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. №130, казахстанской стороной в течение переходного периода продолжительностью до 5 лет применяются ставки, отличные от единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Прекращение таможенного оформления и контроля в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых через межгосударственные границы внутри единой таможенной территории, существенно облегчило взаимную торговлю и обеспечило рост экономической активности. Вместе с тем необходимо отметить, что после от-

мены таможенного декларирования и контроля в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых через межгосударственные границы государств — членов Таможенного союза в рамках взаимной торговли в ряде случаев на российско-казахстанской границе отмечается ужесточение пограничного контроля. Вследствие этого пока не удается сократить время, затрачиваемое гражданами на прохождение погранпереходов на железнодорожном транспорте. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос об упрощении пограничного контроля в пунктах пропуска на российско-казахстанской границе, нормы которого установлены национальными законодательствами и могут создавать дополнительные барьеры движению граждан и товаров на единой таможенной территории Таможенного союза.

В перспективе, после завершения формирования единого экономического пространства (ЕЭП), представляется целесообразным разработать мероприятия по отмене на межгосударственных границах государств — членов Таможенного союза паспортного контроля и подготовить соответствующий международный договор, предусматривающий также унификацию норм визового режима и создания на единой таможенной территории зоны свободного перемещения граждан с единой информационной системой.

В целях обеспечения переноса таможенного и других согласованных видов контроля, планируемого с 1 июля 2011 г., Решением Комиссии Таможенного союза №173 от 26 февраля 2010 г. сформирована совместная группа экспертов сторон, которой поручено провести оценку и анализ состояния технического оснащения и обустройства, технических и технологических возможностей, аппаратного и программного обеспечения пунктов пропуска на территориях государств — членов Таможенного союза, а также разработать типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля. Эта группа провела мониторинг фактического состояния 7 пунктов пропуска, расположенных на белорусском участке внешней границы Таможенного союза, 25 пунктов пропуска на казахстанском и 20и пунктов пропуска — на российском. По результатам мониторинга отмечается, что требования к обустройству и оснащению пунктов пропуска в государствах — членах Таможенного

союза отличаются друг от друга. Для установления единых требований необходимо проведение унификации национальных законодательств в этой области, а также утверждение типовых требований к оборудованию и оснащению пунктов пропуска на внешних границах Таможенного союза и принятие соответствующего международного договора.

В рамках работы по поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур Таможенного союза подготовлен проект Соглашения между государствами — членами Таможенного союза об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза (Решение Комиссии от 14 октября 2010 г. №433), в отношении которого проводятся процедуры внутригосударственного согласования. Принятие данного соглашения позволит уже в первой половине 2011 г. перейти к практической реализации переноса транспортного контроля на внешнюю границу Таможенного союза.

5. Регулирование налоговых и финансовых взаимоотношений

В налоговой сфере сформирована нормативно-правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, которая регламентирует порядок взимания косвенных налогов и позволяет обеспечить контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров. С 1 июля 2010 г. введены в действие: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе; Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе; Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе; Протокол о внесении изменений в Соглашение от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»; межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г. Разрабатывается проект Соглашения о создании института налоговых представителей государств — членов Таможенного союза.

В государствах — членах Таможенного союза проводится работа по приведению налоговых законодательств в соответствие с международными нормативно-правовыми актами Таможенного союза. В этих целях:

— в Республике Беларусь принят Декрет Президента от 13 сентября 2010 г. №7 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в Таможенном союзе»;

— Законом Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. №2974У Налоговый кодекс Республики Казахстан дополнен специальной главой 37-1 «Особенности обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;

— в Российской Федерации принимается Федеральный закон «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», касающийся вопросов взимания косвенных налогов в Таможенном союзе.

Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. №36, от 19 ноября 2010 г. №57 сторонам поручено принять меры, направленные на прекращение действия двусторонних международных договоров по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле. С 1 июля 2010 г. нормы указанных двусторонних документов применяются только в той мере, в какой их положения совместимы с положениями Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. Вместе с тем к настоящему времени сторонами формально не прекращено действие двусторонних международных договоров по взиманию косвенных налогов. Параллельное действие нескольких международных договоров, регулирующих одну и ту же сферу налоговых взаимоотношений, может привести к коллизии в правоприменении соответствующих норм и положений. В этой связи сторонам необходимо выполнить внутригосударственные процедуры по прекращению действия следующих международных договоров:

— Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных

налогов при экспорте и импорте товаров (работ) от 2 февраля 1999 г.;

— Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 г.;

— Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 г.

В сфере валютно-финансовых отношений с 1 сентября 2010 г. применяется Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). В соответствии с указанным Соглашением ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа той стороны, в которой они подлежат к уплате в соответствии таможенным законодательством Таможенного союза, и распределяются в бюджеты сторон согласно установленным нормативам распределения: Республика Беларусь — 4,70%, Республика Казахстан — 7,33%, Российская Федерация — 87,97%.

Принят, находится в стадии ратификации и в части, не противоречащей национальному законодательству, применяется Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планируется к подписанию Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при ввозе на территорию Таможенного союза и вывозе с территории Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, проект которого в настоящее время проходит процедуры внутригосударственного согласования.

6. Информационное взаимодействие и статистика

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. №40 с 1 июля 2010 г. вступили в силу

Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза и Протокол о статусе Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза. Решениями Комиссии одобрена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, приняты Технические условия передачи данных и утверждена Программа статистических работ Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза на 2011 г.

Решениями Комиссии принят комплект унифицированных классификаторов, применяемых для заполнения таможенных деклараций, и одобрены структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций, деклараций таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости.

За июль — ноябрь 2010 г. поступили первые статистические данные по внешней и взаимной торговле государств — членов Таможенного союза. Анализ полученной статистической отчетности показал наличие ряда ошибочных записей с товарными кодами, не соответствующими Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а также несовпадения некоторых контрольных сумм. Не предоставлены данные по статистике взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза. Система статистического учета взаимной торговли государств — членов Таможенного союза нуждается в существенном совершенствовании. Российской стороне необходимо определить уполномоченный орган по сбору и представлению в Секретариат Комиссии данных по статистике взаимной торговли с государствами — членами Таможенного союза.

Во исполнение Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. №61 «О срочных мерах информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза» таможенными службами сторон проводятся работы, направленные на организацию информационного взаимодействия в целях обеспечения полноценного трехстороннего контроля и учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также помещенных под таможенные процедуры

таможенного транзита. 23-25 ноября 2010 г. делегация ответственных работников Республики Казахстан посетила Федеральную таможенную службу Российской Федерации. В результате проведенных переговоров российская сторона подтвердила возможность безвозмездной передачи казахстанской стороне прикладного программного обеспечения систем автоматизации таможенной деятельности, применяемых таможенной службой Российской Федерации. При этом состоялась безвозмездная передача казахстанской стороне прикладного программного обеспечения автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом, используемого таможенной службой Российской Федерации. Одновременно был разработан проект Соглашения «Об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза». Проектом Решения Комиссии Таможенного союза (8 декабря 2011 г.) руководителям таможенных служб сторон предлагается обеспечить до 25 декабря 2010 г. разработку проекта Технических условия обмена информацией с целью их применения с 1 января 2011 г.

Необходимо отметить, что ранее согласованные решения по информационному взаимодействию таможенных служб и других контролирующих органов сторон разрабатывались по временным схемам с использованием различных протоколов обмена и форматов данных. В результате использования различных процедур и форматов обмена данными между Сторонами происходит формирование разрозненных и несогласованных информационных ресурсов, что может существенно усложнить задачу налаживания полноценного трехстороннего контроля и учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Сложившаяся ситуация в значительной степени является следствием задержки практических работ по проектированию, разработке и внедрению Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее — ИИСВВТ), в рамках которой должны быть приняты унифицированные решения, обеспечивающие эффективную интеграцию национальных сегментов и построение общего информационного пространства Таможенного союза. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне

глав правительств от 19 ноября 2010 г. №60 утверждена Концепция создания ИИСВВТ, и определены уполномоченные органы по созданию ее национальных сегментов.

Этим же Решением Комиссии Таможенного союза поручено утвердить Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии таможенного союза и состав названного Совета. Кроме того, Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. №470 Секретариату Комиссии Таможенного союза поручено до 1 февраля 2011 г. провести согласование со сторонами Технико-экономического обоснования создания и функционирования ИИСВВТ, а в первом квартале 2011 г. — обеспечить разработку и согласование сторонами технического задания на создание Системы. В государствах — членах Таможенного союза на 2011 г. планируются работы по созданию национальных интеграционных шлюзов для подключения национальных сегментов к ИИСВВТ. Однако в связи с тем, что Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза было принято в сентябре

2010 г., Концепция ИИСВВТ утверждена в ноябре 2010 г., а технико-экономическое обоснование находится в процессе согласования, в смете расходов Комиссии Таможенного союза на

2011 г. не было предусмотрено финансирование работ по созданию ИИСВВТ.

Для начала практических работ по созданию ИИСВВТ начиная с 2011 г. представляется необходимым поручить Комиссии Таможенного союза по согласованию с уполномоченными органами сторон разработать и утвердить план мероприятий по созданию Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, предусмотрев решение первоочередных задач информационного обеспечения функций государственного регулирования и контроля обращения товаров на единой таможенной территории в 2011 году. Для решения этих задач необходимо изыскать возможности выделения соответствующих бюджетных ассигнований.

7. Развитие судебной системы Таможенного союза

В соответствии с принятым Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщес-

тва от 6 октября 2007 г., Межгосударственным Советом ЕврАзЭС 5 июля 2010 г. была принята новая редакция Статута Суда ЕврАзЭС (далее — Суд), компетенция которого расширяется в части рассмотрения дел в рамках Таможенного союза. В новой редакции установлено, что обращения в Суд хозяйствующих субъектов и особенности судопроизводства по ним определяются отдельным международным договором (статья 14). Проект Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним разработан, в настоящее время завершаются необходимые для его принятия внутригосударственные процедуры. В нем определяется компетенция Суда при рассмотрении дел по заявлениям хозяйствующих субъектов, сроки рассмотрения дел, процедура и правила подачи заявлений хозяйствующими субъектами, порядок оплаты пошлины и иные процедурные вопросы. Проект Договора предусматривает также, в соответствии с требованиями международных актов Всемирной торговой организации (ВТО), возможность обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов третьих стран.

8. Унификация торговых режимов

Как отмечено в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г., установление и применение в отношениях с третьими странами единого торгового режима является одним из необходимых условий объединения таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию и завершения формирования Таможенного союза.

Переговоры по унификации торговых режимов государств — членов Таможенного союза проводятся единой переговорной делегацией сторон, состав которой был утвержден Решением Комиссии от 25 сентября 2009 г. №90 одновременно с директивами на проведение переговоров с ВТО (далее — ЕПД). Данная работа ведется в соответствии с Концепцией унификации торговых режимов государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 11 декабря 2009 г. №144 и последующими решениями Комиссии по данной тематике.

Действующие непреференциальные международные торговые соглашения государств

— членов Таможенного союза (включая РНБ) остаются в силе до момента присоединения сторон к ВТО, положения соглашений которой заменят указанные непреференциальные двусторонние соглашения. Поэтому работа по унификации торговых режимов государств — членов Таможенного союза ведется со странами, которые имеют с государствами — членами Таможенного союза преференциальные торговые режимы свободной торговли с различными изъятиями.

По итогам проведенных ЕПД консультаций была одобрена единая позиция государств — членов Таможенного союза в отношении режима свободной торговли с Азербайджаном, Арменией и Молдовой. Продолжаются переговоры с Украиной по согласованию единого перечня изъятий из режима свободной торговли. В ходе консультаций с Грузией и Узбекистаном не удалось достичь договоренности о начале переговоров по унификации торговых режимов в четырехстороннем формате.

В соответствии с Решением Комиссии от 14 октября 2010 г. №427 переговоры по унификации торговых режимов стран — членов Таможенного союза со странами СНГ продолжаются в рамках переговоров по Договору о зоне свободной торговли СНГ.

Стороны завершают работу по унификации режима свободной торговли с Сербией и Черногорией. В четырехстороннем формате согласованы единые перечни товаров, подпадающих под изъятие при импорте из Сербии и из Черногории, а также Единые правила происхождения товаров.

В рамках визита Президента Республики Сербии Б. Тадича 7 октября 2010 г. в г. Астану было подписано соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Сербии. Белорусской и российской сторонами проводятся внутригосударственные процедуры для внесения изменений в двусторонние соглашения с Сербией о свободной торговле, устанавливающих Единый перечень изъятий при импорте, а также Единые правила происхождения товаров.

Белорусской и казахстанской сторонами ведется работа по подготовке к подписанию соглашений о свободной торговле с Черногорией, которую планируется завершить в I квартале 2011 г., российская сторона проводит внутриго-

сударственные процедуры для внесения изменений в двустороннее соглашение с Черногорией о свободной торговле, устанавливающих единый перечень изъятий, а также единые правила происхождения товаров.

Государствами — членами Таможенного союза были проведены консультации относительно целесообразности заключения новых соглашений о свободной торговле с Египтом, Вьетнамом, ЕАСТ, Новой Зеландией и Сирией. 23 ноября 2010 г. начались официальные переговоры с ЕАСТ. На министерской конференции АТЭС 10-11 ноября 2010 г. сторонами сделано заявление о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией.

Продолжаются переговоры по присоединению государств — членов Таможенного союза к ВТО. Единая переговорная делегация представила в ВТО меморандум о Таможенном союзе, включающий описание системы соглашений Таможенного союза и их правоприменения. Следует отметить, что переговоры по тарифным обязательствам завершены только Российской Федерацией. Казахстану требуется достичь гармонизации своих тарифных обязательств по примерно 3000 тарифным позициям. В этой связи Республике Казахстан и Российской Федерации необходимо начать переговоры по повышению ставок тарифных обязательств Республики Казахстан по этим позициям до российского уровня. К результатам этих переговоров без дополнительных условий со стороны ВТО могла бы в дальнейшем присоединиться Республика Беларусь.

Белорусская сторона предложила создать совместную рабочую группу для выработки согласованного подхода к выстраиванию долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между Таможенным союзом и Европейским союзом.

9. Ограничительные меры во взаимной торговле

В целях исполнения п. 7.3 Плана действий по формированию Таможенного союза ведется работа по приведению национальных правовых актов, регулирующих ограничительные меры экономического характера во взаимной торговле Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в соответствие с законодательством Таможенного союза. Составлен перечень различных ограничительных мер экономического характера, применяемых сторо-

нами во взаимной торговле. С целью обеспечения свободного перемещения товаров на едином рынке Таможенного союза разработан проект Соглашения о свободном движении товаров на общем рынке Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В настоящее время ведется работа по его согласованию.

Следует отметить, что ряд действующих в настоящее время ограничительных мер в сферах, связанных с правилами конкуренции, госзакупками, субсидированием и предоставлением иных мер государственной поддержки, выходит за пределы сферы регулирования Таможенного союза. Они могут быть отменены после ратификации принятого в декабре 2010 г. пакета соглашений по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

10. Совершенствование работы Секретариата Комиссии Таможенного союза

Формирование Секретариата Комиссии Таможенного союза в 2009-2010 гг. велось в соответствии с Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №18 и №20 и от 5 июля 2010 г. №53. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. №53 утверждена структура Секретариата Комиссии на 2011 г. и штатная численность 180 человек исходя из функций и полномочий Комиссии Таможенного союза, установленных к тому времени.

18 ноября 2010 г. было принято Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, наделивший Комиссию Таможенного союза новыми полномочиями в сфере технического регулирования. С утверждением Межгоссоветом ЕврАзЭС (высшим органом Таможенного союза) на уровне глав правительств 19 ноября 2010 г. Концепции ИИСВВТ на Секретариат возложены обязанности по организации разработки и ведению Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

В настоящее время в соответствии со вступившими в силу международными договорами и Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) и Комиссии Таможенного союза Секретариат обеспечивает

выполнение 145 функций в области таможенного, тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля в Таможенном союзе. В дополнение к этому формируемая договорно-правовая база Единого экономического пространства предусматривает наделение с 2012 г. Комиссии Таможенного союза 30 новыми полномочиями и функциями по вопросам проведения гармонизированной антимонопольной политики, включая мониторинг доступа к услугам естественных монополий и соблюдения установленных принципов и правил регулирования их деятельности, контроля за предоставлением промышленных и сельскохозяйственных субсидий, применением общих правил проведения государственные закупок и др.

Для обеспечения реализации новых функций Комиссии Таможенного союза, возникающих в связи с созданием ЕЭП, необходимо создание двух новых подразделений в структуре Секретариата: департамента экономической политики и департамента антимонопольной политики. Первый из них должен будет обеспечивать исполнение функций: координации проведения согласованной макроэкономической политики, включая мониторинг соблюдения рекомендуемых макроэкономических параметров; контроля за предоставлением промышленных и сельскохозяйственных субсидий; обеспечения соблюдения общих правил закупок для государственных нужд; мониторинга функционирования общего рынка услуг, включая финансовые и информационные; контроля за функционированием общего валютного и финансового рынков; соблюдения установленных норм проведения инвестиционной политики. Департамент по вопросам антимонопольного регулирования призван обес-

печивать функции: контроля за соблюдением установленных норм антимонопольного регулирования и единых правил конкуренции; мониторинга тарифов на услуги естественных монополий; контроля за соблюдением установленных принципов ценообразования на природный газ, тарифов на услуги трубопроводного и железнодорожного транспорта.

В связи с передачей Комиссии Таможенного союза полномочий по принятию технических регламентов (около 40) и с учетом связанного с их обеспечением объема работ целесообразно разделить существующий в настоящее время департамент политики технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосани-тарных мер на два — департамент технического регулирования и департамент применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Кроме того, для разработки и сопровождения ИИСВВТ, информационного обеспечения эффективного функционирования органов Таможенного союза на должном уровне целесообразно создание специализированного структурного подразделения — департамента по информационным технологиям (Информационный центр разработки и поддержки ИИСВВТ).

В целях своевременной подготовки проекта сметы Комиссии Таможенного союза на 2012 г. необходимо определить штатную численность Секретариата на 2012 г. В связи с этим необходимо поручить Комиссии Таможенного союза подготовить предложения по совершенствованию структуры Секретариата с учетом расширяющихся функций Комиссии Таможенного союза и ее полномочий по исполнению международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и единого экономического пространства.

Информация об авторе

Глазьев Сергей Юрьевич (Москва) — академик РАН, доктор экономических наук, профессор, директор Института новой экономики им. Д. С. Львова (109542, г. Москва, Рязанский проспект, 99, e-mail: [email protected]).

S. Yu. Glaz'ev

Member of the Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor Institute of New Economy named after D. S. L'vov

Highlights of the Customs Union formation within the EurAsEC framework

and primary targets for 2011

The paper describes the results of the creation of the Customs Union within EurAsEC, which was conducted in accordance with the Plan of Action for the Customs Union, approved by the decision of the EurAsEC Interstate Council (the supreme body of the Customs Union) on October 6, 2007, №1. Measures to form the legal basis of the Customs Union, common customs tariff, a unified system of foreign trade and customs regulations, sanitary, veterinary and phytosanitary control, the institutional structure of the Customs Union, work on the unification of trade regimes and protective measures, gradual transfer of agreed types of state control to the customs border of the Customs Union are considered.

Keywords: legal framework of the Customs Union, common customs tariff, EurAsEC, unification of trade regimes, customs regulation

Information about the author

Glaz'ev Sergey Yur'evich (Moscow) — Member of the Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of New Economy named after D. S. L'vov (109542, Moscow, Ryazanskiy Pr. 99, e-mail: [email protected]).

УДК 339.5 (075)

В. Ф. Салийчук, М. А. Кислякова

инфраструктура внешней ТОРГОВЛИ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА: состав, значение, некоторые тенденции развития

Выделены основные факторы, оказывающие влияние на эффективность внешнеторговой деятельности региона. Более подробно рассмотрен один из основных факторов — инфраструктура внешней торговли региона, сформулировано определение инфраструктуры внешней торговли, определен ее состав. Указаны основная цель развития внешнеторговой инфраструктуры и задачи, решению которых способствует наличие в регионе оптимальной и сбалансированной инфраструктуры внешней торговли. Выявлены основные факторы, оказывающие влияние на развитие инфраструктуры в современных условиях, указаны некоторые тенденции ее развития. Практические вопросы деятельности инфраструктуры внешней торговли рассмотрены на примере Курганской области.

Ключевые слова: регион, внешняя торговля, инфраструктура внешней торговли, Таможенный союз ЕврАзЭС

Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, а также всего мирового сообщества. Внешнеэкономический сектор национальных экономик выступает в качестве своеобразного индикатора, показывающего степень вовлеченности страны во всемирное разделение труда и отражающего уровень экономического развития отдельно взятого государства. Внешнеэкономическая деятельность стала неотъемлемой частью экономического существования не только национальной экономики, но и ее составных частей — экономик отдельных регионов, поскольку в условиях федеративного государства, каковым и является Российская Федерация, важнейшим в системе организации внешнеэкономической деятельности является региональный уровень.

В современной России активная внешнеэкономическая деятельность является фактором, оказывающим существенное влияние на социально-экономическое положение значительного количества субъектов Российской Федерации. В российской практике внешнеэкономическая деятельность реализуется преимущественно через

внешнюю торговлю, которая является одной из наиболее значимых форм внешнеэкономической деятельности в силу ее положительного воздействия на развитие региона. Внешнеторговая активность положительно отражается на многих показателях социально-экономического развития субъекта Федерации (валовый региональный продукт, объем инвестиций в экономику региона, уровень безработицы и т. д.).

Успешная и эффективная реализация внешней торговли зависит от совокупности целого ряда факторов, сформированных как на уровне отдельного региона, так и на уровне целого государства, а также государств — внешнеторговых партнеров.

Среди таких факторов можно выделить следующие:

— степень интеграции государства;

— состояние межгосударственных отношений со странами-партнерами;

— уровень экономического развития стран-партнеров;

— политическая ситуация в странах-партнерах;

— ситуация на мировых рынках;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.