Научная статья на тему 'О реализации мер Таможенного администрирования, направленных на защиту прав владельцев интеллектуальной собственности'

О реализации мер Таможенного администрирования, направленных на защиту прав владельцев интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1242
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ РЕЕСТРЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПРИНЦИП "EX OFFICIO" / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ОЛИМПИЙСКАЯ И ПАРАЛИМПИЙСКАЯ СИМВОЛИКА / "EX OFFICIO" PRINCIPLE / CUSTOMS REGISTERS OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS / RISK MANAGEMENT SYSTEM / OLYMPIC AND PARALYMPICS SYMBOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмова Мария Михайловна

В условиях формирования единого экономического пространства Таможенного союза ЕврАзЭС, в условиях вступления России в ВТО, в системе мер экономической безопасности трансграничного регулирования внешнеэкономической деятельности ведущее место принадлежит защите интеллектуальной собственности в сфере таможенного администрирования. В период с 2007 г. по настоящее время российской таможенной службой выявлено более 49,4 млн единиц контрафактной продукции, предотвращен ущерб, который могли бы понести правообладатели, на сумму более 400 млн руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON REALIZATION OF MEASURES OF CUSTOMS ADMINISTRATION DIRECTED ON RIGHTS PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY OWNERS

In the system of economical security measures of trans-border regulation of out-economic activity the leading place is given to the protection of intellectual property in the sphere of customs administration in formation of one economical space of Customs union of EuAsEU and Russian enter in WTO conditions. Since 2007 till now Russian customs service revealed more than 49,4 mln units of illegal production, prevented the damage which can affect the right owners for more than 400 mln rubles.

Текст научной работы на тему «О реализации мер Таможенного администрирования, направленных на защиту прав владельцев интеллектуальной собственности»

УДК 347.78

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗАЩИТУ ПРАВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

© Мария Михайловна КУЗЬМОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета финансового контроля и аудита; Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Российская Федерация, доцент кафедры таможенных платежей и валютного контроля; Центральная оперативная таможня, г. Москва, Российская Федерация, старший оперуполномоченный, e-mail: customs.tmb@yandex.ru

В условиях формирования единого экономического пространства Таможенного союза ЕврАзЭС, в условиях вступления России в ВТО, в системе мер экономической безопасности трансграничного регулирования внешнеэкономической деятельности ведущее место принадлежит защите интеллектуальной собственности в сфере таможенного администрирования. В период с 2007 г. по настоящее время российской таможенной службой выявлено более 49,4 млн единиц контрафактной продукции, предотвращен ущерб, который могли бы понести правообладатели, на сумму более 400 млн руб.

Ключевые слова: таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности; принцип “ex officio”; система управления рисками; олимпийская и паралимпийская символика.

В последнее время приобрела особую значимость проблема защиты потребительского рынка от фальсифицированной, контрафактной продукции, ежегодный оборот которой в мире составляет более 650 млрд евро в год [1].

Для России ввоз и сбыт контрафактной продукции ведут к многомиллиардным потерям. Из-за нарушений авторских и смежных прав, злоупотреблений при использовании изобретений, товарных знаков Россия несет огромный экономический ущерб как от недопоступления налоговых отчислений, так и от невозможности роста национального производства товаров в условиях недобросовестной конкуренции.

В тех случаях, когда данный вопрос касается продуктов питания, спиртных напитков, лекарственных средств, детских игрушек, средств гигиены и косметики, запасных частей к автомобилям и самолетам, проблема защиты прав интеллектуальной собственности тесно увязывается с проблемой безопасности и качества импортируемых товаров и напрямую затрагивает важнейшие стороны обеспечения национальной безопасности страны - защиты внутреннего потребительского рынка от проникновения контрафактной продукции, обеспечение жизни и здоровья населения.

Защита интеллектуальной собственности является одной из приоритетных задач таможенных органов в современных условиях. Основополагающими законодательными документами, регулирующими вопросы защиты прав владельцев интеллектуальной собственности, являются:

- Таможенный кодекс Таможенного союза (глава 46 «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»);

- федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (глава 42 «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности»);

- межправительственное соглашение «О Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза» (Ратифицировано Российской Федерацией 15 ноября 2010 г.);

- регламент взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (утвержден Решением комиссии Таможенного союза 18 июня 2010 г.).

Нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы защиты прав владельцев интеллектуальной собственности, являются:

- административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (приказ ФТС РФ от 13 августа 2009 г. № 1488);

- порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приказ ФТС России от 25 марта 20011 г. № 626).

Для предотвращения ввоза на территорию Таможенного союза ЕврАзЭС контрафактной продукции ФТС России ведет таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС) в соответствии с нормами Таможенного кодекса ТС и федерального закона РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Указанный Реестр является составной частью Единого таможенного реестра ОИС в рамках Таможенного союза, международное соглашение о котором ратифицировано Российской Федерацией в 2011 г.

Реестр формируется на основании заявлений правообладателей и в настоящее время содержит более 2300 объектов, принадлежащих российским и зарубежным компаниям.

Регистрация ОИС в таможенный реестр ФТС России за период с 2004 г. по 1-й квартал 2012 г. представлена на рис. 1.

В товарной структуре таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности преобладают алкогольные напитки и кондитерские изделия. При этом более 50 % общего объема товарных знаков принадлежит отечественным правообладателям, среди которых значительная доля приходится на российские кондитерские фабрики - ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт», ОАО «Концерн Бабаевский», а также на крупнейшие производственные предприятия, производящие различный ассортимент продукции (от автозапчастей до грузовых автомобилей), - ОАО «АВТОВАЗ», ОАО

«КАМАЗ», ЗАО «ЗиЛАйПи» [2].

Товарная структура таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности представлена на рис. 2.

Положительным новшеством в действующем таможенном законодательстве является сокращение размера суммы обеспечения

обязательства (страховой суммы) при регистрации ОИС в таможенном реестре - не менее 300 тыс. руб. (вместо 500 тыс. руб., ранее установленных 38-й главой Таможенного кодекса РФ), что, в свою очередь, расширяет возможности представителей среднего и малого бизнеса для защиты их товарных знаков посредством таможенного реестра.

Важное место в системе мер таможенного администрирования объектов интеллектуальной собственности занимает защита олимпийской и паралимпийской символики в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 г. в городе Сочи.

Согласно ст. 7 Олимпийского закона, к олимпийской и паралимпийской символике относятся следующие объекты:

- наименования «Олимпийский»,

«Олимпиада», «Сочи 2014», “Olympic”,

“Olympian”, “Olympiad”, “Olympic Winter Games”, “Olympic Games”, “Sochi-2014” и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр;

- наименования «Паралимпийский», «Паралимпиада», “Paralympic”, “Paralympian”, “Paralympiad”, “Paralympic Winter Games”, “Paralympic Games” и образованные на их основе слова и словосочетания, а также паралимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Паралимпижких игр;

- произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую и (или) паралимпийскую символику или ее элементы, и предназначенные для обозначения олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи.

Во исполнение Соглашения от 25 апреля 2008 г. между Федеральной таможенной службой России и Оргкомитетом «Сочи-2014» «Об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 г.» таможенными органами в результате проведения мероприятий по обеспечению защиты олимпийской и паралимпийской символики в 75 случаях была выявлена 31 тыс. единиц контрафактной продукции.

9Q

2500

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 1 кв 2012 г.

Рис. 1. Регистрация ОИС в таможенный реестр ФТС России

Рис. 2. Товарная структура ОИС

Важным направлением деятельности таможенной службы России является сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, общественными и международными организациями, таможенными службами иностранных государств, а также с представителями правообладателей.

С целью своевременного предупреждения и выявления правонарушений таможенные органы регулярно проводят специальные мероприятия на основе поступающей информации о нарушении законодательства в отношении прав интеллектуальной собственности. Предметами правонарушений чаще всего являются одежда, обувь, алкогольная продукция, кондитерские изделия.

В 2011 г. таможенными органами возбуждено 1083 дела об АП, в т. ч. 1053 дела об АП по ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 30 дел об АП по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).

В 2011 г. российскими таможенниками выявлено 9,3 млн единиц контрафактной продукции, а за период с 2007 г. по настоящее время - более 49,4 млн единиц контрафактной продукции, в результате чего предотвращен ущерб, который мог бы быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 400 млн руб.

Динамика выявления таможенными органами России контрафактной продукции в период с 2007 по 2011 гг. представлена на рис. 3.

В рамках Таможенного союза ЕврАзЭС республик Беларусь, Россия, Казахстан главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза и главой 42 федерального закона РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» значительно расширены полномочия таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией [3].

Механизм защиты прав интеллектуальной собственности предполагал ведение уже с 1 июля 2010 г. не одного, а четырех таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности, в т. ч. трех национальных таможенных реестров ОИС на уровне государств-членов таможенного союза республик Беларуси, Казахстана и России и Единого наднационального таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, который ведет Федеральная таможенная служба России. Срок защиты прав правообладателя на зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности составляет не более двух лет со дня их включения в таможенные реестры, который может быть продлен на основании заявления правообладателя.

14.0

12.0 Н

10.0 8,0 -6,0 -

4.0 -

2.0 0,0

10,1 У

6,2

У

9,3

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

□ Контрафактные товары, выявленные таможенными органами

Рис. 3. Динамика выявления таможенными органами России контрафактной продукции

Также ст. 331 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 305 ч. 2 ФЗ 311 «О таможенном регулировании в РФ» [4], реализован принцип “ex officio” (лат. - по обязанности), наделяющий таможенные органы полномочиями приостанавливать выпуск товаров, обладающих признаками контрафактных, сроком до семи рабочих дней, без заявления правообладателя, что соответствует требованиям мировых стандартов, в частности, нормам ст. 58 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (далее -Соглашение) и является одним из условий по вступлению России в ВТО.

Суть наделения таможенных органов принципом “ex officio” состоит в том, что должностные лица таможенных органов получили полномочия при выявлении признаков контрафактности без заявления правообладателя приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Для российской таможенной службы реализация принципа “ex officio” осуществима при одновременном выполнении определенных условий:

1) объекты интеллектуальной собственности должны быть внесены в реестр Роспатента, т. е. объектам интеллектуальной собственности должна быть предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и меры по защите прав, которые могут приниматься таможенными органами Российской Федерации (объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара);

2) объекты интеллектуальной собственности не внесены в реестры;

3) товары содержат ОИС, правообладатель которых (его представитель) имеет место нахождения (представительство) на территории Российской;

4) товары содержат ОИС, на которые меры по защите прав ранее таможенными органами не принимались.

Вышеперечисленные требования в обязательном порядке должны быть соблюдены в случае приостановления выпуска товара, обладающего признаками контрафактности.

Процедура приостановления таможенными органами выпуска товаров, содержащих ОИС, представлена на рис. 4.

Полномочия “ex officio” предполагают следующие условия:

- при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе, выпуск товара приостанавливается на 7 рабочих дней;

- продление указанного срока приостановления возможно, но не более чем на 10 рабочих дней, если правообладатель направляет обращение в таможенный орган о таком продлении и подает в ФТС России заявление о включении соответствующего объекта в таможенный реестр [3].

Номенклатура контрафактных товаров, выявленных при применении принципа “ex officio” в 2011 г., представлена на рис. 5.

Важным направлением защиты интеллектуальной собственности является система управления рисками, в рамках реализации которой в соответствии с требованиями Киотской конвенции определено применение выборочных форм таможенного контроля, что предполагает сокращение числа таможенных досмотров при декларировании товаров и транспортных средств и активизацию деятельности таможенной инспекции после выпуска товаров - постаудит в форме специальных таможенных ревизий, а также усиление роли правоохранительного блока. Совокупность полномочий позволяет этим подразделениям всесторонне организовать проверку имеющейся информации о незаконном ввозе на территорию Таможенного союза контрафактной продукции, а именно провести проверку достоверности сведений после выпуска товаров в форме специальной таможенной ревизии, выявить места реализации контрафактной продукции, поставщиков, склады, места хранения, отследить т. н. цепочку «от магазина к импортеру», установить организации и лица, причастные к ввозу в Россию контрафактной продукции.

Несмотря на комплекс мер, проводимых таможенными и правоохранительными органами, оборот контрафактных товаров в це-

лом по стране остается пока на достаточно высоком уровне. Живучесть контрафакта обусловлена двумя факторами, существенно влияющими на его уровень во внешнеторговом обороте страны. Первый фактор - высокий спрос на контрафактные товары как более дешевые, по сравнению с оригинальной продукцией от правообладателей, на внутреннем рынке России, в связи с чем необхо-

димо формирование негативного отношения предпринимателей и потребителей к реализуемой контрафактной продукции: зачастую контрафактные детские игрушки, лекарственные средства, продукты питания являются опасными для здоровья и жизни населения, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны.

ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРОЦЕДУРА ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ВЫПУСКА ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ТАМОЖЕННОМ РЕЕСТРЕ

ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НЕ В ТАМОЖЕННОМ РЕЕСТРЕ (EX OFFICIO)

10+10 '

РАБОЧИХ ДНЕЙ

7+10 РАБОЧИХ ДНЕЙ

Рис. 4. Процедура приостановления выпуска товаров, содержащих ОИС

НОМЕНКЛАТУРА КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР «EX OFFICIO»

ИНЫЕ ТОВАРЫ (ВЕЛОСИПЕДЫ, МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА, ОДЕЖДА,

Рис. 5. Номенклатура контрафактных товаров, выявленных таможенными органами России при применении принципа “ex officio”

Второй, не менее важный фактор - низкая активность некоторых правообладателей. Общепризнано, что результативность проводимых мероприятий по борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности во многом зависит от информационной поддержки со стороны правообладателей. Именно они располагают наиболее полной и своевременной информацией о нарушении собственных прав в сфере интеллектуальной собственности. Также следует отметить, что законодательство не только России, но и ЕС. США предусматривает частно-публичную процедуру защиты прав интеллектуальной собственности, т. е. когда вынесение обвинения по уголовным или административным делам возможно только при наличии соответствующего заявления от правообладателей.

Эффективность защиты прав интеллектуальной собственности в тесном взаимодействии с правообладателями подтверждена практикой и высоко оценивается рядом компаний, включающих свои товарные знаки, бренды в таможенные реестры. К сожалению, не все правообладатели идут на сотрудничество с таможенными органами, и это обусловлено рядом причин: нежеланием нести расходы, неосведомленностью, стремлением скрыть факты подделок продукции, участием в незаконных «серых» схемах производства либо ввоза товаров.

Результативность проводимых мероприятий во многом зависит от информационной поддержки со стороны правообладателей товарных знаков, т. к. именно они располагают наиболее полной и своевременной информацией о нарушении собственных прав в сфере интеллектуальной собственности.

Защита потребительского рынка от ввоза некачественной контрафактной продукции напрямую связана с защитой экономических и стратегических интересов государства, исполнением международных обязательств Российской Федерации.

Для выработки единой стратегии действий с целью результативного выявления и пресечения перемещаемой через таможенную границу Таможенного союза контрафактной продукции необходимы: объединение усилий таможенных органов с региональными подразделениями УМВД России, органами прокуратуры, иными контролирующими органами, их совместная координация действий в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности, а также создание единого электронного банка данных, обобщающего разрозненную ведомственную информацию о контрафактных товарах, «сером импорте», о нарушениях прав владельцев интеллектуальной собственности.

1. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. ЦЯЪ: http://www.tsouz.ru. Загл. с экрана.

2. Ежегодный сборник ФТС. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2012.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза: принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав-государств от 27.11.2009 г. № 17. иЯЬ: www.garant.ru. Загл. с экрана.

4. О таможенном регулировании в Российской

Федерации: федеральный закон РФ от

27.11.2010 г. № 311-ФЗ. иКЬ: www.garant.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 21.05.2012 г.

UDC 347.78

ON REALIZATION OF MEASURES OF CUSTOMS ADMINISTRATION DIRECTED ON RIGHTS PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY OWNERS

Maria Mikhailovna KUZMOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Financial Control and Audit Consideration Department; Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation, Associate Professor of Customs Payment and Currency Control Department; Central Operative Customs, Moscow, Russian Federation, Senior Operative Authorized Officer, e-mail: customs.tmb@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the system of economical security measures of trans-border regulation of out-economic activity the leading place is given to the protection of intellectual property in the sphere of customs administration in formation of one economical space of Customs union of EuAsEU and Russian enter in WTO conditions. Since 2007 till now Russian customs service revealed more than 49,4 mln units of illegal production, prevented the damage which can affect the right owners for more than 400 mln rubles.

Key words: customs registers of intellectual property objects; “ex officio” principle; risk management system; Olympic and Paralympics symbol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.