Научная статья на тему 'Республика Казахстан и международные стандарты защиты интеллектуальной собственности'

Республика Казахстан и международные стандарты защиты интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГЛАШЕНИЕ ТРИПС / ВТО / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭС / НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЕДИНЫЙ НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЕСТРЫ / ПРИНЦИП "EX OFFICIO" / PRINCIPLE "EX OFFICIO" / AGREEMENT TRIPS / WTO / CUSTOMS CODE OF REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / CUSTOMS UNION EURASEU / NATIONAL AND ONE ABOVE-NATIONAL CUSTOMS REGISTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмова Мария Михайловна

Защита интеллектуальной собственности в республике Казахстан входит в разряд вопросов национальной безопасности, поскольку речь идет о выживании государства в мировом сообществе. С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, в условиях формирования единого экономического пространства Республик Беларусь, Казахстан и России, каждой из стран-членов Таможенного союза ведется свой национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, а также действует Единый наднациональный реестр Таможенного союза ЕврАзЭС. Реализации принципа «ex officio»одно из условий вступления в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND INTERNATIONAL STANDARDS OF INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION

The protection of intellectual property in republic of Kazakhstan is included in category of the questions of the national security, as the issue is about the survival of the state in world community. Since carrying into effect of Customs Code of Customs Union in conditions of the formation of the one economical space of Belarus Republic, Kazakhstan Republic and Russia each of these countries of Customs Union leads its national customs registry of objects of intellectual property and also the one above-national registry of Customs Union EurAsEU is in power. The realizations of principle ex officio are one of the conditions of entering WTO.

Текст научной работы на тему «Республика Казахстан и международные стандарты защиты интеллектуальной собственности»

УДК 339.9

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

© Мария Михайловна Кузьмова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения; Тамбовская таможня, ст. инспектор по оперативно-аналитической работе, пресс-секретарь,

e-mail: [email protected]

Защита интеллектуальной собственности в республике Казахстан входит в разряд вопросов национальной безопасности, поскольку речь идет о выживании государства в мировом сообществе. С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, в условиях формирования единого экономического пространства Республик Беларусь, Казахстан и России, каждой из стран-членов Таможенного союза ведется свой национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, а также действует Единый наднациональный реестр Таможенного союза ЕврАзЭС. Реализации принципа «ex officio»- одно из условий вступления в ВТО.

Ключевые слова: соглашение ТРИПС; ВТО; Таможенный кодекс Республики Казахстан; таможенный союз ЕврАзЭС; национальный и единый наднациональный таможенные реестры; принцип «ex officio».

Как известно, соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (соглашение ТРИПС) является одним из основополагающих документов, положениям которого должно соответствовать законодательство всех стран - членов ВТО. Прежде всего, оно устанавливает минимальные стандарты, касающиеся наличия, объема и использования таких категорий интеллектуальной собственности, как авторское и смежные права, товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, закрытая информация и топологии интегральных микросхем. В отличие от международных конвенций в этой сфере соглашение ТРИПС предусматривает механизм по урегулированию споров, а также меры охраны прав интеллектуальной собственности в случае нарушения этих прав.

Особые требования в рамках соглашения существуют в отношении пограничных мер. В соответствии с его положениями, страны -члены ВТО принимают меры, позволяющие правообладателю, который имеет основания подозревать, что может иметь место ввоз контрафактных товаров, подать в компетентные органы заявление о приостановлении таможенными органами выпуска таких товаров в свободное обращение.

Закон Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» до 1999 г. не содержал положений по защите

таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности.

В 1999 г. закон был дополнен статьями 218.1-218.5, которые содержали основные принципы по осуществлению таможенными органами права приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, по внесенным в соответствующий таможенный реестр. Ведение реестра было возложено на центральный таможенный орган.

Приостановление товаров с признаками контрафактности осуществлялось сроком до 10 рабочих дней, по истечении которого принималось решение об их выпуске. В случае, если возбуждалось судебное производство, срок приостановления продлялся до его окончания.

Впоследствии данная технология защиты прав владельцев интеллектуальной собственности сохранилась и в Таможенном кодексе Республики Казахстан, принятом в 2003 г.

С 1 июля 2010 г., с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, в условиях формирования Таможенного союза ЕврАзЭС, таможенные органы Республики Казахстан осуществляют защиту прав интеллектуальной собственности в рамках национального и единого наднационального таможенного реестра Таможенного союза ЕврАзЭС, ведение которого возложено на

Федеральную таможенную службу Российской Федерации.

Так, если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, внесенных в таможенный реестр, таможенный орган обнаруживает признаки того, что товары являются контрафактными, то выпуск таких товаров приостанавливается. Решение о приостановлении выпуска товаров сроком до 10 рабочих дней принимает руководитель таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление, либо лицо, его замещающее. По запросу заявителя указанный срок может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней. При представлении доказательства о возбуждении дела по иску о нарушении прав на интеллектуальную собственность сроки приостановления выпуска товаров, а также сроки временного хранения товаров продлеваются до вступления в законную силу решения по иску. Данная схема выявления контрафактной продукции приведена на рис. 1.

По состоянию на 1 октября 2009 г. по заявлениям 21 правообладателя в реестр товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Комитетом таможенного контроля Республики Казахстан было внесено в национальный таможенный реестр 199 товарных знаков по 512 наименованиям товаров, в частности на одежду, обувь, товары народного потребления, продукты питания и напитки, спиртные напитки, кондитерские изделия, лекарственные препараты, косметические и туалетные средства, табачные изделия.

Правообладателями товарных знаков являются: компании ЗАО «Ереванский коньячный завод», ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана», компания «Ред Булл», компания Bacardi&Company Limited (ТОО «Раим-бек Алко»), компания HENNESSY & Co (АО «Казахстан Коммерция»), АО «Конфеты Караганды», ЗАО «Простанонорм», компания “Chivas Brothers Pernod Ricard Limited”, компания “Martell & Co.” (ТОО «Перно Рикар Казахстан»), ТОО «Лидер-2», ТОО «Филип Моррис Казахстан» и др.

При работе по вышеуказанной схеме таможенными органами Республики Казахстан был приостановлен выпуск товаров в 2007 г. -по 125 грузовым таможенным декларациям с признаками контрафактности на сумму около 3 млн долл. США; в 2008 г. - по 23 грузо-

вым таможенным декларациям с признаками контрафактности стоимостью 1,2 млн долл. США; в 2009 г. - по 34 грузовым таможенным декларациям с признаками контрафактности на общую сумму 538 тыс. долл. США.

Поскольку защита прав интеллектуальной собственности силами таможенных органов предусматривает защиту по национальному Государственному реестру объектов интеллектуальной собственности и по единому наднациональному таможенному реестру ОИС, под таможенным контролем Республики Казахстан на данный момент, в общей сложности, находится более 50000 зарегистрированных объектов прав интеллектуальной собственности.

Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза:

1) физическими лицами для личного пользования, в т. ч. пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования1.

Таможенный кодекс Таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур - Киотской конвенции. Казахстан уже присоединился к этой конвенции.

Как известно, Казахстан также является участником Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (Мадрид, 14 апреля 1891 г.) и Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.). На Республику Казахстан действие Соглашения и Конвенции распространяется с 16 февраля 1993 г. в соответствии со специальной декларацией премьер-министра Республики Казахстан, направленной в Всемирную орга-

1 Ст. 436 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», ст. 328 Таможенного кодекса Таможенного союза.

низацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

Мадридская система международной регистрации знаков представляет собой специальную упрощенную процедуру регистрации товарных знаков одновременно в нескольких

странах - участницах Мадридского соглашения. В настоящее время можно получить охрану товарного знака в 80 странах, подав одну заявку в специальный административный орган - Международное бюро ВОИС.

Рис. 1. Схема выявления контрафактной продукции в отношении товаров, содержащих ОИС, внесенных в национальный реестр Республики Казахстан и единый наднациональный таможенный реестр

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) позволяет таможенным органам также осуществлять пограничные меры, т. е. приостанавливать выпуск товаров, не включенных в таможенные реестры, в случае обнаружения признаков контрафактности (реализация

права «ex officio»).

Хотя Республика Казахстан и не присоединилась к указанному соглашению, положения ex-officio по наделению таможенных органов Казахстана данными полномочиями приняты за основу 53 гл. Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», вступившего в силу с 1 июля 2010 г. Теперь таможенные органы наделены дополнительными полномочиями по приостановлению выпуска товаров с признаками нарушений прав интеллектуальной собственности. В дополнение к ранее установленным мерам защиты таможенные органы Республики Казахстан вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр, без заявлений правообладателей в отношении товарных знаков, объектов авторских и смежных прав, имеющих охранную регистрацию на территории Республики Казахстан.

Таможенные органы при приостановлении выпуска товаров по признакам нарушений прав интеллектуальной собственности используют информацию из государственных реестров регистрации прав на произведения и объекты, охраняемые авторским правом и смежными правами, и охраняемых товарных знаков, которые ведутся уполномоченным органом по правам интеллектуальной собственности (Комитет по правам интеллектуальной собственности МЮ РК), а также в порядке взаимодействия и обмена информацией между таможенными органами и уполномоченным органом по правам интеллектуальной собственности, который устанавливается совместным актом.

Кроме того, используется информация, предоставляемая непосредственно правообладателями с подробными описаниями отличительных признаков оригинальной и контрафактной продукции. Возможно представление образцов товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и товаров с нарушением прав интеллектуальной

собственности, в т. ч. их изображения в электронном виде.

Работая по новой схеме, по принципу «ex-officio», при приостановлении выпуска товаров, таможенные органы незамедлительно принимают все необходимые меры по уведомлению об этом правообладателя и декларанта при выявлении признаков нарушения прав и подтверждения необходимости принятых мер по приостановлению выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Для определения местонахождения правообладателя товарного знака, знака обслуживания или авторского и смежных прав, права которого возможно нарушены, таможенный орган проводит комплекс мер:

- проверяет государственные реестры регистрации уполномоченного государственного органа Республики Казахстан в области охраны прав интеллектуальной собственности на наличие информации о товарном знаке, знаке обслуживания и его правообладателе и направляет уведомление правообладателю для принятия необходимых мер;

- направляет запрос в уполномоченный государственный орган Республики Казахстан в области охраны прав интеллектуальной собственности для выяснения наличия регистрации авторского права и дальнейшего уведомления правообладателя о необходимости принятия соответствующих мер. В запросе указываются сведения о таможенном органе и товарах, в отношении которых предпринимаются меры по защите прав интеллектуальной собственности.

Таможенный орган и уполномоченный государственный орган Республики Казахстан в области охраны прав интеллектуальной собственности незамедлительно принимают все необходимые меры по определению местонахождения и уведомлению правообладателя в течение двадцати четырех часов.

Если в течение двадцати четырех часов таможенный орган не сможет определить местонахождение правообладателя, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене, а товары подлежат незамедлительному таможенному оформлению и вы-1

пуску .

1 П. 3 ст. 441 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».

Первоначально выпуск товаров при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности приостанавливается до трех рабочих дней для уведомления правообладателя и принятия решения об отмене либо продлении приостановления выпуска товаров.

С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары1.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене, а товары подлежат незамедлительному таможенному оформлению и выпуску, если в течение трех рабочих дней в таможенный орган:

- правообладатель не представит заявление о продлении срока приостановления выпуска товаров до десяти рабочих дней;

- правообладатель представил заявление об отмене решения о приостановлении выпуска товаров.

В случае, если в течение указанного срока в таможенные органы поступит заявление от правообладателя о продлении срока приостановления выпуска товаров, выпуск товаров приостанавливается до десяти рабочих дней с даты первоначального приостановления выпуска товаров. В таком случае правообладатель обязан в течение десяти рабочих дней:

1) представить определение судьи о возбуждении гражданского дела по иску о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности, связанного с фактом перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан, выпуск которых приостановлен;

2) представить обязательство о возмещении вреда декларанту и иным лицам, а также затрат таможенных органов, которые могут возникнуть в связи с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в случаях, если решением суда будет определено, что товары

1 П. 3 ст. 444 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».

не являются товарами с нарушением прав интеллектуальной собственности;

3) представить доказательства, подтверждающие обращение правообладателя в уполномоченный орган в сфере таможенного дела о включении указанных товаров в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности2.

При представлении правообладателем в течение десяти рабочих дней с даты первоначального приостановления выпуска товаров определения судьи о возбуждении гражданского дела по иску о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности, связанного с фактом перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан, выпуск которых приостановлен, а также выполнении правообладателем иных обязанностей, сроки приостановления выпуска товаров, а также сроки временного хранения товаров продлеваются до вступления в законную силу решения суда по указанному иску. Если в течение десяти рабочих дней с даты первоначального приостановления выпуска товаров правообладатель не соблюдает положения настоящего пункта, таможенный орган отменяет решение о приостановлении выпуска товаров и производит таможенное оформление товаров.

При этом затраты декларанта и таможенного органа, связанные с приостановлением выпуска товаров в течение десяти рабочих дней, возлагаются на правообладателя. Правообладатель, в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, несет ответственность за имущественный вред (ущерб), причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если не будет установлено нарушение прав правообладателя3.

Схема выявления контрафактной продукции таможенными органами Республики Казахстан при реализации принципа «ex officio» приведена на рис. 2.

2 П. 6 ст. 441 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».

3 Ст. 442 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».

Рис. 2. Схема реализации принципа «ex officio» таможенными органами Республики Казахстан

Реализация принципа «ex officio» (лат. -по обязанности), наделяющая таможенные органы республики Казахстан полномочиями приостанавливать выпуск товаров, обладающих признаками контрафактных, без заявления правообладателя, соответствует требованиям мировых стандартов, в частности -нормам ст. 58 Соглашения по торговым ас-

пектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, и является предметом переговоров по вступлению в ВТО.

Естественно, с введением в действие указанных полномочий имеют место определенные негативные социально-экономи-

ческие последствия, такие как сокращение дешевого, доступного товара на рынках Казахстана для средних слоев населения, сокращение товарооборота и импорта соответствующих товаров, потеря доходов отдельных рыночных агентов. Однако, на перспективу, в долгосрочном периоде будет иметь место положительный эффект, обусловленный переходом к цивилизованным формам торговли, дальнейшим интегрированием в мировое экономическое пространство, обес-

печением безопасности здоровья и жизни населения.

Защита интеллектуальной собственности для Республики Казахстан входит в разряд вопросов национальной безопасности, поскольку речь идет о выживании государства в мировом сообществе и построении в стране гражданского общества, основанного на уважении к чужой собственности, интеллекту, личности.

Поступила в редакцию 21.03.2011 г.

UDC 339.9

REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND INTERNATIONAL STANDARDS OF INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION

Maria Mikhailovna Kuzmova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Economics, Associate Professor of Taxes and Tax Assessment Department; Tambov Customs, Senior Inspector on Executive Analytical Work, Press-secretary, e-mail: [email protected]

The protection of intellectual property in republic of Kazakhstan is included in category of the questions of the national security, as the issue is about the survival of the state in world community. Since carrying into effect of Customs Code of Customs Union in conditions of the formation of the one economical space of Belarus Republic, Kazakhstan Republic and Russia each of these countries of Customs Union leads its national customs registry of objects of intellectual property and also the one above-national registry of Customs Union EurAsEU is in power. The realizations of principle “ex officio” are one of the conditions of entering WTO.

Key words: agreement TRIPS; WTO; Customs Code of Republic of Kazakhstan; Customs Union EurAsEU; national and one above-national customs registries; principle “ex officio”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.