Влияние интеграции в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси на организацию таможенного дела
В.А. Пьянзина, соискатель, Оренбургский ГУ
Задачи по формированию Таможенного союза и единого экономического пространства охватывают такие важнейшие сферы, как создание единой таможенной территории, режима свободной торговли, единого порядка внешнеторговой деятельности, включающего в том числе тарифное регулирование, нетарифные меры регулирования с третьими странами, а также исполнение иных обязательств, вытекающих из принципов и положений соглашений о Таможенном союзе.
Проанализируем принятые и планируемые изменения таможенного законодательства, касающиеся организации таможенного дела на территории Таможенного союза.
В первую очередь необходимо отметить изменения в системе таможенных органов.
Высшим органом Таможенного союза является Межгосударственный совет на уровне глав государств. Регулирующим, постоянно действующим органом Таможенного союза является Комиссия Таможенного союза. Для урегулирования проблем в области таможенного дела, связанных с функционированием Таможенного союза,
создан Координационный совет руководителей таможенных служб Таможенного союза.
Данный Координационный совет осуществляет в постоянном режиме работу по мониторингу практики применения таможенных процедур и правил, выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых решений в области профессионального общения представителей таможенных служб государств — участников Таможенного союза.
В сфере тарифного регулирования с 1 января 2010 г. были введены в действие единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. По введению единого таможенного тарифа Беларуси и Казахстану пришлось пойти на уступки России, в результате чего он на 92% соответствует российским таможенным пошлинам. Как следствие, Беларусь и Казахстан были вынуждены повысить ставки на значительную часть импортируемых товаров, тогда как Россия примерно на 1% понизила их.
Что касается нетарифного регулирования, то в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1 января 2010 г вступили в силу ратифицированные Россией:
— соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран;
— соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран;
— соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
Из числа товаров, ранее ограниченных к перемещению через таможенную границу Российской Федерации, в единый перечень не вошли: зоологические коллекции; продукция осетровых видов рыб; лесоматериалы из дуба, бука, ясеня; защищённая от подделок полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг.
В качестве ограниченных к перемещению в единый перечень дополнительно включены: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных, занесённые в Красные книги Беларуси, Казахстана и России; органы и ткани человека, кровь и её компоненты [1].
К товарам, запрещённым к перемещению через таможенную границу, в рамках формирования Таможенного союза добавились:
— средства защиты растений, содержащие стойкие органические загрязнители; лесоматериалы, регенерируемая бумага, картон, макулатура, происходящие из Казахстана;
— бумажные и аудиовизуальные материалы, содержащие призывы к осуществлению терро-
ристической деятельности, пропаганду фашизма и экстремизма, подрыва государственного строя. Дополнительно включены орудия добычи водных биоресурсов: рыболовные сети и электроловиль-ные системы [1].
Хотя Россия и не присоединилась пока к Киотской конвенции, Таможенный кодекс Таможенного союза основан именно на её положениях. В кодексе содержатся нормы по унификации таможенного администрирования, включая порядок декларирования товаров, единые таможенные процедуры, правила определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, а также уплаты таможенных платежей. В нём также определены формы таможенного контроля, установлены требования к проведению таможенных операций лицами и таможенными органами, определено правовое содержание таможенных процедур.
Товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между государствами — участниками Таможенного союза, не будут помещаться под таможенную процедуру экспорта и импорта, что уменьшит финансовую нагрузку на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Беларуси, Казахстана и России.
Положения Таможенного кодекса способствуют и создают возможность широкого внедрения электронного декларирования товаров участниками внешнеэкономической деятельности.
Также необходимо отметить, что в кодексе Таможенного союза предусмотрено взаимное признание решений таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза.
На основе положений Киотской конвенции разработана глава о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств — участников Таможенного союза.
До начала применения Таможенного кодекса Таможенного союза особое внимание было обращено на модернизацию программных средств автоматизированных информационных систем таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Относительно порядка таможенного администрирования в отношении участников внешнеэкономической деятельности, производителей, таможенных представителей, перевозчиков предусмотрены следующие упрощения:
— сокращён период оформления таможенной декларации с трёх дней до двух [2];
— срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения, т.е. до четырёх месяцев, в то время как в Таможенном кодексе Российской Федерации был установлен срок уплаты — 15 дней;
— для декларанта появляется возможность внесения изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров;
— введён институт уполномоченного экономического оператора, пользующегося специальными упрощениями, такими, как:
а) временное хранение товаров в собственных помещениях и на площадках;
б) возможность выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации. То есть фактически получается беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней;
в) возможность проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, в собственных помещениях и на собственных территориях;
г) возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.
При этом уполномоченные экономические операторы будут вносить обеспечение не менее 1 млн евро при включении в соответствующий реестр.
Институт уполномоченного экономического оператора является развитием имеющихся в действующем Таможенном кодексе Российской Федерации специальных упрощённых процедур [2].
В перспективе участнику ВЭД будет предоставлена возможность осуществлять свою деятельность в любой точке государства — участника Таможенного союза.
Перевозка открывается от внешней границы Таможенного союза сразу до местонахождения получателя, в каком бы государстве Таможенного союза он ни находился. Перевозчики, в том числе таможенные, имеют право перемещения по всей территории Таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств-участников. При этом сократилась сумма обеспечения для таможенных перевозчиков с 20 млн руб. до 200 тыс. евро (около 9 млн руб.). А железнодорожный перевозчик вообще освобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товаров.
Вместо таможенного брокера вводится институт таможенного представителя — в соответствии с Киотской конвенцией, а сумма обеспечения его деятельности уменьшилась с 50 млн руб. до 1 млн евро (примерно 45 млн руб.). Прямо не предусмотрена солидарная ответственность брокера и плательщика платежа, как это недавно внесено в Таможенный кодекс России. Пока к этому не готовы другие стороны. Тем не менее данная солидарная ответственность в РФ продолжит действовать, и заявлен переходный период в 1 год, в течение которого и Беларусь, и Казахстан введут такую же солидарную ответственность брокера и декларанта.
Не предусматривается возможность использования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования.
Что касается таможенных режимов, то они заменены на таможенные процедуры. Например, под экспортом будет признаваться процедура, в соответствии с которой товары Таможенного союза вывозятся за его территорию. То есть перемещение товаров из России в Казахстан экспортом уже не будет являться. В этом заключается взаимная торговля [3].
Таким образом, с 1 января 2010 г. в России, Беларуси и Казахстане действует единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле, а с 1 июля 2010 г. был введён в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, в соответствии с которым переносятся на внешнюю границу таможенный и другие виды контроля.
Будет также обеспечено взаимное признание разрешительных документов в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля и технического регулирования. В течение ближайших лет введены в действие механизмы функционирования Таможенного союза трёх государств ЕврАзЭС, что устранит имеющиеся несоответствия в их таможенных законодательствах.
Необходимо рассмотреть, как выявленные изменения в организации таможенного дела повлияют на экономику России.
В ходе подготовки единого таможенного тарифа (ЕТТ) Россия пошла на определённые тарифные уступки. В частности, на 5—10% были снижены ввозные пошлины на бытовую технику. В результате по этой группе товаров мы получим уменьшение таможенных пошлин примерно на 50 млн долл. США. В то же время по некоторым видам товаров ставки ЕТТ выше, чем нынешние тарифы, повышение ставок таможенных пошлин в России распространяется на 4% товаров от общей номенклатуры (мясо, готовые консервированные продукты из мяса, дрожжи, а также отдельные предметы и принадлежности к одежде). Таким образом, совокупно по всем тарифным позициям ставка таможенного тарифа снизится на 1%. В итоге введения ЕТТ в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана сократились поступления в бюджет России в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 50—60 млн долл. США.
При возможных потерях от таможенных платежей можно получить значительные выгоды в вопросах налоговых платежей, поступлений в социальные и пенсионные фонды и т.д.
Это должно привести к тому, что товары на местных рынках станут дешевле, качественнее, а их ассортимент разнообразнее. Откроются но-
вые возможности для развития бизнеса. Товары можно будет свободно перемещать по территории России, Казахстана, Беларуси. Станут дешевле энергоносители во взаимной торговле стран Таможенного союза, снизятся издержки бизнеса, например при перевозке товаров внутри союза.
С 1 июля 2010 г. в рамках Таможенного союза были отменены таможенное оформление и таможенный контроль на российско-белорусской границе, что привело к значительному увеличению товарооборота.
Внешняя торговля России за 2010—2011 гг., млн долл. США*
Из данных таблицы видно, что за рассматриваемый период товарооборот уменьшился на 27,7%, импорт также сократился (на 27,8%). Таким образом, уже в первые годы работы Таможенного союза расширилось предоставление российского рынка для белорусского и казахстанского импорта, а также активизировались экспортные поставки России в Беларусь и Казахстан.
Из проведённого анализа можно сделать следующие выводы:
— снижение ставок таможенного тарифа приведёт к удешевлению товаров на российских рынках, это будет способствовать повышению спроса. Усиление конкуренции на аналогичные российские товары будет содействовать прогрессивным изменениям в структуре и потреблении товаров в России;
— либерализация налоговой политики окажет положительное влияние на инвестиционную активность;
— рост товарооборота стимулирует увеличение производства, что в конечном итоге приведёт к увеличению ВВП страны.
Экономический смысл интеграции в рамках Таможенного союза состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.
Следовательно, устранение таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет
способствовать экономическому росту стран Таможенного союза.
Рассмотрев изменения в организации таможенного дела в связи с вступлением России в Таможенный союз, были выявлены следующие проблемы.
После вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза в стране действуют два правовых акта — союзный, имеющий приоритет, и национальный таможенные кодексы [3]. В связи с этим сразу возникает вопрос: где и в какой части нормы российского закона будут или не будут действовать?
Необходимо также обратить внимание на категории и термины, которые используются в текстах правовых актов. Категории очень важны, поскольку именно из них следует, о каких отношениях идёт речь, является то или иное лицо участником соответствующих отношений, какой у него статус и правомочия. По количеству, а в определённой части и по содержанию термины меняются. В итоге нечёткость определений может привести либо к невозможности осуществления прав, возложенных обязанностей и привлечения к ответственности, либо к сознательному игнорированию нормы.
Проблемными остаются вопросы таможеннотарифного и нетарифного регулирования.
Необходимо создание правовой базы для совместного регулирования отношений прав на интеллектуальную собственность.
С переносом российских таможенных границ на внешние границы Таможенного союза требуется развитие таможенной инфраструктуры в приграничных регионах и налаживание взаимодействия таможенных органов стран-участниц с другими организациями, вовлечёнными в процесс таможенного оформления.
Безусловно, и таможенные органы, и бизнес в первое время начала функционирования Таможенного союза и введения в действие Таможенного кодекса будут испытывать проблемы переходного периода, связанные со сменой устоявшихся технологий, введением новых понятий, новых принципов таможенного регулирования и контроля.
Однако процесс формирования Таможенного союза приобрёл уже практически необратимый характер и его создание принесёт пользу и государству, и бизнесу, и гражданам стран, объединяющихся в Таможенный союз.
Литература
1. Решение Комиссии Таможенного союза № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 г.
2. Истомин С.И., Кожанков А.Ю. О некоторых вопросах разработки проекта Таможенного кодекса Таможенного союза // Таможенное дело. 2008. № 4. С. 5—10.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.12.2010 г.).
2010 г. 2011 г.
Товарооборот Экспорт Импорт 627869,9 398136,2 229733,7 453642,7 287968.3 165674.3
* Данные приведены с учётом торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан