О некоторых проблемах толкования и применения терминов в таможенном законодательстве Таможенного союза
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ТОЛКОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРМИНОВ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Перечисленные в пункте 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза1 (далее - ТК ТС) термины представляют собой азбуку таможенного регулирования, опираясь на которую конструируются статьи самого кодекса, разрабатываются международные договоры государств-членов Таможенного союза, принимаются решения Комиссии Таможенного союза, а также осуществляется национальное таможенное нормотворчество.
Так, например, согласно части 2 статьи 5 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании), термины в области таможенного регулирования и таможенного дела используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и международными договорами, составляющими договорноправовую базу Таможенного союза.
Каждый из основных терминов должен иметь понятное и исчерпывающее определение и, кроме того, соответствовать аналогичным дефинициям Генерального приложения к Киотской Конвенции.
Последнее обстоятельство имеет особое значение, поскольку в 2010 году Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации
1 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза»).
С.В. Халипов
УДК -339.543 ББК - 65.428 Х - 172
таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года2 (далее - Киотская конвенция), с принятием ее Генерального приложения.
В целях сравнительного анализа и правовой оценки, содержащихся в ТК ТС понятий, учитывая рамки данной статьи, обратимся к нескольким терминам, часто используемым в союзном и национальном таможенном регулировании, а именно, таможенный контроль, таможенные операции и таможенные документы.
1. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Согласно подпункту 31 пункта 4 статьи 4 ТК ТС, таможенный контроль определен как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств
- членов Таможенного союза.
Данная формулировка таможенного контроля, на первый взгляд, соответствует аналогичному определению таможенного контроля, содержащемуся в главе 2 Генерального приложения к Киотской конвенции (Е7./Б3), где таможенный контроль представлен мерами, применяемыми таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При этом под таможенным законодательством, согласно Е10./Б18 этой же главы, понимаются положения законов и подзаконных актов, касающиеся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможенную службу, а также любые нормативные акты, изданные таможенной службой в пределах ее установленных законом полномочий.
Такое толкование таможенного законодательства охватывает все возможные требования, предъявляемые к перемещаемым через таможенную границу товарам.
Определение таможенного контроля по ТК ТС по сравнению с определением одноименного термина в Генеральном приложении к Киотской конвенции является более конкретным, но при этом и ограниченным.
Дело в том, что таможенные органы обязаны обеспечивать соблюдение не только таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства соответствующего государства - члена Таможенного союза, но и:
2 Федеральный закон от 03.11.2010 г. № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года».
- соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования;3
- соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.4
Содержание статей ТК ТС не позволяет относить к таможенному законодательству Таможенного союза меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения.
Например, в пункте 4 статьи 3 ТК ТС меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения преподносятся как самостоятельные средства регулирования международного товарооборота.5 Кроме того, их принятие и реализация на единой таможенной территории Таможенного союза вообще предшествовали появлению ТК ТС.
Следует также обратить внимание и на пункт 1 статьи 6 ТК ТС, в содержании которого задача таможенных органов по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и задача по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, и запретов и ограничений выделены в самостоятельные подпункты (подпункт 2 и подпункт 5 соответственно).
Таким образом, получается, что определение таможенного контроля по ТК ТС необоснованно ограничивает компетенцию таможенных органов обеспечением соблюдения только таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза.
3 Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от
25.01.2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании»; решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»; Единый таможенный тариф Таможенного союза РБ, РК и РФ (ЕТТ), утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130.
4 Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений утверждены Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. N 132.
5 При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (п. 4 ст. 3 ТК ТС).
В целях восполнения данного пробела представляется необходимым рассматривать таможенный контроль как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного и иного законодательства Таможенного союза, а также законодательства государств - членов Таможенного союза.
Важно подчеркнуть, что предложенный подход не является оригинальным.
Например, в подпункте 16 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года таможенный контроль был определен как - совокупность мер. осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 4 Таможенного кодекса Европейского Сообщества6 под таможенным контролем понимаются определенные действия таможенных органов в целях обеспечения правильного применения таможенного законодательства и другого законодательства, регулирующего ввоз, вывоз, транзит, передачу, хранение и конечное использование товаров, перемещаемых между таможенной территорией Сообщества и другими территориями, и наличие и передвижение в пределах таможенной территории товаров, не происходящих из Сообщества и товаров, помещенных под режим выпуска для внутреннего потребления.
Как видно из приведенных примеров, контрольная функция таможенных органов не ограничивается обеспечением соблюдения только таможенного законодательства. Соответственно и ТК ТС также должен учитывать данную особенность в определении таможенного контроля.
2. ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ
В соответствии с подпунктом 29 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под таможенными операциями понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
В главе 2 Генерального приложения к Киотской Конвенции схожий по сути термин «таможенные формальности» (Е9./Б16), определен как все операции, которые должны совершаться заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства.
Такое же видение таможенных формальностей изложено в пункте 8 статьи 4 Таможенного кодекса Европейского Сообщества, в котором под таможенными формальностями понимаются все операции, осуществляемые заинтересованным
6 Регламент Совета № 450/2008 (Перевод выполнен Региональным проектом ЮСАИД по либерализации торговли и таможенной реформе, Астана, 2009 г.).
лицом и таможенными органами в целях выполнения требований таможенного законодательства.
Принципиальная разница между определением термина таможенные операции в ТК ТС и таможенными формальностями Генерального приложения к Киотской конвенции и Таможенного кодекса Европейского сообщества заключается в том, что ТК ТС возлагает на участников внешнеэкономической деятельности и других заинтересованных лиц обязанность, не свойственную их статусу.
Заинтересованные лица (участники внешнеэкономической деятельности, таможенные представители, владельцы таможенных складов и другие лица) не обеспечивают соблюдение таможенного законодательства.
Обязанность обеспечивать соблюдение таможенного законодательства - это обязанность таможенных органов, закрепленная в определении таможенного контроля (подпункт 31 пункта 1 ст. 4 ТК ТС) и неоднократно упомянутая в основных задачах таможенных органов (пункт 1 статьи 6 ТК ТС).
Физические и юридические лица, совершая таможенные операции, реализуют свое право на перемещение товаров и главная их обязанность соблюдать (исполнять) таможенное законодательство, а не обеспечивать его соблюдение.
Например, согласно пункту 1 статьи 150 ТК ТС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Отсюда термин таможенные операции может быть сформулирован как действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
3. ТАМОЖЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей (подпункт 28 пункта 1 ст. 4 ТК ТС).
Из текста неясно, что это за документы, кем выдаются (утверждаются) и для каких целей применяются?
Отсутствие в ТК ТС определения таможенным целям оставляет данный термин окончательно непонятным.7 При этом о таможенных целях говорится во многих статьях ТК ТС8 и Закона о таможенном регулировании.9
Частью 1 пункта 5 статьи 176 ТК ТС установлено, что формы таможенных документов определяются решением Комиссии таможенного союза.
7 Не было определения «таможенным целям» и в Таможенных кодексах Российской Федерации 1993, 2003 годов.
8 Например, подпункт 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, пункт 1 статьи 8 ТК ТС; подпункт 1 пункта 2 статьи 15 ТК ТС, абзац 1 пункта 3 статьи 65 ТК ТС; пункт 6 статьи 190 ТК ТС.
9 Например, часть 13 статьи 57, пункт 1 части 3 статьи 88, статья 98, часть 3 статьи 252 Закона о таможенном регулировании.
Следуя этой установке, обращаемся к Решению Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов».
Казалось бы, исчерпывающий перечень наименований таможенных документов, позволит понять о каких документах идет речь в подпункте 28 пункта 1 статьи
4 ТК ТС. Однако это не так.
Во-первых, в Решении Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов» вообще не упоминается о статье 176 ТК ТС,
а, во-вторых, только несколько из перечисленных в указанном решении таможенных документов могут быть отнесены к документам, необходимым для помещения товаров под таможенную процедуру,10 например:
- предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товар -ной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;
- свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
- свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков (для осуществления таможенного транзита таможенным перевозчиком).
Ни в одной из статей, лежащих в основе принятого Комиссией Таможенного союза Решения от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов» ничего не говорится о таможенных документах.
А как следует воспринимать документы, формы которых утверждаются законодательством государств-членов Таможенного союза (например, документ об условиях переработки товаров на таможенной территории - пункт 4 статьи 244 ТК ТС), если только Комиссии Таможенного союза дано право утверждать формы таможенных документов?
Выход видится в изложении определения таможенным документам в иной редакции, а именно, таможенные документы - документы, формы которых устанавливаются таможенным законодательством Таможенного союза или в соответствии с ним и используемые для целей проведения таможенного контроля, уплаты (взыскания) таможенных платежей, совершения таможенных операций и применения таможенных процедур.
Кроме изложенного выше, в ТК ТС можно также встретить и примеры некорректного применения терминов, которые казалось бы не должны вызывать сложностей в их понимании.
Например, пункт 3 ст. 3 ТК ТС определяет, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения,
10 В соответствии с названием статьи 176 ТК ТС «Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру» можно предположить, что в пункте 5 данной статьи имелись в виду формы таможенных документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру.
законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Данное положение содержит ошибку, связанную с неправильным применением термина «таможенное регулирование».
Таможенное регулирование, согласно пункту 1 статьи 1 ТК ТС - это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование осуществляется посредством принятия (подписания) нормативных правовых актов:
- Президентами государств-членов Таможенного союза, главами Правительств государств-членов Таможенного союза, в форме международных договоров (соглашений) государств-членов Таможенного союза;
- наднациональным органом - Комиссией Таможенного союза, в форме решений.
Отдельно взятая таможенная декларация, поданная на конкретный товар (партию товара), никак не может быть ориентиром применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Эти меры вообще не применяются участниками таможенного регулирования, поскольку последние их не применяют, а устанавливают (определяют).
Ошибка кроется в том, что речь должна идти не о таможенном регулировании, а о таможенном деле.
Например, в аналогичном контексте Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года как раз и использовался термин таможенное дело. Так, на основании ст. 7 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года, в таможенном деле применялись меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.
Осуществляя таможенное дело, таможенные органы должны проверять соблюдение лицами требований таможенных правил, действующих на момент регистра-
ции поданной участниками внешнеэкономической деятельности (таможенными представителями) таможенной декларации (иных документов), если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств
- членов Таможенного союза.
Например, согласно п. 1 ст. 77 ТК ТС, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Поэтому проверяя правильность исчисления и уплаты таможенных платежей, таможенный орган должен руководствоваться ставками, действующими на день регистрации таможенной декларации.
Отталкиваясь от предметов регулирования ТК ТС, куда не вошли вопросы организации и осуществления таможенными органами таможенного дела, представляется целесообразным исключить пункт 3 из содержания статьи 3 и ТК ТС в целом.
Что касается вопросов применения в таможенных отношениях мер таможеннотарифного регулирования (таможенных пошлин), а также законодательных актов государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения (налогов), то они уже определены иными положениями ТК ТС, например, статьей 77 и другими статьями.
Остается дополнить ТК ТС, в частности, статью 152, уточняющими нормами о применении запретов и ограничений на разных этапах совершения таможенных операций.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 г. № 5221-1).
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ.
3. Таможенный кодекс Европейского сообщества. Регламент Совета № 450/2008.
4. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза»).
5. Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от
25.01.2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании».
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
7. Единый таможенный тариф Таможенного союза РБ, РК и РФ (ЕТТ), утвержден решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130.
8. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений
(утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. N 132).
9. Федеральный закон от 03.11.2010 г. № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года».
10. Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов».
Объем внешнеторговых операций Азербайджана вырос на 9, 9%
В январе-феврале текущего года в Азербайджане осуществлено внешнеторговых операций с 102 зарубежными странами на сумму в 4,7 млрд. долларов США (на 9,9% больше показателя аналогичного периода прошлого года), в том числе экспортные на 3,4 млрд. (3,8%) и импортные - 1,3 млрд (в 1,9 раза), - сообщили в Госкомстате Азербайджана.
Экспорт превысил импорт в 2,6 раза, создав положительное внешнеторговое сальдо в 2,1 млрд. долларов. 85% внешнеторговых операций пришлось на Италию. США, Францию, Россию, Малайзию, Украину, Турцию, Испанию, Болгарию, Китай, Германию, Индию, Израиль и Казахстан.