Научная статья на тему 'Особенности правовой регламентации отношений в рамках таможенного союза: проблемы и решения'

Особенности правовой регламентации отношений в рамках таможенного союза: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / ПРАВИЛА INCOTERMS / ИМПОРТЕРЫ / ЭКСПОРТЕРЫ / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS UNION / CUSTOMS CODE / INCOTERMS REGULATIONS / IMPORTERS / EXPORTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Елена Петровна

Рассмотрены вопросы таможенного регулирования в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества. Правила Incoterms которые представляют собой свод международных коммерческих терминов, публикуемый Международной торговой палатой, и являются общепризнанным международным стандартом и используются по всему миру при заключении внешнеторговых или внутристрановых контрактов купли-продажи товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of the Customs Regulations in customs union in the frames of the Eurasian Economic Community are considered. The Incoterms regulations which are the code of international commercial terms published by the International Chamber of Commerce, generally recognized international standard and are applied allover the world at letting foreign and domestic product purchase contracts.

Текст научной работы на тему «Особенности правовой регламентации отношений в рамках таможенного союза: проблемы и решения»

Журавлева Е. П.

Особенности правовой регламентации отношений в рамках таможенного союза...

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Е. П. Журавлева

THE SPECIFICS OF LEGAL REGULATIONS OF RELATIONS IN THE FRAMES OF A CUSTOMS UNION: PROBLEMS AND DECISIONS

Zhuravleva E. P.

The issues of the Customs Regulations in customs union in the frames of the Eurasian Economic Community are considered. The Incoterms regulations which are the code of international commercial terms published by the International Chamber of Commerce, generally recognized international standard and are applied allover the world at letting foreign and domestic product purchase contracts.

Key words: customs regulation, customs union, customs code, Incoterms regulations, importers, exporters.

Рассмотрены вопросы таможенного регулирования в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества. Правила Incoterms которые представляют собой свод международных коммерческих терминов, публикуемый Международной торговой палатой, и являются общепризнанным международным стандартом и используются по всему миру при заключении внешнеторговых или внутристрановых контрактов купли-продажи товаров.

Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенный союз, таможенный кодекс, правила Incoterms, импортеры, экспортеры.

УДК 657

Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами (1).

Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств -членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; (в ред. Протокола от 16.04.2010)

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики (1).

Функционирование Таможенного союза

России, Белоруссии и Казахстана позволяет подвести некоторые итоги, проанализировать специфику правового регулирования отношений, складывающихся внутри него (3).

Единство таможенной территории трех стран означает перемещение товаров внутри нее без таможенного оформления (декларирования), что привело к прямой экономии временных и финансовых затрат участников ВЭД.

Важно, что между государствами - членами Таможенного союза можно перемещать не только товары внутреннего производства, но и иностранные товары при условии их выпуска в свободное обращение. Таким образом, свобода движения товаров - основа механизма функционирования Таможенного союза. Функционирование такого крупного интеграционного образования, как Таможенный союз, требует в первую очередь адекватного правового обеспечения (2).

Формирование нормативно-правовой базы в минимально короткие сроки не могло не отразиться на ее качестве. Однако унификация тамо-

женного законодательства в рамках интеграции России, Белоруссии и Казахстана, несомненно, прогрессивный шаг. В ходе реализации положений Таможенного кодекса Таможенного союза и актов, принятых в соответствии с ним, безусловно, будут выявляться проблемы, сложности, недостатки.

Основная задача при этом - оперативно реагировать и предпринимать действенные меры, нацеленные на совершенствование нормотворче-ской и правоприменительной деятельности.

В области таможенного дела применяются нормы многих федеральных законов: "О валютном регулировании и валютном контроле", "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О таможенном тарифе", "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и пр. (1).

С самого начала функционирования Таможенного союза обсуждался вопрос замены Таможенного кодекса РФ законом, не противоречащим ТК ТС и устанавливающим положения, делегированные на национальный уровень. Действующий в настоящее время Таможенный кодекс РФ применяется в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза, что крайне усложняет деятельность, как самих таможенных органов, так и участников ВЭД (1).

Усложнение понимания таможенного законодательства в первую очередь для участников ВЭД обусловило активизацию работы таможенных органов по разъяснению его норм (2).

Отмена таможенных процедур на границах государств - членов Таможенного союза чревата проблемами информационного характера.

Замена хорошо функционирующей системы обмена внешнеторговой информацией новым механизмом потребует более длительного переходного периода.

Такая организация деятельности таможенных органов должна предполагать четкое разграничение компетенции Комиссии Таможенного союза и национальных таможенных администраций (1).

Новая редакция международных коммерческих терминов 1пео1егш8 вступила в силу 1 января 2011 г. Главным образом эти правила регулируют взаимоотношения продавца и покупателя, как тот: переход риска или оплата расходов. Но и для банков эти правила играют немаловажную роль при работе с документарным аккредитивом или осуществлении валютного контроля (4).

Правила 1пео1егш8 представляют собой свод международных коммерческих терминов, публикуемый Международной торговой палатой. Они

т

Журавлева Е. П.

Особенности правовой регламентации отношений в рамках таможенного союза.

являются общепризнанным международным стандартом и используются по всему миру при заключении внешнеторговых или внутристрано-вых контрактов купли-продажи товаров. Несмотря на усовершенствование правил Incoterms, они достаточно часто неправильно используются. Например, основной ошибкой экспортеров является использование терминов, относящихся к морской перевозке (FOB или CIF), при авиа-или автомобильной перевозке (3).

Другие ошибки: осуществление действий, не предусмотренных выбранным термином, например погрузка при выборе EXW (ExWorks); невключение всех расходов, предусмотренных термином; использование DDP (Delivered Duty Paid), когда продавец не может удовлетворить требования иностранных таможенных органов по оформлению груза и при этом не имеет защиты, поскольку выбранный термин не рассматривался в правовом отношении.

Импортеры тоже совершают ошибки при использовании Incoterms. В основном это связано с непониманием того, как сделать выбор в пользу определенного термина, например, недостаточно хорошо известного поставщика можно контролировать с помощью термина FCA (Free Carrier). Среди других ошибок можно выделить неясный "пункт поставки", например, указан CFR (Cost and Freight), но не указан порт; осуществляется покупка на условиях DDP, даже если продавец не может выполнить таможенные формальности по импорту (4).

Теперь правила могут использоваться для внутристрановых контрактов, а не только для внешнеторговых. Изменилось и определение пункта перехода риска при морской перевозке -теперь это не поручни судна. Наконец, правила теперь покрывают больше обязанностей, таких как вопросы безопасности при цепочке поставок. Кроме того, в новой редакции правил 11 терминов вместо 13.

Два новых термина DAT (Delivered At Terminal) и DAP (Delivered At Place) заменили четыре правила прежней редакции DAF (Delivered At Frontier), DES (Delivered Ex Ship), DEQ (Delivered Ex Quay (duty paid)) и DDU (Delivery Duty Unpaid). Термин DDP (Delivery Duty Paid) остался без изменений.

По новым правилам имеет место поставка на условиях DAT, когда продавец передает товар в распоряжение покупателя разгруженным на поименованном терминале.

По условиям DAP поставка осуществлена, когда продавец передает товар в распоряжение покупателя в поименованном месте на транс-

портном средстве готовым для разгрузки (т.е. неразгруженным). DAT и DAP могут использоваться вне зависимости от вида транспорта, они не ограничиваются только морской перевозкой.

Предполагается, что эти два термина будут использоваться в контейнерных перевозках. Кроме того, в названии термина DAP не употребляется термин duty, что должно стимулировать его использование во внутренней и свободной торговле наряду с внешней. Вместо используемых по Incoterms 2000 терминов DAF, DES и DDU теперь следует использовать DAP, а вместо DEQ в старой редакции правил - DAT. Для контейнерных перевозок, когда товар продается на условиях включения стоимости доставки, следует использовать следующие термины- DAT (с указанием терминала), когда доставка осуществляется в контейнерный порт или терминал - DAP (помещение покупателя), когда доставка осуществляется в помещение покупателя, но товар не очищен для импорта; - DDP (помещение покупателя), когда доставка осуществляется в помещение покупателя и товар очищен для импорта. Для морской перевозки и перевозки внутренним водным транспортом наибольшие изменения коснулись термина FOB, а, следовательно, CFR и CIF (4).

Теперь нет формулировки "поручни судна". То есть больше не будет риска, "качающегося" от продавца к покупателю через воображаемую перпендикулярную линию, уходящую от поручней судна куда-то в небо. Согласно новой редакции, риск переходит с продавца на покупателя, когда товар размещен на борту судна) (3).

Собственно, это означает, что вся партия погружена. Если погружена половина партии, а корабль затонул, то очевидно, что полная погрузка не состоялась и риск не переходит с продавца на покупателя. Вероятно, именно это стало причиной того, что покупатели стали настаивать на бортовых пометках, на морских транспортных документах.

Еще один важный момент касается терминов морской перевозки и перевозки внутренним водным транспортом, а именно FAS, FOB, CFR и CIF. Эти условия поставки не рекомендуется использовать при контейнерных перевозках (4).

Связано это с тем, что практические вопросы обработки контейнеров не подходят для пункта перехода риска, предусмотренного этими терминами.

В последнее десятилетие безопасность стала особенно актуальна. Во многих странах введены обязательные процедуры проверки, например сканирование контейнеров.

Новые Правила не предусматривают каких-либо изменений, отражающих такие мероприя-

тия, исходя из соображения, что подобные проверки являются частью обязательных требований при экспорте/импорте. Но и продавец, и покупатель должны предоставить большее количество информации, чтобы провести экспортную/импортную очистку и получить разрешение для международного перевозчика транспортировать товар. Следовательно, согласно новым правилам, обе стороны (продавец и покупатель) обязаны предоставить информацию, необходимую другой стороне. Раньше не требовался такой уровень сотрудничества.

Для случаев, когда правило Incoterms требует получения страховки (например, при условиях CIP и CIF), были изменены страховые требования, с целью отразить недавние изменения Institute Cargo Clauses (4).

В случаях, когда правила Incoterms требуют от продавца организовать и оплатить перевозку товара в согласованное место (CPT, CIP, CFR, CIF, DAT, DAP и DDP), расходы на разгрузку и обработку в порту/на терминале страны импорта могут быть переложены продавцом на покупателя как часть стоимости товара. Тем не менее, некоторые покупатели сталкиваются с тем, что на них опять возлагаются расходы за эти услуги портом или терминалом. То есть происходит двойная оплата.

Новые Правила попытались решить эту проблему, более четко определив, кто обязан оплачивать расходы по терминалу. Например, по условию A6 CIP, если договор перевозки продавца включает расходы на обработку в порту/на терминале страны импорта, продавцу не разрешено повторно взимать их с покупателя (4).

Для случаев, когда правило Incoterms требует получения страховки (например, при условиях CIP и CIF), были изменены страховые требования, с целью отразить недавние изменения Institute Cargo Clauses. Заметим, что продавец обязан обеспечить только минимальное покрытие, что, и предусмотрено в Clause (C) Institute Cargo

Clauses (LMA/IUA) или подобных. Это низкий уровень страхования. Покупателям, например, промышленных товаров следует подумать о требовании более высокого уровня страховки.

При всевозрастающем внимании к стоимости товара спорным стал вопрос расходов на обработку на терминале.

В свое время Incoterms 2000 упоминали электронные документы в довольно громоздкой манере. Новые правила устанавливают, что любой документ может быть заменен эквивалентной электронной записью или процедурой, если стороны об этом договорились или это является обычной практикой. Это дает электронным средствам связи ту же юридическую силу, что и бумаге (3).

Тому, что понимать под электронными средствами связи, сознательно была дана широкая трактовка, чтобы правила оставались применимыми в быстроразвивающейся сфере электронного документооборота.

По условиям FCA, CPT, CIP, FAS, FOB, CFR и CIF обязанность продавца в отношении контракта на перевозку товара была изменена, теперь продавцу разрешается обеспечить контракт на перевозку.

Таким образом, общепризнано, что в некоторых случаях товар продается несколько раз по цепочке организаций, но только исходный продавец действительно заключает контракт на перевозку товара конечному покупателю. Это делает Incoterms более привлекательными для трейдеров сырьевыми товарами (4).

Ключевым вопросом применения правил Incoterms остается не только и не столько их содержание, сколько корректное использование. Довольно часто экспортеры и импортеры используют термин, не подходящий для данных условий сделки и перевозки. В новой редакции, кроме актуализации правил к современным условиям, были предприняты попытки сделать правила более удобными в применении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таможенный кодекс таможенного союза.

2. Закон РФ «О таможенном тарифе».

3. Инкотермс — 2000.

4. Инкотермс — 2010.

Об авторе

Журавлева Елена Петровна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Сфера научных интересов автора -бухгалтерский учет, бухгалтерское дело, аудит, бухгалтерский учет в системе программного обеспечения. ЪиЬие1ю1;-8£!;и@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.